Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ) УКРУПНЕННОЙ ГРУППЫ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ) УКРУПНЕННОЙ ГРУППЫ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТУПЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОРЯДОК ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ / ПРАВИЛА ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ / СРОК ПРИЕМА ДОКУМЕНТОВ ОТ АБИТУРИЕНТОВ / ПРОВЕДЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ / ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ / ADMISSION OF STUDENTS TO AN EDUCATIONAL ORGANIZATION / THE PROCEDURE FOR ADMISSION TO TRAINING / THE RULES FOR ADMISSION TO TRAINING / THE TIMING OF RECEIVING DOCUMENTS FROM APPLICANTS / ENTRANCE TESTS / FEATURES OF ADMISSION IN THE SITUATION OF THE SPREAD OF A NEW CORONAVIRUS INFECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чесноков Н. А., Яловой О. А.

Статья посвящена вопросам приема на обучение студентов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В статье подробно рассматривается деятельность федеральных органов, осуществляющих функции по нормативному правовому регулированию и выработке государственной политики в сфере образования. Выделены особенности приемных кампаний 2020 г. образовательных организаций высшего образования, осуществляющих прием на обучение студентов по направлениям подготовки (специальностям) укрупненной группы «Юриспруденция» в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чесноков Н. А., Яловой О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADMISSION TO TRAINING OF STUDENTS IN THE AREAS (SPECIALTIES) OF LAW IN THE CONDITIONS OF THE SPREAD OF A NEW CORONAVIRUS INFECTION

The article is devoted to the issues of admission to training of students in the conditions of the spread of a new coronavirus infection. the article deals in detail with the activities of Federal executive bodies that perform functions for the development of state policy and legal regulation in the field of education. the article defines the features of the admission campaigns of 2020 of higher education organizations that accept students for training in the areas (specialties) of law in the conditions of the spread of a new coronavirus infection.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ) УКРУПНЕННОЙ ГРУППЫ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»

УДК 34.096

Н. А.Чесноков, О. А. Яловой

Чесноков Н. А., кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой философии, социально-гуманитарных дисциплин

и физического воспитания, Университет прокуратуры Российской Федерации;

доцент кафедры национальной безопасности и правоохранительной

деятельности, Институт международного права и правосудия, Московский

государственный лингвистический университет; e-mail: [email protected]

Яловой О. А., кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры основ прокурорской деятельности,

Университет прокуратуры Российской Федерации;

доцент кафедры национальной безопасности и правоохранительной

деятельности, Институт международного права и правосудия,

Московский государственный лингвистический университет;

e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ)УКРУПНЕННОЙ ГРУППЫ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Статья посвящена вопросам приема на обучение студентов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В статье подробно рассматривается деятельность федеральных органов, осуществляющих функции по нормативному правовому регулированию и выработке государственной политики в сфере образования. Выделены особенности приемных кампаний 2020 г. образовательных организаций высшего образования, осуществляющих прием на обучение студентов по направлениям подготовки (специальностям) укрупненной группы «Юриспруденция» в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

Ключевые слова: поступление в образовательную организацию высшего образования; порядок приема на обучение; правила приема на обучение; срок приема документов от абитуриентов; проведение вступительных испытаний; особенности приема в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

N. A. Chesnokov, O. A. Yalovoi

Chesnokov N. A., Ph. D. in Law, Associate Professor,

Head of Department of Philosophy, Social Studies and Humanities,

University of prosecutor's office of the Russian Federation;

Department of National Security and Law Enforcement,

Institute of International Law and Justice, Moscow State Linguistic University;

e-mail:[email protected]

Yatovoi O. A., Ph.D. in Law, Associate Professor,

Department of fundamentals of prosecutorial activity,

university of Prosecutor's office of the Russian Federation;

department of National security and law Enforcement,

Institute of International law and Justice, Moscow state linguistic university;

e-mail:[email protected]

FEATURES OF ADMISSION TO TRAINING OF STUDENTS IN THE AREAS (SPECIALTIES) OF LAW IN THE CONDITIONS OF THE SPREAD OF A NEW CORONAVIRUS INFECTION

The article is devoted to the issues of admission to training of students in the conditions of the spread of a new coronavirus infection. the article deals in detail with the activities of Federal executive bodies that perform functions for the development of state policy and legal regulation in the field of education. the article defines the features of the admission campaigns of 2020 of higher education organizations that accept students for training in the areas (specialties) of law in the conditions of the spread of a new coronavirus infection.

Key words: admission of students to an educational organization; the procedure for admission to training; the rules for admission to training; the timing of receiving documents from applicants; entrance tests; features of admission in the situation of the spread of a new coronavirus infection.

Введение

21 мая 2020 г. на совещании «О ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции» Президент Российской Федерации В. В. Путин обозначил 29 июня днем начала проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ). В отличие от предыдущих лет, в текущем учебном году сдавать ЕГЭ будут только те выпускники общеобразовательных организаций, которые планируют поступать в образовательные организации высшего образования.

По заявлению должностных лиц Министерства просвещения Российской Федерации (далее Минпросвещения) в этом году планируют сдавать ЕГЭ и соответственно зарегистрировано в базе почти 800 000 человек. При этом около 750 000 человек заявились на три экзамена и более. В 2020 г. в Российской Федерации выпускаются 692 000 обучающихся, из которых порядка 48 000 выпускников изначально выбрали для сдачи ЕГЭ только русский язык и базовую математику для получения аттестата.

Количество лиц, заявившихся на ЕГЭ 2020 г., составляет 783 267 человек, из них 74 808 выпускников прошлых лет. Точную картину, как заявляют в Минпросвещения, возможно увидеть после процедуры проведения ЕГЭ. (URL: http://www.ege.edu.ru/ru/news/ News/index.php?id_4 =27628&id_85=19525&id_86=18840&id_90=20 588. Дата обращения 30.05.2020)

В 2019/20 учебном году общее количество поданных заявлений на обучение составляет 5 525 800; по программам бакалавриата, специали-тета и магистратуры укрупненной группы по направлениям подготовки и специальностям 40.00.00 Юриспруденция (далее укрупненная группа) - 365 226 заявлений. Общее число заявлений от абитуриентов на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры за счет бюджетных ассигнований составляло 3 671 948 (66,5 % от общего числа), по укрупненной группе 153 560 (42,0 % от общего числа).

Всего принято в 2019/20 учебном году на обучение 1 129 381 студентов, по укрупненной группе 109 869 студентов (9,7 % от общего числа). Принято на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета - 491 611 студентов (43,5 % от общего числа принятых на обучение в 2019/20 учебном году). По укрупненной группе 12 690 студентов (11,6 % от общего числа принятых по укрупненной группе), из них на места в рамках квоты целевого приема 1 091 человек (8,5 %).

В структуре укрупненной группы поступили на программы бакалавриата 61 609 студентов (56,1 % от общего числа поступивших по программам укрупненной группы), на программы специалитета - 18 481 человек (из них на специальность 40.05.01 - 8 200, на специальность 40.05.02 - 4 173, на специальность 40.05.03 - 671, на специальность 40.05.04 - 5 437), на программы магистратуры 29 779 студентов (27,1 % от общего числа поступивших по программам укрупненной группы).

Особенности приемных кампаний в условиях распространения новой коронавирусной инфекции

В целом показатели приема по направлениям подготовки и специальностям говорят о ситуации стабильного спроса на подготовку по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры укрупненной группы по направлениям подготовки и специальностям 40.00.00 Юриспруденция. В свою очередь, контрольные цифры приема по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки для обучения

по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета за последние четыре года говорят об устойчивой тенденции снижения контрольных цифр приема (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования

Учебный год

2017/181 2018/192 2019/203 2020/214

Всего 590 701 612 648 533 430 525 700

Всего по образовательным программам бакалавриата 298 999 314 927 312 440 312 012

Всего по образовательным программам специалитета 70 964 74 823 77 110 80 588

Всего по образовательным программам магистратуры 205 705 207 866 128 848 116 600

Всего по образовательным программам аспирантуры по очной форме обучения 15 033 15 032 15 032 16 500

Всего по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 40.00.00 14 429 13 624 (-5,6%) 13 120 (-3,7%) 12 256 (-5,6%) к 2017(-15,1%)

Всего по образовательным программам бакалавриата 6 224 4 828 6 836 6 201 к 2017 (-0,4%)

Всего по образовательным программам специалитета 703 842 1268 1 633 к 2017 (+132,3%)

Всего по образовательным программам магистратуры 7 186 7 614 4 657 4 043 к 2017 (-43,7%)

Всего по образовательным программам аспирантуры по очной форме обучения 316 340 359 379 к 2017 (+19,9%)

1 Приказ Минобрнауки России от 27.01.2016 № 40 2 Приказ Минобрнауки России от 31.01.2017 № 92 3 Приказ Минобрнауки России от 29.01.2018 № 48 4 Приказ Минобрнауки России от 14.03.2019 № 137

Государственными органами Российской Федерации, осуществляющими функции в сфере образования, 25 мая 2020 г. на межведомственном заседании по вопросам проведения ЕГЭ и приемной кампании в вузы в 2020 г.был сформирован календарный план экзаменационных кампаний, а также принято коллегиальное решение о проведении пробных экзаменов, позволяющих настроить систему и выполнить рекомендации Роспотребнадзора по проходу участников ЕГЭ в пункты проведения экзамена и обработке дополнительных помещений. Также министр науки и высшего образования В. Н. Фальков обратил внимание на то, что «важно соблюсти сроки приемной кампании. Календарный план будет составлен таким образом, чтобы начало ЕГЭ с пробных экзаменов никак не отразилось на сроках приемной кампании и все желающие смогли на общих основаниях поступить в вузы» (URL: https://edu.gov.ru/press/2507/sformirovan-kalendarnyy-plan-ekzamenacionnoy-kampanii-ege-2020/).

28 мая 2020 г. Минпросвещения подготовило проекты приказов о выдаче аттестатов выпускникам и проведении ГИА в 2020 году, устанавливающих выдачу аттестатов о среднем общем образовании и приложений к нимвыпускникам, освоившим образовательные программы среднего общего образования с оценками по дисциплинам учебного плана не ниже «удовлетворительно» и результатом «зачет» за итоговое сочинение (изложение). Аттестат с отличием выдается выпускникам одиннадцатых классов, получившим по всем дисциплинам учебного плана итоговые оценки «отлично» и результат «зачёт» за итоговое сочинение (изложение). Выпускники могут получить аттестаты лично, по доверенности, а также по почте. Кроме того, после обращения выпускника в образовательную организацию ему отправят скан-копию оригинала аттестата по электронной почте. (URL: https:// edu.gov.ru/press/2522/minprosvescheniya-podgotovilo-proekty-prikazov-o-vydache-attestatov-vypusknikam-i-provedenii-gia-v-2020-godu).

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г. № 1147 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам спе-циалитета, программам магистратуры» (далее Порядок приема) образовательная организация обязана разместить на официальном сайте и на информационном стенде информацию о приеме на обучение по

программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры) не позднее 1 июня года поступления:

а) количество мест для приема на обучение в рамках контрольных цифр по различным условиям поступления с обязательным указанием количества мест по особой квоте и целевой квоте;

б) информацию о реализации особых правах и преимуществ, указанных в п.п. 37, 38 Порядка приема и обусловленных уровнями олимпиад школьников, - по различным условиям поступления;

в) количество мест в общежитиях для иногородних поступающих;

г) место и расписание вступительных испытаний.

Согласно Конституции РФкаждому предоставляется право получения бесплатного высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании), а также организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

В ст. 55 Закона об образовании определяются общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Основными из них являются:

- точное руководство принципами равных условий приема для всех абитуриентов (при этом Законом об образовании для отдельных категорий лиц могут предоставляются особые права);

- обязанность образовательной организации предоставлять информацию о проводимом конкурсе и об итогах его проведения;

- установление федеральным органом порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования;

- утверждение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно правил приема в части, не урегулированной законодательством об образовании.

Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры) определен Приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от

14 октября 2015 г. № 1147.

Все документы, необходимые для поступления на обучение по программам высшего образования (бакалавриата и специалитета), в соответствии с п. 18 Порядка приема, вузы начинают принимать не позднее 20 июня и завершают 26 июля года поступления. В отличие от бакалавриата и специалитета срок подачи документов в магистратуру зависит от сроков проведения государственной итоговой аттестации бакалавров. Таким образом, выпускникам-бакалаврам предоставляется возможность подготовить документы, необходимые для поступления на следующий уровень высшего образования.

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19), распространяющаяся на территории практически всех стран мира, существенно повлияла на сроки проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ), государственной итоговой аттестации бакалавров и соответственно на проведение приемных кампаний образовательных организаций высшего образования.

Перенос сроков единого государственного экзамена сдвигает по времени дату поступления абитуриентов по программам бакалавриата и программам специалитета. Согласно п. 4 Особенностей приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год, которые утверждены Приказом Минобрнауки России от 03 апреля 2020 г. № 547, срок завершения самостоятельно проводимых организацией высшего образования вступительных испытаний, завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение без прохождения указанных вступительных испытаний, сначала был установлен в 23 календарных дня с момента официального объявления результатов последнего единого государственного экзамена.

Данный приказ был отменен Приказом Минобрнауки России от

15 июня 2020 г. № 726 «Об особенностях приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год». Была установлена точная дата издания

приказа о зачислении лиц, подавших заявление о согласии на зачисление, из числа поступающих без вступительных испытаний и поступающих на места в пределах квот 22 августа, что, несомненно, упростило работу приемных комиссий.

Прием на обучение по образовательным программам высшего образования (программам магистратуры и аспирантуры) в условиях пандемии осуществляется без применения ранее установленных норм, касающихся способов представления документов, которые являются обязательными для представления поступающими, проведения вступительных испытаний, сроков завершения приема документов, размещения списков поступающих на официальном сайте организации в сети Интернет и (или) в электронной информационной системе.

Одной из особенностей приемной кампании 2020 года в условиях распространения новой коронавирусной инфекции является внедрение нового сервиса «Поступление в вуз онлайн», который позволяет подавать документы на поступление через портал «Госуслуги». Данный сервис полноценно заработал в июне, но еще в апреле к нему было подключено 53 образовательные организации высшего образования (URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/8361295https). Он позволяет абитуриентам следить за конкурсом из дома, а о результатах зачисления узнавать из уведомления на телефоне. При этом нет необходимости посещать вузы и изучать их официальные сайты - сервис отправит документы для зачисления и покажет место в рейтинговых списках.

Страны мира, также столкнувшиеся с пандемией, были вынуждены изменить порядок приема на обучение студентов. Во многих из них сроки проведения вступительных испытаний и сроки поступления официально не переносились (например, в Германии), в других странах вузам рекомендовано перенести сроки поступления (в России, Дании, Нидерландах, Норвегии, США, Украине, Финляндии, Франции, Швеции,Чехии и т. д.), некоторые страны принятие решения о переносе сроков делегировали образовательным организациям (например, Великобритания) [Агранович URL]. Выполняя рекомендации Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, подавляющее большинство вузов перешло на дистанционное обучение. При этом возникли серьезные проблемы организации учебного процесса: 27% испытывают периодические сбои технического характера, инфраструктура 10 % высших учебных заведений не

обеспечивает подключение всех обучающихся, 4 % образовательных организаций не смогли организовать такое обучение. Наблюдается неготовность инфраструктуры и пропускной способности каналов к значительно выросшей нагрузке [Савицкая URL].

В условиях продолжения угрозы распространения коронави-русной инфекции с целью обеспечения безопасности абитуриентов большинство образовательных организаций высшего образования Российской Федерации решили принимать документы в электронной форме. При этом ряд образовательных организаций под электронной формой понимают документы на бумажном носителе, преобразованные в электронный вид путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания реквизитов.

Что касается вступительных испытаний, проводимых образовательными организациями самостоятельно, то они организуются с использованием дистанционных образовательных технологий, требования к которым закрепляются локальными актами вузов [Васильева, Шуралева, Браун 2016]. Так, например, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) устанавливает, что абитуриенты сами обеспечивают себя необходимым оборудованием, которое отвечает следующим техническим требованиям: постоянное интернет-соединение (скорость передачи данных должна быть не ниже 1 Мбит/сек), исправная и включенная веб-камера (включая встроенную в ноутбук), исправный и включенный микрофон, операционная система (Windows версии 7 и выше или OS X версии 10.9 и выше), интернет-браузер (Google Chrome последней версии) (URL: https://www.msal.ru).

Организация вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно с использованием дистанционных образовательных технологий, определяется соответствующими локальными нормативными актами образовательной организации, в том числе правилами приема. При сдаче вступительных испытаний поступающие должны обеспечить идентификацию своей личности (п. 83 Порядка приема).

Всё вышеперечисленное в полной мере отражает особенности приема на обучение студентов по направлению подготовки (специальности) Юриспруденция.

Таким образом, в условиях продолжения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, прием на обучение студентов

по направлению подготовки (специальности) Юриспруденция будет зависеть от сроков проведения ЕГЭ, выпускных экзаменов бакалавров, а также возможности самостоятельного проведения образовательными организациями высшего образования дистанционных вступительных испытаний.

Выводы

Особенности приемных кампаний 2020 проявляются в следующем:

- в зависимости (привязке) «контрольных» дат и сроков (сроков проведения вступительных испытаний для различных категорий поступающих, сроков приема документов, дат размещения конкурсных списков и дат издания приказов о зачислении и т. д.) работы приемных комиссий от сроков объявления результатов последнего единого государственного экзамена;

- в участии в сдаче ЕГЭ только тех выпускников общеобразовательных организаций, которые планируют поступать в образовательные организации высшего образования;

- в принятии большинством образовательных организаций высшего образования Российской Федерации решения о подаче документом в электронной форме;

- в применении при организации самостоятельно проводимых вступительных испытаний дистанционных образовательных технологий, которые предполагают использование таких площадок для проведения видеоконференций, как Appear.in, CiscoWebEx, ClickMeeting, Discord, GoogleHangouts, GoToMeeting, Join.me, Mind, MyOwnConference, ooVoo, Proficonf, Rabbit, Skype,Taiky, TrueConf, Uberconference,VideoMost, vLine, Zoom и т. д.;

- во внедрении нового сервиса «Поступление в вуз онлайн», который позволяет подавать документы на поступление через портал «Госуслуги» в подключенные 53 образовательные организации высшего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агранович М. Л. Организация образования в условиях пандемии. Практика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стран ОЭСР. URL : https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovani-

ya-na-karantine/789-agranovich-ekspertiza (дата обращения: 20.05.2020).

Васильева Ю. В., Шуралева С. В., Браун Е. А. Правовое регулирование дистанционной работы: проблемы теории и практики : монография / науч. ред. Ю. В. Васильева. Пермь: ПГНИУ, 2016. 127 с.

Савицкая Н. После пандемии высшее образование уже не будет прежним // Независимая газета. 25 марта, 2020.

REFERENCES

Agranovich M. L. Organizacija obrazovanija v uslovijah pandemii. Praktika stran OJeSR // URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/789-agranovich-ekspertiza (data obrashhenija: 20.05.2020).

Vasil'eva Ju. V., Shuraleva S. V., Braun E. A. Pravovoe regulirovanie distancionnoj raboty: problemy teorii i praktiki : monografija / nauch. red. Ju. V. Vasil'eva. Perm': PGNIU, 2016. 127 c.

Savickaja N. Posle pandemii vysshee obrazovanie uzhe ne budet prezhnim // Nezavisimaja gazeta. 25 marta, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.