УДК 330.341.1
Г. В. ЛЕОНИДОВА,
кандидат экономических наук, доцент,
Институт социально-экономического развития территорий РАН, г. Вологда
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НАСЕЛЕНИЯ
Рассмотрены теоретико-методологические основы исследования интеллектуального потенциала населения. Проанализированы основные теории, концепции и подходы, используемые при его исследовании. Наиболее подробно освещена теория человеческого капитала, поскольку согласно данной теории доход человеку приносят знания, умения и навыки, именно то, что непосредственным образом составляет суть интеллектуальных свойств личности. Определены методологические подходы к оценке интеллектуального потенциала населения.
Ключевые слова: население, интеллект, интеллектуальный потенциал населения, трудовой потенциал, человеческий капитал, наука, образование, культура.
Достижение таких приоритетных целей Российской Федерации, как выход к 2020 г. на мировой уровень приоритетных исследований и разработок и освоение шестого технологического уклада [9; 17], сопряжено с наличием качественного человеческого потенциала. Важным индикатором, характеризующим степень его развития, служит Индекс развития человеческого потенциала1 (ИРЧП), рассчитываемый под эгидой ООН. По последнему рейтингу стран по ИРЧП (2010 г.) Россия занимает 55-е место (в 1990 г. ее позиция была 33-й; табл. 1).
Таблица 1. Динамика Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) России
Показатели 1990 г. 1992 г. 2000 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2010 г.
Индекс ИРЧП 0,873 0,862 0,781 0,792 0,817 0,755 0,788
Место в рейтинге ООН 33 37 60 67 71 66 55
Источник: Национальные доклады о человеческом развитии Российской Федерации: Россия перед лицом демографических вызовов, 2008. - С. 178-180 (год публикации Индекса означает, что он рассчитан по показателям двухлетней давности); Регионы России: проблемы, цели, достижения, 2006-2007. - С. 132-133; Модернизация и человеческое развитие, 2011. -С. 137; Устойчивое развитие: вызовы РИО, 2013. - С. 149.
1 В 2010 г. семейство индикаторов, которые измеряют ИРЧП, было расширено, а сам Индекс подвергся существенной корректировке. В дополнение к используемому ИРЧП, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ). На основании этих изменений был осуществлен перерасчет всех имеющихся ранее данных.
350
Г. В. Леонидова
Несмотря на то что начиная с 2000 г. показатель российского ИРЧП имеет положительную динамику, значение Индекса не достигло базового уровня 1990 г. Кроме того, разрыв между мировым лидером (в 1992 г. - Канада (0,982), в 2010 г. - Норвегия (0,955)) и РФ увеличивается (с 0,108 в 1990 г. до 0,167 в 2010 г.). При этом ни один из субъектов РФ не достиг по ИРЧП уровня развитых стран [5]. Данное обстоятельство красноречиво свидетельствует, что за годы становления рыночной экономики в России и на современном этапе не было создано действенных организационно-экономических механизмов, способствующих повышению человеческого потенциала страны. Сегодня эта проблема выдвигается в государственном управлении на первый план, поскольку постиндустриальная экономика предполагает постоянное технологическое совершенствование, развитие производств с высокой добавочной стоимостью и выпуск высокотехнологичной продукции. Основной акцент в построении такой экономики принадлежит интеллекту работников [12, с. 56].
Однако сегодня для современной России (конец ХХ - начало XXI в.) характерно ухудшение качества населения, связанное со снижением его интеллектуальной компоненты [18]. Об этом свидетельствует серьезное научно-технологическое отставание российской экономики: на мировых рынках высоких технологий РФ занимает 0,3 %, чему способствовало, в первую очередь, существенное снижение в 90-е гг. ХХ в. ресурсной базы научных исследований. Последовавшие за этим сокращение исследовательского корпуса (в 2 раза с 1992 по 2012 г.) и интеллектуальная миграция (масштабы утечки «мозгов» составили, по оценкам исследователей, около миллиона человек) значительно ослабили научно-техническое развитие страны [18].
Согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Report: 2011-2012 гг.) в 2012 г. Российская Федерация занимала 66-е место (в 2001 г. - 58-е, в 2003 г. - 61-е) в мире. Причем наибольшее отставание отмечается именно в инновационном развитии страны. Высокая степень износа основных фондов свидетельствует о том, что ресурс технологической базы экономики (машины и оборудование) России выработан более чем на 45 % (в базовых отраслях - до 80 %) и превысил показатели предельно критического уровня (40 %) [4, с. 31]. Продолжающаяся деинтеллектуализация российской экономики требует не только актуализации этой проблемы, но и идентификации понятия «интеллектуальный потенциал населения».
Современное содержание понятия аккумулирует важнейшие положения многих теорий, получивших развитие в середине XX в.: человеческого капитала, трудового потенциала, экономики знаний и других концепций становления постиндустриального общества, поскольку структура экономики претерпевает кардинальные изменения.
Для понимания экономической сущности интеллектуального потенциала населения наиболее значима теория человеческого капитала [2] (Т. Шульц, Г. Беккер). Согласно данной теории, доход человеку приносят знания, умения и навыки, именно то, что непосредственным образом составляет
Теоретико-методологические основы исследования...
351
суть интеллектуальных свойств личности. Человеческий капитал, по мнению исследователей, это функциональная составляющая инновационного производства («знания, навыки, практический опыт, одухотворенные интеллектуальной активностью, выступающей формой реализации интеллектуальных, нравственно и культурно ориентированных способностей человека к созданию нового, ранее неизвестного знания, обеспечивающего получение интеллектуальной ренты и различного рода преимуществ перед конкурентами») [22, с. 332]. Из чего следует, что интеллектуальная активность является тем компонентом, который отличает способности к творческому труду от способностей к исполнительскому труду, человеческий капитал от простой рабочей силы, определяет условия и природу процесса «капитализации» интеллектуальных способностей к труду.
Анализ имеющихся определений «интеллектуального потенциала населения» показал, что общепринятого понимания современной наукой не выработано. Мы выделили три методологических подхода:
1) философский [1, с. 1472], трактующий интеллектуальный потенциал как «некую абстрактную категорию, лишенную способности изменяться во времени, но имеющую изначальную созидательную силу» (Ф. Аквинский, А. А. Ухтомский, П. А. Флоренский и др.);
2) психолого-педагогический [21, с. 25], определяющий интеллектуальный потенциал как «способность к обучению, обучаемость» и относящий к интеллектуальным качествам личности компетентность, инициативу, творчество, саморегуляцию, уникальность склада ума (Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, А. И. Кочетов, А. И. Субетто и др.);
3) социально-экономический [8, с. 228; 11; 15; 18; 19], соотносящий комплексную характеристику уровня развития интеллектуальных, творческих возможностей ресурсов страны, отрасли, личности с функционированием сфер образования и науки и ускорением научно-технического прогресса (В. К. Левашов, Б. Г. Клейнер, Ю. П. Лежнина, Р. Е. Лещинер, А. И. Татаркин, А. Ф. Мартынов и др.).
Сущность интеллектуального потенциала населения необходимо рассматривать через два ключевых понятия - «интеллект» и «потенциал».
Категория «потенциал» носит общенаучный характер: она используется в математике, физике, технике, биологии, химии, экономике, социологии и других отраслях знаний. В экономической литературе ею оперировали еще в 20-е гг. XX в. при разработке комплексной оценки уровня развития производительных сил. Потенциал (от лат. potentia - сила) трактуется как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [3, с. 428].
Интеллект является свойством индивида, определяющим возможность протекания мыслительной деятельности [20, с. 71]. Мышление - это процесс
352
Г. В. Леонидова
осмысливания и решения некоторой мыслительной задачи, т. е. мышление -процесс, а интеллект - свойство. Способность к мышлению (интеллект) - это устойчивое, постоянное свойство индивида, присущее ему на протяжении всей жизни.
Философское содержание интеллекта современные авторы связывают с таким понятием, как ноосфера [24, с. 25]. Согласно П. Т. де Шардену, интеллект (индивидуальная ступень мышления) возникает и формируется в начале ноогенеза как чистая способность постижения смысла действия и выражения его в общезначимых формах (словах, символах, знаках). Оперирование этими формами и позволяет человеку ориентироваться в сообществе, которое и образует почву тонкой оболочки, земного универсума, названную ноосферой [24, с. 178].
Можно выделить основные элементы интеллекта: знания и умственные способности, достаточные условия выполнения интеллектуальным потенциалом функции - быть основой мыслительной деятельности, т. е. решения практических или теоретических задач с требуемой эффективностью. Применительно к современному миру в качестве составляющей интеллектуального потенциала человека можно выделить профессиональные компетенции (компетентности) как «синтез интеллекта, определенных типов мышления, нравственно-этических качеств и направленности деятельности». Причем компетентность, по мнению А. А. Овсянникова [16, с. 76-96], является «стратегическим ресурсом, на десятки лет предопределяющим социальную и экономическую жизнь страны».
Одним из важных выводов из определения сущности интеллекта является заключение о том, что имеющийся его уровень является результатом его развития. А значит, определенные усилия со стороны таких социальных институтов, как семья, образование, государство, способствуют не только формированию умных людей, но и реализации их потенциальных интеллектуальных возможностей в производстве, создании культурных ценностей, управлении обществом, воспитании и т. д. При таком подходе интеллект перестает быть объектом исследования психологии, он приобретает социальную окраску и становится социально-экономической категорией.
Исследование составляющих интеллектуального потенциала, его структуры не имеет однозначного ответа, поскольку зависит от того, чей это потенциал - индивида, компании (организации) или общества в целом (страны, региона и т. д.).
В составе индивидуального интеллектуального потенциала исследователи (А. В. Сохань) выделяют такие элементы, как [20, с. 71]:
развитые способности;
знания, умения, навыки, то есть система духовных образований, в которой на личностном уровне отражены результаты познавательной и активно-преобразующей деятельности человека;
Теоретико-методологические основы исследования...
353
идеалы, убеждения, ценностные ориентации, интересы, которые являются результатом интеллектуального осмысления человеком окружающего мира, своего места в нем [23, с. 448].
Трудности изучения интеллектуального потенциала человека (индивида) кроются в том, что знания, как правило, исследуются педагогическими науками, а способности - психологическими.
В структуре интеллектуального потенциала личности авторы выделяют, кроме знаний, образовательные и социокультурные ценности (стремление к творчеству, познанию окружающего мира, общий уровень культуры и т. д.), базовый уровень образования, профессионально-квалификационный уровень, степень таланта, способность к восприятию новшеств, которая позволяет быстрее осваивать новые технологии в производстве и управлении.
Анализируя социально-экономическую сущность понятия «интеллектуальный потенциал населения», приходим к выводу, что в работах отечественных экономистов существуют несколько разных подходов к его оценке. Систематизируя их, можно сделать вывод, что наибольшей эвристической ценностью обладают формулировки, в которых выделяется когнитивно-креативная составляющая, ориентирующая человека на практическое применение знаний и умственных способностей. Интеллектуальный потенциал оказывается заложенным в человеке как скрытая возможность, которую необходимо формировать в направлении, необходимом обществу, для дальнейшего его совершенствования. Обобщая вышесказанное, можно заключить, что основными составными частями интеллектуального потенциала личности являются когнитивные (знаниевые) и творческие характеристики [18; 12, с. 70].
В логику данного подхода вписывается концепция качественных характеристик населения (Н. М. Римашевская), на основе которой Институтом социально-экономического развития территорий РАН (ИСЭРГ РАН) проводится многолетнее исследование качества трудового потенциала населения. В описываемом исследовании1 интеллектуальный потенциал рассматривается, с одной стороны, как компонент трудового потенциала, с другой - как интегральная характеристика когнитивных и креативных способностей людей (рис. 1). Исходные эмпирические данные содержат информацию о характере интеллектуального поведения (деятельности) и отношения населения к ценностям интеллектуальной и творческой сферы [6, с. 30-33].
Вышесказанное позволяет выделить следующие уровни исследования интеллектуального потенциала: микроуровень (личность), мезоуровень (предприятие, фирма) и макроуровень (общество).
1 Мониторинг качества трудового потенциала населения Вологодской области проводится ИСЭРТ РАН с 1997 г. Объектом исследования является трудоспособное население Вологодской области. Опросы проходят ежегодно в августе - сентябре в городах Вологде и Череповце и в восьми районах области (Бабаевском, Великоустюгском, Вожегодском, Грязовецком, Кирилловском, Никольском, Тарногском и Шекснинском). Метод опроса - анкетирование по месту жительства респондентов. Объем выборки составляет 1500 человек, ошибка выборки не превышает 3 %. Объектом исследования является трудоспособное население Вологодской области в возрасте старше 16 лет.
354
Г. В. Леонидова
Рис. 1. Компоненты интеллектуального потенциала населения по методике оценки качественных характеристик трудового потенциала
Большинство авторов характеризуют сущность и содержание интеллектуального потенциала населения с позиции оценивания тенденций развития систем образования, науки и культуры [7, с. 20, 22] как сфер формирования и реализации этого свойства. В этом случае используются показатели насыщенности научными кадрами, удельные расходы на научные исследования и разработки как в целом по исследуемой территории, так и в расчете на одного исследователя, степень развитости материально-технической базы науки и ее других территорий (стран, регионов), что дает возможность определить не только текущее положение страны в мировом сообществе, но и определить вектор будущего экономического развития общества посредством создания соответствующей макроэкономической среды для повышения качества интеллектуальных ресурсов.
При расширительном подходе интеллектуальные ресурсы рассматриваются весьма близко к категории «человеческий потенциал». И для этого имеются весомые аргументы, базирующиеся на международных методиках оценки и расчета Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). В этом Индексе, как известно, используются специально преобразуемые (для сопоставимости) по странам оценки уровня образования (грамотность) населения, здоровья (продолжительность жизни), результативности экономики (душевые доходы) [7, с. 15].
Оценки интеллектуального развития стран, принятые в международных исследованиях, включают, кроме ИРЧП, следующие методики. Во-первых, Индекс экономики знаний, который показывает, насколько эффективно используются знания для обеспечения экономического развития. С помощью
Теоретико-методологические основы исследования...
355
данного Индекса измеряется способность страны к производству и распространению знаний на территории страны. Индекс рассчитывается как среднее из оценок по 4 параметрам: экономические стимулы, институциональный режим, образование, инновации, использование информационных технологий.
Можно отметить и такой международный индикатор, как Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК), компоненты которого объединены в 9 базисных групп1, одной из которых является «высшее образование и профессиональная подготовка»2.
Промежуточным уровнем между микро- (человеком) и макроуровнем, соответствующим всему национальному хозяйству в целом, является измерение интеллектуального потенциала на уровне определенных профессиональных коллективов (компания, фирма, предприятие). В состав оценочных показателей при этом входят либо совокупность имеющихся интеллектуальных активов фирмы (интеллектуальная собственность, накопленные базы знаний, полезные отношения с другими субъектами (А. Ф. Мартынов) [15, с. 40], либо человеческий (квалификационные и творческие способности работников компании) и управленческий потенциалы (управленческая идеология, формальные и неформальные отношения как внутри компании, так и с ее внешним окружением, уровень организационного развития и уровень развития каждого отдельного работника, информированность работников, носители информации и методы ее распространения), а также элементы информационного (наличие информационной системы и отлаженных информационных потоков в компании) и инновационного потенциалов компании [10, с. 1, 18]. Важнейшим составным элементом интеллектуального потенциала компании исследователи выделяют структурный капитал (интеллектуальная собственность, информационные системы, система финансовых взаимоотношений, положения, стандарты, награды). Главная функция интеллектуального потенциала компании - существенно ускорять прирост массы прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний и отношений [8, с. 13].
Анализ теоретико-методологических подходов показал, что при определении сущности интеллектуального потенциала населения большинством авторов не учитывается человек - носитель данного свойства.
Наш подход заключается в следующем: «интеллектуальный потенциал -это свойство населения определенной территории, заключающееся в способ-
1 Девять базисных групп: институциональная среда, состояние инфраструктуры, макроэкономические показатели, развитие здравоохранения и начального образования, высшее образование и профессиональное обучение, эффективность рынка, технологическая восприимчивость, организация бизнеса и деловая практика.
2 При расчете индекса «высшее образование и профессиональная подготовка» учитывается не только доля населения с высшим и незаконченным высшим образованием, но и качество образования и науки в стране (при расчете индекса учитываются оценки бизнесом качества образовательной системы, уровень подготовки по математике и естественным наукам, качество организации школьного обучения).
356
Г. В. Леонидова
ности людей к освоению знаний, их генерации и творческому созданию новых знаний, технологий, продуктов, обеспечивающих устойчивое воспроизводство национального богатства, формирующееся при комплексном воздействии социально-экономических, социокультурных и научно-образовательных факторов». В данном определении мы актуализируем такие обязательные для понимания категории элементы, как взаимосвязь с социально-экономическим развитием общества, факторы формирования свойства, в том числе необходимость подготовки (воспроизводства) интеллектуальных людей, психологический аспект (способности), не игнорируются носители интеллектуального потенциала, поскольку это свойство населения. Такой подход, с нашей точки зрения, соответствует формированию интеллектуального потенциала населения в той среде, которую можно назвать инновационной, если в ней активно взаимодействуют все вышеперечисленные системы.
Сложность определения сущности и параметров интеллектуального потенциала обусловлена тем, что в нем наличествуют, с одной стороны, как выявленная, так и не выявленная (скрытая) часть, с другой стороны, в нем сосредоточен широкий спектр абстрактных понятий, таких как знания (теоретические, прикладные, экспериментальные), способности (умственные, творческие), интуиция. Кроме того, интеллектуальный потенциал населения динамично изменяется во времени под влиянием многих факторов: если он не используется, то быстро угасает, и напротив, когда практика предъявляет на науку активный спрос, он быстро растет, и еще быстрее растет эффективность его использования [13, с. 115].
Исследование интеллектуального потенциала населения, его состояние на данный момент - важная научная и практическая задача, которая может быть решена только при междисциплинарном подходе.
Выделенные в исследовании особенности изучения интеллектуального потенциала населения дают основание для утверждения о существующих различиях в его измерении: макроуровень - на основе данных официальной статистики (больше это относится к общественному интеллектуальному потенциалу), микроуровень - на основе эмпирических данных социологических опросов (в большей степени ориентирован на оценку интеллектуального потенциала личности, при этом имеет существенное предпочтение: методология исследования позволяет оценить и интеллектуальный потенциал населения любой территории или компании) [14, с. 73].
Алгоритм оценки интеллектуального потенциала на основе социологических опросов представляет собой систему процедур выявления эмпирических данных, последующей их математической обработки и сведения к общему интегральному показателю. Основными параметрами интеллектуального потенциала населения на микроуровне являются самооценки населения. Информационной базой для мониторинга интеллектуальных качеств трудового потенциала служит анкета. Она содержит в себе 10 блоков, в совокупности измеряющих качественные характеристики индивида, а также факторы, обу-
Теоретико-методологические основы исследования...
357
словливающие их формирование, результативность деятельности. Одним из таких блоков являются вопросы, характеризующие интеллектуальное развитие индивидов.
Индекс интеллектуального потенциала (J ) рассчитывается как среднее геометрическое индексов когнитивного и творческого (креативного) потенциалов:
Jnn = yJJКР Х JKn , (1)
где JKP - творческий (креативный) потенциал человека; JKn - когнитивный потенциал человека.
Для оценки качеств используется шкала Лайкерта1. Опросник состоит из блоков утверждений большей частью с пятибалльными рейтинговыми шкалами оценивания (по степени согласия респондента с предложенными ему утверждениями). Каждому из качеств соответствует свой блок вопросов. В результате компоненты трудового потенциала получают численную оценку в виде индексов от нуля до единицы, которые рассчитываются как отношение фактического числа баллов по шкале к максимально возможному.
Оценка творческого потенциала производится с помощью двух шкал, одна из которых характеризует респондента с точки зрения творческой деятельности - как в профессиональной сфере, так и в быту. Минимальный индекс творчества JTB равен 0,25. Вторая шкала (шкала Лайкерта) характеризует отношение респондента к творчеству. Она представляет собой десять суждений. Максимально положительное отношение к творчеству дает 50 баллов, максимально отрицательное - 10. Минимальный индекс отношения к творчеству J0T равен 0,2. Общий индекс творческого потенциала JKP - среднее арифметическое индексов по двум шкалам. Минимальный индекс креативности - 0,225.
Ур = larj+ht _ (2)
где IKP - индекс творческого (креативного) потенциала; I0T - индекс отношения к творчеству; /ТД - индекс творческой деятельности.
Когнитивный потенциал (эрудиция), т. е. сумма знаний об окружающем мире, измеряется также с помощью двух шкал. Одна из них характеризует деятельность респондента, направленную на постоянное пополнение знаний во всех областях жизни общества. Максимально возможный балл эрудиции по этой шкале равен 60, минимальный - 12. Минимальный индекс - 0,2. Вторая шкала дополняет первую и характеризует отношение респондента к знаниям. Она представляет собой десять суждений о знаниях, пять из которых носят
1 Шкалы Лайкерта - разновидность опросников установок (аттитюдов). Названы по имени автора Р. Лайкерта, предложившего их в 1932 г. Шкалы Лайкерта состоят из набора утверждений с пяти- или семибалльными рейтинговыми шкалами оценивания, которыми устанавливается степень согласия испытуемого с данным утверждением.
358
Г. В. Леонидова
положительный характер и пять - отрицательный. Максимально положительное отношение к знаниям дает 50 баллов, максимально отрицательное - 10. Минимальный индекс - 0,2.
Индекс когнитивного потенциала - это среднее арифметическое индексов по каждой из двух шкал:
j _ + Job (3)
•'ко _ 2 ’ у
где JK0 - индекс когнитивного потенциала, J - индекс эрудиции, J03 - индекс отношения к знаниям.
Многолетние измерения показывают, что индекс когнитивного потенциала входит в группу самых низких среди восьми базовых качеств трудового потенциала1. В период с 1997 по 2014 г. значения индекса изменялись в интервале от 0,630 в 1997 г. до 0,624 в 2014 г. (рис. 2). Проблему когнитивного потенциала усугубляет тот факт, что индекс, имея невысокие значения, продолжает снижаться и не дотягивает даже до базового уровня (1997 г.).
Источник: мониторинг качества трудового потенциала Вологодской области, ИСЭРТ РАН. - 1997-2012 гг.
Рис. 2. Динамика когнитивного потенциала населения Вологодской области
Второй составляющей интеллектуального потенциала трудовых ресурсов являются творческие способности. В соответствии с данным подходом основными измеряемыми показателями творческого потенциала населения в исследовании являются: 1
1 Согласно используемой методике, базовыми характеристиками качества трудового потенциала населения являются: физическое и психическое здоровье, когнитивный потенциал, творческие способности, коммуникабельность, культурный и нравственный уровень, потребность в достижении (социальные притязания). В результате математической обработки баз данных мониторинга каждое из перечисленных выше качеств получает численную оценку в виде индекса в интервале от нуля до единицы. Интегральный индекс - это качество трудового потенциала, иначе именуемое социальной дееспособностью.
Теоретико-методологические основы исследования...
359
отношение людей к творческой деятельности;
творческая активность населения, то есть проявление творческих способностей людей в профессиональной деятельности и общественном поведении;
социальная активность населения (участие в различных общественно значимых мероприятиях). Индекс творческого потенциала жителей Вологодской области является самым низким среди восьми базовых индексов (рис. 3).
Источник: мониторинг качества трудового потенциала Вологодской области, ИСЭРТ РАН.
Рис. 3. Динамика индекса творческого потенциала Вологодской области
Интеллектуальный потенциал населения может выступать в качестве индикатора инновационного развития территорий, а также эффективности государственного управления. В этом случае данный показатель рассматривается как весы, на которых следует взвешивать различные политические, экономические и социальные акты. Когда на властных уровнях принимается какое-либо решение, то его можно оценивать с точки зрения того, в какую сторону -повышения, снижения или даже уничтожения интеллектуального потенциала общества - оно работает. Данный методический инструментарий может быть использован для оценки интеллектуального потенциала населения как на уровне муниципальных образований, так и на уровне регионов и стран [12].
Методологическим инструментом изучения интеллектуального потенциала служит мониторинг, который может быть рассмотрен как один из компонентов оценочного исследования прямого и косвенного взаимного влияния экономики и социально-экономического развития области на интеллектуальный потенциал и интеллектуального потенциала населения на экономическое развитие региона в ближайшей и отдаленной перспективе.
Литература
1. Аквинский, Ф. Сумма теологии / Ф. Аквинский. - Киев : Эльга : Ника-Центр : Эль-кор-МК : Экслибрис, 2002. - С. 1472.
2. Беккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Г. Беккер ; сост., науч. ред., послесл. Р. И. Капелюшникова. - М. : ГУ-ВШЭ, 2003. - 672 с.
3. Большая Советская Энциклопедия : в 30 т. / под ред. А. М. Прохорова. - Изд. 3-е. - М. : Совет. энцикл., 1975. - Т. 20. - С. 428.
360
Г. В. Леонидова
4. Глазьев, С. Ю. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием / С. Ю. Глазьев, В. В. Локосов // Экон. и соц. перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. -№ 4. - С. 22-41.
5. Зверева, Н. В. Человеческий потенциал устойчивого инновационного развития России [Электронный ресурс] / Н. В. Зверева. - Режим доступа: http://igpr.ru/library/zvereva_nv_ chelovecheskij_potencial_ustojchivogo_mnovacionnogo_razvitija_rossii. - Дата: 10.02.2014.
6. Ильин, В. А. Трудовой потенциал региона: состояние и развитие / В. А. Ильин [и др.]. -Вологда : ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004. - С. 9.
7. Ильин, В. А. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития / В. А. Ильин, К. А. Гулин, Т. В. Ускова // Экон. и соц. перемены: факты, тенденции, прогноз. -2010. - № 3. - С. 14-25.
8. Клейнер, Г. Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, экономические стратегии, безопасность / Г. Б. Клейнер, В. А. Тамбовцев, P. M. Качалов ; под ред. С. А. Панова. - М. : Экономика, 1997. - С. 228.
9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.
10. Лайчук, О. В. Интеллектуально-информационный потенциал: вопросы теории и практики / О. В. Лайчук, Л. А. Николаева. - Иркутск : Изд-во ВГУЭП, 2009. - 140 с.
11. Лежнина, Ю. П. Взаимосвязь социально-экономических показателей региона с интеллектуальным потенциалом его населения // Труды СГУ - 2006. - Вып. 99 (Гуманитарные науки. Психология и социология образования).
12. Леонидова, Г. В. Интеллектуальный потенциал населения: теоретико-методологические основы исследования / Г. В. Леонидова // Экон. и соц. перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 1 (31). - С. 52-71.
13. Леонтьев, Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в бизнесе / Б. Б. Леонтьев. - М. : Акционер, 2009. - 200 с.
14. Макрусев, В. В. Система трансграничной защиты интеллектуальной собственности / В. В. Макрусев, А. А. Пауков. - М. : РТА, 2005.
15. Мартынов, А. Ф. Воспроизводство интеллектуального потенциала: оценка, моделирование, методология управления : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / А. Ф. Мартынов. -М., 2008. - 47 с.
16. Овсянников, А. А. Потенциал модернизации высшей школы России: коммуникации компетентностей профессуры и студенчества / А. А. Овсянников // Народонаселение. - 2011. -№ 4. - С. 76-96.
17. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу : утв. Президентом РФ 11 января 2012 г. № Пр-83 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/06/18/ koncepciya-dok.html. - Дата доступа: 10.02.2014.
18. Римашевская, Н. М. Качество человеческого потенциала в современной России [Электронный ресурс] / Н. М. Римашевская. - Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/Rimash1. htm. - Дата доступа: 10.02.2014.
19. Руткевич, М. Н. О понятии интеллектуального потенциала и способах его измерения / М. Н. Руткевич, В. К. Левашов // Науковедение. - 2000. - № 1.
20. Сохань, А. В. Интеллектуальный потенциал личности / А. В. Сохань // Социальная структура социалистического общества. - М. : Наука, 1983. - С. 71.
21. Субетто, А. И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия / А. И. Субетто. - СПб. : ПАНИЛ, 1999. - 827 с. - С. 25.
22. Татаркин, А. И. Интеллектуальный ресурс общества / А. И. Татаркин // Вестн. Рос. акад. наук. - 2011. - Т. 81, № 8. - С. 684.
Теоретико-методологические основы исследования...
361
23. Шакирова, Д. М. Критерии оценки интеллектуального и образовательного потенциалов в информационном обществе / Д. М. Шакирова // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2010. - Т. 13, № 3. - С. 445-455.
24. Шарден, П. Т. де. Феномен человека / П. Т. де Шарден. - М. : Прогресс, 1987. - 240 с. -С. 178.
G. V LEONIDOVA
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FRAMEWORK FOR STUDYING INTELLECTUAL POTENTIAL OF POPULATION
Summary
The article reviews the basic theoretical and methodological concepts of intellectual potential of population studying. It analyzes the major theories, concepts and approaches applied in current research. The most detailed description is given to the theory of human capital, since according to this theory the person’s income is the result of using his or her knowledge, abilities and skills that form the core of the personal intellectual characteristics. The article defines methodological approaches of the population intellectual potential assessment.
Keywords: population, intelligence, intellectual potential of the population, labor potential, human capital, science, education and culture.
Поступила 21.10.2014 г.