Научная статья на тему 'Формы активизации деятельности библиотек университета'

Формы активизации деятельности библиотек университета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
626
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / БИБЛИОТЕКА УНИВЕРСИТЕТА / ФОРМЫ МЕРОПРИЯТИЙ / MASS ACTIONS / LEISURE ACTIVITY / LIBRARY SERVICE / SOCIAL MEDIA / LIBRARY OF THE UNIVERSITY / FORM OF ACTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Барышев Руслан Александрович

Показано, что в библиотеках наблюдается увеличивающийся в геометрической прогрессии интерес к различным массовым мероприятиям. Охарактеризована совокупность методов и форм организации обслуживания большого количества читателей и их групп в современной библиотеке. Предлагается авторская классификация основных форм культурно-массовых мероприятий (традиционные, инновационные и модификационные). Анализируется такая инновационная форма культурно-массовой работы, как социальные медиа, выводящие профессиональную деятельность библиотеки на принципиально новый качественный уровень. Рассмотрены особенности использования социальных медиа библиотеками, раскрыта их роль как экономичного и эффективного способа изучения мнений о библиотечных услугах, формирования положительного имиджа, налаживания коммуникаций с реальными и потенциальными пользователями. Обоснован вывод о том, что социальные медиа помогают современному библиотекарю наладить с читателем диалог в широком смысле этого слова, развивать диалог как способ общения с миром.Now high school libraries fix interest in various mass actions increasing in a geometrical progression. Mass work of library assumes set of methods and forms of the service organization at the same time large number of readers or a certain users group. It is one of effective means of influence on interests and users formation, and society in general as they help readers to perceive emotionally value, sense, contents as literary works, so the phenomena and events. In practice the vast experience of their carrying out is accumulated, the equipment, the action mechanism, an algorithm of preparation and carrying out are described. The paper is offered the author's classification of the cultural events main forms (traditional, innovative and modification). Such innovative forms of cultural and mass work as the social media bringing professional activity of library to essentially new qualitative level are in detail analyzed. Social media are an economic and effective way of opinions studying on library services, formations of positive image, establishing communications with real and potential users, i.e. social media help the modern librarian to adjust with the reader dialogue in a broad sense of this word, dialogue as a way of communication with the world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы активизации деятельности библиотек университета»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.10.P.43 УДК 378.14

Р. А. Барышев,

Сибирский федеральный университет

Формы активизации деятельности библиотек университета

Введение

В настоящее время невозможно представить работу с читателями библиотеки без использования ин-формационно-коммуникацион-ных технологий. Новые информационные технологии стремительно вошли в библиотечную жизнь, сделали библиотеки более привлекательными для «цифрового» поколения пользователей, вывели библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде, уровень [12, 20].

В последний период в практике работы библиотек наблюдается активизация интереса к библиотечному мероприятию как к средству популяризации чтения и организации досуга населения. Деятельность по организации досуга и мероприятий является одним из приоритетных направлений деятельности библиотек. Современное терминологическое поле библиотековедения и практика деятельности библиотек по организации досуга населения оперируют широким спектром понятий. В научных публикациях наиболее распространенными терминами являются: «социально-культурная деятельность», «культурно-досуговая деятельность», «досуговая деятельность», «культурно-массовая деятельность», «массовая деятельность».

Заметим, что современный этап развития культурно-массовой деятельности библиотек характеризуется большим простором для творчества. Библиотекари в своей работе используют мультимедийные технологии, веб-дизайн, Интернет. Мож-

Сибирский федеральный университет

но говорить о возрождении массовой работы в новом ракурсе, о свежей, инновационной струе в этой работе, которая ведется в сочетании с уже проверенными временем традициями [7, 17].

Мультимедийные формы преподнесения информации вызывают большой интерес у самых разных людей, усиливают ее восприятие, повышают глубину усвоения материала. Демонстрация возможностей мультимедиа на библиотечных мероприятиях стимулирует и людей старшего поколения к освоению новых технологий [4, 6].

Основные этапы развития

массовых мероприятий в библиотеке

Массовая работа библиотеки предполагает совокупность методов и

форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей. Это одно из действенных средств влияния на формирование интересов и пользователей, и социума в целом. Ибо массовые мероприятия с использованием различных форм и приемов помогают читателям эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так и явлений и событий [7].

Досуговая деятельность обогащалась новыми формами и средствами художественного воздействия, мероприятиями культурно-массового и просветительского характера. Вузовские библиотеки, будучи важными социокультурными, досуговыми центрами, также активно проводят массовые мероприятия, ориенти-

© Барышев Р. А., 2018

РУСЛАН АЛЕКСАНДРОВИЧ БАРЫШЕВ

кандидат философских наук, доцент, директор Библиотечно-изда-тельского комплекса Сибирского федерального университета. Сфера научных интересов: педагогика, информационные технологии, информатизация образования, библиотечное дело. Автор 63 опубликованных научных работ

Показано, что в библиотеках наблюдается увеличивающийся в геометрической прогрессии интерес к различным массовым мероприятиям. Охарактеризована совокупность методов и форм организации обслуживания большого количества читателей и их групп в современной библиотеке. Предлагается авторская классификация основных форм культурно-массовых мероприятий (традиционные, инновационные и модификационные). Анализируется такая инновационная форма культурно-массовой работы, как социальные медиа, выводящие профессиональную деятельность библиотеки на принципиально новый качественный уровень. Рассмотрены особенности использования социальных медиа библиотеками, раскрыта их роль как экономичного и эффективного способа изучения мнений о библиотечных услугах, формирования положительного имиджа, налаживания коммуникаций с реальными и потенциальными пользователями. Обоснован вывод о том, что социальные медиа помогают современному библиотекарю наладить с читателем диалог в широком смысле этого слова, развивать диалог как способ общения с миром.

Ключевые слова: массовые мероприятия, досуговая деятельность, библиотечное обслуживание, социальные медиа, библиотека университета, формы мероприятий.

Now high school libraries fix interest in various mass actions increasing in a geometrical progression. Mass work of library assumes set of methods and forms of the service organization at the same time large number of readers or a certain users group. It is one of effective means of influence on interests and users formation, and society in general as they help readers to perceive emotionally value, sense, contents as literary works, so the phenomena and events. In practice the vast experience of their carrying out is accumulated, the equipment, the action mechanism, an algorithm of preparation and carrying out are described. The paper is offered the author's classification of the cultural events main forms (traditional, innovative and modification). Such innovative forms of cultural and mass work as the social media bringing professional activity of library to essentially new qualitative level are in detail analyzed. Social media are an economic and effective way of opinions studying on library services, formations of positive image, establishing communications with real and potential users, i.e. social media help the modern librarian to adjust with the reader dialogue in a broad sense of this word, dialogue as a way of communication with the world.

Key words: mass actions, leisure activity, library service, social media, library of the university, form of actions.

рованные на различные категории пользователей [2, 12]. Они стали все чаще практиковать такие формы работы с читателями, как дни и вечера книг, литературные вечера, ве-

чера встреч читателей с авторами книг, читательские конференции и др. Новой тенденцией стало развитие литературных, авторских и туристических видов деятельности [14].

Библиотека Сибирского федерального университета

Обобщая различные подходы к массовой деятельности библиотек, можно сделать вывод, что массовая работа - один из самых сложных и неоднозначных видов деятельности. Как никакая другая, эта деятельность может создать имидж библиотеке или уронить ее престиж, так как работа ведется с организованными группами читателей, что способствует быстрому формированию общественного мнения. И если массовая работа создает благоприятные условия для функционирования библиотеки в целом, значит, она нужна и библиотеке, и читателям [9].

Культурно-массовая деятельность на протяжении всей истории существования библиотек оставалась неотъемлемым направлением их работы и прошла в своем становлении три исторических периода. Основанием для периодизации послужили тенденции массовой деятельности библиотеки в различные исторические эпохи. Е. В. Мирошниченко выделяет следующие этапы массовой деятельности в библиотеках в России со второй четверти XVIII века:

• первый этап (вторая четверть XVIII века - 1917 год), массовая деятельность библиотек характеризуется направленностью на просвещение народа, активизацией рекреационной деятельности, аполитичностью, личностно ориентированным подходом;

• второй этап (1918 год - конец 1980-х годов), для массовой деятельности библиотек характерны: идеологизация и политизация библиотечных мероприятий, их массовый и стандартизированный характер;

• третий этап (с начала 1990-х годов до настоящего времени), характерные тенденции этого этапа: возрастание социальной и личностной роли досуга; усиление собственно досуговой составляющей; обновление традиций [14].

Основные формы массовых мероприятий в библиотеке вуза

Культурно-массовые мероприятия можно классифицировать по самым

разным признакам. В настоящей статье предлагается классифицировать основные формы культурно-массовых мероприятий по трем группам: традиционные, модификационные и инновационные (см. табл. ), которые, в свою очередь, также можно разбить на три подгруппы, исходя из основных функций библиотеки, зафиксированных в Федеральном законе «О библиотечном деле», а именно: информационной, образовательной и культурной.

Информационная функция реализуется в ходе решения задач по организации массового, группового, индивидуального информирования пользователей библиотек. Задачи по проведению в жизнь образовательной функции предполагают проведение мероприятий в помощь существующей в стране системе непрерывного образо-

вания - дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного. Культурная функция раскрывается в организации массовых мероприятий по приобщению читателей, пользователей библиотек к достижениям мировой культуры, что также прочно вошло в практику библиотечного обслуживания [19].

Традиционные формы. Традиционные формы - это исторически сложившиеся формы мероприятий работы с читателями, такие как наглядные (книжные выставки, просмотры, рекламная деятельность); устные (обзоры, тематические вечера, диспуты и т. д.); комплексные (день открытых дверей, день информации, день специалиста, неделя (декада) книги, ток-шоу и проч.) [8].

Модификационные формы. В настоящее время мультимедийные ре-

сурсы используются практически во всех направлениях деятельности современных библиотек, и без них не обходится ни одно крупное мероприятие. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям появилась возможность перевести традиционные формы массовой работы на качественно новый уровень. Кроме того, новые информационные технологии включаются в массовую работу библиотек, во-первых, в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов ведения этой работы и, во-вторых, как средство поиска и использования новых методов и форм организации массовой работы с читателями. Такие формы культурно-массовых мероприятий назовем модифика-ционными: они появляются в связи с развитием информационных потребностей общества, изменением места библиотек на информационном и досуговом рынках.

Модификационные формы работы оказывают заметное влияние на формирование читательских и зрительских предпочтений. Литературно-музыкальные вечера, медиалекции, презентации книг, творческие вечера сопровождаются мультимедийным показом, видеопросмотром, электронной демонстрацией фрагментов книг, иллюстраций. Применяются такие формы, как слайд-журналы, слайд-репортажи, спор-часы, конкурсы, автограф-сессии, презентации-обсуждения, пресс-встречи, литературные слайд-галереи. Измененные формы воспринимаются с большим интересом и вниманием [5].

Инновационные формы. В последний период в библиотечной среде идет смещение интереса в сторону нестандартных форм проведения мероприятий, нестандартных сценариев взаимодействия с пользователем. Инновации в библиотеке присутствуют практически во всех направлениях ее деятельности, в том числе в массовой работе, которая предполагает совокупность методов и форм организации обслу-

Таблица

Основные формы и функции проведения культурно-массовых мероприятий в библиотеках

Формы / Функции Традиционные формы Модификацион-ные формы Инновационные формы

Информационная функция Дни информации, дни специалиста, дни кафедры, дни института, день открытых дверей, библиографический обзор, обзор библиотечной выставки, обзор библиографических пособий, тематические обзоры, выставки и др. Информдайджест, интернет-мосты, интерактивные выставки, интерактивные обзоры, библиофреш и др. Сайты: библиотечные сайты. Социальные сети: «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Twitter, Instagram, «Мой мир», YOuTube. Блогхостинги: LiveJournal, Blogger, WordPress, «Жужужу»

Образовательная функция Курсы повышения квалификации, встреча-лекция, библиотечные советы и клубы, конференции, семинары, форумы и др. Библиобрифинг, тренинги, видеолекторий, вебинар, пресс-конференция, мастер-класс, конгрессы и др. Сайты: библиотечные сайты. Социальные сети: «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Twitter, Instagram, «Мой мир», YbuTube. Блогхостинги: LiveJournal, Blogger, WordPress, «Жужужу»

Культурная функция Конкурсы, викторины, литературный клуб, литературный вечер, устный журнал и др. Флешмобы, квесты, музыкальные перемены, буктрейлеры, буккрос-синг, всероссийская акция «Библионочь», акция «Дарите книги с любовью», фотоконкурсы, киноклубы, интеллектуальный марафон и др. Сайты: библиотечные сайты. Социальные сети: «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Twitter, Instagram, «Мой мир», YbuTube. Блогхостинги: LiveJournal, Blogger, WordPress, «Жужужу»

живания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей. Инновационные формы предполагают создание принципиально новых образцов библиотечной работы, выходящих за пределы нормы, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень. К инновационным формам относятся социальные медиа, которые необходимо рассмотреть более подробно.

Вузовская библиотека и социальные медиа

Как уже было сказано ранее, в наши дни в работе с читателем невозможно обойтись без информационно-коммуникативных технологий, которые стремительно вошли в библиотечную деятельность. Открыв принципиально новые возможности для ее совершенствования, они навсегда изменили привычную деятельность библиотек и оказывают влияние на каждую ее грань. Становится обыденным делом работа в Интернете, с электронной почтой, с поисковыми системами и другими сервисами [3, 7].

В настоящее время самой динамично развивающейся средой в интернет-пространстве являются социальные медиа. Это не случайно, так как они являются центром диалога с пользователями, которые сами решают, какой контент им потреблять. Они способствуют налаживанию контактов между людьми, помогают оперативно решать вопросы, заводить новые отношения, преодолевать географическую изоляцию. Здесь обе стороны взаимодействуют на равных правах.

Кроме того, постоянно происходит интеграция платформ: упрощенная авторизация пользователей социальных сетей на других ресурсах, кросспостинг, возможность размещать анонсы из различных источников в блогах и социальных сетях и др. Таким обра-

зом, библиотека становится более современной, ориентированной на пользователя, используя в своей работе социальные медиа: бло-ги, хостинги для размещения изображений и видео, социальные сети [15].

Итак, социальные медиа (англ. social media, social networking services) - вид массовой коммуникации, осуществляемый посредством Интернета, который имеет ряд существенных отличий от традиционных средств массовой коммуникации. В работе М. С. Ленши-ной [10] социальные медиа определяются как виртуальные площадки, позволяющие человеку самостоятельно загружать контент, управлять им и общаться, другими словами - как интерактивные сайты (интерактивный - основанный на взаимодействии, диалоге).

Кроме того, социальные медиа -это среда для партнерства и диалога. Они являются экономичным и эффективным способом изучения мнений о библиотечных услугах, средством формирования положительного имиджа, налаживания коммуникаций с реальными и потенциальными пользователями [15]. Социальные медиа представляют собой инструмент, который может помочь современному библиотекарю наладить с читателем диалог в широком смысле этого слова: диалог как способ общения с миром. Это необходимо, чтобы библиотека сохранила свой статус важнейшего института социальной памяти, без которого невозможна устойчивая передача знаний, накопленных человечеством, от поколения к поколению [10, 13].

К социальным медиа относят сайты, блоги и социальные сети. Этот набор можно рассматривать в качестве адаптивного минимума деятельности, который, однако, в полном объеме сегодня представлен не у всех библиотек. В то же время, сознавая адаптивную значимость каждого из указанного выше элементов, библиотеки энергично развивают

веб-сервисы, активно внедряясь в социальные сети.

Кратко остановимся на библиотечном измерении термина «сайт». Понятие «сайт» сейчас стало очень распространенным и плотно вошло в лексикон библиотекарей. Синонимами «сайта» стали понятия «интернет-сайт» и «веб-сайт». Сайт - структурированная информационная единица Всемирной паутины, содержащая как одну страницу, так и их произвольное число. Каждая страница, в свою очередь, может содержать ссылки на другие страницы, текст, картинки, видео- или аудиоролики [11].

Успешная деятельность библиотек-лидеров в освоении возможностей электронных коммуникаций показывает, что библиотекам недостаточно иметь официальный сайт. Им необходимо создавать и поддерживать комплексную медиа-структуру, включающую сайт и различные представительства в социальных сетях. Приводимая в публикациях статистика свидетельствует: посещение разделов сайта библиотеки увеличивается за счет переходов по ссылкам из социальных сетей; книги-новинки, анонсируемые в социальных сетях, больше заказывают; библиотечные мероприятия, акции имеют больший охват участников за счет рекламы в социальных сетях. Так, например, исследование, проведенное в Научной библиотеке Сибирского федерального университета, показало, что около 10 пользователей в день переходят на сайт библиотеки по ссылкам из социальных сетей. При этом 77,41% пользователей переходят на сайт из социальной сети «ВКонтакте», 21,84% - из Facebook, 0,75% - из Twitter.

И на социальные сети библиотеки смотрят под своим углом зрения. Социальные сети - это прежде всего мини-представительства библиотеки, где есть возможность оперативно поделиться самыми последними новостями о событиях в библиотеке, пригласить на очередное мероприятие, а также выложить свежую

медиаинформацию (видео, фото), также это площадка для общения и обмена мнениями (различные опросы) [11].

Наиболее популярные социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook, Twitter, Instagram, «Мой мир», YouTube. Всемирным лидером является социальная сеть Facebook, в России наибольшей популярностью пользуются «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир», Facebook.

Отметим, что в настоящее время использование социальных сетей вызывает неоднозначное отношение у сотрудников библиотек России, зачастую — негативную реакцию. За рубежом отношение к этому направлению иное. Например, в отчетах Американской библиотечной ассоциации (American Library Association) в последние годы особо выделяется раздел «Социальные сети» (Social Networking) [13]. Согласно приведенным в отчете данным, все больше библиотек США расширяют свое присутствие в социальных медиа, все больше руководителей высшего и среднего звена осознают необходимость этой работы. Так из 900 опрошенных респондентов 92,2 % назвали инструменты Web 2.0 важными в реализации и продвижении библиотечных услуг, при этом социальные сети и блоги занимают первые места по популярности и использованию (78,6 % и 51,9 % соответственно).

По этому критерию у американских библиотек лидирует Facebook и Twitter, а также блоги, размещенные на разных платформах. Респонденты отметили, что социальные медиа используются ими с разными целями, например, Facebook эффективен для установления обратной связи с пользователями и получения быстрой оценки продуктов и услуг. Twitter - эффективное средство распространить новости библиотеки или напомнить о чем-нибудь. Блоги - полезный инструмент для внедрения новых продуктов и услуг, позволяющий избежать многих ошибок и неудач

благодаря обратной связи с пользователями.

В работе Ю. В. Потехиной [16] приведен рейтинг популярности использования социальных сетей библиотеками отечественных вузов. Самой популярной сетью оказалась «ВКонтакте» - 43 969 пользователей, в 5 раз меньше пользователей в сети Facebook (7561). Далее идут Twitter (5978 пользователей) и Instagram (5200 подписчиков). Собственный канал на YouTube (видеохостинг) поддерживается пятью вузами, там мало подписчиков, но больше всего их в Дальневосточном федеральном университете (435 человек). А вот Instagram (фотосервис) наиболее популярен в Северо-Восточном федеральном университете - 4080 подписчиков и Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, где число пользователей в 2 раза больше, чем во всех других сетях вместе взятых (1119 человек).

По результатам опросов библиотекарей, издателей, книготорговцев об использовании ими социальных медиа журнал «Университетская книга» определил основные цели присутствия в соцсетях [18]. Помимо общения и обмена информацией, 83,3% опрошенных коллег используют их для поддержки собственных мероприятий, 70% -для получения обратной связи и отзывов, 66,7% - для репутацион-ной поддержки компании, 58% -для проведения опросов. 77% опрошенных присутствуют в Сети 3-4 часа ежедневно, при этом 83,3% организаций не закладывают в бюджет расходы на продвижение в Сети, вменяя это в дополнительные обязанности сотрудников.

Таким образом, в настоящее время больше нельзя недооценивать роль онлайн-платформ и игнорировать их в работе современной вузовской библиотеки. Социальные сети позволяют оперативно информировать читателей о приближающихся мероприятиях, актуальных акциях, изменениях в графике работы, предоставляют ин-

формацию, о которой студенты и преподаватели не узнают из других источников.

Теперь о библиотечном наполнении понятия «блог». Блог - площадка, которая дает возможность общаться библиотекарям и интернет-пользователям (независимо от того, являются ли они читателями библиотеки или нет). В блоге обсуждаются не только библиотечные вопросы и события, но и различные общественные и культурные явления. Блоги являются одним из средств привлечения читателя в библиотеку [11, 18]. Популярные платформы для блогов - LiveJournal, Blogger, WordPress, «Жужужу».

Анализ, проведенный в работе М. С. Леншиной [10], показал, что первый библиотечный блог возник в 2007 году. С 2010 года ежегодно проходит перепись библиотечных блогов, теперь к этому списку присоединяются страницы и группы библиотек в социальных сетях, библиотечные сайты, сообщества, каналы и проч. Количество библиотечных блогов постоянно растет. В 2010 году было зафиксировано 317 таких блогов, в 2011 -430, в 2012 - 637, в 2013 - 839, и в 2014 году - 1026.

Заключение

Обобщая российский и мировой опыт использования библиотеками социальных медиа, можно сделать далеко идущие выводы.

Главный из них состоит в том, что социальные медиа стремительно вошли в библиотечную жизнь, сделали библиотеки более привлекательными для так называемого цифрового поколения 2, вывели библиотеч-но-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный, чем прежде, уровень. В свою очередь, это позволило библиотекам выйти на другой формат общения с читателем - наладить более живой процесс общения с ним. Именно интерактивные, презентационные, мультимедийные, мобильные формы проведения мероприятий позволяют активизировать читатель-

скую и творческую заинтересованность реальных и потенциальных посетителей библиотек, помогают библиотеке приобрести высокий статус в информационном и культурном пространстве, повышают ее престиж [11].

Позиционирование в социальных медиа библиотек высших учебных заведений создает возможности для их развития в русле информационной политики вузов, расширяет доступность информационных услуг

для пользователей, позволяет энергично содействовать учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе, создавать условия для самореализации читателей.

Таким образом, в современных условиях библиотеки ищут новые способы взаимодействия со своими пользователями, модернизируя старые и используя новые технологии коммуникаций [13]. Поэтому сотрудники библиотек, осознавая необходимость адаптации к новой

информационной среде и учитывая тенденцию к активизации использования населением интернет-технологий, интенсивно развивают свою деятельность в электронной среде. В этом плане особую актуальность приобретают исследования, связанные с электронной библиотекой как одним из важнейших элементов как библиотечно-инфор-мационной деятельности в целом, так и работы каждой конкретной библиотеки в частности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышев Р. А. Активный подход к обслуживанию читателей в электронной библиотеке вуза // Aima mater (Вестник высшей школы). 2016. № 9. С. 57-62.

2. Барышев Р. А, Бабина О. И. Сервисы личного кабинета Научной библиотеки Сибирского федерального университета для преподавателя и студента // Библиосфера. 2015. № 4. С. 41-48.

3. Барышев Р. А., Бабина О. И, Пиков Н. О. Методические подходы к созданию smart-библиотеки в вузе // Электронные библиотеки. 2014. Т. 17. № 6.

4. Инновационные формы массовой работы в библиотеке. URL: http://libraryinhabitant.blogspot.ru/2016/06/blog-post_7. html (дата обращения: 26.04.2018).

5. Инновационные формы массовой работы с детьми: дайджест для руководителей детским чтением. М.: Бирюч, 2012. 35 с.

6. Казаринова И. Н. Анализ информации при подготовке массового мероприятия в библиотеке // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 211. С. 80-82.

7 Коваленко О. П. Массовая деятельность в библиотеке: формы и методы проведения мероприятий: методическое пособие / МУК «ЦБ Ровеньского района». Ровеньки, 2011. 36 с.

8. Колесникова О. Г. Инновационные формы массовой работы библиотек. URL: http://unatlib.ru/librarians/methodical-materials/informational-and-analytical-materials/briefs/2698-innovatsionnye-formy-massovoj-raboty-bibliotek (дата обращения: 26.04.2018).

9. Культурно-массовая работа в системе библиотечно-информационного обслуживания (сущность, задачи, типология) // Библиотека имени Михаила Александровича Ульянова. URL: http://ulyanovbib.blogspot.ru/2015/06/blog-post_16.html (дата обращения: 26.04.2018).

10. Леншина М. С. Что мешает работе библиотек в социальных медиа // Национальная библиотека. 2016. № 1 (7). С. 31-34.

11. Лунева М. В., Леонова Л. Л. Интерактивные формы работы с читателями в муниципальных библиотеках: методические рекомендации / ГУК «Тульская областная универсальная научная библиотека», сектор науч.-метод. работы. Тула, 2013. 19 с. URL: http://www.pandia.ru/text/79/195/72489.php (дата обращения: 10.10.2014).

12. Ляпкова А. А. Эволюция форм массового и группового обслуживания в сельских библиотеках в XXI в. (на примере сельских библиотек Кожевниковского района Томской области) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 4. С. 59-66.

13. Макеева О. В. Использование новых информационных технологий как средство адаптации библиотек к современной социокультурной среде // Труды ГПНТБ СО РАН. 2013. № 4. С. 39-47.

14. Мирошниченко Е. В. Мероприятие в досуговой деятельности библиотеки: теория, практика, кадровое обеспечение: дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03. Краснодар, 2011. 239 с., ил.

15. Огнева И. Н. Социальные медиа как среда для продвижения и развития библиотеки // Библиотечное дело. 2012. № 6. С. 32-33.

16. Потехина Ю. В. Университетская библиотека в социальных медиа: возможности, проблемы, перспективы продвижения // Современная библиотека в научно-образовательном пространстве университета: информационные ресурсы, технологии, проекты: материалы XII региональной науч.-практ. конф. с международным участием. Владивосток, 2015. С. 138-144.

17. Работа И. М. Виды и формы мероприятий в библиотеке [Электронный ресурс] // Сайт МБУК «Крыловская межпоселенческая библиотека» ст. Крыловская, 2014. URL: http: //krilovbibl.ucoz.ru/publ/metodiko_bibliograficheskie_materialy/ vidy_i_formy_meroprijatij_v_biblioteke/2-1-0-74 (дата обращения: 10.10.2014).

18. Социальные медиа vs читальный зал // Университетская книга. 2013. № 4. С. 43-49.

19. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-Ф3 «О библиотечном деле» (с изменениями от 22 августа 2004 г.). URL: http://base.garant.ru/103585/ (дата обращения: 26.04.2018).

20. Babina O. I., Baryshev R. A. Marketing research of the academic Library of the Siberian FederaL University // UniversaL JournaL of Management. 2014. T. 2. № 3. P. 138-143.

LITERATURA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Baryshev R. A. Aktivnyj podhod k obsLuzhivaniyu chitateLej v ehlektronnoj biblioteke vuza // Alma mater (Vestnik vysshej shkoLy). 2016. № 9. S. 57-62.

2. Baryshev R. A., Babina O. I. Servisy lichnogo kabineta Nauchnoj biblioteki Sibirskogo federal'nogo universiteta dlya prep-odavatelya i studenta // Bibliosfera. 2015. № 4. S. 41-48.

3. Baryshev R. A., Babina O. I., Pikov N. O. Metodicheskie podhody k sozdaniyu smart-biblioteki v vuze // Ehlektronnye biblioteki. 2014. T. 17. № 6.

4. Innovacionnye formy massovoj raboty v biblioteke. URL: http://libraryinhabitant.blogspot.ru/2016/06/blog-post_7.htiTil (data obrashcheniya: 26.04.2018).

5. Innovacionnye formy massovoj raboty s det'mi: dajdzhest dlya rukovoditelej detskim chteniem. M.: Biryuch, 2012. 35 s.

6. Kazarinova I. N. Analiz informacii pri podgotovke massovogo meropriyatiya v biblioteke // Trudy Sankt-Peterburgskogo go-sudarstvennogo instituta kul'tury. 2015. T. 211. S. 80-82.

7 Kovalenko O. P. Massovaya deyatel'nost' v biblioteke: formy i metody provedeniya meropriyatij: metodicheskoe posobie / MUK «CB Roven'skogo rajona». Roven'ki, 2011. 36 s.

8. Kolesnikova O. G. Innovacionnye formy massovoj raboty bibliotek. URL: http://unatLib.ru/Librarians/methodicaL-materials/in-formationaL-and-anaLyticaL-materiaLs/briefs/2698-innovatsionnye-formy-massovoj-raboty-bibLiotek (data obrashcheniya: 26.04.2018).

9. Kul'turno-massovaya rabota v sisteme bibliotechno-informacionnogo obsluzhivaniya (sushchnost, zadachi, tipologiya) // Biblioteka imeni Mihaila Aleksandrovicha UL'yanova. URL: http://ulyanovbib.bLogspot.ru/2015/06/blog-post_16.htmL (data obrashcheniya: 26.04.2018)

10. Lenshina M. S. Chto meshaet rabote bibliotek v social'nyh media // Nacional'naya biblioteka. 2016. № 1 (7). S. 31-34.

11. Luneva M. V., Leonova L. L. Interaktivnye formy raboty s chitatelyami v municipal'nyh bibliotekah: metodicheskie rekomen-dacii) / GUK «Tul'skaya oblastnaya universal'naya nauchnaya biblioteka», sektor nauch.- metod. raboty. Tula, 2013. 19 s. URL: http://www.pandia.ru/text/79/195/72489.php (data obrashcheniya: 10.10.2014).

12. Lyapkova A. A. Ehvolyuciya form massovogo i gruppovogo obsluzhivaniya v sel'skih bibliotekah v XXI v. (na primere sel'skih bibliotek Kozhevnikovskogo rajona Tomskoj oblasti) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie. 2013. № 4. S. 59-66.

13. Makeeva O. V. Ispol'zovanie novyh informacionnyh tekhnologij kak sredstvo adaptacii bibliotek k sovremennoj socio-kul'turnoj srede // Trudy GPNTB SO RAN. 2013. № 4. S. 39-47.

14. Miroshnichenko E. V. Meropriyatie v dosugovoj deyatel'nosti biblioteki: teoriya, praktika, kadrovoe obespechenie: dis ... kand. ped. nauk: 05.25.03. Krasnodar, 2011. 239 s., il.

15. Ogneva I. N. Social'nye media kak sreda dlya prodvizheniya i razvitiya biblioteki // Bibliotechnoe delo. 2012. № 6. S. 32-33.

16. Potekhina Y. V. Universitetskaya biblioteka v social'nyh media: vozmozhnosti, problemy, perspektivy prodvizheniya // Sovre-mennaya biblioteka v nauchno-obrazovatel'nom prostranstve universiteta: informacionnye resursy, tekhnologii, proekty: materialy XII regional'noj nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem. Vladivostok, 2015. S. 138-144.

17. Rabota I. M. Vidy i formy meropriyatij v biblioteke [Ehlektronnyj resurs] // Sajt MBUK «Krylovskaya mezhposelencheskaya biblioteka» st. Krylovskaya, 2014. URL: http://krilovbibL.ucoz.ru/pubL/metodiko_bibLiograficheskie_materialy/vidy_i_formy_ meroprijatij_v_biblioteke/2-1-0-74 (data obrashcheniya: 10.10.2014).

18. Social'nye media vs chital'nyj zal // Universitetskaya kniga. 2013. № 4. S. 43-49.

19. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 1994 g. № 78-F3 «0 bibliotechnom dele» (s izmeneniyami ot 22 avgusta 2004 g.). URL: http://base.garant.ru/103585/ (data obrashcheniya: 26.04.2018).

20. Babina O. I., Baryshev R. A. Marketing research of the academic Library of the Siberian FederaL University // UniversaL JournaL of Management. 2014. T. 2. № 3. P. 138-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.