УДК 342.92
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Бухаева А.А., Жамбаев Е.С., Кереев А.А., Сагадиев А.Н.
Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье анализируются проблемы и особенности определения правового положения субъектов административной ответственности. Согласно действующему административному законодательству Казахстана выделено два субъекта административной ответственности - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста и юридическое лицо. Рассмотрен общий и специальный субъект административной ответственности. Определена проблема недостаточного теоретического исследования особенностей административной ответственности особых субъектов административного правонарушения, что создает определенные трудности в практической деятельности.
Ключевые слова: административная ответственность, субъект, физическое лицо, вменяемость, правоспособность, дееспособность.
В настоящее время серьезной проблемой в данной области является то, что деятельность, регулируемая административным правом, отличается большим динамизмом, соответственно, и действующее законодательство должно быть гибким. Государственное управление разнообразно, разносторонне и быстро меняется в соответствии с жизненными потребностями и реалиями. Тезис Концепции развития правовой политики в РК на 2010-2020 гг. гласит, что «Содержание и качество законов, адекватные проводимым в стране преобразованиям, будут обеспечиваться путем функционирования институтов государственной власти, обеспечения конструктивного и динамичного взаимодействия законодательной и исполнительной власти» [1], особо актуален для административного законодательства.
Актуальные вопросы определения субъекта административной ответственности в недрах современного административного права приобрели особую важность и это, в первую очередь, связано с динамикой современного административного законодательства, когда в законодательстве происходят по своему существу коренные преобразования, по-новому определяющие субъектов административной ответственности.
Субъект административной ответственности - это административно-правовой статус лица, который раскрывает согласно предписанию административного закона признаки, наличие которых необходимо для привлечения лица к административной ответственности. Продемонстрируем верность подобного рода суждений на основании норм современного административного законодательства. Так, действующее административное законодательство в содержании статьи 28 главы 4 «Административная ответственность» Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, устанавливает, что «административной ответственности подлежат:
1) физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;
2) юридическое лицо.» [2]
Из сказанного следует сделать выводы о том, что согласно нормам Кодекса Республики, Казахстан об административных правонарушениях (2014 года), субъекты административной ответственности, подразделяются на две категории: на физические и юридические лица.
Вместе с тем, ныне действующее административное законодательство не придает должного значения понятию и признакам субъекта административной ответственности, в то время как именно совершившее административное правонарушение лицо является главным в административно-деликтных отношениях, и от того, насколько правильно определены его признаки, во многом зависит законность и обоснованность назначенной ему административно-правовой санкции.
Мало внимания решению этой проблемы придается и в административно-правовой литературе.
В целях уточнения правового положения физических и юридических лиц, как субъектов административного правонарушения и административной ответственности, сквозь точку зрения современного административно-деликтного права, следует сослаться к нормам гражданского законодательства Республики Казахстан.
Так, в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан понятие физического лица является общим для понятий гражданина Республики Казахстан, иностранного гражданина и лица без гражданства [3, с. 59]. Однако, все физические лица, привлекаемые к административной ответственности должны обладать установленной законом правосубъектностью, то есть способностью лица «иметь права и обязанности и осуществлять их» [4, с. 88]. Это означает, что под правосубъектностью физического лица понимается совокупное понятие его правоспособности и дееспособности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Республики Казахстан, под правоспособностью физического лица понимается способность лица иметь права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью [5].
Иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства вправе приобретать такие же права и обязаны выполнять такие же обязанности, какие предусмотрены гражданским законодательством для граждан и юридических лиц Республики Казахстан, если законодательными актами не предусмотрено иное (п. 7 ст. 3 ГК РК).
Вместе с тем, порядок привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности имеет некоторые особенности. Так, например, следует отметить, что в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства применяется такая специальная мера административной ответственности как принудительное выдворение за пределы Казахстана. Основанием для этого служит нарушение иностранцем или лицом без гражданства правил пребывания в Республике Казахстан, выразившееся в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения, или выбора места жительства, уклонении от выезда по истечении определенного срока пребывания, а равно не соблюдении правил транзитного проезда через территорию Республики Казахстан [6, с. 33].
Следует пояснить, что данная мера административной ответственности в отношении граждан Республики Казахстан не применяется.
Общим условием реализации правоспособности самим гражданином является его дееспособность, которая в полном объеме наступает с достижением гражданином восемнадцатилетнего возраста.
Большое значение для привлечения лица к административной ответственности имеет дееспособность гражданина.
В целом, под дееспособностью понимается способность гражданина осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
В соответствии со статьей 17 Гражданского кодекса Республики Казахстан «все граждане имеют равную дееспособность, если иное не установлено законодательными актами».
Таким образом, дееспособность, как и правоспособность, представляет собой часть правосубъектности. В отличие от правоспособности как юридического свойства человека, непосредственно не связанного с его возрастом, психическим состоянием, дееспособность требует наличия у гражданина достаточно развитых интеллекта и воли, способности осознавать свои действия и отдавать себе отчет в этих действиях. Поэтому дееспособность возникает у гражданина в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего
возраста, когда человек может, как правило, поступать достаточно сознательно и разумно [4, с. 69].
В соответствии со статьей 28 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, к административной ответственности может быть привлечено физическое лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. [2].
Всесторонний анализ правового положения и правового статуса физического лица свидетельствует о том, что не любое физическое лицо может быть субъектом административной ответственности. Административная ответственность связывается со способностью человека понимать фактическую сторону и общественную значимость совершаемых действий и руководить своими поступками. Подобной способностью могут обладать лишь вменяемые лица, достигшие установленного административным законодательством возраста - шестнадцати лет.
Комментируя понятие вменяемости, следует пояснить, что согласно статьи 29 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, «Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправного деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.».
Анализируя и комментируя смысл и содержание названной статьи КоАП РК, А.А. Таранов справедливо утверждает о том, что «действующее законодательство исходит из презумпции вменяемости субъектов административных или иных правонарушений, соответственно, что невменяемость должна доказываться.
Несмотря на медицинское содержание понятия невменяемости, оно является юридическим понятием. Такие выводы можно сделать, исходя из того, что:
1) состояние психического здоровья рассматривается в контексте оценки действий (бездействия) лица;
2) окончательное решение вопроса о невменяемости физического лица находится в ведении органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
3) состояние невменяемости оценивается по медицинским (хроническая душевная болезнь, временное расстройство душевной деятельности, слабоумие, иное болезненное состояние) и юридическим (интеллектуальный и волевой) признакам.
Таким образом, невменяемость как условие, исключающее возможность привлечения субъекта административной ответственности, имеет не только юридическое, но и медико-психологические аспекты, предполагающие неспособность лица отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, воспринимать и оценивать возможные последствия» [7, с. 43-44].
Перечисленные признаки (достижение возраста административной ответственности, вменяемость) являются обязательными признаками субъекта любого административного правонарушения, привлекаемого к административной ответственности.
В ряде составов административных правонарушений, закон, помимо названных признаков, предусматривает и иные признаки субъекта, отражающие особенности его правового положения и правового статуса (возраст, должность, профессию и др.). Эти признаки в доктринальной литературе именуются факультативными, а лицо, обладающее такими признаками, - специальным субъектом [8, с. 168]. И, как любые факультативные признаки, они имеют троякое юридическое значение.
Во-первых, если они предусмотрены в диспозиции основного состава административного правонарушения, они являются обязательными признаками данного правонарушения. Без них нет и состава этого административного правонарушения.
Во-вторых, признаки, характеризующие исполнителя административного правонарушения, могут быть предусмотрены в частях и пунктах Особенной части КоАП РК.
В-третьих, если дополнительные признаки субъекта не предусмотрены в статьях Особенной части КоАП, они могут быть учтены судом или иным органом, уполномоченным
рассматривать дела об административных правонарушениях, при избрании вида и размера взыскания в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.
Как правильно указывает об этом А.Е. Жатканбаева, «существования специального признака субъекта в административном праве обусловлены спецификой отдельных видов проступков, поскольку их совершение возможно только людьми, занимающимися определенной деятельностью, при выполнении определенных служебных обязанностей. Речь идет о том, что если выполнение многих общих норм для обычных граждан является гражданским долгом, то для определенных служащих это трудовая обязанность. Например, тушение пожара для гражданина -это долг перед обществом, а для сотрудников пожарной службы - служебная обязанность. За непринятие мер, первые к ответственности не привлекаются, а вторая категория привлекается в обязательном порядке. Особенности административно-правового статуса субъекта, специальные, дополнительные признаки субъекта, которые являются признаками состава правонарушения и дают основания для причисления его к разряду специальных субъектов [9, с. 15].
Если быть более последовательным, то следует указать на то, что в административно-правовой доктрине существует твердо устоявшаяся точка зрения, разработанная Д.Н. Бахрахом, согласно которой специальные признаки субъекта административной ответственности можно подразделить на следующие группы, отражающие:
1) особенности труда, служебного положения (должностное лицо, капитан, работник предприятия торговли, водитель и др.);
2) прошлое противоправное поведение (лицо, находящееся под административным надзором, привлекавшееся к административной ответственности, злостный правонарушитель);
3) иные особенности правового статуса граждан (военнообязанный, иностранец и др.) [10,
с. 37].
Значительно дальше в этом направлении пошла наука уголовного права и криминологии, которые на возникающие вопросы дают наиболее тождественные и исчерпывающие ответы. Так, например, профессор Е. Каиржанов, осуществляя классификацию специального субъекта по уголовному праву, приходит к мнению, что специальные субъекты по своей роли (положению) классифицируются:
а) по полу - исполнитель только мужчина (изнасилование), исполнитель только женщина (убийство матерью новорожденного ребенка);
б) по возрасту - исполнитель только лицо, достигшее 18 летнего возраста (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность);
в) военнообязанный может быть исполнителем воинских преступлений;
г) по профессиональным обязанностям - работник полиции, медицинский и др.;
д) по обязанностям в отношении деятельности органов правосудия (свидетели, потерпевшие, эксперты, переводчики);
е) по обязанностям, возложенным в отношении других лиц (оставление в опасности, уклонение от содержания и воспитания детей);
ж) по характеру выполняемой работы (разглашение государственной тайны, утрата документов, содержащих государственную тайну и др.);
з) по должностному положению лица (злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти и др.);
и) по определенному положению лица по отношению к собственности (преступно небрежное отношение к охране собственности);
к) по положению лица по отношению к потерпевшему (доведение до самоубийства) [11, с.
78].
Как видно из содержания, сказанного выше, признаки специального субъекта - это дополнительные признаки состава преступления, как и в административном праве - состава административного правонарушения. Их специфика заключается в том, что:
- они могут выступать конструктивными признаками состава преступления (административного правонарушения), без которых данный состав отсутствует;
- могут выступать квалифицирующим признаком, образующим состав преступления
(административного правонарушения) при отягчающих обстоятельствах;
- могут иметь значение для индивидуализации ответственности и наказания, выступая в качестве обстоятельства, смягчающего или отягчающего ответственность.
Особо следует указать на то, что согласно нормам действующего законодательства, к числу специальных субъектов можно отнести родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, которые несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.
Помимо общего и специального субъекта, в теории административно-деликтного права выделяют особых субъектов административной ответственности.
Следует указать на то, что в современной административно-правовой литературе по существу нет специальных работ, направленных на исследование особенностей административной ответственности особых субъектов административного правонарушения, что создает определенные трудности в практическом обосновании этих вопросов.
Таким образом, полагаем необходимым отметить, что особыми субъектами административной ответственности являются лица, обладающие дополнительными признаками, которые юридически значимы и учитываются уполномоченными органами при вынесении решения по конкретному делу об административном правонарушении.
Библиографический список
1. Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» // (электронный ресурс) http://adilet.zan.kz (дата обращения 10.09.2020).
2. Кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК. «Об административных правонарушениях» // (электронный ресурс) http://adilet.zan.kz (дата обращения 15.09.2020).
3. Гражданский кодекс Республики Казахстан. (Общая часть). Комментарий. В двух книгах. Книга 1. Ответственные редакторы М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин. - Алматы: «Жет Жаргы», 1997. - 416 с.
4. Гражданское право. Том 1. Учебник для вузов (академический курс). Отв. ред.: М.К. Сулейменов, Ю.Г. Басин. - Алматы, 2000. - 704 с.
5. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII ЗРК. «Об административных правонарушениях» // (электронный ресурс) http://adilet.zan.kz (дата обращения 15.09.2020).
6. Иностранные граждане в Республике Казахстан (права, ответственность, налогообложение доходов) /Сост.: В.И. Скала, Б.В. скала. - Алматы: ТОО «Издательство «LEM», 2004. - 284 с.
7. Таранов А.А. Комментарий к кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях. В двух книгах. Книга 1. - Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2002, -464 с.
8. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. Ответственные редакторы -д.ю.н, профессор И.Я. Козаченко и д.ю.н., профессор З.А. Незнамова. - М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА. 1997. - 516 с.
9. Жатканбаева А.Е. Законодательство Республики Казахстан об административной ответственности. - Алматы: ^азак университету 2002. - 82 с.
10. Бахрах Д.Н. Административная ответственность: М.: Юриспруденция, 1999.-303 с.
11. Каиржанов Е.К. Уголовное право. Общая часть. - Алматы, 1996. -78 с.
Бухаева Анара Аргыновна, доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой юриспруденции, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Жамбаев Ержан Сагынханович, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Кереев Азамат Ануашевич, кандидат юридических наук, профессор кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Сагадиев Азамат Нурланович, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
e-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 20.09.2020
© Бухаева А.А., Жамбаев Е.С., Кереев А.А., Сагадиев А.Н.