ЯРУНИН А. В.
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Аннотация. Статья посвящена анализу правовой политики Удмуртской Республики в сфере образования, деятельности органов государственной власти и управления данного субъекта Российской Федерации. Кратко характеризуется современное состояние и перспективы регулирования общественных отношений в указанной сфере.
Ключевые слова: правовая политика, Удмуртская Республика, образование, федеральный закон, постановление правительства, республиканская целевая программа.
YARUNIN A. V.
ON EDUCATION LEGAL POLICY IN UDMURT REPUBLIC
Abstract. The article presents an analysis of the Udmurt Republic legal base in education as well as the authority activities of that subject of the Russian Federation. The author characterizes the current state and prospects of legal regulation in education.
Keywords: legal policy, Udmurt Republic, education, federal law, government decree, regional targeted program.
С вступлением в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации осуществляются мероприятия по приведению в соответствии с ним всей нормативно-правовой базы того или иного субъекта в сфере образования [1].
В Удмуртской Республике основным законом, регулирующим отношения в сфере образования, является закон «О реализации полномочий в сфере образования» [2]. На данный момент в республике принят Государственным Советом Удмуртской Республики 25 февраля 2014 г. и подписан 21 марта 2014 г. временно исполняющим обязанности Главы Удмуртской Республики второй закон с таким названием.
Сам факт того, что новый закон вступил в силу лишь спустя шесть месяцев после фундаментальных изменений на федеральном уровне, вызывает удивление; в большинстве субъектов России обновление законодательства началось почти одновременно с принятием нового Федерального закона об образовании.
Основой для закона Удмуртской Республики «О реализации полномочий в сфере образования» стал проект закона, разработанный Министерством образования и науки
Удмуртской Республики. Имея некоторые отличия от модельного закона об образовании, он, в свою очередь, был принят с гораздо меньшим объемом незначительных изменений.
Таким образом, правовая политика Удмуртской Республики в сфере образования базируется и осуществляется на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Закона Удмуртской Республики «О реализации полномочий в сфере образования», а также иных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу образования.
Анализируя закон Удмуртской Республики «О реализации полномочий в сфере образования» можно отметить следующее:
1. Первая глава закона определяет предмет регулирования и нормативно-правовые основы в области образования для Удмуртской Республики.
Полномочиям органов государственной власти посвящены две статьи, причем одна из них содержит таковые для органов, а именно - Государственного Совета Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики; исполнительного органа государственной власти в сфере образования - Министерства образования и науки Удмуртской Республики. Вторая статья связана с теми полномочиями, которые переданы органам государственной власти и управления Удмуртской Республики Российской Федерацией.
2. Вторая глава республиканского закона, аналогично федеральному закону, касается основ системы образования в Удмуртской Республике.
Значительная часть этих норм закреплена на федеральном уровне. Поэтому, помимо статьи о языке образования, в частности - содействия в его изучении; статьи о требованиях к одежде, носящей отсылочный характер; ряда статей, оговаривающих возможность создания учебно-методических объединений, инновационных площадок, норм о финансировании, иных норм практически не имеет. Исключением можно считать то, что уделяется внимание подготовке специалистов для производственной и социальной сфер, задание на подготовку которых является обязанностью Правительства Удмуртской Республики.
3. Меры по социальной поддержке обучающихся и педагогических работников, по сравнению с модельным законом, закреплены в третьей главе данного закона.
4. Нормами последней главы признаются утратившими силу два закона Удмуртской Республики, ранее регулирующие отношения в сфере образования - Закон Удмуртской Республики от 15.12.2009 года № 64-РЗ «О реализации полномочий Удмуртской Республики в сфере образования» и Закон Удмуртской Республики от 8.12.2010 года № 51-РЗ «О нормативах для расчета субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях»; определяются сроки введения в действие рассматриваемого закона и отдельных его положений.
Для оценки принятого закона следует сравнить его с законом Республики Мордовия «Об образовании в Республике Мордовия» [3]. В целом данные нормативно-правовые акты аналогичны, однако имеется ряд отличий:
1. Наличие в структуре документа деления по главам, а также иные особенности юридической техники (например, объединение полномочий органов государственной власти и управления в одной статье), что, впрочем, не критично для закона с таким небольшим количеством статей.
2. Законом Удмуртской Республики предполагается содействие гражданам, и организационная поддержка образовательным организациям за пределами республики в части изучения ее государственного языка. Норма интересна, но частое к ней обращение ограничивается рядом условий, а именно - необходимо наличие соглашения Удмуртской Республики с иным субъектом Российской Федерации по данному вопросу; компактность проживания граждан, стремящихся получить такую поддержку и т.д.
3. Наряду с гарантиями и компенсациями для привлечения педагогических работников в сельские образовательные учреждения отдельно предусмотрены единовременные денежные выплаты. Однако следует отметить, несмотря на то, что суммарно за три года эти выплаты составят 180 тысяч рублей, их введение предусмотрено лишь с 2015 года, а сама сумма представляется незначительной, при том, что каждая такая выплата является нагрузкой на республиканский бюджет.
4. Ряд статей закона Удмуртской Республики фактически без изменений взят из федерального закона. Вместе с тем есть исключения, например - о государственно-частном партнерстве.
Охарактеризовав закон Удмуртской Республики «О реализации полномочий в сфере образования», необходимо перейти к анализу иных нормативно-правовых актов.
Правительство Удмуртской Республики постановлением от 4 сентября 2013 г. «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие образования на 2013-2015 годы» определило приоритетные направления политики в сфере образования до 2015 года включительно [4].
Цель деятельности органов государственной власти и управления - модернизация системы образования, обеспечение доступности качественного дошкольного, общего, дополнительного образования детей, начального и среднего профессионального образования
в соответствии с потребностями населения и перспективными задачами развития экономики и общества.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Доступность и качественность дошкольного и общего образования, реализация прав граждан на их получение.
2. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей, обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью.
3. Обновление системы профессионального образования, с аналогичным обеспечением реализации прав граждан на получение образования.
4. Организация подготовки квалифицированных рабочих по востребованным специальностям; развитие инфраструктуры образования.
5. Развитие кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности педагогической профессии.
6. Реализация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, имеющих целью повышение эффективности деятельности образовательных организаций.
Для объективной оценки достижения целей и задач определен перечень целевых показателей государственной программы и ее подпрограмм.
В связи с этим Правительством Удмуртской Республики конкретизированы отдельные направления деятельности, в частности:
1. Развитие дошкольного образования.
2. Развитие общего образования.
3. Система воспитания и дополнительного образования.
4. Профессиональное образование и наука.
5. Кадровое обеспечение.
6. Создание и обеспечение условий для реализации государственной программы.
Каждое из них имеет собственный перечень необходимых действий и сроки их
исполнения, т.е. дорожную карту, а также - финансовое обеспечение.
Помимо данного постановления действуют различные региональные программы, например - республиканская целевая программа «Развитие начального и среднего профессионального образования Удмуртской Республики на 2010-2014 годы - «Рабочая смена», республиканская комплексная программа «Развитие профессионального образования в Удмуртской Республике».
Образование - одно из приоритетных направлений государственной политики в республике, что подтверждается ее бюджетными обязательствами.
Расходы бюджета Удмуртии на образование растут, их доля на 2013 год составляла четвертую часть от всех расходных статей [5]. Тогда же образовательное пространство республики включало в себя порядка полутора тысяч образовательных организаций, свыше трехсот тысяч обучающихся и тридцати тысяч педагогических работников.
Относительно нынешнего состояния дел в сфере образования в Удмуртской Республике следует также отметить следующее.
Оценка эффективности деятельности органов публичной власти в Удмуртской Республике представляет собой рейтинг систем образования муниципальных образований в ее составе, определяющийся для каждого муниципального образования по двум показателям: интегральному индикатору условий и результата образования.
Методика оценки является объемной, но выстроенной достаточно просто. Не вдаваясь в подробности, следует указать на особенности рейтинга, основанного на ней:
1. В пределах подавляющей части муниципальных образований обеспечивается в большей степени высокий показатель индикатора результата образования, нежели - условий.
2. За последние три года наблюдается медленный, но уверенный рост индикаторов.
3. Успешнее всего развитие образования происходит в четырех из 31 района Удмуртской Республики.
Таким образом, проанализировав правовую политику Удмуртской Республики в сфере образования, изучив нормативно-правовую базу ее осуществления, деятельность органов государственной власти и управления, состояние и перспективы развития образования в Удмуртской Республике, можно сделать вывод о ее соответствии требованиям времени, достаточной эффективности, а накопленный практический опыт оценивать как востребованный.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158523
2. О реализации полномочий в сфере образования: Закон удмуртской Республики от 21 марта 2014 г. № 11-РЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW053;n=64411
3. Об образовании в Республике Мордовия: Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 г. № 53-3. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW314;n=57444
4. Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие образования» на 2013-2015 годы: Постановление Правительства Удмуртской Республики от 4 сентября 2013 г. № 391. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW053;n=6 1752
5. Правовые условия развития образования: новый формат - новые перспективы: Республиканская августовская конференция работников образования и науки Удмуртской Республики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://udmedu.ru/press/doklad/1207/