Научная статья на тему 'Договоры о целевом приеме и целевом обучении'

Договоры о целевом приеме и целевом обучении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2276
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ДОГОВОР О ЦЕЛЕВОМ ПРИЕМЕ / ДОГОВОР О ЦЕЛЕВОМ ОБУЧЕНИИ / ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ / УЧЕНИЧЕСКИЙ ДОГОВОР / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" / EDUCATION / EDUCATION ORGANIZATION / CONTRACT FOR SPONSORED ADMISSION / CONTRACT FOR SPONSORED EDUCATION / CONTRACT FOR SERVICES / APPRENTICESHIP CONTRACT / FEDERAL LAW "ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малеина Марина Николаевна

Исследуются два взаимосвязанных договора в сфере образования, направленные на организацию обучения. Договор о целевом приеме квалифицируется как гражданский договор об оказании услуг. Его предмет составляют действия государственного органа (или определенной организации) по отбору и направлению граждан для участия в конкурсе на целевые места, по организации практики в соответствии с учебными планами, а также действия образовательной организации по обеспечению целевого приема и обучения граждан. Доказывается необходимость закрепления в законе таких существенных условий договора о целевом приеме, как количество граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема, а также сведения о направлениях деятельности органа. Предмет договора о целевом обучении видится в действиях органа по организации учебной, производственной, преддипломной практики гражданина и по его трудоустройству в соответствии с полученной квалификацией, а также в действиях гражданина по целевому обучению и последующему трудоустройству. Предлагается применять расширительное толкование оборота «неисполнение гражданином обязанности по трудоустройству».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contracts for employer-sponsored admittance and employer-sponsored education

The author studies two interrelated contracts in the sphere of education, which are directed at organizing education. The contract for employer-sponsored admission contract is a civil law contract on provision of service. Its object concerns the actions of the state body or an organization on selection and recommending persons for participation in the contest for sponsored positions, organization of practice according to the curriculum, as well as the actions of the educational organization on guaranteeing sponsored admission and education for persons. The author proves necessity for legislative provisions for the essential clauses of contract on sponsored admission, such as quantity of persons, who may be admitted for studies in an educational organization within the sponsored admission system, as well as information on the spheres of activities of the body. The object of contract on sponsored education is seen in the activities of the body on the organization of educational, industrial or pre-diploma practice of a person and his further employment. It is offered to use a wider interpretation for the term «non-compliance by a person with the obligation to be employed».

Текст научной работы на тему «Договоры о целевом приеме и целевом обучении»

ПРОБЛЕМЫ

ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.Н. Малеина*

ДОГОВОРЫ О ЦЕЛЕВОМ ПРИЕМЕ И ЦЕЛЕВОМ ОБУЧЕНИИ**

Аннотация. Исследуются два взаимосвязанных договора в сфере образования, направленные на организацию обучения. Договор о целевом приеме квалифицируется как гражданский договор об оказании услуг. Его предмет составляют действия государственного органа (или определенной организации) по отбору и направлению граждан для участия в конкурсе на целевые места, по организации практики в соответствии с учебными планами, а также действия образовательной организации по обеспечению целевого приема и обучения граждан. Доказывается необходимость закрепления в законе таких существенных условий договора о целевом приеме, как количество граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема, а также сведения о направлениях деятельности органа. Предмет договора о целевом обучении видится в действиях органа по организации учебной, производственной, преддипломной практики гражданина и по его трудоустройству в соответствии с полученной квалификацией, а также в действиях гражданина по целевому обучению и последующему трудоустройству. Предлагается применять расширительное толкование оборота «неисполнение гражданином обязанности по трудоустройству». Ключевые слова: образование, организация обучения, договор о целевом приеме, договор о целевом обучении, договор об оказании услуг, ученический договор, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Договоры, направленные на организацию обучения, предшествуют реализации образовательных услуг. Их целевое назначе-организация будущих договорных связей образовательной организации и обучающегося. К группе договоров, направленных на организацию обучения, можно отнести договор о целевом приеме и договор о целевом обучении.

Договор о целевом приеме

Договор о целевом приеме раскрывается в п. 3 ст. 53, ст. 56, п. 5 ст. 100 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»1 (далее — Закон об образовании), Правилах заклю-

чения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении от 27.11.2013 № 10762. Отдельные образовательные организации принимают специальные локальные акты: Положение о целевом приеме, Правила заключения договора о целевом приеме.

Договор о целевом приеме заключается между организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, и федеральным государственным органом: органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным

Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598. 2 Собрание законодательства РФ. 2013. № 48. Ст. 6279.

© Малеина М.Н., 2015

* Малеина Марина Николаевна — доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, заслуженный юрист РФ. [[email protected]]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.

** Статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», проект НИР «Новые договорные конструкции и реформирование классических договорных моделей в условиях перехода к инновационной экономике», проект № 2.1.1.4. Информационно-правовая поддержка СПС «КонсультантПлюс».

JC jEt-K- Jf Hl^^JKC,-/^ Проблемы юридического образования

Гражданин (обучающийся)

Федеральный государственный орган (орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, государственное / муниципальное учреждение, унитарное предприятие, государственная корпорация, государственная компания или хозяйственное общество

Организация, осуществляющая образовательную деятльность

к

предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования (далее — органом)3. Например, в целях подготовки специалистов для работы в органах государственной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области заключается договор о целевом приеме между организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, и органом государственной власти или органом местного самоуправления Нижегородской области.

Договор о целевом приеме заключается в простой письменной форме. В постановлении Правительства РФ от 27.11.2013 № 1076 определен следующий порядок заключения этого договора.

Орган направляет в образовательную организацию предложение в письменной форме о заключении договора о целевом приеме, содержа-

3 Не обоснован и не соответствует нормативным актам вывод о том, что договор о целевом приеме заключается между образовательной организацией и гражданином, поступающим на обучение. См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в РФ» (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Еремина и др. М.: Деловой двор, 2013. (автор комментария: A.A. Кирилловых).

щее сведения о количестве граждан, подготовку которых необходимо осуществить по направлениям подготовки и специальностям в рамках целевого обучения для органа или организации, а также сведения о направлениях деятельности органа.

Образовательная организация в течение 10 календарных дней со дня получения предложения в письменной форме о заключении договора о целевом приеме в письменной форме сообщает органу о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и информирует орган о количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема, или об отказе в заключении договора о целевом приеме в связи с отсутствием по соответствующей специальности или направлению подготовки контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюдоета, бюдоетов субъектов РФ и местных бюджетов.

При получении от образовательной организации согласия на заключение договора о целевом приеме орган в течение 5 календарных дней со дня его получения направляет образовательной организации подписанный проект договора о целевом приеме и список граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, определенных органом самостоятельно.

М.Н. МАЛЕИНА

да ЯПЭЗЩ

Образовательная организация подписывает проект договора о целевом приеме в течение 5 календарных дней со дня его получения.

Такой порядок заключения подтверждает волю каждой стороны, направленную на возникновение правоотношения с определенными условиями.

Договор о целевом приеме предшествует заключению договора об образовании по образовательным программам высшего образования (в бакалавриате, в магистратуре, специалитете) или договора о подготовке кадров высшей квалификации и способствует исполнению договора о целевом обучении.

Закон называет существенными условиями договора о целевом приеме «обязательства организации, осуществляющей образовательную деятельность, по организации целевого приема гражданина, заключившего договор о целевом обучении»; «обязательства органа по организации учебной и производственной практики гражданина, заключившего договор о целевом обучении» (п. 5 ст. 56).

На наш взгляд, существенным условием должно быть также признано согласование количества граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема, а также сведения о направлениях деятельности органа, поскольку без этой информации невозможно проводить организацию целевого приема и обучения.

Исходя из Типовой формы договора о целевом приеме, орган обязан:

а) осуществлять отбор и направление граждан, заключивших договор о целевом обучении, к исполнителю для участия в конкурсе на целевые места, проводимом в рамках квоты целевого приема;

б) организовать прохождение гражданами, заключившими договор о целевом обучении и принятыми на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема, практики в соответствии с учебными планами исполнителя.

Образовательная организация обязана организовать целевой прием граждан, заключивших договор о целевом обучении с заказчиком, в рамках квоты целевого приема. Для этого образовательная организация проводит отдельный конкурс. Количество целевых мест не может быть увеличено в ходе приема документов, вступительных испытаний и зачисления. Количество и порядок проведения вступительных испытаний при поступлении на целевые места являются одинаковыми с количеством и порядком проведения вступительных испытаний при поступлении на общих основаниях на направления подготовки (специальности) соответствующего профиля. Все процедуры по целевому приему

оформляются протоколами заседаний приемной комиссии.

В обязанности образовательной организации входит обязанность принять на целевые места граждан, заключивших договор о целевом обучении и прошедших конкурс, проводимый в рамках квоты целевого приема.

В Положении о целевом приеме в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» в 2014 г. закреплено достаточно распространенное для локальных актов образовательных организаций правило о том, что лица, не прошедшие по конкурсу на целевые места, могут на основании имеющихся результатов ЕГЭ и результатов дополнительных вступительных испытаний участвовать в общем конкурсе на любые формы получения образования.

В Правилах приема на целевые места в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (УГНТУ) в 2014 г. вводится уточнение о том, что не прошедшие по конкурсу на целевые места, могут участвовать в общем конкурсе на любые формы получения образования в случае, если они указали это при подаче заявления о приеме в установленные сроки.

Образовательная организация обязана обеспечить необходимые условия для подготовки граждан, заключивших договор о целевом обучении и обучающихся по образовательным программам высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, а также с учетом новейших достижений науки и техники. Студенты, зачисленные по целевому приему, обучаются в академических группах вместе со студентами, зачисленными по общему конкурсу.

К информационным обязанностям образовательной организации относятся: представить по письменному запросу заказчика информацию об успеваемости граждан, заключивших договор о целевом обучении; письменно известить заказчика в течение 10 календарных дней о невыполнении гражданином, заключившим договор о целевом обучении, требований образовательной программы, о его переводе на обучение по иной образовательной программе, отчислении, а также об иных обстоятельствах, имеющих значение для исполнения настоящего договора.

Образовательная организация должна обеспечить направление граждан, заключивших договор о целевом обучении, в организацию,

указанную в договоре о целевом обучении, для прохождения практики.

Исходя из терминологии Типовой формы договора о целевом приеме (где стороны договора названы «заказчик» и «исполнитель») можно предположить, что законодатель по юридической природе договор о целевом приеме квалифицирует как договор об оказании услуг. Соответственно, предмет этого договора следует уточнить с учетом содержания прав и обязанностей сторон: его составляют действия органа по отбору и направлению граждан для участия в конкурсе на целевые места, по организации практики в соответствии с учебными планами, а также действия образовательной организации по обеспечению целевого приема и обучения граждан, заключивших договор о целевом обучении.

Анализ условий, обязанностей, порядка заключения этого договора дает основание сформулировать следующее определение. По договору о целевом приеме государственный орган (орган местного самоуправления, определенная в законе коммерческая или некоммерческая организация) обязуется организовать отбор и направление граждан для участия в конкурсе на целевые места, предоставить сведения о направлениях своей деятельности, а в дальнейшем обеспечить прохождение практики граждан, заключивших договор о целевом обучении, в соответствии с учебными планами, а образовательная организация обязуется организовать целевой прием определенного количества граждан, заключивших договор о целевом обучении, в рамках квоты целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов).

Договор о целевом обучении

Договор о целевом обучении предусмотрен в п. 3 ст. 53, ст. 56 Закона об образовании, Правилах заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении от 27.11.2013 № 1076. Заключение договора о целевом обучении между федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и гражданином с обязательством последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения осуществляется по правилам, предусмотренным Положением о порядке заключения договора о целевом обучении между федеральным государственным органом и гражданином РФ с обязательством последующего прохождения федеральной государ-

ственной гражданской службы (утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2009 № 14564). Ранее принятое Постановление Правительства РФ от 19.06.1995 № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» продолжает действие в отношении тех договоров, которые были заключены до 07.12.2013 (вступление силу Постановления Правительства РФ от 27.11.2013 № 1076).

Договор о целевом обучении заключается между гражданином (или обучающимся) и федеральным государственным органом (органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования).

Несовершеннолетний гражданин (или обучающийся) заключает договор о целевом обучении с письменного согласия родителей (законных представителей). По статусу гражданин либо только планирует поступление в рамках целевого приема либо уже обучается в вузе за счет средств федерального бюджета, но при этом поступал не в рамках целевого приема.

Практикуется проведение конкурсного отбора на право заключения договора о целевом обучении. Так, в информации, размешенной на сайте Ивановского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ правительством Ивановской области было объявлено, что победитель конкурсного отбора на право заключения договора о целевом обучении в 2014 г. с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы в Ивановской области должен быть гражданином РФ, имеющим среднее общее образование, успешно прошедшим конкурс баллов, полученных по результатам сдачи Единого государственного экзамена по профильным дисциплинам, и конкурс эссе на тему «Почему я хочу стать государственным гражданским служащим Ивановской области».

Согласно приказу Департамента здравоохранения г. Москвы от 04.06.2014 № 515 «Об организации целевого приема и целевого обучения»5, претенденты на получение целевого направления Департамента здравоохранения г. Москвы должны получать высшее профессиональное образование впервые, иметь постоянную регистрацию в Москве, работать в медицинских организациях государственной системы здравоохранения г. Москвы (средний и младший

4 Собрание законодательства РФ. 2009. № 52 (ч. 1). Ст. 6533.

5 СПС «КонсультантПлюс».

М.Н. МАЛЕИНА

TEX RUSSICA

медицинский персонал); проявлять интерес к медицинской профессии (участие в работе медицинских организаций государственной системы здравоохранения г. Москвы, волонтерском движении, медицинских конференциях и др.).

Договор о целевом обучении заключается в простой письменной форме до начала целевого приема. Примечательно, что этот договор может заключаться на любом этапе освоения образовательной программы в образовательной организации.

Организующее значение договора о целевом обучении состоит в том, что этот договор предшествует заключению договора о целевом приеме, а также — договора об образовании по образовательным программам высшего образования (в бакалавриате, в магистратуре, спе-циалитете) или договора о подготовке кадров высшей квалификации. Правовая цель заключения договора для органа заключатся в том, чтобы получить квалифицированные кадры. Так, в Типовой форме договора о целевом обучении предусмотрено даже право органа рекомендовать гражданину тему выпускной квалификационной работы. Правовая цель заключения договора для гражданина — получить необходимые условия для обучения по образовательной программе высшего образования и (или) получить работу в определенной организации.

Существенные условия договора о целевом обучении названы в п. 3 ст. 56 Закона об образовании.

Первое существенное условие — действия органа по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией, и соответственно целевое обучение гражданина и последующее трудоустройство. На наш взгляд, подобные действия составляют предмет договора о целевом обучении.

Второе существенное условие — мера или комплекс мер социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения (например, оплата платных образовательных услуг, выплата стипендии, оплата питания, проезда, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и др.).

Поскольку в качестве одной из сторон может выступить федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, а их воля получает выражение в правовом акте государственного или муниципального образования, то предварительно меры социальной поддержки формулируются в тексте правового акта, а затем переносятся в текст договора.

Например, в целях подготовки специалистов в интересах администрации Солнечного муниципального района орган местного самоуправ-

ления, организации берут на себя обязательства по предоставлению гражданам, заключившим с ними договор о целевом обучении, следующих мер социальной поддержки: обучающимся по очной форме обучения выплачивается ежемесячно стипендия в сумме 1,5 тыс. руб.; компенсируются расходы по оплате стоимости проживания в общежитии (но не более 1 тыс. руб. за календарный месяц)6 и т.д.

Согласно Закону Калининградской области от 03.04.2013 № 208 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, обучающихся, завершивших обучение в государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам интернатуры или ординатуры», лицам, завершившим обучение в образовательных организациях на условиях целевого приема для нужд Калининградской области, предоставляется мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в размере 200 тыс. руб. при первом трудоустройстве в медицинские организации государственной системы здравоохранения Калининградской области в соответствии с условиями договора о целевом обучении (ст. 3)7.

Во избежание споров в договоре надо указать не только вид и размер социальной поддержки, но и условия, порядок предоставления. Можно поддержать детальную регламентацию, осуществленную в Положении о порядке назначения, выплаты и размере материального стимулирования студентам очной формы обучения образовательных учреждений высшего образования, обучающимся по заключенным с министерством дорожного хозяйства Калужской области договорам о целевом обучении (утвержденном Постановлением Правительства Калужской области от 18.12.2013 № 6938). В частности, выплата материального стимулирования студентам очной формы обучения, обучающимся по заключенным с министерством дорожного хозяйства Калужской области договорам о целевом обучении, приостанавливается при наличии задолженности по результатам экзаменационной сессии либо при отсутствии справки из образовательного учреждения об отсутствии академической задолженности по всем предметам и возобновляется с месяца, следующего за месяцем представления справки из образовательного учреждения об отсутствии академической задолженности по всем предметам.

Третье существенное условие — основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.

6 Постановление Администрации Солнечного муниципального района от 30.06.2014 № 110 «О мерах социальной поддержки, предоставляемых гражданам в период их обучения и заключивших договор о целевом обучении». URL: Ьйр://шш^'хлнрайон.рф (дата посещения: 30.06.2014).

7 Калининградская правда. 2013. 13 апр.

8 URL: http://www.vest-news.ru (дата посещения: 20.12.2013).

В Типовой форме договора о целевом обучении предусмотрены следующие обязанности органа:

а) предоставить гражданину в период его обучения определенные меры социальной поддержки;

б) организовать прохождение гражданином практики в соответствии с учебным планом;

в) обеспечить в соответствии с полученной квалификацией трудоустройство гражданина в определенной организации.

В Типовой форме договора о целевом обучении обязанностями гражданина называются:

а) осваивать определенную образовательную программу;

б) представлять по требованию органа информацию о результатах прохождения промежуточных аттестаций в соответствии с учебным планом и выполнении обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка обучающихся;

в) проходить практику, организованную органом, в соответствии с учебным планом;

г) соблюдать нормативные акты организации, в которой организовано прохождение практики в соответствии с учебным планом;

д) заключить с организацией, указанной в договоре о целевом обучении, трудовой договор (контракт) в установленный срок.

Выше было отмечено, что закон указал в качестве существенного условия по договору согласование оснований освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству (но сами основания не перечислил). В актах субъектов РФ и муниципальных образований иногда прямо установлены основания освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству9.

Чаще всего на практике в договорах такими основаниями называется: наличие заболеваний, препятствующих трудоустройству; признание гражданина в установленном порядке инвалидом I или II группы; признание одного из родителей, супруга (супруги) инвалидом I или II группы, установление ребенку гражданина категории «ребенок-инвалид», если работа по трудовому договору (контракту) предоставляется не по месту постоянного жительства родителей, супруги (супруга) или ребенка; работа по трудовому договору (контракту) предоставляется не по месту службы супруга (супруги) военнослужащего. В Договоре на целевое обучение специалиста по программам высшего профессионального образования, разработанным Башкирским

9 См., например: Постановление Исполкома муниципального образования г. Казани от 31.03.2014 № 1729 «О подготовке кадров по договорам целевого обучения» // Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани. 2014. № 13.

государственным медицинским университетом, дополнительными основаниями освобождения от исполнения условий по трудоустройству являются участие в боевых действиях, причинение вреда от радиационных катастроф в период исполнения договора.

Следует обратить особое внимание на последствия неисполнения договора о целевом обучении. Несмотря на общую тенденцию укрепления частных начал в гражданском праве и сокращения оснований вмешательства государства в договорные отношения, Закон об образовании установил штрафные санкции для сторон за ненадлежащее исполнение обязанностей. Гражданин, не исполнивший обязанности по трудоустройству, возмещает органу в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплачивает штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. Орган в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.

При буквальном толковании оборота «неисполнение обязанности по трудоустройству» под ним, прежде всего, понимается отказ от трудоустройства в определенную организацию по окончании обучения или прекращение трудового договора с соответствующей организацией до истечения оговоренного срока. Однако, очевидно, требуется применять расширительное толкование, в силу которого все ситуации (например, отказ студента от продолжения обучения на 2-м курсе), которые приводят к неисполнению обязанности трудоустроиться (если не подпадают под основания освобождения от исполнения этой обязанности), влекут предусмотренные законом санкции.

С учетом основных обязанностей сторон по договору можно сформулировать следующее определение этого договора. По договору о целевом обучении гражданин обязуется освоить определенную образовательную программу высшего образования, пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе и заключить трудовой договор (контракт) с определенной организацией в соответствии с полученной квалификацией, а орган осуществляет контроль за освоением образовательной программы и обязуется предоставить гражданину меры социальной поддержки, организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом, обеспечить трудоустройству в определенную организацию.

Договор о целевом обучении по содержанию имеет сходство с ученическим договором (гл. 32 ТК РФ).

Однако имеются и существенные отличия. Ученичество организуется в форме индивиду-

М.Н. МАЛЕИНА

ального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.

Поэтому в первоначальной редакции ТК РФ ученический договор с лицом, ищущим работу, прямо объявлялся гражданско-правовым (к которому применяются нормы гражданского законодательства и иные акты, содержащие нормы гражданского права), а ученический договор с работником организации-работодателя считался дополнительным к

Библиография:

трудовому договору и регулировался трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового договора (ч. 2 ст. 198).

В ныне действующей редакции осталось упоминание об ученическом договоре с работником организации-работодателя как дополнительным к трудовому договору. Указание на гражданско-правовую природу другого вида ученического договора было исключено.

1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Еремина и др. — М.: Деловой двор, 2013. — 440 с.

Материал поступил в редакцию 5 ноября 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CONTRACTS FOREMPLOYER-SPONSORED ADMITTANCE AND EMPLOYER-SPONSORED EDUCATION

Maleina, Marina Nikolaevna — Doctor of Law, Professor of the Department of Civil Law of the Kutafin

Moscow State Law University, Merited Lawyer of the Russian Federation.

[[email protected]]

123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.

Review. The author studies two interrelated contracts in the sphere of education, which are directed at organizing education. The contract for employer-sponsored admission contract is a civil law contract on provision of service. Its object concerns the actions of the state body or an organization on selection and recommending persons for participation in the contest for sponsored positions, organization of practice according to the curriculum, as well as the actions of the educational organization on guaranteeing sponsored admission and education for persons. The author proves necessity for legislative provisions for the essential clauses of contract on sponsored admission, such as quantity of persons, who may be admitted for studies in an educational organization within the sponsored admission system, as well as information on the spheres of activities of the body. The object of contract on sponsored education is seen in the activities of the body on the organization of educational, industrial or pre-diploma practice of a person and his further employment. It is offered to use a wider interpretation for the term «non-compliance by a person with the obligation to be employed».

Keywords: education, education organization, contract for sponsored admission, contract for sponsored education, contract for services, apprenticeship contract, Federal Law «On Education in the Russian Federation».

Bibliography:

1. Scientific and practical commentary to the Federal Law «On Education in the Russian Federation» (clause-by-clause) / Volkova, N.S., Dmitriev, Y.A., Eremina, O.Y., et. Al — Moscow: Delovoy dvor, 2013. — 440 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.