Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА / ТОВАРЫ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / MOVING THROUGH THE CUSTOMS BORDER OF THE CUSTOMS UNION / GOODS FOR PERSONAL USE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеева Т. А.

Рассматриваются проблемы нормативного закрепления перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами, связанные с неточностью терминов и пробелами таможенного законодательства Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Матвеева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal regulation of movement across the customs border of the Customs Union goods by physical persons

In the article the problems of normative fixing moving through customs border of the customs Union goods by individuals associated with inaccurate terms and gaps in the customs legislation of the Customs Union.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ»

УДК 339.543.662

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

Т. А. Матвеева

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 25 февраля 2014 г.

Аннотация: рассматриваются проблемы нормативного .закрепления перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами, связанные с неточностью терминов и пробелами таможенного законодательства Таможенного союза.

Ключевые слова: перемещение через таможенную границу Таможенного союза, товары для личного пользования.

Abstract: in the article the problems of normative fixing moving through customs border of the customs Union goods by individuals associated with inaccurate terms and gaps in the customs legislation of the Customs Union. Key words: moving through the customs border of the Customs Union, goods for personal use.

На IV Международной конференции «Таможня и бизнес: международные и региональные аспекты сотрудничества», приуроченной ко Дню таможенника, в выступлении Председателя Правительства РФ Д. Медведева были обозначены задачи развития российской таможенной службы, в том числе «облегчение таможенных процедур для обычных граждан»1. Обращено внимание на то, что меняющееся таможенное законодательство «даже для нас стало весьма и весьма сложным, потому как все-таки одно дело — оперативно корректировать таможенные правила исходя из подходов одного государства, национальных приоритетов... А сейчас это уже приоритеты, которые должны формироваться в формате трех стран, и это, конечно, не добавляет простоты»2.

На сложность и многоуровневость сложившейся системы таможенного законодательства, ее «запутанность», огромное количество отсылочных норм указывают практически все специалисты в области таможенного дела3.

Совершенствование таможенного законодательства предполагает, прежде всего, доработку Таможенного кодекса Таможенного союза. С этой це--

лью еще в 2011 г. из представителей таможенных служб государств — членов 143 Таможенного союза решением Комиссии Таможенного союза была создана рабочая группа по подготовке изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТК ТС), которую возглавил руководитель Федеральной таможенной службы России А. Ю. Бельянинов.

1 Медведев Д. Задачи таможни // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2013. № 1. С. 6.

2 Там же. С. 7.

3 См., например: Некрасов Д. Недостатки законодательства могут перекрыть эффект от реформ // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2013. № 6. С. 4.

© Матвеева Т. А., 2014

С целью сокращения отсылочных норм было предложено, в частности, инкорпорировать в ТК ТС положения международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза.

Так, В. Гошин, член Коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии заявил: «Мы будем стремиться к максимальной централизации, то есть переводу таможенного законодательства с национального уровня на наднациональный»4. Существующие соглашения, одним из которых является ТК ТС, «...мы сейчас пытаемся свести в единый документ — Таможенный кодекс Таможенного союза»5. «В итоге будет не 25 соглашений по таможенной тематике, а одно соглашение в виде Таможенного кодекса Таможенного союза, постараемся включить туда все существующие нормы, насколько это будет возможно»6.

По мнению казахских ученых В. Жамулдинова и А. Мунтынова, для эффективного развития и функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства необходимы унификация налогового законодательства и совершенствование таможенного законодательства: в идеале должно существовать единое таможенное законодательство без ссылок на национальное законодательство7.

В октябре 2013 г. в Москве по итогам второго заседания Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества во главе с председателем Коллегии ЕЭК В. Христенко было принято решение определить дальнейшие направления совершенствования таможенного законодательства с участием представителей заинтересованных органов государственного управления и бизнес-сообщества; предложить им рассмотреть проект модернизированного ТК ТС и представить в ЕЭК предложения по его доработке.

На восьмом заседании Совета Евразийской экономической комиссии, состоявшемся в октябре 2013 г. в Казани, была создана рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства в Таможенном союзе во 041 главе с министром по таможенному сотрудничеству ЕЭК В. Гошиным, в кото-^ рую вошли представители ЕЭК, государственных органов государств — членов Таможенного союза, а также бизнес-сообщества трех стран. ■— Предстоит провести анализ отсылочных норм ТК ТС «в целях расшире-с\| ния наднационального регулирования таможенных правоотношений и максимальной унификации в сфере таможенного регулирования»8.

Однако представляется проблематичным полностью перенести регули-144 рование таможенных правоотношений на наднациональный уровень. Например, из-за существенных различий в экономике и социальной сфере государств — членов Таможенного союза правоотношения, возникающие в связи с перемещением физическими лицами товаров для личного пользования

4 Гошин В. Регулирование ВЭД : цели и задачи // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2013. № 8. С. 6—7.

5 Гошин В. Главная цель — внедрение механизма единого окна // Там же.

№ 11. С . 5.

6 Гошин В. Готовим новый кодекс // Там же. 2014. № 2. С. 5.

7 См.: Жамулдинов В., Мунтынов А. Таможенный союз : некоторые итоги и перспективы развития // Там же. 2013. № 12. С. 16.

8 Бизнес в ЕЭК // Там же. С. 20.

через таможенную границу, определяются не только таможенным законодательством Таможенного союза, но и законодательством государства — члена Таможенного союза.

В настоящее время порядок перемещения физическими лицами товаров . для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза > закрепляется ТК ТС (глава 49, ст. 351-362), Договором о порядке переме- ^ щения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денеж- о ных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, при- е нятым Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. О № 51 (далее — Договор), Соглашением о порядке перемещения физически- ? ми лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их о выпуском от 18 июня 2010 г (в ред. Протокола от 19 ноября 2011 г.) (далее е

— Соглашение), Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. Ы № 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации», Решением о Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 311 «Об Инструкции о о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для лич- О ного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную о границу, и отражения факта признания таких товаров не находящимися под е таможенным контролем». В Российской Федерации действует Федеральный у закон от 27 ноября 2010 г. № 311 «О таможенном регулировании в Россий- и ской Федерации» (глава 45, ст. 317, 318), соответствующие приказы и письма о Федеральной таможенной службы России. о

Вряд ли представляется возможным включить все эти правовые нормы я в ТК ТС, даже если вести речь только о Договоре и Соглашении. В текст п Договора входит 10 статей, непосредственной регламентации порядка пере- р мещения наличных денежных средств посвящены ст. 3—6, и здесь проблем с м инкорпорацией не возникнет. Но Соглашение от 18 июня 2010 г. — документ, щ который содержит 20 статей и 6 многостраничных объемных приложений, н которые если и могут войти в текст ТК ТС, то тоже в качестве приложений. .

В модернизированном таможенном законодательстве необходимо уточнить определение ряда терминов. В первую очередь это касается термина «выпуск товаров». В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 ТК ТС «выпуск товаров

— действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам_

использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной 145 процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры». В Соглашении от 18 июня 2010 г. Приложение 6 «Порядок определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства» определяет момент выпуска как дату изготовления авто-, мототранспортного средства. Видимо, в данном тексте следует вообще убрать слово «выпуск», заменив на слово «изготовление». То

же самое нужно сделать и в приказах ФТС России, устанавливающих компетенцию таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении транспортных средств, перемещаемых физическими лицами.

Определение «товара», даваемое в ТК ТС, не согласуется с текстом Договора от 5 июля 2010 г.

В соответствии с под. 35 п. 1 ст. 4 ТК ТС «товар — любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу».

Договор вообще не использует термина «валюта», а лишь разграничивает «наличные денежные средства» и «денежные инструменты».

«Наличные денежные средства» — денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах — членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки.

«Денежные инструменты» — дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Следовательно, в текст подп. 35 п. 1 ст. 4 ТК ТС необходимо внести изменения: вместо слов «валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки» зафиксировать термины «наличные денежные средства», «денежные инструменты».

В таможенном законодательстве Таможенного союза физические лица подразделяются на физических лиц государства — члена Таможенного союза и иностранных физических лиц.

Из подп.14 п. 1 ст. 4 ТК ТС следует, что физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве — члене Таможенного союза, является лицом государства — члена Таможенного союза; иностранное лицо — лицо, не являющееся лицом государства — члена Таможенного союза (подп. 9 п. 1 ^ ст. 4 ТК ТС).

^ В связи с запросами таможенных органов относительно порядка признания граждан Российской Федерации иностранными физическими лицами ■— для целей принятия решения об освобождении от предоставления обеспече-с\| ния уплаты таможенных пошлин, налогов при временном ввозе транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранном государстве, ФТС России предлагает руководствоваться положениями, изло-146 женными в письме от 25 июля 2013 г. № 01-11/32101.

Пунктом 22 приложения 3 к Соглашению установлено, что от уплаты таможенных пошлин, налогов освобождаются транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами на срок их временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год.

В соответствии со ст. 16 Соглашения и п. 23 приложения 3 к Соглашению временный ввоз транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, физическими лицами государств — членов Таможенного союза любым способом на срок, не превышающий шести месяцев, допускается при условии обеспечения уплаты тамо-

женных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Таким образом, таможенное законодательство Таможенного союза дифференцирует условия временного ввоза транспортных средств для личного . пользования в зависимости от отнесения физического лица, его перемеща- > ющего, к конкретной категории субъектов таможенных правоотношений ^

— иностранное физическое лицо либо физическое лицо государства — члена Т Таможенного союза. е

Понятие «постоянное место жительства» таможенным законодательством а Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле не определено. В связи с этим в силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона р от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской б Федерации» применению подлежат соответствующие нормы иного законода- м тельства Российской Федерации. г

В соответствии с положениями Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 р «О государственной границе Российской Федерации» и Федерального закона § от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации § и въезда в Российскую Федерацию» пропуск через государственную границу 0 Российской Федерации физических лиц заключается в признании законно- р сти пересечения ими государственной границы на основании действитель- у ных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда и их из Российской Федерации. 0

ФТС России разъяснила, что если пересечение государственной грани- а цы Российской Федерации физическим лицом осуществляется на основа- я нии удостоверяющего личность документа иностранного государства, то он рассматривается таможенными органами в качестве иностранного лица. В р случае если пересечение государственной границы Российской Федерации м физическим лицом осуществляется на основании заграничного паспорта щ гражданина Российской Федерации или иных документов, то при отсутствии н документа, подтверждающего факт его постоянного проживания в иностран- . ном государстве (вид на жительство, разрешение на жительство и др.), выданного в соответствии с законодательством иностранного государства, он рассматривается таможенными органами в качестве лица государства — члена Таможенного союза.

Данная позиция ФТС России вызывает серьезные сомнения. 147

Во-первых, федеральные законы, на которые ссылается ФТС, тоже не дают прямого ответа на вопрос, что есть «постоянное место жительства».

Во-вторых, в ТК ТС определение физического лица как лица государства

— члена Таможенного союза связывается только с постоянным проживанием на территории государства, но никак не с гражданством.

В-третьих, Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» разграничивает место пребывания и место жительства гражданина Российской Федерации.

Место пребывания — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее

наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации, иными словами, помещения, в которых он проживает временно.

Место жительства — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Соответственно, постоянное место жительства гражданина Российской Федерации — это то, в котором он зарегистрирован постоянно, и если регистрация отсутствует или она временная, лицо не может считаться имеющим постоянное место жительства в Российской Федерации. А если следовать логике письма ФТС России, то лицо государства — члена Таможенного союза — это физическое лицо, у которого отсутствует документ, подтверждающий факт его постоянного проживания в иностранном государстве.

Как известно, письмо — не нормативный акт, поэтому необходимо в ТК ТС закрепить, что с точки зрения таможенного законодательства является постоянным местом жительства физического лица.

Таможенный кодекс Таможенного союза определяет, что товары для личного пользования — товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Предназначение товаров, перемещаемых через таможенную границу оп-041 ределяется таможенным органом исходя из: заявления физического лица о ^ перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением от 18 июня 2010 г.; характера и количества товаров; частоты пересече-с\| ния физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу (ст. 3 Соглашения).

Полагаем, что данные критерии являются нечеткими, размытыми, дают 148 возможность принятия волюнтаристских решений и способствуют возникновению коррупционных проявлений.

Например, начальник таможенного поста «Аэропорт Шереметьево» (пассажирский) на вопрос корреспондента журнала: «А как вы определяете: для себя человек везет вещи или на рынок?», ответил: «Исходим мы исключительно из критериев, указанных в Соглашении Таможенного союза, логики и личного опыта. Если гражданин везет 200 однородных товаров и при этом летает достаточно часто одним маршрутом, а потом заявляет, что этот товар он ввозит исключительно для себя, то у любого здравомыслящего человека возникнут подозрения и вопросы»9.

9 Турист на таможне // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2011. № 8. С. 51—52.

Пресс-служба ФТС России: «Гражданам следует помнить, что товары в

количестве, превышающем необходимое для личного пользования, даже

если они по стоимости и весу укладываются в нормы беспошлинного ввоза,

считаются коммерческой партией»10. .

Но кто может точно определить, сколько необходимо товаров для семей- ;>

ных нужд? Тем более что члены семьи в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 2 м

Соглашения это — супруга и супруг, состоящие в зарегистрированном браке, о

родители, дети, усыновители, усыновленные, а также родные братья и сест- е

ры, дедушка (дед), бабушка (бабка), внуки и нетрудоспособные иждивенцы. §

Думается, что надо либо точно определять количество товаров, переме- Р

щаемых беспошлинно, либо вообще убирать данный критерий из законода- П

л ' "о тельства. В настоящее время также сложно отследить частоту пересечения

физическим лицом таможенной границы, поскольку передвижение может л

О)

о

X

=1

О) "О

О)

осуществляться через разные таможенные посты. Необходимо наладить вза- м имодействие с пограничной службой ФСБ России, для того чтобы создать Р единую электронную базу данных. Однако не факт, что гражданин каждый о раз перемещал товары и, тем более, заполнял пассажирскую таможенную о декларацию. 0

Следует доработать и некоторые другие положения Соглашения от о 18 июня 2010 г.

Первоначально в Соглашении было закреплено, что с освобождением от уплаты таможенных платежей ввозятся товары для личного пользования, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 кг. о

В дальнейшем Протоколом от 19 октября 2011 г. в Приложение 3 Соглашения были внесены изменения: для товаров, перемещаемых воздушным транспортом, норма беспошлинного ввоза существенно увеличена и составляет теперь сумму, эквивалентную 10 000 евро. Для товаров, перемещаемых иными видами транспорта, нормы остались прежними. щ

Однако Приложение 5 «Товары для личного пользования, перемещае- н мые через таможенную границу, с уплатой таможенных пошлин, налогов» я закрепляет, что товары для личного пользования, таможенная стоимость : которых превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и (или) общий вес которых свыше 50 кг, оплачиваются по единой ставке — 30 процентов от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения весовой нормы 50 кг и (или) стоимостной нормы 1500 евро в эквиваленте. Никаких изменений, связанных с новой нормой беспошлинного ввоза на воз- 149 душном транспорте, внесено не было. Это привело к ряду конфликтов на таможенной границе, поскольку осведомленные граждане, перемещающие товары воздушным транспортом, в ответ на требование должностного лица таможенного органа уплатить таможенные пошлины, налоги ссылались на Приложение 3 Соглашения, тогда как должностные лица руководствовались Приложением 5. Для того чтобы разъяснить ситуацию, потребовалось вмешательство ФТС России.

В Письме ФТС России от 12 декабря 2011 г. № 04-30/60671 «О направлении памятки» (для пассажиров международных рейсов, следующих через таможенную границу Таможенного союза) сказано: при ввозе товаров для

10 Туристы, будьте осторожны! // Там же. 2013. № 6. С. 54.

личного пользования физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза применяется единая ставка 30 процентов от таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 кг веса, в части превышения стоимостной нормы 10 000 евро в эквиваленте и (или) весовой нормы 50 кг — в случае ввоза товаров для личного пользования, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро, и (или) вес которых превышает 50 кг.

Фактически Федеральная таможенная служба сформулировала новую норму права, место которой в Приложении 5 Соглашения.

Проблемы, связанные с применением и введением в действие Соглашения от 18 июня 2010 г., некомпетентным разъяснением его положений в средствах массовой информации освещались ранее11.

Однако до сих пор появляются публикации, содержащие устаревшие нормы либо искажающие действующие положения. Например, разъясняется, что «по действующим на сегодняшний день правилам в международных почтовых отправлениях можно беспошлинно переслать в Россию антиквариат на сумму в 10 тыс. руб., все ценности, стоящие дороже этой суммы, облагаются налогом в 30 процентов»12; «в настоящее время при заявлении физического лица о ввозе культурных ценностей стоимостью более 65 тыс. руб. предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных платежей при условии письменного декларирования и специальной регистрации»13. В данном случае были использованы нормы таможенного законодательства РФ, причем в искаженном виде, не действующие на момент выхода журнала уже более двух лет.

При обсуждении введения новых правил беспошлинного ввоза зарубежных интернет-посылок (в соответствии с Приложением 3 к Соглашению с освобождением от уплаты таможенных платежей пересылаются в международных почтовых отправлениях товары для личного пользования, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, и общий вес которых не превышает 31 кг), давались разъяснения, что при превыше-Z нии этих норм «взимается 30-процентная пошлина»14; «в случае превышения ^ лимита пошлина составляет 30 процентов, но не менее 4 евро за 1 кг»15, тогда q как на самом деле эти суммы взимаются не со всей стоимости, а только в час-041 ти превышения норм беспошлинного ввоза (Приложение 5 к Соглашению).

«Российская газета» публикует вопрос читателя: «Хочу поехать к друзьям в 150 Беларусь. Все вместе мы собираемся потом отправиться в Польшу. Подскажите, есть ли ограничения на ввоз и вывоз наличных денег в Беларуси, и сколько я могу взять с собой?» и дает следующую консультацию: «Беларусь, Россия и Казахстан являются странами — участницами Таможенного союза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 См.: Матвеева Т. А. Система источников таможенного права в условиях функционирования Таможенного союза // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. 2011. № 1(10). С. 214-215.

12 Культурные ценности — под особым контролем // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2012. № 8. С. 60.

13 Там же. С. 62.

14 Сюльжина А. Как изменились в России правила интернет-посылок? // Рос. газета. 2014. 13 февр.

15 Новый В. Таможня проверит покупателей // Коммерсантъ. 2014. 15 янв.

В соответствии с Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств или денежных инструментов через таможенную границу ТС от 5 июля 2010 г. ввоз и вывоз физическими лицами наличных денежных средств на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется без ограничений. Так что можете брать с собой столько денег, сколько захотите. Одно «но»... Если вы повезете наличные или денежные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США, то они подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств»16.

Эти разъяснения верны, если речь идет о выезде из государств — членов Таможенного союза в другое государство, в данном случае в Польшу, но заголовок публикации: «Сколько денег россиянин может провести с собой в Беларусь?» вносит путаницу, поскольку на перемещение денежных средств физическими лицами из России в Беларусь положения Договора от 5 июля 2010 г. не распространяются. Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, равно как и между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, нет таможенных границ, таможенный контроль отсутствует, и товары перемещаются свободно.

Ежегодно миллионы граждан перемещаются через таможенную границу Таможенного союза. Только в регионе деятельности Воронежской таможни количество физических лиц, пересекших таможенную границу в 2012 г., составило 454,7 тыс. человек, а в 2013 г. — 492,4 тыс. человек, что на 8,3 % выше17. Их взаимоотношения с должностными лицами таможенных органов во многом зависят от ясности и точности формулировок нормативных актов.

Думается, что разрабатываемые изменения и дополнения таможенного законодательства Таможенного союза устранят существующие неточности и пробелы.

16 Васильева Ю. Сколько денег россиянин может провести с собой в Беларусь? // Рос. газета. 2014. 20 февр.

17 Использованы основные показатели, характеризующие результаты деятельности Воронежской таможни в 2012 и 2013 гг.

Воронежский государственный университет

Матвеева Т. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права E-mail: ser35031333@yandex.ru Тел.: 8-915-548-58-69

Voronezh State University 151

Matveeva T. A., Candidate of Legal Sci- ~ ences, Associate Professor of the Administrative and Municipal Law Department E-mail: ser35031333@yandex.ru Теl.: 8-915-548-58-69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.