УДК 349.6
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Бухаева А.А., Жамбаев Е.С., Сагадиев А.Н., Кереев А.А.
Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В настоящей статье проведен анализ основных принципов охраны окружающей среды предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан и международными правовыми актами. Авторами отмечается роль закона Республики Казахстан «О национальной безопасности» в деле обеспечения экологической безопасности, излагаются отдельные пробелы в правовом регулировании охраны окружающей среды. Проведено исследование некоторых основополагающих принципов призванных защищать экологию, предусмотренных международными актами, при этом авторы приходят к выводу, о необходимости более тесного взаимодействия мирового сообщества в деле сохранения природы, так как экологическая безопасность это проблема не отдельной страны, а забота всего мирового сообщества.
Ключевые слова. Экология, принципы, законодательство, международные акты, природа, безопасность, окружающая среда.
Основными принципами экологического законодательства Республики Казахстан являются: обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан, обеспечение экологической безопасности Республики Казахстан, экосистемный подход при регулировании экологических отношений и ряд других принципов, изложенных в ст. 5 Экологического Кодекса Республики Казахстан.
При рассмотрении первого принципа «обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан», ст. 4 Экологического Кодекса Республики Казахстан предусматривает экологические основы устойчивого развития Республики Казахстан, который включает: достижение государством цели по обеспечению благоприятной окружающей среды для жизни и здоровья человека, охрана и обеспечение биоразнообразия, обеспечение и реализация права Республики Казахстан на разработку своих природных ресурсов и отстаивание своих национальных интересов в вопросах использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду, справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений и т.д.
Таким образом, на основании ст. 4 Экологического Кодекса РК «Экологические основы устойчивого развития Республики Казахстан» помимо достижения государством цели по обеспечению благоприятной для жизни и здоровья человека экологическими основами устойчивого развития Республики Казахстан является также «обеспечение справедливого удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений» [1].
При этом, тем не менее, основным принципом является обеспечение экологической безопасности Республики Казахстан. Термин «экологическая безопасность» по нашему мнению, принят из военной терминологии и для этой цели обратимся к основному закону Республики Казахстан - Закону Республики Казахстан «О Национальной Безопасности» [2].
Основными принципами обеспечения национальной безопасности на основании закона РК «О Национальной Безопасности» являются:
- оперативное информирование и согласованность действий сил обеспечения национальной безопасности;
- единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов национальной безопасности, оперативное изменение их приоритетности в зависимости от развития ситуации;
- приоритетность предупредительно-профилактических мер при обеспечении национальной безопасности (ст. 3 Закона РК «О Национальной Безопасности»).
В военной науке, которая опирается на закон «О Национальной Безопасности» угрозы подразделяются на внешние и внутренние [2]. Законодатель, внедрив в Экологический Кодекс «экологическую безопасность» должен был ввести нормативные определения: «внешняя и внутренняя экологическая безопасность», «внешняя и внутренняя экологическая угроза», которые существуют на сегодняшний день и используются отдельными исследователями в своих статьях и исследованиях.
Экологическая безопасность означает не только охрану окружающей среды, но и выработку государственной политики по предупреждению возможных угроз и минимизацию их последствий. Обеспечение экологической безопасности предполагает выход за рамки правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды. Реализация их интересов потребует внесение коррективов в экономическое развитие страны, установления экономических и экологических интересов общества в целях обеспечения устойчивого его развития [3, с. 39].
В то же время внешние угрозы в области водных ресурсов могут перерасти в обострение социально-политической ситуации, выражающиеся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, несанкционированных собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастовках.
Закон РК «О Национальной Безопасности» подразумевает систему обеспечения национальной безопасности, которые образуют взаимодействие между собой сил и в рамках единой государственной политики и несущие ответственность за обеспечение национальной безопасности. В то же время ст. 9 данного закона не предусматривает экологические силы по обеспечению экологической безопасности. Статья 9 Закона Республики Казахстан «О Национальной Безопасности» предусматривает силы по обеспечению национальной безопасности: «специальные государственные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную деятельность, а также комплекс правовых и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности охраняемых лиц и объектов; Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан; органы внутренних дел, антикоррупционная служба, органы государственной противопожарной службы, служба экономических расследований и аварийно-спасательные службы;» (ст. 9 ЗРК О НБ) [2].
Законодатель не рассматривает экологические органы в качестве сил по обеспечению национальной безопасности, не возложены эти функции на органы национальной безопасности.
Статьей 18 Закона РК «О Национальной Безопасности» предусмотрены меры по обеспечению национальной безопасности, а именно: «1. Обеспечение национальной безопасности достигается последовательно реализуемой государственной политикой при четком разграничении компетенции и обеспечении согласованного функционирования всех органов и должностных лиц государства, а также граждан и организаций, принимающих на законном основании участие в реализации мер по обеспечению национальной безопасности. 2. Республика Казахстан обеспечивает свою национальную безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами и методами, в том числе экономическими, политическими, военными, правовыми, специальными (разведка, контрразведка), применяемыми односторонне или в соответствии с международными договорами. Требования по обеспечению национальной безопасности в обязательном порядке учитываются при: 1) стратегическом планировании направлений и этапов социально-экономического развития страны; 2) разработке, принятии и исполнении законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере национальной безопасности. 3. Обеспечение национальной безопасности состоит в достижении и поддержании необходимого уровня защищенности национальных интересов путем: 1) определения основных направлений деятельности государства в этой сфере; 2) выявления и прогнозирования угроз национальной безопасности, а также возможностей продвижения политических инициатив Республики Казахстан за рубежом; 3) осуществления комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности, в том числе по устранению
причин и условий, порождающих эти угрозы; 4) мобилизации сил и средств обеспечения национальной безопасности в случаях возникновения непосредственной угрозы национальной безопасности, посягательства на нее, в том числе в случаях экстремальных и чрезвычайных ситуаций внутригосударственного, трансграничного и глобального характера; 5) безотлагательного принятия решений и действий по защите национальных интересов, пресечения незаконной деятельности, посягающей на национальную безопасность, осуществления иных правоограничительных мер, в том числе путем ограничения доступа к информации, связанной с разведывательной, контрразведывательной деятельностью и охранными мероприятиями по обеспечению безопасности охраняемых лиц и объектов; 6) локализации и ликвидации последствий, связанных с посягательствами на национальные интересы, осуществления комплекса восстановительных мер. 4. В целях реализации мер по обеспечению национальной безопасности могут создаваться межведомственные комиссии, советы или штабы. Руководителями межведомственных комиссий, советов или штабов являются руководители уполномоченных органов, осуществляющих в соответствии со статьей 15 настоящего Закона межведомственную координацию в определенной области обеспечения национальной безопасности. В состав межведомственных комиссий, советов или штабов включаются государственные органы и организации, которые в пределах своей компетенции участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.» [2].
Несовершенство нормативных актов, прослеживается и при анализе Уголовного Кодекса Республики Казахстан с нормами Экологического Кодекса Республики Казахстан.
В международном экологическом праве, как и в других отраслях права, существуют основополагающие принципы, которые регулируют отношения связанные с охраной окружающей среды.
По мнению Игнатьевой И.А. «принципы права, призванные определить ориентиры правового регулирования тех или иных общественных отношений, а также занимают важное место среди приемов юридической техники [4,с.37]. Профессор Мухитдинов Н.Б. под принципами права считает что, выступают только те руководящие положения, которые получили воплощение в правовых нормах [5,с.133]. Как отмечает, профессор Байдельдинов Д.Л. принципы экологического законодательства выполняют связующую роль для определенных совокупностей правовых норм, отражая их сущность и объединяя их в институты или отрасли права, которым соответствует обособленный круг общественных отношений, регулируемых в соответствии с обозначенным принципом права. Исследование принципов экологического законодательства и их выявление необходимо вести с учетом сути самого законодательства, то есть данные принципы должны быть сформулированы в анализируемом нами законодательстве, и в соответствии с ними должны регулироваться общественные отношения [6, с.25].
«Принципы права являются средоточием позитивных обязываний, они содержат элемент долженствования, отражают ценностные аспекты общественной жизни и юридической действительности. Практическая значимость принципов права состоит в том, что они 1) придают системе права однотипность, однопорядковость, вносят в нее элементы логичности и соразмерности; 2) в равной степени акцентируют внимание на правовых ценностях, как и на уровне законотворчества, так и правореализации; 3) обеспечивают однотипное, соответствующее сущности права формирование законов (юридических норм); 4) обуславливает равные «стартовые начала» для всех правовых норм, вступающих в процесс регламентирования соответствующих общественных отношений» [7, с.296].
В международном правовом режиме деятельности связанными с опасными отходами подразделяются на три категории принципов права:
1) общие принципы международного права;
2) отраслевые принципы международного экологического права;
3) специальные принципы предметом регулирования, которых являются охрана окружающей среды от загрязнения опасными отходами.
К общим принципам международного права или общепризнанные принципы современного международного права находятся в документах международного права, как Декларация о
принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе 1975 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г., Декларация Рио 1992 г. и т.д.
Один из существенных международных документов, который оказал наибольшее влияние на развитие принципов права охраны окружающей среды является Стокгольмская декларация, принятая на Стокгольмской конференции в 1972 году по проблемам окружающей человека среды, которая состоялась по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Наибольший интерес в Стокгольмской декларации представляют следующие принципы. 6-ой принцип гласит «введение в окружающую среду токсических веществ или других веществ и выброс тепла в таких количествах или концентрациях, которые превышают способность окружающей среды обезвреживать их, должны быть прекращены, с тем, чтобы это не наносило серьезного или непоправимого ущерба экосистемам. Необходимо поддерживать справедливую борьбу народов всех стран против загрязнения» [8, принцип 6], это означает, что важно не просто не допустить загрязнения окружающей среды в своей собственной стране, но и поддерживать подобные стремления в других странах, так как в период глобализации и широкого распространения научно-технического прогресса проблема одной страны легко превращается в проблему всей планеты.
7-й принцип «Государства принимают все возможные меры для предотвращения загрязнения морей веществами, которые могут поставить под угрозу здоровье человека, нанести вред живым ресурсам и морским видам, нанести ущерб удобствам или создать препятствия для других законных видов использования морей» [8, принцип 7]. Этот принцип имеет очень большое значение и тесно связан с проблемой эффективного использования водных ресурсов. В этом направлении сделано очень много, но еще больше предстоит сделать. В 80-е и 90-е годы прошлого века пришло сознание того, что моря и океаны это сфера обитания не только человека, но и большого мира морских животных, уже начали вводиться некоторые ограничения в национальных законодательствах.
Цель «Повестки дня на XXI век» в отношении опасных отходов состоит в предотвращении и, насколько это возможно, сведении к минимуму образования таких отходов в рамках комплексного управления жизненным циклом [9, с. 58].
При этом важно учитывать, что Казахстан закрепляет эти важнейшие принципы в фундаментальных документах которые призваны определять политику нашей страны в этой сфере на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Это Концепция перехода РК к устойчивому развитию на 2007- 2024 годы. В преамбуле этого важнейшего документа так же подчеркивается приверженность Казахстана к общим принципам международного экологического права:
«Республика Казахстан, являясь полноправным участником мирового сообщества, приняла на себя обязательства по выполнению задач, поставленных в Повестке дня на XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и декларациях Саммита тысячелетия (Нью-Йорк, 2000 г.) и Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.). Республикой Казахстан принят ряд мер в направлении достижения устойчивого развития. Казахстан является членом и активным участником Комиссии по устойчивому развитию ООН, процессов «Окружающая среда для Европы» и «Окружающая среда и устойчивое развитие для Азии», региональной евразийской сети Всемирного совета предпринимателей для устойчивого развития [10].
Подытоживая можно сказать, что Казахстан не только придерживается, но и активно участвует в процессе создания общих принципов в качестве активного участника международных отношений и субъекта международного права.
Библиографический список
1. Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года «Экологический кодекс Республики Казахстан»// (электронный ресурс) http://adilet.zan.kz (дата обращения 25.02.2020).
2. Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года «О национальной безопасности Республики Казахстан»// Казахстанская правда. 17 января 2012 года.
3. Мамонов В.В. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации / Конституционное и муниципальное право. 2017. №2.
4. Игнатьева И.А. Принципы экологического законодательства /. Государство и право. -2016. - №9. - С.36 -45.
5. Мухитдинов Н.Б. Теоретические проблемы советского горного права: Дис. д-ра юрид. наук: 12.00.06. - Алма-Ата. 1980.-399 с.
6. Байдельдинов Д.Л. Экологическое законодательство Республики Казахстан. - Алматы: Жет Жаргы, 2016. - 188 с.
7. Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов-на-Дону: Феникс. 2002. - 512с.
8. Стокгольмская декларация по окружающей среде от 16 июня 1972 года (Извлечение) //Интернет ресурс:EcoLife 2001 [webmaster@ecolife. org.ua] (электронный ресурс) http://adilet.zan.kz (дата обращения 25.02.2020).
9. Гиззатуллин Т.И. Международно-правовое регулирование трансграничной перевозки опасных отходов [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. - М.: РГБ, 2003 год, 169 стр. (Из фондов Российской Государственной библиотеки) // Полный текст: htpp:// diss. rsl.ru/ diss/ 03/ 0583/030583008.pdf
10. Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы. Одобрена Указом Президента РК от 14 ноября 2006 года №216 // Казахстанская правда. 16 ноября 2006 года. (электронный ресурс) http://adilet.zan.kz (дата обращения 25.02.2020).
Бухаева Анара Аргыновна, доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой юриспруденции, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)..
Жамбаев Ержан Сагынханович, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Сагадиев Азамат Нурланович, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Кереев Азамат Ануашевич, кандидат юридических наук, профессор кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).