УДК 378. 004:027.7
П.М. Маниковский,
Забайкальский государственный университет (г Чита)
Информационное пространство библиотеки приграничного университета в контексте трансформационной парадигмы развития
За последние два десятилетия библиотеки претерпели многие изменения. Они коснулись методики работы с читателями, ввода информационных технологий и автоматизированных систем управления информацией в повседневной библиотечной деятельности.
Это общемировая тенденция, появившаяся в Российской Федерации позже, чем в Европе. В связи с этим произошла смена фундаментального библиотечного термина «читатель» на «пользователь». Смена понятий имеет глубокий смысл. В реальности произошло изменение парадигмы работы библиотеки в целом, началось формирование новой совокупности отношений, форм и методов работы библиотеки, выделение новых направлений развития.
В трансформации библиотечного дела особое место занимают библиотеки образовательного учреждения, которые находятся помимо «вызовов времени» еще и в условиях жестких требований со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации. Фактор требований министерства является одним из ключевых в формировании стратегии развития университетской библиотеки.
Основополагающими являются приказ Рособрнадзора от 5
© Маниковский П.М., 2015
сентября 2011 года [11], а также Федеральный закон № 78 «О библиотечном деле» [10]. Содержание этих документов ставит перед университетской библиотекой задачу комплектования электронными образовательными ресурсами и трансформации библиотеки в хранилище знаний, культуры нации. Таким образом, удовлетво-
Современный человек находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка.
С.И. Вавилов
ряя требованиям со стороны органов управления и контроля, библиотека из места приема-выдачи традиционной литературы превращается в центр, который помимо книговыдачи является местом культурного общения, саморазвития, помощи и, как правило, территорией скопления большого числа людей.
Рассматривается тема позиционирования современной библиотеки в мире, его информационном пространстве. Освещается роль библиотеки образовательного учреждения как подразделения современного вуза и ее участие в формировании информационного пространства университета. Определяются ключевые направления работы библиотеки, наиболее актуальные и востребованные среди пользователей, которые должны быть реализованы в настоящее время, если библиотека ставит перед собой цель быть популярной и нужной для своих пользователей. Приводится личный взгляд автора на функции библиотеки, ее роль в обеспечении коммуникации среди студентов приграничного университета - граждан разных стран и межкультурном взаимодействии на территории библиотеки - как территории наиболее подходящей для обмена опытом, взаимопроникновения культур.
Ключевые слова: библиотека, информационное пространство, роль библиотеки, кросс-культурная коммуникация.
The article is devoted to a subject of positioning of modern library in the information space of the world. The role and participation of the library of educational institution is defined as divisions of modern higher education institution. The main directions of work of the library, the most actual and the libraries demanded daily among users are defined, they must be realized immediately if the library sets before itself the purpose to be popular and necessary for the users. Provides a personal perspective on the function of the library, its role in promoting cross-border communication among the students of the university - citizens of different countries and intercultural interaction in the territory of the library - as the most suitable site for the exchange of experiences, cultural interaction.
Key words: library, information space, the role of the library, cross-cultural communication.
Современный человек постепенно привыкает к доступности информации, электронному сервису, который окружает его повсеместно и практически везде в современной реальности: бумажные деньги уступают место электронным, уборку осуществляют роботы, все больше услуг оказывают программируемые автоматы, весь мир перешел от мира стационарного к миру сетевому, мобильному. В стремлении соответствовать «мировой мобильности» многие библиотеки интегрируют в свою повседневную работу все больше инновационных разработок, основанных на современных технологиях. Например, клиент-серверные решения, основанные на облачных вычислениях.
Большую часть учреждений, идущих подобным путем, составляют университетские библиотеки ввиду специфики их работы [11]. Существует и кардинально противоположная позиция: консерватизм и традиционные методы работы, отработанные годами, десятилетиями. Такая позиция чаще проявляется у муниципальных учреждений культуры. Чаще всего причины подобной позиции - недостаточная материальная обеспеченность. Отсюда, согласно вектору развития библиотек, определим два возможных сценария их развития.
Первый, реставрационный или стагнационный сценарий развития - это приверженность традиции. Выбрав этот путь, библиотека не гонится за техническим прогрессом, предпочитая консервативный подход к собственной роли в обществе. Соответственно, инновации, которые могут произойти в библиотеке, не апробируются, не происходит никаких изменений в существующих, отработанных годами библиотечных процессах. При таком подходе библиотека теряет истинный смысл своего существования.
Миссия библиотеки описана в Федеральном законе Россий-
ской Федерации «О библиотечном деле». Особо отмечено (статья 14), что государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения, к которым отнесены пользователи детского и юношеского возрастов [10]. Здесь же утверждается, что миссия библиотек, работающих с молодежью, заключается в активном содействии просвещению, непрерывному образованию,про-цессам социализации растущего человека, становлению личности, раскрытию творческого потенциала, формированию навыков конкурентоспособного работника на рынке труда. Наиболее социально значимой и целевой группой населения для библиотечного дела является молодежь. Молодые люди на сегодняшний день это самая мобильная категория населения, которая быстро адаптируется к существующим условиям, всегда будет искать наиболее комфортные условия осуществления своей деятельности. Можно с уверенностью утверждать, что молодой человек, студент, скорее воспользуется существующим электронным каталогом библиотеки, нежели будет тратить время на работу с традиционным карточным каталогом. Отсюда следует вывод, что стагнационный сценарий развития является тупиковым.
Второй сценарий - это новая трансформационная или инновационная парадигма функционирования библиотеки. Этот вариант развития библиотеки рассматривается многими авторами. М.Н. Колесникова в своей статье интерпретирует понятие «Будущее библиотеки» [7]. Е.А. Осипова представляет описание инновационной модели процесса информационно-библиотечного обслуживания пользователей, рассматривает его основные составляющие [12]. Свой вклад в разработку подобной концепции вносят так-
же работы Т.Ф. Берестовой [4], И.А. Ильяевой [6], Г.М. Вихревой [5]. Хотя ученые и специалисты с разных сторон подходят к трактовке подобного сценария развития, но по ряду положений они единодушны.
Следует подчеркнуть, что для библиотеки в приграничном университете, претендующем на роль центра международной и межкультурной коммуникации, в реальности существует только трансформационный сценарий развития. Это обусловлено тем, что роль такого образовательного центра заключается во внедрении инноваций, технологий, которые смогут максимально упростить получение необходимой информации всем заинтересованным людям, независимо от национальности, гражданства и прочих культурных различий. Опираясь на фактор доступности информации как ключевой при инновационной парадигме и изучив вышеперечисленные позиции ученых и специалистов, можно особо выделить категорию «информационное пространство».
Анализ литературы показал, что под информационным пространством библиотеки следует понимать совокупность традиционных и электронных образовательных ресурсов, автоматизированных систем, технологий и средств их предоставления, направленных на своевременное, быстрое получение актуальной, необходимой информации пользователем [1, 2, 8]. Информационное пространство библиотеки приграничного университета обладает сложной структурой, каждый компонент которой имеет свое назначение. Помимо среды непосредственного получения информации это еще и среда коммуникации, где масса студентов одного учебного заведения с разными взглядами, представители разных стран и народов со своей культурой, интересами находятся между собой в состоянии постоянного взаимо-
действия. При этом независимо от их желания происходит взаимопроникновение культур, межкультурное взаимодействие. Н.М. Лебедева в выводах из своих кросс-культурных исследований говорит: «уровень межличностных отношений, в частности их близость, способны "снять" межгрупповые и межэтнические перегородки, когда групповая принадлежность и связанные с ней этнические и культурные стереотипы перестают оказывать влияние на поведение людей в процессе общения» [9, с. 186]. В создании условий для устранения подобных «перегородок» и должна заключаться социально ориентированная деятельность библиотеки.
Как категория информационное пространство библиотеки имеет свои характеристики. Автор разделяет точку зрения И.Л. Ба-чило в этом вопросе, которая в своей работе приводит следующее определение информационного пространства: «С точки зрения сетевой коммуникации всего пространства инфосферы, пространство представляет надтер-риториальную категорию, не дифференцированную по признаку принадлежности пользователей и других участников интернет-сообщества в информационных процессах» [3, с. 401]. И.Л. Ба-чило отмечает также, что наиболее проблемной частью информационного пространства является собственно информация, сам контент, который должен заполнить программно-коммуникативные структуры и дать пользователю интеллектуальный продукт, знания, необходимую информацию. Решать эту проблему призвана современная библиотека, предоставляющая качественный, лицензионный, выверенный контент. Примером такого содержимого могут являться работы ученых университета, оцифрованные и предоставляемые посредством веб-сервисов и технологий. Это особенно важно в тот момент, ког-
да пользователем ценится время нахождения информации, ее качество и доступность. Именно соответствие предоставляемой информации этим требованиям и определяет существующую и активно развивающуюся нишу в информационном пространстве, которую должна занимать библиотека будущего.
Современная библиотека не сможет привлечь пользователей, если не будет соответствовать следующим требованиям:
- предоставление актуальной, проверенной информации посредством как традиционных ресурсов, так и электронных образовательных ресурсов;
- организация доступа к сети Интернет. При этом если библиотека ставит перед собой задачу вовлечь как можно большее число пользователей в свое информационное пространство, она должна обеспечить как различные технологии предоставления доступа к сети Интернет, так и соответствующие средства программного и аппаратного уровня для работы с сетью:
- сервисы своевременного копирования и печати информации;
- создание атмосферы, комфортной для работы и коммуникации, при этом пользователь должен понимать, что на территории библиотеки он всегда сможет получить квалифицированную и профессиональную помощь в поиске необходимых ресурсов или информации;
- возможность коммуникации с другими пользователями библиотек.
Очевидно, что в этих условиях принцип тишины должен распространяться только на залы, где пользователь занимается непосредственной работой. Для коммуникации студентов и консультирования их по интересующим вопросам должны быть созданы специально предназначенные для
этого территории. То есть пользователь библиотеки должен сам решить, где ему комфортнее находиться.
Во втором сценарии развития следует выделить следующие основополагающие положения новой трансформационной парадигмы библиотеки:
- формирование нового информационного пространства;
- развитие пространства коммуникации через переход от устоявшегося понимания библиотеки как места тишины и уединения к пониманию ее как места постоянного общения людей, которые могут осуществлять необходимые коммуникации либо посредством живого общения, либо онлайн-об-щения при помощи информационного пространства;
- переход от сохранения только научного и культурного наследия нации к его трансляции, осуществлению кросс-культурного взаимодействия с пользователями библиотеки. В этом процессе интерактивную роль может выполнить коллектив сотрудников библиотеки, обладающих потенциалом и являющихся носителями русской культуры.
Придерживаясь совокупности этих положений, библиотека становится мотиватором деятельности для молодежи, которая будет возвращаться туда вновь и вновь как в место и пространство, которое осознанно выполняет миссию источника самореализации личности современного молодого человека.
В заключение настоящей статьи хочется сформулировать ряд положений, на которые должна опираться современная библиотека высшего образовательного учреждения в целом и приграничного университета, претендующего на роль межкультурного центра коммуникации, в частности с целью успешного осуществления своей деятельности. А именно:
- современная библиотека приграничного университета может успешно развиваться, только
следуя трансформационной парадигме развития. Это единственный путь, следуя которому библиотека сможет найти свое место в интенсивно меняющемся мире;
- должна быть проведена смена системообразующего поня-
тия «читатель» на «пользователь». Это откроет новые возможности построения отношений с аудиторией, позволит корректно применять современные информационные системы для работы с ней и поможет перейти от стере-
отипа понимания библиотеки как хранилища научного и культурного наследия нации к центру трансляции этого наследия широкому кругу заинтересованных участников, невзирая на национальность, культуру и другие различия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова О.И. Единое информационное пространство библиотеки образовательного учреждения // Образование. Карьера. Общество. 2013. № 4-1 (40). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/edinoe-informatsionnoe-prostranstvo-biblioteki-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 24.09.2014).
2. Апанасенко Г.А. Информационные ресурсы и развитие современной библиотеки // Образование. Карьера. Общество. 2013. № 4-1 (40). URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/informatsionnye-resursy-i-razvitie-sovremennoy-biblioteki (дата обращения: 24.09.2014).
3. Бачило И.Л. Информационное право: учебник для магистров. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2012. 564 с.
4. Берестова Т.Ф. Библиотека как элемент информационного пространства // Библиотековедение. 2004. № 6. С. 43-51. URL: http://www.library.ru/1/kb/articles/article. php?a_uid=140 (дата обращения: 24.09.2014).
5. Вихрева Г.М. Влияние глобализации на аксиологическую парадигму современной библиотеки // Библиос-фера. 2009. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ vliyanie-globalizatsii-na-aksiologicheskuyu-paradigmu-sovremennoy-biblioteki (дата обращения: 24.09.2014).
6. Ильяева И.А., Маркова В.Н. Миссия библиотек в современном мире: монография. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2004. 302 с.
7. Колесникова М.Н. Управление Будущим библиотеки (опыт философской интенции) // Библиосфера . 2008. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-
buduschim-biblioteki-opyt-filosofskoy-intentsii (дата обращения: 24.09.2014).
8. Копылов В.А. Единое информационное пространство в современном информационном обществе: проблемы формирования, функционирования, совершенствования // НТИ. Сер. 2. 1994. № 9. С. 1-15.
9. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособие. Москва: Ключ-С, 1999. С. 224.
10. О библиотечном деле: федер. закон от 29 декабря 1994 г № 78 (ред. от 2 июля 2013 г.) // СПС Консультант Плюс.
11. Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего профессионального образования: приказ Рособрнадзора от 5 сентября 2011 г. № 1953. (зарег. в Минюсте Российской Федерации 11 ноября 2011 г. № 22285) // СПС Консультант Плюс.
12. Осипова Е.А. Библиотека университета - новая парадигма обслуживания пользователей // Вестн. Том. гос. ун-та. Сер.: Культурология и искусствоведение. 2011. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ biblioteka-universiteta-novaya-paradigma-obsluzhivaniya-polzovateley (дата обращения: 24.09.2014).
LITERATURA
1. Aleksandrova O.I. Edinoe informacionnoe prostranstvo biblioteki obrazovatel'nogo uchrezhdenija // Obrazovanie. Kar'era. Obshestvo. 2013. № 4-1 (40). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/edinoe-informatsionnoe-prostranstvo-biblioteki-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (data obrashenija: 24.09.2014).
2. Apanasenko G.A. Informacionnye resursy i razvitie sovremennoi biblioteki // Obrazovanie. Kar'era. Obshestvo. 2013. № 4-1 (40). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ informatsionnye-resursy-i-razvitie-sovremennoy-biblioteki (data obrashenija: 24.09.2014).
3. Bachilo I.L. Informacionnoe pravo: uchebnik dlja magistrov. 3-e izd., pererab. i dop. Moskva: YUrait, 2012. 564 s.
4. Berestova T.F. Biblioteka kak yelement informacionnogo prostranstva // Bibliotekovedenie. 2004. № 6. S.43-51. URL: http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_ uid=140 (data obrashenija: 24.09.2014).
5. Vihreva G.M. Vlijanie globalizacii na aksiologicheskuyu paradigmu sovremennoi biblioteki // Bibliosfera. 2009. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-globalizatsii-na-aksiologicheskuyu-paradigmu-sovremennoy-biblioteki (data obrashenija: 24.09.2014).
6. Il^eva I.A., Markova V.N. Missija bibliotek v sovremennom mire: monografija. Belgorod: BGTU im. V.G. SHuhova, 2004. 302 s.
7. Kolesnikova M.N. Upravlenie Budushim biblioteki (opyt filosofskoi intencii) // Bibliosfera . 2008. № 1. URL: http://
cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-buduschim-biblioteki-opyt-filosofskoy-intentsii (data obrashenija: 24.09.2014).
8. Kopylov V.A. Edinoe informacionnoe prostranstvo v sovremennom informacionnom obshestve: problemy formirovanija, funkcionirovanija, sovershenstvovanija // NTI. Ser. 2. 1994. № 9. S. 1-15.
9. Lebedeva N.M. Vvedenie v yetnicheskuyu i kross-kul'turnuyu psihologiyu: ucheb. posobie. Moskva: Klyuch-S, 1999. S. 224.
10. O bibliotechnom dele: feder. zakon ot 29 dekabrja 1994 g. № 78 (red. ot 2 iyulja 2013 g.) // SPS Konsul'tant Plyus.
11. Ob utverzhdenii licenzionnyh normativov k nalichiyu u licenziata uchebnoi, uchebno-metodicheskoi literatury i inyh bibliotechno-informacionnyh resursov i sredstv obespechenija obrazovatel'nogo processa po realizuemym v sootvetstvii s licenziei na osushestvlenie obrazovatel'noi dejatel'nosti obrazovatel'nym programmam vysshego professional'nogo obrazovanija: prikaz Rosobrnadzora ot 5 sentjabrja 2011 g. N 1953. (zareg. v Minyuste Rossiiskoi Federacii 11 nojabrja 2011 g. № 22285) // SPS Konsul'tant Plyus.
12. Osipova E.A. Biblioteka universiteta - novaja paradigma obsluzhivanija pol'zovatelei // Vestn. Tom. gos. un-ta. Ser.: Kul'turologija i iskusstvovedenie. 2011. № 4. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/biblioteka-universiteta-novaya-paradigma-obsluzhivaniya-polzovateley (data obrashenija: 24.09.2014).