Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал населения: теоретико-методологические основы исследования'

Интеллектуальный потенциал населения: теоретико-методологические основы исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4553
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСЕЛЕНИЯ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / POPULATION / INTELLECT / INTELLECTUAL POTENTIAL OF POPULATION / LABOUR POTENTIAL / HUMAN CAPITAL / SCIENCE / EDUCATION / CULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонидова Галина Валентиновна

В статье рассмотрены теоретико-методологические основы исследования интеллектуального потенциала населения. В представленных материалах показано, что данная категория является предметом междисциплинарных исследований, в частности философии, психологии, социологии, педагогики, экономики. Из анализа сущности интеллектуального потенциала следует важный вывод о том, что наличный уровень интеллекта – результат его развития. А значит, определенные усилия со стороны таких социальных институтов, как семья, образование, государство, способствуют не только формированию умных людей, но и реализации их потенциальных интеллектуальных возможностей в производстве, создании культурных ценностей, управлении обществом, воспитании и т.д. При таком подходе интеллект перестает быть объектом исследования смежных дисциплин, приобретает социальную окраску и становится социально-экономической категорией.Проанализированы основные теории, концепции и подходы, используемые при исследовании интеллектуального потенциала. Наиболее подробно освещена теория человеческого капитала, поскольку согласно данной теории доход человеку приносят знания, умения и навыки – именно то, что непосредственным образом составляет суть интеллектуальных свойств личности.Дано авторское определение интеллектуального потенциала населения, актуализирующее такие обязательные для понимания сущности категории элементы, как взаимосвязь с социально-экономическим развитием общества, факторы формирования свойства, в том числе необходимость подготовки (воспроизводства) интеллектуальных людей, психологический аспект (способности); не игнорируются носители интеллектуального потенциала, ибо это свойство населения. Определены методологические подходы к оценке интеллектуального потенциала населения, раскрыты используемые процедуры и методы исследования. Предложены методологические подходы к организации мониторинга интеллектуального потенциала населения как индикатора инновационного развития общества и эффективности государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual potential of population: theoretical and methodological framework for research

The article considers the theoretical and methodological framework for the research into the population’s intellectual potential. The presented materials show that this category is the subject of interdisciplinary studies, including philosophy, psychology, sociology, pedagogics, economics. One of the important conclusions drawn from the analysis of the essence of intellectual potential is the conclusion that the actual level of intelligence is the result of its development. It means that certain efforts on the part of such social institutions like family, education, government, promote not only the formation of smart people, but also the implementation of their potential intellectual capabilities in the production, creation of cultural values, society management, education, etc. when using this approach, the intellect ceases to be just a research object of related disciplines, but it acquires social dimension and becomes a socio-economic category. The basic theories, concepts and approaches, used in its study, were analyzed. The theory of human capital was given a most thorough consideration, because, according to this theory, the income of a person is earned by knowledge, abilities and skills, i.e. the essence of intellectual properties of an individual. The article provides the author’s definition of the intellectual potential of the population, which brings to the fore the following elements necessary for the understanding of this category: relation to socio-economic development, factors in the formation of the characteristic, including the need for training (reproduction) of intelligent people, the psychological aspect (abilities), the carriers of intellectual potential are not ignored, because it is an attribute of the population. The article identifies methodological approaches to the estimation of the population’s intellectual potential, describes the applied procedures and research methods. The authors propose methodological approaches to the monitoring of the population’s intellectual potential as an indicator of innovation development of the society and the efficiency of public administration.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал населения: теоретико-методологические основы исследования»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

УДК 331, ББК 65.24 © Леонидова Г.В.

Интеллектуальный потенциал населения: теоретико-методологические основы исследования

Галина Валентиновна ЛЕОНИДОВА

кандидат экономических наук, доцент, заведующий лабораторией исследования проблем трудового потенциала, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий РАН (160014, г. Вологда, ул. Горького, 56а, galinaleonidova@mail.ru)

Аннотация. В статье рассмотрены теоретико-методологические основы исследования интеллектуального потенциала населения. В представленных материалах показано, что данная категория является предметом междисциплинарных исследований, в частности философии, психологии, социологии, педагогики, экономики. Из анализа сущности интеллектуального потенциала следует важный вывод о том, что наличный уровень интеллекта — результат его развития. А значит, определенные усилия со стороны таких социальных институтов, как семья, образование, государство, способствуют не только формированию умных людей, но и реализации их потенциальных интеллектуальных возможностей в производстве, создании культурных ценностей, управлении обществом, воспитании и т.д. При таком подходе интеллект перестает быть объектом исследования смежных дисциплин, приобретает социальную окраску и становится социально-экономической категорией.

Проанализированы основные теории, концепции и подходы, используемые при исследовании интеллектуального потенциала. Наиболее подробно освещена теория человеческого капитала, поскольку согласно данной теории доход человеку приносят знания, умения и навыки — именно то, что непосредственным образом составляет суть интеллектуальных свойств личности.

Дано авторское определение интеллектуального потенциала населения, актуализирующее такие обязательные для понимания сущности категории элементы, как взаимосвязь с социально-экономическим развитием общества, факторы формирования свойства, в том числе необходимость подготовки (воспроизводства) интеллектуальных людей, психологический аспект (способности); не игнорируются носители интеллектуального потенциала, ибо это свойство населения.

Определены методологические подходы к оценке интеллектуального потенциала населения, раскрыты используемые процедуры и методы исследования.

Предложены методологические подходы к организации мониторинга интеллектуального потенциала населения как индикатора инновационного развития общества и эффективности государственного управления.

Ключевые слова: население, интеллект, интеллектуальный потенциал населения, трудовой потенциал, человеческий капитал, наука, образование, культура.

Leonidova G.V

Intellectual potential of population: theoretical and methodological framework for research

Leonidova Galina Valentinovna — Ph.D. in Economics, Associate Professor, Head of the Laboratory for the Studies of Labor Potential Development Issues, Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia, galinaleonidova@mail.ru).

Abstract. The article considers the theoretical and methodological framework for the research into the population’s intellectual potential. The presented materials show that this category is the subject of interdisciplinary studies, including philosophy, psychology, sociology, pedagogics, economics. One of the important conclusions drawn from the analysis of the essence of intellectual potential is the conclusion that the actual level of intelligence is the result of its development. It means that certain efforts on the part of such social institutions like family, education, government, promote not only the formation of smart people, but also the implementation of their potential intellectual capabilities in the production, creation of cultural values, society management, education, etc. when using this approach, the intellect ceases to be just a research object of related disciplines, but it acquires social dimension and becomes a socio-economic category.

The basic theories, concepts and approaches, used in its study, were analyzed. The theory of human capital was given a most thorough consideration, because, according to this theory, the income of a person is earned by knowledge, abilities and skills, i.e. the essence of intellectual properties of an individual.

The article provides the author’s definition of the intellectual potential of the population, which brings to the fore the following elements necessary for the understanding of this category: relation to socioeconomic development, factors in the formation of the characteristic, including the need for training (reproduction) of intelligent people, the psychological aspect (abilities), the carriers of intellectual potential are not ignored, because it is an attribute of the population.

The article identifies methodological approaches to the estimation of the population’s intellectual potential, describes the applied procedures and research methods.

The authors propose methodological approaches to the monitoring of the population’s intellectual potential as an indicator of innovation development of the society and the efficiency of public administration.

Key words: population, intellect, intellectual potential ofpopulation, labour potential, human capital, science, education, culture.

Стратегическая цель Российской Федерации — выход к 2020 г. на мировой уровень приоритетных исследований и разработок и освоение шестого технологического уклада [8, 16]. Достижение цели сопряжено с наличием качественного человеческого потенциала страны. Однако для современной России (конца ХХ — начала XXI в.) характерно ухудшение качества населения, связанное в первую очередь со снижением его интеллектуального компонента [21]. Об этом свидетельствует серьезное научнотехнологическое отставание российской экономики: на мировых рынках высоких технологий РФ занимает 0,3%, чему прежде всего способствовало существенное снижение в 90-е годы XX в. ресурсной базы научных исследований. Последовавшие за этим сокращение исследовательского корпуса (в 2 раза с 1992 по 2012 г.) и интеллектуальная миграция (масштабы утечки «мозгов» составили по оценкам исследователей около миллиона человек) значительно ослабили научно-техническое развитие страны [21].

Важным индикатором, характеризующим степень развитости интеллекта населения, служит индекс развития человеческого потенциала1 (ИРЧП), рассчитываемый под эгидой ООН. По последнему

занимает 55 место (в 1990 г. ее позиция была 33-й; табл. 1).

Хотя после существенного «провала» в конце 1990-х — начале 2000-х гг. показатель российского ИРЧП имеет положительную динамику, его значение не достигло базового уровня. Кроме того, разрыв между мировым лидером (в 1992 г. — Канада — 0,982, в 2010 г. — Норвегия — 0,955) и РФ увеличивается (с 0,108 в 1990 г. до 0,112 в 2010 г.). Приходится констатировать, что за прошедшие годы среди стран, имеющих высокий ИРЧП2, он снизился только в России [5]. При этом ни один из субъектов РФ не достиг по ИРЧП уровня развитых стран. Данное обстоятельство красноречиво свидетельствует, что в России за годы становления рыночной экономики и на современном этапе не создано действенных организационно-экономических механизмов, способствующих эффективному воспроизводству интеллектуального потенциала населения. Сегодня эта проблема выдвигается в государственном управлении на первый план.

Продолжающаяся деинтеллектуализация российской экономики требует не только повышенного внимания органов власти к этой проблеме, но и идентификации понятия «интеллектуальный потенциал населения».

рейтингу стран по ИРЧП (2010 г.) Россия

Таблица 1. Динамика индекса развития человеческого потенциала России

Показатель 1990 г. 1992 г. 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2010 г.

Индекс ИРЧП 0,873 0,862 0,781 0,792 0,817 0,840 0,843

Место в рейтинге ООН 33 37 60 67 71 66 55

Источники: Национальные доклады о человеческом развитии Российской Федерации (год публикации индекса означает, что он рассчитан по показателям двухлетней давности): Россия перед лицом демографических вызовов. - 2008. - С. 178-180; Регионы России: проблемы, цели, достижения, 2006-2007. - С. 132-133; Модернизация и человеческое развитие, 2011. - С. 137; Устойчивое развитие: вызовы РИО, 2013. - С. 149.

1 В 2010 году семейство индикаторов, которые измеряют ИРЧП, было расширено, а сам индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИРЧП, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), индекс гендерного неравенства (ИГН) и индекс многомерной бедности (ИМБ). На основании этих изменений был осуществлён перерасчёт всех имевшихся ранее данных.

2 Высоким считается индекс от 0,800 ед.

Современное его содержание — это итог научного осмысления социально-экономической практики ведущих стран мира. В нем аккумулированы важнейшие положения многих теорий, получивших развитие в середине XX века: человеческого капитала, трудового потенциала, экономики знаний и других концепций становления постиндустриального общества, поскольку структура экономики претерпевает кардинальные изменения. Для формирования теории человеческого капитала ко II половине XX века были созданы все необходимые субъективные и объективные предпосылки (рис. 1).

Важнейшая предпосылка возникновения теории человеческого капитала — научно-техническая революция конца 50-х— начала 60-х годов XX века. Она вызвала глубокие преобразования в производительных силах общества, существенно усилила роль и значение личности человека в экономике, уровня его образования, научных знаний, опыта и квалификации. Другая предпосылка — превращение науки в непосредственную производительную силу. Степень наукоёмкости производства стала напрямую влиять на интенсивность производственного оборота. В странах-лидерах НТП наблюдается нарастающий прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил и формировании внушительного по абсолютным и относительным размерам невещного богатства. Наиболее значимым фактором экономического прорыва стала способность общества к созданию и внедрению инноваций.

Развитие экономической мысли постепенно способствовало смещению акцентов с материалистической трактовки источников развития к осознанию исходной роли знаний, интеллекта, созидательных способностей человека.

Для понимания экономической сущности интеллектуального потенциала

населения наиболее значима теория человеческого капитала [3] (Т Шульц, Г. Беккер). Согласно данной теории доход человеку приносят знания, умения и навыки

— именно то, что непосредственным образом составляет суть интеллектуальных свойств личности. Человеческий капитал, по мнению исследователей, — это функциональная составляющая инновационного производства («знания, навыки, практический опыт, одухотворенные интеллектуальной активностью, выступающей формой реализации интеллектуальных, нравственно и культурно-ориентированных способностей человека к созданию нового, ранее неизвестного знания, обеспечивающего получение интеллектуальной ренты и различного рода преимуществ перед конкурентами») [26, с. 332]. Из этого следует, что интеллектуальная активность является тем компонентом, который отличает способности к творческому труду от способностей к исполнительскому труду, человеческий капитал от простой рабочей силы, определяет условия и природу процесса «капитализации» интеллектуальных способностей к труду.

Анализ имеющихся определений «интеллектуального потенциала населения» показал, что общепринятого понимания этой категории современной наукой не выработано. Мы выделили три методологических подхода:

• философский [1, с. 1472], трактующий интеллектуальный потенциал как «некую абстрактную категорию, лишенную способности изменяться во времени, но имеющую изначальную созидательную силу» (Ф. Аквинский, А.А. Ухтомский, П.А. Флоренский и др.);

• психолого-педагогический [25, с. 25], определяющий интеллектуальный потенциал как «способность к обучению, обучаемость» и относящий к интеллектуальным качествам личности компетентность,

1 (31) 2014 Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз

Рисунок 1. Периодизация развития теорий, актуализирующих понятие «интеллектуальный потенциал населения» (составлено автором)

Интеллектуальный потенциал населения: теоретико-методологические основы исследования

инициативу, творчество, саморегуляцию, уникальность склада ума (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.И. Кочетов, А.И. Субетто и др.);

• социально-экономический [7, с. 228; 12, 16, 26], соотносящий комплексную характеристику уровня развития интеллектуальных, творческих возможностей ресурсов страны, отрасли, личности с функционированием сфер образования и науки и ускорением научно-технического прогресса (В.К. Левашов, Б.Г. Клейнер, Ю.П. Лежнина, РЕ. Лещинер, А.И. Татар-кин, А.Ф. Мартынов и др.; табл. 2).

Сущность интеллектуального потенциала населения необходимо рассматривать через два ключевых понятия — «интеллект» и «потенциал».

Категория «потенциал» носит общенаучный характер: она используется в математике, физике, технике, биологии, химии, экономике, социологии и других отраслях знаний. В экономической литературе ею оперировали еще в 20-е гг. XX в. при разработке комплексной оценки

уровня развития производительных сил. «Потенциал» (от лат. ро1епИа — сила) трактуется как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [4, с. 428].

Интеллект является свойством индивида. При этом интеллект нельзя отождествлять с мышлением. Одно из различий состоит в том, что мышление является процессом осмысливания и решения некоторой мыслительной задачи. Второе связано с тем, что мышление возникает тогда, когда появляется практическая задача, а способность к мышлению (интеллект) — это устойчивое, постоянное свойство индивида, присущее ему на протяжении всей жизни. Отсюда следует, что интеллект является свойством индивида, определяющим возможность протекания мыслительной деятельности [24, с. 71].

Таблица 2. Основные подходы к определению интеллектуального потенциала

Основные подходы Содержание Авторы

Философский Открытая динамичная система взаимодействующих когнитивно-креативной и ценностно-праксеологической составляющих Некая абстрактная категория, лишенная способности изменяться во времени, но имеющая изначальную созидательную силу Познание недоступных опыту объектов путем оперирования знаками, Символами, моделями и иными репрезентантами сверхчувственного бытия Способность человека, связанная с духовностью, культурным фоном личности, сознанием, мышлением, направленная на рациональное познание действительности, универсальной связи всех вещей, всех явлений Индивидуальная ступень мышления (интеллект) возникает и формируется в начале ноогенеза как чистая способность постижения смысла действия и выражения его в общезначимых формах (словах, символах, знаках) Ф. Аквинский П.А. Флоренский В.С. Соловьев И. Кант Г. Гегель А.И. Герцен A.А. Ухтомский B.В. Орлова И.Т. Фролов П. де. Шарден

Психолого- педагогический «Способность к обучению, обучаемость» Компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность склада ума Богатство, которое определяет настоящее и будущее каждой страны и народа, «инструмент» прогресса, показатель уровня развития общества. Это не только количество образованных людей, но и уровень познавательной самостоятельности, качество умственной деятельности как отдельных индивидов, так и всего народа, степень умственной активности различных слоёв населения А.И. Субетто А.А. Деркач Д.Б. Богоявленская А.И. Кочетов Л.С. Выготский

Окончание таблицы 2

Основные подходы Содержание Авторы

Социально- экономический Способность системы (государства, региона, предприятия, организации и т.п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, в духовно-нравственной сфере Совокупность умственных, творческих, духовных возможностей, ресурсов страны, отрасли, личности для решения стоящих перед ними задач Совокупность интеллектуальных способностей людей, составляющих единую социально-демографическую группу и оказывающих влияние на социально-экономический статус членов этой группы Совокупность знаний, умений, навыков, способностей индивида, развитых до общественно необходимого уровня и вовлекаемых в процесс общественного производства с целью удовлетворения интересов и потребностей различных субъектов хозяйствования Способность воспроизводить «товарный продукт», принимающий формы интеллектуальной собственности Совокупность интеллектуальных потенциалов хозяйствующих субъектов, которые в свою очередь формируются как совокупность реализованных интеллектуальных потенциалов работников, способствующих ускорению научно-технического прогресса Совокупная способность общества к освоению и осмыслению мира, накопленный им объем научной и культурной информации, системы производства, передачи знаний, а также соответствующая совокупность рабочей силы, способная принимать, перерабатывать, использовать, воспроизводить и передавать информацию Система отношений, касающихся производства новых или обогащенных (обновленных) знаний, а также интеллектуальных способностей индивидуумов, коллективов и общества обеспечивать устойчивое, расширенное и сбалансированное воспроизводство национального богатства для повышения качества жизни всего населения и сохранения целостности страны Комплексная характеристика уровня развития интеллектуальных, творческих возможностей ресурсов страны, отрасли, личности Совокупность интеллектуальных, коммуникационных, информационных, нравственноэстетических и «мыслительнодеятельностных» компетенций и способностей работников и наличие возможностей для их реализации и развития Объем освоенных новшеств; затратоемкость реализованной инновационной продукции (износ основных фондов, оборачиваемость оборотных фондов, фондоотдача, доля заработной платы научно-исследовательского персонала в себестоимости продукции); способность государства к обеспечению прав и интересов создателей интеллектуальной собственности Е.В. Бобкова М.И. Багдасаров В.К. Левашов Ю.П. Лежнина М.Н. Руткевич Ю.М. Воронин Л. Я. Баранова О.В. Беляева A.А. Иванов И.В. Усольцева Е.В. Чмыхова Е.Ю. Марусинина Б.М. Рудицкий B.А. Кадомцева В.А. Иванцов А.Ф. Мартынов Л.А. Лемдяева А.И. Татаркин Р.Г. Аглямов М.А. Нугаев Б.Г. Клейнер Д.М. Шакирова Г.В. Краюхин Р.Е. Лещинер

Источники: составлено автором по: Багдасаров М.И. Интеллектуальный капитал в системе корпоративных отношений: автореф. дис. ... к.с.н. - М., 2008. - 28 с.; Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.А., Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, экономические стратегии, безопасность / под ред. С.А. Панова. - М.: Экономика, 1997. - С. 228; Лежнина Ю.П. Взаимосвязь социально-экономических показателей региона с интеллектуальным потенциалом его населения // Труды СГУ. - 2006. -Вып. 99; Макрусев В.В., Пауков А.А. Система трансграничной защиты интеллектуальной собственности. - М.: РТА, 2005; Мару-синина Е.Ю. Управление интеллектуальными ресурсами предприятия в рамках реализации концепции внутриорганизационного маркетинга: автореф. дис. ... к.э.н. - Волгоград, 2007. - 24 с.; Регулирование инновационных процессов в регионе / под ред. Г.А. Краюхина. - СПб.: СПбГИЭА, 1997. - С. 289; Руткевич М.Н., Левашов В.К. О понятии интеллектуального потенциала и способах его измерения // Науковедение. - 2000. - №1; Субетто А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия. - СПб.: ПАНИЛ, 1999. - 827 с. - С. 25; Татаркин А.И. Интеллектуальный ресурс общества // Вестник Российской академии наук. - 2011. - Т. 81. - №8. - С. 684; Шакирова Д.М. Критерии оценки интеллектуального и образовательного потенциалов в информационном обществе // Образовательные технологии и общество. - 2010. - Т. 13. - №3. - С. 445-455; Аквинский Ф. Сумма теологии. - Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис, 2002. - С. 1472.

Философское содержание интеллекта современные авторы связывают с таким понятием, как ноосфера [30, с. 25]. Согласно П.Т де Шардену, интеллект (индивидуальная ступень мышления) возникает и формируется в начале ноогенеза как чистая способность постижения смысла

действия и выражения его в общезначимых формах (словах, символах, знаках). Оперирование этими формами и позволяет человеку ориентироваться в сообществе, которое и образует почву тонкой оболочки, земного универсума, названную ноосферой [30, с. 178].

Можно выделить основные элементы интеллекта: знания и умственные способности, достаточные условия выполнения интеллектуальным потенциалом функции — быть основой мыслительной деятельности, т.е. решения практических или теоретических задач с требуемой эффективностью. Применительно к современному миру в качестве составляющей интеллектуального потенциала человека можно выделить профессиональные компетенции (компетентности) как «синтез интеллекта, определенных типов мышления, нравственно-этических качеств и направленности деятельности». Причем компетентность, по мнению А.А. Овсянникова [18, с. 76-96], является «стратегическим ресурсом, на десятки лет предопределяющим социальную и экономическую жизнь страны».

Из определения сущности интеллекта следует важное заключение о том, что имеющийся его уровень является результатом его развития. А значит, определенные усилия со стороны таких социальных институтов, как семья, образование, государство, способствуют не только формированию умных людей, но и реализации их потенциальных интеллектуальных возможностей в производстве, создании культурных ценностей, управлении обществом, воспитании и т.д. При таком подходе интеллект перестает быть объектом исследования психологии, приобретая социальную окраску и становясь социально-экономической категорией.

Исследование не дает однозначного ответа о составляющих интеллектуального потенциала, его структуре, поскольку всё зависит от того, кому принадлежит этот потенциал — индивиду, компании (организации) или обществу в целом (страны, региона и т.д.).

В составе индивидуального интеллектуального потенциала исследователи (А.В. Сохань) выделяют такие элементы, как [24, с. 71]:

— развитые способности;

— знания, умения, навыки, то есть система духовных образований, в которой на личностном уровне отражены результаты познавательной и активно-преобра-зующей деятельности человека;

— идеалы, убеждения, ценностные ориентации, интересы, которые являются результатом интеллектуального осмысления человеком окружающего мира, своего места в нем [29, с. 448].

Трудности изучения интеллектуального потенциала человека (индивида) кроются в том, что знания, как правило, исследуются педагогическими науками, а способности — психологическими.

В структуре интеллектуального потенциала личности авторы выделяют, кроме знаний, образовательные и социокультурные ценности (стремление к творчеству, познанию окружающего мира, общий уровень культуры и т.д.), базовый уровень образования, профессионально-квалификационный уровень, степень таланта, способность к восприятию новшеств, которая позволяет быстрее осваивать новые технологии в производстве и управлении.

Анализируя социально-экономическую сущность понятия «интеллектуальный потенциал населения», приходим к выводу, что в работах отечественных экономистов существуют несколько разных подходов к его оценке. Их систематизация показывает, что наибольшей эвристической ценностью обладают формулировки, в которых выделяется когнитивно-креативная составляющая, ориентирующая человека на практическое применение знаний и умственных способностей. Интеллектуальный потенциал оказывается заложенным в человеке как скрытая возможность,

Рисунок 2. Компоненты интеллектуального потенциала населения по методике оценки качественных характеристик трудового потенциала

которую необходимо формировать в направлении, необходимом обществу, для дальнейшего его совершенствования. Из вышесказанного следует, что основными составными частями интеллектуального потенциала личности являются когнитивные (знаниевые) и творческие характеристики [22, с. 9; 14, с. 70].

В логику данного подхода удачно вписывается концепция качественных характеристик населения (Н.М. Римашевская),

на основе которой Институтом социально-экономического развития территорий РАН проводится многолетнее исследование качества трудового потенциала населения3. В описываемом исследовании интеллектуальный потенциал рассматривается, с одной стороны, как компонент трудового потенциала, с другой стороны, как интегральная характеристика когнитивных и креативных способностей людей (рис. 2).

3 Мониторинг качества трудового потенциала населения Вологодской области проводится ИСЭРТ РАН с 1997 года. Объектом исследования является трудоспособное население Вологодской области. Опросы проходят ежегодно в августе — сентябре в городах Вологде и Череповце и в восьми районах области (Бабаевском, Великоустюгском, Во-жегодском, Грязовецком, Кирилловском, Никольском, Тарногском и Шекснинском). Метод опроса — анкетирование по месту жительства респондентов. Объём выборки составляет 1500 человек, ошибка выборки не превышает 3%. Объектом исследования является трудоспособное население Вологодской области в возрасте старше 16 лет. Согласно используемой методике базовыми характеристиками качества трудового потенциала населения являются: физическое и психическое здоровье, когнитивный потенциал, творческие способности, коммуникабельность, культурный и нравственный уровень, потребность в достижении (социальные притязания). В результате математической обработки баз данных мониторинга каждое из перечисленных выше качеств получает численную оценку в виде индекса в интервале от нуля до единицы. Интегральный индекс — это качество трудового потенциала, иначе именуемое социальной дееспособностью.

Исходные эмпирические данные содержат информацию о характере интеллектуального поведения (деятельности) и об отношении населения к ценностям интеллектуальной и творческой сферы [27, с. 30-33].

Вышесказанное позволяет выделить следующие уровни исследования интел-

лектуального потенциала: микроуровень (личность), мезоуровень (предприятие, фирма) и макроуровень (общество; рис. 3).

Большинство авторов характеризуют сущность и содержание интеллектуального потенциала населения с позиции оценивания тенденций развития систем

Рисунок 3. Уровни исследования интеллектуального потенциала населения

(составлено автором)

УРОВНИ СОСТАВ ИЗМЕРЯЕМЫХ КОМПОНЕНТОВ

образования, науки и культуры [6, с. 20, 22] как сфер формирования и реализации этого свойства. В этом случае используются показатели насыщенности указанных сфер исследуемой территории научными кадрами, удельные расходы на научные исследования и разработки как в целом, так и в расчете на одного исследователя, степень развитости материально-технической базы науки данной территории (страна, регион), что дает возможность определить не только текущее положение страны в мировом сообществе, но и вектор будущего экономического развития общества посредством создания соответствующей макроэкономической среды для повышения качества интеллектуальных ресурсов. Структура компонентов общественного интеллектуального потенциала позволяет определить сферы и субъекты жизнедеятельности региона (рис. 4), которые непосредственно участвуют в воспроизводстве интеллектуального потенциала, и конкретизировать основные направления управления воспроизводственным процессом.

При анализе и оценке учеными интеллектуального потенциала выделяются некоторые методологические различия в подходах. В одних исследованиях четко прослеживаетсяресурсный подход [9, с. 18; 10, с. 20]. Он исходит из посыла, что обще-

ственный интеллектуальный потенциал является особой совокупностью ресурсов (материальных, природных, трудовых, финансовых, информационных) общественного производства и отражает способность национальной экономики технологически и коммерчески использовать научно-технические знания в целях социально-экономического развития.

Другие ученые (Л. С. Бляхман, Ф.Л. Мерсон, Э.М. Торф) использовали в своих трудах результативный подход, основанный на оценке «выхода» интеллектуальной деятельности [15, с. 56]. На макроуровне в этом случае анализируются финансовые результаты, полученные национальной экономикой от реализации товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, на внешних рынках.

Во многих исследованиях ресурсный и результативный подходы комбинируются (Е.В. Бобкова, А.Г. Краюхин, Р.Е. Ле-щинер, В.К. Левашов, Ю.П. Лежнина, М.Н. Руткевич) [20, с. 45]. Оценка интеллектуального потенциала проводится в этом случае на основе интегрального показателя, агрегирующего и результаты интеллектуальной деятельности (объемы освоенных новшеств/реализованных нововведений), и ресурсы (износ основных фондов, оборачиваемость оборотных

Рисунок 4. Структура интеллектуального потенциала региона

Интеллектуальный потенциал населения территории

Образовательный потенциал Научно-технический потенциал Инновационный потенциал Культурный потенциал

Источник: Максименко И.И. Управление интеллектуальным потенциалом региона: автореф. дис. .. к.э.н. (08.00.05). - Пермь, 2010.

фондов, фондоотдача, доля заработной платы исследовательского персонала в себестоимости продукции). При таком подходе категория «интеллектуальный потенциал населения» понимается как мера эффективности экономики, выражающейся в ее способности к реализации интеллектуальных возможностей человека и общества в целях социально-экономического развития [17, с. 20].

Одним из методологических подходов к исследованию интеллектуального потенциала является тот, который основан на изучении социальной структуры общества [24, с. 19]. Его приверженцы выделяют в качестве носителя интеллектуального потенциала интеллигенцию. С одной стороны, интеллигенция действительно концентрирует в себе значительную часть интеллектуального потенциала, но, с другой стороны, сводить сущность исследуемого понятия лишь к творческой деятельности данной категории людей некорректно, так как в интеллектуальный потенциал включаются знания не только тех, кто занимается сложным умственным трудом, но и всего населения, выполняющего определенные экономические, социальные, политические, культурные функции.

При расширительном подходе интеллектуальные ресурсы рассматриваются весьма близко к категории «человеческий потенциал». И для этого имеются весомые аргументы, базирующиеся на международных методиках оценки и расчета индекса развития человеческого потенциала. В этом индексе, как известно, используются специально преобразуемые (для сопоставимости) по странам оценки уровня образования (грамотность) населения, здоровья (продолжительность жизни), результативности экономики (душевые доходы) [6, с. 15].

Оценки интеллектуального развития стран, принятые в международных исследованиях, включают, кроме ИРЧП, следующие методики. Во-первых, индекс экономики знаний, который показывает, насколько эффективно используются знания для обеспечения экономического развития. С помощью данного индекса измеряется способность страны к производству и распространению знаний на её территории. Индекс рассчитывается как среднее из оценок по четырем параметрам: экономические стимулы, институциональный режим, образование, инновации, использование информационных технологий.

Можно отметить и такой международный индикатор, как индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК), компоненты которого объединены в 9 базисных групп4, одной из которых является «высшее образование и профессиональная подготовка»5.

Промежуточным уровнем между микро-(человеком) и макроуровнем, соответствующим всему национальному хозяйству в целом, является измерение интеллектуального потенциала на уровне определенных профессиональных коллективов (компания, фирма, предприятие). В состав оценочных показателей при этом входят либо совокупность имеющихся интеллектуальных активов фирмы (интеллектуальная собственность, накопленные базы

4 Девять базисных групп: 1) институциональная среда, 2) состояние инфраструктуры, 3) макроэкономические показатели, 4) развитие здравоохранения и 5) начального образования, 6) высшее образование и профессиональное обучение, 7) эффективность рынка, 8) технологическая восприимчивость, 9) организация бизнеса и деловая практика.

5 При расчете индекса «высшее образование и профессиональная подготовка» учитывается не только доля населения с высшим и незаконченным высшим образованием, но и качество образования и науки в стране (при расчете индекса учитываются оценки бизнесом качества образовательной системы, уровень подготовки по математике и естественным наукам, качество организации школьного обучения).

знаний, полезные отношения с другими субъектами (А.Ф. Мартынов) [16, с. 40], либо человеческий (квалификационные и творческие способности работников компании) и управленческий (управленческая идеология, формальные и неформальные отношения как внутри компании, так и с ее внешним окружением, уровень организационного развития и уровень развития каждого отдельного работника, информированность работников, носители информации и методы ее распространения) потенциалы, а также элементы информационного (наличие информационной системы и отлаженных информационных потоков в компании) и инновационного потенциалов компании [11, с. 1, 18].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важнейшим составным элементом интеллектуального потенциала компании исследователи выделяют структурный капитал (интеллектуальная собственность, информационные системы, система финансовых взаимоотношений, положения, стандарты, награды). Главная функция данного потенциала — существенно ускорять прирост массы прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний и отношений [7, с. 13].

Анализ теоретико-методологических подходов показал, что при определении сущности интеллектуального потенциала населения большинством авторов не учитывается человек — носитель данного свойства.

Наш подход основывается на следующем толковании изучаемого понятия: «Интеллектуальный потенциал — это свойство населения определенной территории, заключающееся в способности людей к освоению знаний, их генерации и творческому созданию новых знаний, технологий, продуктов, обеспечивающих устойчивое расширенное и сбалансированное

воспроизводство национального богатства, формирующегося при комплексном воздействии социально-экономических, социокультурных и научно-образовательных факторов». Следовательно, мы актуализируем такие обязательные для понимания категории элементы, как взаимосвязь с социально-экономическим развитием общества, факторы формирования свойства, в том числе необходимость подготовки (воспроизводства) интеллектуальных людей, психологический аспект (способности); при этом не игнорируются носители интеллектуального потенциала, поскольку это свойство населения. Такой подход с нашей точки зрения соответствует формированию интеллектуального потенциала населения в той среде, которую можно назвать инновационной, если в ней активно взаимодействуют все вышеперечисленные системы.

Сложность определения сущности и параметров интеллектуального потенциала обусловлена тем, что, с одной стороны, в нем наличествуют и выявленная, и невы-явленная часть, с другой стороны, в нем сосредоточен широкий спектр абстрактных понятий: знания (теоретические, прикладные, экспериментальные), способности (умственные, творческие), интуиция. Кроме того, интеллектуальный потенциал населения динамично изменяется во времени под влиянием многих факторов: если он не используется, то быстро угасает, и, напротив когда практика предъявляет на науку активный спрос, он быстро растет, и еще быстрее растет эффективность его использования [14, с. 115].

Исследование интеллектуального потенциала населения, его состояния на данный момент — важная научная и практическая задача, которая может быть решена только при использовании междисциплинарного подхода.

Выделенные нами в работе особенности исследования этой категории дают основания говорить о различиях, существующих в ее измерении: на макроуровне — на основе данных официальной статистики (больше это относится к общественному интеллектуальному потенциалу), на микроуровне — на основе эмпирических данных (ориентация в большей степени на оценку интеллектуального потенциала личности, при этом имеется существенное предпочтение — методология исследования позволяет оценить и интеллектуальный потенциал населения любой территории или компании) [13, с. 73].

Алгоритм оценки интеллектуального потенциала на микроуровне представляет собой систему процедур выявления эмпирических данных, последующей их математической обработки и сведения к общему интегральному показателю6. Индекс интеллектуального потенциала человека (1ИП) рассчитывается как среднее геометрическое индексов креативности (I ) и когнитивного (1зн, знаниевого) потенциала:

Jип = V1 -Р + 1» (1)

На основании сравнительного анализа методик нами была разработана собственная система показателей, комплексно характеризующих структурные элементы интеллектуального потенциала населения на макроуровне, — образовательный, научно-инновационный, культурный индексы.

Несмотря на традиционность этих показателей, в расчетах нами использованы новые подходы к их выбору, заключающиеся в фиксации не только результата интеллектуальной деятельности, но и условий для ее осуществления. Подход позволяет учесть синергетический эффект воспроизводства интеллектуального потенциала населения (табл. 3).

Для каждого индекса установлены фиксированные минимальные и максимальные значения. Минимальные значения определены как наименьшие возможные значения, которые могут быть достигнуты по данным показателям (в данном случае они приняты за 0), максимальные — как наибольшие по данным показателям отдельно в РФ, СЗФО за исследуемый период.

Таблица 3. Показатели, используемые для оценки интеллектуального потенциала населения

Индекс Показатель

Образовательный Численность студентов вузов на 10 тыс. чел. экономически активного населения, чел.

Численность студентов средних учебных заведений на 10 тыс. чел. экономически активного населения, чел.

Доля расходов на образование, % от ВРП (ВВП)

Научно-инноваци- онный Доля затрат на НИОКР в ВРП (ВВП), %

Число ученых и инженеров на 10 тыс. человек, чел.

Число жителей, подавших патентные заявки на 1 млн. человек, чел.

Число персональных компьютеров на 100 домохозяйств, ед.

Культурный Библиотечный фонд, экз. на 1000 чел.

Посещаемость музеев, чел. на 1000 чел.

Посещаемость театров, чел. на 1000 чел.

Объем электронных каталогов библиотек, % к общему объему фондов

6 Речь идет о мониторинге качества трудового потенциала (интеллектуальный потенциал населения — одно из качеств трудовых ресурсов).

Значения образовательного (РОП), научно-инновационного (РНИП) и культурного потенциалов (РКП) рассчитываются как среднее арифметическое слагающих их коэффициентов, а интегральный индекс интеллектуального потенциала населения (1ИПН) рассчитывается в соответствии с формулой (2):

1ИПН

(2)

где:

1ИПН — интегральный индекс интеллектуального потенциала населения территории;

РОП — индекс образовательного потенциала;

РНИП — индекс научно-инновационного потенциала;

РКП — индекс культурного потенциала территории.

Введение в состав измеряемых компонентов показателей социокультурного развития территории позволяет оценить вклад в воспроизводство интеллектуального потенциала населения не только образовательной и научно-инновационной сфер, но и культуры как среды исторической преемственности и социального опыта людей.

Методика оценки интеллектуального потенциала населения на макроуровне (в т.ч. страны, федеральных округов, регионов) предусматривает возможность рейтингования территорий по данному индикатору, что позволяет обеспечить принятие качественных решений по улучшению условий формирования интеллектуальных свойств населения для каждого конкретного общества.

Описанный выше инструментарий оценки интеллектуального потенциала населения на макроуровне был использо-

ван при исследовании интеллектуального развития территорий Северо-Западного федерального округа в период с 2000 по 2010 г. Анализ результатов показал, что в целом характеристики показывают слабую тенденцию к росту интеллектуального потенциала населения России на макроуровне.

Однако практически по всем показателям (кроме индекса культурного потенциала) Вологодская область отстает от РФ, особенно по значениям научно-инновационного индекса, которые в 2 раза ниже общероссийских (0,19 ед. против 0,38 по РФ). Все это наглядно свидетельствует, что в настоящий момент научно-технический потенциал не является главным источником социально-экономического развития российских территорий.

Данный методический инструментарий может быть использован для оценки интеллектуального потенциала населения как на уровне муниципальных образований, так и на уровне регионов и стран.

Интеллектуальный потенциал населения может выступать в качестве индикатора инновационного развития территорий, а также эффективности государственного управления. В этом случае он рассматривается как весы, на которых следует взвешивать различные политические, экономические и социальные акты. Когда на властных уровнях принимается какое-либо решение, то его можно оценивать с точки зрения того, в какую сторону — повышения, снижения или даже уничтожения интеллектуального потенциала общества — оно работает.

Методологическим инструментом изучения интеллектуального потенциала служит мониторинг. Предлагаемая нами система мониторинга может быть рассмотрена как один из компонентов оце-

3

Рисунок 5. Схема проведения мониторинга интеллектуального потенциала населения (составлено автором)

1 ЭТАП

СБОР ИНФОРМАЦИИ О ПЕРВИЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСЕЛЕНИЯ (ТЕРРИТОРИИ, ОРГАНИЗАЦИИ)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС (МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА)

Г= Щ

е°

<

0

1_

о

X со

¿КО

О

§5 о о

^ £

^ £ Ш

СО

? ^ о 1(^0

§* □С О нЬ со

О

0БРАБ0ТКА ДАННЫХ В СТАТПРОГРАММЕ

ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА і ---------------------;—

3 г

СО О

&

Є ^ го о

£

о

о

® Ф

І ° ИГ

^ со со

1 Е

§ со

I-

£ О

о

15

О ^ О го

* $ -А О х ^ .0 О

!з 8

5 Л Й.§ о Ч” •= го

£ := 9 !=

СО

со

съ

со

т

СЪ

О

к:

15

с!

XI

о

■&

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

і Г

я

-у~

“7“

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ПОКАЗАТЕЛИ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ КУЛЬТУРЫ

2 ЭТАП

АНАЛИЗ ДАННЫХ

ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАСЕЛЕНИЯ

X

АГРЕГИРОВАНИЕ ИНДЕКСОВ ПЕРВИЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

С

с

КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

_)

3

3 ЭТАП

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ

МЕРОПРИЯТИИ по

ПОВЫШЕНИЮ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

ПОТЕНЦИАЛА НАСЕЛЕНИЯ

ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ, СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

ПОДДЕРЖКА ПОЗИ ТИВНЫХ ТЕЬЩЕН ЦИЙ

ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

ночного исследования прямого и косвенного взаимного влияния экономики и социально-экономического развития области на интеллектуальный потенциал и интеллектуального потенциала населения на экономическое развитие региона в ближайшей и отдаленной перспективе. Мониторинг призван изучать и оценивать динамику состояния параметров интеллектуального потенциала, выявлять тенденции в его развитии (рис. 5).

Предусматривая одновременное изучение показателей, характеризующих интеллектуальный потенциал, и воздействующих на него факторов внешней среды, мониторинг позволяет решить следующие задачи:

1) организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации об изменениях состояния интеллектуального потенциала региона;

2) оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих ухудшение интеллектуального потенциала;

3) подготовка рекомендаций органам власти и управления по преодолению негативных тенденций;

4) обеспечение органов управления информацией, полученной в ходе мониторинга.

Вместе с тем мониторинг служит информационной базой для решения таких задач, как:

• обоснование целей и приоритетов в региональной политике сохранения и повышения качества населения региона;

• подготовка докладов об итогах реализации политики сохранения и повышения качества населения или о человеческом развитии территорий;

• оценка результативности действий местных органов власти по решению поставленных задач в области интеллектуального развития общества.

Методологический инструментарий оценки интеллектуального потенциала населения может выступать одним из инструментов изучения эффективности государственного управления в условиях формирования общества знаний.

Литература

1. Аквинский, Ф. Сумма теологии / Ф. Аквинский. — Киев: Эльга, Ника-Центр, Эль-кор-МК, Экслибрис, 2002.

2. Багдасаров, М.И. Интеллектуальный капитал в системе корпоративных отношений: автореф. дис. ... к.с.н. / М.И. Багдасаров. - М., 2008.

3. Беккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход / Г. Беккер // Избранные труды по экономической теории / сост. Р.И. Капелюшников. — М.: ГУ-ВШЭ, 2003.

4. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. — Т. 20 / под ред. А.М. Прохорова. — Изд. 3-е. — М.: Советская энциклопедия, 1975.

5. Зверева, Н.В. Человеческий потенциал устойчивого инновационного развития России [Электронный ресурс] / Н.В. Зверева. — Режим доступа: (дата: 10.02.2014 г.) http://igpr.ru/library/zvereva_nv_ chelovecheskij_otencial_ustojchivogo_innovacionnogo_razvitija _rossii

6. Ильин, В.А. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития / В.А. Ильин, К.А. Гулин, Т.В. Ускова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2010. — №3.

7. Клейнер, Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, экономические стратегии, безопасность / Г.Б. Клейнер, В.А. Тамбовцев, Р.М. Качалов; под ред. С.А. Панова. — М.: Экономика, 1997.

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.

9. Кудина, М.В. Управление интеллектуальным потенциалом компании как элемент корпоративного управления / М.В. Кудина // Государственное управление: Электронный вестник. — 2010. — Вып. 22. — Март.

10. Лагутина, Л.Г. Управление интеллектуальным потенциалом региона в условиях формирующейся инновационной экономики: макроэкономический аспект: автореф. дис. ... к.э.н. / Л.Г. Лагутина. — М.: НОУ ВПО «Московский институт экономики, менеджмента и права», 2009.

11. Лайчук, О.В. Интеллектуально-информационный потенциал: вопросы теории и практики: монография / О.В. Лайчук, Л.А. Николаева. - Иркутск: Изд-во ВГУЭП, 2009.

12. Лежнина, Ю.П. Взаимосвязь социально-экономических показателей региона с интеллектуальным потенциалом его населения / Ю.П. Лежнина // Труды СГУ. — 2006. — Вып. 99 (Гуманитарные науки. Психология и социология образования).

13. Леонидова, Г.В. Направления оценки интеллектуального потенциала / Г.В. Леонидова // Федерализм. — 2011. — №2.

14. Леонтьев, Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в бизнесе / Б.Б. Леонтьев. — М.: Издательский центр «Акционер», 2009.

15. Макрусев, В.В. Система трансграничной защиты интеллектуальной собственности: монография / В.В. Макрусев, А.А. Пауков. — М.: РТА, 2005.

16. Мартынов, А.Ф. Воспроизводство интеллектуального потенциала: оценка, моделирование, методология управления: автореф. ... д.э.н. (08.00.05) / А.Ф. Мартынов. — М., 2008.

17. Марусинина, Е.Ю. Управление интеллектуальными ресурсами предприятия в рамках реализации концепции внутриорганизационного маркетинга: автореф. дис. ... к. э. н. / Е.Ю. Марусинина. — Волгоград, 2007.

18. Овсянников, А.А. Потенциал модернизации высшей школы России: коммуникации компетентностей профессуры и студенчества / А.А. Овсянников // Народонаселение. — 2011. — №4.

19. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: утв. Президентом РФ 11 января 2012 г. №Пр-83.

20. Регулирование инновационных процессов в регионе / под ред. Г.А. Краюхина. — СПб.: СПбГИЭА, 1997.

21. Римашевская, Н.М. Качество человеческого потенциала в современной России [Электронный ресурс] / Н.М. Римашевская. — Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/Rimash1.htm.

22. Римашевская, Н.М. О методологии определения качественного состояния населения / Н.М. Римашевская // Демография и социология. — 1993. — Вып. 6.

23. Руткевич, М.Н. О понятии интеллектуального потенциала и способах его измерения / М.Н. Руткевич, В.К. Левашов // Науковедение. — 2000. — №1.

24. Сохань, А.В. Интеллектуальный потенциал личности / А.В. Сохань // Социальная структура социалистического общества. — М.: Наука, 1983.

25. Субетто, А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия / А.И. Субетто. — СПб.: ПАНИЛ, 1999.

26. Татаркин, А.И. Интеллектуальный ресурс общества / А.И. Татаркин // Вестник Российской академии наук. — 2011. — Т. 81. — №8.

27. Трудовой потенциал региона: состояние и развитие / В.А. Ильин, К.А. Гулин, Г.В. Леонидова, В.В. Давыдова. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004.

28. Чеботарев, Н.Ф. Инновационная деятельность как главный источник повышения благосостояния и развития человеческого капитала / Н.Ф. Чеботарев // Аудит и финансовый анализ. — 2007. — №2.

29. Шакирова, Д.М. Критерии оценки интеллектуального и образовательного потенциалов в информационном обществе / Д.М. Шакирова // Образовательные технологии и общество. — 2010. — Т. 13. — №3.

30. Шарден, П.Т де. Феномен человека / П.Т. де Шарден. — М.: Прогресс, 1987.

31. Юдина, С. Оценка интеллектуальной составляющей национального трудового потенциала / С. Юдина, Г. Шарифуллина // Человек и труд. — 2010. — №4.

References

1. Tomas Aquinas. Summa Theologica. Kyiv: El’ga, Nika-Tsentr, El’-kor-MK, Ekslibris, 2002.

2. Bagdasarov M.I. Intellektual’nyy kapital v sisteme korporativnykh otnosheniy: avtoref. diss k. s. n. [Intellectual Capital in the System of Corporate Relations. Ph.D. in Sociology Dissertation Abstract]. Moscow, 2008.

3. Becker G. Chelovecheskoe povedenie: ekonomicheskiy podkhod [The Economic Approach to Human Behavior], Izbrannye trudypoekonomicheskoy teorii [Selected Works on Economic Theory], Compiled by R.I. Kapelyushnikov. Moscow: GU-VShE, 2003.

4. Bol’shaya Sovetskaya Entsiklopediya: v 301. T. 20 [The Great Soviet Encyclopedia: in 30 Volumes. Volume 20]. Ed. by A.M. Prokhorov. 3rd edition. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya, 1975.

5. Zvereva N.V. Chelovecheskiypotentsial ustoychivogo innovatsionnogo razvitiya Rossii [Human Potential of Russia’s Sustainable and Innovation Development]. Available at: http://igpr.ru/library/zvereva_nv_ chelovecheskij_ otencial_ustojchivogo_innovacionnogo_razvitija _rossii (accessed February 10, 2014)

6. Ilyin V.A., Gulin K.A., Uskova T.V. Intellektual’nye resursy kak faktor innovatsionnogo razvitiya [Intellectual Resources as Innovation Development Factor]. Ekonomicheskie isotsial’nyeperemeny:fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2010, no.3.

7. Kleyner G.B., Tambovtsev V.A., Kachalov R.M. Predpriyatie v nestabil’noy ekonomicheskoy srede: riski, ekonomicheskie strategii, bezopasnost’ [An Enterprise in the Unstable Economic Environment: Risks, Economic Strategies, Security]. Ed. by S.A. Panov. Moscow: Ekonomika, 1997.

8. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: utv. rasporyazheniem Pravitel’stva Rossiyskoy Federatsii ot 17noyabrya 2008g. № 1662-r. [The Concept for SocioEconomic Development of the Russian Federation for the Period until 2020: Approved by the Resolution of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No.1662-r].

9. Kudina M.V. Upravlenie intellektual’nym potentsialom kompanii kak element korporativnogo upravleniya [Management of Intellectual Potential of the Company as an Element of Corporate Management]. Gosudarstvennoe upravlenie: Elektronnyy vestnik [State Governance: Electronic Bulletin], 2010, no. 22, March.

10. Lagutina L.G. Upravlenie intellektual’nym potentsialom regiona v usloviyakh formiruyushcheysya innovatsionnoy ekonomiki: makroekonomicheskiy aspekt: avtoref. dis. k.e.n. [Management of Intellectual Potential of the Region in the Conditions of the Emerging Innovation Economy: Macroeconomic Aspect. Ph.D. in Economics Dissertation Abstract]. Moscow: NOU VPO “Moskovskiy institut ekonomiki, menedzhmenta i prava”, 2009.

11. Laychuk O.V., Nikolaeva L.A. Intellektual’no-informatsionnyy potentsial: voprosy teorii i praktiki: monografiya [Intellectual and Information Potential: Issues of Theory and Practice: Monograph]. Irkutsk: VGUEP Publ., 2009.

12. Lezhnina Yu.P. Vzaimosvyaz’ sotsial’no-ekonomicheskikh pokazateley regiona s intellektual’nym potentsialom ego naseleniya [Interrelation between Socio-Economic Indicators of the Region and the Intellectual Potential of its Population]. Trudy SGU [Works of SGU], 2006, Issue 99 (Humanities. Psychology and Sociology of Education).

13. Leonidova, G.V. Napravleniya otsenki intellektual’nogo potentsiala [Directions of the Intellectual Potential Estimation]. Federalizm [Federalism], 2011, no.2.

14. Leont’ev B.B. Tsena intellekta. Intellektual’nyy kapitalvbiznese [Price of Intellect. Intellectual Capital in Business]. Moscow: Izdatel’skiy tsentr “Aktsioner”, 2009.

15. Makrusev V.V., Paukov A.A. Sistema transgranichnoy zashchity intellektual’noy sobstvennosti: monografiya [The System of Cross-Border Protection of Intellectual Property: Monograph]. Moscow: RTA, 2005.

16. Martynov A.F. Vosproizvodstvo intellektual’nogo potentsiala: otsenka, modelirovanie, metodologiya upravleniya: avtoref. diss. d.e.n. [Reproduction of Intellectual Potential: Evaluation, Modeling, Management Methodology: Doctor of Economics Dissertation Abstract]. Moscow, 2008.

17. Marusinina E.Yu. Upravlenie intellektual’nymi resursami predpriyatiya v ramkakh realizatsii kontseptsii vnutriorganizatsionnogo marketinga: avtoref. diss. k. e. n. [Management of Intellectual Resources of the Enterprise within the Framework of Realization of the Corporate Marketing Concept. Ph.D. in Economics Economics Dissertation Abstract]. Volgograd, 2007.

18. Ovsyannikov A.A. Potentsial modernizatsii vysshey shkoly Rossii: kommunikatsii kompetentnostey professury i studenchestva [Modernization Potential of Higher Education in Russia: Communication of Competences of Academic Staff and Students]. Narodonaselenie [Population], 2011, no.4.

19. Osnovy politiki RF v oblasti razvitiya nauki i tekhnologiy na period do 2020goda i dal’neyshuyu perspektivu: utv. Prezidentom RF 11 yanvarya 2012 g. № Pr-83 [Fundamentals of the RF Policy in the Field of Development of Science and Technology for the Period until 2020 and Further Perspective: Approved by the President of the Russian Federation on 11 January 2012 No. PR-83].

2G. Regulirovanie innovatsionnykh protsessov v regione [Regulation of Innovation Processes in the Region]. Ed by. G.A. Krayukhin. Saint Petersburg: SPbGIEA, І997.

21. Rimashevskaya, N.M. Kachestvo chelovecheskogo potentsiala v sovremennoy Rossii [Elektronnyy resurs] / N.M. Rimashevskaya. — Rezhim dostupa: http://spkurdyumov.narod.ru/RimashLhtm.

22. Rimashevskaya, N.M. O metodologii opredeleniya kachestvennogo sostoyaniya naseleniya / N.M. Rimashevskaya // Demografiya i sotsiologiya. — І99З. — Vyp. б.

23. Rutkevich, M.N. O ponyatii intellektual’nogo potentsiala i sposobakh ego izmereniya / M.N. Rutkevich, V.K. Levashov // Nau-kovedenie. — 2GGG. — № І.

24. Sokhan’, A.V. Intellektual’nyy potentsial lichnosti / A.V. Sokhan’ // Sotsial’naya struktura sotsialisticheskogo obshchestva. - M.: Nauka, І98З.

25. Subetto, A.I. Rossiya i chelovechestvo na «perevale» istorii v preddverii tret’ego tysyacheletiya / A.I. Subetto.

- SPb.: PANIL, І999.

26. Tatarkin, A.I. Intellektual’nyy resurs obshchestva / A.I. Tatarkin // Vfestnik Rossiyskoy akademii nauk. — 20ІІ.

- T. 8І. — № 8.

27. Trudovoy potentsial regiona: sostoyanie i razvitie / V.A. Il’in, K.A. Gulin, G.V. Leonidova, V.V. Davydova. — Vologda: VNKTs TsEMI RAN, 2GG4.

28. Chebotarev, N.F. Innovatsionnaya deyatel’nost’ kak glavnyy istochnik povysheniya blagosostoyaniya i razvitiya chelovecheskogo kapitala // Audit i finansovyy analiz. — 2GG7. — №2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Shakirova, D.M. Kriterii otsenki intellektual’nogo i obrazovatel’nogo potentsialov v informatsionnom obshchestve / D.M. Shakirova // Obrazovatel’nye tekhnologii i obshchestvo. — 20І0. — T. ІЗ. — № З.

30. Sharden, P.T. de. Fenomen cheloveka / P.T. de Sharden. — M.: Progress, І987.

31. Yudina, S. Otsenka intellektual’noy sostavlyayushchey natsional’nogo trudovogo potentsiala / S. Yudina, G. Sharifullina // Chelovek i trud. — 20І0. — №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.