Научная статья
УДК 37.013
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Туркаева Л.В.,
Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова,
г. Грозный, Россия, [email protected]
Аннотация. Проблема правового воспитания подрастающего поколения в современных условиях цифровизации отечественного профессионального образования приобретает острую актуальность, поскольку первостепенной задачей образовательных учреждений, в частности вузов, является укрепление правосознания и формирование правовой культуры граждан в лице студентов. Правовое образование личности выступает одним из ключевых аспектов в постановке данного вопроса, требующего от современного педагога готовности к выполнению такого рода многофункциональной деятельности. Рассматривая проблему правовой культуры с профессиональной точки зрения, складывается мнение о том, что на сегодняшний день структуре правовой модели воспитания молодежи в цифровой образовательной среде не уделяется должного педагогического внимания. Организация аудиторной работы в вузах построена по классической методике преподавания, далеко не способной достичь желаемого результата - формирования высшей степени правовой культуры подрастающего поколения. Вот почему на сегодняшний день проблемы правового образования и воспитания студентов занимают доминирующие позиции в российской образовательной системе. В данной работе анализируются новейшие тенденции в развитии методики преподавания и обучения в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: цифровизация, профессиональное образование, правовая культура, правосознание, высшее образование, аудиторная работа, подрастающее поколение.
Для цитирования: Туркаева, Л.В. Проблемы правового образования студентов в современных условиях цифровой образовательной среды // Вестник Уральского института экономики управления и права. 2022. №1 (58). C. 75-80.
Original article
PROBLEMS OF LEGAL EDUCATION OF STUDENTS IN MODERN CONDITIONS OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
L.V. Turkaeva,
Grozny State Oil Technical University named after M.D. Millionshchikov
Abstract. In modern conditions of digitalization of domestic vocational education, the problem of legal education of the younger generation is becoming acute, since the primary task of educational
institutions, in particular universities, is to strengthen the legal awareness and the formation ofa legal culture of citizens represented by students. The legal education of a person is one ofthe key aspects in posing this issue, which requires a modern teacher to be ready to perform this kind ofmultifunctional activity.Considering the problem of legal culture from a professional point of view, there is an opinion that today the structure ofthe legal model of educating young people in a digital educational environment is not given due pedagogical attention. The organization of classroom work in universities is built according to the classical teaching methodology, which is far from being able to achieve the desired result the formation ofthe highest degree of legal culture ofthe younger generation. That is why today the problems of legal education and upbringing of students occupy a dominant position in the Russian educational system. This paper analyzes the latest trends in the development of teaching and learning methods in higher education institutions.
Keywords: digitalization, vocational education, legal culture, legal awareness, higher education, classroom work, the younger generation.
For citation: Turkaeva L.V. Problems of legal education of students in modern conditions ofthe digital educational environment // Bulletin ofthe Ural Institute of Economics and Law. 2022. No.1 (58). P. 7580. (In Russ.)
Введение
Социальное развитие российского общества XXI века невозможно представить без правовой культуры в целом, а также правового воспитания подрастающего поколения в современных условиях цифровой образовательной среды, чем объясняется масштабный научный интерес к данной проблеме. В настоящее время вопрос правового обучения студентов с профессиональной точки зрения занимает доминирующую позицию в череде множества правовых дилемм. По этой причине в педагогическом сообществе ведется активная работа по созданию и внедрению в учебную деятельность новейшей концепции совершенствования профессионального правового образования.
Описание исследования
Сегодня цифровая трансформация усиленными темпами в прямом смысле этого слова врывается во все сферы жизнедеятельности общества. Это мы судим по тому, что в органах государственной власти активно используются интернет-ресурсы, а также данные коммуникации применяются в работе по политическому сплочению граждан. Кроме того, цифровые ресурсы служат универсальным регулятором общественной деятельности молодежи и подрастающего поколения в принятии важных политических решений, тем самым расши-
ряя возможности проведения политических кампаний (референдум, выборы и т.д.).
Огромное влияние на развитие и воспитание современной молодежи оказывает всемирная сеть Интернет. В этом просматривается как множество положительных критериев, так и отрицательное воздействие. На мой взгляд, самостоятельная практика поиска интересующей информации на просторах глобальной сети обязательно должна сопровождаться теоретическим обучением, что лишний раз подчеркивает высокий статус педагогической деятельности в вузах. Неподготовленного пользователя интернет-ресурсов может ожидать встреча с непредсказуемыми и противоречивыми правовой действительности вещами, что зачастую приводит к ложному умозаключению, влекущего неправомерные действия [1, с. 68].
В сложившейся ситуации одним из эффективных методов для разрешения данной проблемы является цифровая образовательная среда, функционирующая благодаря цифровым технологиям и компетенциям. Опять-таки следует задуматься о том, что во всех нововведениях наряду с перспективами развития существует еще и риск, который следует учитывать в процессе реализации предложенной образовательной программы [2, с. 488].
Гражданско-правовая культура играет очень важную роль в работе по подготовке студентов к жизни в условиях цифровой трансформации общества. А что мы подразумеваем под гражданско-правовой культурой? Данное понятие следует рассматривать как комплекс личных и приобретенных качеств студентов, состоящий из совокупности знаний о праве и законодательстве, умений применения полученных знаний в повседневной и профессиональной деятельности, а также выработанное чувство уважительного отношения к вопросам о правовом механизме [3, с. 106].
В качестве объекта исследования можно взять некоторые варианты интернет-коммуникаций, используемые в цифровой образовательной среде для формирования граж-данско-правой культуры студентов. При этом следует акцентировать особое внимание на том, что новейшая эпоха социализации общества отличается значительным увеличением информационных источников, вызывающих информационный беспредел. Также отмечу наличие клипового мышления у весьма большого контингента подрастающего поколения, являющиегося активным пользователем интернет-ресурсов, чрезмерное использование которых чревато негативными последствиями в виде расстройства памяти (цифровая де-менция) [4].
На сегодняшний день наиболее распространенными цифровыми ресурсами, используемыми в сфере высшего образования, являются электронные учебно-методические комплексы как средство беспроблемного получения необходимой учебной информации и организации гражданско-правовой позиции в сети Интернет. И в очередной раз мы убеждаемся в том, что современный человек должен обладать умением и навыками в поиске актуальной и нужной информации.
Процесс формирования гражданско-правовой культуры студентов должен рассматриваться в контексте правового образования, что подразумевает наличие доступа к
правовым источникам информации. Сеть Интернет предоставляет такую возможность поиска информации посредством:
- научных работ учебники, монографии, энциклопедии и т.д.;
- онлайн-консультаций по интересующим юридическим вопросам;
- государственных сайтов, в которых содержится правовая информация.
Далее следует рассмотреть вопрос относительно информации, представляющей ценность, а также уважительного отношения к правам и обязанностям по ее защите, передаче, распознаванию и применению. При этом положительный результат возможен лишь в случае внедрения в образовательную среду учебных заведений ознакомительной практики студентов с правовым институтом персональных данных, который не всегда может оказаться эффективным в условиях интернет-ресурсов и с электронной подписью, используемой в определенных ситуациях с целью идентификации человека [5, с. 57-60].
Современные технологии сети Интернет обладают широким спектром возможностей и функций, позволяющими консолидироваться гражданскому сообществу в единую группу потребителей для совместной деятельности, например, дискуссия относительно политического вопроса, который затрагивает права и интересы человечества [6, с. 5]. Поэтому очень важно, чтобы учебно-воспитательная работа высших учебных заведений была построена в направлении подготовки будущих специалистов со знаниями и умением использования электронных сервисов (по поводу обращения граждан в органы государственной власти, участия в онлайн-голосовании и т.д.).
Однако, как и в любом направлении, некоторые информационные площадки могут приносить не пользу, а, наоборот, повлечь побочный эффект из-за их неправильного использования. В данном случае речь идет о таких сайтах и группах, которые занимаются активной пропагандой идей и теорий, запрещенных действующим законодатель-
ством под угрозой наказания, к примеру, вовлечение в экстремистские группы, злоупотребление наркотическими и иными психотропными веществами и т.д. Современный интернет-механизм информационного воздействия на правовое развитие подрастающего поколения характеризуется тем, что является своего рода управляющим инструментом воздействия на сознание и разум человека. Попытка направить подрастающее поколение в русло решения социально важных проблем с помощью социальных сетей станет отличным показателем в процессе становления их как личности [7, с. 71].
Процесс трансформации правовой культуры молодежи в контексте модернизации российского общества значительным образом отличается от единого культурно-правового пространства. Из этого следует, что данный процесс идет своим ходом, не основываясь на практике старшего поколения, вразрез цивилизацион-ному наследию. Функционирование правовой системы невозможно представить без правовой культуры, следовательно, целесообразно предположить влияние правового образования на процесс формирования правовой культуры подрастающего поколения [8, с. 245-249].
На мой взгляд, процесс правового воспитания в современной России - это довольно сложный путь, преследующий цели повышения роли человека в ячейке общества который разделял бы интересы государства, и необходимость формирования информационного общества, где каждый индивид будет чувствовать себя полноценной личностью. Новейшие информационные средства гарантируют масштабы возможностей воспитательной работы, поскольку именно от нее зависит правильная методика правового воспитания и образования учащихся.
В системе профессионального образования широкое распространение получили мультимедийные технологии, благодаря которым создаются текстовые материалы, файлы с изображениями, видеоролики и
многое другое, включающие в себя возможности информационно-правового воспитания подрастающего поколения. Процесс формирования гражданственности у обучающихся сопровождается идеями виртуального посещения театрализованных мероприятий, просмотра культовых картин кинематографии с элементами истории, знакомства с известными российскими личностями, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на становление гражданско-правовых ценностей [9, с. 167-181].
Использование в учебно-воспитательной работе мультимедийных технологий является важной составляющей в правовой подготовке обучающихся, потому что именно с помощью таких средств намного быстрее и эффективнее достигается желаемый результат - формирование правовой культуры студентов в цифровой образовательной среде. Более того, благодаря таким средствам им прививаются нравственные ценности, чувство уважительного отношения к правопорядку и законодательству, ведь компьютерные технологии способны передавать информацию, повышая убедительность воспитательного процесса. Тем самым у воспитанников появляется стимул для дальнейшего сознательного восприятия полученной информации, что усиливает интерес к актуальной проблеме [10].
На сегодняшний день учебно-воспитательный процесс в системе профессионального образования не обделен ограничительными рамками. Объясняется это тем, что современный рынок труда остро нуждается в высококвалифицированных кадрах, спе-циализирующиехся на цифровых технологиях. Социально-экономический переход от традиционного этапа развития к индустриальному ознаменовал собой резкий скачок конкуренции на всех этапах образовательной платформы.
Заключение
Завершая данное исследование, хотелось бы отметить, что цифровизация общества является неизбежным процессом эволюции, а равно воспитательная работа, в том чис-
ле и формирование правовой культуры, не могут обойтись без цифровых технологий. В профессиональной деятельности педагогов появляются дополнительные возможности в обучении информационным технологиям и их использовании, но при этом не следует забывать о средствах традиционного воспитания обучающихся в сочетании с цифровыми технологиями. Цифровые информационные технологии в процессе пра-
вового образования и воспитания подрастающего поколения играют важную роль, поскольку помогают студентам интегрироваться в современное цифровое общество в качестве полноценной личности. А личность является полноценной, когда в багаже имеются знания и умения использования цифровых технологий, благодаря которым осуществляется общественно-политическая деятельность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Емельяненко, В.Д., Богданова, А.М., Гнаева, Ю.А. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания правосознания // Альманах современной науки и образования. 2015. № 7 (97). С. 66-70.
2. Львов, Л.В. Проблемы профессионального образования в условиях перехода к цифровой трансформации жизни // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 24-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 23-24 апреля 2019 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2019. С. 487-490.
3. Башарин, И.В. Анализ понятия «гражданско-правовая культура» // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12. № 4. С. 100-109.
4. Курпатов, А.В. Красная таблетка. Посмотри правде в глаза. Санкт-Петербург: Капитал, 2019. 352 с.
5. Семенов, К.Б. Об активизации познавательной деятельности личности // Вестник Университета (ГУУ). 2011. № 25. С. 57-60.
6. Войнов, Д.А. Интернет-диалог власти и общества в современной России. Шуя: Шуйск. гос. пед. ун-т, 2007. 130 с.
7. Назарчук, А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. 2008. № 7. С. 61-75.
8. Поддубная, Т.Н. Некоторые аспекты цифровизации современного образования // Непрерывное образование в России: состояние и перспективы: Материалы докладов X Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д: РостГМУ, 2020. С. 245-249.
9. Разенкова, Н.Е., Рукавицина, Е.Д. Системно-деятельностный подход в организации педагогических практик студентов высших профессиональных учебных заведений // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 7. С. 167-181.
10. Семенов, К.Б. [и др.] О проблемах поиска путей цифровизации образовательной среды вуза // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (67). С. 133-141.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Emelianenko, V.D., Bogdanova A.M., Gnaeva Yu.A. The Internet and the value-ideological foundations of legal consciousness // Almanac ofmodern science and education. 2015. No. 7 (97). Pp. 66-70. (In Russ.).
2. Lviv, L.V. Problems ofvocational education in the conditions oftransition to digital transformation of life // Innovations in professional and vocational-pedagogical education: materials of the 24th
International Scientific and Practical Conference, Yekaterinburg, April 23-24, 2019 / Russian State Prof.-ped. un-T. Yekaterinburg, 2019. Pp. 487-490. (In Russ.).
3. Basharin, I.V. Analysis of the concept of "Civil law culture" // Modern higher school: innovative aspect. 2020. Vol. 12. No. 4. pp. 100-109. (In Russ.).
4. Kurpatov, A.V. The Red pill. Face it. St. Petersburg: Kapital, 2019. 352 p.
5. Semenov, K.B. On the activation ofcognitive activity ofthe individual // Bulletin ofthe University (GUU). 2011. No. 25. pp. 57-60. (In Russ.).
6. Voynov, D.A. Internet dialogue ofpower and society in modern Russia. Shuya: Shuisk. gos. ped. un-t, 2007. 130 p. (In Russ.).
7. Nazarchuk, A.V. Network society and its philosophical understanding // Questions of philosophy. 2008. No. 7. pp. 61-75. (In Russ.).
8. Poddubnaya, T.N. Some aspects of digitalization of modern education // Continuing education in Russia: status and prospects: materials of the reports of the X All-Russian Scientific and Practical Conference. Rostov n/A: RostSMU, 2020. Pp. 245-249. (In Russ.).
9. Razenkova, N.E., Rukavitsina, E.D. System-activity approach in the organization ofpedagogical practices of students of higher professional educational institutions // Siberian Pedagogical Journal. 2010. No. 7. pp. 167-181. (In Russ.).
10. Semenov, K.B. [et al.] On the problems offnding ways to digitalize the educational environment ofthe university // Bulletin ofthe Surgut State Pedagogical University. 2020. No. 4 (67). Pp. 133-141. (In Russ.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Туркаева Лаура Вахитовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Информатика и вычислительная техника», Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова, Чеченская Республика, г. Грозный, Россия.
E-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Laura V. Turkayeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department "Informatics and Computer Engineering", Grozny State Petroleum Technical University named after acad. D. Millionshchikov, Chechen Republic, Grozny, Russia.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи / Received: 11.03.2022 Принята к публикации / Accepted: 21.03. 2022