УДК 342(4/9)
ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ И ГЕРМАНСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.
РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНИИ 1871 Г.
Бухаева А.А., Жамбаев Е.С., Сагадиев А.Н., Кереев А.А.
Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В данной статье рассмотрен первый конституционный акт в истории единого Германского государства - Конституция 1871 года. Проанализированы основные её положениям, также отмечено, что Германская империя представляла собой федеративное государство, в котором сочетались законодательная централизация и административная самостоятельность отдельных её частей. В данной работе исследованы ранние этапы формирования объединенного немецкого государства, именовавшегося в те времена империей, Конституция 1871 года, наделяла объединенные земли (Пруссия, Бавария, Саксония и др.) известной независимостью, но в действительности это был союз, в котором не было даже и формального равенства членов - государственное устройство вновь созданной империи обеспечивало гегемонию прусской монархии.
Ключевые слова. Конституция, Германия, Пруссия, парламент (рейхстаг), палаты, Отто фон Бисмарк, депутат, право, выборы.
Объединение Германии на основе признаваемой всеми государствами конституции (Франкфуртская конституция от 20 марта 1849 г.) или объединение под начало одного из крупнейших государств (Австрии или Пруссии) стало к середине XIX века довольно сложной дилеммой в Союзе германских государств, вобравшем в себя одну империю (Австрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), десятки герцогств и княжеств, вольные города.
Большая часть германской буржуазии добивалась объединения Германии под главенством Пруссии. Этот путь предусматривал исключение из Германии владений монархии Габсбургов, поэтому его сторонники получили название «малогерманцев». Второй путь объединения Германии предусматривал объединение всех территорий Германского союза в едином германском государстве во главе с Австрией. Некоторые группы мелкой буржуазии и крестьянства, особенно на юге страны, стремились к превращению Германии в федеративную республику, наподобие Швейцарии, со слабой центральной властью и сохранением значительной доли независимости за мелкими государствами [1, с. 510-511].
Германия по Франкфуртской конституции представляла собой федерацию земель во главе с императором, который должен был присягать делу охраны «империи и прав немецкого народа, а имперскую конституцию соблюдать точно и добросовестно». Такую присягу должен был приносить не только император, но и каждый имперский чиновник. Конституция объявляла об упразднении сословий, неприкосновенности личности, равенстве перед законом, отдельных свободах - равенстве всех граждан перед законом, свободе слова, печати, совести, неприкосновенности личности, бесплатном и светском начальном образовании и т.п. Вместе с тем, конституция объявляла неприкосновенной церковную собственность, а вопрос о важнейших феодальных повинностях предлагала решать путём соглашения между помещиками и крестьянами.
Парламент (рейхстаг) состоял из двух палат - Палаты государств, избираемой на шесть лет и заполняемой по принципу неравного представительства (40 депутатов от Пруссии, 38 - от Австрии, 18 - от Баварии, 10 - от Саксонии, 2 - от Гамбурга и по одному от большинства
герцогств и княжеств), и Палаты народа (нижней палаты), которая избиралась на три года. Отдельные немецкие государства имели свою конституцию, правительство, чиновную иерархию.
Планировалось также создание Имперского суда с возложением на него разбирательства жалоб отдельных государств, разногласий между палатами, а также политических и частноправовых разногласий между государствами. Судебная власть признавалась только за государством, родовые суды упразднялись и в ст. 176 провозглашалось, что «все равны перед судом».
Всякий немец, говорилось в ст. 159, имеет право обращаться с письменными прошениями и жалобами к правительству, к народным представителям и рейхстагу. Для возбуждения судебного преследования против государственного чиновника за действие по службе «не требовалось предварительного согласия начальства» (ст. 160) (это положение было впоследствии повторено и в Конституции 1871 года).
Как отмечают авторы отечественного издания «Всемирной истории», «при всей своей умеренности имперская конституция имела прогрессивное значение, так как ставила задачей ликвидировать политическую раздробленность страны и являлась шагом на пути превращения Германии в буржуазную монархию. Именно поэтому правящие круги Пруссии и других крупных германских государств, где у власти стояли реакционные группы дворянства и бюрократии, отказались признать эту конституцию» [1, с. 514].
Действительно, оба монарха, которым собрание предложило корону императора, отказались от нее. Король прусский в апреле 1849 года заметил в этой связи, что корона даётся «милостью Божией» и не может быть делом собрания. Её принятие принесло бы «величайшее несчастье своим привкусом революции 1848 года». В итоге, Франкфуртская конституция оказалась фикцией; тот факт, что её признали 29 мелких и средних государств, не имел существенного значения.
После того как Франкфуртская конституция осталась «мертворожденным проектом», а самих делегатов национального (учредительного) собрания разогнало правительство Вюртемберга, на первый план выдвинулся второй путь объединения - через создание «малой» федерации германских государств, группирующихся вокруг Австрии или Пруссии. Наибольшим успехом в этом отношении увенчались усилия Пруссии.
Немаловажную, а возможно, и решающую роль в объединении Германии и одновременно -укреплении монархии в Пруссии сыграла именно проводимая последней успешная внешняя политика. Пруссия возглавила движение за объединение Германии и добилась этой цели, причём борьба Пруссии за гегемонию в Германии началась задолго до династийных войн. Пруссия начала её с утверждения своего лидерства в создании единого немецкого экономического и правового пространства, что и позволило ей в значительной мере преодолеть местный сепаратизм. Но главные препятствия, стоящие на пути создания единой Германии, Пруссия устранила на поле брани, используя свою военную мощь, выдающуюся, же роль в этом сыграл канцлер Прусского королевства, одарённый дипломат и политик князь Отто фон Бисмарк.
Пруссия, претендуя на объединительную роль, уповала исключительно на военную силу и стремилась создать крупную армию. Прусский король Вильгельм I, вступивший на престол в 1861 г., и его окружение стали усиленно готовиться к войне, намереваясь довести численность армии до 400 тыс. человек. На это мероприятие и на улучшение вооружения войск требовались значительные средства. Свое требование Вильгельм вынес на заседание парламента.
Депутаты-либералы прусского ландтага, добиваясь политических уступок от правительства, использовали право, предоставленное ландтагу по конституции 1850 г., и отказались утвердить испрошенные правительством военные кредиты. Правительство ответило на это роспуском палаты, однако новые выборы вновь принесли победу депутатам оппозиции. Это вызвало острое беспокойство при дворе и в правительственных кругах, опасавшихся, что оппозиция обратится за поддержкой к широким кругам избирателей и в стране начнутся серьёзные антиправительственные выступления [1, с. 322].
В этой ситуации назначенный премьер-министром фон Бисмарк стал почти неограниченным хозяином Пруссии. Идя у него на поводу, король согласился даже на нарушение Конституции ради того, чтобы прусская армия помогла объединить Германию вокруг Пруссии.
Нимало не смущаясь протестами депутатов, Бисмарк провёл военную реформу явочным путем. Одновременно он сформулировал свою программу объединения Германии: «Не на либерализм Пруссии взирает Германия, а на её мощь... Не речами, не постановлениями большинства решаются великие вопросы времени - это было ошибкой 1848 и 1849 гг., - а железом и кровью».
Свою агрессивную политику Бисмарк начал крайне решительно и бесцеремонно претворять в жизнь. Не имея возможности противостоять намерениям премьер-министра, депутаты пошли на крайнюю меру и стали вынуждать короля Вильгельма I отказаться от престола. Однако тот, выполняя волю Бисмарка, не сделал этого. Только в 1867 г., когда в ландтаг пришла партия национал-либералов, депутаты поддержали настойчивые требования правительства Бисмарка.
В 60-х гг. XIX века со всей очевидностью проявилось отношение Пруссии к объединению Германии как к универсальному способу завоевания германских государств, подчинения их прусскому владычеству. Всё это делалось с одной целью - перехватить главенство в Союзе у Австрии и воссоздать Германию как единую империю под главенством Пруссии. В результате в 1866 г. был упразднен Германский союз и образован Северо-германский союз, в который вошли все северные, ряд западных и южных германских государств - всего 28 монархий и вольных городов с общей численностью населения 30 млн. чел [2].
Доверие немецких либералов и демократов к Бисмарку восстановилось после того, как он ещё в проекте реорганизации Германского Союза от 10 июня 1866 г. выступил за учреждение общегерманского парламента, избранного на основе всеобщего избирательного права [3]. В развитие этого положения, в 1867 г. была разработана и принята Конституция Северо-германского Союза, в которой были воспроизведены многие положения Франкфуртской конституции 1849 г., в том числе - гражданские и политические свободы. Согласно этой Конституции, которой прусскому королю как президенту Союза передавалась вся полнота исполнительной власти, командование над объединёнными войсками и ряд других важных полномочий. Непосредственно же исполнительная власть концентрировалась в руках канцлера, ответственного перед королём. Создавался на Основе всеобщего избирательного права общесоюзный Рейхстаг, которому стало принадлежать исключительное право вотирования налогов. При разработке этой Конституции О. Бисмарк, главный вдохновитель и исполнитель плана объединения Германии «железом и кровью», заявил о своем стремлении единолично управлять делами Союза, утверждая, что с введением «коллективности пропадает ответственность» [4]. Впоследствии в объединенной Германии был создан лишь ряд управлений и ведомств, подчинённых непосредственно канцлеру, что создавало условия для усиления роли прусских министров.
Союзным канцлером стал министр-президент Пруссии Бисмарк. Прусский генеральный штаб фактически превратился в высший военный орган всего Северо-германского союза. В общесоюзный парламент - рейхстаг - должны были пройти выборы на основе всеобщего (для мужчин, достигших 21 года) и прямого (но не тайного) голосования, причём большинство мест (17 из 43) принадлежало депутатам от Пруссии. Однако рейхстаг пользовался лишь незначительным политическим влиянием, поскольку его решения не имели силы без утверждения их Союзным советом, председателем которого являлся канцлер. К тому же, согласно закону, рейхстагу не было подотчётно и правительство Бисмарка [5].
Конституция вводила единое гражданство Союза. На её основании в Северогерманском союзе был образован ряд общих учреждений, отменена паспортная система, введена свободу передвижения и местожительства, учреждена единая система мер и весов, ликвидированы остатки цеховых привилегий. Важнейшие вопросы государственной жизни, такие как внешняя политика, законодательство в области торговли и промышленности, денежное обращение, пути сообщения, почта и телеграф Конституция передавала в ведение Союза. При этом каждое государство - член
Союза сохраняло собственные органы власти - правительства, ландтаги, законодательство и пр. [1, с. 329-330]
Формирование единого общегерманского правового пространства ещё больше продвинуло страну на пути к национальной консолидации [6]. Таким образом, Бисмарк, добившись создания Северогерманского союза, в котором руководство неоспоримо принадлежало Пруссии, подготовил Германию к новой войне с Францией за окончательное завершение своего объединения.
Бурные споры при создании Конституции вызвал вопрос о вознаграждении членов Рейхстага. Победила точка зрения Бисмарка, настаивавшего на том, что депутаты не должны получать за свою работу «никакого жалованья или вознаграждения»; [7] подобным способом он стремился ограничить возможность депутатам низшего сословия принимать участие в работе парламента. Это положение было закреплено в ст. 32 гл. V «Рейхстаг». Другие спорные положения также были сформулированы в трактовке Бисмарка [8].
18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашён германским императором под именем Вильгельма I. 16 апреля 1871 г. была принята Конституция Германской империи. Анализу этого ключевого документа первого этапа собственно германской государственности мы полагаем необходимым проанализировать в своей следующей работе.
Библиографический список
1. Всемирная история. / Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчёк Н.М. и др.: В 24-х тт. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1998-2001. Т. 16: Европа под влиянием Франции. с. 322, 329-330, 514, 510-511.
2. История государства и права зарубежных стран. / Под общ. ред. проф. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой: В 2-х тт. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2005. Т. II: Современная эпоха. с. 257.
3. Ревякин А.В. Новая история стран Европы и Америки: конец XV - XIX век. - М.: АСТ: Астрель, 2007. с. 386, 397.
4. История государства и права зарубежных стран. / Под общ. ред. проф. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой: В 2-х ч. - 2-е изд., стереотип. - М.: НОРМА, 2005. Ч. 2. с. 141.
5. Ревякин А.В. Новая история стран Европы и Америки: конец XV - XIX век. - М.: АСТ: Астрель, 2007. с. 397.
6. Чикалов Р.А., Чикалова И.Р. Новая история стран Европы и США. 1815-1918 гг. - М.: Высшая школа, 2005. с. 203.
7. История государства и права зарубежных стран. / Под общ. ред. проф. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой: В 2-х тт. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2005. Т. II: Современная эпоха. с. 260.
8. Gmür R. Grundriss der deutschen Rechtsgeschichte. - 7 Aufl. - Neuwied; Kriftel; Berlin: Luchterhand, 1996. S. 328.
Бухаева Анара Аргыновна, доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой юриспруденции, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)..
Жамбаев Ержан Сагынханович, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Сагадиев Азамат Нурланович, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).
Кереев Азамат Ануашевич, кандидат юридических наук, профессор кафедры юриспруденции, Кокшетауский университет им.Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау).