УДК 338.462
ЮРИДИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ КАЗАХСТАНОМ ПРОБЛЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК В СВЕТЕ МИРОВОГО ОПЫТА
Сарсембаев Марат Алдангорович
Главный научный сотрудник ТОО «Консалтинговая группа «Болашак»,
д.ю.н., профессор; г. Астана, Республика Казахстан; е-таИ: [email protected]
Кусаинова Айман Кудайбергеновна
Научный сотрудник ТОО «Консалтинговая группа «Болашак», к.ю.н., доцент;
г. Астана, Республика Казахстан; е-таИ: [email protected]
Ключевые слова: транзит; закон; конвенция; транспорт; торговля; энергия; трасса; транзитный потенциал; правовое регулирование; законодательство; транзитный договор; Казахстан; мировой опыт; транспортный коридор; груз; магистраль; маршрут; транспортная инфраструктура.
Аннотация. В этой статье рассматриваются юридические формы и средства решения Республикой Казахстан транзитных проблем транспортировки грузов и товаров. В ней проанализированы проблемы казахстанского законодательства о тран-зитно-транспортных вопросах и пути их решения, а также участие Казахстана в разработке и подписании соглашений по вопросам транзита на основе мирового опыта. Актуальность данных вопросов определяется тем, что развитие транспортно-тран-зитного потенциала Казахстана является составляющей частью модернизации экономики республики в условиях процесса глобализации. Увеличение объема транзитных международных перевозок позволит ускорить рост экономики Казахстана и интегрировать ее в мировую транспортную систему. За последние годы транспортно-транзитные отношения Казахстана подверглись значительной трансформации. Наряду с положительными результатами, авторы отмечают ряд вопросов, которые еще предстоит решить республике для развития транзита. Казахстан обладает выгодным транспортно-гео-графическим расположением, в связи с этим, в настоящее время, наращиванию эффективности транспортных связей уделяется внимание как со стороны государственных органов, так и со стороны заинтересованных компаний. Общими усилиями предстоит достичь главного результата — стать реально конкурентоспособными в этой сфере, путем создания условий для того, чтобы транзитный потенциал Казахстана стал приоритетным для других стран. Этому будет способствовать научно-правовое изучение мирового опыта в регулировании транзитных отношений между странами и использование этого опыта в качестве одного из способов для успешного юридического решения транзитных проблем Казахстана. А также, сделанные авторами, предложения по совершенствованию законодательства в рамках реализации транспортно-транзитного потенциала. В частности, о необходимости разработки и принятия нового казахстанского закона «О транзите» и всемирной конвенции по разрешению проблем транзита в мировом сообществе.
ЦАЗАЦСТАННЫЦ ЭЛЕМД1К ТЭЖ1РИБЕ АЯСЫНДА ХАЛЬЩАРАЛЬЩ ТРАНЗИТТ1К ТАСЫМАЛДАР ПРОБЛЕМАЛАРДЫ ЗАЦДЫЩ ТУРДЕ ШЕШУ1
Сарсембаев Марат Алдангорович
«Болашац Консалтингтж тобы» ЖШС бас гылыми цызметкерi, з.г.д., профессор; Астана ц., Казацстан Республикасы; е-mail: [email protected]
Кусаинова Айман Кудайбергеновна
«Болашац Консалтингтiк тобы» ЖШС гылыми цызметкерi, з.г.к., доцент; Астана ц., Казацстан Республикасы; е-mail: [email protected]
ТYйiн свздер: транзит; зац; конвенция; квлт; сауда; энергия; трасса; транзиттт
злеует; цуцыцтыц реттеу; зацнама; транзиттт шарт; Казацстан; злемдт тэж1ри-бе; квл1к дэл1з1; жук; магистраль; маршрут; квл1к инфрацурылымы.
Аннотация. Бул мацалада Казахстан Республикасыныц тауарлар мен жуктерд1 тасымалдаудыц транзиттт мзселелерт шешудщ цуцыцтыц нысандары мен цурал-дары царастырылады. Мунда транзиттт жэне квлгк мэселелерг туралы цазацстан-дыц зацнаманыц проблемалары жзне оларды шешу жолдары, сондай-ац Казацстанныц элемд1к тэж1рибе нег1з1нде транзиттт мэселелер бойынша келШмшарттарды эз1рле-уге жзне цол цоюга цатысуы талданды. Осы мзселелердщ взектшш - Казацстанныц квл1кт1к жзне транзиттт злеуетт дамыту кез1нде оныц жаhандану урд1с1 жагдайын-дареспублика экономикасын жетглдгрудгц ажырамас бвлш болып табылатындыгымен аныцталады. Транзиттт халыцаралыц тасымалдар квлем1н1ц улгаюы цазацстандыц экономиканыц всугн жеделдетуге жзне оны жаhандыц квлгктгк ЖYйеге бгржтгруге мYмкiндiк беред1. Соцгы жылдары Казацстанныц квл1кт1к жзне транзиттт цатына-стары елеулi взгер^терге ушырады. Оц нзтижелермен цатар, авторлар транзиттi дамыту Yшiнреспубликаныц злi шешуi цажет болган бiрцатар мзселелердi атап втедi. Казацстан квлттт-географиялыц тургыда цолайлы орналасцан, осыган байланысты цазiргi тацда мемлекеттт органдар тарапынан да, мYдделi компаниялартарапынан да квлт байланыстарыныц тшмдшшн арттыруга назар аударылуда. Негiзгi нзтижеге цол жетшзу Yшiн - Казацстанныц транзиттт злеуеттщ басца елдер Yшiн де басым ету жолымен осы саладагы шынайы бзсекеге цабiлеттi болуын цамтамасыз етуге ор-тац куш салу цажет. Осыган жету ушт елдер арасындагы транзиттт цатынастарды реттеудщ злемдт тзжiрибесiн гылыми-цуцыцтыц зерттеу жзне осы тзжiрибенi Казацстанныц транзиттт проблемаларын цуцыцтыц турде табысты шешуге арналган зд^тердщ бiрi реттде пайдалану септшн тигiзедi. Сондай-ац авторлардыц квлттт жзне транзиттт злеуеттi ЖYзеге асыру шецбертде зацнаманы жетiлдiру бойынша усыныстары бар. Атап айтцанда, транзит туралы жаца цазацстандыц зацды жзне злемдт цогамдастыцта транзиттт проблемаларды шешу туралы дYние ЖYзiлiк кон-венцияны ззiрлеу жзне цабылдау цажеттыш.
LEGAL SOLUTION OF INTERNATIONAL TRANSIT TRANSPORT BY KAZAKHSTAN IN THE LIGHT OF THE WORLD EXPERIENCE
Sarsembayev Marat Aldangorovich
Chief researcher of Consulting group «Bolashak», Doctor of Law, Professor,
Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail:[email protected]
Sarsembayev Marat Aldangorovich
Researcher of Consulting group «Bolashak», Candidate of Law, associate Professor,
Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: transit; law; convention; transport; trade; energy; route; transit potential; legal regulation; transit; legislation; transit agreement; Kazakhstan; world experience; transport corridor; cargo; highway, route; transport infrastructure.
Abstract. This article discusses the legalforms and means of solving the Republic of Kazakhstan transit problems of transportation of goods. It analyzes the problems of Kazakhstan's legislation on transit and transport issues and ways to solve them, as well as Kazakhstan's participation in the development and signing of agreements on transit issues on the basis of international experience.
The relevance of these issues is determined by the fact that the development of transport and transit potential of Kazakhstan is an integral part of the modernization of the economy of the Republic in the context of globalization. The increase in the volume of international transit traffic will accelerate the growth of Kazakhstan's economy and integrate it into the world transport system. In recent years, transport and transit relations of Kazakhstan have undergone significant transformation.
Along with the positive results, the authors note a number of issues that have yet to be resolved by the Republic for the development of transit. Kazakhstan has a favorable transport and geographical location, in this regard, at present, increasing the efficiency of transport links is paid attention from both government agencies and interested companies.
Joint efforts will achieve the main result-to become really competitive in this area, by creating conditions for the transit potential of Kazakhstan to become a priority for other countries.
This will be facilitated by the scientific and legal study of international experience in the regulation
of transit relations between the countries and the use of this experience as one of the ways for the successful legal solution of transit problems of Kazakhstan.
As well as the proposals made by the authors to improve the legislation in the framework of the implementation of transport and transit potential.
In particular, the need to develop and adopt a new Kazakh law on transit and the world Convention on the resolution of transit problems in the world community.
Введение
В настоящее время и наука, и практика сходятся в том, что глобальная взаимозависимость в мире стремительно увеличивается. Наиболее ярко это проявляется в сфере экономических отношений. Такие показатели, прежде, служившие барьерами, как затраты и время на транспорт и связь значительно сократились и сегодня уже не являются естественными барьерами в обслуживании мировых финансовых и торговых потоков.
В XXI веке существенно возросли масштабы международной торговли. Это приводит к тому, что увеличивающиеся объемы товаров пересекают все больше границ по пути от производителей до конечных потребителей. Как следствие, выросло количество международных транспортно-транзитных систем, которые активно подвергаются трансформации посредством цифровизации, технологизации самого процесса. Также большое влияние на развитие транзитных систем оказывают перманентно существующие политические и экономические риски. В качестве гарантии обеспечения функционирования бесперебойных и надежных мировых транзитных маршрутов должно являться формирование необходимых международно-правовых актов и совершенствование национального законодательства стран, являющихся участниками транзитных систем.
Необходимость в транзите тех или иных товаров определяется соответствующими факторами, к которым, в первую очередь относится географическое распределение потребителей, необходимость в соответствующих товарах (энергия, нефть, лес и др.), уровень самообеспеченности и др. Этими же факторами в большой мере определяется и диапазон вариантов транспортировки товаров.
Вопросы развития транспортно-транзит-ного потенциала получили свое отражение в работах D. Azaria [1], R. W. Faulks [2], D.Lasok, [3], K.Uprety [4], М.В. Воробьева [5], Г.И. Ту-леугалиева [6], М.А. Сарсембаева [7], Д.Ал-пысбаева [8], А.К.Кусаиновой [9], Л.Т.Назар-куловой[10].
Эксперты ЕАЭС констатируют тот факт, что между странами ЕАЭС и Китаем объемы товарооборота достигают высокого уровня -до 130 млн. тонн в год (2016)1.
Транзитные перевозки, опосредуя перемещение товаров, в то же время способствуют надежному снабжению стран-потребителей, обеспечению доступа производителей из разных стран к рынкам и получению прибыли странами, по которым осуществляется транзит. Таким образом, транзитные перевозки содействуют развитию международных бизнес-процессов. Так, например, страны ЕАЭС имеют высокие экономические возможности, так, совокупный объём ВВП оценивается более, чем в 2,2 трлн дол. США, объёмы промышленных производств в совокупности достигают 1,3 трлн дол. Дальнейший экономический рост требует обеспечения опережающего развития транспортных систем. По оценкам экспертов ЕАЭС, увеличение промышленного производства всего на 1 % будет сопровождаться ростом объёма перевозок от 1,5 до 1,7%2.
В то же время, транзит основных некоторых товаров (например, электроэнергии, нефти и газа) требует вложения значительных средств в развитие стационарной инфраструктуры стран транзита.
Помимо этого, организация транзита грузоперевозок требует достижения необходимых договоренностей с теми странами, по территории которых будет осуществляться транзит перевозок грузов и с предприятиями-собственниками транспортной инфраструктуры. Таким образом, при организации перевозки товаров транзитом через несколько стран существуют определенные факторы риска как политического, так и экономического характера. В связи с этим, при создании тран-зитно-транспортных систем, заключаются межправительственные соглашения, положения которых направлены на минимизацию транзитных рисков по перевозке товаров и грузов до безопасного уровня.
Путем использования в настоящем исследовании методологических основ в виде
1 Транспортные коридоры Шелкового пути: потенциал роста грузопотоков через ЕАЭС. Доклад № 49, 2018 // https://eabr.org/upload/iblock/c2a/EDB-Centre_2018_Report-49_Transport-Corridors_RUS.pdf. Дата доступа 28 декабря 2018 г.
2 ЕЭК одобрила планы реализации транспортной политики ЕАЭС // https://ria.ru/20170113/1485687587.html. Дата доступа 28 декабря 2018 г.
диалектического метода познания социально-правовых явлений, а также системно-структурного, сравнительно-правового, логико-теоретического и частно-научного методов изучения сделаны выводы о том, что и международно-правовая база, и национальные законодательства ощущают недостаток в надлежащем нормативном обеспечении при регулировании международного транзита. Необходимо разработать такие нормативные правовые акты, которые бы обеспечивали соблюдение баланса интересов участников отношений при возникновении спорных случаев между участниками, задействованными в транзитно-правовых отношениях.
Основная часть. При рекламировании транзитных возможностей Казахстана через международные транспортные, торговые и иные организации надо в разных вариациях говорить об объективно существующих преимуществах нашей республики. Нужно в разнообразных международно-договорных вариантах (проектах соглашений по вопросам соединения Экономического пояса Шелкового пути дорожно-экономической программы «Нурлы жол») показывать производителям и потребителям перевозимых товаров и продукции, а также подчеркивать, что товары азиатских стран до европейского континента и обратно через Казахстан доставляются в 2-3 раза быстрее, чем поставка тех же товаров морским маршрутом в таких же направлениях. Необходимо в преамбулах, основных статьях проектов упомянутых соглашений наглядно показывать, что груз, который доставляется морским сообщением, в пути находится 35-40 дней или 6 недель, в то время как по евроазиатскому пути железнодорожный, автомобильный транспорт поставит этот же объем груза за 2-3 недели, то есть в 2 раза быстрее3. Не менее важным является стабильная политическая ситуация в Казахстане и соседних транзитных странах.
Важным аргументом можно считать становление и развитие Евразийского экономического союза в составе отдельно транзитных для Азии и Европы государств, как Казахстан, Россия, Беларусь, что означает единое экономическое пространство, поскольку в экономическом смысле их можно рассматривать как одно государство. ЕАЭС может заключить транзитный договор или соглашение с Китаем, государствами Юго-Восточной Азии и
европейскими странами. Казахстан как одно из транзитных государств, которое построило практически на всей своей территории автодорогу мирового уровня, как составная часть ЕАЭС будет получать свою долю от транзитных доходов [11].
Фундаментальная транзитная автодорога Казахстана была построена за счет привлечения лучших строительно-профессиональных сил, техники и материалов зарубежных европейских стран и Казахстана. Это событие уже в среднесрочной перспективе превратит страну в достаточно сильное транзитное государство. Уже сегодня «таможенные органы Сторон взаимно признают национальные средства идентификации, а также документы, необходимые для контроля товаров и перевозящих их транспортных средств»4.
В настоящее время торговля между странами Европейского союза и Китаем ускоренно набирает темпы. В этой связи необходимо сказать, что товарооборот между ними превысил 500 миллиардов долларов США5. Казахстан получает свою прибыль от такого транзита товаров и предполагает увеличить свою долю в этих грузопотоках в обоих направлениях на уровне более 8 процентов к 2020 году. Республика уже сегодня должна модернизировать транспортную инфраструктуру, которую нужно вывести на уровень высоких требований мировых стандартов. Решению этой задачи может способствовать разработка и принятие нового казахстанского закона «Об обеспечении казахстанских международных транзитных трасс надлежащей транспортной инфраструктурой». Такой подход содействовал бы привлекательности транзитных транспортных путей Казахстана в глазах зарубежных и международных грузоперевозчиков. На основе такого закона были бы, в частности, оборудованы разные виды заправочных станций вдоль всей дороги «Западный Китай - Западная Европа», пролегающей по казахстанской территории. Надо иметь в виду, что в странах Западной Европы повседневными стали решения о недопуске на свои дороги грузовых автомашин с дизельными двигателями. Теперь Европа требует, чтобы бензиновые двигатели отвечали высоким европейским экологическим стандартам «Евро-5» и «Евро-6». Такое требование означает, что на заправочных станциях казахстанской транзитной дороги должен находиться бензин только высокого качества. Некачественный бензин может при-
3 Транспортно-транзитный потенциал Казахстана растет // https://24.kz/ru/news/economyc/item/206121-transportno-tranzitnyj-potentsial-kazakhstana-rastet. Дата доступа 28 декабря 2018 г.
4 Закон Республики Казахстан от 25 октября 2012 года № 46-V «О ратификации Договора о зоне свободной торговли» //http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1200000046. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Эдыет. Дата доступа 28 декабря 2018 г.
5 Товарооборот Китая //https://kitaygid.ru/politika/tovarooborot-kitaya. Дата доступа 28 декабря 2018 г.
вести к международным инцидентам со всеми неприятными последствиями. В этой связи целесообразно прописать общую норму об ответственности в анализируемом проекте закона за нарушение условий производства и реализации некондицированных нефтепродуктов (бензина) со ссылкой на статью 213 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года. Кроме того, необходимо усиленно устанавливать и внедрять специальные станции и оборудование для обслуживания электромобилей. Вдоль европейских дорог они уже функционируют в достаточно большом количестве. Отсюда следует вывод, электромобили европейского производства будут скоро курсировать на нашей международной автотрассе. В этой связи казахстанские специалисты вдоль этой трассы могли бы устанавливать станции по электроподпитке автомобилей этого вида. Это значит, что мы уже сегодня должны в ускоренном режиме присматриваться, изучать, закупать европейское оборудование и станции в целях установки их на этой трассе и иных дорогах Казахстана. Целесообразно серьезно продумать, сколько и на каком расстоянии друг от друга располагать ремонтные мастерские, какими способами в организационном смысле обеспечивать ремонт так, чтобы автомобили на трассе двигались бесперебойно. Было бы желательно направить в страны Западной Европы казахстанских специалистов с тем, чтобы они могли знать, как устанавливать станции по электрозаправке, могли бы качественно и быстро ремонтировать электромобили, в том числе электродвигатели на них.
Было бы желательно направить в страны Западной Европы казахстанских специалистов с тем, чтобы они могли знать, как устанавливать станции по электрозаправке, могли бы качественно и быстро ремонтировать электромобили, в том числе электродвигатели на них. В этой связи необходимо заключить ряд двусторонних договоров Казахстана с ФРГ, Францией, Швецией в этом направлении сотрудничества. Кроме того, надо уже сегодня проработать вопрос о том, как лучше обеспечить личную безопасность водителей большегрузных автомобилей дальнего следования. Специализированные подразделения полиции Министерства внутренних дел республики должны четко знать, где конкретно находится любая из автомашин, которая следует по международной трассе. Между водителями и полицейскими автомобилями, вертолетами и постами должна осуществляться бесперебойная связь (телефонная связь, радиосвязь, телевизионная связь, мгновенная связь посредством условного радиосигнала). Видеосъемка должна осуществляться на всей трассе. Видеокамеры могут быть установлены на самих
автомобилях. В особых случаях возможно сопровождение полицейских автомобилей. Медицинскую помощь для участников движения по трассе должны оказывать реально скоро и в случае необходимости немедленно доставлять пострадавших в местные больницы. Исходя из того, что на внутренних трассах страны по вопросам безопасности водителей практически нет проблем и эта проблема не исключена на пяти транзитных международных дорожных коридорах Казахстана, где массовое передвижение ценных товаров и грузов станет повседневным делом. Чтобы свести возможные нападения на грузы к нулю, нужно заранее сформулированные выше действия закрепить в порядке дополнения в положения статьи 9-1 Закона Республики «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 23 апреля 2014 года с тем, чтобы передать в руки дорожно-патрульной службы полномочия по обеспечению реальной безопасности на международных транзитных трассах республики. Все это вместе взятое представляет собой умение профессионально конкурировать на нашей сухопутной трассе с аналогичным морским маршрутом.
В Казахстане нужно решать имеющиеся проблемы, которые мешают нормальному ходу развитию транзитного дела. В республике уровень транспортной инфраструктуры на недостаточно высоком уровне, износ разных объектов составляет от 40 до 95 процентов. К сожалению, бюрократизация тормозит (причем надолго) оформление экспортных и импортных процедур, что не исключает наличие коррупции. Достаточно сказать, что в Евросоюзе вопросы с таможенными декларациями и иными документами решаются за 15 минут, в Казахстане - в течение 3-х суток [12]. Об этой и других проблемах в сфере таможенного оформления транзитных грузов свидетельствуют исследования и анализ практики применения таможенного законодательства, проведенный исследователями Казахстана [13]. Медленно внедряются новейшие транспортные технологии. Законодательство о транзите отстает в своем развитии от требований дня. Все это вместе взятое приводит к удорожанию перевозки и в известной мере влияет на повышение цен на товары. Все эти направления нуждаются в цифровизации. Внедрение программы «Цифровой Казахстан» и разработка законодательства о циф-ровизации в существенной мере решит приведенные проблемы.
Потенциал транзитных перевозок нашей страны пока не используется в должной мере. Вынуждены констатировать, что значительная часть перевозок грузов осуществляется внутри Казахстана, а объем транзитных грузоперевозок пока невелик. Нужно понимать:
то обстоятельство, что страна географически выгодно находится на перекрестках всех ев-ропейско-азиатских дорог, еще автоматически не ведет к быстрому развитию ее международного транзита. Развитие международного транзита предопределяется не столько особенностями благоприятного географического расположения государств, в том числе казахстанского государства, сколько обусловливается внедрением новейших транспортных, организационных, информационных и иных технологий, умением их профессионально эксплуатировать, с активным подключением законодательства республики в процессы унификации с международно-правовыми нормами, регулирующими деятельность мировой транспортной системы.
Приведенные выше сформулированные проблемы могли бы войти в тексты соответствующих казахстанских законов и подзаконных актов. Казахстан вместе с другими транзитными государствами (Россия, Беларусь), (Азербайджан, Грузия, Турция) мог бы разработать и принять соглашение о транзитном обеспечении современного Шелкового пути. Такой международный акт нужен для того, чтобы каждое транзитное государство имело свой интерес в деле четкого и бесперебойного функционирования всего транзитного дорожного пути от Китая до Европы и обратно. Мы исходим из того, что если одно транзитное государство в этой цепочке будет оказывать транспортно-транзитные услуги не в должной мере, участники движения других стран будут выбирать другие, альтернативные варианты транзитных перевозок грузов. И наша международная автотрасса не будет эксплуатироваться в должной мере, что приведет к резкому уменьшению объемов доходов, получаемых от транзита. Казахстан и Центральная Азия в свое время по объективным причинам не смогли в полной мере использовать преимущества Шелкового пути: поскольку появились морские перевозки грузов из Китая в страны Европы и использование прежнего Шелкового пути постепенно замерло. Это привело к значительному замедлению, стагнации торгово-экономического развития всего региона Центральной Азии. Сегодня есть реальный шанс возрождения великого Шелкового пути и он не должен быть упущен6. Нужно включить все организационные механизмы экономического, техническо-
го, юридического, международно-правового характера в своей стране, соединить свои усилия с транзитными государствами региона и Евразийского экономического союза. Эти механизмы страна должна запустить и начать эксплуатировать в скоростном, динамичном режиме. Иначе есть риск проиграть конкуренцию с морскими грузоперевозчиками: ведь именно они в настоящее время перевозят более 60 процентов от общего объема всех мировых перевозок товаров и грузов. Надо иметь в виду, что внутри ЕАЭС есть в известной мере конкурент - Россия, которая прилагает усилия к увеличению транзитного потенциала Транссибирской железнодорожной магистрали, по которой через всю территорию России могут в Европу поставляться товары и грузы из Китая, Японии, Филиппин, иных стран Юго-Восточной Азии. И вот здесь нужно не упустить свою долю перевозок товаров из этих стран, которые могут и должны быть направлены по возрожденному Шелковому пути, в том числе по территории Республики Казахстан.
На фоне этой транзитной трассы есть смысл присмотреться к железнодорожному движению «Узень - Берекет - Горган», который сокращает на 600 километров маршрут выхода на портовые города Ирана в направлении «Север - Юг» и предоставляет Казахстану прямой сухопутный выход на Персидский залив, а через него на торговые просторы Мирового океана. В данной ситуации Казахстан становится государством, пользующимся услугами Туркменистана, выступающего в роли транзитного государства. Тем самым Республика Казахстан приобретает дополнительный международно-правовой опыт государства, предоставляющего транзитные услуги, и государства, пользующегося аналогичными транзитными услугами.
Хотя казахстанское государство достаточно молодое, тем не менее оно располагает определенным международно-договорным опытом по вопросам осуществления международных транзитных перевозок. Это видно из того, что Республика Казахстан в рамках СНГ приняла активное участие в разработке и принятии регионального Соглашения о транзите через территории государств-участников Содружества Независимых Государств от 4 июня 1999 года7. В соответствии со статьей 1 этого Соглашения, данный международно-правовой документ «определяет порядок транзита
6 Новый Шелковый путь откроет для Казахстана уникальные возможности доступа на мировые рынки // https://primeminister.kz/ru/news/7/novyj-shelkovyj-put-otkroet-dlja-kazahstana-unikalnye-vozmozhnosti-dostupa-na-mirovye-rynki-. Дата доступа 28 декабря 2018 г.
7 Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 апреля 2000 года N 547 «Об утверждении Соглашения о порядке транзита через территории государств-участников Содружества Независимых Государств» // http://adilet.zan.kz/rus/docs/P000000547_. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Эдыет. Дата доступа 28 декабря 2018 г.
товаров и транспортных средств через таможенные территории Сторон». Согласно статье 2 анализируемого Соглашения к транзитным перевозкам товаров и грузов в СНГ предъявляются следующие предписания: «Товары, перемещаемые транзитом через территории Сторон, должны: оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения; не использоваться в каких-либо иных целях, кроме транзита; доставляться в таможенный орган назначения в сроки, установленные таможенным органом отправления». Интересным в русле нашей темы представляет содержание статьи 8 данного Соглашения, которая регулирует деятельность экспортеров, импортеров и перевозчиков транзитных грузов: «Услуги по обеспечению транзита товаров предоставляются экспортерам, импортерам или перевозчикам в государстве транзита на условиях, не худших, чем те, на которых те же средства и услуги предоставляются национальным экспортерам, импортерам или перевозчикам».
Казахстан с 20 марта 2007 года стал участником Конвенции о транзитной торговле вну-триконтинентальных государств от 8 июля 1965 года8. Внутриконтинентальные государства и Казахстан в том числе, считают, что данная Конвенция имеет важное значение потому, что благодаря ей решаются транзитные вопросы, внешнеторговые проблемы, преодолеваются трудности, которые возникают на пути государств, не имеющих прямого выхода открытому морю.
Общеизвестно, чем больше государств участвуют в той или иной конвенции, тем быстрее и успешнее достигаются цели, закрепленные в этой конвенции. Участниками рассматриваемой Конвенции являются немногим более 40 государств. В этой связи надо поставить вопрос о необходимости увеличения состава анализируемой Конвенции. В ООН, как известно, входят 193 государства, в ВТО - 164. Если проделать определенную организационную работу, то количество участников Конвенции увеличится. Логика такова: чем больше участников из числа прибрежных государств присоединится к этой Конвенции, тем лучше. Каким образом это сделать? Если исходить из того, что эта Конвенция имеет отношение к урегулированию соответствующего сектора международной торговли, то Республика
Казахстан как одна из участниц Конвенции могла бы обратиться к Всемирной торговой организации, членом которой она является с 30 ноября 2015 года, с ходатайством содействовать решению данного вопроса. При этом Казахстан мог бы сослаться на обязательства, которые сформулированы в пунктах 13 и 16 принятой в Дохе Декларации министров, которые соответствуют правилам Всемирной торговой организации. На этом основании государства, не имеющие выхода к морю, ожидают дополнительного содействия в защите их торговых интересов, что было подтверждено Алматинской декларацией от 29 августа 2003 года, которую разработали и приняли на международнойконференцииминистрыразви-вающихся стран, не имеющих выхода к морю.
Интересный международный договорный опыт появился у Республики Казахстан в процессе ее участия в разработке и принятии другого международно-правового акта под названием: Соглашение о транзите электрической энергии и мощности государств-участников Содружества Независимых Государств от 25 января 2000 года9. К этому Соглашению республика присоединилась 14 сентября 2001 года. Из содержания статьи 3 Соглашения видно, как осуществляется транзит электрической энергии из страны в страну. Конкретно это выглядит в виде реализации заключенных хозяйствующими субъектами договаривающихся сторон специальных контрактов. В соответствии с данной статьей транзит электроэнергии стороны происходит «по линиям электропередачи всех классов напряжения, вне зависимости от ведомственной принадлежности». Согласно статье 5 Соглашения стороны содействуют друг другу «в максимальном использовании существующих систем транзита электрической энергии». Исходя из статьи 7 Соглашения, стороны содействуют «в реконструкции существующих и/или строительстве новых линий электропередачи на территории стороны, осуществляющей транзит электрической энергии». В этой же статье говорится также и о том, что «порядок инвестирования денежных и материальных средств в реконструкцию существующих и/ или строительство новых мощностей по транзиту электрической энергии» «будут определяться отдельными» «соглашениями между участниками инвестиционных проектов». Юристы стран СНГ, в том числе Казахста-
8 Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных государств (Нью-Йорк, 8 июля 1965 г.). Ратифицирована Законом РК от 20 марта 2007 г. № 238-Ш. // http://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=1030888#pos=1;-120. Информационная система Параграф. Дата доступа 28 декабря 2018 года.
9Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2001 года N1214 «Обутверждении Соглашения о транзите электрической энергии и мощности государств-участников Содружества Независимых Государств» //http://adilet.zan.kz/rus/docs/P010001214_. Информационно-правовая система нормативных правовых актов Эдшет. Дата доступа 28декабря 2018 г.
на, на рабочих совещаниях и семинарах могли бы систематизировать, гармонизировать, где-то унифицировать внутренние правовые нормы по вопросам транзита электрической энергии. Благодаря такому подходу, не только юристы-международники, но и юристы, специализирующиеся во внутренних проблемах национального права, могли бы накапливать опыт в вопросах транзита особого, невидимого, но товара - электрической энергии.
По мнению авторов данной статьи, Казахстан мог бы сам или в группе с другими государствами разработать текст новой универсальной конвенции, которую можно было бы посвятить международным проблемам транзита грузоперевозок. Такая конвенция могла бы иметь примерно такое название: «Всемирная конвенция об обеспечении транзитных перевозок грузов, товаров». Эту конвенцию можно разработать и принять под эгидой ООН, что позволит решить этот вопрос достаточно быстро и качественно. В будущем международно-правовом документе можно сформулировать цели и задачи транзита, общие и специальные принципы транзитных перевозок, дать определения термину «международный транзит» и другим терминам, которые так или иначе имеют отношение к термину «транзит». Отдельная статья может быть посвящена видам транзита, соотношению внутренним и международным видам транзита.
Будущая конвенция могла бы в одной из статей сформулировать такие принципы транзита, как: принцип беспошлинного транзита, принцип создания благоприятных условий для транзитного движения во внутреннем
законодательстве страны, принцип свободы транзита, принцип предоставления гарантий для обеспечения свободы транзита, принцип добросовестного выполнения норм заключенных транзитных соглашений.
При перевозке товаров, грузов по транзитной территории другого государства, между этими договаривающимися государствами, их транспортными компаниями, физическими лицами возникают определенные деловые правоотношения, как спокойные, так и напряженные. В последнем случае конвенция могла бы решать вопросы ответственности виновных лиц, более четко закреплять права и обязанности сторон, установления порядка проведения необходимых дознавательских, досудебных следственных действий. Конвенция могла бы ответить на вопрос, считать ли транзитными территории государств, которые стали членами межгосударственной экономической интеграции.
В заключении отметим, что во всем мире транзит товаров, грузов пребывает в режиме острой конкуренции. Потенциальные доходы от транзитных перевозок разных стран по территории Казахстана могут достигать более 2 миллиардов долларов США. Чтобы получать такой доход, страна и стратегические партнёры нуждаются в разработке и принятии нового казахстанского Закона «О транзите». С помощью такого закона будут упорядочены все процессы по обеспечению транзитных перевозок, а зарубежные транспортники, инвесторы, предприниматели получат соответствующие сигналы о соответствующих нормах, льготах нового законодательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Treaties on Transit of Energy via Pipelines and Countermeasures. (Oxford Monographs in International Law). 1st Edition, Kindle Edition. UK. 2015. 285 р.
2. Faulks R. W. International Transport: An Introduction to Current Practices and Future Trends. CRC. 1999.
3. Lasok, D. The Trade and Customs Law of the European Union / D. Lasok. - 3rd ed. - London: Kluwer Law International, 1998. - 470 р.
4. Uprety K. The Transit regime for Landlocked States. International Law and Development Perspectives. Washington: The International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank, 2006. - 226p.
5. Воробьев М.В. Таможенный транзит Европейского Сообщества: международно-правовые и внутригосударственные аспекты. Автореф... канд. юрид. н. // http://www. dissercat.com/content/tamozhennyi-tranzit-evropeiskogo-soobshchestva-mezhdunarodno-pravovye-i-vnutrigosudarstvenny.
6. Тулеугалиев Г.И. Экономико-правовые основы транзита. - Петропавловск: Полиграф, 2002. - 372 с.
7. Сарсембаев М.А. казацстанныц транзиттж элеуетт ЖYзеге асырудыц халыцара-лыц-цщыцтыц формалары жэне жакандыц транзиттж мэселелердг шешуге цатысуы //Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттыц университетШц хабаршысы. К,щыц сериясы. - Астана (КазацстанРеспубликасы). - 2018. - № 3 (124). - 109-114 бет.
8. Алпысбаева Д. Перспективы развития транзита в Казахстане //Вестник Евразийской юридической академии имени Д.А. Кунаева. 2011 //https://articlekz.com/article/21826.
9. Кусаинова А.К. Правовое регулирование транспортно-транзитных отношений в Казахстане //Вестник Института законодательства РК. №4 (53) - 2018. С. 77-84.
10. Назаркулова Л.Т. Вопросы гармонизации норм некоторых международных договоров в транспортной сфере с нормами действующего права РК // Международный научно-популярный журнал Наука и жизнь Казахстана. Ыв6 (66) 2018. С. 63-70.
11. СарсембаевМ.А.Транзит в едином экономическом пространстве сквозь призму будущего международно-правового акта //Казахстанский журнал международного права. Алматы. 2004. № 3 (15). С. 253-258.
12. Кудрявцева Т. Транзит товаров. Как прорваться через Казахстан? // http://mirperemen. net/2016/09/tranzit-tovarov-kak-prorvatsya-cherez-kazaxstan/.
13. Жадауова Ж.А. Некоторые вопросы практики применения таможенного законодательства Республики Казахстан // Сборник материалов с конференции «Вклад молодых исследователей в индустриально-инновационное развитие Казахстана». 2009. https://articlekz.com/ article/6794.
REFERENCES
1. Treaties on Transit of Energy via Pipelines and Countermeasures. (Oxford Monographs in International Law). 1st Edition, Kindle Edition. UK. 2015 g., 285 s.
2. Faulks R. W. International Transport: An Introduction to Current Practices and Future Trends. CRC. 1999.
3. Lasok, D. The Trade and Customs Law of the European Union / D. Lasok. - 3rd ed. - London: Kluwer Law International, 1998. - 470 s.
4. Uprety K. The Transit regime for Landlocked States. International Law and Development Perspectives. Washington: The International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank, 2006. - 226p.
5. Vorob'ev M.V. Tamozhennyj transit Evropejskogo Soobshchestva: mezhdunarodno-pravovye I vnutrigosudarstvennye aspekty. Avtoref... kand. yurid. n. // http://www.dissercat.com/content/ tamozhennyi-tranzit-evropeiskogo-soobshchestva-mezhdunarodno-pravovye-i-vnutrigosudarstvenny
6. Tuleugaliev G.I. Ekonomiko-pravovye osnovy tranzita. -Petropavlovsk: Poligraf, 2002. - 372 s.
7. Sarsembayev M.A. K,azaцstannyц tranzittik sleuetin zhYzege asyrudyц halyцaralyц ^Y^y^ty^ formalary zhsne zhahandyц tranzittik msselelerdi sheshuge ^tysuy //L.N. Gumilev atyndazy Euraziya Yltty^ universitetin^ habarshysy. KY^y^ seriyasy. - Astana (Kazahstan Respublikasy). - 2018. - № 3 (124). - 109-114 bet.
8. Alpysbaeva D. Perspektivy razvitiya tranzita v Kazahstane // Vestnik Evrazijskoj yuridicheskoj akademii imeni D.A. Kunaeva. 2011 //https://articlekz.com/article/21826.
9. Kusainova A.K. Pravovoe regulirovanie transportno-tranzitnyh otnoshenij v Kazahstane // Vestnik Instituta zakonodatel 'stva RK. №4 (53) - 2018. S. 77-84.
10. Nazarkulova L.T. Voprosy garmonizacii norm nekotoryh mezhdunarodnyh dogovorov v transportnoj sfere s normami dejstvuyushchego prava RK // Mezhdunarodnyj nauchno-populyarnyj zhurnalNauka Izhizn'Kazahstana. No 6 (66) 2018. S. 63-70.
11. SarsembayevM.A. Tranzit v edinom ehkonomicheskomprostranstve skvoz'' prizmu budushchego mezhdunarodno-pravovogo akta //Kazahstanskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. Almaty. 2004. № 3 (15). S. 253-258.
12. Kudryavceva T. Tranzit tovarov. Kak prorvat'sya cherez Kazahstan? // http://mirperemen. net/2016/09/tranzit-tovarov-kak-prorvatsya-cherez-kazaxstan/
13. Zhadauova Zh.A. Nekotorye voprosy praktiki primeneniya tamozhennogo zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan // Sbornik materialov s konferencii «Vklad molodyh issledovatelej v industrial'no-innovacionnoe razvitie Kazahstana». 2009. https://articlekz.com/article/6794