Научная статья на тему 'Взгляды О. Бисмарка на место и роль законодательной власти в Германии во второй половине XIX века'

Взгляды О. Бисмарка на место и роль законодательной власти в Германии во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4744
583
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУНДЕСРАТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / КАНЦЛЕР / ОТТО ФОН БИСМАРК / РЕЙХСТАГ / BUNDESRAT / STATE MECHANISM / LAWMAKING ORGAN / COUNSELOR / OTTO VON BISMARCK / REICHSTAG

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чупрова Ольга Владимировна

Статья посвящена исследованию проблемы государственно-правовых воззрений Бисмарка. Автор поднимает проблему взглядов Бисмарка на место и роль законодательной власти в Германской империи сразу после ее образования во второй половине XIX в. Автор статьи анализирует германскую Конституцию 1871 г. и приходит к выводу о том, что для Бисмарка основной целью государственного деятеля является укрепление объединенного немецкого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bismarck's opinion on the place and the role of legislative power in German empire in the second half of the XIX century

The article is devoted to the problem of Bismarck's state and legal outlooks. The author reveals the problem of Bismarck's opinion on the place and the role of legislative power in German empire right after its formation in the second half of the XIX century. The author of the article analyses German Constitution of 1871 and comes to the conclusion that for Bismarck the main purpose of the statesman is a fortification of the united German state.

Текст научной работы на тему «Взгляды О. Бисмарка на место и роль законодательной власти в Германии во второй половине XIX века»

10.3. ВЗГЛЯДЫ О.БИСМАРКА НА МЕСТО И РОЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Чупрова Ольга Владимировна, соискатель. Место учебы: кафедра государственно-правовых дисциплин, Владимирский юридический институт ФСИН России. Должность: специалист по профессиональной подготовке. Место работы: центр профессиональной подготовки УВД по Владимирской области.

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы государственно-правовых воззрений Бисмарка. Автор поднимает проблему взглядов Бисмарка на место и роль законодательной власти в Германской империи сразу после ее образования во второй половине XIX в. Автор статьи анализирует германскую Конституцию 1871 г. и приходит к выводу о том, что для Бисмарка основной целью государственного деятеля является укрепление объединенного немецкого государства.

Ключевые слова: Бундесрат, государственный механизм, законодательный орган, канцлер, Отто фон Бисмарк, Рейхстаг.

BISMARCK’S OPINION ON THE PLACE AND THE ROLE OF LEGISLATIVE POWER IN GERMAN EMPIRE IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

Chuprova Olga Vladimirovna, competitor. Place of study: state law disciplines chair, Vladimir law institute FPS of Russia. Position: professional training specialist. Place of employment: Vladimir regional professional training center for MIA.

Annotation: The article is devoted to the problem of Bismarck's state and legal outlooks. The author reveals the problem of Bismarck's opinion on the place and the role of legislative power in German empire right after its formation in the second half of the XIX century. The author of the article analyses German Constitution of 1871 and comes to the conclusion that for Bismarck the main purpose of the statesman is a fortification of the united German state. Keywords: Bundesrat, state mechanism, lawmaking organ, counselor, Otto von Bismarck, Reichstag.

Государственные и правовые взгляды канцлера Германской империи О. Бисмарка недостаточно изучены в зарубежной и отечественной историографии, хотя имеется обширный фактический материал по указанной проблеме, который требует анализа и обобщения. Личность и жизнь Бисмарка привлекает к себе внимание в первую очередь историков, политиков и дипломатов, в то время как до сих пор нет комплексных исследований основы его политической деятельности - государственных и правовых взглядов великого канцлера. В данном контексте научный интерес представляет изучение вопроса об оценке Бисмарком места и роли парламента в политической системе Германской империи в период его государственной деятельности в качестве руководителя исполнительной власти государства.

Отто фон Бисмарк (1815 - 1898 гг.) - германский политический деятель, первый канцлер Германской империи происходил из знатного, но обедневшего прусского аристократического рода, получил университетское образование, в течение четырех лет был чиновником, затем занимался сельским хозяйством. Политическую активность Бисмарк начал проявлять в период революционного движения в Пруссии в конце 40-х годов XIX в., заработав репутацию реакционера с крайними роялистскими взглядами1. В начале своей политической карьеры Бисмарк замещал ландрата в сословно - представительном органе Пруссии, был участником Соединенных ландтагов 1847 и 1848 гг., а с 1850 г. избирался депутатом прусского ландтага, то есть являлся представителем законодательных органов Пруссии. Затем Бисмарк занимался дипломатической работой, отстаивая интересы Пруссии в международных отношениях. В период конституционного конфликта прусского короля с ландтагом в 1862 г. Бисмарк был назначен на должность канцлера и с тех пор в течении более чем трех десятилетий возглавлял систему органов исполнительной власти в Пруссии. После объединения ряда германских государств в единое федеративное государство и назначения Бисмарка канцлером Германской империи, сфера деятельности и полномочия политика существенно расширилась. Государственные и правовые взгляды Бисмарка в течение его многолетней политической деятельности изменялись и окончательно оформились в начале 90-х гг. XIX в.

Решая насущную общенациональную задачу объединения Германии в 1866 г., Бисмарк, в качестве главы прусского правительства фактически создал проект конституции Северогерманского союза. Эта Конституция в 1871 г. легла в основу Конституции Германской империи. Оценивая вклад Бисмарка в формирование государственно - правовой действительности Германской империи, В.Г. Баев называет его «учителем государственного права»2. Следовательно, в конституционных нормах Германской империи нашли свое отражение государственно - правовые взгляды Бисмарка. В этой связи анализ некоторых положений Конституции 1871 г. способствует пониманию заявленной нами проблематики, а также вопроса соотношения исполнительной и законодательной власти в период становления единого германского государства.

В соответствии с имперской Конституцией германским императором провозглашался прусский король, в полномочиях которого было назначение должностных лиц империи, в том числе и главы имперского правительства - канцлера (ст. 18). А.Ф. Градовский метко называет канцлера «основанием, началом и концом всей исполнительной власти»3. Статьей 17 Конституции утверждался институт контрассигнации канцлером всех указов и распоряжений кайзера. Таким образом, акты, исходящие от главы государства должны были быть утверждены главой исполнительной власти, иначе правительство не несло за них ответственности.

К общеимперским органам относился Союзный совет (бундесрат) и рейхстаг, которые, согласно ст. 5 Конституции Германской империи, осуществляли имперское законодательство. Союзный совет и рейхстаг об-

1 См.: Бисмарк О. Мысли и воспоминания: В 3 - х т. М., 1940. Т. I. С. 36.

2 Баев В.Г. Политические и правовые взгляды канцлера Германии Бисмарка // Государство и право. 2008. № 6. С. 88.

3 Градовский А.Ф. Германская конституция. СПб., 1876. Ч. 2. С.

145.

ладали правом законодательной инициативы (ст.ст. 7, 23). Союзный совет имел законодательные, исполнительные и судебные функции, но в полной мере верхней палатой парламента не являлся4. Он состоял из представителей государств, входящих в состав империи, назначавшихся правительствами союзных государств. Представительство в Союзном совете и руководство его делами принадлежало имперскому канцлеру (ст. 15). Члены нижней палаты избирались посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов по мажоритарной системе (ст. 20). Рейхстаг созывался на сессии декретом императора и мог быть досрочно распущен по постановлению Союзного совета, с согласия императора (ст. 24). Возможность роспуска нижней палаты лишала рейхстаг его значения как самостоятельного политического фактора империи. Без обсуждения и одобрения в рейхстаге не мог пройти ни один закон, но для введения закона в действие требовалось большинство голосов в обоих имперских органах. Таким образом, ни один законопроект рейхстага не мог вступить в действие без согласия Союзного совета. А в Союзном совете доминирующее количество голосов (17 из 58) принадлежало Пруссии и она могла заблокировать любое изменение конституции, для которого требовалось 44 голоса (ст. 78). Германский парламентаризм ослаблялся тем, что бундесрат мог заблокировать любое решение рейхстага. Тем самым Бисмарк намеревался противопоставить господству анонимного парламентского большинства большинство правительств в Союзном совете, что и было заложено в Конституции.

Вопрос о реальном политическом весе парламента в Германской империи в последней трети XIX в. является в науке дискуссионным. Диапазон мнений весьма широк - от «абсолютизма, обшитого парламентскими формами»5 до представления о рейхстаге как об одной из главных структур нового государства, далекой от бессилия. Следует согласиться с мнением И.С. Галкина о том, что рейхстаг «имел довольно скромное значение»6. Рейхстаг играл важную роль в политической жизни Германии, но имел достаточно ограниченные полномочиями и небольшой реальный политический вес. Практически вне его компетенции находились внешняя политика, армия и бюрократия. Реальными механизмами воздействия на исполнительную власть рейхстаг не располагал.

Канцлер Бисмарк был формально ответственным министром, но в действительности не нес ответственности перед Союзным советом и рейхстагом за деятельность правительства. Вынесение ему вотума недоверия не было предусмотрено Основным Законом империи. Бисмарк являлся министром - президентом Пруссии, председателем и одним из прусских уполномоченных в бундесрате, что позволяло ему непосредственно влиять на законодательную деятельность. В сложившейся политической системе имперский канцлер обладал рычагами воздействия на законодательную власть Германской империи и являлся ключевой фигурой в государственном механизме. Это, по мнению многих исследователей, способствовало установлению в Германской империи во второй половине XIX в. бонапартистского политического режима с присущим ему авторитарно - харизматическим господством

4 См.: Ренненкампф В. Конституционные начала и политические воззрения князя Бисмарка. Киев, 1890. С. 371.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1955. Т. 19. С. 28.

6 Гапкин И.С. Создание Германской империи 1815 - 1871. М., 1986. С. 1.

вождя, с антидемократическими и антипарламентски-ми тенденциями7. И действительно, как справедливо заметил Ф. Энгельс, «Конституция ... была скроена по мерке Бисмарка»8. Канцлер был связующим звеном между императором, прусским государственным министерством, бундесратом и рейхстагом. В этой связи вполне справедливой кажется точка зрения Н.А. Власова о том, что «значение поста канцлера в период пребывания на нем Бисмарка далеко выходило за рамки ниши, отведенной ему законодательством»9.

Сам канцлер считал Прусскую и имперскую конституции в своем основном принципе разумными, за исключением нескольких громких фраз1 . Однако Бисмарк не считал конституционные нормы совершенными. По его мнению, «конституционной жизни ... свойственно, ... что не для всякой ситуации она предписывает правительству обязательный для него путь»11. Все свои государственно - правовые воззрения, даже если они вступали в противоречие с нормами Конституции, Бисмарк считал возможным проводить в жизнь, то есть считал себя не только правоприменителем, но, отчасти создателем и толкователем правовых норм . Имперский канцлер не был в чистом виде правовым мыслителем, он был политиком и государственным деятелем, но в своей государственной деятельности он тесным образом взаимодействовал с правовой реальностью. Главным в своих действиях он считал то, чтобы не были нарушены рамки формальной законности.

Правильным распределением законодательной власти в государстве Бисмарк считал наличие трех факторов: короля и двух палат. Для Бисмарка король являлся высшим равноправным фактором законодательства, которому принадлежала одна треть законодательной власти12. Бисмарк всегда был ярым противником любого проявления абсолютизма: как в лице монарха, так и парламентского большинства13.

Бисмарк отводил парламенту и борьбе фракций в рейхстаге в большей степени формальную роль. Он расценивал парламент не как самостоятельный законодательный государственный орган, но как номинально существующую необходимую часть государственного организма, функционально призванную быть оппозицией по отношению к правительственной политике. Бисмарк относился к дебатам в рейхстаге как к пустой болтовне и не верил в тайный разум всех, так как люди склонны подпадать под влияния и зависимости14. Наиболее ярко это проявилось в период конституционного конфликта 1862 - 1864 гг., когда рейхстаг не давал согласия на расходы бюджетных средств на военные нужды. Вопреки этому решению Бисмарк пошел на указанные расходы. После впечатляющих побед на внешнеполитической арене Бисмарк попросил у рейхстага индемнитета (утверждения произведенных расходов) и убеждал Прусского короля в правильности своей позиции, в том, что это не противоречит справедливости с публично - правовой точки зрения15.

7 См.: Баев В.Г. Бисмарк и Конституция 1871 года // Вопросы истории. 2005. № 8. С. 120.

8 Маркс К., Энгельс Ф. Указ соч. Т. 21. С. 474.

9 Власов Н.А. Военное законодательство Бисмарка после объединения Германии: 1871 - 1874 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2006. С. 262.

10 См.: Бисмарк О. Указ соч. М., 1940. Т. II, С. 62.

11 Там же. С. 63.

12 См..: Бисмарк О. Указ. соч. М., 1941. Т. III, С. 95 - 96.

13 См.: Бисмарк О. Указ. соч. Т. II, С. 62.

14 См.: там же. С. 55.

15 См.: там же. С. 63.

Отстаивая монархический принцип и не допуская господства парламента, Бисмарк неоднократно вступал в открытый конфликт с рейхстагом. По инициативе Бисмарка император не единожды досрочно распускал рейхстаг и назначались новые выборы, если тот или иной закон не получал одобрения в рейхстаге. Бисмарк считал «своевременный роспуск после явных эксцессов большинства - средством весьма целительным и самым верным ... для восстановления здорового кровообращения»16. Бисмарк пытался легальными мерами ограничить власть рейхстага за счет активизации деятельности других государственных органов (например, государственного совета Пруссии), создания совета по народному хозяйству, расширения бундесрата и состава его комиссий.

Нельзя согласиться с мнением о том, что Бисмарк был «решительным противником парламентской системы»1 . Ведь именно Бисмарк в 1867 г. ввел в конституционные нормы Северогерманского союза парламентские институты и настоял на введении системы всеобщего прямого и тайного голосования при избрании членов рейхстага. «Железный канцлер» в определенной степени нуждался в сотрудничестве с парламентом, чтобы проводить свою политику, противостоять партикуляризму, иметь поддержку у либералов и повышать авторитет Германии за границей (перед Англией и Францией). Бисмарк называл рейхстаг связующим средством в общих государственных учреждениях, чтобы противостоять центробежным тенден-циям18. Зная особенности личности германского императора, а именно его подверженность посторонним влияниям и нерешительность, Бисмарк был убежден, что «царя легче обмануть, чем парламент»19. Канцлер понимал всю важность существования парламентских институтов в государстве.

Бисмарк оценивал результаты работы парламента как полезные для государства и общества, с точки зрения недопущения абсолютизма и преодоления сепаратизма германских династий. В своих выступлениях в рейхстаге Бисмарк предупреждал о нежелательности острой борьбы фракций, от которой страдают интересы рейха. Канцлер считал, что фракции, проводя свою партийную политику, изолируют себя от интересов целого, их программы созданы искусственно, депутаты не могут изложить отличие своих убеждений от конкурирующих20. Большинство депутатов ничего не читает и не изучает законопроекты, а лишь ведут фракционную борьбу, слепо следуя за своими лиде-рами2 . Лидеров же партийных фракций Бисмарк обвинял в карьеризме и эгоистических стремлениях, противоречащих интересам нации.

Монархисты, к которым принадлежал и Бисмарк, придерживались мысли о том, что лишь сильная и независимая монархическая власть способна защитить каждого и вести общество к высшим целям, лишь она, а не парламентарии с их мелкими частными интересами, является истинной выразительницей народной воли 2 Однако, Бисмарк, являясь приверженцем ограниченной конституционной монархии, отводил важную роль оппозиционным настроениям парламента и прессы, во избежание уклонения на ложный путь и отступ-

16 Бисмарк О. Указ. соч. Т. I, С. 171.

17 Власов Н.А. Указ. соч. С. 280.

18 См.: Бисмарк О. Указ соч. Т. II. С. 275.

19 Там же. С. 195.

20 См.: там же. С. 148.

21 См.: там же. С. 248.

22 См.: Ренненкампф В. Указ. соч. С. 126.

ления от истины, отстаивал «возможность публичной критики правительства ... дабы избежать грозящей монарху опасности со стороны»23. Несмотря на это, канцлер считал, что «охранительная политика государства должна «притупить острие влияния» оппозиции», - так Бисмарк обосновывал необходимость борьбы с парламентом, чтобы не допустить его господства в империи24.

Таким образом, О. Бисмарк, в своих государственно

- правовых воззрениях уделял большое внимание вопросу о назначении и сущности законодательной власти в государстве. По мнению мыслителя в современной ему политической системе Германской империи законодательная власть должна занимать важное, но не первое место. Железный канцлер последовательно воплощал эти воззрения в своей политической деятельности. С точки зрения конституционных норм законодательная власть находилась под контролем исполнительной власти, не была самостоятельной и независимой. Общеимперским органам законодательной власти бундесрату и рейхстагу О. Бисмарк определял роль не только исключительно законотворческих органов, но и представительных органов власти, противостоящих партикуляристским тенденциям и ограничивающих возможный произвол со стороны исполнительной власти, что отвечало основной цели политика

- становлению и укреплению единого германского государства - второго рейха.

Список литературы:

1. Баев В.Г. Бисмарк и Конституция 1871 года // Вопросы истории. 2005. № 8. С. 113 - 121.

2. Баев В.Г. Политические и правовые взгляды канцлера Германии Бисмарка // Государство и право. 2008. № 6. С. 88 - 94.

3. Бисмарк Отто фон. Мысли и воспоминания: В 3-х т. М., 1940 - 1941.

4. Власов Н.А. Военное законодательство Бисмарка после объединения Германии: 1871 - 1874 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2006.

5. Галкин И.С. Создание Германской империи 1815 -1871 гг. М., 1986.

6. Градовский А.Ф. Германская конституция: В 2-х ч. СПб., 1875 - 1876.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1955. Т. 19, 21.

8. Ренненкампф В. Конституционные начала и политические воззрения князя Бисмарка. Киев, 1890.

Рецензия

на статью Чупровой О.В. «Взгляды О. Бисмарка на место и роль законодательной власти в Германии во второй половине XIX века».

Рецензируемая статья посвящена исследованию проблемы государственно - правовых воззрений О. Бисмарка на проблему места и роли законодательной власти в Германской империи сразу после ее образования во второй половине XIX века.

Значимость данной проблемы обусловлена той ролью, которую играют органы законодательной и исполнительной власти в политической системе общества прошлых и современных государств. Теория французских мыслителей эпохи Просвещения о необходимости разделении властей в государстве в новое и новейшее время была воплощена в конституционных нормах большинства государств мира. С уче-

23 Бисмарк О. Указ соч. Т. I, С. 12.

24 Бисмарк О. Указ. соч. Т. II, С. 57.

том исторической, политической и экономической ситуации, в зависимости от формы правления, типа государственного устройства, установленного политического режима и в целом уровня развития общества, законодательная власть в конкретном государстве в определенный исторический период играла особую роль и занимала свое место по отношению к органам исполнительной и судебной власти.

В этой связи исследование взглядов главы исполнительной власти Германской империи О. Бисмарка на роль и место законодательной власти в политической системе государства того времени является особенно актуальным. Воззрения О. Бисмарка на проблемы функционального назначения законодательной власти в рамках современного ему федеративного государства с большой территорией, характеризовавшегося разным уровнем экономического развития земель, сильными партикуляристскими тенденциями, острой партийной борьбой, противоречиями религиозного характера, имеют в наше время особое значение.

Автор анализирует воззрения О. Бисмарка, нашедшие свое отражение в правовых нормах Конституции Германской империи 1871 г. и изложенные им в трехтомном автобиографическом сочинении «Мысли и воспоминания».

Несомненным достоинством статьи является тот факт, что автор вслед за германским государственным деятелем задумывается о том, какое место в государственно-правовом механизме призваны занимать и какую роль должны играть органы законодательной власти во вновь образованном государстве. В результате размышлений автор приходит к выводу о том, что государственно-правовые взгляды О. Бисмарка по рассматриваемой проблеме отвечают основной цели политика - становлению и укреплению единого германского государства - второго рейха. Автор не просто констатирует данный факт, но и подтверждает его аргументированными выводами.

С учетом изложенного, статья Чупровой Ольги Владимировны «Взгляды О. Бисмарка на место и роль законодательной власти в Германии во второй половине XIX века» может быть рекомендована к опубликованию в открытой печати.

Доктор юридических наук, профессор Р.Б. Головкин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.