6. Гаджиева, П.Д. Формирование ИКТ-компетентности будущих учителей права в условиях образовательного пространства педагогического вуза / П.Д. Гаджиева // Символ науки. - 2016. - №11. - Ч.2. - С. 106-108.
7. Зыкова, Т.В. Кузнецова И.В. Синергия сетевого взаимодействия студентов в процессе освоения математических знаний / Т.В. Зыкова, И.В. Кузнецова // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 5.- С. 95-102.
8. Кузнецов, А.А. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды / А.А. Кузнецов, С.В. Зенкина // Информатика и образование. - 2009. - № 6. - С. 3-11.
9. Петрова, Н.В. Формирование ИКТ-компетентности будущих педагогов с использованием электронного обучения / Н.В. Петрова // Современное педагогическое образование. - 2020. - №11. - С. 133-137.
10. Проценко, А.И. Развитие исследовательских умений студентов средствами ИКТ / А.И. Проценко // Концепт. -2020. - № 3. - С. 57-68.
11. Смирнова, А.Н. Формирование ИКТ-компетентности педагога в системе профессионального образования / А.Н. Смирнова, Г.Д. Редченкова // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 5. - С. 188-193.
12. Спирин, И.С. Проблемы информатики в вузе в контексте её становления / И.С. Спирин / Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 5(78). - С. 53-56.
13. Шигапова, Э.Д. Организация учебного процесса бакалавров-физиков педагогического направления с применением интерактивных форм обучения / Э.Д. Шигапова, Г.З. Хабибуллина, Г.И. Гарнаева, Э.И. Низамова, А.М. Ахмедова // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 1(126). - С. 46-52.
14. Godwin-Jones, R. Smartphones and Language Learning / R.Godwin-Jones // Language Learning & Technology. - 2017. -Vol. 21(2). - Pp. 3-17.
15. Hwang, G.-J. Trends in the Research Design and Application of Mobile Language Learning: A Review of 2007-2016 Publications in Selected SSCI Journals / G.-J. Hwang, Q.-K. Fu // Interactive Learning Environments. - 2018. - Vol. 27(4). -Pp. 567-581.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания Гаджиева Патимат Дайитбеговна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат юридических наук, декан факультета управления и права Ибрагимов Магомед Абдулмуминович
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры правовых дисциплин и методики преподавания Хайрулаева Айшат Зубаировна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - КЛЮЧ К ПОВЫШЕНИЮ ПРАВОВОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
Аннотация. В данной статье освещены основные особенности процесса правового воспитания подрастающего поколения как эффективного средства повышению правовой компетентности его представителей. На основе анализа существующей практики образовательных организаций по правовому воспитанию учащихся дано теоретическое обоснование проблемы формирования правосознания у подрастающего поколения, рассмотрены особенности развития гражданской позиции у представителей современной молодежи. Охарактеризованы основные существующие на сегодняшний день возможности школьного правового образования в развитии правовой компетентности подрастающего поколения. Кроме того, описан практический опыт отдельных профильных образовательных организаций в правовом образовании учащихся.
Ключевые слова: правовое воспитание, правосознание, гражданское самосознание, правовая компетентность, правовая культура.
Annotation. This article highlights the main features of the younger generation legal education process as an effective increasing the legal competence of its representatives mean. Based on the analysis of the educational organizations practice for the legal education, a theoretical justification of the legal awareness among the younger generation formation problem is given, the features of the citizenship development among modern youth representatives are considered. The main existing opportunities of school legal education in the development of the younger generation legal competence are characterized. In addition, the practical experience of individual specialized educational organizations in the students' legal education is described.
Key words: legal education, legal awareness, civic consciousness, legal competence, legal culture.
Введение. В условиях современного общества успешной может стать личность, характеризующаяся следующими качествами:
- социальная и нравственная зрелость;
- самостоятельность;
- осознанное стремление к жизни в соответствии с нормами, правилами и ценностями гражданского правового общества [2; 6; 8; 10].
Соответственно, фиксируется и существенное возрастаний требований, предъявляемых к системе образования, призванной обеспечить выполнение социального заказа на воспитание таких членов современного общества.
При этом, однако, приходится констатировать, что для современного нам общества характерна определённая дезинтеграция институтов и агентов социализации. К тому же, на подрастающее поколение оказывается мощное десоциализирующее влияние. Эти факторы обуславливают рост негативных явлений в обществе. К таковым относятся:
- деструктивное поведение несовершеннолетних;
- экстремизма в молодёжной и подростковой среде;
- преступность несовершеннолетних;
- агрессия и буллинг [5-6; 10; 15].
Соответственно, одним из важных приоритетов модернизации системы образования России является формирование правовой компетентности подрастающего поколения.
При этом, несмотря на достигнутые в данной сфере положительные результаты [2; 8; 16], современное общество испытывает острую необходимость в выработке единого научного подхода к проблеме формирования правовой компетентности подрастающего поколения. Такой подход с необходимостью должен учитывать реалии современного общества и содержать научно обоснованные рекомендации по проектированию и сопровождению соответствующего процесса, осуществляемого на базе ОО различных типов.
Частичному восполнению нехватки единого подхода к правовому воспитанию подрастающего поколения будет посвящена настоящая статья.
Изложение основного материала статьи. На настоящем этапе развития современного общества важными требованиями, выдвигаемыми им к системе образования является формирование индивида, характеризующегося следующим набором личностных качеств:
- готовность к непрерывному личностному и профессиональному саморазвитию на протяжении всей жизни;
наличие развитой способности к ответственному и осознанному сознательному выбору;
- толерантность;
- коммуникабельность [6; 9-10; 13; 16].
Как видим, современный российский социум заинтересован в успешной интеграции представителей подрастающего поколения в характерных для него динамично меняющихся условиях.
При этом подростки и старшие школьники характеризуются склонностью к противоправным необдуманным действиям. Это объясняется их возрастными особенностями, среди которых можно выделить:
- поиск острых ощущений;
- повышенную подверженность влиянию группы сверстников;
- стремление к самостоятельности [11-12].
Другой немаловажной причиной противоправного поведения представителей указанных возрастных групп является недостаточная эффективность правового образования правового воспитания. Последнее, в свою очередь, ведёт к недостаточной сформированности правовой компетентности как молодёжи и подростков, так в дальнейшем и взрослых.
Дефиниция «правовая компетентность» не имеет однозначного толкования. С точки зрения нашего исследования данный термин удобнее всего трактовать как совокупность знаний о нормах права, способностей, знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду эффективно существовать в правовом поле современного гражданско-правового общества [2; 7; 14].
В её структуру входят компоненты:
- мотивационный;
- личностный;
- когнитивный;
- деятельностный;
- рефлексивный;
- оценочный [8, С. 130]
Процесс развития правовой компетентности у представителей подрастающего поколения рассматривается нами как педагогическая цель, достигаемая посредством использования разнообразных педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
На современном этапе разработанности данной проблемы можно выделить педагогические условия формирования правовой компетентности подростков и старших школьников (Табл. 1).
Таблица 1
Педагогические условия формирования правовой компетентности
Условия Реализация
Учёт индивидуального социально правового статуса обучающихся, их возрастных, индивидуальных особенностей, степени информированности в правовом поле. Посредством организации диагностики сформированности правовой компетентности обучающихся и своевременного выявления несовершеннолетних с риском нравственно-правовых деформаций.
Учёт при составлении образовательной программы единства компонентов правовой компетентности: мотивационного, личностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного и оценочного. Соблюдение принципов доступности и последовательности правовой информации при знакомстве с ней обучающихся. Вооружение подростков системой знаний, умений и навыков, связанных с самостоятельным поиском, анализом и эффективным использование правовой информации, принятием юридически грамотных решений в конкретных ситуациях, как учебных, так и жизненных. Реализация в процессе правового воспитания подростков и старшеклассников принципа сознательности и активности, позволяющая активизировать личный интерес обучающихся к учебным занятиям, тем самым обеспечив успешность формирования правовой компетентности. Также должен соблюдаться принцип связи теории с практикой, направленный на эффективное формирование социально-правового опыта подростков и старших школьников в различных видах социально и личностно значимой деятельности. При этом реализуемые направления воспитательной деятельности должны способствовать повышению уровня сформированности у обучающихся системы конкретных знаний, умений и навыков, связанных с формированием правовой компетентности [13; 15].
Применение активных форм и методов обучения. Необходимо преподавать учащимся новый материал с использованием объяснительно-иллюстративных, дискуссионных и игровых методов. Особенно эффективными при этом являются: деловые и ролевые игры, дискуссии, метод кейс-стади.
Необходимо проектирование деятельности образовательной организации как педагогического и организационного центра, Организация сетевого взаимодействия между позволяющего реализовывать воспитательные и социализирующие участниками образовательного воздействия системно и позволяющего осуществлять эффективное
процесса [4, С. 240]. взаимодействие с различных институтами социума,
заинтересованными в формировании правовой компетентности __несовершеннолетних._
В свете вышеизложенного необходимо отметить опыт реализации программы по формированию правовой компетентности у подростков и старших школьников в лицее № 51 г. Махачкала.
В пространстве указанной образовательной организации изучение правовых дисциплин предполагает достижение следующих целей:
- выработка у подростков и старших школьников определенной жизненной позиции;
- формирование у обучающихся морально-нравственных качеств, связанных с осознанным стремлением к жизни в соответствии с нормами, правилами и ценностями гражданского правового общества [6; 8; 10];
- развитие у обучающихся устойчивого уровня правосознания;
- воспитание у учащихся правовой и гражданской культуры [1, С. 62].
- формирование социального поведения и навыков социализации личности у подростков и старших школьников.
Охарактеризованная выше программа реализуется на стыке правовых и политических аспектов. Так, освоение
обучающимися программы курса «Основы правоведения», осуществляется в следующих интерпретациях:
- внутрипредметная;
- межпредметная.
Таким образом, происходит развитие у учащихся системы знаний, умений и навыков, предусмотренных прогарммой соответствующей дисциплины в комплексе с получением знаний по географии, история и др [1; 3; 6].
Изучаемый курс рассчитан на 34 часа учебной нагрузки по предмету основной школы. Для лучшего усвоения материала на практические занятия по нему привлекаются:
- работники судебной сферы;
- сотрудники органов охраны правопорядка, как действующие, так и бывшие;
- представители различных органов власти [1-4].
Подобные формы учебной работы позволяют учащимся лицея использовать полученные теоретические знания как во внешкольной деятельности, так и в ходе изучения других дисциплин, предусмотренных программой. Следовательно, возрастает вероятность успешности использования ими приобретённых знаний, умений и навыков из области правам в дальнейшей социальной и профессиональной жизни.
Выводы. На основе вышеизложенного мы с определённой долей уверенности можем утверждать, что очень важными для личности, характеризующейся высокой конкурентоспособностью в условиях современного общества, являются следующие качества: социальная и нравственная зрелость; самостоятельность; осознанное стремление к жизни в соответствии с нормами, правилами и ценностями гражданского правового общества.
С другой стороны, для современного российского социума характерна определённая дезинтеграция институтов и агентов социализации, а равно связанное с ней мощное десоциализирующее влияние на подростков и старшеклассников.
Это, в свою очередь, обуславливает эскалацию негативных явлений в обществе: деструктивного поведения несовершеннолетних; экстремизма в молодёжной и подростковой среде; преступности несовершеннолетних; агрессии и буллинга.
В этой связи значимым приоритетом в процессе дальнейшей модернизации отечественной системы образования является формирование правовой компетентности подрастающего поколения.
С точки зрения целей и задач данной статьи под термином «правовая компетентность» наиболее рационально понимать совокупность знаний о нормах права, способностей, знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду эффективно существовать в правовом поле современного гражданско-правового общества.
В её структуру входят мотивационный, личностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, а также оценочный компоненты.
Процесс их формирования у представителей подрастающего поколения представляет собой педагогическую цель, достигаемую посредством использования разнообразных педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Его успешной завершение предполагает соблюдение ряда педагогических условий.
Первое - учёт индивидуального социально правового статуса обучающихся, их возрастных, индивидуальных особенностей, степени информированности в правовом поле.
Второе - учёт при составлении образовательной программы единства компонентов правовой компетентности: мотивационного, личностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивного и оценочного.
Третье - применение активных форм и методов обучения.
Четвёртое - организация сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Примером организации, в которой образовательный процесс осуществляется с частичным соблюдением вышеперечисленных условий, является лицей № 51 г. Махачкала.
Литература:
1. Бирюков, С.А. Система гражданско-правового образования в средней школе / С.А. Бирюков // Преподавание истории в школе. - 2014. - № 7.- С. 61-64.
2. Боер, В.М. Правовая компетентность и гражданская активность личности / В.М. Боер // Закон. Право. Государство. - 2019. - № 3(23). - С. 36-37.
3. Болотина, Т.В. Проблема прав человека в содержании образования / Т.В. Болотина // Педагогика. - 2014. - № 3. -С. 3-8.
4. Бороненко, Т.А. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения / Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова // Научный диалог. - 2017. - № 1. - С. 227-243.
5. Быстрова, Н.В. Управление воспитательной системой общеобразовательной организации / Н.В. Быстрова, А.Ф. Уханов // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. -С. 177-180.
6. Гаджиева, П.Д. Правовое просвещение и правовое воспитание как необходимое условие формирования правосознания у подрастающего поколения / П.Д. Гаджиева, М.А. Курбанов // Мир науки, культуры, образования. - 2019. -№ 1(74). - 264-266.
7. Денисенко, И.К. Правовая социализация и правовая компетентность личности / И.К. Денисенко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2012. - № 1-2. - С. 45-49.
8. Ендовицкая, Е.А. К проблеме формирования правовой компетентности у подростков и старших школьников в системе дополнительного образования / Е.А. Ендовицкая // Вестник научной сессии факультета философии и психологии. -Вып. 20. - 2020. - С. 125-131.
9. Жигулин, А.А. Понятие правовой компетентности / А.А. Жигулин // Научное образование. - 2020. - № 3(8).-С. 52-54.
10. Завражин, В.В. Правовая компетентность детей и молодежи: сравнительный анализ / В.В. Завражин // Бизнес. Образование. Право. - 2019. № 4 (49). - С. 395-400.
11. Карпушина, Л.В. Психология ценностей российской молодежи / Л.В. Карпушина, А.В. Капцов. - Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2019. - 252 с.
12. Колокольцева, О.В. Проблемы и перспективы воспитательной работы с молодёжью / О.В, Колокольцева // Базис. -2019. - № 2(6).- С. 45-48.
13. Микаилов, Д.А. Педагогические условия формирования правовой компетентности будущего бакалавра педагогического образования Автореф. дис... канд. пед. наук / Даниял Алиевич Микаилов. - Махачкала, 2019. - 24 с.
14. Парсонс, Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - С. 462-478.
15. Попова, Т.В. Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних в условиях роста социальных рисков беспризорности в обществе / Т.В. Попова // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Т.8. - № 6-2.-С. 155-160.
16. Уразакова, Г.С. Деловая игра как способ формирования правовой компетентности подростков / Г.С. Уразакова // Перекрестки истории. Актуальные проблемы исторической науки. Материалы XV Международной научной конференции. -Астрахань: Астраханский университет, 2019. - С. 197-198.
Pedagogy
UDC 378
candidate of pedagogical sciences,
associate professor Galiakhmetova Albina Tagirovna
Kazan State Power Engineering University (Kazan);
doctor of philology, professor Lutfullina Gulnara Firdavisovna
Kazan State Power Engineering University (Kazan)
IMPLEMENTATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AS A CONDITION FOR FORMING GLOBAL COMPETENCES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Annotation. The article presents the results of a study of the activities of the university to solve an urgent problem - the problem of improving the quality of education. One of the promising areas for improving the quality and efficiency of education in universities in modern conditions is the formation and development of global competencies among students. The aim of the study is to develop and theoretically substantiate the process of increasing the effectiveness of the teacher's work on the development of global competencies among students in the process of teaching foreign. The concept of "global competence" is gaining popularity and significance in many areas of life, as well as in education. Knowledge of foreign languages is undoubtedly an important condition for the globalization of education. Digital interactive technologies contribute to the effective learning of foreign languages. The practical significance of the study lies in the fact that its results can significantly improve the quality and effectiveness of education in a vocational school. The theoretical provisions developed in the study give teachers of educational organizations the necessary ideas about new principles and ways of organizing the educational process based on the formation and development of global competencies among students. The structure of the educational process developed by the authors, educational modules in academic disciplines in the context of the implementation of digital interactive technologies can assist teachers in designing and conducting training sessions on learning foreign languages as an important means of forming and developing global competencies among students. The conducted research makes it possible to plan specific steps for educational work at the university, which in turn contributes to the achievement of the main goal of education in the context of globalization - the production of competitive specialists. An approach is proposed to improve the efficiency of this activity based on the implementation of digital interactive technologies.languages based on the implementation of digital interactive technologies.
Key words: global competence, digital interactive technologies, foreign language, education.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования деятельности университета по решению актуальной проблемы - проблемы повышения качества образования. Одним из перспективных направлений повышения качества и эффективности образования в вузах в современных условиях является формирование и развитие глобальных компетенций у студентов. Целью исследования является разработка и теоретическое обоснование процесса повышения эффективности работы преподавателя по развитию глобальных компетенций у студентов в процессе преподавания иностранного языка. Концепция "глобальной компетентности" набирает популярность и значение во многих сферах жизни, а также в образовании. Знание иностранных языков, несомненно, является важным условием глобализации образования. Цифровые интерактивные технологии способствуют эффективному изучению иностранных языков. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут значительно повысить качество и эффективность обучения в профессиональном училище. Теоретические положения, разработанные в исследовании, дают преподавателям образовательных организаций необходимые представления о новых принципах и способах организации образовательного процесса, основанных на формировании и развитии глобальных компетенций у учащихся. Разработанная авторами структура учебного процесса, модули по учебным дисциплинам в контексте внедрения цифровых интерактивных технологий могут помочь преподавателям в проектировании и проведении учебных занятий по изучению иностранных языков как важного средства формирования и развития глобальных компетенций у учащихся. Проведенное исследование позволяет планировать конкретные шаги по воспитательной работе в университете, что, в свою очередь, способствует достижению главной цели образования в условиях глобализации - выпуск конкурентоспособных специалистов. Предложен