Научная статья на тему 'ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ И ГЕРМАНСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНИИ 1871 Г'

ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ И ГЕРМАНСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНИИ 1871 Г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3236
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ГЕРМАНИЯ / ПРУССИЯ / ПАРЛАМЕНТ (РЕЙХСТАГ) / ПАЛАТЫ / ОТТО ФОН БИСМАРК / ДЕПУТАТ / ПРАВО / ВЫБОРЫ / CONSTITUTION / GERMANY / PRUSSIA / PARLIAMENT (REICHSTAG) / CHAMBERS / OTTO VON BISMARCK / DEPUTY / LAW / ELECTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кокшетауский Университет Им А. Мырзахметова, Бухаева Анара Аргыновна, Жамбаев Ержан Сагынханович, Сагадиев Азамат Нурланович

Рассмотрен первый конституционный акт в истории единого Германского государства - Конституция 1871 г. Проанализированы основные ее положения, а также отмечено, что Германская империя представляла собой федеративное государство, в котором сочетались законодательная централизация и административная самостоятельность отдельных ее частей. В данной работе исследованы ранние этапы формирования объединенного немецкого государства, именовавшегося в те времена империей. Конституция 1871 г. наделяла объединенные земли (Пруссия, Бавария, Саксония и др.) известной независимостью, но в действительности это был союз, в котором не было даже и формального равенства членов - государственное устройство вновь созданной империи обеспечивало гегемонию прусской монархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кокшетауский Университет Им А. Мырзахметова, Бухаева Анара Аргыновна, Жамбаев Ержан Сагынханович, Сагадиев Азамат Нурланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNIFICATION OF GERMANY AND THE GERMAN CONSTITUTIONALISM. DRAFTING AND ADOPTIONOF THE CONSTITUTION GERMANY 1871

This article discusses the first constitutional act in the history of a single German state the Constitution of 1871. Its main provisions are analyzed, it is also noted that the German Empire was a federal state, in which legislative centralization and administrative independence of its individual parts were combined. In this work, the early stages of the formation of a unified German state, which was called the empire at that time, were studied, the Constitution of 1871 endowed the united lands (Prussia, Bavaria, Saxony, etc.) with certain independence, but in reality it was a union in which there was not even formal equality of members the state system of the newly created empire ensured the hegemony of the Prussian monarchy.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ И ГЕРМАНСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ ГЕРМАНИИ 1871 Г»

УДК 342(4/9) DOI 10.24411/2618-8236-2020-15104

ББК 67

Объединение Германии и германский конституционализм. Разработка и принятие Конституции Германии 1871 г.

А. А. Бухаева, Е. С. Жамбаев, А. Н. Сагадиев

Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан

Рассмотрен первый конституционный акт в истории единого Германского государства — Конституция 1871 г. Проанализированы основные ее положения, а также отмечено, что Германская империя представляла собой федеративное государство, в котором сочетались законодательная централизация и административная самостоятельность отдельных ее частей. В данной работе исследованы ранние этапы формирования объединенного немецкого государства, именовавшегося в те времена империей. Конституция 1871 г. наделяла объединенные земли (Пруссия, Бавария, Саксония и др.) известной независимостью, но в действительности это был союз, в котором не было даже и формального равенства членов — государственное устройство вновь созданной империи обеспечивало гегемонию прусской монархии.

Ключевые слова: Конституция, Германия, Пруссия, парламент (рейхстаг), палаты, Отто фон Бисмарк, депутат, право, выборы.

Объединение Германии на основе признаваемой всеми государствами Конституции (Франкфуртская конституция от 20 марта 1849 г.) или объединение под началом одного из крупнейших государств (Австрии или Пруссии) стало к середине XIX в. довольно сложной дилеммой в Союзе германских государств, вобравшем в себя одну империю (Австрия), пять королевств (Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер, Вюртемберг), десятки герцогств и княжеств, вольные города.

Большая часть германской буржуазии добивалась объединения Германии под главенством Пруссии. Этот путь предусматривал исключение из Германии владений монархии Габсбургов, поэтому его сторонники получили название «мало-германцев». Второй путь объединения Германии предусматривал объединение всех территорий Германского Союза в едином Германском государстве во главе с Австрией. Некоторые группы мелкой буржуазии и крестьянства, особенно на юге страны, стремились к превращению Германии в федеративную республику наподобие Швейцарии, со слабой центральной властью и сохранением значительной доли независимости за мелкими государствами [1. С. 510 — 511].

Германия по Франкфуртской конституции представляла собой федерацию земель во главе с императором, который должен был присягать делу охраны «империи и прав немецкого народа, а имперскую Конституцию соблюдать точно и добросовестно». Такую присягу должен был приносить

не только император, но и каждый имперский чиновник. Конституция объявляла об упразднении сословий, неприкосновенности личности, равенстве перед законом, отдельных свободах — равенстве всех граждан перед законом, свободе слова, печати, совести, неприкосновенности личности, бесплатном и светском начальном образовании и т. п. Вместе с тем Конституция объявляла неприкосновенной церковную собственность, а вопрос о важнейших феодальных повинностях предлагала решать путем соглашения между помещиками и крестьянами.

Парламент (рейхстаг) состоял из двух палат: Палаты государств, избираемой на шесть лет и заполняемой по принципу неравного представительства (40 депутатов от Пруссии, 38 — от Австрии, 18 — от Баварии, 10 — от Саксонии, 2 — от Гамбурга и по одному от большинства герцогств и княжеств), и Палаты народа (нижней палаты), которая избиралась на три года. Отдельные немецкие государства имели свою Конституцию, правительство, чиновную иерархию.

Планировалось также создание Имперского суда с возложением на него разбирательства жалоб отдельных государств, разногласий между палатами, а также политических и частноправовых разногласий между государствами. Судебная власть признавалась только за государством, родовые суды упразднялись, и в ст. 176 провозглашалось, что «все равны перед судом».

Всякий немец, говорилось в ст. 159, имеет право обращаться с письменными прошениями

Объединение Германии и германский конституционализм.

и жалобами к правительству, к народным представителям и рейхстагу. Для возбуждения судебного преследования против государственного чиновника за действие по службе «не требовалось предварительного согласия начальства» (ст. 160) (это положение было впоследствии повторено в Конституции 1871 г.).

Как отмечают авторы отечественного издания «Всемирной истории», «при всей своей умеренности имперская Конституция имела прогрессивное значение, так как ставила задачей ликвидировать политическую раздробленность страны и являлась шагом на пути превращения Германии в буржуазную монархию. Именно поэтому правящие круги Пруссии и других крупных германских государств, где у власти стояли реакционные группы дворянства и бюрократии, отказались признать эту Конституцию» [Там же. С. 514].

Действительно, оба монарха, которым собрание предложило корону императора, отказались от нее. Король прусский в апреле 1849 г. заметил в этой связи, что корона дается «милостью Божией» и не может быть делом собрания. Ее принятие принесло бы «величайшее несчастье своим привкусом революции 1848 года». В итоге Франкфуртская конституция оказалась фикцией; тот факт, что ее признали 29 мелких и средних государств, не имел существенного значения.

После того как Франкфуртская конституция осталась «мертворожденным проектом», а самих делегатов национального (учредительного) собрания разогнало правительство Вюртемберга, на первый план выдвинулся второй путь объединения — через создание «малой» федерации германских государств, группирующихся вокруг Австрии или Пруссии. Наибольшим успехом в этом отношении увенчались усилия Пруссии.

Немаловажную, а возможно, и решающую роль в объединении Германии и одновременно укреплении монархии в Пруссии сыграла именно проводимая последней успешная внешняя политика. Пруссия возглавила движение за объединение Германии и добилась этой цели, причем борьба Пруссии за гегемонию в Германии началась задолго до династийных войн. Пруссия начала ее с утверждения своего лидерства в создании единого немецкого экономического и правового пространства, что и позволило ей в значительной мере преодолеть местный сепаратизм. Но главные препятствия, стоящие на пути создания единой

Германии, Пруссия устранила на поле брани, используя свою военную мощь, выдающуюся же роль в этом сыграл канцлер Прусского королевства — одаренный дипломат и политик князь Отто фон Бисмарк.

Пруссия, претендуя на объединительную роль, уповала исключительно на военную силу и стремилась создать крупную армию. Прусский король Вильгельм I, вступивший на престол в 1861 г., и его окружение стали усиленно готовиться к войне, намереваясь довести численность армии до 400 тыс. чел. На это мероприятие и на улучшение вооружения войск требовались значительные средства. Свое требование Вильгельм вынес на заседание парламента.

Депутаты-либералы прусского ландтага, добиваясь политических уступок от правительства, использовали право, предоставленное ландтагу по Конституции 1850 г., и отказались утвердить испрошенные правительством военные кредиты. Правительство ответило на это роспуском палаты, однако новые выборы вновь принесли победу депутатам оппозиции. Это вызвало острое беспокойство при дворе и в правительственных кругах, опасавшихся, что оппозиция обратится за поддержкой к широким кругам избирателей и в стране начнутся серьезные антиправительственные выступления [Там же. С. 322].

В этой ситуации назначенный премьер-министром фон Бисмарк стал почти неограниченным хозяином Пруссии. Идя у него на поводу, король согласился даже на нарушение Конституции ради того, чтобы прусская армия помогла объединить Германию вокруг Пруссии.

Нимало не смущаясь протестами депутатов, Бисмарк провел военную реформу явочным путем. Одновременно он сформулировал свою программу объединения Германии: «Не на либерализм Пруссии взирает Германия, а на ее мощь... Не речами, не постановлениями большинства решаются великие вопросы времени — это было ошибкой 1848 и 1849 гг., — а железом и кровью».

Свою агрессивную политику Бисмарк начал крайне решительно и бесцеремонно претворял в жизнь. Не имея возможности противостоять намерениям премьер-министра, депутаты пошли на крайнюю меру и стали вынуждать короля Вильгельма I отказаться от престола. Однако тот, выполняя волю Бисмарка, не сделал этого. Только в 1867 г., когда в ландтаг пришла партия

24

А. А. Бухаева, Е. С. Жамбаев, А. Н. Сагадиев

национал-либералов, депутаты поддержали настойчивые требования правительства Бисмарка.

В 1860-х гг. со всей очевидностью проявилось отношение Пруссии к объединению Германии как к универсальному способу завоевания германских государств, подчинения их прусскому владычеству. Все это делалось с одной целью — перехватить главенство в Союзе у Австрии и воссоздать Германию как единую империю под главенством Пруссии. В результате в 1866 г. был упразднен Германский Союз и образован Северогерманский Союз, в который вошли все северные, ряд западных и южных германских государств — всего 28 монархий и вольных городов с населением общей численностью 30 млн чел. [2. С. 257].

Доверие немецких либералов и демократов к Бисмарку восстановилось после того, как он еще в проекте реорганизации Германского Союза от 10 июня 1866 г. выступил за учреждение общегерманского парламента, избранного на основе всеобщего избирательного права [3. С. 386, 397]. В развитие этого положения в 1867 г. была разработана и принята Конституция Северогерманского Союза, в которой были воспроизведены многие положения Франкфуртской конституции 1849 г., в том числе гражданские и политические свободы. Согласно этой Конституции, которой прусскому королю как президенту Союза передавалась вся полнота исполнительной власти, командование над объединенными войсками и ряд других важных полномочий. Непосредственно же исполнительная власть концентрировалась в руках канцлера, ответственного перед королем. Создавался на основе всеобщего избирательного права общесоюзный рейхстаг, которому стало принадлежать исключительное право вотирования налогов. При разработке этой Конституции О. Бисмарк, главный вдохновитель и исполнитель плана объединения Германии «железом и кровью», заявил о своем стремлении единолично управлять делами Союза, утверждая, что с введением «коллективности пропадает ответственность» [2. С. 141]. Впоследствии в объединенной Германии был создан лишь ряд управлений и ведомств, подчиненных непосредственно канцлеру, что создавало условия для усиления роли прусских министров.

Союзным канцлером стал министр-президент Пруссии Бисмарк. Прусский генеральный штаб фактически превратился в высший военный орган всего Северогерманского ^юза. В общесоюзный

парламент — рейхстаг — должны были пройти выборы на основе всеобщего (для мужчин, достигших 21 года) и прямого (но не тайного) голосования, причем большинство мест (17 из 43) принадлежало депутатам от Пруссии. Однако рейхстаг пользовался лишь незначительным политическим влиянием, поскольку его решения не имели силы без утверждения их Союзным советом, председателем которого являлся канцлер. К тому же согласно закону рейхстагу не было подотчетно и правительство Бисмарка [3. С. 397].

Конституция вводила единое гражданство Союза. На ее основании в Северогерманском Союзе был образован ряд общих учреждений, отменена паспортная система, введена свобода передвижения и местожительства, учреждена единая система мер и весов, ликвидированы остатки цеховых привилегий. Важнейшие вопросы государственной жизни, такие как внешняя политика, законодательство в области торговли и промышленности, денежное обращение, пути сообщения, почта и телеграф, Конституция передавала в ведение Союза. При этом каждое государство — член Союза сохраняло собственные органы власти — правительства, ландтаги, законодательство и пр. [1. С. 329—330].

Формирование единого общегерманского правового пространства еще больше продвинуло страну на пути к национальной консолидации [4. С. 203]. Таким образом, Бисмарк, добившись создания Северогерманского Союза, в котором руководство неоспоримо принадлежало Пруссии, подготовил Германию к новой войне с Францией за окончательное завершение своего объединения.

Победоносная война Германии с Францией привела в 1871 г. к отторжению от последней Эльзаса и Лотарингии и к выплате огромной контрибуции в 5 млрд франков. В дни войны завершилось и объединение Германии. Уже в сентябре 1870 г. Бисмарк начал переговоры об объединении государств Южной Германии и Северогерманского Союза. Принятые в их ходе так называемые «оборонительные договоры» Северогерманского Союза с Баденом, Баварией, Вюртембергом и Гессен-Дармштадтом стали правовой основой их вступления в новый союз, преобразованный в 1871 г. в Германскую империю.

Бурные споры при создании Конституции вызвал вопрос о вознаграждении членов рейхстага. Победила точка зрения Бисмарка, настаивав-

Объединение Германии и германский конституционализм.

шего на том, что депутаты не должны получать за свою работу «никакого жалованья или вознаграждения» [1. С. 260]; подобным способом он стремился ограничить возможность депутатам низшего сословия принимать участие в работе парламента. Это положение было закреплено в ст. 32 гл. V «Рейхстаг». Другие спорные положения также были сформулированы в трактовке Бисмарка [5. S. 328].

18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I. 16 апреля 1871 г. была принята Конституция Германской империи. Этот ключевой документ первого этапа собственно германской государственности мы полагаем необходимым проанализировать в своей следующей работе.

Список литературы

1. Всемирная история : в 24 т. Т. 16: Европа под влиянием Франции / А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчёк [и др.]. — Минск : Харвест ; М. : АСТ, 1998—2001.

2. История государства и права зарубежных стран : в 2 т. Т. II: Современная эпоха / под общ. ред. проф. О. А. Жидкова и Н. А. Крашенинниковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : НОРМА, 2005.

3. Ревякин, А. В. Новая история стран Европы и Америки: конец XV — XIX век / А. В. Ревя-кин. — М. : АСТ : Астрель, 2007.

4. Чикалов, Р. А. Новая история стран Европы и США. 1815 — 1918 гг. / Р. А. Чикалов, И. Р. Чи-калова. — М. : Высш. шк., 2005.

5. Gmür R. Grundriss der deutschen Rechtsgeschichte. — 7 Aufl. — Neuwied ; Kriftel ; Berlin : Luchterhand, 1996.

Дата поступления: 18.02.2020

Дата принятия к опубликованию: 22.02.2020

Сведения об авторах

Бухаева Анара Аргыновна — доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой юриспруденции Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан. [email protected]

Жамбаев Ержан Сагынханович — кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан. [email protected]

Сагадиев Азамат Нурланович — кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова, Кокшетау, Казахстан. [email protected]

Библиографическое описание: Бухаева, А. А. Объединение Германии и германский конституционализм. Разработка и принятие Конституции Германии 1871 г. / А. А. Бухаева, Е. С. Жамбаев, А. Н. Сагадиев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — Т. 5, вып. 1. — С. 22 — 26.

26

А. А. Бухаева, Е. С. Жамбаев, А. Н. Сагадиев

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2020. Vol. 5, iss. 1. Pp. 22—26.

The Unification of Germany and the German Constitutionalism. Drafting and Adoption of the Constitution Germany 1871

A.A. Bukhayev

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetov, Kokshetau, Kazakhstan. [email protected]

E.S. Zhambaev

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetov, Kokshetau, Kazakhstan. [email protected]

A.N. Sagadiev

Kokshetau University named after A. Myrzakhmetov, Kokshetau, Kazakhstan. [email protected]

This article discusses the first constitutional act in the history of a single German state - the Constitution of 1871. Its main provisions are analyzed, it is also noted that the German Empire was a federal state, in which legislative centralization and administrative independence of its individual parts were combined. In this work, the early stages of the formation of a unified German state, which was called the empire at that time, were studied, the Constitution of 1871 endowed the united lands (Prussia, Bavaria, Saxony, etc.) with certain independence, but in reality it was a union in which there was not even formal equality of members - the state system of the newly created empire ensured the hegemony of the Prussian monarchy.

Keywords: Constitution, Germany, Prussia, parliament (Reichstag), chambers, Otto von Bismarck, deputy, law, elections.

References

1. Badak A.N., Voinich I.E., Volochek N.M. [et al.]. Vsemirnaia istoriia v 24 t. T. 16: Evropa pod vliianiem Frantcii [World history in 24 vol. Vol. 16: Europe under the influence of France]. Minsk, Harvest; Moscow, AST, 1998-2001. (In Russ.).

2. Zhidkov O.A., Krasheninnikov N.A. (eds.). Istoriia gosudarstva i prava zarubezhnykh stran v 2 t. T. II: Sovremennaia epoha [The history of the state and the law of foreign countries in 2 vol. Vol. II: The modern era]. Moscow, NORMA, 2005. (In Russ.).

3. Revyakin A.V. Novaia istoriia stran Evropy i Ameriki: konetc XV — XIX vek [A new history of the countries of Europe and America: the end of the XV — XIX century]. Moscow, AST, Astrel, 2007. (In Russ.).

4. Chikalov R.A., Chikalova I.R. Novaia istoriia stran Evropy i SShA. 1815 — 1918 gg. [A new history of the countries of Europe and the USA. 1815-1918]. Moscow, Higher School, 2005. (In Russ.).

5. Gmur R. Grundriss der deutschen Rechtsgeschichte. 7 Aufl. Neuwied Kriftel; Berlin, Luchterhand, 1996. (In German).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.