Научная статья на тему 'Особенности формирования конституционного строя Германии и Франции в новое время: сравнительно-правовой анализ'

Особенности формирования конституционного строя Германии и Франции в новое время: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6605
704
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / ГЕРМАНИЯ / ФРАНЦИЯ / НОВОЕ ВРЕМЯ / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ / РЕВОЛЮЦИЯ / РЕСПУБЛИКА / КОНСТИТУЦИЯ / ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / CONSTITUTIONAL SYSTEM / GERMANY / FRANCE / NEW TIME / SYSTEM OF STATE INSTITUTIONS / REVOLUTON / REPUBLIC / CONSTITUTION / GERMANIC ALLIANCE / LEGAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рассказов Леонид Павлович

В статье раскрываются особенности формирования конституционного строя в Германии и Франции в новое время. Показывается, что политические события в одном государстве самым непосредственным образом сказывались на правовой системе другого государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMATION OF GERMANY AND FRANCE CONSTITUTIONAL SYSTEM IN NEW TIME: COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS

Peculiarities of constitutional system formation in Germany and France in new time are revealed in the article. It is shown that the political events in one state indirectly affected the legal system of another state

Текст научной работы на тему «Особенности формирования конституционного строя Германии и Франции в новое время: сравнительно-правовой анализ»

УДК 340.5

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

UDC 340.5

PECULIARITIES OF FORMATION OF GERMANY AND FRANCE CONSTITUTIONAL SYSTEM IN NEW TIME: COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS

Рассказов Леонид Павлович д.ю.н., д.и.н.,профессор, заслуженный деятель науки РФ

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

В статье раскрываются особенности формирования конституционного строя в Германии и Франции в новое время. Показывается, что политические события в одном государстве самым непосредственным образом сказывались на правовой системе другого государства

Rasskazov Leonid Pavlovich

Doctor of Law, Doctor of History, professor

honored scientist of the Russian Federation

Kuban State Agrarian University, Krasnodar,

Russia

Peculiarities of constitutional system formation in Germany and France in new time are revealed in the article. It is shown that the political events in one state indirectly affected the legal system of another state

Ключевые слова: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ, РЕРМАНИЯ, ФРАНЦИЯ, НОВОЕ ВРЕМЯ, СИСТЕМА РОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ,, РЕВОЛЮЦИЯ, РЕСПУБЛИКА, КОНСТИТУЦИЯ, РЕРМАНСКИЙ СОЮЗ, ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Keywords: CONSTITUTIONAL SYSTEM, GERMANY, FRANCE, NEW TIME, SYSTEM OF STATE INSTITUTIONS, REVOLUTON, REPUBLIC, CONSTITUTION, GERMANIC ALLIANCE, LEGAL SYSTEM

Особенности формирования правовой системы Германии и Франции связываются с многочисленными, бурными и противо речивыми событиями в процессе становления конституционного строя. За сравни тельно короткий период (конец XVIII - середина XX вв.) во Франции и Германии произошла длинная череда событий, которые карди нально, раз за разом, меняли формы государственного правления и соответственно государственно-правовые акты (было принято несколько конституций). К этому же добавим, что развитие правовых систем Франции и Германии было теснейшим образом взаимосвязано. События в одной стране оказывали влияние на развитие событий в другой, в том числе и на формирование конституционного строя.

Поэтому рассмотрим процесс формирования и развития правовых систем обеих государств во взаимосвязи и взаимозависимости.

Особенно важные события в конце XVIII начале XIX вв. происходили во Франции, известные под названием Великой Французской буржуазной революции, которая оказала огромное влияние на развитие событий во всем мире. В связи с

этим на данных событиях остановимся подробнее. В конце XIX века во Франции сложилась довольно напряженная социальная обстановка, вызванная торгово-промышленным кризисом, нехваткой продовольствия (из-за неурожаев последних лет), финан совыми затруднениями. В такой ситуации

либерально-демократические идеи французских просветителей Вольтера, Монтескье, Руссо стали катализатором протеста широких слоев населения против внутренней политики королевской власти.

Революция во Франции была неизбежной, поскольку противоречия между существующей во Франции в конце XVIII в. политической системой и уровнем социально-экономического развития государства достигли максимальной остроты [1]. Следует отметить, что современная правовая система Франции определилась именно в период Великой французской революции [2].

Как известно, до революции во Франции была абсолютная монархия. Отметим, что абсолютная монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека (во Франции в руках короля), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, исполнительной и судебной власти [3].

В силу сложившихся обстоятельств король вынужден был созвать Генеральные Штаты, где была уве личена доля третьего (самого низкого из депутатов) сословия - до 600 человек. Эта депутатская группа, считая, и не без оснований, себя в качестве представителей всей нации, самоорганизовались (то есть объявили себя) сначала в Национальное собрание (9 июля 1789 г.), а затем в Учредительное собрание. Попытки короля распустить Учредительное собрание вызвали мощный революционный подъем. Де сятки тысяч французов вышли на улицы Парижа и других городов, чтобы поддержать Учредительное собрание.

И уже 29 августа 1789 г., откликаясь на народные настроения, Учредительное собрание принимает знаменитую ДЕКЛАРАЦИЮ ПРАВ ЧЕЛО ВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

В первой же статье этого документа говорится о том, что «лю ди рождаются http://ej.kubagro.ru/2013/10/pdf/21.pdf

и остаются свободными и равными в правах», и далее подчеркивается, что «цель каждого государственного союза состав ляет обеспечение естественных неотъемлемых прав человека» (к та ковым отнесены свобода, собственность, безопасность и сопротивле ние угнетению). В Декларации провозглашаются также свобода слова и право личной неприкосновенности. Весьма демократичная и следую щая норма: «Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его об разовании. Закон должен быть равным для всех».

Правовые идеи Декларации, навеянные, прежде всего, сочинениями Руссо, станут исходной концептуальной основой дальнейшего разви тия французской буржуазной государственности и соответственно французского конституционного права, хотя это будет происходить весьма противоречиво.

В 1791 г. Учредительным собранием была принята Конституция. Несмотря на свой противоречивый характер, данная Конституция представляла собой новый шаг на пути закрепления сложившихся за два года революции политико-правовых порядков [4]. Этим документом значительно расширяются демократические права и свободы, и их содержание, казалось бы, должны были предопределить республиканскую форму правления. Однако этого не происходит. Конституция, четко разделяя власть на три ветви, установила, что исполнительная власть вверяется КОРОЛЮ, соответственно указыва лась и форма правления -монархическая. На данном этапе революции Франция во многом повторила Англию, установив конституционную мо нархию. Законодательная власть вверялась НАЦИОНАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ, состав которого должен избираться народом. Местная власть также формировалась на выборной основе.

Однако конституционная монархия существовала не долго. Началось движе ние протеста, и в результате были назначены выборы в Конвент, ко торый первым же своим актом 21 сентября 1792 г. упразднил коро левскую власть и объявил Францию республикой.

В Первой республике исполнительная власть (а изменения кос нулись

прежде всего этой ветви власти) была делегирована Исполни тельному комитету Конвента, где руководящие посты заняли жирон диеты (они отражали интересы прежде всего торгово-промышленной буржуазии), добивавшихся свержения короля, экономической свободы и соответственно укрепления позиций крупных собственников. Конвент вынес смертный приговор королю Людовику XVI (в декабре 1792 г.), начав отсчет драматических событий дальнейшего

революционного процесса во Франции.

Позиция жирондистов не устраивала якобинцев, наиболее радикальных представителей революции. В результате острой политической борьбы в середине 1793 г., после исключения жирондистов из конвента, было положено начало периоду ЯКОБИНСКОЙ ДИКТАТУРЫ.

В июне 1793 г. была принята якобинская конституция, одобренная народом на плебисците. В этом документе вновь, но уже более подробно и четко, провозглашались естественные права французских граждан, включая право на собственность. Подчеркивалось, в част ности, что «никто не может быть лишен ни малейшей части своей собственности без его согласия, кроме случаев, когда этого требу ет установленная законом необходимость и лишь под условием спра ведливого и предварительного вознаграждения». Снова закреплялось также право народа на сопротивление угнетение.

Конституцией устанавливалась более демократичная, чем рань ше, избирательная система - избирательное право стало всеобщим. Путем выборов избирались Законодательный корпус, судьи по граж данским и уголовным делам. Исполнительная власть по конституции вверялась Исполнительному совету республики в составе 24 человек, которые должны были избираться из числа кандидатов, выдвигаемых первичными департаментскими собраниями.

В целом конституция якобинцев была пронизана духом равнопра вия, свободы, справедливой власти народа.

Однако реальностью этот документ так и не стал. В декабре 1793 г. Конвентом был принят декрет «О революцион ном порядке управления».

Провозгласив себя «единственным центром управления», Конвент делегировал полномочия по текущему руководс тву страной Комитету общественного спасения. Важная роль отводи лась также Комитету общественной безопасности, обладавшему правом расследования контрреволюционной деятельности, ареста и предания суду «врагов революции». Этот орган, нередко злоупотреблявший своей властью, стал позже организационно-управленческим стрежнем якобинской диктатуры. На местах действовали революционные комите ты, которые имели непосредственную связь с Комитетом общественной безопасности, передавая ему списки подозреваемых лиц - «сторонни ков тирании» и «врагов революции». Вводились также революционные трибуналы, где судьи, присяжные и обвинители назначались Конвен том. Суд был упрощенный, с односторонним уклоном и отличался жес токостью выносимых решений. Конечно же, при таких условиях положения якобинской диктатуры были преданы забвению.

Ограничения гражданских и политических прав и свобод постепенно вызывали недовольство бывших сторонников якобинцев, и в се редине 1794 г. (24 июля или 27 термидора) в Конвенте произошло резкое изменение политических сил. Власть оказалась в руках тер мидорианцев, отражавших интересы крупной буржуазии. Система яко бинского управления была разрушена. Согласно новой (1795 г.) конституции исполнительная власть вверялась Директории из 5 чело век, избираемых законодательным корпусом.

В целом политика и действия Директории были весьма непосле довательны, противоречивы, явно отсутствовала определенная стра тегическая линия.

В 1799 г. (18 брюмера) произошел военный переворот под руко водством генерала Наполеона Бонапарта. В новой конституции этого же года исчезли многие права и свободы, провозглашенные в прежних конституциях. Тем не менее, основные демократические институты сохранялись.

Исполнительная власть вверялась 3 консулам. Однако первый консул -Наполеон - фактически сосредоточил всю власть в своих руках.

В 1802 г. Бонапарт был объявлен (на основе плебисцита) по жизненным

консулом, а согласно Органическому сенатус-консульту ему был присвоен титул императора (Наполеона I).

Сложилось довольно уникальное государственное устройство, когда согласно ст.1 сенату с-консульта «управление республикой вверяется

императору», а согласно ст.З «императорский сан переда ется по наследству по нисходящей линии кровному и законному по томству Наполеона Бонапарта по мужской линии и в порядке перво родства, с постоянным исключением женщин и их потомства».

С одной стороны Франция оставалась республикой (выборность законодательного органа, разделение властей), а с дугой - монар хией (институт императорства). В этой связи Францию данного пери ода называют и республикой и империей. Империя, на наш взгляд, больше подходит к данному периоду, что подтверждается, в частности, включением ка толической церкви в

государственный аппарат (при этом священники присягали на верность

императору), а также формированием жестко централизованного и мощного полицейского аппарата.

Наполеон в начале XIX века перекроил всю карту Европы. Победоносное шествие Наполеона Бонапарта привело - под влиянием Франции - к

существенным преобразованиям государственно-территориальном устройстве Германии. Часть гер манских земель (по левому берегу Рейна) вообще потеряла полити ческую самостоятельность и попала под прямое управление Франции. Число вольных городов сократилось с 51 до 6, а количество самос тоятельных государств с 300 до 38. Явственно наметилась тенденция окончательного распада Германской империи. Предвидя такой исход, австрийский король в 1804 г. провозгласил Австрию империей, а се бя - императором Австрийским. В дальнейшем Австрия так и останет ся в итоге независимым государством.

В 1806 г. Наполеон на правах победителя объявил о ликвидации Священной Римской империи Германской нации. При этом большинство территорий Германии оказалось под влиянием Франции. Вместе с тем ряд бывших германских земель

обладали всеми признаками самостоятельного государства Австрия, Пруссия (потерпевшая территориаль ные убытки), а также Бавария, Баден и др. Часть гер манских земель оказалась под покровительством указанных самостоя тельных германских государств.

Во Франции же власть военщины в лице Наполеона Бонапарта значительно ос лабла после его известных поражений, и прежде всего в войне с Россией. Французское общество, уставшее от бесконечных войн и нестабильности внутреннего положения, востребовало изменений в государственности. И таким образом во Франции была реставрирована королевская власть (в лице наследников династии Бурбонов). Фор мально это произошло с принятием Хартии 1814 г. Первая республика пала.

Согласно Хартии исполнительная власть в стране вновь сосре дотачивалась у короля, который наделялся, как глава государства, огромными полномочиями (главнокомандующий вооруженными силами, право объявлять войну или мир и др.) и объявлялся «неприкосновен ной и священной особой». Законодательная власть осуществлялась совместно королем, палатой пэров (назначались королем) и палатой депутатов (избирались населением сроком на 5 лет, причем избира тельное право существенно ограничивалось как по возрасту, так и имущественному цензу). Законодательная инициатива также принадле жала королю. Палаты лишь обсуждали их и выносили свои заключения. Предусматривалась реставрация дворянских титулов и формирование «новой» аристократии (многие представители «старой» арис тократии были уничтожены во время революционных событий). Вместе с тем провозглашались равенство всех перед законом, свобода слова и печати, запрет преследования за прошлую политическую деятель ность. Собственность, обретенная на законных основаниях, объявля лась неприкосновенной. Практически прежней оставалась судебная система.

Таким образом, возвращение Франции к чисто монархической форме правления происходило уже с учетом достигнутых в конце XVI II столетия демократических завоеваний. Согласно хартии 1830 г. под давлением оппозиции

были сняты некоторые ограничения в изби рательном праве, наложен запрет на цензуру.

После поражения Наполеона значительные изменения происходили и в Германии. Прежде всего, это касалось ее государственно-политического устройства. Данные изменения происходили в соответствии с решениями Венского конгресса 1815 г., где победители (прежде все го Россия, Австрия, Пруссия) установили новый европейский между народный порядок. В отношении германских земель суть изменений заключалась в том, что все они (включая Австрию и Пруссию) объ единялись в Германский союз.

Итак, ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ 1815 г. - первый крупный шаг в созда нии единого Германского государства.

Первоначально в Германский союз входили 38 государств (в дальнейшем их численность несколько сократилась). Все они согла сились сообща поддерживать свою внешнюю и внутреннюю безопас ность. Какого-либо верховенства одной территории над другой не предусматривалось. Однако в Союзном акте содержалась норма (ст.5), согласно которой отдельное государство не могло покинуть союз по своей воле.

Общие решения Германского союза вырабатывались конгрессом союза, располагавшимся во Франкфурте-на-Майне. Каждый из субъек тов союза имел не менее 1 голоса, а шесть наиболее крупных распо лагали 4 голосами. При учреждении новых органов союза решение принималось только единогласным голосованием. Другие вопросы (объявление войны, заключение договоров от имени союза) требовали простого большинства.

В соответствии с Союзным актом союзный конгресс имел полно мочия принуждать государство-сочлена к выполнению решения союза - так называемое право союзной экзекуции. Однако общесоюзных испол нительных органов не предусматривалось. Конгресс в этих случаях в качестве ответственной за экзекуцию назначал одну из крупных дер жав, которая и должна была реализовывать принятые решения.

Создание Германского союза сохранило в неизменности государственный строй германских государств - субъектов этого союза. Однако в ст. 13 Союзного акта высказывалась вполне определенная рекомендация о преобразовании абсолютных монархий (а именная та кая форма правления преобладала в германских землях) в конститу ционные. Этот процесс в германских государствах уже давно назрел, поскольку в большинстве европейских государств либо уже сформиро вались представительные (законодательные) органы власти, сущест венно ограничивающие власть монархов, либо были образованы рес публики. Изменения в этом направлении обусловливались также фран цузским влиянием в период шествия Наполеона по Европе (во Фран ции, как отмечалось ранее, демократические элементы правления бы ли введены еще с конца XVIII в.). Внутренние социально-экономи ческие процессы (развитие капиталистических отношений) также пре допределяли появление буржуазных отношений.

В результате в так называемый Предмартовский период (1815-1848 гг.) во многих германских землях были ликвидированы остатки крепостничества, восстановлено городское самоуправление, упразднены наиболее архаические дворянские привилегии.

А в 24 немецких государствах установился конституционный строй. Одними из первых конституции приняли такие германские зем ли, как Бавария (1818 г.), Баден (1818 г.), Вюртенберг (1819 г.), Гессен (1820 г.). Затем под влиянием французских революционных событий 1830 г. конституции были приняты в восточных и северных государствах (Брауншвейг, Саксония, Шлезвиг-Гольштейн и др.).

Следует подчеркнуть, что германские конституции рассматриваемого периода, в отличие от Франции, были откроированными, то есть дарованными монарха ми, которые уже не могли не сделать этого - в противном случае они оказались бы в стороне от общеевропейских тенденций и им мог ла грозить международная изоляция.

Важной датой в развитии государственности Франции и Германии явился

1848 год. В этот год во Франции в результате очередной

буржуазно-демократической революции к власти пришло Времен ное правительство, которое вновь провозгласило Францию республи кой - уже во второй раз. Согласно конституции 1848 г. исполнительную власть

возглав лял ПРЕЗИДЕНТ, избираемый непосредственно населением сроком на 4 ода. Законодательная власть сосредоточивалась в НАЦИОНАЛЬНОМ СОБ РАНИИ, избираемым также населением сроком на 3 года на основе прямого всеобщего избирательного права (без какого-либо имущест венного ценза с 21-летнего возраста). Предусматривалось также уч реждение ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА, который назначался Национальным собранием сроком на 6 лет. В его компетенцию входило предвари тельное рассмотрение законопроектов, иницируемых как правительст вом, так и самим Национальным собранием. Судьи назначались президентом. Предусматривался суд присяж ных. В Конституции уже в более умеренных тонах говорилось об естественных и неотъемлемых правах французских граждан. Стиль революционного романтизма уступил место деловому стилю, присущему для такого рода документов. С этого периода развития французского государства берет начало институт президентства, что позволяет называть его президентской республикой. Однако первые же президентские выборы показали, что позиции республиканцев во Франции еще были слабыми. Ставший первым прези дентом страны Луи Бонапарт взял курс на установление личной влас ти. Сначала в конституции 1852 г. было юридически оформлено сос редоточение в руках президента огромной власти, а затем сена тус-консультом того же года Луи Бонапрат был провозглашен импера тором Наполеоном III, что по существу означало падение Второй республики.

В Германии дополнительным толчком к либеральным изменениям стали опять же французские события 1848 г., которые послужили толчком к революционным событиям в Европе, в том числе и в Германии. В результате в 1848 г. по инициативе сформированного в Баде не комитета представителей 51-го национально-либерального движе ния был созван так называемый Предпарламент,

состоящий из лиц, заседавших в качестве депутатов в каком-нибудь германском госу дарстве (всего около 600 человек). Предпарламент собрался во Франкфурте. В это же время там работал и Общегерманский конгресс, состоявший из представителей исполнительной ветви власти германс ких государств.

Под давлением предпарламента Конгресс принял объединительные решения, и прежде всего - созвать учредительное собрание на осно ве всеобщего избирательного права. В качестве национального флага единой Германии был утвержден черно-красно-золотое знамя.

Такое собрание - ФРАНКФУРТОВСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (18 мая 1848 - 18 июня 1849 гг.) было созвано. На нем была сформули рована общегерманская временная исполнительная власть (ранее от мечалось, что в Германском союзе исполнительной власти не было), во главе которой (имперский правитель) стал избранный собранием авторитетный эрцгерцог Иоанн. Среди депутатов собрания преоблада ли умеренные и радикальные республиканцы.

Однако в дальнейшем в результате противостояния Австрии и Пруссии по поводу лидерства в общегерманском объединительном про цессе и осложнившейся социальной обстановки в Австрии большинство депутатов собрания (290 из 586) избрало всегерманским правителем прусского короля Фридриха-Вильгельма IV.

Таким образом, к середине XIX в. была предпринята попытка создания единого Германского государства, что стало возможным благодаря большой популярности объединительных идей в германских землях. Последнее было обусловлено, очевидно, прежде всего, этни ческим фактором и общими историческими традициями.

27 марта 1849 г. принимается первая общегерманская КОНСТИТУЦИЯ, которая утвердила единство германских государств в общей им перии. Германские земли, сохраняя во многом свой суверенитет, де легировали ряд полномочий общегерманским институтам власти и уп равления, среди которых: объявление войны и заключение мира, во енное строительство объединенных армии и флота, чеканка монеты, управление и организация путей сообщения.

Доминирующим органом власти в империи предполагался РЕЙХСТАГ с законодательными правами. ПРАВИТЕЛЬСТВО считалось ответственным перед рейхстагом, что было одним из принципиальных изменений по сравнению с предшествующим периодом, когда правительство назнача лось германским императором. Полномочия последнего по конституции были весьма ограничены.

Следует также отметить, что в Германской конституции 1849 г. наиболее полно и демократично были отрегулированы права и обязан ности германского народа на основе безусловного равенства и гражданских свобод. В частности, гарантировались единое гражданство в империи, свобода труда, отменялись гражданские правоограничения, провозглашалось упразднение сословий.

Таким образом, в середине XIX в. был сделан второй (первый в 1815 г.) крупный шаг на пути объединения Германии в виде созда ния основы для реального, фактического, а не номинального, как было ранее в течение нескольких веков, единого Германского госу дарства.

Однако тогда до окончательного закрепления и реализации об щегерманской государственности дело так и не дошло. Конституция 1849 г. оказалась слишком радикальной. А избранный германским им ператором прусский король отклонил предложение возглавить общегер манское государство и соответственно принять конституцию. На это решение повлияли опять же противоречия между Пруссией и Австрией, а также давление России (в лице императора Николая I), которая, будучи консервативной монархией, отнюдь не желала, чтобы Германия развивалась по столь откровенно демократическому пути (российский и прусский дворы имели родственные связи).

В результате среди германских земель произошел раскол. Нани ональное собрание потеряло многих своих депутатов и оказалось не дееспособным. Конституция так и осталась на бумаге. Попытка еди нения германских земель в одно государство в середине XIX в. ока залась неудачной. Взаимоотношения между германскими землями ока зались на уровне 1815 г., то есть времен Г ерманского конфедера тивного государства.

И все же стремление к объединению в германских землях оказа лось настолько сильным, что спустя некоторое время оно вновь ста ло проявляться. Активную политику в этом отношении опять стала проявлять Пруссия.

Решительный поворот к окончательному объединению Германии связывается с именем известного германского политического деятеля Отто фон Бисмарка (1815-1898 гг.), когда он в 1862 г. был назна чен на пост председателя прусского кабинета и министра иностран ных дел. Бисмарк имел большое влияние на короля Пруссии Вильгель ма I и, по сути, именно он фактически правил Пруссией.

Одержимый идеей объединения германских земель и, видимо, же лая вписать свое имя в историю, Бисмарк взялся за это дело самым решительным образом, избрав для его реализации военный путь. В своей первой же речи в ландтаге об общенациональных задачах Прус сии он сказал следующие знаменитые слова: «Германия считается не с либерализмом Пруссии, а с ее силой ... Не речами и наставлениями большинства будут решены великие вопросы современности, что было огромной ошибкой, а железом и кровью».

Инициировав несколько военных конфликтов, в том числе с Авс трией и коалицией южных германских государств (сама Пруссия возг лавляла коалицию северных германских государств), Бисмарк добился устранения Австрии от объединительного общегерманского процесса. Под эгидой Пруссии был образован Северо-германский союз (1867 г.), куда вошло абсолютное большинство германских земель (за иск лючением нескольких южных монархий). Этот союз представлял собой уже не союз государств, а союзное государство, где было сформиро ваны общегерманские институты власти и управления на довольно де мократических началах. Президентом (председателем) союза был прусский король, а его представителем и фактическим руководителем стал назначаемый королем канцлер, место которого занял Бисмарк, получивший название «железного канцлера».

В течение 1867-1870 гг. были еще более развиты и укреплены http://ej.kubagro.ru/2013/10/pdf/21.pdf

общегерманские институты, в частности, введены единые вес и меры, уничтожена паспортная система разных германских государств, сняты ограничения на межгосударственные браки, изданы единые положения об акционерных обществах, принят единый Торговый кодекс.

Следующей важной датой в истории Франции и Германии явился 1870 год. В этот год, набравшая сил единая Германия, нанесла поражение французам. Военно-политический авантюризм Наполеона III при вел в 1870 г. к позорной капитуляции Франции в войне с Пруссией. И, как нередко бывает в подобных случаях, империя рухнула. Этому способствовал также низкий уровень жизни трудящихся, безработица, ограничения многих политических свобод. Революционный взрыв был неизбежен. 4 сентября 1870 г. восставшие республиканцы вынудили Законо дательный корпус объявить о низложении империи и объявлении Фран ции республикой - в третий раз. Было сформировано правительство «национальной обороны» во главе с военным губернатором Трошю, ко торое, однако, не спешило защищать всеми силами национальные ин тересы.

И тогда на защиту Парижа выступили рабочие, мелкие буржуа, интеллигенция. Была сформирована Национальная гвардия. Власть в Париже перешла к СОВЕТУ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ, избранному на основе всеобщего избирательного права. Знаменитая Парижская коммуна

просуществовала всего 72 дня. С правовой точки зрения она представляла собой мятеж против законно существующей власти в стране. Этот мятеж был подавлен правитель ственными войсками.

В результате гражданской войны она потерпела поражение, не найдя достаточной поддержки вне Парижа. Многие коммунары подверг лись репрессиям. Так драматически начался во Франции этап третьей республики. 31 августа 1871 г. Национальное собрание, объявив себя Учредительным собранием, наделило Тьера президентскими полномочиями. В 1875 г. был принят ряд важных конституционных законов. Исполнительная власть сосредоточивалась у президента, который избирался Национальным собранием сроком на 7 лет. В числе

традиционных для Франции широких полномочий президент мог досроч но распускать палату депутатов, а также назначать председателя Совета министров, ответственного перед парламентом.

Законодательная власть осуществлялась двумя собраниями: палатой

депутатов (избиралась на 4 года на основе всеобщего прямого голосования) и Сенатом (состоял из 75 пожизненных сенаторов, из бираемых национальным собранием, и 225 членов, избираемых депар таментами на 9 лет). Совместные заседания (Национальное собрание) созывались лишь для избрания президента и пересмотра конституции.

В конституции особо подчеркивалось, что республиканская форма правления не может быть предметом предложения о пересмотре (поправка 1884 г.).

Отметим, что в период нового времени (этап третьей республики) Франция была крупнейшей колониальной державой - под ее контролем находи лись огромные территории, и прежде всего в Африке и Индокитае. Ряд колоний (Гвиана, Алжир, Сенегал и др.) рассматривались как часть французского государства с соответствующими органами управ ления, включая выборность членов французского парламента. Однако большинство колоний управлялись посредством институтов губерна торства и генерал-губернаторства, а также протектората.

Государственные институты Франции, установленные в начале Третьей республики (1871 г.), сохранялись практически неизменными до начала второй мировой войны.

Таким образом, поражение Франции в 1870 г. от Германии явились точкой отсчета Третьей республики.

В Германии же после победы над Францией было объявлено об образовании Второй Германской Империи (18 января 1871 г.). Причем это было сделано намеренно во французском Версале - в том городе, где когда-то (1805 г.) было объявлено о ликвидации Священной римской империи германской нации, и с целью показать полное свое превосходство и получить моральное удовлетворение

от былого уни жения. По предложении Пруссии в ее состав «добровольно» вошли и южные германские государства, для которых, правда, были оговорены некоторые особые условия нахождения в Германской империи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объединение Германии, на этот раз окончательное, было закреплено в Конституции 1871 г., принятой 22 апреля 1871 г. учреди тельным рейхстагом. Эта конституция оказалась действующей, ибо отражала объективно складывающееся единство германских земель (куда, впрочем, так и не вошла Австрия - это государство пошло по своему, особому пути развития).

Итак, объединительный процесс германских земель в XIX в. был обусловлен этническим фактором, историческими традициями и сопро вождался существенным развитием демократических принципов в раз витии государственности. Решающее влияние на объединение Германии оказала Пруссия. Весомую роль имел также субъективный фактор, связываемый с поли тическим деятелем Бисмарком. Создание Второй Германской империи - крупного и мощного государства -предопределило значительные изменения на европейс кой политической арене. [5]

По государственному устройству Германия в соответствии с конституцией была (и остается до сих пор) ФЕДЕРАЦИЕЙ, хотя этот термин в конституции не применяется. О федеративном устройстве Германского государства свидетельствуют в частности, ст. 1,2,4,6 и другие статьи конституции.

В частности, в ст.1 указывается, что «союзная территория сос тоит из государств». Далее перечисляются 25 государств, составив тттих союз: Пруссия, Бавария, Саксония, Вюртенберг, Бремен, Гамбург и др. Каждое из них сохраняло многие атрибуты государственности, включая собственное законодательство. Однако согласно ст.2 Коне титуции «имперские законы имеют преимущество перед законами об ластными».

Конституция достаточно четко разделяет компетенцию между об щегерманской властью и властями субъектов федерации. В частности «надзору со стороны империи» подлежат вопросы:

- гражданство, полиции, иностранцев;

- установления налогов, необходимых для нужд империи;

- определение системы мер, весов и монет, выпуска бумажных денег;

- деятельности банков;

- авторского права;

- защиты германской торговли за границей, германского мореп лавания;

- железных дорог, почты, телеграфа;

- общего гражданского и уголовного законодательства; судоп роизводства;

- армии и военного флота.

Вместе с тем Германское государство официально именовалось ИМПЕРИЕЙ, что, в общем случае, предполагает унитарное государс твенное устройство. Сочетание имперских институтов с федеральным устройством, предусмотренным Конституцией, составляло своеобра зие, особенности германской государственности.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ Германской империи сосредоточивалась в руках ИМПЕРАТОРА, которым в соответствии со ст. 11 Конституцией является король Пруссии. Он назначал канцлера, который осуществлял функции по текущему управлению империей. История Германия показывает, что канцлер в этой стране играл очень важную роль.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ в германской империи осуществлялась РЕЙХСТАГОМ, который избирался непосредственно населением на осно ве всеобщего, прямого и тайного голосования. Избирательным правом обладали, однако, лишь мужчины старше 25 лет. Общее количество депутатов рейхстага составляло 397 (в том числе от Пруссии - 235, Баварии - 48).

Согласно третьей главе Конституции предусматривался еще один представительный орган - СОЮЗНЫЙ СОВЕТ (БУНДЕСРАТ), который фор мировался из представителей 25 германских государств, составляв тттих империю. Всего в Союзный совет делегировались 58 представите лей от правительств. Из указанного числа Пруссия имела 17.

Союзный совет можно считать верхней палатой германского парламента. Совет утверждал (или отклонял) законопроекты, регулиро вал отношения между членами союза, имел право законодательного и конституционного контроля. При необходимости бундесрат имел пол номочия принимать решения по так называемой экзекуции, то есть принуждению членов союза выполнять возложенные на них обязанное тиб если они их не выполняли. Кроме того, Союзный совет санкцио нировал роспуск рейхстага. В общегерманской Конституции 1871 г. не нашла отражения, как того можно было ожидать, сфера прав и свобод граждан. Не отрегу лированы в ней также вопросы судоустройства и местного самоуправ ления, что обычно составляет предмет конституционного регулирова ния. Все эти вопросы оставались прерогативой законодательства зе мельных ландтагов. В целом же германские государства-члены союза регулировали указанные вопросы на достаточно прогрессивных демок ратических принципах.

Таким образом, Конституция Германской империи 1871 г. формально закрепи ла завершившийся процесс объединения германских земель в единое федеративное государство, основанное на достаточно демократичес ких началах.

Особенности Германского государства второй половины XIX в. было сочетание принципа федерализма с системой имперского уп равления, характерной для унитарного государственного устройства, что нашло отражение в Конституции 1871 г.

Конституция 1871 г. не регулировала сферу гражданских прав и свобод, судоустройства и самоуправления, которые были от несены к компетенции субъектов имперского союза.

Итак, в Германии и Франции в новое время происходили огромнейшие изменения. Система государственных институтов двух государств развивалась противоречиво. При этом политические события в одном государстве самым непосредственным образом сказывались на правовой системе другого государства. Так, как мы показали выше, события, связанные с Первой и Второй республиками

во Франции, явились катализатором интеграции германских государств, что в конечном итоге привело к созданию Второй Германской империи. Последняя, в свою очередь, нанеся поражение Франции, привела к победе в ней Третьей республики.

Список литературы

1. История государства и права зарубежных стран. М.: Министерство внутренних дел РФ, 2006, с.210.

2. Марченко М.Н Сравнительное правоведение. Учебник. М:2011, с. 327.

3. Рассказов Л.П. Теория государства и права. М.:РИОР, 2008, с. 93.

4. Романенко В.Б., А.В. Серегин История государства и права зарубежных стран. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2009, с. 361.

5. Рассказов Л.П., Упоров И.В., Карнаушенко JI.B. История государства и права зарубежных стран. Курс лекций. Краснодар: Министерство внутренних дел РФ, Краснодарская академия, 2004, с. 188-215.

References

1. Istorija gosudarstva i prava zarubezhnyh stran. М.: Ministerstvo vnutrennih del RF, 2006, s.210.

2. Marchenko M.N. Sravnitel'noe pravovedenie. Uchebnik. M:2011, s. 327.

3. Rasskazov L.P. Teorija gosudarstva i prava. M.:RIOR, 2008, s. 93.

4. Romanenko V.B., A.V. Seregin Istorija gosudarstva i prava zarubezhnyh stran. Rostov-na-Donu: Juzhnyj federal'nyj universitet, 2009, s. 361.

5. Rasskazov L.P., Uporov I.V., Karnaushenko L.V. Istorija gosudarstva i prava zarubezhnyh stran. Kurs lekcij. Krasnodar: Ministerstvo vnutrennih del RF, Krasnodarskaja akademija, 2004, s. 188-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.