Научная статья на тему 'Социальный портрет творческих людей'

Социальный портрет творческих людей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1905
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ / INNOVATIVE ECONOMY / CREATIVITY / CREATIVE POTENTIAL / CREATIVE PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонидова Галина Валентиновна, Попов Андрей Васильевич

Формирование инновационной экономики зависит в первую очередь от наличия креативного населения, обладающего как творческими способностями, так и предприимчивостью. Цель статьи состоит в определении доли творческого населения в регионе, выявлении социального портрета данной категории людей. Кроме того, выполнен анализ основных теоретико-методологических подходов к категории «творческий потенциал», показана общая тенденция снижения творческого потенциала в обществе, ключевые факторы, детерминирующие этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social portrait of the creative population

Forming of the innovative economy depends, firstly, on the availability of creative and initiative people. The purpose of the article consists in identifying the share of creative people in the region and in revealing the social portrait of these people. Moreover, the article deals with the analysis of the principal theoretical and methodological approaches to the category "creative potential". It shows the general downtrend of creative potential in society and the key factors determining that process.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет творческих людей»

Качество жизни и человеческий потенциал территорий

УДК 331.5.024.54 (470.12)

© Леонидова Г.В. © Попов А.В.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ

Формирование инновационной экономики зависит в первую очередь от наличия креативного населения, обладающего как творческими способностями, так и предприимчивостью. Цель статьи состоит в определении доли творческого населения в регионе, выявлении социального портрета данной категории людей. Кроме того, выполнен анализ основных теоретико-методологических подходов к категории «творческий потенциал», показана общая тенденция снижения творческого потенциала в обществе, ключевые факторы, детерминирующие этот процесс.

Инновационная экономика, креативность, творческий потенциал, творческие люди.

Сегодня потребность в новых идеях, в оригинально мыслящих людях чрезвычайно велика. В выступлениях Президента РФ Д.А. Медведева, председателя Правительства России В.В. Путина, в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве целевого ориентира развития страны обозначен переход к инновационной экономике [2]. Реализация этой генеральной задачи во многом зависит от наличия высококвалифицированных кадров, обладающих не только образовательной подготовкой, но и предприимчивостью, новаторскими, созида-

тельными устремлениями и мотивами, способных овладевать новыми знаниями и активно управлять инновационным процессом.

Проблемы развития творческого потенциала человека, необходимого для современного воспроизводства и экономического роста, успешно решаются в Японии, где разрабатывают и реализуют национальные программы, предусматривающие постоянное поощрение творчества работников, развитие их способностей, экономического мышления более высокой оплатой за более квалифицированный, творческий труд и ответственную работу [7].

ЛЕОНИДОВА Галина Валентиновна кандидат экономических наук, зав. лабораторией ИСЭРТ РАН [email protected]

ПОПОВ Андрей Васильевич младший научный сотрудник ИСЭРТ РАН [email protected]

Таблица 1. Основные подходы к определению понятия «творческий потенциал»

Подходы Сущность Авторы

Психологический Комплексная характеристика личности, определяющая степень реализации собственной индивидуальности Е.Л. Яковлева

Определённый уровень психических возможностей личности, её внутренней энергии, направленной на её творческое самовыражение и самоутверждение Б.Д. Парыгин

Философский Относительно устойчивая система, такое качество человека, которое характеризует его устремлённость в будущее З.Ф. Байгильдина

Социологический Система творческих (креативных) качеств личности М.С. Соколова Н.А. Неволина

Экономический Синтетическое качество личности, характеризующее меру её возможностей ставить и решать новые задачи в сфере своей деятельности В.Ф. Овчинников

Характеристика уровня развития личности в профессиональном, квалификационном, культурном плане В.В. Сартаков

Примечание: отставлено автором.

Сущность творческого потенциала раскрывается в исследованиях специалистов в области философии, психологии, социологии и экономики (табл. 1).

Обобщая приведённые точки зрения, можно утверждать, что творческий потенциал - это одна из важнейших составляющих человеческого капитала, отражающая возможности отдельной личности реализовать себя в профессиональном, социальном и личностном плане [3]. Приобретают особую актуальность вопросы: «Кто такие творческие люди?», «Как они реализуют свои способности?», «Что сделать, чтобы таких людей стало больше?» [4].

В статье авторы предприняли попытку ответить на перечисленные вопросы. Информационную базу исследования составили данные мониторинга качественного состояния трудового потенциала населения Вологодской области, проводимого Институтом социальноэкономического развития территорий РАН. Объектом исследования является трудоспособное население Вологодской области в возрасте старше 16 лет. Опросы проходят ежегодно в августе - сентябре в городах Вологде и Череповце и в восьми районах области (Бабаевском, Велико-устюгском, Вожегодском, Грязовецком, Кирилловском, Никольском, Тарногском и Шекснинском) с 1997 года.

Метод опроса - анкетирование по месту жительства респондентов. Объём выборки составляет 1500 человек, ошибка выборки не превышает 3%.

Основными измеряемыми показателями творческого потенциала личности в исследованиях ИСЭРТ РАН являются:

- отношение к интеллектуальной и творческой деятельности;

- творческая активность (проявление творческих способностей в профессиональной деятельности и общественном поведении).

Исследование качества трудового потенциала показывает убывающий тренд творческого потенциала (в динамике с 1997 по 2011 г.; табл.2). Кроме того, он является самым низким среди восьми базовых индексов качества трудового потенциала.

В целом наиболее высокими значениями индекса творческого потенциала в 1997 - 2011 гг. отличались: в территориальном разрезе - жители городов, по полу - женщины, по возрасту - лица моложе 35 лет, по образованию - лица с высшим профессиональным образованием (табл. 3). За исследуемый период уровень творческого потенциала повысился у жителей сельских районов и у людей старше 35 лет (на 3%), у женщин (на 2%) и у тех, кто не имеет высшего образования (на 1%).

Таблица 2. Качество трудового потенциала Вологодской области

Качество Значение индекса в 1997 г. Значение индекса в 2009 г. Значение индекса в 2011 г. Линия тренда 1997 - 2011 гг.

Нравственный уровень 0,775 0,757 0,765 \ убывающая

Психическое здоровье 0,699 0,739 0,759 / возрастающая

Коммуникабельность 0,733 0,736 0,743 / возрастающая

Физическое здоровье 0,682 0,728 0,728 / возрастающая

Культурный уровень 0,609 0,674 0,651 / возрастающая

Потребность в достижении 0,612 0,643 0,647 / возрастающая

Когнитивный потенциал 0,630 0,614 0,626 \ убывающая

Творческий потенциал 0,593 0,572 0,589 \ убывающая

Социальная дееспособность (качество трудового потенциала) 0,655 0,674 0,676 / возрастающая

Источник: Данные мониторинга качества трудового потенциала Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 1997 - 2011 гг.

Таблица 3. Динамика индексов творческого потенциала населения Вологодской области

Критерий Группа 1997 -1999 гг. 2000 -2002 гг. 2003 -2005 гг. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2011 г. 2011 г. к 1997 г., %

Территория область 0,587 0,590 0,573 0,581 0,558 0,571 0,572 0,591 101

Вологда 0,609 0,625 0,617 0,615 0,575 0,570 0,567 0,592 97

Череповец 0,603 0,609 0,583 0,598 0,583 0,600 0,624 0,598 99

районы 0,565 0,558 0,551 0,557 0,538 0,559 0,548 0,582 103

Пол мужской 0,593 0,585 0,567 0,576 0,549 0,567 0,567 0,587 99

женский 0,580 0,593 0,578 0,585 0,565 0,576 0,578 0,590 102

Возраст до 35 лет 0,600 0,606 0,585 0,591 0,571 0,570 0,576 0,588 98

старше 35 лет 0,572 0,573 0,559 0,570 0,542 0,573 0,569 0,590 103

Образование ниже среднего и среднее 0,550 0,555 0,544 0,544 0,527 0,523 0,539 0,558 101

среднее специальное 0,570 0,578 0,555 0,567 0,549 0,578 0,558 0,574 101

высшее и н/высшее 0,653 0,662 0,616 0,635 0,597 0,614 0,621 0,628 96

Источник: Данные мониторинга качества трудового потенциала Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 1997 - 2011 гг.

Исследование показывает, что творческий потенциал почти не востребован экономикой (индекс требований рабочих мест составил в среднем за период -0,640 ед.). Наиболее высокие требования работодатели предъявляют к коммуникабельности претендентов (0,797 ед.), психическому (0,797 ед.) и физическому (0,771 ед.) здоровью.

Творческие способности (изобретательность, умение решать неизвестные ранее задачи и т. д.; 66%), стремление к повышению по службе, проявление инициативы и предприимчивости (67%) и со стороны работников используются в наименьшей степени (табл. 4).

За последние пятнадцать лет, согласно исследованию, количество творческих людей сократилось [13, 14]. Если в 1997 г. 38% населения трудоспособного возраста «никогда ничего не предпринимали, делали только то, чему их научили раньше или что подсказывали другие», т. е. никогда не обращались к творчеству, то в 2011 г. таких людей стало больше - 42%. А вот доля тех, кто хотя бы изредка прибегает к творчеству, снизилась (56% в 1997 г., 46% в 2001 г.).

Истинно творческого населения, для которого «творчество - это стиль жизни», на всём протяжении исследования насчитывается не более 10%.

Таблица 4. Распределение оценок населением трудоспособного возраста уровня использования своих качеств и умений, в %

Качество Использую Уровень реализации качества трудового потенциала, %

в полной мере более-менее полно частично очень мало

2009 г. 2011 г. 2009 г. 2011 г. 2009 г. 2011 г. 2009 г. 2011 г. 2009 г. 2011 г.

Творческие способности (изобретательность, умение решать неизвестные Вам ранее задачи и т. д.) 21,1 20,5 41,6 38,6 26,5 26,4 10,7 14,6 68,3 66,2

Стремление к повышению по службе, проявление инициативы и предприимчивости 22,7 21,2 42,5 39,0 22,6 26,1 12,2 13,6 68,9 67,0

Источник: Данные мониторинга качества трудового потенциала Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 1997 - 2011 гг.

Поскольку возможности для творчества существенно различаются в зависимости от конкретного вида труда, можно говорить о разнообразных типах и уровнях самого творческого потенциала работников. Кроме того, степень реализации творческого потенциала в трудовой деятельности зависит от её условий, ряда объективных и субъективных факторов.

Условно разделим население по уровню развития творческого потенциала на 5 групп:

> низкий уровень - от 0,265 ед. до 0,412 ед.;

> ниже среднего уровня - от 0,413 ед. до 0,559 ед.;

> средний уровень - от 0,600 ед. до 0,706 ед.;

> выше среднего уровня - от 0,707 ед. до 0,853 ед.;

> высокий уровень - от 0,854 ед. до

1,000 ед. (табл. 5).

Как видим из таблицы 5, большая часть населения области (77%) имеет низкие, ниже среднего и средние показатели уровня развития творческого потенциала. Наибольшие значения индекса только у 23% населения. Представляется интересным выяснить, кто же они - люди, имеющие высокий и выше среднего уровень развития творческого потенциала (в дальнейшем мы обозначим их как «творческие люди»).

Согласно результатам исследования (табл. 6), большинство творческих людей

- это те, кто постоянно что-нибудь изобретает (41%) или проявляет творческие способности в ситуации практической необходимости (59%).

Богатый опыт развития творческой деятельности работников в производственной сфере был накоплен ещё в советское время, когда сложились и получили развитие такие формы её активизации, как новаторский, рационализаторский и изобретательский труд; участие работников в создании новых социальных технологий (так называемые трудовые почины).

Под новаторством понимались любые инновации в производственном процессе, начиная с технического творчества и заканчивая организацией и формами оплаты труда, т. е. это понятие более широкое и абстрактное. Изобретательство же означало появление принципиально новых решений научно-технических проблем.

При планировании организационномассовой работы по изобретательству и рационализации в советское время обязательно предусматривались:

^ тематические конкурсы, смотры, соревнования как в целом по предприятию, так и по отдельным цехам и среди работников предприятия;

Таблица 5. Группировка населения Вологодской области по уровню творческого потенциала

Уровень Интервал Количество, чел. Удельный вес группы, %

Низкий 0,265-0,412 71 4,9

Ниже среднего 0,413-0,559 623 42,8

Средний 0,600-0,706 422 29,0

Выше среднего 0,707-0,853 281 19,3

Высокий 0,854-1 57 3,9

Таблица 6. Распределение ответов на вопрос: «В какой мере для Вас в настоящее время характерно занятие творческой деятельностью?», 2011 г.

Вариант ответа Творческие люди, %

Постоянно что-нибудь изобретаю, сочиняю и т. д. - это стиль моей жизни 40,5

Придумываю, изобретаю и т. д., когда передо мной возникает практическая необходимость что-нибудь сделать, а как - неизвестно 58,9

Придумываю, изобретаю, сочиняю и т. д., когда получаю соответствующее задание от начальства 0,6

Никогда ничего не предпринимаю, делаю то, чему меня научили раньше или что подсказывают другие, о чём могу прочитать в книгах и т. д. 0,0

Источник: Данные мониторинга качества трудового потенциала Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 1997 - 2011 гг.

^ устройство постоянных и временных выставок технических достижений работников предприятия;

^ работа уголков изобретателей и организаторов, проведение консультаций;

^ организация технической учёбы новаторов производства и работников по изобретательству и рационализации;

^ проведение конференций и совещаний изобретателей и рационализаторов;

^ творческие командировки и экскурсии на родственные предприятия;

^ издание сборников, плакатов, листков рационализаторов [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Участие работников в создании новых технологий удовлетворяло потребность наиболее продвинутых в профессиональном отношении членов трудовых коллективов (в основном рабочих специальностей) в причастности к делам предприятия. Фактически это была заявка на реальное производственное самоуправление или соуправление жизнью трудового коллектива.

Социально-экономические трансформации российской экономики 90-х годов ХХ века негативно отразились на изобре-

тательском и рационализаторском энтузиазме: за годы реформ он значительно ослаб. Причины этого явления понятны: трудности, переживаемые обществом в целом и подавляющим большинством предприятий в частности, массовый переход к новым формам собственности, недостаточное внимание новых субъектов собственности к традиционным формам развития производственной активности рядовых работников и т. п.

В настоящий момент мы можем наблюдать, что рационализаторская активность когорты творческих людей, судя по результатам исследования, не только значительно больше, чем у населения в целом, но и заметно возрастает (рис. 1).

Социально-демографический состав творческого населения представлен жителями городских округов (53%), людьми с высшим уровнем образования (45%). Гендерных различий творческие способности людей не имеют: женщины (48%) и мужчины (52%) практически равномерно распределены в этой когорте. Для творческих способностей, как показывают данные опроса, не актуальны и возрастные границы (51% до 35 лет и 49% - старшее поколение; рис. 2).

Рисунок 1. Динамика ответа на вопрос: «Что из перечисленного ниже характеризует Вашу трудовую (учебную) деятельность?»: позиция «Часто бывает подача рационализаторских предложений»

(% по группам опрошенных)

Удельный вес, %

35.0

30.0 -

25.0

20.0

15.0

10.0 -5,0 -0,0

15,0

1997 г.

19,7

2000 г.

19,7

2005 г.

27,6

2009 г.

□ Творческие люди

□ Всё население

29,7

2011 г.

Источник: Данные мониторинга качества трудового потенциала Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 1997 - 2011 гг.

Рисунок 2. Распределение творческих людей в различных социально-демографических группах населения Вологодской области, 2011 г.

Удельный вес, % 60,0 и

50,0 -

40,0 -

30,0 -

20,0 -

10,0 -

0,0

51,8

Территория

48,2

50,6

I

О!

X

Пол

49,4

1- 5 т 3 О ф О!

1-0 т о Старше лет 1 ї Ї 1 I- ^ и и Средне

Возраст

45,2

Образование

Источник: Данные мониторинга качества трудового потенциала Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 1997 - 2011 гг.

Творческий потенциал работника включает в себя его адаптивные, креативные, инновационные, эвристические способности, знания, навыки и умения, реализуемые в трудовой сфере. Ввиду социально-экономической неоднородности труда можно констатировать нарастание уровня и масштабов творческого потенциала работника по мере продвижения от преимущественно физического труда к преимущественно умственному, от исполнительского к управленческому, от неавтономного (зависимого) к автономному и от репродуктивного к творческому. Это означает также, что выраженность творческого потенциала работника широко варьируется в зависимости прежде всего от социального статуса работника (место в социальной, профессиональной, должностной иерархии) [6, 9].

Полученные результаты показывают, что творческие способности наиболее развиты у специалистов высокой квалификации (35%), руководителей среднего и низшего звена (13 и 15% соответственно). Доля творческих работников среди населения, не имеющего профессионального образования, составляет лишь 4%.

Весьма любопытную картину даёт оценка творческими людьми своего здоровья. В их оценках совсем отсутствует вариант «очень плохое», а оценка «плохое» здоровье представлена в ответах лишь у 4%. Большинство оценок позитивны: «отличное» здоровье присуще 31% креативных работников, «хорошее» - 53% (рис. 3).

Люди, которые выполняют творческую работу, как правило, обладают лучшим здоровьем. Исследование Университета Техаса в Остине [1] позволило сделать вывод, что творческий настрой позволяет человеку дольше сохранять здоровье. Отсутствие рутины, получение удовольствия от труда, возможность постоянно учиться и решать сложные проблемы способствуют позитивному настрою, в результате чего человек ощущает себя более здоровым. Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что активные занятия подобного рода деятельностью помогают поддерживать здоровье в том состоянии, которым обладает более молодой человек (на 6 - 7 лет моложе).

Рисунок 3. Оценка творческими людьми своего здоровья, %

Отличное

■ Хорошее

■ Удовлетворительное

■ Плохое

Источник: Данные мониторинга качества трудового потенциала Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 1997 - 2011 гг.

Кроме того, творчество компенсирует недостаток средств - творческая работа оказывает на человека столь же благотворное влияние, как и повышение уровня его семейного дохода в 15 раз. Эти исследования подтверждают ответы наиболее творческой части населения Вологодской области на вопрос о своём материальном положении. Как видим из таблицы 7, большинство творческих людей относит себя к категории среднеобеспеченных. Можно сказать, что творческая деятельность не является источником больших доходов. Это ещё раз доказывает, что креативная часть населения готова мириться с любым материальным положением, занимаясь творчеством.

Используя метод группировок [8], мы сопоставили реальный и желаемый доход творческих людей (рис. 4). Анализ показал, что большинство из них оценивает реальные среднедушевые доходы семьи в пределах от 1 до 3-х прожиточных минимумов, что соответствует их самооценке, приведённой выше. Желаемые же доходы, по оценкам данной когорты, составляют 3 и более прожиточных минимумов (70%).

Результаты исследования (рис. 5)

демонстрируют, что наиболее значимыми мотивами трудовой деятельности для творчески активного населения являются как материальные (прокормить себя (семью) - 89%; заработать денег

Таблица 7. Распределение ответов на вопрос: «К какой категории Вы себя относите?», %

Категория 1997 г. 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2011 г.

Богатые 0,8 0,3 1,8 3,2 0,6

Люди среднего достатка 41,8 45,8 55,7 52,0 48,5

Бедные 35,8 38,7 27,2 32,6 32,2

Нищие 3,5 4,8 4,9 5,4 7,1

Затрудняюсь ответить 18,0 9,7 10,4 6,8 11,5

Источник: Данные мониторинга качества трудового потенциала Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 1997 - 2011 гг.

Рисунок 4. Реальный и желаемый среднемесячный душевой доход семьи, 2011 г.

Удельный вес, %

■ Среднедушевой доход семьи

Желаемый доход

Источник: Данные мониторинга качества трудового потенциала Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 1997 - 2011 гг.

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «Ваша работа для Вас - это прежде всего способ...» (вариант ответа «верно и совершенно верно»), 2011 г., %

Удельный вес, %

100,0 -

90.0 -

80.0 -

70.0 -

60.0 -

50.0 -

40.0 -

30.0 -

20.0 -10,0 -

0,0

□ Творческие люди

□ Всё население

Источник: Данные мониторинга качества трудового потенциала Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 1997 - 2011 гг.

- 82%), так и нематериальные (реализовать себя как личность - 78%; достичь успеха - 73%; получить моральное удовлетворение - 72%; заслужить уважение, признание - 70%; приобрести новые знания - 69%) факторы. Менее значимым мотивом выступает карьерный рост

- 58%. Потребность прокормить семью и заработать денег присуща населению в целом. Отличительная особенность творческих людей заключается в том, что нематериальные стимулы трудовой деятельности населения выражены более чётко (их оценки значительно выше, чем у населения в целом) [15].

Несмотря на это, стоит признать, что творческим людям приходится думать о своём материальном положении, но не как о способе обогащения, а в первую очередь для содержания семьи [12].

В целом среди всего населения творческие люди характеризуются более высокими значениями компонентов трудового потенциала (табл. 8). Исключением является психическое здоровье, значение которого на 0,007 ниже среднего. Это объясняется тем, что творческая деятельность характеризуется в том числе и высокими психологическими перегрузками [5].

Таблица 8. Компоненты трудового потенциала в сравнении различных групп, 2011 г.

Группы Физическое здоровье Психическое здоровье Когнитивный потенциал Творческий потенциал Коммуника- бельность Культурный уровень Нравственный уровень Потребность в достижении Дееспособ- ность

Творческие люди 0,730 0,752 0,685 0,794 0,777 0,702 0,795 0,708 0,734

Всё население 0,728 0,759 0,626 0,589 0,743 0,651 0,765 0,647 0,676

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интеллигенты,незанятые на производстве 0,713 0,771 0,679 0,658 0,767 0,721 0,815 0,674 0,717

Люди с высшим образованием 0,728 0,770 0,667 0,634 0,767 0,703 0,799 0,679 0,707

Источник: Данные мониторинга качества трудового потенциала Вологодской области, ИСЭРТ РАН, 1997 - 2011 гг.

Таким образом, исследование показывает снижение творческого потенциала населения в динамике с 1997 г. (индексы творческого и когнитивного потенциала ниже уровня десятилетней давности).

Творческие люди сегодня составляют очень малую долю населения. На этом фоне продолжается «утечка мозгов», что приводит к снижению возможностей инновационного развития территорий.

В связи с этим необходима систематическая, научно обоснованная работа по формированию и развитию творческих способностей людей:

- создание на каждом рабочем месте благоприятных условий для реализации творческого потенциала населения, особенно в отраслях науки, культуры и образования;

- обеспечение достойного материального положения работников творческих профессий (учителей, исследователей), поощрение изобретательства, социальных гарантий и мер по защите авторских прав;

- реализация комплексных мер, направленных на стимулирование и поощрение творческой активности работников частного сектора.

1.

2.

6.

7.

8

ЛИТЕРАТУРА

Исследования показали - творческая работа увеличивает жизнь [Электронный ресурс] // Известия. - 2007. - 19 декабря. - Режим доступа: http://www.izvestia.ru/news/414949 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: проект [Текст] / Минэкономразвития Российской Федерации. - М., 2008. - 165 с.

Кравчук, П.Ф. Формирование и реализация коммуникативной культуры личности посредством творчества [Текст] / П.Ф. Кравчук, В.А. Лысенко // Вопросы культурологии. -2010. - № 1. - С. 22-27.

Леонидова, Г.В. Основные направления оценки интеллектуального потенциала [Текст] / Г.В. Леонидова // Федерализм. - 2011. - № 2. - С. 69-80.

Леонидова, Г.В. Опыт оценки качества трудового потенциала на региональном уровне [Текст] / Г.В. Леонидова, Е.А. Чекмарева // Человек и труд. - 2009. - № 12. - С. 30-33. Леонидова, Г.В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства [Текст]: монография / Г.В. Леонидова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 272 с.

Николаев, А.В. Влияние инновационных процессов в высшем образовании на качественные изменения человеческого потенциала [Текст] / А.В. Николаев. - М.: Экономика, 2009. - 191 с. Общая теория статистики: курс лекций [Текст] / сост. Л.В. Костылева. - Вологда: ВоГТУ 2007. - 166 с.

9. Стратегические ориентиры экономического развития России [Текст] / Р.С. Гринберг, А.Я. Рубинштейн, Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, В.Л. Макаров [и др.]. - СПб.: Алетейя, 2010. - 664 с.

10. Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/work/nti/dok/str/strateg.zip

11. Творческий потенциал работника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. upravlencam.ru/page82/page100/index.html

12. Чекмарева, Е.А. Повышение уровня реализации трудового потенциала: роль заработной платы [Текст] / Е.А. Чекмарева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 2 (14]. - С.165-172.

13. Шабунова, А.А. Трудовой потенциал региона [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.А. Шабунова, Е.А. Чекмарева. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 107 с.

14. Шабунова, А.А. Трудовой потенциал региона: заключительный отчёт о НИР [Текст] / А.А. Шабунова, Г.В. Леонидова, Е.А. Чекмарева. - Вологда, ИСЭРТ РАН, 2009. - 117 с. -№ госрегистрации 02201051756.

15. Шнипова, А.Р. О творческом потенциале и его реализации [Текст] / А.Р. Шнипова // Мир науки, культуры, образования. - 2008. - № 3 (10]. - С. 108-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.