Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖВОТНОГО МИРА'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖВОТНОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
201
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБЪЕКТЫ ЖИВОТНОГО МИРА / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИВОТНЫМ МИРОМ / ОХОТНИЧЬИ РЕСУРСЫ / МЕСТНЫЕ ОБЩИНЫ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / BALANCE OF INTERESTS / USE OF WILDLIFE / HUNTING RESOURCES / SUSTAINABLE USE / OBJECTS OF THE ANIMAL WORLD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Светлана Витальевна

В статье автор рассматривает отдельные правовые проблемы устойчивого использования и сохранения объектов животного мира в контексте концепции устойчивого развития. Автор предлагает отойти от существующего в настоящее время в России подхода к устойчивому использованию объектов животного мира, включающего меры по сохранению и использованию лишь отдельных видов диких животных, которые в большей степени имеют экономическое значение для человека. Предложенные автором пути и способы реализации концепции устойчивого развития позволяют обеспечить экономические, экологические и социальные интересы России, основываясь на принципе взаимосвязи между различными видами диких животных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF LEGAL RELATIONS IN THE FIELD OF PROTECTION AND USE OF OBJECTS OF THE SNOUS WORLD

In the article the author considers some legal problems of sustainable use and conservation of fauna objects in the context of the concept of sustainable development. The author proposes to move away from the current approach in Russia to the sustainable use of wildlife, which includes measures for the conservation and use of only certain species of wild animals that are more economically important for humans. The ways and ways of realizing the concept of sustainable development offered by the author make it possible to ensure Russia's economic, ecological and social interests, based on the principle of interrelation between different species of wild animals.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖВОТНОГО МИРА»

Административное право; административный процесс

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА

ИВАНОВА Светлана Витальевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и трудового права Оренбургского государственного аграрного университета (ОГАУ). E-mail: servis-05@list.ru

Краткая аннотация: В статье автор рассматривает отдельные правовые проблемы устойчивого использования и сохранения объектов животного мира в контексте концепции устойчивого развития. Автор предлагает отойти от существующего в настоящее время в России подхода к устойчивому использованию объектов животного мира, включающего меры по сохранению и использованию лишь отдельных видов диких животных, которые в большей степени имеют экономическое значение для человека. Предложенные автором пути и способы реализации концепции устойчивого развития позволяют обеспечить экономические, экологические и социальные интересы России, основываясь на принципе взаимосвязи между различными видами диких животных.

Abstract: In the article the author considers some legal problems of sustainable use and conservation of fauna objects in the context of the concept of sustainable development. The author proposes to move away from the current approach in Russia to the sustainable use of wildlife, which includes measures for the conservation and use of only certain species of wild animals that are more economically important for humans. The ways and ways of realizing the concept of sustainable development offered by the author make it possible to ensure Russia's economic, ecological and social interests, based on the principle of interrelation between different species of wild animals.

Ключевые слова: Устойчивое развитие; объекты животного мира; баланс интересов; пользование животным миром; охотничьи ресурсы; местные общины.

Keywords: Sustainable development, objects of the animal world; balance of interests; use of wildlife; hunting resources; sustainable use.

Охрана окружающей среды является одной из важнейших задач человечества. Особенно возросла необходимость сохранения и устойчивого использования природных объектов в настоящее время в условиях ежегодного наращивания темпов мирового производства, вызывающего существенные изменения в окружающей среде. Проблема устойчивого использования и сохранения объектов животного мира всегда была в центре внимания международного сообщества, поскольку исчезновение отдельных видов неизбежно ведет к глобальным экологическим проблемам, угрожая стабильности всем экосистемам Земли. По данным доклада WWF «Живая планета», с 1970 года численность популяций млекопитающих, птиц, рыб, амфибий и рептилий сократилась на 58%. Согласно последним исследованиям специалистов WWF, в среднем ежегодное сокращение численности популяций составляет 2%[1] Поэтому на современном этапе необходимой задачей государств является налаживание международного сотрудничества по решению комплексной проблемы сохранения отдельных видов животного мира, среды их обитания, а также всего биоразнообразия в естественных экологических системах. Возникает потребность разработки долгосрочных и стабильных основ устойчивого использования животного мира на национальном уровне с учетом научных основ экономического и социального развития страны.

Необходимость совершенствования законодательства, регулирующего отношения в сфере охраны и устойчивого использования животного мира и среды его обитания, неоднократно отмечалась в правовой доктрине. По мнению Б.А.Воронина, требуется «коренное переосмысление целей и задач развития охотничьего хозяйства в современной России»[2]. Отдельной проблемой можно выделить соотношение государственных и общественных начал в установлении и реализации правоотношений в сфере охраны и использования объектов

животного мира[3], что не способствует обеспечению устойчивого использования животного мира. По-прежнему остаются актуальными проблемы понимания и практического применения принципов государственного управления в области охраны и использования животного мира. Несовершенство правового регулирования отношений в сфере охраны и устойчивого использования животного мира не способствует обеспечению баланса экологических, экономических и социальных интересов граждан и государства. При этом очень важно более подробно рассмотреть отдельные проблемы правового регулирования отношений в сфере охраны и устойчивого использования животного мира.

Для обеспечения государственного управления в сфере охраны и устойчивого использования животного мира необходимо сохранить потенциал биологического разнообразия животного мира, получить экономические выгоды и решить социальные вопросы. Таким образом, в процессе государственного управления должны одновременно сочетаться экологические, экономические и социальные интересы граждан, общества и государства. Статья 10 Федерального закона «О животном мире» закрепляет право граждан и юридических лиц, включая общественные объединения и религиозные организации, участвовать непосредственно в процессе использования животного мира, его сохранении, а также и восстановлении среды его обитания в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В связи с этим, граждане и юридические лица имеют право: получать от органов государственной власти соответствующую информацию, если иное не установлено законодательством РФ; проводить общественную экологическую экспертизу; осуществлять общественный экологический контроль; проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания; содействовать реализации соответствующих государственных программ. Одновременно органы государственной власти при

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 6(186)

осуществлении своих полномочий в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания обязаны учитывать предложения и рекомендации граждан и юридических лиц. Также предусмотрено участие международных общественных организаций в охране и устойчивом использовании объектов животного мира на территории РФ, которое должно регламентироваться международными договорами РФ[4].

Тем самым, в законодательстве о животном мире закрепляются общие условия, направленные на обеспечение социального аспекта государственного управления в сфере охраны и устойчивого использования животного мира. Следует отметить, что в целом правовая основа для участия граждан в процессе использования животного мира достаточно обширная. Однако конкретные формы, механизм и процедуры такого участия граждан в нормах законодательства о животном мире не нашли своего дальнейшего отражения.

Продекларированный принцип, отражающий социальную составляющую государственного управления в сфере охраны и устойчивого использования животного мира, не реализуется и в специальном законодательстве. Например, в Федеральном законе «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 № 209-ФЗ[5] не закрепляется приоритетное право местных жителей на приобретение разрешений на добычу охотничьих ресурсов в пределах закрепленных охотничьих угодий; охотхозяйственные соглашения заключаются без согласования мнения местных жителей. Декларативность рассматриваемого принципа подтверждается и судебной практикой. Так, Чухломский районный суд Костромской области отказал в исковых требованиях о понуждении к выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Истец, обосновывая свои требования, указывал на пункт 10.2.4 охотхозяйственного соглашения от 20 февраля 2012 года, согласно которого ООО «Древ-Строй» обязано осуществлять использование охотничьих ресурсов с учетом интересов местного населения, в связи с чем, местные жители должны получать разрешения на охоту по льготным тарифам. Суд подобные требования истца посчитал безосновательными, так как они не основаны на законе.[6]

Итак, в целях обеспечения социальных интересов местного населения, а также в целях решения задач о справедливом распределении выгод от использования ресурсов животного мира сообразно вкладу местного населения в сохранение и устойчивом использовании объектов животного мира, предлагаем заимствовать модель привлечения местного населения к управлению в сфере охраны и использовании животного мира в отдельных зарубежных государствах.

В частности, сохранив установленный единый подход

к обеспечению социальных интересов местного населения, следует дополнить его приоритетным правом местных жителей на получение разрешения на добычу объектов животного мира; гарантией трудоустройства местного населения; правом на определенные льготы тем местным жителям, которые способствуют выявлению и пресечению незаконной деятельности в сфере устойчивого использования объектов животного мира.

В соответствии с Федеральным законом «О животном мире», стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира включает: установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания; предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира[7].

Животный мир является одним из основных элементов окружающей среды, объектом ее использования и охраны. Он включает все многообразие живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, участвующих в различных взаимосвязях в живой природе. Соответственно, действующее законодательство Российской Федерации о животном мире должно обеспечить устойчивое использование всех обозначенных видов животного мира, независимо от их экономического, культурного или иного значения для человека.

В соответствии с Федеральным законом «О животном мире», порядок добычи объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности по использованию и добыче объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам[8]. Такими нормативными правовыми актами утверждается перечень объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, разрешенных к добыче на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, который является основанием для выдачи разрешения на их добычу. Однако не во всех субъектах РФ приняты подобные нормативные правовые акты (например, в Оренбургской области) либо они приняты, но не содержат перечень объектов жи-

Административное право; административный процесс

вотного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, как это произошло в Пермском крае.[9] Отсутствие перечня объектов, не отнесенных к охотничьим ресурсам, приводит к тому, что их добыча происходит без разрешений и без взимания платы за пользование объектами животного мира. Отсутствие перечня объектов, не отнесенных к охотничьим ресурсам, может привести к злоупотреблениям со стороны пользователей в отношении отдельных видов животных, и соответственно в дальнейшем к уменьшению их популяции. Этот вид объектов животного мира является неотъемлемым элементом отдельных экосистем и его рациональное использование необходимо в целях сохранения биоразнообразия. Помимо этого, объекты, не отнесенные к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам, широко и активно используются в научных, эстетических целях. В целях реализации статьи 43 Федерального закона «О животном мире», необходимо на территории каждого субъекта Российской Федерации разработать и принять нормативный правовой акт, закрепляющий перечень объектов, не от-

несенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам и предусматривающий порядок их добычи. Итак, в отдельных субъектах Российской Федерации наблюдается пробел в законодательстве о животном мире в сфере устойчивого использования объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, в результате чего на этих территориях отсутствует механизм реализации концепции устойчивого развития для обеспечения баланса интересов местного населения, бизнеса и охраны природы.

Анализ отдельных проблем правового регулирования в области охраны и устойчивого использования животного мира позволяет сделать вывод о том, что правовые требования, предъявляемые к пользователям животного мира, содержатся в большом количестве нормативных правовых актов различных отраслей законодательства. Однако, данные требования являются по большей части декларативными, и не способствуют эффективному государственному управлению в сфере охраны и устойчивого использования животного мира.

Библиография:

1. WWF's Living Planet Report 2016 // http://wwf.panda.org/about_our_earth/all_publications/lpr_2016/ (дата обращения 25.05.2020).

2. Воронин Б.А. Правовые проблемы регулирования охоты и охотничьего хозяйства в России: история и современность // Аграрное и земельное право. 2006. № 7 .С. 145-148.

3. Булгакова И. Г. Актуальные проблемы правовой охраны животного мира // Молодой ученый. 2012. №2. С. 197-198.

4. О животном мире. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст.1462.

5. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант плюс», дата обращения 28.05.2020.

6. Решение Чухломского районного суда Костромской области от 12 августа 2013 года. Дело №2-205/2013 // http://sudact.ru/regular/doc/Qfn5kri4a6mr/Дата обращения 26.05.2020

7. О животном мире. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст.1462.

8. Об утверждении Правил использования объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, на территории Архангельской области (с изменениями на 27 января 2015 года). Постановление Правительства Архангельской области от 15 октября 2013 года № 494-пп; Об утверждении Правил использования объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, на территории Ростовской области. Постановление Правительства ростовской области от 24.06.2015 № 419 // http://docs.cntd.ru/document/462605544(дата обращения 29.05.2020).

9. О реализации отдельных полномочий Пермского края в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам. Закон Пермского края 18 декабря 2012 года № 154-ПК // http://docs.cntd.ru/document/462605544 (дата обращения 29.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.