Научная статья на тему 'Актуальные вопросы совершенствования законодательной регламентациив сферах охраны окружающей среды и энергоэффективности, а также здравоохранения (клинические исследования)'

Актуальные вопросы совершенствования законодательной регламентациив сферах охраны окружающей среды и энергоэффективности, а также здравоохранения (клинические исследования) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКО-ЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / УЯЗВИМЫЕ СУБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дюсенов Ербол Абаевич, Лямбекова Арман Каиргельдыевна

. Настоящая статья посвящена вопросам совершенствования законода-тельной регламентации в сфере охраны окружающей среды и здравоохранения, в част-ности относительно проведения клинических исследований, с учетом текущей законо-проектной деятельностью государственных органов Республики Казахстан. Проведен анализ на соответствие концепции Экологического кодекса, проекта Зако-на «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» стратегическим и программным документам Республики Казахстан, а также проведен анализ с позиций обеспечения благоприятной окружающей среды и свободного волеизъявления на проведение клинических исследований.Раскрыта актуальность изучения отдельных аспектов нормативного регулирования отношений по ряду экологических проблем Казахстана и обоснованности применения исследований лекарств на определенных категориях населения.В статье отмечена необходимость в разрешении на законодательном уровне суще-ствующих вопросов охраны окружающей среды и в качественном наполнении концепции нового Экологического кодекса. На основе анализа правоприменительной практики и об-зора мнений практических работников обозначены конкретные вопросы для ощутимого улучшения экологической ситуации в городах и на объектах добывающей промышленно-сти, деятельность которых регламентирована соглашением о разделе продукции. Изу-чены вопросы обеспечения раздельного сбора твердых бытовых отходов. В контексте межотраслевых и межведомственных (совместно с Академией пра-воохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан) иссле-дований, с учетом положений Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», сформулированы точечные задачи в сфере охраны окружающей среды.Выявлена потребность в установлении на законодательном уровне прозрачного и эффективного механизма постоянного мониторинга и контроля чистоты выхлопа автотранспортных средств и качества реализуемого населению моторного топлива. Предлагается использовать в отношении автозаправочных станций неотложные меры пресечения по запрету продажи топлива и в отношении населения субсидировать заме-ну низкоэффективных катализаторов выхлопа.Даны авторские суждения по развитию законодательного регулирования проблем-ных вопросов, как в сфере экологии, так и здравоохранении, а также потребности в точном обзоре передового опыта государств-членов ОЭСР. Данная статья содержит авторские позиции по вопросам, тесно связанным с обеспечением жизненно важных прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дюсенов Ербол Абаевич, Лямбекова Арман Каиргельдыевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы совершенствования законодательной регламентациив сферах охраны окружающей среды и энергоэффективности, а также здравоохранения (клинические исследования)»

УДК 349(502+608)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ В СФЕРАХ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ, А ТАКЖЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Дюсенов Ербол Абаевич

Главный научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства Республики Казахстан, к.ю.н., г. Астана; e-mail: erbol_dyussenov@mail.ru.

Лямбекова Арман Каиргельдыевна

Научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства Республики Казахстан, магистр юридических наук, г. Астана; e-mail: dream_14_02@mail.ru.

Ключевые слова: окружающая среда, Экологический кодекс, совершенствование экологического законодательства, охрана окружающей среды, клинические исследования, совершенствования здравоохранения, уязвимые субъекты исследования.

Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросам совершенствования законодательной регламентации в сфере охраны окружающей среды и здравоохранения, в частности относительно проведения клинических исследований, с учетом текущей законопроектной деятельностью государственных органов Республики Казахстан.

Проведен анализ на соответствие концепции Экологического кодекса, проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» стратегическим и программным документам Республики Казахстан, а также проведен анализ с позиций обеспечения благоприятной окружающей среды и свободного волеизъявления на проведение клинических исследований.

Раскрыта актуальность изучения отдельных аспектов нормативного регулирования отношений по ряду экологических проблем Казахстана и обоснованности применения исследований лекарств на определенных категориях населения.

В статье отмечена необходимость в разрешении на законодательном уровне существующих вопросов охраны окружающей среды и в качественном наполнении концепции нового Экологического кодекса. На основе анализа правоприменительной практики и обзора мнений практических работников обозначены конкретные вопросы для ощутимого улучшения экологической ситуации в городах и на объектах добывающей промышленности, деятельность которых регламентирована соглашением о разделе продукции. Изучены вопросы обеспечения раздельного сбора твердых бытовых отходов.

В контексте межотраслевых и межведомственных (совместно с Академией правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан) исследований, с учетом положений Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике», сформулированы точечные задачи в сфере охраны окружающей среды.

Выявлена потребность в установлении на законодательном уровне прозрачного и эффективного механизма постоянного мониторинга и контроля чистоты выхлопа автотранспортных средств и качества реализуемого населению моторного топлива. Предлагается использовать в отношении автозаправочных станций неотложные меры пресечения по запрету продажи топлива и в отношении населения субсидировать замену низкоэффективных катализаторов выхлопа.

Даны авторские суждения по развитию законодательного регулирования проблемных вопросов, как в сфере экологии, так и здравоохранении, а также потребности в точном обзоре передового опыта государств-членов ОЭСР. Данная статья содержит авторские позиции по вопросам, тесно связанным с обеспечением жизненно важных прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

жария-;¥;ьщтьщ жэне жеке-;¥;ьщтьщ

ЦОРШАГАН ОРТАНЫ ЦОРГАУ ЖЭНЕ ЭНЕРГИЯ ТЕХНИКАЛЬЩ

жэне денсаулы; са;тау (клиникалы; зерттеулер)

САЛАСЫНДАГЫ ;¥;ЬЩТЬЩ ЕРЕЖЕЛЕРД1 ЖЕТК1ЗУДЩ АГЫМДАГЫ МЭСЕЛЕЛЕР1

Ербол Абайулы ДYЙсенов

Казацстан Республикасы Зацнама институтыныц азаматтьщ, азаматтьщ ic ЖYргiзу зацнамасы жэне атцарушылыц ic ЖYргiзу бвлiмiнiц бас зылыми цышеткерi, з.г.к., Астана ц.; e-mail: erbol_dyussenov@mail.ru.

Арман Каиргелдщызы Лэмбекова

Казацстан Республикасы Зацнама институтыныц азаматтыц, азаматтыц ic ЖYргiзу зацнамасы жэне атцарушылыц ic ЖYргiзу бвлiмiнiц зылыми цызметкерi, зац зылымыныц магиcтрi., Астана ц.; e-mail: dream_14_02@mail.ru.

Tyuih свздер: цоршаган орта, Экологиялыц кодекс, экологиялыц зацнаманы жетт-dipy, цоршаган ортаны цоргау, клиникалыц зерттеулер, денсаулыц сацтау жуйесш жетiлдipy, зерттеудщ осал cyбъектiлеpi.

Аннотация. Аталган мацала Казацстан Республикасы мемлекеттт органдарыныц агымдагы зацнамалыц цызметт ескере отырып, цоршаган ортаны цоргау жэне денсаулыц сацтау саласын, эаресе клиникалыц зерттеулерге цатысты, зацнамалыц регла-менттеу мэселелерте арналган.

Казацстан Республикасыныц стратегиялыц жэне багдарламалыц цужаттарына Экологиялыц кодексшщ тужырымдамасы, «Казацстан Республикасыныц кейбip зацнамалыц акттерте денсаулыц сацтау мэcелелеpi бойынша взгер^тер мен толыцтырулар енгiзy туралы» Зац жобасыныц сэйкестшне талдау ЖYpгiзiлдi жэне цолайлы цоршаган ортаны жэне клиникалыц зерттеулер ЖYpгiзy Yшiн ершн ерт беpyдi цамтамасыз ету тургысынан талдау ЖYpгiзiлдi.

Казацстандагы бipцатаp экологиялыц проблемаларга цатысты цатынастарды нормативтт pеттеyдегi жекелеген аcпектiлеpдi зерттеудщ жэне дэpi-дэpмектеpдi белгш бip халыц санатына цатысты цолдана отырып зерттеу негiздiлiгiнiц взекттш айцындалган.

Мацалада зацнаманыц децгешнде цолданыстагы экологиялыц мэселелер жэне жаца Экологиялыц кодекс тужырымдамасын сапалы тYpде толтыру цажеттш-гi атап втiлдi. Куцыц цолдану практикасын талдау жэне практикалыц цызметкер-лердщ квзцарастарына шолу жасау негiзiнде цалалардагы жэне цызметi внiмдi бвлу туралы келiciмменрегламенттелген вндipicтiк внеркэст объектiлеpiндегi экологиялыц жагдайды айтарлыцтай жацсарту ушт нацты мэселелер белгтенген. Катты турмы-стыц цалдыцтарды бвлек жинауды цамтамасыз ету мэcелелеpi зерттелген.

Казацстан Республикасыныц «жасыл экономикага» квш-yi жвнiндегi тужырымда-ма ережелерт ескере отырып, зерттеулердщ салааралыц жэне ведомствоаралыц мэн-мэтШнде (Казацстан Республикасы Бас прокуратурасы жанындагы Куцыц цоргау органдар академиясымен бipлеcе отырып) цоршаган ортаны цоргау саласында нацты мтдеттер цойылган.

Автоквлт цуралдары пайдаланатын газды шыгарудыц туныцтыгы мен халыцца бертетт мотор жанармайыныц сапасына турацты мониторинг жуpгiзy мен цадага-лаудыц ашыц жэне тиiмдi тетшн зацнамалыц децгейде аныцтау цажетттш белгтенген.

Экология мен денсаулыц сацтау саласында проблемалыц мэселелердщ зацнамалыц реттелут жетiлдipyге, сондай-ац ЭЫД¥ мYше мемлекеттертщ озыц тэжipибеciне нацты шолу цажетттшне цатысты авторлыц тшрлер бертген. Аталган мацала цолайлы цоршаган ортага цуцыц жэне денсаулыцты сацтау сияцты вмipлiк мацызы бар цуцыцтарды цамтамасыз етумен байланысты мэселелерге цатысты авторлыц уста-нымдарын цамтиды.

CURRENT ISSUES OF IMPLEMENTATION OF LEGISLATIVE REGULATIONS IN ENVIRONMENTAL PROTECTION AND ENERGY EFFICIENCY AND HEALTH CARE (CLINICAL RESEARCHES)

Dyussenov, Yerbol A.

Chief research fellow of the Department of civil, civil procedural legislation and executive proceedings of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, Candidate of legal sciences, Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: erbol_dyussenov@mail.ru

Lyambekova, Arman K.

Research fellow of the Department of civil, civil procedural legislation and executive proceedings of the Institute of Legislation of the Republic of Kazakhstan, Master of legal sciences, Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: dream_14_02@mail.ru.

Keywords: environment, Environmental code, improvement of environmental legislation, environmental protection, clinical researches, health improvement, vulnerable subjects of research

Abstract. Annotation. This article is devoted to the improvement of legislation in the field of environmental protection and health, in particular with regard to clinical researches.

The analysis on the compliance of the concept of the Environmental code, the draft Law "On amendments and additions to certain legislative acts of the Republic of Kazakhstan on health issues" to strategic and program documents of the Republic of Kazakhstan was conducted, and an analysis was conducted from the standpoint of providing a favorable environment and free will to conduct clinical researches.

Revealed the relevance of studying certain aspects of the normative regulation of relations on a number of environmental problems in Kazakhstan and the validity of the use of drug research in certain categories of the population.

The article points out the need for resolving, at the legislative level, the existing environmental issues and the qualitative filling of the concept of the new Environmental code. Based on an analysis of law enforcement practice and a review of the opinions ofpractitioners, specific issues are identified for a tangible improvement in the environmental situation in cities and in extractive industries, which are regulated by a production-sharing agreement. There were studied issues of ensuring the collection of household waste.

There were formulated specific objectives in the field of environmental protection in the context of intersectoral and interdepartmental researches (jointly with the Academy of Law Enforcement Agencies under the General Prosecutor's Office of the Republic of Kazakhstan), considering the provisions of the Concept on the transition of the Republic of Kazakhstan to a «green economy».

The need to establish at the legislative level a transparent and effective mechanism for continuous monitoring and control of the cleanliness of vehicle exhaust and the quality of motor fuel sold to the population has been identified. It is proposed to use in relation to gas stations urgent measures of restraint to ban the sale of fuel and for the population to subsidize the replacement of inefficient exhaust catalysts.

The author's opinions are given about development of legislative regulation of problematic issues, both in the field of ecology and health, as well as on the need for an accurate review of the best practices of OECD member states. This article contains the author's position on issues, that are closely related to ensuring the vital rights to a favorable environment and health.

1. Актуальные вопросы совершенствования законодательной регламентации в сфере охраны окружающей среды

Отношения в сфере охраны окружающей среды охватываются нормативной регламентацией отрасли экологического законодательства.

В свою очередь экологическое право является интегрированной отраслью права, в которой природоохранное и природоресурсное право являются подотраслями [1].

При этом в Республике Казахстан разви-

тие экологического законодательства развивается динамично, с 2007 года действует первый кодифицированный акт - Экологический кодекс, наработана практика по разрешению отдельных исторических загрязнений. В научной литературе тщательно освещались проблемы развития экологической политики и права в Республике Казахстан, кодификации экологического законодательства [2].

Вопросу актуализации экологического законодательства Казахстана уделено акцентированное внимание в Послании Главы госу-

дарства народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». Послание Главы государства Н.А. Назарбаева народу Казахстана определяет важность повышения требований к энергоэффективности и энергосбережению предприятий, к экологич-ности и эффективности работы самих производителей энергии... Также в данном Послании обращается внимание на стимулирование бизнеса, инвестировании в «зеленые» технологии. Отмечается о необходимости принятия мер акимами регионов для современной утилизации и переработки твердых бытовых отходов с участием субъектов малого и среднего предпринимательства. Резюмируется мыслью о потребности в актуализации Экологического кодекса. [3]

Меры по дальнейшей реализации важной задачи по актуализации экологического законодательства обрели своё очертание в Общенациональном плане мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» (далее - Общенациональный план), утвержденном Указом Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2018 года № 633.

В частности, в Общенациональном плане предусмотрено в качестве мероприятия внесение в Мажилис Парламента Республики Казахстан проекта Экологического кодекса Республики Казахстан в новой редакции в декабре 2019 года1.

С учетом изложенного, должны предъявляться серьезные требования к разрешению на законодательном уровне существующих вопросов экологического регулирования и к проработке качественного наполнения концепта нового Экологического кодекса.

Разработка данного законодательного акта закреплена за Министерствами энергетики, по инвестициям и развитию, финансов, юстиции, национальной экономики, НПП «Атаме-кен» (по согласованию), акиматами городов Астаны и Алматы, областей.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О правовых актах», разработка проектов законодательных актов осуществляется уполномоченными органами, и в числе таковых наряду с центральными исполнительными органами выступают местные исполнительные органы городов Астана и Ал-маты, областей.

Это обусловлено тем, что обеспечение эффективного и рационального природопользования в условиях города и промышленных объектов является существенным фактором, влияющим на общую экологическую обстановку в Республике Казахстан. Половина населения нашей страны проживает в городах, при этом потребление воды и различных потребительских товаров в среднем превышает уровень потребления сельского жителя в десять раз.

Тем самым нагрузка урбанизированных территорий на экологию требует использования эффективных мер по предупреждению негативного воздействия на окружающую природную среду. В этой связи повторное и вторичное использование образующихся отходов, их переработка и снижение существующих загрязнений, а также формирование у населения эколого-рациональной модели поведения должно являться стратегическим вектором развития городов и задачей для местных исполнительных органов.

Министерством энергетики Республики Казахстан, в соответствии с пунктом 17 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», разработан проект Концепции Экологического кодекса Республики Казахстан в новой редакции (далее - проект Концепции).

В представленном проекте Концепции наряду с множеством положительных позиций по существующим вопросам экологического регулирования, можно отметить перспективное направление по смещению акцента с нормативов эмиссий, допускающих максимально «безопасные» загрязнения, на показатели, которые отрасль может достичь при применении наилучших доступных технологий.

Тем самым уполномоченный орган в сфере охраны окружающей среды предлагает руководствоваться при выдаче разрешений на ведение эколого-вредной деятельности уровнем её технологической оснащенности и минимизации вреда.

Анализ существующей правоприменительной практики в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, а также изучение разработанного уполномоченным органом проекта Концепции позволяет ставить следующие вопросы и предложения.

Это обусловлено тем, что обеспече эффективного и рационального природоп зования в условиях города и промышлен объектов является существенным факто влияющим на общую экологическую об новку в Республике Казахстан. Половина селения нашей страны проживает в горо при этом потребление воды и различных требительских товаров в среднем превыш уровень потребления сельского жителя в сять раз.

Тем самым нагрузка урбанизирован территорий на экологию требует испол вания эффективных мер по предупрежде негативного воздействия на окружающ природную среду. В этой связи повторно вторичное использование образующихся ходов, их переработка и снижение сущес ющих загрязнений, а также формирован! населения эколого-рациональной модели ведения должно являться стратегическим тором развития городов и задачей для м ных исполнительных органов.

Министерством энергетики Республ Казахстан, в соответствии с пунктом 17 щенационального плана мероприятий по лизации Послания Главы государства нар Казахстана от 10 января 2018 года «Но возможности развития в условиях четвер промышленной революции», разработан ект Концепции Экологического кодекса спублики Казахстан в новой редакции (д - проект Концепции).

В представленном проекте Концепции ряду с множеством положительных пози по существующим вопросам экологичес регулирования, можно отметить перспек ное направление по смещению акцента с мативов эмиссий, допускающих максимал «безопасные» загрязнения, на показатели, торые отрасль может достичь при прим нии наилучших доступных технологий.

Тем самым уполномоченный орган в с ре охраны окружающей среды предлагает ководствоваться при выдаче разрешений ведение эколого-вредной деятельности у нем её технологической оснащенности и нимизации вреда.

Анализ существующей правоприм тельной практики в сфере природопольз ния и охраны окружающей природной ср( а также изучение разработанного уполно ченным органом проекта Концепции позв ет ставить следующие вопросы и предло ния.

1 Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2018 года № 633. Пункт 17 раздела 2 «Дальнейшее развитие ресурсного потенциала» // Интернет-ресурс «adilet.zan.kz» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000633. Дата обращения: 01.11.2018.

В разделе 2 проекта Концепции обосновывается его подготовка исполнением положений, обозначенных в Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» (Астана, 10 января 2018 года).

Так, в проекте Концепции указывается о важности повышения требований к энергоэффективности и энергосбережению предприятий, экологичности и эффективности работы самих производителей энергии, инвестирования в «зеленые» технологии. Также отмечается, что акимам регионов необходимо принять меры по современной утилизации и переработке твердых бытовых отходов с широким вовлечением субъектов малого и среднего бизнеса. Таким образом, в Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана резюмируется о потребности в актуализации Экологического кодекса.

Между тем в проекте Концепции не отражены конкретные меры и предложения по реализации повышения требований к энергосбережению предприятий, а также выполнения акимами регионов эффективных мер по современной переработке твердых бытовых отходов (далее - ТБО) с широким вовлечением субъектов малого и среднего бизнеса.

В этой связи представляется оправданным в ходе дальнейшей проработки законодательных поправок в контексте актуализации экологического законодательства исполнение указанных положений Послания Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана.

Более того, энергосбережение и энергоэффективность соотносятся с обеспечением экологической безопасности.

В этой связи по указанным задачам реализации повышения требований к энергосбережению предприятий, а также выполнения акимами регионов эффективных мер по современной переработке ТБО с широким вовлечением субъектов малого и среднего бизнеса целесообразно принятие комплекса мероприятий, включая мониторинг энергоэффективности зданий, требований по термомодернизации зданий, сооружений.

Ранее, для решения отдельных вопросов энергоэффективности и энергосбережения принят Закон Республики Казахстан от 14 января 2015 года № 279-У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности»

Так, с принятием данных поправок в 2015 году в Закон от 13 января 2012 года № 541-1У «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» (далее - Закон) на законодательном уровне закреплен энергосервисный договор, который предусматривает инвестиции со стороны энергосервисной компании в энергосберегающие мероприятия в обмен на возврат затраченных средств от потребителя энергии, образовавшихся вследствие экономии расходов на энергию.

В Законе указывается возможность заключения государственными учреждениями, квазигосударственным сектором и иными лицами энергосервисного договора. Однако, в соответствии с данными Карты энергоэффективности Республики Казахстан, количество потребителей энергии, которые заключили энергосервисные договоры с энергосервисными компаниями, приблизительно равняется 17.

При этом в Казахстане общее количество проектов по энергоэффективности - 68, из них проектов с инвестициями частного инвестора - 8, по линии ПРООН и ^АГО - 8, при поддержке механизма государственно-частного партнерства - 5. Из всей совокупности существующих в Казахстане проектов превалирующее большинство предусматривает проведение энергоэффективных мероприятий на собственные средства2.

Следовательно, необходим отраслевой анализ причин и проработка мер по улучшению условий для привлечения инвестиций в модернизацию инфраструктуры энергопотребления.

Наряду с этим, поставленная в Послании Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана, задача по выполнению акимами регионов эффективных мер по современной переработке ТБО с широким вовлечением субъектов малого и среднего бизнеса не нашла своего эффективного разрешения.

В этой связи принципиальными выступают аспекты создания инфраструктуры для раздельного размещения отходов потребления на мусорных площадках и разъяснительной работы среди населения, а также упрощения условий для вхождения предпринимателей в индустрию переработки ТБО.

Кроме того, вынуждены констатировать, что в проекте Концепции не раскрыты предложения по реализации задачи Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» по повышению требований к

2 Карта энергоэффективности //Интернет-ресурс АО «Институт развития электроэнергетики и энергосбережения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kazee.kz/karta-energoeffektivnosti/. Дата обращения: 01.11.2018.

энергоэффективности предприятий, эколо-гичности и эффективности работы самих производителей энергии.

Также механизм реализации задачи, указанной в Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана, по стимулированию бизнеса инвестировать в «зеленые технологии», требует детальной проработки для эффективного функционирования на практике с использованием современных прозрачных средств коммуникаций государство - бизнес (02В).

В целом, проект Концепции обозначает основную структуру проекта Экологического кодекса. Так, в разделе 5 проекта Концепции представлена структура и краткое описание содержания проекта Экологического кодекса. Наряду с указанными в проекте важнейшими структурными частями необходимо охватить все основные предметы правового регулирования проекта Экологического кодекса.

В этой связи следует дополнить раздел 5 проекта Концепции, в частности предлагается включить следующие экологические требования:

- по обращению с животным миром, редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных;

- по деятельности в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря;

- при производстве и использовании потенциально опасных химических и биологических веществ, генетически модифицированных продуктов и организмов, т.д.

Резюмируя указанное дополнение в структуру проекта Экологического кодекса, следует отметить о необходимости учёта специфики отношений в сфере охраны окружающей среды, их обширного спектра, что потребует проработки кодекса как нормативного правового акта комплексной отрасли законодательства, пронизывающего природоресурсные, аграрные и др. отношения.

Далее, в разделе 10 «Наличие по рассматриваемому вопросу международного опыта» проекта Концепции имеются отдельные сведения о существующих в зарубежных странах инструментах налогового и разрешительного (уведомительного) стимулирования, государственного финансирования, функционирования системы торговли квотами, т.д.

Вместе с тем в проекте Концепции не

содержится анализ применимости и использования в проекте Экологического кодекса приведенного международного опыта. Указанные инструменты административного и экономического характера апробированные в правоприменительной практике зарубежных странах не подкреплены конкретными предложениями и обоснованностью их внедрения в законодательство нашей страны.

При этом следует отметить о наличии потребности в эффективной и скорой поддержке проектов в области охраны окружающей среды, снижении антропогенной нагрузки на окружающую человека среду, предполагающих ощутимый эффект для улучшения экологической обстановки.

Так, до настоящего времени не решен вопрос контроля чистоты выбросов автотранспортных средств, которые вносят до половины всех загрязнений в атмосферу городов. Необходим механизм постоянного мониторинга выхлопа автотранспорта и субсидирования замены низкоэффективных катализаторов, а также мониторинга качества автомобильного топлива с принятием незамедлительных мер по запрету продажи такого топлива.

Наряду с актуальными вопросами в направлении предупреждения загрязнения воздушного бассейна, также масштабные задачи по развитию инфраструктуры, влияющей на коренное улучшение качества атмосферного воздуха, охватываются в Концепции развития газового сектора Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года № 1275 (далее - Концепция)3,.

Согласно пункту 3 данной Концепции энергетическая и экологическая безопасность нашей страны выступает одной из основных целей развития газового сектора Казахстана до 2030 года. Реализацию Концепции планируется провести в три этапа.

Во время первого этапа (2015 - 2016 годы) утвержден комплексный план развития рынка газомоторного топлива до 2020 года4. Согласно указанному комплексному плану развития газомоторного топлива установлены меры стимулирования для использования газа на общественном, коммунальном транспорте.

В период действия второго и третьего этапов предусматривается строительство в регионах нашей страны газозаправочных модулей, как правило, размещаемых на действующих

содержится анализ применимости и исп зования в проекте Экологического код приведенного международного опыта. занные инструменты административног экономического характера апробированны правоприменительной практике зарубеж странах не подкреплены конкретными п ложениями и обоснованностью их внедре в законодательство нашей страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом следует отметить о наличии требности в эффективной и скорой подде ке проектов в области охраны окружаю среды, снижении антропогенной нагрузк окружающую человека среду, предполаг щих ощутимый эффект для улучшения эк гической обстановки.

Так, до настоящего времени не решен прос контроля чистоты выбросов автотр портных средств, которые вносят до полов: всех загрязнений в атмосферу городов. Н ходим механизм постоянного монитори выхлопа автотранспорта и субсидирова замены низкоэффективных катализаторо также мониторинга качества автомобильн топлива с принятием незамедлительных по запрету продажи такого топлива.

Наряду с актуальными вопросами в правлении предупреждения загрязнения душного бассейна, также масштабные зад по развитию инфраструктуры, влияющей коренное улучшение качества атмосфер! воздуха, охватываются в Концепции ра тия газового сектора Республики Казахс до 2030 года, утвержденной постановлен Правительства Республики Казахстан от 5 кабря 2014 года № 1275 (далее - Концепць

Согласно пункту 3 данной Концеп энергетическая и экологическая безопасн нашей страны выступает одной из основ целей развития газового сектора Казахст до 2030 года. Реализацию Концепции пл< руется провести в три этапа.

Во время первого этапа (2015 - 2016 гс утвержден комплексный план развития ры газомоторного топлива до 2020 года4. Сог. но указанному комплексному плану разви газомоторного топлива установлены м стимулирования для использования газа общественном, коммунальном транспорте

В период действия второго и третьего пов предусматривается строительство в р онах нашей страны газозаправочных моду. как правило, размещаемых на действую

3 Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года № 1275 «Обутверждении Концепции развития газового сектора Республики Казахстан до 2030 года» // Интернет-ресурс «adilet.zan.kz» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400001275. Дата обращения: 01.11.2018.

4 Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 25 июня 2015 года № 433 «Об утверждении Комплексного плана развития рынка газомоторного топлива Республики Казахстан до 2020 года» // Интернет-ресурс «online.zakon.kz» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=37947886#pos=0;78 .Дата обращения: 01.11.2018..

автозаправках. Наряду с этим в качестве задач стоят вопросы стимулирования перевода на газовое топливо, т.е. на сжиженный нефтяной газ из пропан-бутановых смесей либо сжатый или сжиженный природный газ метан, для следующих категорий транспорта:

- легкового транспорта,

- общественного, дорожно-коммуналь-ного транспорта, сельскохозяйственной и карьерной техники на природный газ;

- маневровые локомотивы на сжиженный природный газ;

- транспорта Каспийского флота на сжиженный природный газ.

По итогам принимаемых на государственном уровне мер предполагается, что реализация Комплексного плана к 2020 году обеспечит использование газового топлива на общественном и дорожно-коммунальном транспорте в Астане и Алматы не менее 30 %. Также отмечается о возможности достижения среди общественного и дорожно-коммуналь-ного транспорта до 2030 года показателей по городам Астана и Алматы в 50 % и более, а в областных центрах не менее тридцати процентов.

Следует отметить, что ожидаемый и планируемый рост транспорта с использованием газомоторного топлива по сравнению с бензиновым/дизельным топливом обусловлен рядом факторов, среди которых сравнительно чистый выхлоп, экономическая целесообразность. Страны с развитой экономикой применяют меры стимулирования для использования газа на транспорте (около 80 стран).

В Концепции развития газового сектора Республики Казахстан до 2030 года указывается, что в государствах Евросоюза налоговая политика позволяет в полтора - два раза снижать размер взимаемого налога с газомоторного транспорта. Транспорт на альтернативном топливе в Риме на период 3 лет освобождается от уплаты налогов. Политика прямых запретов и жесткой регламентации используется в ряде развитых государств. Например, во Франции запрещена эксплуатация муниципальных автобусов и отдельный видов коммунальной спецтехники на нефтяном топливе. В Италии установлен запрет на возведение автозаправок без модуля заправки сжатым газом. В США для бюджетных организаций закупки автотранспорта должны отвечать требованиям приобретению транспорта с газобаллонным оборудованием.

Между тем разработчиками проекта Кон-

цепции не предложен механизм соблюдения и контроля чистоты выхлопов транспортных средств.

Касаясь масштабных и открытых для свободного доступа гражданского персонала и населения объектов, необходимо обратить внимание на некоторые вопросы, решение которых потребует времени и скоординированной работы уполномоченных органов. При этом особая ценность этих вопросов в том, что они изучены и освещены как со стороны ученых экологов, так и высококвалифицированных практических работников госорганов, представителей экспертных организаций 20 апреля 2018 года и в течение указанного года на заседаниях Межведомственной рабочей группы Генеральной прокуратуры Республики Казахстан5.

1. Обеспечение прозрачности работы и внедрения конкурсных процедур по переработке отходов на существующих полигонах твердых бытовых отходов;

2. Стимулирование недропользователей к снижению негативного воздействия на окружающую среду, поскольку согласно заключенным контрактам о совместном разделе продукции недропользователи получают в натуре продукцию (нефть, т.д.) на суммы штрафов (в т.ч. экологических), уплаченных в бюджет.

Соответствующая проблематика и указанные вопросы отражены в заключении ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» на Концепцию проекта Экологического кодекса от 28 июня и 29 августа 2018 года.

Указанные вопросы не затронуты в проекте Концепции. Для результативного поиска действенного рецепта дабы «переломить» ситуацию органу-разработчику необходимо привести приемлемую международную практику, анализ «серых» производственных циклов, использование репутационного механизма и др. Между тем обширность и пространность отдельных формулировок проекта Концепции допускает на стадии разработки проекта Экологического кодекса конструирование норм, направленных на стимулирование рационального природопользования и совершенствование системы обращения с ТБО.

Следующим аспектом совершенствования законодательной регламентации экологических отношений является корректное изложение терминов и последовательность, аргументированность, ясность внутреннего наполнения предлагаемых поправок в тексте

5 В рамках проводимого в 2018 году Межведомственным научно-исследовательским институтом Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республике Казахстан исследования «Проблемы обеспечения экологической безопасности правоохранительными органами в условиях перехода Республики Казахстан к «зеленой экономике». Руководитель межведомственной рабочей группы д.ю.н., доцент С.Д. Бекишева.

проекта Концепции.

Так, в проекте Концепции уделяется внимание актуальному вопросу развития системы обращения с ТБО, сопряженному с обеспечением эффективного функционирования инфраструктуры раздельного сбора, транспортировки, переработки и утилизации ТБО. Также обозначена потребность использования новых стандартов сбора и утилизации ТБО с учетом опыта зарубежных стран. При этом в проекте Концепции указывается о введении требования для каждого потребителя по раздельному сбору бытовых отходов.

При этом в проекте Концепции приведен обзор по отдельным странам в части раздельного «сбора» отходов.

Однако не предложен действенный механизм раздельного «сбора» потребителями твердых бытовых отходов.

Наряду с этим отмечаем, что использование термина «раздельный сбор» по отношению к потребителям услуг по вывозу твердых бытовых отходов некорректен. Согласно толковому словарю Ожегова, сбор означает - собрать, -ся; то, что добыто, получено и собрано вместе.[4]

Сбор отходов осуществляется, как правило, внутри квартир каждым жильцом по личному усмотрению. Установление требований как собирать мусор жильцам внутри домов, квартир неоправданно. Следует учесть, что в термин «раздельный сбор» вкладывается иной смысл, подразумевающий раздельное размещение ТБО в мусорных контейнерах либо на специально отведенных площадках.

Представляется необходимым внести корректировки в термин «раздельный сбор», применяемый в отношении потребителей услуг по вывозу твердых бытовых отходов.

Далее, в проекте Концепции затронуты вопросы ответственности за причинение вреда окружающей среде. В тексте документа отмечается концентрация правоприменительной практики на взыскании денежной компенсации, а не предотвращении и устранении ущерба, сокращении эмиссий, стимулировании использования наилучших доступных технологий.

Данное положение проекта Концепции подкреплено примерами из практики зарубежных стран, однако не раскрыт механизм разрешения указанных вопросов (перенос акцента в правоприменении с взыскания денежной компенсации на предотвращение и устранение ущерба, сокращение эмиссий, стимулирование использования наилучших доступных технологий).

Думается, что последовательное изложение вопросов и предлагаемых мер по урегулированию их в законодательстве позволит уточнить суть и содержание, а также после-

дующее четкое изложение соответствующей нормы в проекте законодательного акта.

Далее, в проекте Концепции декларируется неотвратимость наказания в контексте исторических загрязнений. Приводится опыт отдельных стран ОЭСР, однако отсутствуют конкретные предложения.

В частности отмечается о необходимости обратить внимание на «исторические» загрязнения и на исполнение принципа неотвратимости ответственности за экологические правонарушения и обязательности возмещения ущерба. Предполагается изучение опыта стран ОЭСР по разрешению вопросов ответственности за «исторические» загрязнения, перехода такой ответственности к новому лицу и, в случае невозможности установления загрязнителя, определения лица для установления обязанности устранить загрязнение. Имеется ссылка на нормы Экологического кодекса Швеции, в котором ответственность за устранение всего загрязнения конкретного участка налагается на лицо, осуществившее некоторую долю загрязнения, а также содержащем положение о переходе ответственности экологической ответственности на покупателя загрязненного участка. Приводится тезис о продолжительном сроке давности в странах ОЭСР, как в Эстонии 30 лет, Российской Федерации 20 лет, который коррелирует с принципом неизбежности ответственности.

Отмечая важность снижения исторических загрязнений, влекущих риски для здоровья народа, состояния животного и растительного мира, ухудшения природных ресурсов (подземные воды), отмечаем о необходимости представления конкретных предложений по возмещению ущерба от исторических загрязнений, а также устранения таких загрязнений.

В целом, законопроектная деятельность предусматривает анализ состояния правового регулирования, изучение актуальных вопросов правоприменительной практики. В рамках установленного порядка нормотворческой деятельности, при разработке проекта Концепции уполномоченным органом учитываются результаты правового мониторинга действующего законодательства.

Так, в разделе 6 «Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере» проекта Концепции отражено около 14 замечаний и предложений по совершенствованию экологического законодательства.

Однако указанные замечания и предложения отсутствуют в аналитической информации Министерства энергетики. Так, на корпоративном портале Министерства юстиции в январе 2018 года размещена справка об отсутствии недостатков норм права в Экологическом кодексе Республики Казахстан.

дующее четкое изложение соответствую нормы в проекте законодательного акта.

Далее, в проекте Концепции деклар ется неотвратимость наказания в конте исторических загрязнений. Приводится о отдельных стран ОЭСР, однако отсутств конкретные предложения.

В частности отмечается о необходимо обратить внимание на «исторические» заг нения и на исполнение принципа неот тимости ответственности за экологичес правонарушения и обязательности возме ния ущерба. Предполагается изучение оп стран ОЭСР по разрешению вопросов от ственности за «исторические» загрязне перехода такой ответственности к нов лицу и, в случае невозможности устано ния загрязнителя, определения лица для у новления обязанности устранить загрязне Имеется ссылка на нормы Экологичес кодекса Швеции, в котором ответственн за устранение всего загрязнения конкретн участка налагается на лицо, осуществив некоторую долю загрязнения, а также со жащем положение о переходе ответствен сти экологической ответственности на п пателя загрязненного участка. Приводи тезис о продолжительном сроке давност странах ОЭСР, как в Эстонии 30 лет, Рос ской Федерации 20 лет, который коррели с принципом неизбежности ответственнос

Отмечая важность снижения истор ских загрязнений, влекущих риски для зд вья народа, состояния животного и растит ного мира, ухудшения природных ресур (подземные воды), отмечаем о необходимо представления конкретных предложений возмещению ущерба от исторических заг нений, а также устранения таких загрязне

В целом, законопроектная деятельн предусматривает анализ состояния право регулирования, изучение актуальных во сов правоприменительной практики. В рам установленного порядка нормотворческой ятельности, при разработке проекта Кон ции уполномоченным органом учитываю результаты правового мониторинга действ щего законодательства.

Так, в разделе 6 «Результаты проведен го правового мониторинга законодатель актов в соответствующей сфере» про Концепции отражено около 14 замечани предложений по совершенствованию эк гического законодательства.

Однако указанные замечания и предло ния отсутствуют в аналитической инфор ции Министерства энергетики. Так, на поративном портале Министерства юсти в январе 2018 года размещена справка об сутствии недостатков норм права в Экол< ческом кодексе Республики Казахстан.

Необходимо отметить, что информация, указанная в разделе «Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере» проекта Концепции должна отражаться в отчете (аналитическая справка) Министерства энергетики на корпоративном портале Министерства юстиции Республики Казахстан.

В этой связи также одним из актуальных вопросов законодательного регламентирования в сфере охраны окружающей среды выступает потребность обеспечения уполномоченным государственным органом координации, взаимосвязи текущей законопроектной работы и результатов правового мониторинга.

Таким образом, работа по совершенствованию законодательной регламентации в сфере охраны окружающей среды, в частности разработки проектов Концепции и Экологического кодекса Республики Казахстан, обусловлена целым рядом перспективных направлений для последующих исследований с учётом правоприменительной практики по актуальным вопросам охраны окружающей среды, а также с позиций ощутимого улучшения качества окружающей среды.

2. Актуальные вопросы совершенствования законодательной регламентации в сфере здравоохранения (клинические исследования)

Статья 29 Конституции Республики Казахстан определяет, что каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на охрану своего здоровья6.

В Послании Президента Республики Казахстан от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни», главным приоритетом государства значится Здоровье нации [5].

В целом, в нашей стране вопросам здравоохранения уделяется особое внимание. В этой связи, ежегодно разрабатываются и принимаются различные государственные программы и нормативные правовые акты, посвященные вопросам совершенствования данной сферы.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день в целях исполнения вышеуказанного поручения Главы государства Министерством здравоохранения ведется работа по разработке нового Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения», а также его сопутствующего законопроекта. Новый Кодекс, прежде всего, будет направлен на профилак-

тику заболевания и на защиту прав человека, а также затрагивать вопросы цифровизации и вопросы искусственного интеллекта7. Данные новшества планируется внести в 2019 году.

Помимо указанных законопроектов на рассмотрении Парламента Республики Казахстан (по состоянию на ноябрь 2018 г.) находится еще один проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» (далее - Законопроект).

Данным Законопроектом вносятся поправки в Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения», Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях и иные законодательные акты. Основными направлениями данного Законопроекта является:

1. Внедрение новой модели гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и пакета обязательного социального медицинского страхования;

2. Совершенствование системы корпоративного управления в медицинских организациях;

3. Внедрение единого перспективного плана развития инфраструктуры здравоохранения;

4. Совершенствование вопросов охраны общественного здоровья;

5. Совершенствование системы медицинского образования и науки, повышение качества подготовки медицинских кадров и другие направления8.

Вместе с тем, с указанным законопроектом Министерство здравоохранения Казахстана планирует снять запрет на проведение медицинских исследований на беременных, детях, военнослужащих, а также лицах, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Так, Законопроектом в пункте 5 и 6 статьи 180 Кодекса о здоровье Республики Казахстан (далее - Кодекс о здоровье) определяется перечень уязвимых субъектов исследования и возможность проведения медицинских исследований на таких субъектах.

По пункту 5 Законопроекта уязвимыми субъектами исследования считаются:

1) несовершеннолетние;

2) беременные;

3) невменяемые и недееспособные лица;

4) учащиеся, где их участие в медицинских исследованиях связано с их учебой;

6Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года

7Новый Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» разработают в РК до 2019 года //Интернет-ресурс https://informburo.kz/novosti/novyy-kodeks-o-zdorove-naroda-i-sisteme-zdravoohraneniya-razrabotayut-v-rk-do-2019-goda.html

8 В Мажилисе презентован проект Закона по вопросам здравоохранения // Интернет-ресурс «zakon.kz» // https://www.zakon.kz/4938174-v-mazhilise-prezentovan-proekt-zakona.html

5) престарелые;

6) военнослужащие;

7) персонал медицинских организаций, где проводятся медицинские исследования, которые подчиняются исследователю;

8) лица, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или других местах содержания под стражей.

Согласно Законопроекту исследование на уязвимых субъектах требует наличия следующих условий:

1) получение согласия субъекта исследования на участие в нем;

2) если есть научное основания ожидать, что участие в медицинских исследованиях принесет непосредственную пользу данным субъектам, превышающую риски и неудобства связанные с медицинским исследованием.

Однако полагаем, что данные нововведения считаются нецелесообразными по следующим причинам.

Касательно согласия субъекта

В соответствии с указанным перечнем к уязвимым субъектам относятся несовершеннолетние, невменяемые, недееспособные лица, которые не могут давать согласие от своего имени, и за них несут ответственность законные представители (родители, опекуны и т.д.).

Таким образом, получить согласие несовершеннолетних, невменяемых, недееспособных лиц является невозможным. Согласие данных лиц можно получить только через законных представителей.

Такое проведение исследования по отношению к уязвимым субъектам может привести к ущемлению их прав и свобод, что противоречит основам Конституции. Например, по отношению к несовершеннолетним, находящихся в детских домах или лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, возможно применение различных методов давления, для получения их согласия на проведение медицинских исследований.

Необходимо отметить, что пункт 4 статьи 180 Кодекса о здоровье закрепляет норму позволяющую проведение клинических исследований с участием несовершеннолетних (которое проводится только с письменного информированного согласия их законных представителей).

Вместе с тем действующая редакция Кодекса о здоровье запрещает проводить клинические исследования на несовершеннолетних, которые не имеют законных представителей.

Однако предлагаемый законопроектом перечень уязвимых субъектов не предусма-

тривает данное обстоятельство, тем самым нарушая права и свободу выбора детей, не имеющих законных представителей.

Касательно беременных

В действующей редакции Кодекса, уже предусмотрены случай, когда можно проводить исследования на беременных женщинах.

Так, проводятся клинические исследования медицинских технологий и лекарственных средств, предназначенных для беременных женщин «когда необходимая информация может быть получена только при клинических исследованиях на беременных женщинах и когда полностью исключен риск нанесения вреда беременной женщине и плоду» (подпункт 9) пункт 2 статьи 180 Кодекса о здоровье).

Таким образом, законодательство Республики Казахстан при необходимости уже позволяет проводить исследования на беременных, в связи с чем, изменений в этой части также не требуется.

Касательно условия по научному основанию

Формулировка «Медицинские исследования могут проводиться на уязвимых субъектах исследования только в случае, если есть научное основания ожидать, что участие в медицинских исследованиях принесет непосредственную пользу данным субъектам, превышающую риски и неудобства связанные с медицинским исследованием» является прогнозируемым и не дает конкретного основания ожидать положительный результат исследования, что приводит к большим рискам в отношении здоровья и жизни человека.

Касательно проведения клинических исследований в Республике Казахстан

Согласно подпункту 19) пункта 2 Правил проведения медико-биологических экспериментов, доклинических (неклинических) и клинических исследований, а также требований к доклиническим и клиническим базам проводятся 4 фазы исследования9.

Первая фаза клинического исследования проводится с целью предварительной оценки безопасности исследуемого лекарственного препарата, а также определение предварительной схемы дозирования путем исследования фармакокинетики и фармакодинамики на здоровых добровольцах или пациентах, страдающих соответствующим заболеванием, когда высокая токсичность исследуемого препарата делает проведение исследования у здоровых добровольцев неэтичным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако в развитых зарубежных странах 1 фаза медицинских исследований вначале проводятся на здоровых добровольцах для оцен-

9 Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 2 апреля 2018 года № 142

ки безопасности препарата и определения его дозы. Например, в США и странах Европы - фаза I проводиться продолжительностью около 1 года (исследования у здоровых добровольцев для оценки безопасности препарата и определения его дозы, выявление побочных реакций и влияния на пищеварительную си-стему[6].

Следовательно, первая фаза исследования на здоровых добровольцах, позволяет пациентам, страдающим соответствующим заболеванием, предоставлять проверенный препарат, который не усугубит их состояние.

Между тем наше законодательство позволяет при необходимости проводить исследования на пациентах с соответствующим заболеванием, которое недолжно распространятся на уязвимые субъекты населения.

Таким образом, при обоснованной необходимости проведения исследования на уязвимых субъектах населения разработчику необходимо дополнительно проработать четкий механизм обеспечивающий защиту их прав и свободу выбора, а также предоставить гарантий, обеспечивающие минимальный вред их здоровью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боголюбов С.А. Реализация экологической политики посредством права. - М., 2015. 320 с.

2. Байдельдинов Д.Л. «Проблемы развития экологической политики и права в Республике Казахстан» //Евразийский юридический журнал, №9, 2013г.; Д.Л. Байдельдинов «Экологическое законодательство Республики Казахстан: совершенствование и кодификация». Дисс... докт.юрид.наук. 1996 г. 331 с.

3. Н.А. Назарбаев «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». Послание Президента Республики Казахстан от 10 января 2018 года // Интернет-ресурс «adilet.zan.kz» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1800002018. Дата обращения: 01.11.2018

4. Толковый словарь С.И. Ожегова // Интернет-ресурс «slovarozhegova.ru» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=27935. Дата обращения: 01.11.2018;

5. Послание Президента Республики Казахстан от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» //Интернет-ресурс «akorda.kz» http://www. akorda.kz

6. Завидова С.С., Намазова-Баранова Л.С., Тополянская С.В. - Клинические исследования лекарственных препаратов // ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ/2010/ ТОМ 7/№ 1 - С. 6-14.

REFERENCES

1. Bogolyubov S.A. Realizaciya ehkologicheskojpolitiki posredstvom prava. - M., 2015. 320 s.

2. Bajdel'dinov D.L. «Problemy razvitija jekologicheskoj politiki i prava v Respublike Kazahstan» // Evrazijskij juridicheskij zhurnal, №9, 2013g.; D.L. Bajdel'dinov «Jekologicheskoe zakonodatel'stvo Respubliki Kazahstan: sovershenstvovanie i kodifikacija». Diss. na soiskanie uch. st. d.ju.n. 1996g. 331 s.

3. N.A. Nazarbaev «Novye vozmozhnosti razvitiya v usloviyah chetvertoj promyshlennoj revolyucii». Poslanie Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 10 yanvarya 2018 goda // Internet-resurs «adilet.zan.kz» [EHlektronnyjresurs]. -Rezhimdostupa: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1800002018. Data obrashcheniya: 01.11.2018

4. Tolkovyj slovar' S.I. Ozhegova // Internet-resurs «slovarozhegova.ru» [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=27935. Data obrashcheniya: 01.11.2018;

5. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 5 oktyabrya 2018 goda «Rost blagosostoyaniya kazahstancev: povyshenie dohodovi kachestvazhizni»//Internet-resurs «akorda.kz» http://www.akorda.kz

6. S.S. Zavidova, L.S. Namazova-Baranova, S.V. Topolyanskaya - Klinicheskie issledovaniya lekarstvennyhpreparatov//PEDIATRICHESKAYA FARMAKOLOGIYA /2010/ TOM 7/№ 1 - S.6-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.