УДК 656.2
АНАЛИЗ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ» И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
Ракишева Алуа Курмангалиевна
Младший научный сотрудник Центра правового мониторинга Института законодательства Республики Казахстан, магистр юридических наук, г. Астана, Республика Казахстан, e-mail: alua_30@mail.ru
Ключевые слова: железнодорожный транспорт; транспортный коридор; пассажир; безбилетный провоз; перекупка билетов; SMS-оповещение; система электронной очереди.
Аннотация. В сентябре 2018 года сотрудниками Центра правового мониторинга ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» был проведен правовой мониторинг Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте».
В статье приведен анализ проблемных вопросов данного Закона на основании изучения практики его применения и рассматриваются проблемы повышения качества услуг при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом.
В результате правового мониторинга Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» выявлены проблемы в части понятийного аппарата. Необходимо введение в Закон новых терминов, которые будут полностью отражать особенности правового регулирования пользования железнодорожным транспортом. В Законе не предусмотрены нормы об ответственности за ненадлежащее содержание железнодорожных вокзалов, что является пробелом в правовом регулировании и поэтому необходимо пересмотреть положения Закона на предмет дополнения нормами об ответственности лиц, владеющих на праве собственности или иных. В анализируемом Законе не закреплены требования к качеству предоставляемых услуг в поездах, в том числе по предоставлению комплекта постельных принадлежностей надлежащего вида, и безопасной к использованию. Необходимо предусмотреть в Законе положения, регулирующие вопросы скоростных железных дорог, так как на сегодняшний день одним из важных факторов сдерживающих успешное участие Казахстана в международных перевозках, является отсутствие скоростных железных дорог, который не позволяет железнодорожному транспорту Казахстана выйти на новый уровень развития. Также целесообразно ввести административную ответственность пассажиров за безбилетный проезд и перекупку билетов и внесения в законодательство норм, об обязательном SMS-оповещении пассажиров в случаях изменения расписания поездов либо их опозданиях, а также системе электронной очереди при покупки железнодорожных билетов.
Результаты исследования могут быть использованы в законотворческой работе по совершенствованию законодательства Республики Казахстан, регулирующего сферу железнодорожного транспорта, а также в научных исследованиях в рассматриваемой области.
«ТЕМ1РЖОЛ К0Л1Г1 ТУРАЛЫ» КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ ЗАЦЫН ТАЛДАУ ЖЭНЕ ОНЫ КОЛДАНУ ПРАКТИКАСЫ
Алуа К¥Рма^аликызы Ракышева
Казацстан Республикасы Зацнама институтыныц цщыцтыц мониторинг орталыгыныц Kimi гылыми цъi3Memmpi; зац гылымдарыныц магистрi; Астана ц., Казацстан Республикасы, e-mail: alua_30@mail.ru
Tyuih свздер: темiржол келт; келт дэлiзi; жолаушы; билеттерЫз тасымалдау; би-леттердi сатып алу; SMSхабарламасы; электрондыц кезек ЖYйесi.
Аннотация. 2018 жылдыц цыркуйц айында «Казацстан Республикасы Зацнама ин-
ституты» ММКуцыцтыц мониторинг орталыгы цызметкерлергмен Казацстан Респу-бликасыныц «Темгржол квлг туралы» Зацына цуцыцтыц мониторинг ЖYргiзiлдi.
Мацала зертееудегi зацныц проблемалыц мэселелерт оны цолдану практикасын зер-делеу негiзiнде талдауды цамтамасыз етедi жэне жолаушыларды темiржол квлшмен тасымалдау цызметтертщ сапасын квтеру мэселелерт шешеди
Казацстан Республикасыныц Зацына цуцыцтыц мониторинг ЖYргiзу нэтижестде
«Темiржол квлш туралы» тужырымдамалыц аппараттар тургысынан проблема-лар аныцталды. Темiржол квлшн пайдалануды цуцыцтыц реттеудщ ерекшелштерт толыц кврсететт Зацга жаца терминдердi енгiзу цажет. Зац темiржол вокзалдарын зацсыз реттеу бойынша жауапкершшт ережелерт царастырмайды, бул зацдыц реттеудщ ажырамас бвлiгi болып табылады жэне сондыцтан да мYлiктi иеленетт немесе взгеше тYрде иеленетт тулгалардыц жауапкерштш туралы ережелердi толыцтыру мацсатында Зацныц ережелерт цайта царау цажет. Талданган Зац пойыздарда квр-сетыетт цызметтердщ сапасына цойылатын талаптарды, соныц штде тиiстi тYр-дегi твсек-орын жинагын усынуды жэне пайдалануды цауiпсiздiктi белгiлемейдi. Жога-ры жылдамдыцты тем1р жолдар мэселелерт реттейтт зацныц ережелерт ескеру цажет, вйткен1 бYгiн Казацстанныц халыцаралыц тасымалдарда табысты цатысуын шектейтт мацызды факторлардыц бiрi Казацстанныц темiр жол квлшн дамытудыц жаца децгешне жетуте мYмкiндiк бермейтт жогары жылдамдыцтагы темiр жолдар-дыц жеткшкЫздт болып табылады. Сондай-ац билеттераз жол ЖYPУ жэне билет-тердi сатып алу жэне мiндеттi саяхат туралы зацнаманы енгiзу Yшiн жолаушылардыц эюмшшк жауапкершшгт енг1зу усынылады. Темiржол билеттерт сатып алу кезiндегi электронды поездардыц кестест немесе олардыц кеш^улерт, сондай-ац электронды ке-зек ЖYйесiн взгерту кезтде жолаушыларга SMS хабарлама.
Зерттеу нэтижеа темiр жол квлш саласын реттейтт Казацстан Республикасыныц зацнамасын жетiлдiру, сондай-ац осы саладагы гылыми зерттеулердi жетiлдiру Yшiн зацнамалыц жумыста цолданылуы мYмкiн.
ANALYSIS OF THE LAW OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
«ON RAILWAY TRANSPORT» AND THE PRACTICE OF ITS APPLICATION
Rakisheva, Alua K.
Junior Research associate of the Center of legal monitoring of Institute of the legislation of the Republic of Kazakhstan, master of jurisprudence, Astana, Republic of Kazakhstan, e-mail: alua_30@mail.ru
Keywords: railway transport; transport corridor; passenger; ticketless transportation; buy tickets; SMS alert; electronic queue system.
Abstract. In September, 2018 the staff of the Center of legal monitoring of GU «Institute of the Legislation of the Republic of Kazakhstan» carried out legal monitoring of the Law of the Republic of Kazakhstan "OnRailway Transport".
The article provides an analysis of the problematic issues of this Law on the basis of studying the practice of its application and addresses the problems of improving the quality of services for the transport of passengers by rail.
As a result of legal monitoring of the Law of the Republic of Kazakhstan «On Railway Transport» identified problems in terms of the conceptual apparatus. It is necessary to introduce new terms into the Law that will fully reflect the peculiarities of legal regulation of the use of railway transport. The Law does not provide for liability rules for inappropriate maintenance of railway stations, which is a gap in legal regulation and therefore it is necessary to revise the provisions of the Law in order to supplement the rules on liability ofpersons owning or otherwise. The analyzed Law does not set forth requirements for the quality of services provided in trains, including the provision of a set of bedding of proper type and safe for use. It is necessary to envisage in the Law provisions regulating the issues of high-speed railways, as today one of the important factors restraining the successful participation of Kazakhstan in international transportation is the lack of high-speed railways, which does not allow Kazakhstan's railway transport to reach a new level of development. It is also advisable to introduce administrative responsibility of passengers for ticketless travel and redemption of tickets and introducing legislation on mandatory SMS-notification ofpassengers in cases of changes in train
schedules or their delays, as well as the electronic queue system when buying train tickets.
The results of the study can be used in legislative work to improve the legislation of the Republic of Kazakhstan regulating the sphere of railway transport, as well as in scientific research in this area.
Закон Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» (далее - Закон) был принят 8 декабря 2001 года. Законодательство Республики Казахстан в сфере транспорта основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Закона и иных нормативных правовых актов РК. Закон регулирует общественные отношения между перевозчиками, участниками перевозочного процесса, государственными органами, пассажирами, отправителями, получателями, грузоотправителями, грузополучателями, другими физическими и юридическими лицами при осуществлении перевозки пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом1.
В Послании Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» четвертым приоритетом является повышение эффективности транспортно-логистической инфраструктуры, согласно которому стоит задача довести ежегодные доходы от транзита в 2020 году до 5 миллиардов долларов, что позволит в кратчайшие сроки вернуть затраченные государством средства на инфраструктуру и для этих целей необходимо внедрить интеллектуальную транспортную систему, которая позволит эффективно управлять транспортными потоками и определять потребности дальнейшего развития инфраструктуры. Также для улучшения внутрирегиональной мобильности важно увеличить финансирование ремонта и реконструкции местной сети автодорог2.
В Послании Главы государства народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» отмечена необходимость развития новой евразийской логистической инфраструктуры, обеспечение увеличение годового объема транзитных перевозок, не-
обходимо обеспечить свободу транзита грузов, создание и модернизацию транспортных коридоров. Особое внимание нужно уделить управлению транспортной инфраструктурой, повышению уровня сервиса и устранению административных барьеров3.
Формирование единого экономического рынка путем интеграции макрорегионов страны на основе выстраивания эффективной инфраструктуры на хабовом принципе, интеграция транспортной инфраструктуры в международную транспортную систему, реализация транзитного потенциала для обеспечения долгосрочного экономического роста Казахстана является стратегической целью государства в рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлыжол» на 2015-2019 годы, которая утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 (далее - Государственная программа).
Также стратегической целью Государственной программы является формирование современной транспортной инфраструктуры Казахстана, а также обеспечение ее интеграции в мировую транспортную систему и реализация транзитного потенциала4.
Таким образом, можно констатировать, что анализируемый Закон соответствует стратегическим целям государства.
В ходе анализа Закона был выявлен ряд коллизий, пробелов, неэффективно реализуемых норм и других недостатков, в связи, с чем выработаны соответствующие выводы и рекомендации.
1. На сегодняшний день в законодательстве Республики Казахстан, в частности в международных актах используются понятие транспортного коридора.
Так, в Соглашении о займе (Обычные операции) (Транспортный коридор ЦАРЭС 1 [Участок дороги в Жамбылской области]
1 Закон Республики Казахстан «Об железнодорожном транспорте» от 8 декабря 2008 года № 266-11 //Электронный ресурс: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z010000266_
2 Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции - Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018 г. // Интернет-ресурс: http://www.akorda. kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-nazarbaeva-narodu-kazahstana-10-уатагуа-2018^
3 «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» - Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана 31 января 2017 г. // Электронный ресурс http://www.akorda. kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31-уатагуа-2017^
4 Об утверждении Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 20152019 годы и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 957 «Об утверждении Перечня государственных программ» // Электронный ресурс https://tengrinews.kz/zakon/prezident_ respubliki_kazahstan/hozyaystvennaya_deyatelnost/id-U1500001030/
[Международный транзитный коридор Западная Европа - Западный Китай] Инвестиционная Программа - Проект 4) между Республикой Казахстан и Азиатским Банком Развития, подписанном в Астане 7 июня 2011 года (ратифицировано Законом РК от 29 ноября 2011 года № 503-ГУ), указано, что «Транспортный коридор ЦАРЭС 1» означает Международный транзитный коридор «Западная Европа - Западная Китайская Народная Республика», проходящий от Хоргоса на границе с Китайской Народной Республикой через Алматы и Шымкент до западной границы с Российской Федерацией.
Кроме того, в пункте 1.8. Соглашения о международном транспортном коридоре «Север-Юг», ратифицированного Законом Республики Казахстан от 4 июля 2003 года N 467, предусмотрено определение международного транспортного коридора как совокупности магистральных транспортных коммуникаций (как имеющихся, так и вновь создаваемых), связывающих Стороны, с соответствующим обустройством, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки пассажиров и товаров в международном сообщении, на направлении их наибольшей концентрации.
Между тем, в анализируемом Законе отсутствует понятие «транспортный коридор».
В этой связи представляется целесообразным регламентировать в Законе данное понятие, а также вопросы функционирования транспортных коридоров, пролегающих по территории Казахстана и являющихся частью транснациональных транспортных коридоров.
В целях совершенствования понятийного аппарата также полагаем необходимым введение в Закон новых терминов, которые будут полностью отражать особенности правового регулирования пользования железнодорожным транспортом, таких как международные транзитные перевозки, железнодорожный транспорт общего пользования, железнодорожный транспорт необщего пользования, станционная поездная работа, транспортное происшествие, земли железнодорожного транспорта, полоса отвода железных дорог, охранные зоны, график движения поездов, диспетчерское управление, план формирования грузовых поездов, подготовка вагонов, сортировка вагонов и т.д.
2. В соответствии с подпунктом 56) статьи 1 Закона железнодорожный вокзал - комплекс
зданий, сооружений (включая пассажирские платформы, вокзальные переходы и привокзальную территорию) и других видов имущества, предназначенных для оказания населению услуг по перевозке железнодорожным транспортом и приему-выдаче багажа, грузо-багажа в зависимости от класса.
Согласно пункту 4 статьи 17-1 Закона лица, владеющие на праве собственности или иных законных основаниях железнодорожными вокзалами, обеспечивают содержание и ремонт привокзальной территории.
Также в соответствии с пунктом 5 статьи 17-1 Закона вокзальные сооружения, предназначенные для обслуживания населения, должны содержаться в исправном техническом состоянии.
Вместе с тем в Законе не предусмотрены нормы об ответственности за ненадлежащее содержание железнодорожных вокзалов, что является пробелом в правовом регулировании данного вопроса.
В этой связи, необходимо пересмотреть положения Закона на предмет дополнения нормами об ответственности лиц, владеющих на праве собственности или иных законных основаниях железнодорожными вокзалами.
3. В соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» если в установленном законодательством Республики Казахстан порядке предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), потребитель имеет право на получение товара (работы, услуги), соответствующего этим требованиям.
При этом в анализируемом Законе не закреплены требования к качеству предоставляемых услуг в поездах, в том числе по предоставлению комплекта постельных принадлежностей надлежащего вида и безопасной к использованию. Так, на практике зачастую имеет место жалобы от пассажиров, связанные с ненадлежащим качеством постельного белья в поездах (в 2016 году произошел скандал с грязным бельём в «Тулпар-Тальго». Грязную простыню и наволочку пассажирке и по совместительству сотруднице ЖД предложили в экспресс-поезде «Астана - Алматы»5. Также в 2016 году в поездах сообщением «Мангыстау - Астана» произошел еще один скандал, когда мужчину покусали насекомые, по его предположению это были клопы6.)
В этой связи считаем необходимым, рассмотреть вопрос о возможности предусмотре-ния в Законе обязанности перевозчика по обе-
5 Inform бюро. Интернет-ресурс: https://informburo.kz/novosti/gryaznoe-belyo-ktzh-vytashchila-naruzhu-passazhirka-poezda-tulpar-talgo.html
6 ДанаКругловаInform бюро. Интернет-ресурс: https://informburo.kz/novosti/astanchanina-v-poezde-mangystau-astana-pokusali-neizvestnye-tvari.html
спечению условий для надлежащего качества и безопасности предоставляемых услуг.
4. На сегодняшний день одним из важных факторов, сдерживающих успешное участие Казахстана в международных перевозках, является отсутствие скоростных железных дорог, который не позволяет железнодорожному транспорту Казахстана выйти на новый уровень развития. В настоящее время средняя скорость на казахстанских железных дорогах составляет 50 км/ч, а на новых поездах Тул-пар-Тальго 100 км/ч.
Справочно:
Страны Западной Европы давно имеют сеть высокоскоростных железных дорог для движения со скоростью 300-400 км час. А в США до 2019 году планируют запустить Ги-перлуп - вакуумный поезд, который сможет разгонять скорость до 1102 км/ч. Он соединит Лос-Анжелес и Сан-Франциско, расстояние между которыми в 614 км можно будет преодолеть за полчаса.
Для сравнения мировой рекорд скорости принадлежит Японскому составу маглев, 21 апреля 2015 года на специальном участке во время испытаний в префектуре Яманаси состав смог развить скорость 603 километра в час, на борту был только машинист. На сегодняшний день Shinkansen является одним из быстрейших поездов на коммерческих маршрутах, его скорость составляет 443 км/час.
Первым по скорости среди рельсовых поездов, но вторым в абсолютном зачете, на планете является французский TGV POS. В момент фиксации рекорда скорости, поезд разогнали до впечатляющей цифры в 574,8 км/ч. Скорость поезда при движении по коммерческим маршрутам не превышает 320 км/час.
Третье место, отданное Китаю с их Shanghai Maglev Train. Он удерживает скорость в 431 км/час в течение 90 секунд, максимальная скорость этого состава, то во время испытаний его смогли разогнать до 501 км/час. В Германии - максимальная скорость 450 км/час. Название TR-09. В Южной Корее поезд смог разогнаться до 352 км/час, но на данный момент максимальная скорость на коммерческих маршрутах ограничена 300 км/ час. В Испании AVETalgo-350 (Alta Velocidad Española) по прозвищу - «Утконос» имеет скорость в 330 км/час. Во Франции поезд Eurostar Train имеет скорость 300 км/час. Итальянский «ETR 500» имеет скорость 300 км/час7.
Между тем, по мнению экспертов, увеличение скорости движения на казахстанских железных дорогах позволит обеспечить рост грузооборота в два раза. Наличие скоростной железнодорожной сети - признак перехода
страны из категории развивающихся в категорию развитых стран мира, который может дать не только экономический, но и политический эффект.
Глава государства Нурсултан Назарбаев в своих посланиях народу Казахстана неоднократно указывал необходимость вхождения Казахстана в число 30 самых развитых стран мира.
В этой связи, в целях обеспечения экономических и политических условий для достижения данных задач и развития скоростного железнодорожного сообщения, полагаем необходимым предусмотреть в Законе положения, регулирующие вопросы скоростных железных дорог.
5. В соответствии со статьей 623 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», безбилетный провоз пассажиров в поездах международного сообщения влечет штраф в размере семи месячных расчетных показателей, а в поездах внутрире-спубликанского сообщения влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.
Между тем, административная ответственность предусмотрена только для работников, занятых в обслуживании пассажиров в пассажирских поездах. В настоящее время отсутствует ответственность пассажиров за безбилетный поезд и перекупку билетов.
Справочно: Так в Европе человек лично несет ответственность за безбилетный проезд. Безбилетный проезд в Германии, если сумма нарушения не превышает примерно 50 евро, преследуется в судебном порядке только в редких случаях. Однако постоянным нарушителям грозят высокие денежные штрафы или даже лишение свободы сроком до года.
Также в последнее время появилась тенденция на перекупку и перепродажу билетов, особенно в праздничные дни и в летний период. По статистике за 11 месяцев 2015 года был проверен 10 961 поезд, в которых выявлен провоз 1361 безбилетного пассажира, 204,7 тонны неоформленного багажа и грузобага-жа, взыскан тариф на сумму 11 446 900 тенге. К дисциплинарной ответственности привлечены 639 работников, объявлено 249 строгих выговоров. В 2014 году за нарушение трудовой дисциплины со стороны проводников, билетных кассиров за провоз пассажиров и перепродажу было привлечено свыше 500 работников, уволено 47 сотрудников. Также за 2016 год выявлено 775 безбилетных пассажиров.
На основании вышеизложенного считаем целесообразным ввести административную ответственность пассажиров за безбилетный проезд и перекупку билетов.
6. На сегодняшний день в законодатель-
7Юрий Андреев.10 самых быстрых поездов в мире. Интернет-ресурс: https://www.iphones.ru/iNotes/492937
стве РК о железнодорожном транспорте отсутствуют положения о необходимости SMS-оповещения пассажиров и системе электронной очереди.
Так, на практике в одностороннем порядке могут быть внесены изменения в расписание поездов либо имеют место факты их опоздания без соответствующего предупреждения пассажиров.
Также в настоящее время зачастую кассиры берут документы у пассажиров и обещают выкупить им билет, что является незаконным. Были случаи закрытия частных касс в Южном
Казахстане. Так, в Шымкенте были закрыты 8 билетных касс, когда сотрудники, чтобы поймать нужный билет делали до 400 запросов, за эту услугу они брали с клиентов комиссию до 1 000 тенге.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным рассмотреть возможность внесения в законодательство норм об обязательном SMS-оповещении пассажиров в случаях изменения расписания поездов либо их опозданиях, а также системе электронной очереди при покупки железнодорожных билетов.