Локман Д, Боксмеер К, Пауэлл Н, Хименес-Камарго А. / Профилактика хронически агрессивного поведения в дошкольных учреждениях и детских садах. В: Тремблей Р.Э., Буаван М., Петерс РДеВ, ред. Тремблей Р.Э., ред. темы. Энциклопедия раннего детского развития Опубликовано: января 2012 (Английский). Дата обращения 13.03.2021.
Балакирева А.В. Пенза. ПГУ ПИ им. В.Г. Белинского. «Дошкольное образование, 2017 г.
Педагогика
УДК 37.035
старший преподаватель Ендовицкая Елена Анатольевна
Борисоглебский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный университет» (г. Борисоглебск); кандидат педагогических наук, доцент Попова Татьяна Валерьевна Борисоглебский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный университет» (г. Борисоглебск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования правовой компетентности в подростковом и старшем школьном возрасте в условиях дополнительного образования. Подчеркивается актуальность формирования правовой компетентности в целях профилактики противоправного поведения несовершеннолетних и воспитания законопослушного гражданина. Авторы, анализируя подходы современных авторов по обозначенной проблеме, характеризуют сущность, особенности и структуру правовой компетентности и содержание педагогической деятельности по её формированию у подростков и старших школьников в условиях дополнительного образования. Обозначены педагогические условия формирования правовой компетентности подростков и старших школьников, выявленные в ходе реализации дополнительной образовательной программы объединения «Фемида», показана их эффективность в работе по формированию правовой компетентности обучающихся в условиях дополнительного образования.
Ключевые слова: подросток, старший школьник, правовое воспитание, правовое просвещение, правовая компетентность, правовое сознание, социально-правовой опыт.
Annоtation. The article is devoted to the problem of legal competence formation in adolescence and high school age in the conditions of additional education. The article emphasizes the relevance of the formation of legal competence in order to prevent the illegal behavior of minors and the education of a law-abiding citizen. The authors, analyzing the approaches of modern authors on the indicated problem, characterize the essence, features and structure of legal competence and the content of pedagogical activity for its formation in adolescents and senior schoolchildren in the conditions of additional education. The pedagogical conditions for the formation of legal competence of adolescents and high school students, identified during the implementation of the additional educational program of the association "Themis", are identified, and their effectiveness in the work on the formation of legal competence of students in the conditions of additional education is shown.
Keywords: teenager, high school student, legal upbringing, legal education, legal competence, legal consciousness, social and legal experience.
Введение. В современных условиях востребованности в обществе самостоятельной, социально и нравственно зрелой личности, живущей в соответствии с нормами, правилами и ценностями гражданского правового общества, способной вести законопослушный образ жизни возрастают требования к системе образования, обеспечивающей выполнение данного социального заказа. Вместе с тем, современная социокультурная ситуация характеризуется дезинтеграцией институтов и агентов социализации, множественными десоциализирующими влияниями на подрастающее поколение, что служит фактором роста различных негативных явлений в обществе. Особую тревогу вызывают асоциальное, антисоциальное и деструктивное поведение несовершеннолетних, эпизоды проявлений вандализма и экстремизма в подростковой и молодежной среде, агрессия и буллинг. Реальную проблему для общества и подрастающего поколения представляет высокий уровень преступности несовершеннолетних.
В свете приоритетов модернизации системы образования России формирование правовой компетентности подрастающего поколения является одним из актуальных направлений педагогической теории и практики деятельности образовательных организаций. Несмотря на достигнутые результаты в сфере правового воспитания и просвещения, общество остро нуждается в научном подходе к проблеме формирования правовой компетентности обучающихся с учетом современных реалий и научно обоснованных рекомендациях по проектированию и сопровождению данного процесса в различных типах образовательных организаций.
Целью исследования является обоснование условий формирования правовой компетентности подростков и старших школьников в контексте деятельности учреждений дополнительного образования.
Изложение основного материала статьи. Признанными целевыми ориентирами современного образования являются формирование у обучающихся определенных личностных качеств: коммуникабельности, толерантности, готовности к самоизменению и личностному росту, а также способности к сознательному и ответственному жизненному выбору. Общество заинтересовано в успешной групповой, гендерной, профессиональной и правовой социализации подрастающего поколения. Как показывает анализ психологических закономерностей подросткового и юношеского возраста, подростки и старшие школьники наиболее склонны к противоправным необдуманным действиям в силу возрастных особенностей: стремления к взрослости, поиску острых ощущений, влиянию группы сверстников и др. С другой стороны, причины противоправного поведения в обозначенных возрастных группах связаны с недостаточно эффективной педагогической деятельностью в сфере правового образования в целом и правового воспитания и правового просвещения в частности. Как показывает практика, основной причиной противоправных действий несовершеннолетних является отсутствие или недостаток знаний о нормах закона,
несформированности моделей поведения в социально-правовых отношениях, дефицит правового опыта, что свидетельствует о недостаточной сформированности правовой компетентности личности.
В современном гуманитарном знании на уровне социологических, психологических, юридических и криминологических исследований прослеживается интерес к содержательным аспектам понятия «правовая компетентность», однако теоретический анализ научных подходов к данной дефиниции доказывает, что сущность и структура её четко не определены. В обобщённом понимании правовая компетентность понимается, прежде всего, как совокупность знаний о нормах права, способностей, знаний, умений и навыков, позволяющих индивиду эффективно существовать в правовом поле современного гражданско-правового общества. Вместе с тем, социально-философский подход к правовой компетентности предполагает рассмотрение её с позиций организационно-управленческого аспекта. В трудах Т. Парсонса подчеркивается роль правовой компетентности в обеспечении механизма социального управления - как неотъемлемого условия обеспечения контроля за усвоением индивидом социально-правовых норм, ценностей, моделей поведения [8]. Сходная трактовка правовой компетентности обосновывается в рамках юридического и криминологических подходов, при которых ключевыми аспектами анализа выступает правовая информированность личности и готовность следовать нормам права. Корректной представляется позиция И.К. Денисенко, который доказывая, что личность приобретает правовую компетентность, включающую в себя определенный уровень правовых знаний и установку действовать с определенной направленностью, в процессе правовой социализации, заключает, что «именно от имеющихся правовых знаний и установок и зависит правовое поведение личности, которое может быть как правомерным, так и противоправным» [3, с. 47].
В современных исследованиях доказывается, что индивид выступает активным субъектом правовых взаимоотношений, усваивая правовые знания и нормы в контексте своего социального статуса и роли в обществе. Следует согласится с мнением В.М. Боера, в работе которого доказано, что правовая компетентность, информированность в правовом поле служит источником гражданской активности личности: «только на этой основе может сформироваться личность, понимающая высокое предназначение и природу права, его ценность, необходимость, место и роль в жизни общества» [1, с. 37].
С позиций психологического подхода правовая компетентность соотнесена с формированием правосознания личности необходимого с позиции А.А. Жигулина в контексте «обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формировании научного правового мировоззрения» [5, с. 53].
В современных педагогических исследованиях, посвящённых сущности и содержательным аспектам правовой компетентности обучающихся (работы М.Г. Даудова [2], Д.А. Микаилова [7], А.А. Черемисиной [9] и др.) формирование данного качества рассматривается как педагогическая цель, достижение которой авторы планируют разнообразными педагогическими средствами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Очевидно, что эффективное формирование правовой компетентности подростков и старших школьников возможно только при условии организации педагогической деятельности с учетом её структурных и содержательных компонентов. Анализируя и обобщая опыт современных психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме сущности правовой компетенции личности и её структуре (М.Г. Даудов [2], А.А. Жигулин [5], Д.А. Микаилов [7], В.В. Завражин [6] и др.). своем исследовании мы принимаем следующее определение: правовая компетентность - это «система правовых знаний, позволяющая ориентироваться в правовом поле, способность человека оптимально использовать эти знания, а также собственный внутренний потенциал (убеждения) для наиболее эффективного взаимодействия человека с обществом и правом» [4].
В структуре правовой компетентности мы выделяем следующие компоненты: мотивационный, личностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, оценочный [4]. Основываясь на обозначенной структуре педагогической компетентности, в исследовании обозначена стратегия деятельности, её этапы, и основные направления, реализуемые с учетом особенностей работы учреждения дополнительного образования посредством реализации дополнительной образовательной программы «Фемида». Данная программа реализовывалась в условиях деятельности учреждения дополнительного образования МКУДО «Центр внешкольной работы» г. Поворино Воронежской области. В ходе экспериментальной работы в результате целенаправленного отбора, апробации и оценки эффективности различных педагогических средств для достижения поставленных целей были обоснованы следующие условия формирования правовой компетентности подростков и старших школьников в системе дополнительного образования.
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуального социально-правового статуса, информированности в правовом поле, опыта социально-правовых отношений и сформировавшихся установок и моделей поведения. Данное условие реализуется, с одной стороны, посредством организации диагностики сформированности правовой компетентности обучающихся и своевременного выявления несовершеннолетних с риском нравственно-правовых деформаций. С другой стороны, в силу специфических особенностей организации педагогической деятельности в системе дополнительного образования складываются благоприятные условия для индивидуализации подхода к обучающимся в процессе их поддержки и сопровождения. Вариативность выбора форм, методов и технологий деятельности, заложенная в программе «Фемида» позволяет выстраивать эффективную стратегию сотрудничества как в ситуации с типичными возрастными проявлениями подростков и старших школьников, так и в нестандартных ситуациях. Реализация дополнительной образовательной программы, нацеленной на формирование правовой компетентности, ориентирована на разновозрастной контингент обучающихся, включая подростков и старших школьников, находящихся в социально опасной ситуации, состоящих на всех видах учета, несовершеннолетних с зафиксированными эпизодами противоправного поведения. С данными обучающимися в процессе реализации программы работает педагог-психолог, помогая в процессе психолого-педагогического сопровождения выстраивать эффективные модели совладания с трудными жизненными ситуациями, что служит профилактикой развития нравственно-правовых деформаций, выступающих основной причиной асоциального поведения.
2. Важным педагогическим условием формирования правовой компетентности является разработка содержания дополнительной образовательной программы, стратегии и направлений педагогической
деятельности в ходе её реализации сообразно единству структурных компонентов правовой компетентности: мотивационному, личностному, когнитивному, деятельностному, рефлексивному, оценочному.
При разработке программы были определены три этапа: когнитивный, нацеленный на формирование у обучающихся правовых знаний, мотивационно-ценностный, в качестве результата которого выступало ценностное отношение обучающихся к праву, а также мотивации на законопослушное, правомерное поведение и рефлексивно-деятельностный, в ходе которого осуществлялось приобретение и расширение опыта социально-правовых отношений.
В силу того, что правовая компетентность основана прежде всего на знаниях и представлениях личности в сфере права, в процессе её формирования необходимо знакомить обучающихся с правовой информацией, соблюдая принципы доступности знаний о законе, систематичности и последовательности правовой информации, а также её наглядности. Так, в процессе овладения соответствующими правовыми знаниями подростки учатся поиску необходимой правовой информации и её первоначальному анализу. На следующем этапе в качестве педагогической цели выступает умение самостоятельно осуществлять поиск, анализ и применение полученной правовой информации, а затем - умение принимать юридически грамотные решения в конкретной ситуации, возникающей реальной жизни. Немаловажное значение имеет реализация принципа сознательности и активности, так как только личный интерес, мотивация обучающихся к занятиям способны обеспечить успешность формирования правовой компетентности в целом. Руководствуясь принципом связи теории с практикой следует уделять внимание формированию социально-правового опыта, включая подростков и старших школьников в различные виды социально и личностно значимой деятельности. Соответствие направлений педагогической деятельности компонентам правовой компетентности способствует повышению уровня её сформированности у испытуемых, что выражается в конкретных знаниях, умениях и навыках: владении правовой информацией и умении её анализировать и интерпретировать, отношении к правовым нормам, сформировавшихся моделях правового поведения и способности к самоанализу.
3. В качестве следующего условия, обеспечивающего эффективность процесса формирования правовой компетентности подростков и старших школьников в системе дополнительного образования выступает применение активных форм и методов обучения. Изложение нового материала при реализации программы было выстроено с использованием объяснительно-иллюстративных, дискуссионных и игровых методов. Доказали свою эффективность такие методы как дискуссия, деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций (кейс-стади), моральная дилемма. Особое место в организации работы с подростками и старшими школьниками занимали социально значимые практики, например включение в добровольческую (волонтерскую) деятельность, что способствовало формированию социальной самостоятельности и ответственности обучающихся, отработке навыков правомерного поведения.
4. Неотъемлемым условием эффективного функционирования системы формирования правовой компетентности подростков и старших школьников является организация межведомственного и сетевого взаимодействия всех субъектов правового просвещения и правового воспитания. Данное условие вытекает из того, что организация правового воспитания как целенаправленного, системного процесса предполагает проектирование деятельности образовательной организации как педагогического и организационного центра, объединяющего и опосредующего воспитательные и социализирующие воздействия социальной среды и различных институтов социума, заинтересованных в формировании правовой компетентности несовершеннолетних как важного личностно и социально значимого качества.
Рассматривая вопрос о межведомственном сотрудничестве, следует особо подчеркнуть функции правоохранительных органов в формировании правовой компетентности несовершеннолетних: в первую очередь целевые ориентиры данного субъекта правового воспитания связаны с реализацией профилактической функции. Профилактика как отдельных фактов нарушения закона детьми, подростками и юношами, так и в целом делинквентного поведения несовершеннолетних, основанная на положениях Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [10] и ряде подзаконных актов, реализуется, в числе прочего, через деятельность правоохранительных органов по формированию у подрастающего поколения представлений о правовых нормах, законе и его требованиях, через повышение мотивации, заинтересованности несовершеннолетних в правовом поведении и готовности вести законопослушный образ жизни. Данная деятельность, реализуемая как отделами полиции по делам несовершеннолетних, так и иными субъектами профилактики, охватывает широкий контингент обучающихся образовательных организаций в рамках первичной, вторичной и третичной профилактической работы. Очевидно, что наиболее массовой является первичная профилактика, в ходе которой превентивная работа проводится в отношении всех детей, подростков и молодежи, в том числе и не имеющих фактов правонарушающего поведения и факторов риска развития противоправного поведения. Диапазон профилактических мер углубляется в ходе вторичной профилактики, осуществляемой в отношении несовершеннолетних группы риска правонарушающего поведения (подлежащих учету в образовательной организации и органах правопорядка). Третичная профилактика правонарушений и преступности среди несовершеннолетних сопряжена с превентивной деятельностью в отношении более узкого круга лиц, имеющих эпизоды противоправного поведения, в том числе повторяющиеся. На всех уровнях профилактической работы, как массовых, так и индивидуальных, в качестве целевого ориентира выступает готовность подрастающего поколения вести законопослушный образ жизни. Данная цель последовательно реализуется в процессе правового воспитания и просвещения, осуществляемого в межведомственном сотрудничестве органов правопорядка и образовательных организаций.
Выводы. Правовая компетентность подрастающего поколения - целевой ориентир современного образования в силу того, что её формирование способствует становлению правового сознания и мировоззрения индивида, обеспечивает превенцию нравственно-правовых деформаций и противоправного поведения. В системе дополнительного образования детей формирование правовой компетентности обучающихся осуществляется эффективно при реализации определённых условий: учете возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуального социально-правового статуса, информированности в правовом поле, опыта социально-правовых отношений и сформировавшихся установок и моделей поведения; разработка содержания дополнительной образовательной программы, стратегии и направлений педагогической деятельности в ходе её реализации сообразно единству структурных компонентов правовой компетентности; применение активных форм и методов обучения (дискуссии,
деловых и ролевых игр, кейс-стади и др.), моральная дилемма; организации межведомственного и сетевого взаимодействия всех субъектов правового просвещения и правового воспитания.
Сотрудничество в сфере формирования правовой компетентности подростков и старшеклассников посредством сетевой формы реализации соответствующей образовательной программы, даёт возможность каждому из субъектов системы правового воспитания оптимально и эффективно использовать свои кадровые, материально-технические, интеллектуальные ресурсы для обеспечения общей задачи: воспитания компетентного законопослушного гражданина своей страны.
Литература:
1. Боер В.М. Правовая компетентность и гражданская активность личности // Закон. Право. Государство. 2019. № 3 (23). - С. 36-37.
2. Даудов М.Г. Формирование правовой компетентности студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2017. - 22 с.
3. Денисенко И.К. Правовая социализация и правовая компетентность личности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012. №1-2. - С. 45-49.
4. Ендовицкая Е.А. К проблеме формирования правовой компетентности у подростков и старших школьников в системе дополнительного образования // Вестник научной сессии факультета философии и психологии / под. ред. Ю.А. Бубнова. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2020. Вып. 20. - С. 125-131.
5. Жигулин А.А. Понятие правовой компетентности // Научное образование. 2020. № 3 (8). - С. 52-54.
6. Завражин В.В. Правовая компетентность детей и молодежи: сравнительный анализ // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4 (49). - С. 395-400.
7. Микаилов Д.А. Педагогические условия формирования правовой компетентности будущего бакалавра педагогического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2019. - 24 с.
8. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. М., 1996. - С. 462-478.
9. Черемисина А.А. Формирование правовой компетентности старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2000. - 22 с.
10. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» https://base.garant.ru/12116087/
Педагогика
УДК 372.881.1
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат географических наук, доцент Пухова Анна Геннадьевна
Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Нижний Новгород)
ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена изучению возможностей и особенностей использования логоритмической сказки как комплексного средства в коррекции дизартрии старших дошкольников. На основе анализа теоретических источников и экспериментальной коррекционной программы раскрыта модель устранения нарушений в речи детей, представлены методические подходы к организации работы с ними и результаты эксперимента в группе детского сада с использованием системы занятий по логопедической ритмике.
Ключевые слова: логопедическая ритмика, дизартрия, просодические компоненты речи, комплексная коррекция, логоритмическая сказка.
Annotation. The article is devoted to the study of the possibilities and features of the use of logorhythmic fairy tale as a complex tool in the correction of dysarthria of older preschoolers. Based on the analysis of theoretical sources and an experimental correction program, a model for eliminating defects in children's speech is revealed, methodological approaches to organizing work with them and the results of an experiment in a kindergarten group (Nizhny Novgorod) using a system of classes in speech therapy rhythmics are presented.
Keywords: speech therapy rhythmics, dysarthria, prosodic voice components, complex correction, logorhythmic fairy tale.
Введение. Вопрос о коррекции дизартрии в старшем дошкольном возрасте считается очень важным в настоящее время, так как количество детей с данным нарушением постоянно увеличивается. При дизартрии выделяют следующие дефекты: голосовые, дыхательные и артикуляторные, также часто наблюдаются нарушения звукопроизносительной стороны речи и просодики. Большинство детей с нормальным речевым развитием могут правильно регулировать интонацию, силу и высоту голоса, но у детей с таким нарушением, как дизартрия возникают большие трудности. В результате недостаточной коррекционной работы ухудшается поведение, происходит деформация эмоционально-волевой сферы, появляются сложности в общении, а также в индивидуальном развитии ребенка с дизартрией.
В таком случае детям необходима помощь нескольких специалистов, которая осуществляется в специализированных детских садах и учреждениях дополнительного образования[4]. Комплексный подход в коррекции дизартрии у старших дошкольников подразумевает под собой занятия не только логопеда, но психолога, инструктора по адаптивной физкультуре, музыкального руководителя и воспитателя в детском саду. Возраст от пяти до семи лет считается сензитивным этапом развития самостоятельной речи, который