Научная статья на тему 'Интеллектуальная составляющая трудового потенциала'

Интеллектуальная составляющая трудового потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / INTELLECTUAL POTENTIAL / LABOR POTENTIAL / SCIENCE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Патимат Руслановна

Цель. Вывод российской экономики на орбиту устойчивого социально-экономического развития возможен только при условии существенного инвестирования в интеллектуальную составляющую трудового потенциала. Данное направление, к сожалению, практически не развивается, порождая старение работников научно-образовательного сегмента, который становится непривлекательным для молодежи. Целью статьи является исследование проблем эффективного использования и развития интеллектуальной составляющей трудового потенциала. Методы проведения работы анализ документов, обобщение и сравнение. Результаты. В данной статье обещаются трактовки понятия «интеллектуальный потенциал» и обосновывается авторский подход к пониманию данной категории и ее составляющих. Рассмотрены проблемы, эффективность и перспективы развития интеллектуального потенциала страны для ее экономического роста; предложены рекомендации по сохранению и развитию интеллектуального потенциала современного государства. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области экономики, аспирантами и студентами, широким кругом читателей, а также при создании программ эффективного использования и развития интеллектуальной составляющей трудового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL COMPONENT OF LABOUR POTENTIAL

Purpose. The Russian economy can be put into an orbit of sustainable social and economic development only on condition of essential investment into an intellectual component of labor potential. Unfortunately this direction doesn’t develop in practice, generating aging of workers in scientific and educational segment which becomes unattractive for the youth. The purpose of the article is to research the problems of effective use and development of an intellectual component of labor potential. Methods of carrying out the work the analysis of documents, generalization and comparison. Results. In this article the interpretations of the concept «intellectual potential» are explained, the author’s approach to understanding of this category and its components is proved. The problems, efficiency and perspectives of intellectual potential development of the country for its economic growth are considered; recommendations concerning the preservation and development of intellectual potential of the modern state are offered. Practical implications. The results can be used by specialists in the field of economics, postgraduate and undergraduate students, a wide range of readers, and also for creating the programs of effective use and development of an intellectual component of labor potential.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная составляющая трудового потенциала»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-4-32 УДК 331.1

интеллектуальная составляющая трудового потенциала

Алиева п.р.

цель. Вывод российской экономики на орбиту устойчивого социально-экономического развития возможен только при условии существенного инвестирования в интеллектуальную составляющую трудового потенциала. Данное направление, к сожалению, практически не развивается, порождая старение работников научно-образовательного сегмента, который становится непривлекательным для молодежи. Целью статьи является исследование проблем эффективного использования и развития интеллектуальной составляющей трудового потенциала.

Методы проведения работы - анализ документов, обобщение и сравнение.

результаты. В данной статье обещаются трактовки понятия «интеллектуальный потенциал» и обосновывается авторский подход к пониманию данной категории и ее составляющих. Рассмотрены проблемы, эффективность и перспективы развития интеллектуального потенциала страны для ее экономического роста; предложены рекомендации по сохранению и развитию интеллектуального потенциала современного государства.

область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области экономики, аспирантами и студентами, широким кругом читателей, а также при создании программ эффективного использования и развития интеллектуальной составляющей трудового потенциала.

ключевые слова: интеллектуальный потенциал; трудовой потенциал; наука; образование.

INTELLECTUAL COMPONENT OF LABOUR POTENTIAL

Alieva P.R.

Purpose. The Russian economy can be put into an orbit of sustainable social and economic development only on condition of essential investment into an intellectual component

of labor potential. Unfortunately this direction doesn't develop in practice, generating aging of workers in scientific and educational segment which becomes unattractive for the youth. The purpose of the article is to research the problems of effective use and development of an intellectual component of labor potential.

Methods of carrying out the work - the analysis of documents, generalization and comparison.

Results. In this article the interpretations of the concept «intellectual potential» are explained, the author's approach to understanding of this category and its components is proved. The problems, efficiency and perspectives of intellectual potential development of the country for its economic growth are considered; recommendations concerning the preservation and development of intellectual potential of the modern state are offered.

Practical implications. The results can be used by specialists in the field of economics, postgraduate and undergraduate students, a wide range of readers, and also for creating the programs of effective use and development of an intellectual component of labor potential.

Keywords: intellectual potential; labor potential; science; education.

Возрастание роли человеческого фактора в современных условиях вызвано стремительным социально-экономическим развитием. В современной экономической системе человеческие ресурсы, трудовой потенциал играют определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ на всех уровнях, в обеспечении качественных параметров экономического роста. Данные ресурсы определяют перспективы развития экономики.

Качественной характеристикой трудового потенциала, наряду с физической и социальной, является и интеллектуальная составляющая. Интеллектуальная составляющая трудового потенциала определяется учеными как наиболее существенная характеристика, охватывающая накопление знаний (научно-технических, культурных, экономических и т.д.) умений, навыков и опыта в целом [7, с. 247]. Определяющим фактором в формировании знаний выступает образование, которое готовит человека к восприятию, освоению и развитию научно-технических достижений, что в конечном итоге приводит к увеличению производительности труда и экономическому росту. Качество трудового потенциала определяется объёмом усвоенных знаний, поэтому необходимо говорить об образовательном потенциале рабочей силы и населения, который характеризуется показателями уровня образования.

Человеческие знания и умения не имеют ценности, пока их не применяют в производственной или деловой ситуации. Интеллектуальные возможности - это, прежде всего, способность

извлекать стоимость из своего запаса знаний, умений и навыков, именуемого интеллектуальным капиталом [6, с. 59]. Поэтому, говоря об интеллектуальном потенциале, мы имеем дело с трудовым потенциалом, посредством которого и происходит реализация первого.

Интеллектуальный потенциал представляет собой наряду с количеством образованных людей, также уровень познавательной самостоятельности, качество умственной деятельности отдельных индивидов и всего народа, степень умственной активности различных слоев населения. Необходимо в настоящее время разумно и бережно относиться к интеллектуальному потенциалу, его сохранению и развитию.

По мнению В.Ж. Келле, интеллектуальный потенциал - это интегративное понятие, объединяющее науку, образование, технологии, все виды интеллектуальной деятельности и ее субъектов. Интеллектуальный потенциал России - это национальное достояние, открывающее перед ней возможности инновационной динамики и поддержания должного уровня цивилиза-ционного развития [8, с. 13]. Интеллектуальный потенциал, с точки зрения некоторых авторов, представляет собой комплексную характеристику уровня развития интеллектуальных, творческих возможностей, их раскрытия, организации и использования обществом.

Формирование интеллектуальной, творческой личности, владеющей базовыми, ключевыми компетентностями, выступает необходимой потребностью современного российского общества. Существенными ценностными основаниями интеллекта являются: креативность, интеллектуальная компетентность, инновационное мышление [11, с. 92].

Интеллектуальный потенциал можно представить как совокупность трех составляющих: кадровой, научной и материально-технической (рис. 1).

Выделяют отдельные факторы, которые имеют сильное или слабое влияние на интеллектуальный потенциал. Современная политика деятельности предприятий указывает на традиционно сильное влияние экономических, организационных и технических факторов. Однако практика эффективного управления интеллектуальным потенциалом российских и зарубежных предприятий свидетельствует о необходимости усиления социально-экономических факторов.

Все факторы по способам влияния на интеллектуальный потенциал делят на внешние (представляющие собой условия формирования интеллектуального потенциала, создаваемые такими внешними субъектами, как международные организации, учебные заведения и др.) и внутренние (представляющие собой условия формирования интеллектуального потенциала, создаваемые самими предприятиями) (рис. 2).

Составляющие интеллектуального потенциала

работники учреждений академий наук и высшей школы, непосредственно

осуществляющие фундаментальные исследования;_

докторанты, аспиранты и соискатели научных степеней, стажеры-

исследователи вузов и НИИ;_

работники отраслевых НИИ, инженерных, технологических, учебно-научных центров, коммерческих структур, осуществляющих НИОКР;

изобретатели, новаторы;_

специалисты научно-информационных и вычислительных центров; научно-педагогический состав высшей школы и системы повышения квалификации специалистов;

работники отраслевых НИИ, инженерных, технологических, учебно-научных

центров, коммерческих структур, осуществляющих НИОКР;

специалисты опытных производств, обеспечивающих апробацию новшеств и

их подготовку к серийному выпуску;_

научно-вспомогательный персонал, содействующий проведению исследований

и разработок на всех стадиях инновационного процесса;_

квалифицированные рабочие, осуществляющие наладку, ремонт и профилактическое обслуживание средств интеллектуального труда; специалисты сферы материального производства, внедряющие инновации в практическую деятельность.

научные открытия, зарегистрированные в Государственном реестре;

завершенные диссертационные исследования;_

завершенные научные исследования;

изобретения, имеющие охранные документы;_

информационные технологии, программные продукты; обучающие технологии, учебно-методические материалы.

система средств интеллектуального труда;_

система средств научно-информационного обслуживания и компьютерного обеспечения работников интеллектуального труда;

система средств и инфраструктуру маркетинговых исследований по изучению конъюнктуры аналогов, формированию спроса и продвижения новшества на рынок товаров и услуг;

здания, сооружения и другие элементы пассивной части основных средств

сферы интеллектуального труда;_

предметы интеллектуального труда, использующиеся в ходе НИОКР.

рис. 1. Составляющиеинтеллектуального потенциала (составлен автором)

Рис. 2. Факторы формирования интеллектуального потенциал (составлен автором)

Для полного раскрытия интеллектуального потенциала работника определенно необходимы также соответствующие условия труда. Выделяют факторы, которые способствуют развитию и успешной реализации интеллектуального потенциала, Среди них можно выделить следующие: введение различных программ обучения, семинаров и тренингов; систематическое повышение квалификации работников; учет индивидуальных особенностей работника; мероприятия, направленные на стимулирование и мотивацию труда; благоприятный рабочий климат в коллективе; развитие корпоративной культуры; возможность для саморазвития и самореализации [3, с. 222].

В современных условиях Российская Федерация обладает такими преимуществами, как обширная ресурсная и территориальная база, высокий образовательный уровень населения, развитые научные и университетские сети. Аккумулирован значительный научный потенциал, имеются подготовленные кадры и перспективные разработки практически по всему спектру современных технологий. Однако данные естественные конкурентные преимущества, созданные несколькими поколениями ученых, не могут быть эффективно использованы страной из-за слабо развитой национальной инновационной системы.

Стратегической целью Российской Федерации является выход к 2020 году на мировой уровень приоритетности исследований и разработок. Достижение данной цели предполагает наличие качественного человеческого потенциала страны [9]. Вместе с тем для современной России характерно ухудшение качества населения, которое в первую очередь связано со снижением его интеллектуальной составляющей [13]. Об этом свидетельствует существенное научно-технологическое отставание российской экономики: на мировых рынках высоких технологий РФ занимает 0,3%, чему в первую очередь способствовало значительное сокращение в 90-е гг. XX века ресурсной базы научных исследований. Последовавшие за этим снижение научно-исследовательского потенциала (2 раза с 1992 по 2012) и интеллектуальная миграция значительно ослабили научно-технологическое развития страны [10, с. 54].

Наука выступает неотъемлемой частью интеллектуального потенциала. В ходе научных исследований формулируется нечто новое, что впоследствии создает информацию и знания: определяются и формулируются закономерности общественного развития, осуществляется моделирование изучаемого явления и прогнозирование перспективных направлений его развития. Помимо науки, на интеллектуальный потенциал населения влияет уровень информатизации общества, поскольку именно информационные технологии позволяют наиболее полно реализовать научный и образовательный потенциалы.

Интенсивное развитие интеллектуального потенциала достигается преимущественно за счет качественных показателей и прежде всего качественного кадрового состава работников интеллектуального труда и их творческой активности. Более того, основой кадровой составляющей интеллектуального потенциала являются научные кадры.

Остаются проблемы, связанные с достижением надлежащего качества образования на всех уровнях - от общего, начального и среднего профессионального образования до высшего и послевузовского профессионального образования. Согласно данным международных рейтингов, российские вузы не попадают в первую сотню мировых лидеров. Проанализируем состояние и тенденции изменения кадровой составляющей научного потенциала России. С 2000 г. на-

блюдалась общая тенденция к сокращению научных кадров с 887,7 тыс. человек до 727,0 тыс. человек в 2013 г. (табл. 1).

Таблица 1

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками

(тыс. человек) [14, с. 482]

2000 2005 2010 2011 2012 2013

численность персонала - всего 887,7 813,2 736,5 735,3 726,3 727,0

в том числе: исследователи 425,9 391,1 368,9 374,7 372,6 369,0

техники 75,2 65,9 59,3 61,6 58,9 61,4

вспомогательный персонал 240,5 215,6 183,7 178,5 175,8 175,4

прочий персонал 146,1 140,5 124,6 120,5 119,0 121,2

Данные по возрастному составу научных кадров тоже отчасти неутешительны. Почти треть научных работников (26%) в 2012 г. составляли люди старше 60 лет. Положительные изменения происходят в квалификационной и возрастной структуре научных работников. Так, в 2000 г. доля исследователей составляла 48%, в 2010 г. - уже 50%, а в 2013 г. - 51%. Если в начале века в отечественной науке трудилось около 45 тыс. научных сотрудников в возрасте до 29 лет, то в 2012 г. их число составляло более 75 тыс. человек [15, с. 226].

Основные показатели развития интеллектуального потенциала и инновационной активности в РФ представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели развития интеллектуального потенциала и инновационной активности

в РФ [14, с. 491-492, 494; 12, с. 706, 900]

Показатели 2000 2005 2010 2011 2012 2013

Показатели интеллектуального потенциала

число организаций, выполнявших исследования и разработки 4099 3566 3492 3682 3566 3605

численность исследователей, имеющих ученую степень, тыс. чел. 105,9 99,4 105,1 109,5 109,3 108,2

удельный вес исследователей, имеющих ученую степень, % 24,9 25,4 28,5 29,2 29,3 29,3

численность докторов наук, тыс. чел. 21,9 23,4 26,8 27,7 27,8 27,5

удельный вес исследователей, имеющих степень доктора наук, % 5,2 5,9 7,3 7,4 7,5 7,4

численность кандидатов наук, тыс. чел. 84,0 76,0 78,3 81,8 81,5 80,8

удельный вес исследователей, имеющих ученую степень кандидата наук, % 19,7 19,5 21,2 21,8 21,9 21,9

Продолжение таблицы 2

Показатели инновационной активности

число созданных передовых производственных технологий 688 637 684 1138 1323 1429

число использованных передовых производственных технологий 70069 140983 203330 191650 191372 193830

количество поданных заявок на выдачу патентов на изобретения отечественными заявителями 28688 32254 42500 41414 44211 44919

количество выданных патентов на изобретения отечественными заявителями 17592 23390 30322 29999 32880 31638

Данные таблицы 2 показывают, что в 2013 г. основные показатели развития интеллектуального потенциала возросли по сравнению с 2010 г. однако по сравнению с 2011-2012 гг. наблюдается снижение данных показателей. Основные показатели инновационной активности за последние годы возросли.

В настоящее время около 22% среди исследователей составляют люди пенсионного возраста, в том числе 5% - старше 70 лет. В связи с этим необходимо вовлечение высококвалифицированных пенсионеров в целевую научно-исследовательскую деятельность, что обеспечит их частичную занятость и не приведёт к потере интеллектуального потенциала фундаментальных научных исследований, накопленного уникальной образовательной системой России и частично утраченной эмиграционными потоками специалистов-теоретиков в страны с постиндустриальными экономиками. Тогда удастся избежать «догоняющего» развития России как страны с развивающимся рынком [5, с. 15].

Одним из наиболее важных факторов, определяющих формирование, эффективное использование и развитие интеллектуального потенциала, является образование, а также накопление и использование знаний. Некоторые ученые отдают приоритет непрерывному образованию в развитии интеллектуального потенциала. Международные образовательные стандарты постепенно трансформируются под влиянием изменений свойств данных: контактный, авторитарный тип обучения дополняется дистанционным, интерактивным, опираясь на компьютерные технологии, в результате чего образовалась и стала неотъемлемой чертой современного образования его непрерывность.

Образование является фундаментальным фактором развития экономики, основанной на знаниях. Хорошо образованные и умелые люди представляют собой ключ к созданию, распространению и эффективному использованию знаний. Экономика знаний требует наличия

развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения. К тому же, обучение и подготовка кадров является основным компонентом процесса формирования кадрового потенциала, определяющей последующую эффективность его использования.

Непрерывное профессиональное образование - это обучение, направленное на совершенствование знаний, умений, навыков, способностей человека, в целях совершенствования его профессиональной деятельности, развивает интеллектуальный потенциал взрослого работника с опытом работы. По некоторым оценкам, каждый год после первоначального обучения приносит работник в развитых странах как минимум 10% прироста годового дохода. Данная тенденция существует на протяжении столетий. Образование работников влияет на количественные показатели, на личностные качества работников и их отношение к трудовой деятельности и, как следствие, на повышение эффективности и качества работы.

Вместе с тем необходимо выделить проблему инвестиций в интеллектуальный потенциал, его формирование и развитие. Инвестиции в интеллектуальный потенциал подразделяют на 2 категории - прямые и косвенные. К прямым инвестициям в интеллектуальный потенциал относят затраты на получение общего и специального образования, профессиональную подготовку и переподготовку в производстве, планирование и мотивацию карьерного роста, приобретение специализированной литературы, привлечение аутсорсеров и консультантов [2, с. 24]. Косвенными инвестициями считают затраты на поддержание здоровья и медицинское обслуживание, приобретение и создание информационных технологий и соответствующего оборудования.

Инвестиции в интеллектуальный потенциал важны не только для работника, получающего заработки и пользующегося более высоким спросом на рынке труда по сравнению с менее образованными коллегами, но и для работодателя, так как труд более образованного работника отличается более высоким качеством и эффективностью. К сожалению, в нашей стране существует существенная проблема реализации стратегии инновационного развития России, остается дефицит кадров для инновационной деятельности, способных объединить интеллектуальные и технологические ресурсы и обеспечить коммерциализацию новшеств на внутреннем и глобальном рынках [4, с. 43].

Для формирования и эффективного развития имеющегося интеллектуального потенциала целесообразно сосредоточиться на его интенсивном развитии, в связи с этим необходимо:

• разработать систему мотивации труда, заинтересовывающую научные кадры в полной мере использовать имеющийся потенциал именно в сфере исследований и разработок;

• проводить систематическую и целенаправленную работу, совершенствовать содержательную, процессуальную части образовательного процесса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• повышать степень интеллектуализации содержания, заключающейся в развитии интеллектуально-творческой направленности личности посредством формирования и закрепления устойчивых интеллектуальных качеств;

• развивать интеллектуальную культуру личности, включающую в себя интеллектуальные показатели человека, а также профессиональные знания, навыки, развитые способности;

• довести заработную плату занятых в сфере науки и исследований как минимум до уровня среднего заработка по региону;

• повышать уровень мировоззренческой культуры;

• разработать систему социальной поддержки научных работников;

• информатизировать образовательный процесс;

• обеспечить необходимую материально-техническую и информационную базу для проведения и осуществления научных исследований и разработок для максимальной реализации творческого потенциала исследователей [1, с. 25; 11, с. 92].

Формирование, эффективное использование и развитие интеллектуального потенциала имеет особое значение для экономики страны. Социально-экономический кризис, остаточный принцип финансирования бюджетной сферы, снижающееся качество образования и другие факторы могут нанести существенный урон интеллектуальному потенциалу российского общества. Необходимо осознавать, что данная сфера является не менее важной, чем остальные. В некоторых развитых странах в образование вливаются инвестиции в разы превышающие расходы на военные и другие цели. Инвестиции в человека являются самыми эффективными и необходимыми для российской экономики.

список литературы

1. Альхименко О.Н. Интеллектуальный потенциал государства: оценка, сохранение и развитие // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2012. № 3. С. 15-25.

2. Альхименко О.Н. Роль интеллектуального потенциала в росте производительности и повышении эффективности труда в инновационной экономике // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2012. №11. С. 24.

3. Бердникова Л.Ф. Интеллектуальный потенциал в инновационном развитии современной организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4(22). С. 220-223.

4. Быкова О.Н., Мусатова Ж.Б. Роль высшей школы в подготовке кадров для инновационной экономики // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2012. № 1. С. 43.

5. Васильев П.П., Шевелева О.М. современные тенденции формирования трудового потенциала и развития интеллектуального капитала // Наука и образование хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 5 (48). С. 7-16.

6. Горбунова О.Н., Кондрашова И.С. Особенности формирования трудового и интеллектуального потенциала человека // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 10(044). С. 59-63.

7. Джегутханов В.В. Интеллектуальная составляющая трудового потенциала и ее оценка // Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 2-3. С. 246-249.

8. Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал // В диапазоне гуманитарного знания. 2001. № 4. С. 13.

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р. URL: http://txts.mgou.ru/05.02.2015/13.Raspor_Pravitelstva_RF.pdf (дата обращения: 6.04.2015).

10. Леонидова Г.В. Интеллектуальный потенциал населения: теоретико-методологические основы исследования // Экономические и социальные перемены факты, тенденции, прогноз. 2014. № 1 (31). С. 52-71.

11. Новикова О.С., Беляева О.В. Интеллект и интеллектуальный потенциал в образовании // Философия права. 2010. № 1. С. 90-93.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. 900 с.

13. Римашевская, Н.М. Качество человеческого потенциала в современной России. URL: http: http://spkurdyumov.ru/forecasting/kachestvo-chelovecheskogo-potenciala-v-sovremennoj-rossii/ (дата обращения: 6.04.2015).

14. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. 693 с.

15. Труд и занятость в России. 2013: Стат. сб. / Росстат - M., 2013. 661 c.

References

1. Alchimenko O.N. The intellectual potential of the state: assessment, preservation and development // Bulletin of Russian Economic Academy named by G.V. Plekhanov. Introduction. The way to science. 2012. № 3. Pp. 15-25.

2. Alchimenko O.N. The role of intellectual potential in the growth of productivity and increase of efficiency of work in innovative economy. // Rationing and compensation in the industry. 2012. №11. P. 24.

3. Berdnikova L.F. Intellectual potential in the innovative development of modern organization. // Science vector of Tolyatti State University. 2012. № 4 (22). Pp. 220-223.

4. Bykova O.N., Musatova Zh.B. Role of the higher school in personnel training for the innovative economy. // Human capital and professional education. 2012. № 1. P. 43.

5. Vasilyev P.P., Sheveleva O.M. Modern tendencies of labor potential formation and development of intellectual capital. // Science and education; economy; business; law and management. 2014. № 5 (48). Pp. 7-16.

6. Gorbunova O.N., Kondrashova I.S. The formation peculiarities of labor and intellectual potential of the person. // Social and economic phenomena and processes. 2012. № 10 (044). Pp. 59-63.

7. Dzheguthanov V.V. Intellectual component of labor potential and its assessment. // Terra Eco-nomicus. 2008. Vol. 6. № 2-3. Pp. 246-249.

8. Kelle V.Zh. Spirituality and intellectual potential // In the range of the humanities. 2001. № 4. P. 13.

9. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020: approved. by the Federal Government 17 November 2008 №1662-r. [Electronic resource] - Access mode: http://txts.mgou.ru/05.02.2015/13.Raspor_Pravitelstva_RF.pdf (address date: 6.04.2015).

10. Leonidova G.V. Intellectual potential: Интеллектуальный потенциал населения: theoretical and methodological bases of research// Economic and social changes; facts, trends, forecast. 2014. № 1 (31). Pp. 52-71.

11. Novikova O.S., Belyaeva O.V. Intelligence and intellectual potential in education // Law philosophy. 2010. № 1. Pp. 90-93.

12. Russian regions. Social and economic indexes. 2014: Stat. col. / Rosstat. - М., 2014. 900 p.

13. Rimashevskaya N.M. The quality of human potential in modern Russia [Electronic resource] -Access mode: http://spkurdyumov.ru/forecasting/kachestvo-chelovecheskogo-potenciala-v-sov-remennoj-rossii/ (address date: 6.04.2015).

14. Russian statistic annual. 2014: Stat. col. / Rosstat. - М., 2014. 693 p.

15. Labor and Employment in Russia. 2013: Stat. col. / Rosstat. - M., 2013. 661 р.

данные об авторе

Алиева патимат руслановна, старший преподаватель кафедры «Экономика труда и управление персоналом», кандидат экономических наук Дагестанский государственный университет

ул.Гаджиева, 43-а, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367000, Россия

e-mail:[email protected]

SPIN-кодв SCIENCEINDEX:7494-6594

DATA ABOUT THE AUTHOR

AlievaPatimatRuslanovna, Senior Lecturer of the chair of Labor Economics and human resource management, PhD degree in Economics Dagestan State University

43-a, Gadzhiyev Street, Makhachkala, 367000, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.