Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 3 (52). С. 123-127.
УДК 349.41
DOI 10.25513/1990-5173.2017.3.123-127
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
LEGAL PROTECTION OF WILDLIFE: THEORY AND PRACTICE С. В. ИВАНОВА (S. V. IVANOVA)
Автор рассматривает основные правовые меры охраны животного мира: сохранение, рациональное использование, акклиматизацию, регулирование численности объектов животного мира. Высказывается мнение о необходимости комплексного и системного подходов к сохранению животного мира. Анализируется действующее законодательство о животном мире, направленное на регулирование отношений по охране объектов животного мира.
Ключевые слова: объекты животного мира; биологическое разнообразие; охрана животного мира; сохранение естественных экологических систем; воздействие на животный мир.
In article the author considers the principal legal measures of protection of fauna: conservation, sustainable use, acclimatization, regulation of the number of objects of the animal world. The author suggests the necessity of comprehensive and systematic approaches to the conservation of the animal world. The article analyzes the existing legislation on the animal world, aimed at regulation of relations on protection of objects of the animal world.
Key words: wildlife; biodiversity; wildlife protection; conservation of natural ecological systems; the impact on wildlife.
Животный мир является для человека источником пользы и наслаждения, первоисточником производства и условием его биологического существования. Дикие животные приносят большую пользу, удовлетворяя различные потребности человека. Люди используют животный мир без особой осмотрительности, не задумываясь о том, этот объект природы необходимо сохранить для настоящего и будущего поколений. К сожалению, потребности человека в использовании объектов животного мира развиваются гораздо быстрее, чем осознание необходимости в их охране. Воздействие человека на животный мир приводит к уменьшению численности отдельных его видов либо их уничтожению. Животный мир относится к числу возобновляемых природных ресурсов, способных при определённых естественных условиях по мере их использования постоянно восстанавливаться. Это создаёт впечатление, что в природе «устанавливается какая-то естественная
гармония, какое-то природное равновесие. И так могло бы быть, если бы человек своей деятельностью не нарушил бы резко это естественное равновесие» [1]. Темпы антропогенного вмешательства не соотносятся со временем восстановления естественным способом численности популяций видов животного мира. Для их восстановления и обеспечения расширенного воспроизводства необходимо создание определённых условий. Процесс восстановления имеет свои временные границы. В результате, когда нарушается «природное равновесие», возникает необходимость принимать меры по охране животного мира. Охрана животного мира становится задачей международного и национального значения, требует всестороннего, комплексного правового регулирования.
Основные положения об охране животного мира в Российской Федерации закреплены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом
© Иванова С. В., 2017
«О животном мире». Наряду с указанными нормативными актами, существует довольно развитое законодательство, направленное на использование и охрану животного мира. В этих условиях закономерно возникает потребность детального изучения теории и практики правовой охраны животного мира, всестороннего анализа особенностей мероприятий по охране животного мира с тем, чтобы сформировать теоретическую основу дальнейшего развития отношений по охране животного мира.
Одной из основных задач охраны животного мира является защита объектов животного мира от антропогенного воздействия. С развитием экономических отношений формы негативного воздействия на животный мир со стороны человека становятся всё разнообразнее. Если в далёком прошлом человек «уничтожал ряд видов животных с различными целями и изменял условия их жизни при выжигании растительности» [2], то в настоящее время нарушение среды обитания происходит вследствие осушения болот, создания водохранилищ, вырубки леса. Набор антропогенных факторов и форм их негативного воздействия на животный мир широк и разнообразен. Всё многообразие воздействий можно условно разделить на две основные группы: прямые и опосредованные. «Прямые воздействия направлены на уничтожение популяций животных и растений в результате: чрезмерных объёмов добычи, низкой культуры промысла; нелегального промысла, сбора и коллекционирования живых организмов; нерациональной и неизбирательной борьбы с сорняками и вредителями сельского и лесного хозяйства; гибели животных на инженерных сооружениях; уничтожения населением животных и растений, считающихся опасными, вредными или неприятными. Опосредованные воздействия направлены на уничтожение природных экосистем в результате: их превращения в сельскохозяйственные угодья, включая распашку степей; ведения лесного хозяйства нерациональными методами; различных видов строительства; добычи полезных ископаемых; осушения болот; антропогенной водной и ветровой эрозии почв; гидростроительства, создания водохранилищ, уничтожения малых рек» [3]. К числу причин сокращения чис-
ленности и исчезновения диких животных следует отнести воздействие на животных химическими веществами (пестицидами, нефтяными продуктами); транспортными средствами на автомобильных дорогах, при сенокошении; уничтожение на линиях электропередач; в процессе добычи (изъятия) и специального истребления для защиты охотничьих ресурсов, водных биоресурсов; интродукцией видов растений и животных. Следует отметить, что данный перечень негативного антропогенного воздействия на животный мир не является исчерпывающим. Большой вред диким животным наносится в результате наводнений, лесных пожаров, засухи, оползней и других явлений природы. Таким образом, негативное антропогенное воздействие происходит как непосредственно на объекты животного мира, так и на естественные экологические системы. Поэтому осуществление мероприятий по охране объектов животного мира должно приобретать комплексных характер и включать меры охраны самих животных и среды их обитания, а также меры по охране естественных экосистем. Только в непосредственном сочетании этих мер возможно обеспечить эффективную охрану животного мира.
Одним из основных элементов охраны животного мира является сохранение биологического разнообразия. Под сохранением биоразнообразия понимается комплекс активных действий, включающий в себя как непосредственные меры по сохранению, восстановлению и устойчивому использованию биоразнообразия, так и применение социально-экономических механизмов, определяющих воздействие на него различных групп населения и хозяйственных структур [4].
Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации [5]. Как справедливо отметил профессор О. С. Колбасов, «охрану природы невозможно обеспечить вне отношений по её использованию, ибо в этой сфере происходит наиболее значительное воздействие общества на природную среду» [6]. Поэтому рациональное использование животного мира заключается в максимально полном его использова-
нии для удовлетворения различных потребностей человека при наименьших затратах. Однако использование природных богатств «с ориентировкой на непосредственные отдельные потребности, без учёта запасов этих богатств и косвенных последствий их эксплуатации, может принести в долгосрочном плане непоправимый или трудно устранимый вред. Поэтому такое использование природных благ не является рациональным и не может допускаться» [7]. Примером может служить активная добыча отдельных видов диких животных в нарушение предельно установленных объёмов добычи. Также рациональное использование включает в себя использование объектов животного мира такими способами и средствами, которые исключают массовую гибель диких животных (к примеру, добыча (изъятие) рыбы с помощью электрической удочки).
Рациональное использование животного мира должно осуществляться на условиях устойчивого использования. «Устойчивое использование объектов животного мира - это использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию» [8]. Таким образом, рациональное использование животного мира имеет экономический и экологический аспекты. Экономический аспект проявляется в удовлетворении материальных потребностей человека в животном мире. Экологический аспект заключается в сохранении оптимальной численности различных видов диких животных.
Наряду с рациональным использованием и сохранением, важным элементом охраны животного мира является его восстановление. Восстановление животного мира включает в себя совокупность мер, направленных на поддержание оптимальной численности объектов животного мира (уменьшение или увеличение их количества) и территории их обитания в тех случаях, когда её площадь уменьшается.
Численность животных восстанавливается путём естественного воспроизводства. В тех случаях, когда происходит уменьшение либо уничтожение мест обитания диких жи-
вотных, используются такие меры восстановления как переселение объектов животного мира в новые места обитания, воспроизводство в искусственно созданной среде обитания.
Акклиматизация новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира следует отнести к улучшению животного мира. «Научно обоснованная акклиматизация животных является полезным мероприятием и широко применяется как средство обогащения животного мира» [9]. Однако, если гибридизация, переселение, акклиматизация проводится без научных обоснований, подобные действия могут нарушить биологическое равновесие среди видов определённой экосистемы и нанести вред. Поэтому акклиматизация объектов животного мира, их переселение в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания, при наличии заключения компетентных научных организаций, с учётом требований экологической безопасности.
На наш взгляд, охрана животного мира представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленную на сохранение, восстановление, рациональное использование и улучшение животного мира, среды его обитания и естественных экологических систем с помощью технических и юридических мероприятий. Технический аспект охраны животного мира представляет собой материально-техническую деятельность государственных служащих, членов общественных организаций, граждан, направленную на изучение и осуществление охраны объектов животного мира. Юридический аспект охраны животного мира выражается в деятельности компетентных государственных органов по подготовке, принятию
и изданию нормативных правовых актов в сфере охраны животного мира.
Одним из важнейших направлений совершенствования деятельности по охране животного мира является создание действенных и эффективных стимулов. Стимулирование деятельности по охране животного мира должно служить тем организационным механизмом, который позволил бы соединить интересы дальнейшего развития отношений по использованию животного мира и отношений по его охране. Система стимулирования указанной деятельности предполагает повышение заинтересованности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан в выполнении мероприятий по охране животного мира. В соответствии с Федеральным законом «О животном мире», стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира включает: установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания; предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира [10]. Действие системы экономического стимулирования обеспечивается специальным законодательством Российской Федерации. К таковому следует отнести прежде всего налоговое, банковское, бюджетное законодательство.
Согласно ст. 473 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами освобождаются отдельные категории налогоплательщиков [11]. Таким образом, налоговые льготы в форме освобождения от уплаты сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами предоставляются только гражданам и юридическим лицам, чья деятельность непосредственно связана с использованием животного мира.
Однако для юридических лиц и граждан, деятельность которых не связана непосредственно с использованием объектов животного, но оказывает влияние на них, налоговые льготы законодательством не предусмотрены. Деятельность промышленных предприятий, сельскохозяйственных организаций наносит огромный вред животному миру, их среде обитания, а также естественным экологическим системам. «По своей внутренней сущности товаропроизводитель не заинтересован в охране природы, ибо экономически и технически он может произвести больше продукции с меньшими издержками, если не будет затрачивать средства на охрану окружающей среды. Поэтому задачей введения льгот по экологическим налогам является стимулирование предприятия на изменение технологического процесса в пользу эколо-гичности производства. Повышение эколо-гичности производства может быть достигнуто, во-первых, за счёт приобретения очистных сооружений. Для предприятия и сборы, и приобретение очистных сооружений приводят к росту расходов. Налоговые льготы в данном случае компенсируют дополнительные расходы, связанные с финансированием мероприятий по снижению выбросов. Во-вторых, для производственного процесса, в котором вредное вещество является необходимым побочным продуктом, налоговые льготы могут стимулировать замещение производства «неэкологичного» продукта другим, более экологичным» [12]. Отмечая важность экономического стимулирования для охраны животного мира, считаем необходимым разработать механизм предоставления налоговых льгот юридическим лицам и гражданам, деятельность которых не связана с использованием объектов животного.
К числу мер экономического стимулирования Федеральный закон «О животном мире» относит предоставление юридическим лицам льготных кредитов. Однако в банковском законодательстве отсутствует механизм реализации этого положения. Предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира предполагает предоставление денежных средств на определённых условиях, по сниженным процентам. В кредитных учреждениях, коммер-
ческих банках отсутствуют программы по предоставлению льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира. Следует предположить, что в связи с экономическим кризисом, который напрямую затронул банковскую систему, не стоит ожидать в ближайшее время разработки и реализации положения о предоставлении льготных кредитов юридическим лицам. Таким образом, положения ст. 54 Федерального закона «О животном мире» являются декларативными, носят отсылочный характер к специальному законодательству, которое не предусматривает правового механизма реализации предоставления мер экономического стимулирования
Следовательно, в настоящее время отсутствует целостная система мер стимулирования деятельности по охране животного мира, а отдельные меры, к примеру поощрение сотрудников, без сочетания с комплексом других не дают положительного результата. На наш взгляд, учитывая актуальность и значимость применения экономического стимулирования в целях охраны животного мира, целесообразно разработать механизм реализации закреплённых в законодательстве форм стимулирования. Также целесообразно использовать богатый практический опыт зарубежных стран по применению мер экономического стимулирования. «С учётом опыта зарубежных стран, можно предложить следующие пути создания целостной системы стимулирования природоохранной деятельности. Следует разработать научную концепцию поэтапного снижения уровня неблагоприятных экологических проявлений (выбросов, загрязнений и т. д.), включающую всю совокупность неблагоприятных экологических факторов с учётом особенностей на-
шей страны, а также её отдельных регионов» [13].
1. Стайное П. Правовые вопросы защиты природы / под ред. д-ра юрид. наук О. С. Колба-сова. - М. : Прогресс, 1974. - С. 25.
2. Лаптев И. П. Научные основы охраны природы. - Томск, 1970. - С. 63.
3. Пятый национальный доклад «Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации». -М. : Мин-во природ. ресурсов и экологии Российской Федерации, 2015. - С. 30.
4. Национальная Стратегия сохранения биологического разнообразия России. Москва, 2002. - С. 23. - URL: http://www.caresd.net/pdf (дата обращения: 05.05.2017).
5. О животном мире : Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. -№ 17. - Ст. 1462.
6. Колбасов О. С. Охрана природы // Советское государство и право. - 1972. - № 2. - С. 16.
7. Константиниди С. С. Охрана животного мира : (Правовые вопросы). - Алма-Ата : Кай-нар, 1975. - С. 65.
8. О животном мире : Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. -№ 17. - Ст. 1462.
9. Колбасов О. С. Охрана природы по советскому законодательству. - М. : Изд-во юридической литературы, 1961. - С. 49.
10. О животном мире : Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. -№ 17. - Ст. 1462.
11. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
12. Киреенко А. П., Батурина О. В., Головань С. А. Использование налоговых льгот в регулировании состояния окружающей среды: зарубежный опыт и перспективы в России // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. - № 1. - С. 25-33.
13. Ростовщикова Е. А. Природоохранная деятельность в Российской Федерации: стимулы развития // Молодой учёный. - 2014. - № 21. -С. 77-79.