Азаматтьщ жэне азаматтьщ процестж ц^Цьщ
УДК 349.6
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дюсенов Ербол Абаевич
Учёный секретарь Института законодательства
и правовой информации Республики Казахстан, к.ю.н.,
г. Нур-Султан, Республика Казахстан; e-mail: [email protected].
Ключевые слова: экологическое законодательство; инвестиционная деятельность; государственные программы; зеленая экономика; окружающая среда.
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам правового регулирования охраны окружающей среды, обеспечения благоприятной окружающей среды при осуществлении инвестиционной деятельности в Республике Казахстан.
В статье обращается внимание на публичный характер инвестиционных отношений, рассмотрены соответствующие положения Конституции Казахстана. Согласно Конституции, природные ресурсы находятся в собственности государства, вместе с тем, земля может находиться в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах предусмотренных законом. Публичные начала в отношении земли, как неотъемлемого пространственного и производственного базиса, явно прослеживаются и обусловлено это государственными и общественными интересами.
Востребованным является обеспечение условий для развития промышленной инфраструктуры, зеленой экономики, человеческого капитала, индустрии 4.0, практического применения экономики знаний, включения наилучших доступных технологий в инвестиционные проекты. Автор, учитывая официальные данные об эмиссиях в окружающую среду, к перспективным направлениям инвестиционной деятельности относит энергетическую отрасль, жилищно-коммунальное хозяйство, сферу переработки бытовых отходов, информирование населения для формирования экологически рационального поведения. При этом подчеркивается важность принятия на государственном уровне решений для масштабных позитивных изменений в публичной сфере.
В статье рассмотрены государственные программы, содержащие меры по поддержке инвестиционной деятельности, а также положения по обеспечению благоприятных условий окружающей среды для человека, его здоровья.
На основе проведенного исследования выделены публичные начала в регулировании инвестиционной деятельности, необходимость соблюдения государственных, социальных интересов и обеспечения благоприятной окружающей среды. Сформулированы рекомендации и предложения по использованию информационных технологий, доступу общественности к информации, проведению системного анализа и мониторинга для выявления возможной корреляции данных об эмиссиях в окружающую среду со сведениями о заболеваемости населения, биоразнообразии, криминогенной ситуации, инновационной и инвестиционной активности в Республике Казахстан.
ИНВЕСТИЦИЯЛЬЩ ЦЫЗМЕТТЕ ЭКОЛОГИЯЛЬЩ ТАЛАПТАРДЫ ЖЕТ1ЛД1РУ ТУРАЛЫ МЭСЕЛЕГЕ
Ербол Абайулы Дуйсенов
Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц Гылыми хатшысы, з.г.к., Нур-Султан ц., Казацстан Республикасы; e-mail: [email protected].
Ty^u свздер: экологиялыц зацнама; инвестициялыц цызмет; мемлекеттгк багдарлама-лар; жасыл экономика; айналадагы орта.
Аннотация. Мацала Казацстан Республикасында инвестициялыц цызметт1 ЖYзеге асы-ру кезтде айналадагы ортаны цоргауды цуцыцтыц реттеудщ, цолайлы айналадагы ортаны цамтамасыз етудщ взект1 мэселелер1не арналган.
Мацалада инвестициялыц цатынастардыц копш1л1к сипатына назар аударылады, Казацстан Конституциясыныц ти\ст\ ережелер1 царалды. Конституцияга сэйкес табигиресур-стар мемлекеттщ менштнде болады, сонымен б1рге жер зацда козделген нег1здерде, шарт-
тарда мен шектерде жеке меншжте болуы mymkIh. Жерге цатысты, ажырамас кец1ст\кш1к жэне вндгргстгк базис реттде кепш\л\к бастаулар аныц байцалады жэне бул мемлекеттж жэне цогамдыц мYдделерге байланысты.
Онеркэсттж инфрацурылымды, жасыл экономиканы, адами капиталды, 4.0 индустри-яны дамыту, бшм экономикасын ¡с жузтде цолдану, инвестициялыц жобаларга ец озыц цолжетгмдг технологияларды енг1зу Yшiн жагдайларды цамтамасыз ету цажет болып та-былады. Автор айналадагы ортага эмиссиялар туралы ресми деректердi ескере отырып, инвестициялыц цызметтщ перспективалыц багыттарына энергетикалыц саланы, тургын уй-коммуналдыц шаруашылыцты, турмыстыц цалдыцтарды цайта вцдеу саласын, экологи-ялыц тиiмдi мтез-цулыцты цалыптастыру ушш халыцты ацпараттандыруды жатцызады. Бул ретте квпшшк салада ауцымды оц взгерютер ушш мемлекеттж децгейде шешiмдер ца-былдаудыц мацыздылыгы атап втiледi.
Мацалада инвестициялыц цызметтi цолдау жвнiндегi шараларды, сондай-ац адам, оныц денсаулыгы Yшiн айналадагы ортаныц цолайлы жагдайларын цамтамасыз ету жвнiндегi ережелердi цамтитын мемлекеттж багдарламалар царастырылган.
ЖYргiзiлген зерттеу негiзiнде инвестициялыц цызметтi реттеуде квпшшк бастаулар, мемлекеттж, элеуметтж мYдделердi сацтау жэне цолайлы айналадагы ортаны цамтамасыз ету цажеттшт бвлтдь Ацпараттыц технологияларды пайдалану, журтшылыцтыц ацпа-ратца цол жеттзуi, Цазацстан Республикасындагы халыцтыц аурушацдыгы, биоэртYрлiлiк, криминогендж жагдай, инновациялыц жэне инвестициялыц белсендшк туралы мэлiметтер-мен айналадагы ортага эмиссиялар туралы деректердщ ыцтимал корреляциясын аныцтау Yшiн ЖYйелiк талдау жэне мониторинг ЖYргiзу бойынша усынымдар мен усыныстар жа-салды.
TO THE QUESTION OF IMPROVEMENT OF ENVIRONMENTAL REQUIREMENTS IN INVESTMENT ACTIVITIES
Dyussenov, Yerbol. A.
Scientific Secretary of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan, Candidate of legal sciences, Nur-Sultan, the Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: environmental legislation; investment activities; government programs; green economy; environment.
Abstract. The article is devoted to topical issues of legal regulation of environmental protection, ensuring a favorable environment in the implementation of investment activities in the Republic of Kazakhstan.
The article draws attention to the public nature of investment relations, considers the relevant provisions of the Constitution of Kazakhstan. According to the Constitution, natural resources are owned by the state, however, land may be privately owned on the grounds, conditions and within the limits provided by law. Public principles in relation to the land as an integral spatial and industrial basis are clearly traced and this is due to the state and public interests.
It is in demand to provide conditions for the development of industrial infrastructure, green economy, human capital, industry 4.0, practical application of the knowledge economy, including the best available technologies in investment projects. The author, taking into account the official data on emissions into the environment, considers the energy industry, housing and communal services, the sphere of household waste processing, informing the population for the formation of environmentally sound behavior to be promising areas of investment activity. At the same time, the importance of decision-making at the state level for large-scale positive changes in the public sphere is emphasized.
The article deals with state programs that contain measures to support investment activities, as well as provisions to ensure favorable environmental conditions for people and their health.
On the basis of the conducted research, public principles in the regulation of investment activity, the need to comply with state and social interests and ensure a favorable environment are highlighted. Recommendations and suggestions on the use of information technologies, public access to information, system analysis and monitoring to identify possible correlation of data on emissions to the environment with information about the incidence of population, biodiversity, crime situation, innovation and investment activity in the Republic of Kazakhstan are formulated.
Азаматтъщ жэне азаматтъщ процеспик цуцьщ :
Экологические инициативы, международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды, устойчивого развития, внедрение нормативного регулирования по вопросам развития зеленой экономики проявляются в законодательных инициативах, направлениях государственной политики и выстраивании долгосрочных приоритетов развития государства и общества.
Между тем достижение высоких показателей в технических, гуманитарных и культурных сферах требует подключения огромных ресурсов, поэтому в современных рыночных условиях большое внимание уделяется привлечению инвестиций.
Тем самым инвестиционная деятельность в Республике Казахстан находится в фокусе внимания государственной политики, сопровождается в направлениях развития законодательства и отслеживается в показателях экономического развития, международных рейтингах.
За последние годы отмечается рост инвестиционной привлекательности Казахстана по данным рейтинга Всемирного банка. Согласно рейтингу Всемирного банка «Doing Business» 2020 года Казахстан занял 25 место из 180 стран.
Направления и этапы развития законодательства Казахстана в сферах охраны окружающей среды и инвестиционной деятельности прослеживается в Госудаpственной пpогpам-ме пpавовой pефоpмы1, Концепции правовой политики Республики Казахстан2, Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года3, принятых законодательных актах в соответствующих сферах общественных отношений, в частности направленных на нормативное регулирование проектного финансирования, концессии и др.
В настоящее время действующими актами государственной политики, а именно Стратегиями развития Казахстана до 2050 года и 2025 года закреплены ориентиры в принятии мер по направлению «зеленой экономики», инициативе «Зеленый мост», по снижению углеродного следа на окружающую среду, модернизации промышленности, внедрению наилучших доступных технологий, привлечению инвестиций в социальные, экологические проекты посредством государственно-частного партнерства, концессий. Дальнейшее развитие целей и задач стратегического развития последовательно в соответствующей форме проводится в законодательных поправках, подзакон-
ных актах, государственных и межотраслевых программах, правоприменительной практике уполномоченных органов и деятельности заинтересованных лиц.
В свою очередь теоретическая и научно-методологическая проработка актуальных вопросов зиждется на научных исследованиях, работах, теоретических выкладках, положениях, представленных и обоснованных учеными. Научные работы, посвященные теоретическим и научно-практическим вопросам специфики правового регулирования природных ресурсов, проблемам обеспечения благоприятной окружающей среды имеются у Абдрайым Б.Ж., Аленова М.А., Бекишевой С.Д., Боголюбова С.А., Косанова Ж.Х., Хаджиева А.Х. и других видных ученых. В научной литературе обозначен постулат о том, что в экологической сфере начала регулирования инвестиционной деятельности отталкиваются от публичного и частного характера отношений [1].
Публичныйхарактеринвестиционныхотно-шений в экологической сфере отмечен на уровне Конституции Казахстана, принятой в 1995 году.
В пункте 2 статьи 6 Конституции установлено, что собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определены законом. В пункте 3 статьи 6 Конституции закреплена государственная собственность на природные ресурсы, однако земля может находиться в частной собственности на основаниях, условиях, в пределах установленных законом. Исходя из нормы Конституции, можно отметить публичный характер собственности и роль законодательных актов в обеспечении предпринимательской и инвестиционной активности. Принимая во внимание, что земля выступает неотъемлемым пространственным, производственным базисом четко прослеживаются публичные начала правового регулирования, обусловленные государственными и общественными интересами [2].
В пункте 1 статьи 31 Конституции закреплено, государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Не углубляясь в семантику предложения, следует подчеркнуть связь состояния окружающей среды и качества жизни человека, обозначенную в Основном законе Казахстана.
1 Постановление Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 года № 1569 «О Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан» (Утратило силу) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K940001569_. Дата доступа: 01.11.2019.
2 Указ Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года № 949 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан» (Утратил силу) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ и020000949_. Дата доступа: 01.11.2019.
3 Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan. kz/rus/docs/U090000858_. Дата доступа: 01.11.2019.
Экологический кодекс Республики Казахстан 2007 года содержит правовые конструкции, которые находят своё развитие в экологизированных и конкретизированных нормах отраслевых законодательных актов, содержащих меры по поддержке инвестиционной деятельности и продвижению устойчивого развития в Казахстане4.
В частности, в Предпринимательском кодексе относительно охраны окружающей среды и соблюдения экологических требований закреплена социальная ответственность предпринимательства и положения об учете в инновационной деятельности обеспечения экологической безопасности5. При этом экологическая составляющая в критериях и требованиях к инновационному продукту, как правило, в законодательстве прослеживается.
Инвестиционная деятельность в Казахстане неразрывно связана с государственным управлением и создаваемыми условиями финансового, налогового, юрисдикционного и институционального благоприятствования. Период активного привлечения инвестиций для поднятия экономики состоялся и представляется востребованным развитие промышленной инфраструктуры, экономики знаний, человеческого капитала, реализация индустрии 4.0, внедрение зеленых технологий.
Последующее продвижение Республики Казахстан в числе самых развитых экономик государств Организации экономического сотрудничества и развития, а также внедрение нетрадиционных источников энергии и улучшение параметров по выбросам углекислого газа предусматривается в рамках одного из основных ключевых показателей долгосрочного развития государства, закрепленного в Концепции по вхождению нашей страны в число 30 самых развитых государств мира6.
Соответствующие задачи в программных документах государственной политики имеются и в законодательстве нормы прописаны, между тем на практике не всегда находят своевременного и полного воплощения.
Имеется потенциал в торговле квотами, который до настоящего времени не получил активного использования. Также не получило широкого внедрения на местном уровне в регионах, где наблюдаются холодные погодные условия в зимний период, привлечение на основе государственно-частного партнерства инвестиций по улучшению энергетической эф-
фективности зданий и сооружений.
Забота об окружающей среде, о создании благоприятных условий жизнедеятельности с приданием ценности экологически рациональному поведению потребителей и хозяйствующих субъектов, с созданием привлекательных условий для инвестиционной деятельности по улучшению экологических показателей получаемой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ, должна быть в тренде современных стратегий и политик.
Опираясь на официальные статистические данные об эмиссиях в окружающую среду и оценочные сведения об эффективности затрат (использования природных ресурсов, энергопотребления, иное), основными направлениями инвестиционной деятельности видятся энергетическая отрасль, жилищно-коммунальное хозяйство, инфраструктура, информированность населения о воздействии отходов потребления и производства отдельных видов товаров народного потребления на окружающую среду, о потреблении ресурсов, о влиянии рационального экологического поведения жителей на уровень переработки отходов, о загрязнении окружающей среды и т.п.
Экономическая составляющая выдвигается как основной фактор сдерживания либо благоприятствования в улучшении экологии. Между тем важным фактором выступает мен-тальность, общая культура населения, жи-лищно-бытовые условия, потребительские предпочтения граждан, активность и вовлеченность граждан, общественных организаций, уполномоченных органов в продвижении экологически рационального поведения. При этом принятие государственных решений по актуальным вопросам оказывает влияние на масштабное и институциональное изменение существующих отношений в публичной сфере.
В отношении нормотворческой деятельности уполномоченных органов в отношении инвестиционного климата отмечаем, что с обретением независимости принят ряд законодательных актов, регулирующих вопросы иностранных инвестиций, государственных институтов поддержки инвестиционной активности населения, улучшения бизнес-климата для ведения инновационной деятельности, правовой основы для инвестирования инфраструктурных проектов и др. На уровне Правительства утверждены программы развития и дорожные карты, которые предусматривают
4 Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212 «Экологический кодекс Республики Казахстан» [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375. Дата доступа: 01.11.2019.
5 Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-У «Предпринимательский кодекс Республики Казахстан» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375. Дата доступа: 01.11.2019.
6 Указ Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года № 732 «О Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/ rus/docs/U1400000732. Дата доступа: 01.11.2019.
Азаматтъщ жэне азаматтъщ процеспик цуцьщ --.
финансирование, принятие подзаконных правовых актов, привлечение субъектов малого и среднего бизнеса.
Стимулирование инвестиционной и поддержка инновационной деятельности со стороны резидентов Казахстана посредством организационных мер государства, как основного участника на рынке, также опосредуются через создание и участие в деятельности технологических парков, ПИТ «Алатау», специальных экономических зон, отдельных «прорывных» проектов, финансовое участие и организационно-контрольное сопровождение объектов социальной и жилой недвижимости. При этом инвестиции не ограничиваются узкими рамками извлечения прибыли, а также охватывают получение социального эффекта, общественной пользы, инновационных достижений.
Конкретные меры поддержки инвестиционной деятельности содержатся в государственных программах. Подробно ознакомиться с задачами, объемами и условиями финансирования можно на сайте Электронного правительства Республики Казахстан7.
В программе развития регионов до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 ноября 2018 года № 767 (принято взамен Программы развития регионов до 2020 года от 28 июня 2014 года 728) предусматриваются общие направления решения проблем регионов в экологии, а также в экономической и социальной сферах, инфраструктуре. Детально прорабатывается анализ ситуации и меры в программах развития территорий (областей, городов областного значения, районов). В программах развития областей и городов закрепляются мероприятия по очистке воздушного пространства, организации транспортного движения и переводу источников теплоснабжения на современные виды топлива (газ, солнечная энергия и другие), а также меры по предотвращению катастроф техногенного и природного характера.
Относительно анализа влияния неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека следует обратить внимание на Государственную программу развития
здравоохранения Республики Казахстан «Ден-саулык», рассчитанную на период 2016 - 2019 годы8, в которой указывается о том, что не определена концепция дальнейшего развития и совершенствования системы оценки рисков. Данная работа должна предусматривать научно обоснованную оценку вредного воздействия неблагоприятных условий окружающей среды на здоровье населения, а также необходимого финансирования и медико-биологического обеспечения граждан. При этом в данной Программе отмечается о дальнейшем проведении мониторинга состояния здоровья народа по регионам Казахстана и ведении Карты рисков от воздействия негативных факторов окружающей среды.
Следует отметить, что представляется целесообразным ведение официального и открытого учета медицинских данных о негативном воздействии на здоровье неблагоприятных факторов окружающей среды, и заболевамо-сти, приобретении лекарств, выдачи больничных листов и пр.
Вопросы сотрудничества и предоставления инвестиций Всемирным Банком, Европейским Банком Реконструкции и Развития, Азиатским и Исламским Банками Развития для оказания поддержки Правительству Казахстана в сфере улучшения делового климата, развития компетенций субъектов малого и среднего бизнеса, продвижения науки и инноваций, роста человеческого капитала, обеспечения устойчивого экологического развития регионов и энергоэффективности обозначены в Государственной программе инфраструктурного развития «Н^рлы жол»9. При этом деятельность по восстановлению окружающей среды, поддержке и использованию экологически чистых технологий, снижению уровня эмиссий входит в спектр задач по продвижению устойчивого экологического развития, зеленой экономики.
Ведение промышленного производства с использованием экологичных методов, а также меры по улучшению инвестиционного климата предусматриваются в Государственной программе индустриально-инновационного развития страны10.
7Перечень государственных и отраслевых программ, реализуемых в Республике Казахстан. Источник: Электронное правительство Республики Казахстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://egov.kz/cms/ru/ articles/program_kz. Дата доступа: 01.11.2019.
8 Указ Президента Республики Казахстан от 15 января 2016 года № 176 «Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулыц» на 2016 - 2019 годы и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Обутверждении Перечня государственных программ»» (Утратил силу) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/U1600000176. Дата доступа: 01.11.2019.
9Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июля 2018 года № 470 «Обутверждении Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000470. Дата доступа: 01.11.2019.
10 Указ Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 года № 874 «Обутверждении Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы и о внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Обутверждении Перечня государственных программ»» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000874. Дата доступа: 01.11.2019.
Следует отметить, что в содержании Государственной программы «Цифровой Казахстан», на период её действия до 2022 года закреплено создание и внедрение «Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов». При этом отмечается, что для охраны окружающей среды требуется оперативная, достоверная и полноценная информация11.
Рассмотрение научной литературы и аналитических материалов, государственных программ, затрагивающих избранную тему, позволяет высказать мнение о необходимости широкого внедрения в практику аналитических методов, потребности в учете публичных и частных начал в регулировании инвестиционной деятельности для соответствия наилучшим практикам. Особо хотелось бы отметить о важности формирования экологически рационального поведения граждан, повышения уровня осведомленности населения.
С учетом изложенного, полагаем востребованным развитие информационных техно-
логий с открытым доступом для ознакомления с информацией, получаемой в результате межведомственного взаимодействия по сбору и анализу данных об экологической ситуации. Имеется потребность в проведении системного анализа и мониторинга на предмет корреляции статистических данных и иных сведений об эмиссиях в окружающую среду с данными о состоянии здоровья (заболеваемостью) населения, природных ресурсов и атмосферного воздуха, биоразнообразия, криминогенной обстановки и туристической, инновационной, инвестиционной активности населения.
Таким образом, прикладной эффект от внедрения существующих подходов и выработанных методик анализа данных, внедрение прозрачных и цифровизированных (оцифрованных) историй оказания услуг медицинского, социального, регистрационного и иного характера, позволит предоставить эмпирические данные для принятия необходимых решений в публичной сфере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боголюбов С.А. Сочетание частных и публичных начал регулирования инвестиционной деятельности в экологической сфере // Инвестиции в национальном и международном праве: баланс частных и публичных интересов: сборник материалов к XIVЕжегодным научным чтениям памяти профессора С.Н. Братуся /Л.В. Андреева, Л.В. Андриченко, В.Р. Байрашев и др.; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М., 2019. - 312 с.
2. Косанов Ж.Х. Право землепользования и иные вещные права на землю по законодательству Республики Казахстан. Монография. - Астана. 2009.
REFERENCES
1. BogolyubovS.A. Sochetaniechastnyhi publichnyhnachalregulirovaniyainvesticionnojdeyatel'nosti v ekologicheskoj sfere//Investicii v nacional'nom i mezhdunarodnomprave: balans chastnyh ipublichnyh interesov: sbornik materialov k XIV Ezhegodnym nauchnym chteniyam pamyati professora S.N. Bratusya / L.V. Andreeva, L.V. Andrichenko, V.R. Bajrashev i dr.; Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniyapri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii. - M., 2019. - 312 s.
2. Kosanov ZH.H. Pravo zemlepol'zovaniya i inye veshchnye prava na zemlyu po zakonodatel'stvu Respubliki Kazahstan. Monografiya. - Astana. 2009.
11 Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года № 827 «Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан»» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan. kz/rus/docs/P1700000827. Дата доступа: 01.11.2019.