Научная статья на тему 'Правовое регулирование транспортно-транзитных отношений в Казахстане'

Правовое регулирование транспортно-транзитных отношений в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1054
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / АВИАТРАНСПОРТ / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРАНЗИТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КАЗАХСТАН / ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / МАГИСТРАЛЬ / МАРШРУТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кусаинова Айман Кудайбергеновна, Назаркулова Ляззат Талгатовна

В данной работе рассматриваются вопросы правового регулирования транспортно-транзитных отношений в Казахстане. В условиях развития рыночных отно-шений совершенствование правового регулирования транспортно-транзитных отношений приобретает особое значение. Особую значимость они приобретают в связи со все более актуализирующимися вопросами развития транзитной политики Казахстана. Так, в Посла-нии Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года «Третья модернизация Ка-захстана: глобальная конкурентоспособность» перед Правительством поставлены задачи к началу 2020 года обеспечить повышение ежегодного объема транзитных перемещений в следующих объемах: семикратно для грузов, перевозимых контейнерами (2 миллиона контей-неров); четырехкратно для пассажирских перевозок воздушным транспортом (1,6 миллиона транзитных пассажиров). Как следствие, это должно привести к повышению доходов от транзита до 4 млрд. долларов в год (в 5,5 раза). В развитие транспортной сферы за последние десять лет инвестировано около 30 млрд долларов. За это время построено порядка 2 000 км. железных дорог. Создано и реконструировано более 6 000 км. автомагистралей. Портовый грузооборот на Каспии возрос до 23,5 млн. тонн. Осуществлена реконструкция 15 казахстан-ских аэропортов. Были построены новые участки газопровода Средняя Азия Центр, 3 нитки газопровода МГ «Казахстан-Китай», что позволило увеличить транзитную способность си-стемы. Законодательство, регулирующее транспортно-транзитные отношения за последние годы, претерпело значительные изменения. В связи с этим вопросы правового регулирования транс-портно-транзитных отношений нуждаются в тщательном научно-правовом осмыслении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кусаинова Айман Кудайбергеновна, Назаркулова Ляззат Талгатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование транспортно-транзитных отношений в Казахстане»

// https://www.zakon.kz/146609-normativnye-postanovlenija-verkhovnogo.html

13. Mami K., Baishev Zh. O yuridicheskoy prirode normativnyih postanovleniy Verhovnogo Suda Respubliki Kazahstan // Yurist. - May, # 5,2004 / https://journal.zakon.kz/203877-o-juridicheskojj-prirode-normativnykh.html

14. Tlembaeva Zh.U. O pravovoy prirode normativnyih postanovleniy Verhovnogo Suda RK i vozmozhnosti otneseniya ih k aktam pretsedentnogo prava // https://www.zakon.kz/4810673-o-pravovoy-prirode-normativnyh.html

15. Abdrasulov E. Sudebnaya vlast i ee rol vpravoraz'yasnitelnoy deyatelnosti. Zanger, #2, 2004. S. 22-24.

16. Tukiev A.S., Tlembaeva Zh.U., Eleusizova I.K.. O nekotoryih problemah sudebnogo pravotvorchestva. Vestnik Instituta zakonodatelstva Respubliki Kazahstan. N3 (44) 2016. S. 14-24.

17. G.Slapper and D.Kelly. The English legal system, p.145-146.

18. Smith andKeenan's English law. Text and cases, p.215-216.

19. Marchenko M.N. Osobennosti sudebnogo pretsedenta v sisteme romano-germanskogo prava// Zhurnal zarubezhnogo zakonodatelstva i sravnitelnogo pravovedeniya, #1-2016// https:// cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-sudebnogo-pretsedenta-v-sisteme-romano-germanskogo-prava

УДК 338.462

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ТРАНЗИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КАЗАХСТАНЕ

Кусаинова Айман Кудайбергеновна

Научный сотрудник ТОО «Консалтинговая группа «Болашак», к.ю.н., доцент; г. Астана, Республика Казахстан; е-тай: [email protected]

Назаркулова Ляззат Талгатовна

Научный сотрудник ТОО «Консалтинговая группа «Болашак», к.ю.н., доцент; г. Астана, Республика Казахстан; е-mail: [email protected]

Ключевые слова: транспортная система; транзитный потенциал; автомобильный транспорт; железнодорожный транспорт; авиатранспорт; водный транспорт; правовое регулирование; транзит; законодательство; Казахстан; транспортный коридор; транзит; магистраль; маршрут.

Аннотация. В данной работе рассматриваются вопросы правового регулирования транспортно-транзитных отношений в Казахстане. В условиях развития рыночных отношений совершенствование правового регулирования транспортно-транзитных отношений приобретает особое значение. Особую значимость они приобретают в связи со все более актуализирующимися вопросами развития транзитной политики Казахстана. Так, в Послании Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» перед Правительством поставлены задачи к началу 2020 года обеспечить повышение ежегодного объема транзитных перемещений в следующих объемах: семикратно для грузов, перевозимых контейнерами (2 миллиона контейнеров); четырехкратно для пассажирских перевозок воздушным транспортом (1,6 миллиона транзитных пассажиров). Как следствие, это должно привести к повышению доходов от транзита до 4 млрд. долларов в год (в 5,5 раза). В развитие транспортной сферы за последние десять лет инвестировано около 30 млрд долларов. За это время построено порядка 2 000 км. железных дорог. Создано и реконструировано более 6 000 км. автомагистралей. Портовый грузооборот на Каспии возрос до 23,5 млн. тонн. Осуществлена реконструкция 15 казахстанских аэропортов. Были построены новые участки газопровода Средняя Азия Центр, 3 нитки газопровода МГ «Казахстан-Китай», что позволило увеличить транзитную способность системы.

Законодательство,регулирующеетранспортно-транзитныеотношениязапоследниегоды, претерпело значительные изменения. В связи с этим вопросы правового регулирования транс-портно-транзитных отношений нуждаются в тщательном научно-правовом осмыслении.

Азаматтьщ жэне азаматтыц процест1к ц^Цьщ

ЦАЗАЦСТАНДАГЫ КЭЛ1К-ТРАНЗИТТ1К ЦАТЫНАСТАРДЫ

Ц¥ЦЫЦТЫЦ РЕТТЕУ

Айман Цадайберген^ызы Ц^саинова

«Болашац» консалтингтт тобы» ЖШС зылыми ^birnemKepi, з.г.к., доцент; Астана, К^азацстан Республикасы; e-mail: [email protected]

Ляззат ТалFатк;ызы Назародлова

«Болашац» консалmингmiк тобы» ЖШС зылыми цыirnemKepi, з.г.к., доцeнm; Астана, Казацстан Рeспубликасы; e-mail: [email protected]

Tyuïh свздер: квлттт ЖYйe; транзиттт элeуem; автомобиль квлш; meмipжол квлш; dye квлш; су квлш; цуцыцтыц pemmeу; транзит; зацнама; Казацстан; квлт дэлiзi; транзит; магистраль; маршрут.

Аннотация. Осы мацалада Казацстандагы квлттт-транзиттт цатынастар-ды цуцыцтыц pemmey мdсeлeлepi царастырылган. Нарыцтыц цатынастарды дамы-ту жагдайында квлттт-транзиттт цатынастарды цуцыцтыц pemmeyдi жemiлдipy epeкшe мацызга ш. Казацстанныц транзиттт саясатын дамыту взeкmi мdсeлeгe ай-налуына байланысты олар epeкшe мацызга ш. Сондыцтан, 2017 жылгы 31 цацтар-дагы Казацстан Рeспyбликасы Пpeзидeнmiнiц «Казацстанныц Yшiншi жацгыртылуы: жаhандыц бdсeкeгe цабiлemmiлiгi» Жолдауында Yкiмemкe 2020 жылдыц басына дeйiн мынадай квлeмдepдe жылдыц транзиттк цозгалыстарды арттыруды цамтамасыз emy мiндemmepi цойылган: конmeйнepлep арцылы тасымалданатын арналган ЖYкmep-гe жemi eсe (2 млн конmeйнep); жолаушыларды dye арцылы тасымалдау ушт тврт eœ (1,6 млн транзиттк жолаушы). Соныц салдарынан, mpанзиmmeн mYсemiн табыс жылына 4 млрд долларга дeйiн всyiнe dкeлyi тшс (5,5 pem). Квлт сeкmоpын дамы-туга соцгы он жылда шамамeн 30 млрд. доллар инвeсmицияланган. Осы уацыт iшiндe meмip жолдар 2000 км-гe жуыц созылган. 6000 км-дан астам автожолдар цурылды жdнe цайта жацартылды. Касnийдeгi жук айналымы 23,5 млн. тоннага дeйiн всmi. 15 цазацстандыц dyeжай цайта цурылды. Орта Азия Орталыгы газ цубырыныц жаца бвлiмдepiнiц, «Казацстан-Кытай» 3 газ цубыры жeлiсiнiц салынуы транзиттт жуй-eнiц dлeyemiн арттыруга мYмкiндiк жасады.

Соцгы жылдары квлттт жdнe транзиттт цатынастарды pemmeйmiн зацдар eлe-yлi взгepiсmepгe ушырады. Осыган байланысты квлттт-транзиттт цатынастарды цуцыцтыцpemmey мdсeлeлepi mолыгымeн гылыми-цуцыцтыц mYсiндipyдi цажem emeдi.

LEGAL REGULATION OF TRANSPORT-TRANSIT RELATIONS IN

KAZAKHSTAN

Kusainova Ayman Kudaibergenovna

Researcher of the LP «Consulting group «Bolashak», candidate of jurisprudence, associate professor; Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]

Nazarkulova Lyazzat Talgatovna

Researcher of the LP «Consulting group «Bolashak», candidate of jurisprudence, associate professor; Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]

Keywords: transport system; transit potential; road transport; railway transport; air transport; water transport; legal regulation; transit; legislation; Kazakhstan; transport corridor; transit; highway; route.

Abstract. This paper considrs issues of legal regulation of transport-transit relations in Kazakhstan. In the conditions of development of market relations, the improvement of the legal regulation of transport-transit relations takes on special significance. They acquire special significance in connection with more and more actual issues of development of the transit policy of Kazakhstan. Thus, in the Address of the President of the Republic of Kazakhstan dated January 31, 2017, «Third modernization of Kazakhstan: global competitiveness», the Government is tasked to increase the annual volume of transit movements in the following amounts by the beginning of2020: seven times

for goods transported by containers (2 million containers); four times for passenger transportation by air (1.6 million transit passengers). As a result, this should lead to an increase in revenues from transit to 4 billion dollars per year (5.5 times). To develop the transport sector over the past ten years about 30 billion dollars have been invested. During this time, about 2,000 km of railways have been built. Over 6,000 km of motorways have been created and reconstructed. Port cargo turnover in the Caspian increased to 23.5 million tons. 15 Kazakhstan airports were reconstructed. New sections of the Central Asia Center gas pipeline, 3 lines of the Kazakhstan-China gas pipeline were constructed, which allowed increasing the transit capacity of the system.

Legislation that regulates transport and transit relations in recent years has undergone significant changes. In this regard, the issues of legal regulation of transport-transit relations need a thorough scientific and legal interpretation.

Введение

Одним из национальных приоритетов современного Казахстана является создание целостной и эффективно действующей системы транспортно-транзитной системы. В современных условиях руководство страны уделяет этой проблеме особенное внимание, что является закономерным, учитывая то, что транзитные возможности - это мощнейший инструмент реализации потенциала страны по обеспечению и поддержанию международных транспортных потоков между различными территориями. Внимание к этой проблеме является приоритетной целью развития Казахстана, как государства ориентированного на международную социально-экономическую интеграцию, обеспечивающую благосостояние своих граждан. Одним из важных направлений деятельности является повышение рентабельности трансконтинентальных коридоров. При том, что транзит грузов через Казахстан вырос на 17% в 2017 году (17 миллионов тонн). Глава государства поставил задачу довести ежегодные доходы от транзита к 2020 году до 5 миллиардов долларов [1].

Глобализация, происходящая в мировой экономике, развивается благодаря усилению открытости национальных экономик, их вовлеченности в международный товарообмен и способствует усилению роли территорий и регионов Казахстана по обслуживанию отечественными транспортными системами транзитных потоков.

В настоящее время транзитный потенциал страны реализуется через деятельность транс-портно-логистического хаба в Центральной Евразии. Полностью окончено строительство участка Международного коридора «Западная Европа — Западный Китай» на территории Казахстана, продолжительностью 2857 км. Магистралью охвачено более 240 населенных пунктов пяти областей с общей численностью населения 5,5 млн. человек. Эффектом для развития экономики является увеличение: в 2,5 раза объема грузооборота между регионами, в 3 раза объема транзитных автоперевозок. Среднегодовой экономический эффект от реализации проекта к 1 февраля 2018 года

составил около 180 млрд. тенге и с каждым годом будет повышаться [2].

Значимость развития транспортной системы Казахстана с учетом транзитных перевозок нельзя не признавать, т.к. транспор-тно-логистическая отрасль выступает одной из основных составляющих экономики республики, которая охватывает и связывает большой объем отношений, в том числе, по производству, распределению и обмену товарами и способствует устойчивому развитию государства. Специалисты по международному транспортному праву считают, что в условиях активной реализации коммуникаций, транспортных средств и увеличения уровня международных товаропотоков повышается значение и роль института транзита [3, с.244]. Это является актуальным, поскольку основным продуктом деятельности транспортных систем является территориальное перемещение грузов или пассажиров, в связи с этим транспорт выступает элементом экономики республики, который охватывает и связывает все виды производственных отношений, в том числе, распределения и обмена. Обеспечение отношений по перевозке связывает многие социально-экономические отношения и это определяет специфику транспортных отношений. Основной целью исследования является изучение правового регулирования транспортно-транзитных отношений, выявление проблем и выработка предложений по их совершенствованию. Для этого предполагается: анализ казахстанского и зарубежного законодательства, изучение научных трудов по исследуемой теме, изучение практической реализации транзитной политики Казахстана. Таким образом, при проведении исследования предполагается применение сравнительно-правового и описательного метода, метода системного анализа и синтеза.

Среди исследователей и экспертов, юристов, экономистов, политиков растет понимание того, что на сегодняшний день тема развития транспортно-транзитного потенциала является одной из ключевых тем в экспер-тно-политических дискуссиях в Центральной Азии [4, с. 7]. После того, как китайский лидер

Азаматтьщ жэне азаматтьщ процеспик цуцьщ -.

в сентябре 2013 г. озвучил идею концепции «Экономического пояса Шёлкового пути», для стран Центральноазиатского региона тема транзитного потенциала приобрела особое значение. Появилась реальная возможность для участия стран этого региона в глобализации экономических процессов. Это определило новую стратегию развития и сформировало совершенно новую повестку для региональных транспортных систем. В свою очередь это привело к выработке государственной политики, государственных программ и изменению нормативной правовой базы транспор-тно-транзитной сферы Казахстана.

На современном этапе правового регулирования транспортного комплекса вопросы по формированию транзитного потенциала исследованы пока еще недостаточно. Целостная концепция системного анализа правовых проблем транспортно-транзитной отрасли находится в стадии формирования. Необходимость исследования этих вопросов обостряется в связи с некоторыми барьерами, в частности, недостаток развития комплексных производственных систем, угрозы неадекватного управления технологическим процессом, транспортной безопасности страны.

Необходим анализ правовой регламентации практики управления, организации и развития транспортно-транзитного потенциала в зависимости от вида транспорта.

Основная часть

Эффективная организация деятельности казахстанской транспортно-транзитной сферы является одним из важных направлений государственного регулирования. Эффективное функционирование транспортно-транзитной сферы Казахстана в значительной степени зависит от качественного нормативного регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе ее функционирования. Выявление и анализ ряда наиболее актуальных проблем правоприменения, возникающих в транспортно-транзитной сфере обусловлено обновленной транспортной политикой, направленной на развитие транзитного потенциала и, как следствие, транспортного законодательства. При этом, как свидетельствует мировая практика для обеспечения конкурентоспособности международных транзитных транспортных маршрутов необходимо не только техническое обеспечение. Важное значение имеет минимизация рисков по пути

следования транзитных грузопотоков, например, разработка единой межстрановой политики по транспортным коридорам, технология пропуска товаров через пограничные посты, информационное сопровождение и др.

Роль переходного регулятора в процессе развития транспортно-транзитного потенциала в период с 2014 по 2016 гг. выполняла «Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года», ее положения предусматривали возможность выступления транспортной системы в качестве катализатора социально-экономического развития на долгосрочный период, путем обеспечения межрегиональных связей внутри республики и интеграции экономики Казахстана в мировую систему, соответствие ее критериям безопасности и качества1.

Основой построения транзитной политики Казахстана является Стратегия «Казахстан 2050»2. Стратегией предусмотрено увеличить объем транзитных перевозок через республику к 2020 году - в 2 раза, а к 2050 году - в 10 раз к уровню 2012 года. Также запланировано - создание совместных предприятий в регионе и во всем мире - Азии, Европе Америке: транспортно-логистические хабы в основных транзитных мировых центрах, порты в тех странах, которые имеют прямой морской выход. В республике создаются инфраструктурные комплексы с целью доставки в удаленные регионы и регионы с низкой плотностью населения жизненно важных и экономически необходимых объектов инфраструктуры. При этом, с 2015 года отмечается снижение грузооборота по республике, в 2016 году - на 7,2 % (оборот составил 399,9 млрд.т. км.).

Правовое регулирование транспортной системы Республики Казахстан осуществляется основными нормативными правовыми актами, которые устанавливают, изменяют или прекращают правоотношения в области организации и осуществления перевозок. Транспортная система Казахстана состоит из всех видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, трубопроводного (водовод, нефте-, газопроводы,), а также водного (морской, речной) и воздушного. Для обеспечения надлежащего функционирования транспортной системы в республике создана транспортная инфраструктура. Транспортная инфраструктура состоит из: сети автомобильных, железных дорог, сети речных судоходных пу-

1 Государственная программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 13 января 2014 года № 725.Утратил силу. //http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1400000725//ИС Эдшет. Дата доступа 23 августа 2018 г.

2 Стратегия «Казахстан 2050» новый политический курс состоявшегося государства Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года //http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050№. ИС Эдшет. Дата доступа 23 августа 2018 г.

тей. Неотъемлемыми составляющими транспортной инфраструктуры являются такие объекты, как: станции и вокзалы, аэропорты, предприятия и службы по сервисному обслуживанию (ремонт транспортных средств, оказание услуг для работников транспорта и пассажиров).

Каждый вид транспорта выполняет в данной системе присущую ему функцию в зависимости от технико-экономических особенностей, провозных способностей, географических и исторических особенностей развития и является совокупностью средств и путей сообщения, а также разных технических сооружений и устройств, которые обеспечивают эффективное функционирование всех отраслей экономики.

Ведущие позиции в реализации стратегических планов по становлению страны значимым деловым хабом принадлежат железнодорожному транспорту. В отраслевом законе закреплены цели государственной политики по расширению транзитных и международных перевозок: реализуя эту задачу национальный оператор АО НК «^азакстан темiр жолы» планирует увеличить транзитные перевозки в 2 раза к 2020 году и в 10 раз к 2050 году. Развитие транспортно-транзитной инфраструктуры осуществляется на основе всесторонней государственной поддержки, что оказывает благоприятное влияние на реализацию вышеназванных планов. Определенное положительное воздействие имеет и достаточное нормативно-правовое регламентирование деятельности железнодорожного транспорта и перевозок: Закон о транспорте в Республике Казахстан,3 Закон о железнодорожном транспорте,4 Приказ Министра по инвестициям и

развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 545 Об утверждении «Правил перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузо-багажа и почтовых отправлений»,5 статьями 688-707 Гражданского кодекса Республики Казахстан6 и др.

Однако, основной закон в этой сфере (Закон о железнодорожном транспорте) содержит минимальное количество норм, посвященных правовому регулированию транзитной деятельности. К примеру, в нем закреплены нормы о компетенции Правительства в части принятия решения о запрете транзитного пассажирского сообщения, ввоза, вывоза, транзита багажа, груза и грузобагажа на территорию или с территории республики. Примером реализации компетенции служат утвержденные в июне 2007 года Постановлением Правительства «Правила ввоза, вывоза и транзита от-ходов»,7 в которых учтены положения Экологического кодекса8 и Базельской конвенции9. Правилами закреплено, что ввезти в Казахстан из стран, не входящих в Таможенный союз (вывезти с территории Казахстана в такие страны) отходов с целью их использования (переработки, утилизации) можно лишь на основании разрешительного документа (лицензии), выдаваемым уполномоченным органом. Лицензирование стран, не состоящих в Таможенном союзе, по ввозу (вывозу) в (из) Казахстан (а) отходов осуществляется в соответствии с «Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза опасных от-ходов»10 и Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами11.

3Закон Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года № 156-XIII «О транспорте в Республике Казахстан» // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1003161#pos=46;-282. ИС Параграф. Дата доступа 23.08.2018.

4Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года № 266-II «О железнодорожном транспорте» //https:// online.zakon.kz/document/?doc_id=1026596. ИС Параграф. Дата доступа 23.08.2018.

5Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 545 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений» // http:// online.zakon.kz/m/Document/?doc_id=36864605. ИС Параграф. Дата доступа 23.08.2018.

6ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН (ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ) от 1 июля 1999 г. // https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=1013880#pos=5;-274. ИС Параграф. Дата доступа 23.08.2018.

7Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 июля 2007 года N 594 «Обутверждении Правил ввоза, вывоза и транзита отходов» //http://adilet.zan.kz/rus/docs/P070000594_. ИПСНПА Эдшет. Дата доступа 23 августа 2018 г.

8Экологический кодекс Республики Казахстан Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/K070000212_. ИПСНПА Эдилет. Дата доступа 23.08.2018 г.

9Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1011170. ИС Параграф. Дата доступа 23 августа 2018 г.

10Приложение № 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 Положение о порядке ввоза на таможенную территорию таможенного союза, вывоза с таможенной территории таможенного союза и транзита по таможенной территории таможенного союза опасных отходов // http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/catr/nontariff/Documents/ed_p_starie faili/2.3 - opasn othod - PR.doc. Сайт Евразийской экономической комиссии: http://eec.eaeunion.org/. Дата доступа 23 августа 2018 г.

11Закон Республики Казахстан «О ратификации Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» от 24 ноября 2009 года № 207-IV//ИПСНПА Эдшет. http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z090000207_ Дата доступа 23 августа 2018 г.

На территорию Казахстана не могут быть ввезены из стран, или вывезены в страны, не входящие в Таможенный союз, опасные отходы, приведенные в пункте 1.2 Единого перечня товаров, на которых наложен запрет или ограничение на ввоз или вывоз странами-членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС в торговле с третьими странами, утвержденного вышеназванным Решением от 16 августа 2012 года № 134. Список отходов, на которые наложено ограничение к перевозке через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и (или) вывозе, предусмотрен Единым перечнем (раздел 2.3). Положения Постановления Правительства направлены на защиту тех стран-участников Базельской конвенции, в которых ввоз опасных отходов законодательно запрещен, либо, если есть опасность использования таких отходов экологически не безопасным образом.

Несмотря на сформированную достаточно обширную нормативную правовую базу по регулированию транспортно-транзитных отношений в Казахстане, имеются и некоторые проблемы. Одной из них является вопрос гармонизации отечественных нормативов и стандартов с международными.

Длительное время сдерживающим фактором развития транзитных перевозок являлось несовершенство законодательства о смешанных (мультимодальных) перевозках. Устранение пробелов регулирования смешанных перевозок оказывает позитивное влияние на развитие транспортно-транзитных отношений. Гражданский кодекс, Закон о транспорте были дополнены правовыми положениями по осуществлению данного вида перевозок. Ст. 694 ГК РК определяет, что порядок организации таких перевозок устанавливается договорами между сторонами перевозки, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан о транспорте. Закон о транспорте был дополнен нормами, конкретизирующими понятие смешанных перевозок, договора смешанных перевозок, взаимодействия сторон, понятия и роли единой товарно-транспортной накладной (единого коносамента) (ст. 12, 211, 12-2, 12-3). Также были приняты «Правила смешанных перевозок», в которых содержатся нормы, способствующие единству смешанных перевозок. С внесением вышеназванных изменений и дополнений в нормативную правовую базу, были устранены возникавшие ранее на практике вопросы о юридико-право-

вой конструкции договора, используемой при оформлении договора перевозки в смешанном сообщении, что способствует достижению целей по повышению транспортно-транзитного потенциала Казахстана.

К позитивным законодательным решениям можно отнести внедрение Внешнеторговой палатой Казахстана процедуры Карнет АТА в 2016 году. Карнет АТА позволяет экономить временные и финансовые ресурсы Таможни и экспортеров, повышает надежность и безопасность перемещения товаров через границы. Ратификация международной конвенции о временном ввозе (конвенции Карнет АТА) была осуществлена еще в 2010 году (Закон РК от 3 ноября 2010 года № 346-ГУ). Присоединение к конвенции Карнет АТА и другим международным документам способствует успешной интеграции республики в мировое сообщество, что является одним из факторов повышения уровня транзитных перевозок по Казахстану и торгово-экономического сотрудничества с зарубежными партнерами.

Таможенное регулирование транзитных перевозок осуществляется в соответствии с Главой 24 Кодекса РК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее -Таможенный кодекс Казахстана)12.

Специальные условия для оформления таможенного транзита предусмотрены для грузов, которые транспортируются от одного до другого органа таможенной службы (от пункта отправления до пункта назначения) без уплаты таможенных платежей при условии маркировки данных грузов, как грузов таможенного транзита.

Для грузов, не относящихся к опасным отходам, применяются положения Приказа Министра финансов РК «Особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перевозимых по территории Республики Казахстан»13, которые приняты в рамках реализации п. 10 ст. 222 Таможенного кодекса Казахстана. В частности, определяется, что специальный режим устанавливается в отношении перевозки товаров: от таможенной службы в пункте назначения до службы в пункте отправления; от таможенной службы в пункте назначения до внутренней таможенной службы; от внутренней таможенной службы до таможенной службы в пункте отправления; от одной внутренней таможенной службы до другой внутренней таможенной службы.

12 Кодекс РК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» от 26 декабря 2017 года //http:// adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000123. ИПСНПА Эдшет. Дата доступа 23 августа 2018 г.

13 Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 февраля 2018 года № 234 «Обутверждении Особенностей применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перевозимых по территории Республики Казахстан» //http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800016519. ИПСНПА Эдшет. Дата доступа 23 августа 2018 г.

Приказом предусмотрено, что таможенная служба принимает одну транспортную накладную на всю протию товаров при перемещении иностранных товаров по тарифам таможенного транзита, имеющих несколько перевозочных документов из места отправления в место назначения, находящееся на территории Казахстана, от одного отправителя к одному получателю.

Установление для товаров процедуры таможенного транзита не означает, что таможенная служба не имеет возможности проводить процедуру таможенного досмотра. Такая процедура может быть проведена в случае: получения рекомендаций системы управления рисками; наличия признаков несанкционированного доступа к перевозимым грузам; получения оперативной информации о нарушении таможенного законодательства РК при перемещении товаров.

Принятие в 2018 году вышеупомянутого приказа привело к прекращению действия приказов, ранее регулировавших данные отношения:

1) приказ Министра финансов РК «Об утверждении Особенностей таможенного транзита иностранных товаров, перемещаемых по территории Республики Казахстан»14;

2) приказ Министра финансов РК «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов «Об утверждении Особенностей таможенного транзита иностранных товаров, перемещаемых по территории Республики Казахстан»15.

В настоящее время Казахстаном предоставляется свободный транзит, который соответствует нормам статьи V Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года. Вступление Казахстана в Евразийский экономический союз не оказало негативного влияния на соблюдение ранее применяемых принципов транзитных перевозок. С 1 января 2018 года таможенный контроль товаров, перевозимых транзитом по территории Казахстана, регулируется положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза16. Положения Таможенного Кодекса Казахстана

касательно транзитного контроля продолжают применяться в той мере, в которой они не противоречат Таможенному кодексу ЕАЭС.

Важно понимать, что транзитный потенциал является важной интегрированной характеристикой состояния и уровня развития транспортной системы. Под транзитным потенциалом Казахстана понимается возможность передвижения по его территории груза третьих стран под контролем таможни без взимания таможенных платежей.

Дефиниция «транзитный потенциал транспортных систем» появилась на практике и получила свое применение в результате увеличения международных перевозок. Надлежащее осуществление процесса международных перевозок раскрывается через потенциальную составляющую транзита с максимальным использованием существующих ресурсов и возможностей.

В рамках реализации государственной программы «Н^рлы жол»17 с 2014 года была начата системная работа по осуществлению крупных проектов в сфере транспорта. В совокупности с ранее реализованными проектами проводимая политика по модернизации транспортной инфраструктуры положительно сказывается на позициях Казахстана в мировых рейтингах по качеству инфраструктуры.

Государственная политика по повышению транспортно-транзитного потенциала страны направлена не только на совершенствование законодательства, но и на конкретные мероприятия по строительству соответствующей инфраструктуры:

- расширение порта Актау и доведение его мощности до 21 млн. тонн, а также реализация проекта строительства паромного комплекса в п. Курык мощностью 4 млн тонн позволят обеспечить становление «Западных ворот» страны;

- на востоке страны в рамках СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота» практически завершена работа по созданию транспортно-логистиче-ского хаба, подразумевающего строительство «сухого порта». Завершение строительства инфраструктуры СЭЗ даст возможность уве-

14 Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 206 «Об утверждении Особенностей таможенного транзита иностранных товаров, перемещаемых по территории Республики Казахстан». //http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500010817. ИПСНПА Эдшет. Дата доступа 23 августа 2018 г.

15 Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 1 февраля 2017 года № 72.О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 206 «Об утверждении Особенностей таможенного транзита иностранных товаров, перемещаемых по территории Республики Казахстан». //http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700014872. ИПСНПА Эдшет. Дата доступа 23 августа 2018 г.

16 Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2017 года № 115^1 ЗРК.О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. ИПСНПА Эдилет. Дата доступа 23 августа 2018 г.

17 Указ Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года № 1030 «Обутверждении Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Обутверждении Перечня государственных программ» //http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1500001030. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Эдшет. Дата доступа 23 августа 2018 г.

личения объемов товарооборота через Хор-гос в 8 раз, что, в свою очередь, увеличит перевозку грузов до 4 млн тонн в год;

- в текущем году будет завершено строительство вторых путей железнодорожного участка Алматы — Шу для устранения узких мест в осуществлении перевозок на железнодорожном транспорте и откроется движение на всем протяжении международного автомобильного коридора «Западная Европа — Западный Китай», который имеет огромную значимость в построении трансконти-

нентального моста Евразийского материка.

В заключение отметим, что для полноценной реализации транзитного потенциала страны и становления Казахстана региональным транспортным хабом необходим комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование соответствующей транспортной отрасли, а также сферы законодательства, что будет способствовать переходу на новый уровень оказания качественных транспортно-логистиче-ских услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента Республики Казахстан от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» // http://adilet.zan.kz/rus/ docs/K1800002018.

2. Выступление Премьер-Министра Бакытжана Сагинтаева на расширенном заседании Правительства РК 09.02.2018 // http://www.government.kz/ru/novosti/1013411-vystuplenie-premer-ministra-bakytzhana-sagintaeva-na-rasshirennom-zasedanii-pravitelstva-rk-09-02-2018. html

3. Гречуха В.Н. Правовые основы международных перевозок пассажиров и грузов. - М., 2007. - С. 244.

4. Ерлан Карин. Приветственная речь директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК // ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫВРАЗИИ: НОВЫЕ ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА IIМеждународная конференция. Астана, 14 марта 2016 г. Астана 2016. С. 7.

REFERENCES

1. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 10 janvarja 2018 goda «Novye vozmozhnosti razvitija v uslovijah chetvertoj promyshlennoj revoljucii» //http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1800002018.

2. Vystuplenie Prem'er-MinistraBakytzhana Sagintaeva na rasshirennom zasedanii Pravitel'stva RK 09.02.2018 // http://www.government.kz/ru/novosti/1013411-vystuplenie-premer-ministra-bakytzhana-sagintaeva-na-rasshirennom-zasedanii-pravitelstva-rk-09-02-2018.html

3. Grechuha V.N. Pravovye osnovy mezhdunarodnyhperevozokpassazhirov i gruzov. -M., 2007. - S. 244.

4. Erlan Karin. Privetstvennaja rech' direktora Kazahstanskogo instituta strategicheskih issledovanij pri Prezidente RK // TRANSPORTNYE KORIDORY VRAZII: NOVYE PUTI SOTRUDNIChESTVA II Mezhdunarodnaja konferencija. Astana, 14 marta 2016g. Astana 2016. S. 7.

УДК 340

СООТНОШЕНИЕ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ И ЧАСТНО-ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Ханс-Йоахим Шрамм

Профессор, доктор права Университета Висмара,

г. Луизенштрассе, Германия; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: публичное право; частное право; методы регулирования общественных отношений; разграничение публичного и частного права; принципы публичного права; принципы частного права; комплексное отраслевое законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.