Научная статья на тему 'Правовые проблемы становления и функционирования международного транзитного коридора "Западная Европа - Западный Китай"'

Правовые проблемы становления и функционирования международного транзитного коридора "Западная Европа - Западный Китай" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
609
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВА «ОДИН ПОЯС ОДИН ПУТЬ» / ТРАНЗИТНЫЙ КОРИДОР / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУД-НИЧЕСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / СОГЛАШЕНИЕ ПО УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕ-ДУР ТОРГОВЛИ / ЕАЭС / ВТО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Байсакалова Мадина Нурлановна

Статья рассматривает вопросы, связанные с реализацией и развити-ем транзитного потенциала Казахстана в рамках транзитного коридора «Западная Европа Западный Китай». Констатирует социально-экономические выгоды для Ка-захстана и Китая в случае успешной реализации проекта. В статье проанализированы рекомендации Правительства Китая по улучшению взаимодействия в стратегических сферах для укрепления экономического сотрудниче-ства в рамках реализации транзитного коридора.Также исследуются факторы и проблемные вопросы, препятствующие развитию транзитного потенциала Казахстана. Рассматриваются и анализируются документы нормативно-правового характера Казахстана в сфере транспорта, таможенного ре-гулирования и транзита. Более подробно рассмотрены положения Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» от 26 декабря 2017 года в части развития транзита и оптимизации проведения таможенных операций, электронного декларирования, использования предварительной информации в качестве транзитной декларации, сокращения срока выпуска товаров таможенным органом. Исследованы положения Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли и их применение в рамках международного транзитного коридора «Западная Европа За-падный Китай» в части отсутствия дискриминации, предоставления национального режима, по возможности раздельную инфраструктуру для транзитных перевозок, предварительную подачу и обработку транзитных документов, назначение нацио-нального координатора по транзиту, которому адресуются все запросы и предложе-ния, касающиеся эффективного функционирования транзитных операций, применение международных стандартов, отсутствие квот на транзит, поддержка региональных соглашении в области транзита.С учетом всего вышеизложенного, предлагаются рекомендации по эффективному развитию транзита на территории РК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы становления и функционирования международного транзитного коридора "Западная Европа - Западный Китай"»

УДК: 656.022(100)

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНЗИТНОГО КОРИДОРА «ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА - ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ»

Байсакалова Мадина Нурлановна

Научный сотрудник ТОО «Консалтинговая группа «Болашак», магистр юридических наук (Евразийский Национальный Университет имени Л.Н. Гумилева), магистр права (LL.M, Абердинский университет, Великобритания), г. Астана, Республика Казахстан. e-mail: baisakalova.m@gmail.com

Ключевые слова: Инициатива «Один пояс — один путь»; транзитный коридор; транзитный потенциал; Западная Европа — Западный Китай; экономическое сотрудничество; законодательство Республики Казахстан; Соглашение по упрощению процедур торговли; ЕАЭС; ВТО.

Аннотация. Статья рассматривает вопросы, связанные с реализацией и развитием транзитного потенциала Казахстана в рамках транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай». Констатирует социально-экономические выгоды для Казахстана и Китая в случае успешной реализации проекта.

В статье проанализированы рекомендации Правительства Китая по улучшению взаимодействия в стратегических сферах для укрепления экономического сотрудничества в рамках реализации транзитного коридора.

Также исследуются факторы и проблемные вопросы, препятствующие развитию транзитного потенциала Казахстана. Рассматриваются и анализируются документы нормативно-правового характера Казахстана в сфере транспорта, таможенного регулирования и транзита. Более подробно рассмотрены положения Кодекса Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» от 26 декабря 2017 года в части развития транзита и оптимизации проведения таможенных операций, электронного декларирования, использования предварительной информации в качестве транзитной декларации, сокращения срока выпуска товаров таможенным органом.

Исследованы положения Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли и их применение в рамках международного транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай» в части отсутствия дискриминации, предоставления национального режима, по возможности раздельную инфраструктуру для транзитных перевозок, предварительную подачу и обработку транзитных документов, назначение национального координатора по транзиту, которому адресуются все запросы и предложения, касающиеся эффективного функционирования транзитных операций, применение международных стандартов, отсутствие квот на транзит, поддержка региональных соглашении в области транзита.

С учетом всего вышеизложенного, предлагаются рекомендации по эффективному развитию транзита на территории РК.

«БАТЫС ЕУРОПА - БАТЫС КЫТАЙ» ХАЛЬЩАРАЛЬЩ ТРАНЗИТ ДЭЛ1З1НЩ К¥РЫЛУЫ МЕН Ж¥МЫС 1СТЕУ1НЩ К¥КЫКТЫК ПРОБЛЕМАЛАРЫ

Мадина Н^рланкызы Байсакалова

«Консалтинговая группа «Болашак» ЖШС гылыми цызметкерi, зац гылымдарыныц магистрi (Л.Н. Гумилев атындагы Еуразия улттыц университетi), цщыц магистрi (LL.M, Абердин университетi, ¥лыбритания), Астана ц., К^зацстан Республикасы. e-mail: baisakalova.m@gmail.com

ТYйiн свздер: «Бгр белдеу, бгр жол» бастамасы; тразиттт коридор; транзит эле-ует1; Батыс Еуропа — Батыс Кытай; экономикалыц ынтымацтастыц; Казацстан Ре-спубликасыныц зацнамасы; СаударэЫмдерт оцайлату туралы келшм; Еуразиялыц экономикалыц одац; ДYниежYзiлiк сауда уйымы.

Аннотация. Бул мацала «Батыс Еуропа - Батыс Кытай» транзиттт коридорыныц шецбертде Казацстанныц транзиттк элеуетт ЖYзеге асыру жэне дамыту мэселе-лерт квтеред\. Егер жоба сэтт1 ЖYзеге асырылган жагдайда, Казацстан мен Кытай Yшiн цандай элеуметтт-экономикалыц жецглдгктер пайда болатынын царастырады.

Мацалада Кытай Yкiметiнiц транзиттк коридорды ЖYзеге асыру шецберiндегi стратегиялыц багыттардагы экономикалыц ынтымацтастыцты жацсарту жвнiндегi усынымдары талданды.

Казацстанныц транзиттт элеуеттт дамытуга кедергi келтiретiн проблемалыц мэселелер мен факторларды зерттейдi. Квлщ кедендтреттеу жэне транзит саласын-дагы нормативтт-цуцыцтыц сипаттагы цужаттарды царастырады жэне талдай-ды. 2017 жылгы 26 желтоцсандагы «Казацстан Республикасындагы кедендк реттеу туралы» Казацстан Республикасы Кодекстщ транзиттт дамыту мен кедендт опера-цияларды оцтайландыру, электронды декларациялау, транзиттт декларация ретт-де аванстыц ацпаратты пайдалану, кеден органымен тауарларды жiберу мерзiмдерiн цысцарту ережелерi царастырылып талданады.

Сауда рэЫмдерт оцайлату туралы ДYниежYзiлiк сауда уйымы келшмШц ереже-лерт «Батыс Еуропа - Батыс Кытай» транзиттт коридорыныц шецбертде цолдануын талдайды. Соныц штде, кемЫтпеушыт, улттыцрежимдi цамтамасыз ету, транзит-тiк трафик Yшiн жекелеген инфрацурылымды усыну, транзит цужаттарын алдын-ала рэЫмдеу жэне вцдеу, транзит бойынша улттыц Yйлестiрушiнi тагайындау, халыцара-лыц стандарттарды цолдану, транзит квоталарыныц болмауы, аймацтыц транзиттт келшмдерге цолдау кврсету мэселелерi.

Жогарыда айтылгандарды ескере отырып, Казацстан Республикасыныц аумагында транзиттщ тиiмдi дамуына цатысты усыныстар бередi.

LEGAL ISSUES OF FORMATION AND FUNCTIONING OF THE INTERNATIONAL TRANSIT CORRIDOR "WESTERN EUROPE - WESTERN CHINA"

Madina Baisakalova

Research Officer, "Bolashak" Consulting Group" LLP, Master of the Science

of Law (Eurasian National University named after L.N. Gumilyov),

Master of Laws (LL.M, University of Aberdeen, the United Kingdom of Great Britian),

Astana, Republic of Kazakhstan.

e-mail: baisakalova.m@gmail.com

Keywords: "One Belt - One Way" initiative; transit corridor; transit potential; Western Europe-Western China; economic cooperation; legislation of the Republic of Kazakhstan; Agreement on Trade Facilitation; EAEU; WTO.

Abstract. The article raises issues related to the implementation and development of the transit potential of Kazakhstan within the framework of the "Western Europe - Western China" transit corridor. It considers socio-economic benefits for Kazakhstan and China in case if the project is successfully implemented.

The article analyzes the recommendations of the Government of China to improve cooperation in strategic areas to strengthen economic cooperation in the framework of the transit corridor.

The article examines problematic issues that impede the development of transit potential of Kazakhstan. It examines and analyzes documents of regulatory and legal nature in the field of transport, customs regulation and transit. It considers in more detail the provisions of the Code of the Republic of Kazakhstan "On Customs Regulation in the Republic of Kazakhstan" dated December 26, 2017 in terms of transit development and optimization of customs operations, electronic declaration, the use of advance information as a transit declaration, reduction of the time for goods to be released by the customs authority and others.

The article analyzes the provisions of the WTO Agreement on Trade Facilitation and their application within the framework of the international transit corridor "Western Europe - Western

China" in terms of non-discrimination, provision of national treatment, possibly separate infrastructure for transit traffic, preliminaryfiling andprocessing of transit documents, the appointment ofa national coordinator on transit, to which all requests and proposals concerning the effective functioning of transit operations are addressed, the application of international standards, lack of transit quotas, support for regional transit agreements.

It suggests recommendations on effective development of transit in the territory of the Republic of Kazakhstan.

Инициатива «Один пояс, один путь» является одной из самых амбициозных реформ руководства Китая. Инициатива предусматривает строительство экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21-го века с намерением содействовать экономическому сотрудничеству между странами вдоль предлагаемых маршрутов пояса и дороги.

Следовательно, подразумевается дальнейшая интеграция на рынке и создание региональной системы экономического сотрудничества для всех.

Инициатива «Один пояс, один путь» направлена на соединение Азии, Европы и Африки пятью разными путями. Экономический пояс Шелкового пути фокусируется на следующих путях: (1) Соединение Китая с Европой через Центральную Азию и Россию; (2) Соединение Китая с Ближним Востоком через Центральную Азию; (3) Соединение Китая и Юго-восточной Азии, Южной Азии и Индийского океана.

Морской Шелковый путь 21-го века будет использоваться для (4) соединения Китая с Европой через Южно-китайское море и Индийский океан и для (5) соединения Китая с южной частью Тихоокеанского моря через Южно-китайское море. Данная статья не включает в себя рассмотрение Морского шелкового пути.

Фокусируясь на пяти вышеуказанных маршрутах будут созданы шесть международных экономических коридоров сотрудничества: Земельный мост Новой Евразии, Китай - Монголия - Россия, Китай - Центральная Азия -Западная Азия, Китай - Полуостров Индокитай, Китай - Пакистан и Бангладеш - Ки-

тай - Индия - Мьянма1.

Казахстан будут пересекать два из вышеуказанных международных экономических коридоров: Земельный мост Новой Евразии2 и Китай - Центральная Азия - Западная Азия3.

Следует отметить, для Китая эта инициатива имеет стратегическое значение и в случае успешной реализации содействует разрешению следующих экономических задач:

1. поощрение регионального развития в Китае посредством интеграции с соседними странами;

2. модернизация китайской промышленности путем экспорта китайских стандартов;

3. разрешение вопросов избыточной мощности [1].

Созданием экономического пояса Шелкового пути Китай предусматривает развить слаборазвитые внутренние районы страны для содействия в торговле с Европой через Центральную Азию. Известно, что в Китае существует сильный разрыв между развитыми восточными прибержными регионами и бедными внутренними западными провинциями. Бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю назвал такой разрыв в уровне благосостояния серьезной напряженностью [2]. В качестве примера можно взять прибрежный мегаполис Шанхай, который в пять раз богаче чем внутренняя провинция Гансу, которая является частью Шелкового пути4.

Модернизация китайской промышленности подразумевает не только экспорт товаров, но и принятие китайских стандартов мировым сообществом. Это позволит китайским компаниям стать конкурентоспособными на

1 Hong Kong Trade Development Council Research, The Belt and Road Initiative - 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа. - http://china-trade-research.hktdc.com/business-news/article/The-Belt-and-Road-Initiative/The-Belt-and-Road-Initiative/obor/en/1/1X3CGF6L/1X0A36B7.htm

2 Земельный мост «Новая Евразия», также известный как «Второй наземный мост Евразии», представляет собой международную железнодорожную линию, проходящую от Лянъюнъган в провинции Цзянсу Китая через Алашанькоу в Синъцзяне и направляется в Роттердам в Нидерландах. Китайская часть линии включает железную дорогу Ланъчжоу-Лянъюнъган и железную дорогу Ланъчжоу-Синъцзян и простирается через восточный, центральный и западный Китай. После выхода из территории Китая новый сухопутный мост проходит через Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу, охватив ряд прибрежных портов в Европе.

3 Экономический коридор Китай - Центральная Азия - Западная Азия: Синъцзян - Алашанькоу (Китай) - железнодорожные сети Центральной Азии и Западной Азии - Средиземноморское побережье и Аравийский полуостров. В основном коридор охватывает пять стран Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан), а также Иран и Турция в Западной Азии.

4 Regional development: Rich province, poor province // The Economist - 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа. - https://www.economist.com/news/china/21707964-government-struggling-spread-wealth-more-evenly-rich-province-poor-province

международном уровне. Стратегия индустра-лизации «Сделано в Китае 2025» предусматривает превращение Китая в производственную сверхдержаву [3].

Известная китайская пословица: «Компании третьего уровня производят товары; компании второго уровня производят технологии; компании первого уровня составляют стандарты» [4] раскрывает всю сущность второй амбициозной задачи Китайского правительства путем реализации инициативы «Один пояс, один путь».

Китайцы также хотят использовать инициативу в целях разрешения проблемы избыточной мощности путем перемещения избыточной производственной мощности из Китая в соседние страны, преимущественно в страны АСЕАН. Об этом заявил премьер-министр Китая Ли Кэцян (У Keqiang) на встрече лидеров государств АСЕАН в 2014 года в Мьянме [1].

В то же время, инициатива Шелкового пути предусматривает экономические выгоды странам, находящимся вдоль этого маршрута. По сути, инициатива реализуется по принципу «выигрыш-выигрыш».

В настоящей статье рассматривается лишь путь, проходящий через территорию Казахстана, международный транзитный коридор «Западная Европа - Западный Китай».

Транзитный коридор будет функционировать по пути Санкт-Петербург - Москва

- Нижний Новгород - Казань - Оренбург -Актобе - Кызылорда - Шымкент - Тараз - Кор-дай - Алматы - Хоргос - Урумчи - Ланьчжоу

- Чжэнчжоу - Ляньюньган с общей протяженностью в 8 445 км. По Казахстану будет проходить 2 787 км пересекая Актюбинскую, Кы-зылординскую, Южно-Казахстанскую (ныне в рамках границы Туркестанской области5), Жамбылскую и Алматинские области.

Для Казахстана предусматриваются следующие социально-экономические выгоды в случае успешной реализации данного проекта: развитие инфраструктуры, развитие малого и среднего бизнеса (в том числе развитие

придорожного сервиса), развитие индустрии туризма, снижение транспортной составляющей в себестоимости отечественной продук-ции6, создание новых рабочих мест, оживление экономики прилежащих регионов7, привлечение инвестиции8. Конечная и ключевая цель - это диверсификация экономики.

Следует отметить, что Казахстан имеет основные факторы для реализации и развития своего транзитного потенциала:

1. Выгодное месторасположение между странами Европы и Азии. Центральная Азия в качестве «сухопутного моста» имеет стратегическое значение для связи Китая и Европы;

2. Стабильная политическая ситуация в стране;

3. Благоприятная инвестиционная среда. Согласно отчету Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность, 2016-2017 годы», Казахстан находится на 53-м месте среди 138 стран (Россия - на 43-м, Армения - 79-м и Кыргызстан - 111-м)9;

4. Упрощенный порядок пересечения таможенной границы в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Предусматривается пересечение таможенной границы ЕАЭС в двух местах - на границе с Китаем и странами Европейского Союза (далее - ЕС);

5. Фактор времени. Снижение сроков доставки товаров через Китай в Западную Европу и обратно до 3,5 раз по транзитному коридору Западный Китай - Западная Европа по сравнению с морским коридором с Дальнего Востока, и по железной дороге Транссиба10. В январе 2017 года первый контейнерный поезд из Китая прибыл в Лондон, преодолев расстояние в 7500 миль. Он прошел через Казахстан, Россию, Беларусь, Польшу, Германию, Бельгию и Францию, наконец, пересекая английский канал прибыл в Великобританию. Общая продолжительность поездки составила 18 дней, что означает почти в 2 раза более быстрое время доставки груза, по сравнению с морским транспортом11.

Развитие инфраструктуры для содействия

5 Постановление Правительства Республики Казахстан «Об установлении границы Туркестанской области» от 17 июля 2018 года № 431 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.adilet.zan.kz.

6 Послание Президента РК народу Казахстана 1997 году «Казахстан - 2030» Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.adilet.zan.kz.

7 Послание Президента РК народу Казахстана от 6 февраля 2008 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.adilet.zan.kz.

8 Инвестиционная привлекательность. Исследование мнения инвесторов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - //Kazakhstan Business Magazine - 2011 - №2 http://www.investkz.com/journals/77/832.html

9 Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности, 2016-2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - https://gtmarket.ru/news/2015/09/30/7246

10 Новый путь в Европу. Экономические и социальные эффекты от реализации проекта. Значение проекта «Западная Европа - Западный Китай» в развитии регионов Казахстана [Электронный ресурс]. Режим доступа. - http://www.europe-china.kz/info/86

11 National Wealth Fund of Kazakhstan "Samruk-Kazyna", RESEARCH & KNOWLEDGE MANAGEMENT One Belt & One Road Leveraging infrastructure value potential - 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа. - https://www. sk.kz/upload/iblock/71e/71e9051a57a5b2e474c883a4f4de5a15.pdf

экономическому росту является ключевой задачей для Правительства Казахстана. Этот вопрос решается через достижение конкурентоспособности наших автомобильных дорог, реализацию транзитного потенциала путем увеличения грузовых перевозок через нашу страну. Такой стратегический план был озвучен в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана 1997 году «Казахстан - 2030».

Далее в Указе Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года N 310 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» впервые указано название транзитного коридора «Западный Китай - Западная Европа» и его содействие в развитии транзитного потенциала Казахстана12.

Несмотря на предполагаемые выгоды от реализации транзитного потенциала Казахстана существуют ряд барьеров. Среди них: непопулярность транзитных коридоров между Китаем и Европой; отсутствие надлежащего логистического сервиса, отсутствие собственных внешних терминальных сетей за пределами Казахстана, недостаточная эффективность административных процедур для проведения экспортных, импортных и транзитных операций, бюрократический процесс оформления документов.

Принимая во внимание важность развития для Китая внутренних и преимущественно западных регионов страны, в особенности Синьцзян-Уйгурского автономного района (у которого нет альтернатив сухопутному транспорту), который скорее всего станет перевалочным пунктом для товаров со всего Китая для отправки в страны ЕС, то развитие и сотрудничество Китая с Казахстаном наиболее вероятно и более приемлемо. Однако, не стоит и забывать о том, что существуют другие обходные пути для товаров Китая, в том числе и сухопутные. На сегодня большое преимущество предоставляется морским коридорам, которые выгодны для восточных прибрежных районов Китая. Морские коридоры преобладают по перевозке грузов и морские перевозчики гарантируют более выгодные тарифы и высокий сервис обслуживания по сравнению с сухопутным коридором13. В сервис обслуживания входит: доставка в срок, минимальный

пакет документов и их быстрая обработка. Но, как отмечалось выше, срок доставки товаров через Китай в Западную Европу и обратно снизится до 3,5 раз по транзитному коридору Западный Китай - Западная Европа по сравнению с морским коридором. Это может быть огромным преимуществом.

Как свойственно для любого масштабного проекта,дляуспешнойреализацииданногопро-екта необходимо решение следующей ключевой проблемы: это наличие соответствующего нормативно-правового обеспечения системы транспортной логистики транзитного коридора «Западный Китай - Западная Европа».

Китай в своем документе «Видение и действия по совместному строительству экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21 века» выразил важность сотрудничества стран в стратегических сферах. Правительство Китая выделило, что государствам, расположенным вдоль экономического пояса следует укреплять таможенное сотрудничество, такое, как обмен информацией, взаимное признание регламентов и взаимная помощь в правоохранительной деятельности; совершенствовать двустороннее и многостороннее сотрудничество в области инспекции и карантина, сертификации и аккредитации, стандартного измерения и статистической информации; и должна проводиться работа по обеспечению вступления в силу Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли. Необходимо улучшение условия таможенного оформления пограничных портов, создание сервиса «одного окна» в пограничных портах, сокращение расходов на таможенное оформление и улучшение возможности таможенного оформления.

Более того, Китай отметил активизацию сотрудничества в области безопасности и удобства в цепочке поставок, улучшение координации процедур трансграничного надзора, содействование онлайн освидетельствованию и онлайн проверке карантинных сертификатов и содействование взаимному признанию Уполномоченных экономических операторов, снизжению нетарифных барьеров, совместному улучшению прозрачности технических торговых мер и активизации либерализации и упрощения торговли14.

12 Указ Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года N 310 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/U070000310_

13 Евразийский Банк Развития, Международные транспортные коридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше // Отраслевой обзор - 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа. - http://docplayer.ru/26814725-Mezhdunarodnye-transportnye-koridory-evrazes.html

14 Видение и действия по совместному строительству экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21 века, подготовленное Национальной комиссей по развитию и реформам, Министерством иностранных дел, Министерством торговли КНР с разрешения Госсовета, март 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа. - http://en.ndrc.gov.cn/newsrelease/201503/t20150330_669367.html

Казахстан, в свою очередь, также предпринимает меры по увеличению транзита через свою территорию и укреплению сотрудничества в рамках транзитных коридоров. Соответствующие меры находят свое начало в государственной программе Казахстана «Цифровой Казахстан», которая предусматривает цифровизацию транспорта и логистики в целях увеличения транзитного грузопотока и эффективной реализации транзитного потенциала посредством перехода на электронный документооборот и внедрению интеллектуальной транспортной системы.

Под интеллектуальной транспортной системой подразумевается видеонаблюдение, управление дорожным движением и электронная оплата услуг. Ожидаемые результаты от реализации вышеуказанных инициатив: обеспечение безопасности на транспорте, прогнозирование климатических условий, получение информации о ситуации на дорогах, обнаружение нарушений ПДД15.

Договор о ЕАЭС предусматривает осуществление скоординированной транспортной политики, одной из задач которых является эффективное использование транзитного потенциала государств-членов (ст. 86)16.

На этом фоне, таможенное сотрудничество и улучшение таможенного законодательства выделяется как стратегическое. На территории Казахстана вопросы таможенного регулирования основываются на Договоре о ЕАЭС, Таможенном кодексе Таможенного союза, Кодексе Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года «О таможенном регулировании в Республике Казахстан», на иных международных договорах и нормативных правовых актах Казахстана. Кодекс Республики Казахстан «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» (далее - новый таможенный кодекс) введен в действие с 1 января 2018 года и основывается на нормах Таможенного кодекса ЕАЭС.

Новый таможенный кодекс предусматривает ряд передовых норм в части развития транзита и оптимизации проведения таможенных операций: электронное декларирование (п.3 ст.175), использование предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в качестве транзитной декларации (п.7 ст.176), сокращение срока выпуска товаров таможенным органом до

4 часов с момента регистрации таможенной декларации (п.1 ст.193), при продлении срока выпуска товаров при таможенном транзите выпуск завершается не позднее 5 рабочих дней (абзац 2 п.6 ст.193 нового Кодекса).

Для сравнения, следует отметить, что в прежнем варианте таможенного кодекса была норма, предусматривающая электронную форму таможенного декларирования, вместе с тем, она рассматривалась лишь как альтернатива письменной форме с разделительным союзом «или». Положения прежнего таможенного кодекса не позволяли использовать предварительную информацию, представленную в виде электронного документа в качестве транзитной декларации. Следовательно, эта совершенно новая и передовая норма.

Прежний вариант таможенного кодекса предусматривал выпуск товаров таможенным органом в срок 24 часа, данный срок сократился в соответствии с новым кодексом о таможенном регулировании до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации.

Вышеуказанные новшества соответствуют мировым стандартам и способствуют развитию транзита путем сокращения бумажного документооборота и времени прохождения таможенных процедур.

Необходимо подчеркнуть, что новый Кодекс предусматривает возможность оформления одной транзитной декларации при смешанных перевозках, чего не было в прежнем варианте Кодекса о таможенном деле и регулирует вопросы «одного окна».

В то же время с сокращением срока оформления, сокращается и перечень документов для оформления экспорта до 3 документов, - заявляют в Комитете государственных доходов Министерства финансов РК17.

Внесенные изменения, как подчеркнул министр национальной экономики Тимур Су-лейменов «облегчит ведение внешнеэкономической деятельности, позволит реализовать транзитный потенциал РК»18.

Более того, следует отметить, что на территории Казахстана действуют и международные договоры, участником которых является Казахстан. Важным шагом для нашей страны стало вступление во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Одним из передовых реформ ВТО на сегодня является Соглашение по упрощению процедур торговли,

15 Постановление Правительства РК «Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан» №827 от 12.12.2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.adilet.zan.kz.

16 Закон Республики Казахстан «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» от 14 октября 2014 года № 240-VЗРК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.adilet.zan.kz.

17 Развитие транзитного потенциала Казахстана, Kazakh TV - 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа. - http://kazakh-tv.kz/ru/view/news_kazakhstan/page_189644_razvitie-tranzitnogo-potentsiala-kazakhstana

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Новый Таможенный кодекс принял Парламент РК [Электронный ресурс]. Режим доступа. - https://www. zakon.kz/4895035-novyy-tamozhennyy-kodeks-prinyal.html

которую Казахстан ратифицировал Законом от 12 октября 2015 года19. После получения необходимого количества ратификационных грамот, Соглашение вступило в силу в 2017 году20. И Россия21 и Китай22 присоединились к данному Соглашению.

Статья 11 вышеуказанного Соглашения содержит нормы о свободе транзита: отсутствие дискриминации, предоставление национального режима, по возможности раздельную инфраструктуру для транзитных перевозок, предварительную подачу и обработку транзитных документов, назначение национального координатора по транзиту, которому адресуются все запросы и предложения, касающиеся эффективного функционирования транзитных операций, применение международных стандартов, отсутствие квот на транзит, поддержка региональных соглашении в области транзита.

Несмотря на положительную динамику развития и подготовки нормативного фундамента развития коридора «Западный Китай - Западная Европа» есть области для проведения дальнейшей работы.

Основными законами Казахстана, регулирующими сферу транспорта, в том числе транзит являются Законы: «от 21 сентября 1994 года «О транспорте в Республике Казахстан», «от 04 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте», «от 08 декабря 2001 года «О железнодорожном транспорте». Они предусматривают те или иные общие положения, регулирующие транзитные перевозки.

Тем не менее, большинство законов приняты больше 10 лет назад и требуют изменений и дополнений в части применения передовых норм регулирования транзита, смешанных перевозок, клиентоориентированности и применения инновационных технологий.

Мир не стоит на месте, следовательно требуется приведение транспортной нормативно-правовой базы в соответствие с современными реалиями общества.

Обеспечение безопасности перевозок, снижение сроков и стоимости перевозок, оказание надлежащего логистического сервиса стимулирует транзит через нашу территорию.

Вопросы, поднятые Китайским правительством в части регулирования и облегче-

ния таможенных процедур, в том числе реализация принципа «одного окна» уже началась в рамках ЕАЭС, Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли ратифицировано Казахстаном, РФ и Китаем. Запланировано создание интеллектуальной транспортной системы. В целом, процедурные вопросы находят свое решение последовательно.

Для эффективной реализации транзитного потенциала, способствующей диверсификации экономики страны также необходимо выполнение следующих рекомендаций:

• В рамках проекта Западный Китай - Западная Европа следует заключить региональное соглашение по регулированию транзита, с решением вопросов страхового возмещения перевозчикам, выработке политики по общим санитарным нормам и карантину. Это способствует гармонизации законодательств и унификации права, в том числе по урегулированию вопросов смешанных транзитных перевозок;

• Постепенная унификация законодательств стран ЕАЭС в сфере транспорта и транзита; Существующая нормативно-правовая база требует обновления и соответствия современным реалиям общества.

Применение современных технологий: big data, искусственный интеллект, блокчейн, проектное управление для аналитики и управления транзитом;

• Модернизация сектора через внедрение новых технологий и инноваций. Создание единой спутниково-навигационной системы в рамках транзитного коридора Западный Китай - Западная Европа; Необходимо создание единой интеллектуальной транспортной системы с присоединением каждой прилежащей страны; Казахстан уже запустил программу цифровизации транспорта и логистики.

Выработка клиентоориентированности и наличия высокого и качественного сервиса. Данная рекомендация в большинстве случаев зависит от самих перевозчиков. В связи с этим, необходимо обеспечить конкурентную среду для перевозчиков для поднятия сервиса обслуживания и снижения тарифов по транзитной перевозке.

Более того, обеспечение безопасности играет ключевую роль для развития транзи-

19 Закон РК № 356-V «О ратификации Протокола о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года» от 12 октября 2015 г. Режим доступа: www.adilet.zan.kz.

20 World Trade Organization, WTO's Trade Facilitation Agreement enters into force - 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа. - https://www.wto.org/english/news_e/news17_e/fac_31jan17_e.htm

21 Федеральный закон РФ «О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации» N 38-ФЗ от 2 марта 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа. - http://base.garant.ru/71341668/

22 World Trade Organization, China ratifies Trade Facilitation Agreement - 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа. - https://www.wto.org/english/news_e/news15_e/fac_04sep15_e.htm

та. В связи с этим, Правительству необходимо гарантировать максимальный уровень безопасности на дорогах и надлежащее обслуживание служащих государственных структур в рамках проверки документов и багажа.

В целом, продвижение транзита и позиционирование государства в качестве транзитной страны требует комплексного подхода к решению текущих проблем и достижению целей.

Принятие всех указанных мер содейству-

ет улучшению логистического климата РК и получению заветного 40-го места в рейтинге логистической эффективности LPI Всемирного Банка, по позитивному прогнозу, хотя бы к 2020 году.

Реализация Цифрового шелкового пути в ближайшей перспективе предполагает две инициативы, включающие в себя ряд мероприятий — это расширение покрытия сетей связи и усиление кибербезопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Peter Cai, Understanding China S Belt and Road Initiative // LOWY Institute for International Policy - 2017.

2. Ли Куан Ю, Мой взгляд на будущее мира, перевод с английского - М.:, Альпина нон-фикшн, 2017 - 446c;

3. Jost Wubbeke, Mirjam Meissner, Max J. Zenglein and others "Made in China 2025: The making of a high-tech superpower and consequences for industrial countries" // Mercator Institute for China Studies - 2016 - №2.

4. Dan Breznitz, Michael Murphree, "The Rise of China in Technology Standards: New Norms in Old Institutions" // Research Report Prepared on Behalf of the US-China Economic and Security Review Commission-2013.

REFERENCES

1. Peter Cai, Understanding China S Belt and Road Initiative // LOShhY Institute for International Policy - 2017.

2. Li Kuan Ju, Moj vzgljad na budushhee mira, perevod s anglijskogo - M.:, Al'pina non-fikshn, 2017 - 446c;

3. Jost Shhjubbeke, Mirjam Meissner, Mah J. Zenglein and others "Made in China 2025: The making of a high-tech superposhher and consejauences for industrial countries" // Mercator Institute for China Studies - 2016 - №2.

4. Dan Breznitz, Michael Murphree, "The Rise of China in Technology Standards: Neshh Norms in Old Institutions" // Research Report Prepared on Behalf of the US-China Economic and Security Revieshh Commission-2013.

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА - ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.