Научная статья на тему 'Правовая политика субъектов Российской Федерации в сфере образования (на примере республик Мордовия и Коми)'

Правовая политика субъектов Российской Федерации в сфере образования (на примере республик Мордовия и Коми) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ЗАКОНЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / РЕСПУБЛИКА КОМИ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунов Евгений Вячеславович, Сарыгин Игорь Алексеевич

В данной статье приведен сравнительный анализ правовой политики в сфере образования Республик Мордовия и Коми. В частности, рассмотрены основные задачи и итоги реализации целевых программ развития образования. Полученные результаты позволили сделать вывод о сходствах и различиях систем образования данных субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper presents a comparative analysis of education legal policies of Komi Republic and Mordovia Republic. Particularly, the authors consider the objectives and results of the federal programs aimed at education development. The study results show the similarities and differences of the education systems of the two regions considered.

Текст научной работы на тему «Правовая политика субъектов Российской Федерации в сфере образования (на примере республик Мордовия и Коми)»

КОРШУНОВ Е. В., САРЫГИН И. А.

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИК МОРДОВИЯ И КОМИ) Аннотация. В данной статье приведен сравнительный анализ правовой политики в сфере образования Республик Мордовия и Коми. В частности, рассмотрены основные задачи и итоги реализации целевых программ развития образования. Полученные результаты позволили сделать вывод о сходствах и различиях систем образования данных субъектов.

Ключевые слова: правовая политика, образование, Республика Мордовия, Республика Коми, закон, федеральная целевая программа, государственная программа.

KORSHUNOV E. V., SARYGIN I. A.

EDUCATION LEGAL POLICIES OF RUSSIAN REGIONS: A STUDY OF MORDOVIA REPUBLIC AND KOMI REPUBLIC Abstract. This paper presents a comparative analysis of education legal policies of Komi Republic and Mordovia Republic. Particularly, the authors consider the objectives and results of the federal programs aimed at education development. The study results show the similarities and differences of the education systems of the two regions considered.

Keywords: legal policy, education, Mordovia Republic, Komi Republic, law, federal program, state program.

Многообразие общественных отношений, возникающих в жизни граждан нашей страны, обусловлено различными периодами их жизни: рождением, учебой в школе и вузе, работой, выходом на пенсию. Одним из основным прав является право на получение образования, что находит свое подтверждение в Конституции Российской Федерации [1]. В настоящее время, в связи с переходом на Болонскую систему образования, российская образовательная система претерпела ряд существенных изменений - был принят новый Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации [2]. Современные тенденции и упор на развитие и достижение европейского уровня образования во многом обуславливает колоссальные затраты Правительства Российской Федерации с целью достижения общепринятого в Европе уровня. Ведется финансирование развития новых технологий в сфере образования и науки, строятся новые корпуса университетов и здания школ, повсеместно закупается новейшее оборудование - от персональных компьютеров до интерактивных досок, что позволяет все более широко реализовывать информационные проекты, повышающие качество образования и способствующие развитию и приобщению граждан, уже с малых лет, к большому потоку информации, которая

пронизывает нашу жизнь. Начиная с истоков, с которых начинается любая деятельность, отметим, что рассматривая региональную нормативную базу каждого отдельно взятого субъекта существуют некоторые различия, которые проявляются как в направлении развития, так и приоритетах на которых базируется эта система. Она же и является «костяком» в данной деятельности. Поэтому и система образования рассматриваемых нами республик, для которых Правительством Российской Федерации задан общий курс действуют по-разному, и, как правило, с учетом национальных и культурных особенностей, исходя из уровня развития региона.

Во-первых, стоит обратить внимание на положения Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [9]. Данная целевая программа направлена на возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Посредством данной деятельности предполагается осуществить преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования.

Во исполнение Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [10] стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития. Данная тенденция обусловлена статусом России как ведущей европейской державы, участника ВТО, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав и обязанностей граждан.

При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Целью завершившейся в 2010 году Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы являлось обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Что касается итогов реализации данного национального проекта в Республике Мордовия и Республике Коми то, по итогам проекта удалось обеспечить создание основных механизмов модернизации системы образования, сформировать сеть образовательных

учреждений и российских регионов, участвующих в инновационном развитии системы образования. Так, по итогам отчета Министерства образования Республики Коми были выработаны управленческие аспекты взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях модернизации образования.

Во-вторых, рассмотрим государственные программы «Развитие образования на 20142020 годы» Республик Мордовия и Коми [11, 12].

Посредством данной программы в Республике Мордовия предполагается решить следующие задачи: формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Республики Мордовия; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; обновление современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.

Что касается Республики Коми, то в перспективе здесь будут решаться следующие задачи: повышение доступности и качества образовательных услуг, эффективности работы системы дошкольного образования; обеспечение доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям развития инновационной экономики и потребностям граждан; формирование условий и механизмов повышения эффективности системы профессионального образования в Республике Коми; обеспечение успешной социализации детей и молодежи в социуме; обеспечение эффективного оздоровления и отдыха детей, проживающих в Республике Коми; обеспечение содействия в допризывной подготовке граждан Российской Федерации в Республике Коми к военной службе.

Поэтому уже в задачах реализации данных государственных программ видятся существенные различия.

В-третьих, рассмотрим ожидаемые результаты от реализаций данных программ. В Республике Мордовия реализация мероприятий Госпрограммы позволит обеспечить достижение следующих социально-экономических эффектов: обеспечение дошкольными образовательными услугами 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет; увеличение доли педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, которые пройдут повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными

государственными образовательными стандартами, до 100%; увеличение доли детей 5-18 лет, охваченных программами дополнительного образования, до 75%; увеличение численности детей-инвалидов, осваивающих образовательные программы общего образования в форме дистанционного, специального (коррекционного) или инклюзивного образования, до 89%; устройство 88% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье); увеличение доли обучающихся, участвующих в мероприятиях республиканского, всероссийского и международного уровней, до 87% от всего количества детей школьного возраста, а также обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования; 100% охват учреждений среднего профессионального образования независимой системой оценки качества образования; увеличение доли выпускников общеобразовательных учреждений, поступающих в учреждения среднего профессионального образования, на 15%; создание условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов для 100% обучающихся общеобразовательных организаций.

В Республике Коми основным итогом реализации Госпрограммы является то, что там будут сформированы стратегические проекты развития дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования и молодежной политики, в том числе по следующим направлениям: 1) создание современных условий для обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях; 2) создание условий для внедрения федеральных государственных требований по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральных государственных образовательных стандартов в системе общего и профессионального образования; 3) организация стажерских площадок для обучения и повышения квалификации педагогических работников системы образования, а также для распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования; 4) создание оптимальных условий функционирования государственных образовательных учреждений Республики Коми; 5) оснащение государственных (муниципальных) образовательных учреждений учебно-лабораторным, учебным, технологическим, спортивным оборудованием; 6) внедрение информационно-коммуникационных технологий, в том числе развитие дистанционных технологий в сфере образования; 7) создание научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий для развития этнокультурного образования с учетом социокультурного пространства республики; 8) развитие республиканской системы оценки качества образования, государственно-общественных форм управления; 9) развитие

многофункциональной образовательной среды для проявления и развития индивидуальных способностей обучающихся; 10) создание комплекса условий, способствующих успешной социализации детей и молодежи в соответствии с современными условиями; 11) повышение эффективности военно-патриотического воспитания молодежи и престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; 12) будет создана среда, обеспечивающая доступность образовательных услуг и равные стартовые возможности подготовки детей к школе.

Соответственно и итогом данных Госпрограмм являются совсем не одинаковые результаты. Поскольку Республика Мордовия уже не прописывает в своих задачах техническое и мобилизационное оснащение образовательных учреждений, что говорит о том, что данная задача здесь уже реализована, а также развивается и функционирует дистанционное обучение [8]. Активно развиваются вариативные формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты. Выстраивается сеть частных организаций, оказывающих услуги дошкольного образования. В 2012 году решена проблема обеспечения 100% учащихся школ бесплатными учебниками.

Напротив, в Республике Коми более развит вопрос по направленности деятельности школьников и их патриотическом воспитании, подготовке к будущей военной службе. В системе профессионального образования в Республике Коми сформированы 10 ресурсных центров по отраслевому принципу, обеспечивающих кадровые потребности экономики республики, организовано сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования различных уровней, предприятий и организаций.

К 2020 году эффективность решения задач по модернизации образования и реализации молодежной политики позволит обеспечить содействие государства гражданскому становлению детей и молодежи, увеличению вклада молодого поколения в экономическое и социальное развитие Республики Коми.

Таким образом, в масштабах данных республик обеспечен высокий уровень доступности образования на всех уровнях: раннее развитие, дошкольное образование, среднее общее, среднее специальное, высшее образование. Отмечается, что стадия раннего развития и дошкольного образования с каждым годом совершенствуется. На территориях данных республик растет численность детских дошкольных учреждений, не только основной направленности развития, но и с учетом творческих наклонностей детей. В сфере основного общего образования происходит полная модернизация и мобилизация системы образования, разрабатываются специализированные стратегии развития. Высшее образование функционирует на высоком уровне, не говоря уже о программах, которые реализуют в своей деятельности все средне специальные и высшие учебные заведения. В тоже время растет

внимание к возможностям адаптации этих сфер в социализации подрастающего поколения, функционирования для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (1993). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru:8080/page.aspx?94685

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 03.02.2014 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158523

3. Конституция Республики Мордовия (принята Конституционным собранием РМ 21.09.1995 г.) (ред. от 05.03.2014 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW314;n=60457

4. Конституция Республики Коми (принята Верховным Советом Республики Коми 17.02.1994 г.) (ред. от 24.04.2013 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW096;n=79011

5. Об образовании в Республике Мордовия: Закон РМ от 08.08.2013 г. № 53-3 (принят ГС РМ 01.08.2013 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW314;n=57444

6. Об образовании: Закон Республики Коми от 06.10.2006 г. № 92-РЗ (принят ГС РК 21.09.2006 г.). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW096;n=87796

7. Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования в Республике Мордовия в 2013 году: Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 марта 2013 г. № 84 (с изм. и доп.). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://base.garant.ru/9092636/#ixzz31uEJwoPr

8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fip.kpmo.ru/fip/info/13430.html

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_n1662_red_08.08.20 09

10. Государственная программа Республики Мордовия «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014-2020 годы. - [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://mo.edurm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=775:— l----r--2014-2020-&catid=29:documents&Itemid=37

11. Государственная программа Республики Коми «Развитие образования в Республике Коми» на 2014-2020 годы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bda-expert.com/2013/01/gosudarstvennaya-programma-respubliki-komi-razvitie-obrazovaniya-na-2013 -2020-gody

12. Отчет деятельности Министерства образования Республики Коми за 2013 год. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minobr.rkomi.ru/left/dok/gcp/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.