УДК 349.6-032.1 (574) (094.4)
АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КОДЕКСУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Умбетбаева Жулдыз Баймураткызы
Докторант специальности «Юриспруденция» Университета «Туран»;
г. Алматы, Казахстан, е-шаИ: [email protected]
Ключевые слова: атмосферный воздух, правовая охрана, Экологический кодекс Республики Казахстан, окружающая среда, законодательство, конституция Республики Казахстан, чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуация, права и свободы человека, пандемия.
Аннотация. Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных компонентов окружающей природной среды, благоприятное состояние которого составляет естественную основу устойчивого социально-экономического развития страны. Охрана атмосферного воздуха - одна из актуальных задач современности, решение которой не терпит отлагательства, так как воздух это необходимое условие жизни почти для всего живого на Земле. В статье атмосферный воздух рассматривается как объект правовой охраны по Экологическому кодексу Республики Казахстан. Известно, что Экологический кодекс РК определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Охрана атмосферного воздуха осуществляется на основе Экологического кодекса РК, однако данный нормативный акт не в полной мере выполняет эту функцию. Применительно к охране атмосферного воздуха он содержит лишь общие и отдельные нормативные предписания, остальные же нормы, призванные защитить его как самостоятельного природного объекта от вредных воздействий, перераспределены с учетом контекста соответствующих тематических разделов и глав. Как внутренне согласованный и систематизированный акт он, тем не менее, не обеспечивает полное регулирование группы отношений относительно защиты атмосферного воздуха, а также исключает необходимость дальнейшей детализации ее положений в других законах. Поэтому, акцентируем внимание на том, что в целях оптимального совершенствования норм в рассматриваемой области следует переосмыслить юридически закрепленное представление об организации охраны атмосферного воздуха и учитывать эти аспекты в проекте разрабатываемой в настоящее время в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов РК новой редакции Экологического кодекса либо в случае невозможности как дополнение в рамках специального нормативного акта.
АТМОСФЕРАЛЬЩ АУА ЦАЗАЦСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ ЭКОЛОГИЯЛЫЦ КОДЕКС БОЙЫНША
ц¥к;ык;тык; цоргау объектю ретшде
Жулдыз Байм^ратцызы Умбетбаева
«Туран» университетi «Куцыцтану» мамандыгыныц докторанты;
Алматы ц., Казахстан, е-шаИ: [email protected]
ТYйiн свздер: атмосфералыц ауа, цуцыцтыц цоргау, Казацстан Республикасыныц Экологиялыц кодекс!, цоршаган орта, зацнама.
Аннотация. Атмосфералыц ауа цоршаган табиги ортаныц негiзгi вм\рл\к мацызды ком-поненттерЫц бiрi болып табылады, оныц цолайлы жагдайы елдгц турацты элеуметтж-эко-номикалыц дамуыныц табиги негiзiн цурайды. Атмосфералыц ауаны цоргау - заманауи взектi мшдеттердщ бгрг, оны шешудi кешнге цалдыруга болмайды, вйткеш ауа - Жер бетiндегi бар-лыц дерлгк тiршiлiк иелерi ушш вмгрдщ цажеттг шарты. Мацалада атмосфералыц ауа Казацстан Республикасыныц Экологиялыц кодекЫ бойынша цуцыцтыц цоргау объектс ретшде царастырылады. КР Экологиялыц кодекЫ цаз1рг1 жэне болашац урпацтыц цажеттшктерт цанагаттандыру, цоршаган ортаны цоргау саласындагы цуцыцтыц тэрт1пт1 ныгайту жэне
экологиялъщ цаутсгздгктг цамтамасыз ету мацсатында элеуметтж-экономикалыц мтдет-тердг тецгергмдг шешудг, цолайлы цоршаган ортаны, биологиялыц эртурлтктг жэне табиги ресурстарды сацтауды цамтамасыз ететт цоршаган ортаны цоргау саласындагы мемле-кеттгк саясаттыц цуцыцтыц неггздерт айцындайтыны белгш. Атмосфералыц ауаны цоргау К,Р Экологиялыц кодексшц неггзтде жузеге асырылады, алайда осы нормативтж акт бул функцияны толыц келемде орындамайды. Атмосфералыц ауаны цоргауга цатысты оныц цурамында тек жалпы жэне жеке нормативтгк ережелер бар, оны тэуелс1з табиги объект реттде зиянды эсерлерден цоргауга арналган цалган нормалар тшстг тацырыптыц бвлгмдер мен тараулардыц контекстт ескере отырып цайта болтген. 1шт келшлген жэне жуйелен-ген акт реттде ол атмосфералыц ауаны цоргауга цатысты цатынастар тобын толыц рет-теудг цамтамасыз етпейдг, сонымен цатар оныц ережелерт басца зацдарда одан эрг нацты-лау цажеттшгт жоцца шыгарады. Сондыцтан царалып отырган саладагы нормаларды оцтайлы жетглдгру мацсатында атмосфералыц ауаны цоргауды уйымдастыру туралы зац-ды турде бекттген тус\н1кт1 цайта ойластыру цажетттне жэне осы аспектглердг цазгргг уацытта Цазацстан Республикасы Экология, геология жэне табиги ресурстар министрлг-гтде эзгрлент жатцан Экологиялыц кодекстщ жаца редакциясыныц жобасында не мумкт болмаган жагдайда арнайы нормативтж акт шецбертде толыцтыру реттде ескеруге назар аударамыз.
ATMOSPHERIC AIR AS AN OBJECT OF LEGAL PROTECTION ACCORDING TO THE ENVIRONMENTAL CODE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Umbetbayeva Zhuldyz Baimuratkyzy
PhD student of the specialty «Jurisprudence» of the Turan University;
Almaty, Kazakhstan, e-mail: [email protected]
Keywords: atmospheric air, legal protection, Environmental Code of the Republic of Kazakhstan, environment, legislation.
Abstract. Atmospheric air is one of the main vital components of the natural environment, the favorable state of which is the natural basis for sustainable socio-economic development of the country. The protection of atmospheric air is one of the urgent tasks of our time, the solution of which does not tolerate delay, since air is a necessary condition for life for almost all life on Earth. The article considers atmospheric air as an object of legal protection under the Environmental Code of the Republic of Kazakhstan. It is known that the Environmental Code of the Republic of Kazakhstan defines the legal foundations of state policy in the field of environmental protection, ensuring a balanced solution to socio-economic problems, preserving a favorable environment, biological diversity and natural resources, in order to meet the needs ofpresent and future generations, strengthen the rule of law in the field of protection the environment and ensuring environmental safety. The protection of atmospheric air is carried out on the basis of the Environmental Code of the Republic ofKazakhstan, but this normative act does not fully fulfill this function. With regard to the protection of atmospheric air, it contains only general and individual regulatory requirements, while the rest of the norms designed to protect it as an independent natural object from harmful effects have been redistributed taking into account the context of the relevant thematic sections and chapters. As an internally coordinated and systematized act, it nevertheless does not provide complete regulation of the group of relations regarding the protection of atmospheric air, and also excludes the need for further detailing of its provisions in other laws. Therefore, we focus on the fact that in order to optimally improve the norms in this area, it is necessary to rethink the legally enshrined concept of organizing the protection of atmospheric air and take these aspects into account in the draft of the new edition of the Environmental Code currently being developed at the Ministry of Ecology, Geology and Natural Resources of the Republic of Kazakhstan, or in case of impossibility as an addition within the framework of a special normative act.
Как общеизвестно, 9 января 2007 года мосферного воздуха как объекта правового
высшим законодательным органом Республи- регулирования.
ки впервые в условиях независимого Казах- Дело в том, что, во-первых, в отличие от
стана был принят Экологический кодекс. упраздненного Закона РК «Об охране атмос-
Следует отметить, что единый акт, регу- ферного воздуха» от 11 марта 2002 года Колирующий неоднородную область экологи- декс, состоящий из 326 статей, не содержит ческих отношений, отныне содержит совсем основного понятия этого объекта, а вводит в новый подход к регламентации состояния ат- пределах п.72) ст.1 термины: природные объ-
екты, которые означают естественные объекты, со своими границами, объемом и режимом существования, а также природные ресурсы, под которыми понимаются природные объекты, означающие потребительскую ценность, а именно земля, воды, недра, животный и растительный мир. Принимая во внимание, естественные свойства атмосферного воздуха Кодекс причисляет его к природным объектам. В то же время по сравнению с природными ресурсами не классифицирует их и ограничивается тем, что наполняет указанное понятие - атмосферный воздух - только общим специфическим нормативным содержанием.
В зависимости от целей защиты атмосферный воздух в соответствии с п.1) ст.7 Кодекса считается предметом защиты окружающей среды: земля, недра, подземные и поверхностные воды, лес, растительный и животный мир, естественные экологические системы, генофонд живых организмов, озоновый слой и климат, они подлежат охране от деградации, уничтожения, повреждения и загрязнения, а также другого вредоносного влияния1. Немаловажно в данной взаимосвязи выделить, что за исключением отдельных компонентов данное определение, как и, впрочем при такой характеристике само определение «окружающей среды» были воспроизведены в Кодексе из соответствующих норм Закона Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 года, который тоже в соответствии с принятием Экологического кодекса РК прекратил свое юридическое действие. Отметим, что в ст.1 Закона РК «Об охране окружающей среды» последнее понятие объясняется как совокупность природных объектов, включая атмосферный воздух2 тогда как Экологический кодекс РК в подпункте 41) ст.1 добавляет к ним и такой новый элемент, как искусственные объекты3, не уточняя при этом их видов и содержания. В этой связи полагаем, что к таковым относятся все созданные в результате человеческой деятельности искусственные водоемы, острова, дамбы и другие географические объекты, а также специальные здания, сооружения и т.д.
В дополнение к сути рассматриваемых положений целесообразно обратиться и к По-
становлению Пленума Верховного Суда Республики Казахстан «О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды» от 22 декабря 2000 года, которое также в контексте формирования нового экологического законодательства утратило силу, но имеет ключевое значение в разъяснении вопроса судебной практики относительно невозможности использования атмосферного воздуха вне природоохранной деятельности. Так, Верховный Суд РК в пункте 3 Постановления подчеркивает, что природные ресурсы есть отдельные компоненты природных объектов, но собственно отличаются от последних тем, что «представляют собой составные части окружающей среды, используемые в процессе хозяйственной и иной деятельности для удовлетворения материальных, культурных и других потребностей общества (земля, ее недра, воды, растительный и животный мир)» и, следовательно, исходя из этой позиции по устранению неясностей и противоречивых моментов предписывает судам государства «иметь в виду, что атмосферный воздух, особо охраняемые природные территории, животные и растения, занесенные в Красную Книгу и прочие объекты природы, не используемые в процессе хозяйственной деятельности, к природным ресурсам не относятся»4. Тем самым на основе системного анализа практики применения отечественного законодательства было сформировано заключение о том, что актмосферный воздух де-юре не признан и не рассматривается как отдельный объект прав собственности. Заметим, что при формулировании приведенной позиции высший судебный орган государства руководствовался соответствующими нормами из Закона РК «Об охране окружающей среды» и Закона РК «Об охране атмосферного воздуха», которые на стадии разработки во избежание противоречий были согласованы с соответствующими положениями Конституции РК и Гражданского кодекса РК. Так, последний нормативный правовой акт, принятый 27 декабря 1994 года (№268-XIII), в пределах ст.188 определяет, что объектом права собственности субъекта может быть только принадлежащее ему на правах владения, пользования и распоряжения имущество5.
1 Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года №212 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/ К070000212_
2 Закон Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 года №160. Утратил силу Кодексом Республики Казахстан от 9 января 2007 года №212 //http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z970000160_
3 Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года №212 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/ К070000212_
4 Постановление Пленума Верховного Суда Республики Казахстан «О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды» от 22 декабря 2000 года №16. Утратило силу нормативным постановлением Верховного суда Республики Казахстан от 25 ноября 2016 года №8 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/ P00000016S_
5 Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года №268-ХШ//http://adilet.zan.kz/rus/docs/ К940001000
Во-вторых, продолжая анализировать текст Экологического кодекса Республики Казахстан нужно обратить внимание на упоминание атмосферного воздуха в рамках главы 16 раздела 5 нормативного правового акта, посвященного экологическому мониторингу (ст. ст. 137-146). Кодекс в п.1) ст.137 внедряет совместное представление «государственного экологического мониторинга (мониторинга природных ресурсов и окружающей среды)», подразумевая под ним единую концепцию исследований за состоянием природных ресурсов и окружающей среды, включая использование данных дистанционного зондирования Земли из космоса, для прогноза и оценки, а также контролирования изменений в их состояний под влиянием естественных и антропогенных условий. Одним из объектов такой многоцелевой и многофункциональной системы наряду с неоднократно перечисленными природными ресурсами, а также с условиями влияния окружающей среды на здоровье человека согласно п.2) рассматриваемой статьи Кодекса является атмосферный воздух.
В пределах статей 137, 138, 139 и 140 Кодекс закрепляет порядок, содержание и механизм осуществления Единой государственной системы мониторинга природных ресурсов и окружающей среды, а также определяет его подсистемы. В соответствии со ст. 141 мониторинг состояния окружающей среды включает в себя мониторинг атмосферного воздуха и подразумевает комплекс исследований за состоянием загрязнения воздуха в населенных пунктах страны. Причем в п.3) ст.141 говорится о том, что: «Количество постов для наблюдения и их расположение в отдельном населенном пункте утверждаются уполномоченным органом в сфере окружающей среды в рамках его компетенции с учетом рельефа местности, численности населения и фактической степени загрязнения». Нельзя не отметить, то что изучаемый нами объект, согласно п.9 вышеназванной статьи Кодекса, охвачен мониторингом трансграничных загрязнений, который можно определить как систему наблюдений, осуществляемую в пределах международного сотрудничества с приграничными государствами за состоянием трансграничного загрязнения воздуха и трансграничных вод, а также в целях реализации эффективности мер, осуществляемых для ограничения, сокращения, предотвращения и трансграничного влияния на природную среду.
Содержание понятия «загрязнение окружающей среды» дано в п.48) ст.1 Кодекса, согласно которой оно подразумевает «поступления радиоактивных материалов, загрязня-
ющих веществ, всех отходов от производства и потребления в окружающую среду, а также воздействие на окружающую среду магнитных полей, вибраций, шума, а также других вредоносных воздействий»6. Можно отметить, что приведенная норма права включает в себя типовое установление «загрязнения окружающей среды» также в соответствии с этим никак не дает полного списка изменений состояния объектов природы выше предельных показателей. Например, как сообщает по данной взаимосвязи С.М. Мухтарова, не учитываются другие вредоносные физические воздействия, как температурное, световое вредное воздействие и образование запахов. Автором предложены следующие правовые признаки загрязнения окружающей среды, в которых обозначены значения для его определения:
1) изменения качества окружающей среды;
2) реальная угроза и причинение вреда здоровью и жизни человека и природным ресурсам;
3) антропогенный вид, (однако который не включает в этот список такой признак, как превышение концентрации вредных веществ или повышение нормативов влияния на окружающую среду или, иных установленных правил, так как, по мнению автора юридическое понятие «загрязнение окружающей среды» должно содержать в себе не только его понимание как сверхнормативного загрязнения или экологического правонарушения, но и разрешенное за установленную плату или «узаконенное» загрязнение (к примеру, плата эа эмиссии). В следствии наш исследователь делает вывод о том, что для совершенствования законодательства Республики Казахстан в сфере экологического права п.48) ст.1 Кодекса необходимо предложить в следующей редакции: «Загрязнение окружающей среды - это химическое, физическое и биологическое изменение качества окружающей среды в результате хозяйственной или другой деятельности людей, создающее или причиняющее реальную угрозу здоровью и жизни людей, а также природным объектам» [1].
От себя добавим, что предложенный вариант дефиниции «загрязнения окружающей среды» в рамках обозначенных критериев учитывает и качественные показатели изменения состояния атмосферного воздуха как природного объекта, а также обязательным условием его загрязнения закрепляет необходимость создания угрозы, которую следует понимать как реальную возможность причинения вреда (хотя создание угрозы, то есть возникновение
6 Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года №212 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/ К070000212
опасности и действительное нанесение ущерба (вреда) не одни и те же противоправные действия). Полагаем, что с юридической точки зрения содержание определения должно быть полным и «законченным, и следовательно дополняться признанием и количественных перемен изменения состояния атмосферного воздуха (ибо только такое воздействие характеризует нормативное превышение в его составе загрязняющих веществ). В целом хотим отметить, что как мнение предыдущего автора, так и наше мнение в совокупности согласуется с официальной позицией Верховного суда Республики Казахстан, выраженной им в п.7 Нормативного постановления «О некоторых вопросах применения судами экологического законодательства Республики Казахстан по гражданским делам» от 25 ноября 2016 года. Суд в постановлении отмечает, что «к разновидностям загрязнения окружающей среды относятся: механическое (засорение), химическое, радиоактивное (заражение), биологическое и физическое (радиационное, акустическое или электромагнитные излучения, вибрация и другие вредоносные физические влияния)». В то же время «при использовании экологического закона необходимо знать, что юридически значимым становится то загрязнение, которое превышает допустимых нормативов качества окружающей среды либо, хотя и не превышает их, однако впоследствии причинившее ей значительный вред»7.
Таким образом, за исключением непосредственно предусмотренных в Экологическом кодексе норм, регламентация правового статуса атмосферного воздуха «растворяется» в большом массиве положений первого в Республике системообразующего нормативного правового акта. Можно сказать, что различные аспекты правового регулирования режима существования данного природного объекта «поглощаются» всеми 9 разделами и 47 главами Кодекса, в частности в рамках сфер природопользования, выбросов и поглощений парниковых газов, функционирования порядка чрезвычайных ситауций и экологического бедствия, международного сотрудничества в сфере окружающей среды, проведения экологического контроля и экологической экспертизы, экономических рычагов стимулирования охраны окружающей среды и управление эмиссиями в окружающую среду и т.д8. Но при этом отсутствуют нормы, самостоятель-
но выделяющие атмосферный воздух в самый значимый и необходимый природный объект, в самый определяющий природный фактор окружающей среды. Так можно говорить потому, что он не только характеризует состояние всех компонентов последней, но и влияет на положение природных ресурсов, озонового слоя Земли, изменение или глобальное потепление климата, санитарно-эпидемиологическую безопасность, ведение хозяйственной и иной деятельности. В этой связи один из исследователей не без оснований отмечает, что «в настоящее время охрана атмосферного воздуха осуществляется на основе Экологического кодекса РК, однако данный нормативный акт не в полной мере выполняет эту функцию» [2]. Примером к сказанному является замечание других авторов - С.Т. Культелеева и Л.М. Махметовой, которые анализируя, в частности, главу 12 Экологического кодекса о государственном экологическом контроле подчеркивают, что в рамках данного раздела контроль в области охраны атмосферного воздуха не учтен [3]. Со своей стороны так же в качестве одного из замечаний акцентируем внимание на том, что действующий Экологический кодекс не предусматривает экологических требований относительно защиты атмосферного воздуха, тогда как он как и другие природные ресурсы (объекты): земля, недра, подземные и поверхностные воды, фауна и флора, генофонд всех живых организмов, природные экологические системы, климат и озоновый слой Земли являются согласно ст.7 Кодекса объектом правовой охраны.
В пункте 1 ст.3 Экологического кодекса Республики Казахстан говорится о том, что: «Данный кодекс будет регулировать отношения в сфере восстановления, сохранения и охраны окружающей среды, а также использования ресурсов природы при обеспечении хозяйственной и другой деятельности, тесно связанной с использованием природного ресурса и влиянием на окружающую среду, в рамках территории Республики Казахстан»9. Использованное нами до этого Нормативное постановление Верховного суда РК от 25 ноября 2016 года в целях обеспечения единообразного применения судами экологического законодательства в п.2 постановляет, что оно «регулирует отношения по охране, воспроизводству, использованию, защите природных объектов
7 Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах применения судами экологического законодательства Республики Казахстан по гражданским делам» от 25 ноября 2016 года №8 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/P160000008S
8 Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года №212 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/ К070000212_
9 Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года №212 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/ К070000212
и охране жизни и здоровья человека»10[1].
Сопоставляя приведенные нормы двух источников действующего права Республики обращаем внимание на то, что в Постановлении высшего судебного органа государства в отличие от Кодекса применяются два понятия: «охрана» и «защита» природных объектов. По смыслу содержания Экологического кодекса РК охрана окружающей среды - комплекс установленных государством специальных мер, который согласно официального разъяснения Верховного суда государства должен предусматривать защиту, цель которой - ограничение деятельности, наносящий ущерб (вред) качеству и состоянию какого-либо природного объекта. Атмосферный воздух по экологическому законодательству РК безусловно обладает специфическими признаками такого естественного объекта. Считаем, что хотя Верховный Суд не конкретизирует и не детализирует в своем Постановлении рассматриваемое понятие, но исходя из необходимости обеспечения единообразия в толковании юридических терминов, которые будут использованы судами при применении норм экологического законодательства, допускает установление именно таких пределов понимания дефиниции «защита». Как подчеркивает в этой связи М.Т. Алимбеков, бывший председатель Верховного суда РК, «нормативные постановления обладают регулирующим эффектом, то есть под действие нормативных установлений, принятых Верховным судом, подпадает большое количество субъектов правоотношений и не меньшее количество жизненных обстоятельств» [4].
В развитие сути излагаемой позиции целесообразно сделать ссылку и на п.1 ст.2 Экологического кодекса РК, согласно которому: «Экологическое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан». В этом плане можно сказать, что в действительности действующий
Экологический кодекс Республики содержит только основу правовых норм, регулирующих при этом межотраслевую систему экологических отношений, сгруппированных по отдельным правовым институтам и государственной деятельности. Остальные же правовые нормы включены в используемое в Кодексе понятие «иные нормативные правовые акты»11: внутриотраслевые, специализированные законы и подзаконные акты. В этой связи, например примечательно, что Закон РК «О защите растений» от 3 июля 2002 года12, Земельный кодекс РК, принятый 20 июня 2003 года13, Лесной кодекс РК, принятый 8 июля 2003 года14, Водный кодекс РК, подписанный 9 июля 2003 года15, Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 года16 являются не только частями экологического законодательства, вступившими в силу до принятия Экологического кодекса РК, но и соответственно теми нормативными правовыми актами, столько не утратившими действие, сколько дополняющими этот основополагающий кодифицированный акт в частях, не противоречащими ему в отличие от того же Закона РК «Об охране атмосферного воздуха» от 11 марта 2002 года17. Вместе с тем нельзя не отметить и другие законы и подзаконные акты, разработанные и принятые после вступления Экологического кодекса в силу и имеющие отношение также к регулированию режима атмосферного воздуха. В частности, это: Закон РК от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», подписанный главой государства во исполнение ст.ст. 14, 163, 164 и 165 Экологического кодекса и предусматривающих право субъектов на получение своевременной, полной и достоверной экологической информации18; в этот же перечень можно включить Стандарт государственной услуги «Об утверждении стандартов государственных услуг в области охраны окружающей среды», который был утвержден приказом Министра энергетики Республики Казахстан
10 Нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах применения судами экологического законодательства Республики Казахстан по гражданским делам» от 25 ноября 2016 года №8 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/P160000008S
11 Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года №212 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/ К070000212_
12 Закон Республики Казахстан «О защите растений» от 3 июля 2002 года №331 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/ 2020000331_
13 Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года №442 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/ К030000442_
14 Лесной кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года №477 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K030000477_
15 Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года №481 //http://adilet.zan.kz/rus/docs/K030000481_
16 Закон Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» от 9 июля 2004 года №593 //http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z040000593_
17 Закон Республики Казахстан «Об охране атмосферного воздуха» от 11 марта 2002 года №302. Утратил силу Кодексом Республики Казахстан от 9 января 2007 года №212 //http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z020000302_
18 Закон Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» от 12 января 2007 года №221 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000221
от 23 апреля 2015 года19 и Регламент государственных услуг «Об утверждении регламентов государственных услуг в области охраны окружающей среды», который также был утвержден приказом Министра энергетики РК от 22 мая 2015 года20. В этот же список можно включить Перечень экологически опасных видов хозяйственной и иной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2007 года, который в соответствии со ст. 16 Экологического кодекса предусматривал правила по осуществлению деятельности применительно к производственным процессам, сопровождаемым выбросами в атмосферу загрязняющих веществ 1 и 2 класса опасности в соответствии с санитарной классификацией производственных объектов21.
Изложенные обстоятельства и обобщенный анализ позволяют говорить о том, что Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года, в обновленной редакции с изменениями по состоянию на 25 июня 2020 года22, в зависимости от характера охвата регулируемых отношений является нормативным правовым актом межотраслевой кодификации, так как содержит в себе не только нормы собственно экологического права, но и смежных отраслей. Применительно к охране атмосферного воздуха он содержит лишь общие и отдельные нормативные предписания. Остальные же нормы, призванные защитить его как самостоятельного природного объекта от вредных воздействий, перераспределены с учетом контекста соответствующих тематических разделов и глав. Как внутренне согласованный и систематизированный акт он тем не менее не обеспечивает полное регулирование группы отношений относительно защиты атмосферного воздуха, а также исключает необходимость дальнейшей детализации ее положений в других законах. Поэтому в целях оптимального совершенствования норм в рассматриваемой области следует переосмыслить юридически закрепленное представление об организации охраны атмосферного воздуха и учитывать выше обозначенные аспекты в проекте разрабатываемой в насто-
ящее время в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов РК новой редакции Экологического кодекса либо в случае невозможности как дополнение в рамках специального нормативного акта.
В совокупности они должны обеспечить на государственном уровне еще более единый и понятный, не утяжеленный бюрократическими процедурами, а также пробелами регламентированный порядок охраны атмосферного воздуха. В особенности в рамках этих актов с учетом интересов разных собственников необходимо: установление конкретного соотношения в индивидуализации данного объекта (ведь очевидно, что несмотря на официальное исключение атмосферного воздуха из правомочий собственности, он тем не менее в определенных случаях приобретает свойства имущественных прав, используется собственно в качестве ассимиляционного потенциала, локализуется в пределах формирования транспортных воздушных коридоров и т.д. и соответственно не должен однозначно и абсолютно лишаться признаков, присущих ему и как природному ресурсу); поощрение рыночных методов, существенно влияющих на улучшение его состояния, ими могут быть не только внедрение рынка прав на загрязнение; в этом отношении могут быть применены такие экономические механизмы, как налоговые льготы лицам, активно проводящим природоохранные меры, а также с развитием рынка прав на загрязнение воздуха можно предположить появления банков прав на загрязнение и биржы прав на загрязнение [5, с.17]; использование положительных конечных итогов практики применения двух актов, в этой связи, в частности, можно на конкретном примере ссылаться на первые достигнутые результаты действия Экологического кодекса РК: речь в данном аспекте идет о таком подзаконном акте, как Реестр экологических проблем, утвержденном приказом Министра охраны окружающей среды РК от 4 февраля 2008 года и разработанном в части реализации Концепции экологической безопасности РК на 2004-2015 годы и Программы охраны окружающей среды РК на 2008-2010 годы; в
19 Приказ Министра энергетики Республики Казахстан «Об утверждении стандартов государственных услуг в области охраны окружающей среды» от 23 апреля 2015 года №301. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 мая 2015 года №11229. Утратил силу приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 июня 2020 года №130 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500011229
Приказ Министра энергетики Республики Казахстан «Об утверждении регламентов государственных услуг в области охраны окружающей среды» от 22 мая 2015 года №369. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 июля 2015 года №11565. Утратил силу приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 июня 2020 года №130 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500011565
21 Приказ Министра энергетики Республики Казахстан «Об утверждении регламентов государственных услуг в области охраны окружающей среды» от 22 мая 2015 года №369. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 июля 2015 года №11565. Утратил силу приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 2 июня 2020 года №130 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500011565
2 Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года №212 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/ К070000212
документе в пределах 3 специальных групп были обозначены не только решенные проблемы, но и нерешенные вопросы и проблемы, которые находятся в процессе их решения23. Как отмечено специалистами, из информации Реестра, большинство из этих проблем решалось с помощью правовых условии, создавае-
мых Экологическим кодексом Республики Казахстан [3]. Отсюда учитывая эффективность такого механизма и мы полагаем, что необходимо восстановить его юридическое функционирование и в части дальнейшего развития правовой базы и восполнения отсутствующих норм в сфере охраны атмосферного воздуха.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мухтарова С.М. Понятие загрязнения окружающей среды по законодательству Республики Казахстан // Вестник КазНУ. Серия юридическая. - 2008 // https://articlekz.com/ article/7083 [Дата обращения 05.11.2020].
2. Турганбаева Л.С. История правового регулирования законодательства об охране окружающей среды в промышленности // http://www.cawater-info.net/bk/land_law/files/turganbaeva. pdf [Дата обращения 05.11.2020].
3. Культелеев С.Т., Махметова Л.М. Вопросы применения норм Экологического кодекса Республики Казахстан // Вестник КазНУ. Серия юридическая. - 2008 // https://articlekz.com/ article/6936 [Дата обращения 05.11.2020].
4. Алимбеков М.Т. Нормативные постановления Верховного Суда как официальные акты судебного правотворчества // «Юридическая природа нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан и их роль в эффективности отправления правосудия»: Сборник материалов международной научно-практической конференции, прошедшей в Алматинском городском суде Республики Казахстан. г.Алматы, 12 мая 2009 год // https://online.zakon.kz/m/ Document/?doc_id=30466058 [Дата обращения 05.11.2020].
5. Габитов Р.Х., Хасанова Г.М. Правовые механизмы предотвращения загрязнения атмосферного воздуха в контексте положений основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года // Правовестник, №1(1). - 2016. - С. 13-18.
REFERENCES
1. Muhtarova S.M. Ponyatie zagryazneniya okruzhayuschey sredyipo zakonodatelstvu Respubliki Kazahstan // Vestnik KazNU. Seriya yuridicheskaya. - 2008 // https://articlekz.com/article/7083 [Accessed 5 November 2020].
2. TurganbaevaL.S. Istoriyapravovogo regulirovaniyazakonodatelstva ob ohrane okruzhayuschey sredyi v promyishlennosti // http://www. cawater-info.net/bk/land_law/files/turganbaeva.pdf [Accessed 5 November 2020].
3. Kulteleev S.T., Mahmetova L.M. Voprosyi primeneniya norm Ekologicheskogo kodeksa Respubliki Kazahstan // Vestnik KazNU. Seriya yuridicheskaya. - 2008 // https://articlekz.com/ article/6936 [Accessed 5 November 2020].
4. Alimbekov M.T. Normativnyie postanovleniya Verhovnogo Suda kak ofitsialnyie aktyi sudebnogo pravotvorchestva // «Yuridicheskaya priroda normativnyih postanovleniy Verhovnogo Suda Respubliki Kazahstan i ih rol v effektivnosti otpravleniya pravosudiya»: Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, proshedshey v Almatinskom gorodskom sude Respubliki Kazahstan. g.Almatyi, 12 maya 2009 god // https://online.zakon.kz/m/Document/?doc_ id=30466058 [Accessed 5 November 2020].
5. Gabitov R.H., Hasanova G.M. Pravovyie mehanizmyi predotvrascheniya zagryazneniya atmosfernogo vozduha v kontekste polozheniy osnov gosudarstvennoy politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda //Pravovestnik, #1(1). - 2016. - S. 13-18.
23 Реестр экологических проблем Республики Казахстан, утвержденный приказом Министра охраны окружающей среды РК от 4 февраля 2008 года №15-о //https://online.zakon.kz/Document/?doc id=31676537