ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW, CONSTITUTIONAL LAW
УДК 349.6 DOI 10.47475/2618-8236-2020-15201
ББК 67.407
Общие принципы охраны окружающей среды
А. А. Бухаева, Е. С. Жамбаев, А. Н. Сагадиев
Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан
Проведен анализ основных принципов охраны окружающей среды, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан и международными правовыми актами. Отмечается роль закона Республики Казахстан «О национальной безопасности» в деле обеспечения экологической безопасности, излагаются отдельные пробелы в правовом регулировании охраны окружающей среды. Проведено исследование некоторых основополагающих принципов, призванных защищать экологию. Авторы приходят к выводу о необходимости более тесного взаимодействия мирового сообщества в деле сохранения природы, так как экологическая безопасность — это проблема не отдельной страны, а забота всего мирового сообщества.
Ключевые слова: экология, законодательство, международные акты, безопасность, окружающая среда.
Основными принципами экологического законодательства Республики Казахстан являются: обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан, обеспечение экологической безопасности Республики Казахстан, экосистемный подход при регулировании экологических отношений; ряд других принципов, изложенных в ст. 5 Экологического кодекса РК.
При рассмотрении первого принципа «обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан», ст. 4 Экологического кодекса предусматривает экологические основы устойчивого развития Республики Казахстан, включая: достижение государством цели по обеспечению благоприятной окружающей среды для жизни и здоровья человека, охрану и обеспечение биоразнообразия, обеспечение и реализацию права Республики Казахстан на разработку своих природных ресурсов и отстаивание своих национальных интересов в вопросах использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду, справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений и т. д.
Таким образом, на основании ст. 4 Экологического кодекса РК «Экологические основы устойчивого развития Республики Казахстан» помимо достижения государством цели по обеспечению бла-
гоприятной для жизни и здоровья человека среды экологическими основами устойчивого развития Республики Казахстан является также «обеспечение справедливого удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений» [1].
Таким образом, основным принципом является обеспечение экологической безопасности Республики Казахстан. Термин «экологическая безопасность» по нашему мнению, принят из военной терминологии, и для этой цели обратимся к основному закону Республики Казахстан — Закону Республики Казахстан «О Национальной безопасности» [2].
Основные принципы обеспечения национальной безопасности на основании указанного закона:
— оперативное информирование и согласованность действий сил обеспечения национальной безопасности;
— единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов национальной безопасности, оперативное изменение их приоритетности в зависимости от развития ситуации;
— приоритетность предупредительно-профилактических мер при обеспечении национальной безопасности (ст. 3 Закона РК «О Национальной безопасности»).
6
Таким образом, законодателем, заложившим в основных принципах обеспечение национальной безопасности «приоритетность предупредительно-профилактических мер при обеспечении национальной безопасности», не учтена мера — экологическая.
Большинство современных дефиниций национальной безопасности опираются на категории «угрозы национальной безопасности». Статья 6 Закона Республики Казахстан «О Национальной безопасности» «Угрозы национальной безопасности» включает в себя множество угроз. Одной из них является «резкое ухудшение экологической ситуации, в том числе качества питьевой воды, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии», то есть внутренние угрозы, в то же время данные определения не находят своего отражения в Экологическом кодексе Республики Казахстан.
В военной науке, которая опирается на закон «О Национальной безопасности», угрозы подразделяются на внешние и внутренние [2]. Законодатель, внедрив в Экологический кодекс «экологическую безопасность», должен был ввести нормативные определения: «внешняя и внутренняя экологическая безопасность», «внешняя и внутренняя экологическая угроза», которые существуют на сегодняшний день и используются отдельными исследователями в своих статьях и исследованиях.
Экологическая безопасность означает не только охрану окружающей среды, но и выработку государственной политики по предупреждению возможных угроз и минимизацию их последствий. Обеспечение экологической безопасности предполагает выход за рамки правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды. Реализация их интересов потребует внесения коррективов в экономическое развитие страны, установления экономических и экологических интересов общества в целях обеспечения устойчивого его развития [3. С. 39].
В то же время внешние угрозы в области водных ресурсов могут перерасти в обострение социально-политической ситуации, выражающиеся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастовках.
Закон РК «О Национальной безопасности» подразумевает систему обеспечения национальной безопасности, взаимодействие сил в рамках единой го-
сударственной политики и ответственность за обеспечение национальной безопасности. В то же время ст. 9 данного закона не предусматривает экологические силы по обеспечению экологической безопасности; в частности, указанная статья предусматривает силы по обеспечению национальной безопасности: «специальные государственные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную деятельность, а также комплекс правовых и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности охраняемых лиц и объектов; Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан; органы внутренних дел, антикоррупционная служба, органы государственной противопожарной службы, служба экономических расследований и аварийно-спасательные службы» [2].
Законодатель не рассматривает экологические органы в качестве сил по обеспечению национальной безопасности, не возложены эти функции на органы национальной безопасности.
Статьей 18 Закона РК «О Национальной безопасности» предусмотрены меры по обеспечению национальной безопасности, а именно: «1. Обеспечение национальной безопасности достигается последовательно реализуемой государственной политикой при четком разграничении компетенции и обеспечении согласованного функционирования всех органов и должностных лиц государства, а также граждан и организаций, принимающих на законном основании участие в реализации мер по обеспечению национальной безопасности. 2. Республика Казахстан обеспечивает свою национальную безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами и методами, в том числе экономическими, политическими, военными, правовыми, специальными (разведка, контрразведка), применяемыми односторонне или в соответствии с международными договорами. Требования по обеспечению национальной безопасности в обязательном порядке учитываются при: 1) стратегическом планировании направлений и этапов социально-экономического развития страны; 2) разработке, принятии и исполнении законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере национальной безопасности. 3. Обеспечение национальной безопасности состоит в достижении и поддержании необходимого уровня защищенности национальных интересов путем: 1) определения основных направлений деятельности государства в этой сфере; 2) выявления и прогнозирования угроз национальной безопасности, а также воз-
можностей продвижения политических инициатив Республики Казахстан за рубежом; 3) осуществления комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности, в том числе по устранению причин и условий, порождающих эти угрозы; 4) мобилизации сил и средств обеспечения национальной безопасности в случаях возникновения непосредственной угрозы национальной безопасности, посягательства на нее, в том числе в случаях экстремальных и чрезвычайных ситуаций внутригосударственного, трансграничного и глобального характера; 5) безотлагательного принятия решений и действий по защите национальных интересов, пресечения незаконной деятельности, посягающей на национальную безопасность, осуществления иных правоограничительных мер, в том числе путем ограничения доступа к информации, связанной с разведывательной, контрразведывательной деятельностью и охранными мероприятиями по обеспечению безопасности охраняемых лиц и объектов; 6) локализации и ликвидации последствий, связанных с посягательствами на национальные интересы, осуществления комплекса восстановительных мер. 4. В целях реализации мер по обеспечению национальной безопасности могут создаваться межведомственные комиссии, советы или штабы. Руководителями межведомственных комиссий, советов или штабов являются руководители уполномоченных органов, осуществляющих в соответствии со статьей 15 настоящего Закона межведомственную координацию в определенной области обеспечения национальной безопасности. В состав межведомственных комиссий, советов или штабов включаются государственные органы и организации, которые в пределах своей компетенции участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения национальной безопасности» [2].
Законом РК «О Национальной Безопасности» ее ст. 8 предусмотрены основные функции системы обеспечения национальной безопасности — прогнозирование и выявление угроз национальной безопасности, разработка и осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности. Принимая во внимание необходимость введения в ранг национальной безопасности — экологическую безопасность, до настоящего времени не предусмотрены структуры, отвечающие за прогнозирование
и выявление угроз экологической безопасности. Таким образом, законодатель не рассматривает экологические органы в качестве сил по обеспечению национальной безопасности; кроме того, не возложены эти функции на органы национальной безопасности.
Исходя из анализа отдельных статей Закона Республики Казахстан «О Национальной безопасности» можно констатировать, что политика РК в области экологической безопасности в настоящее время является лишь декларацией государства. Существенных механизмов, как для осуществления степени защиты, так и соответствующих сил для осуществления защитных функций экологической безопасности Республикой Казахстан не предусмотрено, не предусмотрены и структуры для осуществления состояния защиты экологической безопасности. Те структуры, на которые ссылаются законы Республики Казахстан, — структура по ликвидации чрезвычайных ситуаций — это орган по ликвидации уже имеющихся чрезвычайных ситуаций.
При введении в основные принципы национальной безопасности «единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов национальной безопасности» эти принципы не нашли отражения в Экологическом кодексе РК.
В настоящее время проблема такова, что в законе Республики Казахстан «О Национальной безопасности» как основном законе Республики Казахстан, регулирующем национальную безопасность, не предусмотрены экологические органы при оперативном взаимном информировании и согласованности действия сил обеспечения национальной безопасности, не предусмотрена в законе «О Национальной Безопасности» в качестве приоритетов экологическая безопасность, не введено в национальные интересы экологическое развитие.
Таким образом, политика Казахстана по правовому регулированию охраны окружающей среды не соответствует действительному положению дел. Нормативные акты, действующие на территории РК, взаимно не согласованы, отсутствуют нормативные определения, связанные с охраной окружающей среды.
Несовершенство нормативных актов, прослеживается и при анализе Уголовного кодекса РК с нормами Экологического кодекса РК.
В международном экологическом праве, как и в других отраслях права, существуют основополагающие принципы, которые регулируют отношения связанные с охраной окружающей среды.
8
По мнению И. А. Игнатьевой, «принципы права, призванные определить ориентиры правового регулирования тех или иных общественных отношений, также занимают важное место среди приемов юридической техники» [4. С. 37]. Профессор Н. Б. Мухитдинов считает что, под принципами права выступают только те руководящие положения, которые получили воплощение в правовых нормах [5. С. 133]. Как отмечает профессор Д. Л. Байдельдинов, принципы экологического законодательства выполняют связующую роль для определенных совокупностей правовых норм, отражая их сущность и объединяя их в институты или отрасли права, которым соответствует обособленный круг общественных отношений, регулируемых в соответствии с обозначенным принципом права. Исследование принципов экологического законодательства и их выявление необходимо вести с учетом сути самого законодательства, то есть данные принципы должны быть сформулированы в анализируемом нами законодательстве, и в соответствии с ними должны регулироваться общественные отношения [6. С. 25].
«Принципы права являются средоточием позитивных обязываний, они содержат элемент долженствования, отражают ценностные аспекты общественной жизни и юридической действительности. Практическая значимость принципов права состоит в том, что они:
1) придают системе права однотипность, одно-порядковость, вносят в нее элементы логичности и соразмерности;
2) в равной степени акцентируют внимание на правовых ценностях, как и на уровне законотворчества, так и правореализации;
3) обеспечивают однотипное, соответствующее сущности права формирование законов (юридических норм);
4) обусловливает равные "стартовые начала" для всех правовых норм, вступающих в процесс регламентирования соответствующих общественных отношений» [7. С. 296].
В международном правовом режиме виды деятельности, связанной с опасными отходами, подразделяются на три категории:
1) общие принципы международного права;
2) отраслевые принципы международного экологического права;
3) специальные принципы, предметом регулирования которых являются охрана окружающей среды от загрязнения опасными отходами.
Общепризнанные принципы современного международного права изложены в документах международного права, таких как Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г., Декларация Рио 1992 г. и т. д.
Один из международных документов, который оказал наибольшее влияние на развитие принципов права в области охраны окружающей среды, является Стокгольмская декларация, принятая на Стокгольмской конференции 1972 г. по проблемам окружающей человека среды, которая состоялась по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Наибольший интерес в этой декларации представляют следующие принципы. Шестой принцип гласит: «Введение в окружающую среду токсических веществ или других веществ и выброс тепла в таких количествах или концентрациях, которые превышают способность окружающей среды обезвреживать их, должны быть прекращены, с тем чтобы это не наносило серьезного или непоправимого ущерба экосистемам. Необходимо поддерживать справедливую борьбу народов всех стран против загрязнения» [8]. Это означает, что важно не просто не допустить загрязнения окружающей среды в своей стране, но и поддерживать подобные стремления в других странах, так как в период глобализации и широкого распространения научно-технического прогресса проблема одной страны легко превращается в проблему всей планеты. Особую важность это проблема получила в последние годы, когда пришло понимание того, что страна — это не замкнутое пространство, а проблемы экологии — это не проблемы отдельного государства или региона, а проблемы глобального мира и широкого пространства народов.
Так, на примере рек Или и Иртыш можно заметить ситуацию двух или более государств, когда промышленная политика Китая приводит к загрязнению окружающей среды в приграничных странах. Попытки разобраться с этим дипломатическим и другими способами не привели к ожидаемым результатам, так как не все страны готовы признать на правительственном уровне значение и важность экологических вопросов. Проблемы, связанные с выбросом токсических веществ в атмосферу, в той или иной степени касаются большого числа стран. И решить их в одностороннем порядке, к сожалению,
практически невозможно. Особую остроту ситуация приобретает в таких замкнутых экосистемах, как Каспий. Хотя Каспий и не имеет выхода в Мировой океан, применение международных стандартов к определению объема возможных выбросов в экосистему вызывает трудности с учетом того, что международные стандарты выбросов в моря исходят из понятия более открытых водоемов. Правительства прибрежных государств делают отдельные попытки решить эту проблему в одностороннем порядке, но это не привело к нужным результатам; для решения подобных вопросов необходима не только воля одной или двух стран, но и солидарная ответственность всех стран, которые в погоне за «черным золотом» забывают о существовании более важной и судьбоносной проблемы окружающей среды. К сожалению, на современном этапе развития подобные вызовы имеются практически на всех континентах и являются стимулом к пониманию важности в решении этих проблем. Особенно важно рассмотреть именно выбросы отходов в моря, так как водные ресурсы мира не столь безграничны, как кажутся. И даже на таком континенте, как Африка, где эта проблема более ярко выражена, есть проблемы, связанные с загрязнением реки Нил.
Седьмой принцип: «Государства принимают все возможные меры для предотвращения загрязнения морей веществами, которые могут поставить под угрозу здоровье человека, нанести вред живым ресурсам и морским видам, нанести ущерб удобствам или создать препятствия для других законных видов использования морей» [8]. Этот принцип имеет очень большое значение и тесно связан с проблемой эффективного использования водных ресурсов. В этом направлении сделано очень много, еще больше предстоит сделать. В 1980 — 90-х гг., когда пришло сознание того, что моря и океаны — это сфера обитания не только человека, но и большого мира морских животных, национальные законодательства начали вводить некоторые ограничения. Но океан и море, вернее их дно, продолжают оставаться источником богатейших минеральных ресурсов. И человечество не всегда в погоне за дешевыми минеральными ресурсами принимает решение в пользу природы, не учитывая, что морской мир обладает и другими богатствами. Разнообразие флоры и фауны — это богатство, которым нужно и важно дорожить. Сегодня вымирают сотни видов, и возникают новые виды в результате мутации вследствие деятельности человека.
Следующим важным документом для охраны окружающей среды от загрязнения опасными отходами является «Повестка дня на XXI век». Эта программа символизирует начало нового глобального партнерства с учетом различий в ситуациях, возможностях и приоритетах стран и регионов, а также при полном соблюдении всех принципов, рассмотренных Рио-де-Жанейрской декларацией по окружающей среде и развитию.
Цель «Повестки дня на XXI век» в отношении опасных отходов состоит в предотвращении и, насколько это возможно, сведении к минимуму образования таких отходов в рамках комплексного управления жизненным циклом [9. С. 58].
В этом документе, в гл. 20 «Экологически безопасное удаление опасных отходов, включая предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных отходов», рассмотрены следующие программные области:
— содействие предотвращению образования отходов и сведению их к минимуму;
— наращивание и укрепление организационного потенциала в области удаления опасных отходов;
— поощрение и укрепление международного сотрудничества в области управления трансграничными перевозками опасных отходов;
— предотвращении незаконной международной перевозки опасных отходов.
Каждая программная область закрепляет:
— основу для деятельности;
— цели деятельности;
— формы и содержание деятельности;
— средства осуществления и достижения целей программной области [10].
Важно учитывать что Казахстан закрепляет эти важнейшие принципы в фундаментальных документах которые призваны определять политику нашей страны в этой сфере на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Это Концепция перехода РК к устойчивому развитию на 2007—2024 гг. В преамбуле этого важнейшего документа также подчеркивается приверженность Казахстана к общим принципам международного экологического права:
«Республика Казахстан, являясь полноправным участником мирового сообщества, приняла на себя обязательства по выполнению задач, поставленных в Повестке дня на XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992) и декларациях Саммита тысячелетия (Нью-Йорк, 2000) и Всемирного саммита по устойчивому
10
развитию (Йоханнесбург, 2002). Республикой Казахстан принят ряд мер в направлении достижения устойчивого развития. Казахстан является членом и активным участником Комиссии по устойчивому развитию ООН, процессов «Окружающая среда для Европы» и «Окружающая среда и устойчивое развитие для Азии», региональной евразий-
ской сети Всемирного совета предпринимателей для устойчивого развития [11].
Подытоживая, можно сказать, что Казахстан не только придерживается, но и активно участвует в процессе создания общих принципов в качестве активного участника международных отношений и субъекта международного права.
Список литературы
1. Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года «Экологический кодекс Республики Казахстан» [Электронный ресурс]. — URL: http://adilet.zan.kz (дата обращения 25.02.2020).
2. Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан» // Казахстан. правда. — 2012. — 17 янв.
3. Мамонов, В. В. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации / В. В. Мамонов // Конституц. и муницип. право. — 2003. — № 2.
4. Игнатьева, И. А. Принципы экологического законодательства / И. А. Игнатьева // Государство и право. — 2003. — № 9. — С. 36 — 45.
5. Мухитдинов, Н. Б. Теоретические проблемы советского горного права : дис. ... д-ра юрид. наук / Н. Б. Мухитдинов. — Алма-Ата, 1980. — 399 с.
6. Байдельдинов, Д. Л. Экологическое законодательство Республики Казахстан / Д. Л. Байдель-динов. — Алматы : Жеп Жаргы, 1995. — 188 с.
7. Любашиц, В. Я. Теория государства и права / В. Я. Любашиц, М. Б. Смоленский, В. И. Шепелев. — Ростов н/Д : Феникс, 2002. — 512 с.
8. Стокгольмская декларация по окружающей среде от 16 июня 1972 года (извлечение) [Электронный ресурс] // EcoLife 2001.
9. Гиззатуллин, Т. И. Международно-правовое регулирование трансграничной перевозки опасных отходов [Электронный ресурс] : дис. ... канд. юрид. наук / Т. И. Гиззатуллин. — М., 2003. — 169 с. (Из фондов Российской государственной библиотеки). — URL: htpp://diss.rsl.ru/diss/03/0583/030583008.pdf.
10. Повестка дня на XXI век [Электронный ресурс]. — URL: http//part2/ch20.htm.
11. Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007—2024 годы : одобрена Указом Президента РК от 14 нояб. 2006 года № 216 // Казахстан. правда. 2006. 16 нояб.
Дата поступления: 22.02.2020
Дата принятия к опубликованию: 24.02.2020
Сведения об авторах
Бухаева Анара Аргыновна — доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой юриспруденции Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан. ugp@csu.ru
Жамбаев Ержан Сагынханович — кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан. zhambaev_es@mail.ru
Сагадиев Азамат Нурланович — кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан. ugp@csu.ru
Библиографическое описание: Бухаева, А. А. Общие принципы охраны окружающей среды / А. А. Бухаева, Е. С. Жамбаев, А. Н. Сагадиев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — Т. 5, вып. 2. — С. 5—11.
Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2020. Vol. 5, iss. 2. Pp. 5 — 11.
General Principles of Environmental Protection
A.A. Bukhayev
Kokshetau University named after A. Myrzakhmetova, Kokshetau, Kazakhstan
E.S. Zhambaev
Kokshetau University named after A. Myrzakhmetova, Kokshetau, Kazakhstan
A.N. Sagadiev
Kokshetau University named after A. Myrzakhmetova, Kokshetau, Kazakhstan
This article analyzes the main principles of environmental protection provided by the current legislation of the Republic of Kazakhstan and international legal acts. The authors note the role of the law of the Republic of Kazakhstan "on national security" in ensuring environmental safety, and outline some gaps in the legal regulation of environmental protection. The study of some of the fundamental principles designed to protect the environment, provided for by international acts, the authors come to the conclusion that there is a need for closer interaction of the world community in the conservation of nature, since environmental safety is not a problem of an individual country, but the concern of the entire world community.
Keywords: ecology, principles, legislation, international acts, nature, safety, environment.
References
1. Kodeks Respubliki Kazakhstan ot 9 yanvaria 2007 goda "Ekologicheskiy kodeks Respubliki Kazakhstan" [Code of the Republic of Kazakhstan dated January 9, 2007 "Environmental code of the Republic of Kazakhstan"]. Available at: http://adilet.zan.kz, accessed 25.02.2020. (In Russ.).
2. Zakon Respubliki Kazakhstan ot 6 yanvaria 2012 goda "O natcional'noy bezopasnosti Respubliki Kazakhstan" [The Law of the Republic of Kazakhstan dated January 6, 2012 "On national security of the Republic of Kazakhstan"]. Kazakhstanskaya Pravda, 2012, January 17. (In Russ.).
3. Mamonov V.V. Konstitutcionnye aspekty obespecheniia ekologicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Fede-ratcii [Constitutional aspects of ensuring environmental safety of the Russian Federation]. Konstitutcionnoe i munitcipal'noe pravo [Constitutional and municipal law], 2003, no. 2. (In Russ.).
4. Ignatieva I.A. Printcipy ekologicheskogo zakonodatel'stva [Principles of environmental legislation]. Gos-udarstvo i pravo [State and law], 2003, no. 9, pp. 36-45. (In Russ.).
5. Mukhitdinov N.B. Teoreticheskie problemy sovetskogo gornogo prava [Theoretical problems of Soviet mining law. Thesis]. Alma-Ata. 1980. 399 p. (In Russ.).
6. Baideldinov D.L. Ekologicheskoe zakonodatel'stvo Respubliki Kazakhstan [Environmental legislation of the Republic of Kazakhstan]. Almaty, Zheti Zhargy, 1995. 188 p. (In Russ.).
7. Lubashits V.J., Smolensky M.B., Shepelev V.I. Teoriia gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Rostov-on-Don, Phoenix, 2002. 512 p. (In Russ.).
8. Stokgol'mskaia declaratciia po okruzhaiushchey srede ot 16 iyunya 1972 goda (Izvlechenie) [Stockholm Declaration on the environment of June 16, 1972 (Extract)]. Available at: EcoLife 2001. (In Russ.).
9. Gizzatullin T.I. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie transgranichnoy perevozki opasnykh othodov [International legal regulation of transboundary movement of hazardous wastes. Thesis]. Available at: htpp:// diss.rsl.ru/diss/03/0583/030583008.pdf (In Russ.).
10. Povestka dnya na XXI vek [Agenda for the XXI century]. Available at: http//part2/ch20.htm (In Russ.).
11. Kontceptciia perehoda Respubliki Kazakhstan k ustoychivomu razvitiiu na 2007-2024 gody. Odobrena Ukazom Prezidenta RK ot 14 noiabria 2006 goda № 216 [Concept of transition of the Republic of Kazakhstan to sustainable development for 2007-2024. Approved by the decree Of the President of the Republic of Kazakhstan dated November 14, 2006 No. 216]. Kazakhstanskaia Pravda, 2006, November 16. (In Russ.).