Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА АГРЕССИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА АГРЕССИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Соколова Татьяна Дмитриевна

Статья посвящена одной из важных проблем как психолого-педагогическая задача нравственного воспитания дошкольников. Внутренний мир агрессивных детей включает достаточно большое количество деструктивных эмоций, с которыми они не в силах справиться самостоятельно, поэтому нужна помощь родителей, чтобы создать условия для духовно-нравственного развития ребенка. Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы в процессе художественной деятельности, чтобы понимать какие эмоции она вызывает у ребенка и как влияет на саму эмоциональность развития детей, например на уровне среднего дошкольного возраста. Исследование данной проблемы может прервать устойчивый путь к развитию хронической агрессии у детей, склонных к её проявлению или стоящих на пороге развития агрессивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедюкина Марфа Ивановна, Соколова Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FICTION ON THE AGGRESSION OF CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE

The article is devoted to one of the important problems as a psychological-pedagogical task of moral education of preschoolers. The inner world of aggressive children includes a fairly large number of destructive emotions that they are unable to cope with on their own, therefore, parents need help to create conditions for the spiritual and moral development of the child. To contribute to the correction of violations of the emotional-volitional sphere in the process of artistic activity, in order to understand what emotions it evokes in a child and how it affects the very emotionality of the development of children, for example, at the level of middle preschool age. The study of this problem can interrupt a stable path to the development of chronic aggression in children who are prone to its manifestation or are on the verge of developing aggressive behavior.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА АГРЕССИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

трудовом коллективе и на занятиях в детском саду. В соответствии, с чем можно сделать вывод о том, насколько значим вопрос присутствия данной компетенции у воспитателей.

Литература:

1. Алипханова Ф.Н., Гамзаева М.В. Основы формирования коммуникативных компетенций при изучении социально-гуманитарных дисциплин // В сборнике: Современные педагогические технологии профессионального образования. Материалы ^-й международной заочной научно-практической конференции. Москва-Берлин, 2020. - С. 83-90.

2. Большанина Л.В. Структура, компоненты и уровни коммуникативной компетентности преподавателя вуза // Концепт. - 2017. - № 1 - С. 1-6.

3. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада // Вопросы психологии. - 2013. - №5. - С. 65.

4. Карманова Ж.А., Маженова Р.Б., Абылайхан С.М., Ахметова А.Г. Особенности формирования коммуникативной компетенции педагогов иностранного языка // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 8. - С. 24-27

5. Карпова Е.Г., Нагушева Л.Н., Сунцова О.С., Левшина Н.И. Культура речевого общения субъектов образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения // Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ. - Москва, 2015. - С. 19-25.

6. Королева, М.А. Коммуникативная компетентность воспитателей педвуза как одно из профессионально значимых качеств личности педагога. - М, 2013. - 115 с.

7. Ярычев Н.У., Магомедова З.З. Формирование коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов в вузе - Кисловодск, 2015.

Педагогика

УДК 376.42

кандидат педагогических наук, доцент Дедюкина Марфа Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка кафедры дошкольного образования Соколова Татьяна Дмитриевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА АГРЕССИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена одной из важных проблем как психолого-педагогическая задача нравственного воспитания дошкольников. Внутренний мир агрессивных детей включает достаточно большое количество деструктивных эмоций, с которыми они не в силах справиться самостоятельно, поэтому нужна помощь родителей, чтобы создать условия для духовно-нравственного развития ребенка. Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы в процессе художественной деятельности, чтобы понимать какие эмоции она вызывает у ребенка и как влияет на саму эмоциональность развития детей, например на уровне среднего дошкольного возраста. Исследование данной проблемы может прервать устойчивый путь к развитию хронической агрессии у детей, склонных к её проявлению или стоящих на пороге развития агрессивного поведения.

Ключевые слова: нравственное воспитание, коррекция, средний дошкольный возраст, исследование, художественная литература.

Annotation. The article is devoted to one of the important problems as a psychological-pedagogical task of moral education of preschoolers. The inner world of aggressive children includes a fairly large number of destructive emotions that they are unable to cope with on their own, therefore, parents need help to create conditions for the spiritual and moral development of the child. To contribute to the correction of violations of the emotional-volitional sphere in the process of artistic activity, in order to understand what emotions it evokes in a child and how it affects the very emotionality of the development of children, for example, at the level of middle preschool age. The study of this problem can interrupt a stable path to the development of chronic aggression in children who are prone to its manifestation or are on the verge of developing aggressive behavior.

Keywords: moral education, correction, middle preschool age, research, fiction.

Введение. Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире интернета и социальных сетей очен ь часто можно, и слышать и видеть, проявления агрессивности детей дошкольного возраста. Внутренний мир агрессивных детей включает достаточно большое количество деструктивных эмоций, с которыми они не в силах справиться самостоятельно, поэтому нужна помощь родителей для коррекции на саму эмоциональность развития детей. Это может прервать устойчивый путь к развитию хронической агрессии у детей, склонных к её проявлению или стоящих на пороге развития агрессивного поведения [4].

Проявление агрессии дошкольников происходит, когда ребенок усваивает законы, нормы человеческих отношений, морали и соотносит с ними непосредственно свои поступки. Поэтому развитию детской эмоциональн ой сферы способствуют все типы деятельности дошкольника, а также общение со сверстниками и взрослыми. Однако, для снижения агрессии, развития правильных черт в характере ребенка необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать факторы, способствующих развитию агрессивности детей дошкольного возраста [5].

Изложение основного материала статьи. Использование в педагогической деятельности адекватных возрасту методов снятия и профилактики агрессии можно назвать метод формирования социальных чувств и эмоций. Восприятие детьми художественных произведений как метод воспитания чувств. Формирование нравственных чувств и моральных оценок - создание проблемных ситуаций (социально-нравственные смысловые задачи, игры-драматизации). Воспитание отзывчивости (обращение внимания детей на эмоциональное неблагополучие сверстников, формирование умения преодолевать свое и чужое

эмоциональное неблагополучие). Процесс психологического воздействия художественного произведения на агрессию дошкольников связан с формированием представлений о нравственности, морали, добре и зле, о поступках героев и последствиях. Он должен происходить систематически и в определенной последовательности. Проводимые занятия в соответствии с основной общеобразовательн ой программой, в процессе которых будет происходить освещение художественной литературы, способствуют развитию нравственных качеств ребенка. Но этого мало и важно привлекать родителей. Для реализации задачи снижения агрессии детей необходимо использовать все возможности художественных произведений, в том числе художественное исполнение, сопровождающееся беседой, анализ, вопросы-ответы и другие методы [6].

Главное, отслеживать соответствие художественной литературы ее основным критериям и требованиям: тематике, объему и содержанию, а также соблюдать принципы грамотного прочтения произведения детям.

В принципе, книгой можно навредить, если она действительно учит чему-то дурному или подталкивает на аморальный поступок. Перечень подобных книг известен - это федеральные списки запрещённых материалов [7].

На основе этого нами было организовано практическое исследование, цель которого состоит в теоретическое обоснование возможности коррекции агрессивн ого поведения у детей среднего дошкольного возраста путем использования художественной литературы.

Работа состояла из трех этапов, где каждый этап имел свои цели. Для исследования мы использовали следующие методики: беседа, например, помогает детям осознать содержание того или иного произведения, лучше понять поступки и действия героев, сделать выводы о прочитанном и выявить н равственные качества, заявленные в сказке. Дети с удовольствием принимают участие в процессе беседы, отражают свое индивидуальное восприятие о прочитанном и воспринимают точку зрения сверстников, осмысливает р аскрытое содержание сказки. «Методика бесед, проводимых с целью понимания прочитанного произведения, была разработана Е.И. Тихеевой, Н .С. Карпинской, Е.А. Флериной и др . Анкетирование для родителей «Критерии агрессивности у ребен ка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко), анкетирование для родителей «Анкетирования на выявление признаков агрессивности в детской художественной литературе» (студентка ПИ СВФУ Т.Д. Соколова, доцент, к.п.н ., доцент ПИ МВФУ Дедюкина М.И.).

Итак, пр оцесс психологического воздействия художественного произведения на агрессию дошкольн иков должен происходить систематически и в определенной последовательности.

Исследование агрессивн ости у детей дошкольного возраста проходило в 3 этапа:

1) Подготовительный.

Проводилось исследование теоретической, методической и практической литературы, подобраны методики и определен объем выборки.

2) Констатирующий, цель которого - выявление признаков агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Проведена исследовательская работа по выявлению признаков агрессивного поведения дошкольников.

3) Формирующий, целью которого является коррекция высокого уровн я агрессивности у дошкольников. Для этого были разработаны и реализованы рекомендации для родителей по работе с художественной литературой для снижения агрессии детей. Проводилась повторная диагностика и интерпретация результатов эксперимента.

Рисунок 1. Результаты диагностики по анкете «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко - констатирующий этап

Таким образом, анализ результатов экспериментального исследования показал, что на констатирующем этапе воспитатели отметили у 35% детей низкий уровень агрессивности, у 10% высокий уровень агрессивности. 10% детей довольно часто проявляют признаки гиперактивности, 30% детей проявляют признаки тревожности. Признаки агрессивности показали 15% детей.

Среди дошкольников меньше всего нарушений поведения родители отмечают у 30% детей. Больше всего нарушений у 15% детей. Основными среди них можно назвать частое огорчение, плаксивость, агрессивность, смена настроения, крик и топание ногами.

На основании этих данных были разработаны рекомендации для родителей по работе с художественной литературой для снижения уровня агрессии детей.

Рисунок 2. Результаты диагностики по анкете «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко - формирующий этап

Таким образом, проведя диагностическую работу, по полученным данным мы выделили несколько детей, уровень агрессии которых был наиболее высок. Это были как мальчики, так и девочки с разным социальным положением.

После проведения диагностического этапа была разработана и проведена психолого-педагогическая работа по коррекции агрессивного поведения детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Следующим этапом нашей работы было создание психокоррекционной программы, опирающейся на ведущие принципы составления психокоррекционных программ. Содержание работы с родителями воспитанников заключается в оказании родителям помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними. Чтобы объяснить родителям поведение их ребенка, помочь принять его таким, какой он есть, выработать единство подхода к воспитанию ребенка нами был составлен план работы с родителями по проблеме. Которые включали в себя: лекции, индивидуальные беседы, консультации, тренинги совместно с родителями и детьми, круглые столы, родительский лекторий, родительские собрания.

Результаты проведенного нами анкетирования показывают, что преимущественное большинство родителей читают книги своему ребёнку. Мы выявили, что некоторая художественная литература вызывает признаки агрессивности.

Выводы. Итак в результате проведения данного анкетир ования мы получили что, среди детских книг, которые вызывают у родителей протест и негодование, названы книги, в которых присутствует жестокость, отсутствие норм морали - много насильственных сцен, сказки, в которых герои пьют пиво, ужасы, книги, где герои ведьмы, что вызывает у ребенка отрицательные эмоции, детские детективы, триллеры и мистика. Это позволяет говорить об эффективности работы с детьми среднего дошкольного возраста по выявлению признаков агрессивности с помощью художественной литературы.

Проведя исследование влияния художественной литературы на уровен ь агрессии детей среднего дошкольного возраста, можно сделать следующее заключение.

Проявлен ие агрессии дошкольников происходит, когда дошкольн ик усваивает законы, н ормы человеческих отношений, морали и соотносит с ними непосредственно свои поступки. Однако, для сн ижения агрессии, развития правильных черт в характере ребенка необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать факторы, способствующих развитию агрессивности детей дошкольного возр аста.

Процесс психологического воздействия художественного произведения на агрессию дошкольников связан с формированием представлений о нравственности, морали, добре и зле, о поступках героев и последствиях. Он должен происходить систематически и в определенной последовательности. Проводимые занятия в соответствии с основной общеобразовательной программой, в процессе которых будет происходить освещение художественной литературы, способствуют развитию н равственных качеств ребенка. Но этого мало и важно привлекать родителей. Для реализации задачи снижения агрессии детей необходимо использовать все возможн ости художественн ых пр оизведений, в том числе художественное исполнение, сопровождающееся беседой, анализ, вопросы-ответы и другие методы.

Таким образом, можем предположить, что наша гипотеза исследования подтвердилась.

Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: доброта, страхи, внутр енние конфликты, сны и др. И, читая с детьми такую литературу, мы даем им шанс прожить с нами некое взросление души, психологически подготовив их к тому, насколько разным может быть мир . Помочь найти точку опоры для понимания собственного поведения в разных ситуациях, предоставленных нашим детям этим огромным и многогранным мир ом

Литература:

Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. ФГОС ДО / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 78 с.

2. Интернет-журнал «Мир науки» 2018, № 4, Том 6

Интернет ссылка: https://joki-joya.ru/blog/5-knigh-kotoryie-nielzia-chitat-dietiam/

Локман Д, Боксмеер К, Пауэлл Н, Хименес-Камарго А. / Профилактика хронически агрессивного поведения в дошкольных учреждениях и детских садах. В: Тремблей Р.Э., Буаван М., Петерс РДеВ, ред. Тремблей Р.Э., ред. темы. Энциклопедия раннего детского развития Опубликовано: января 2012 (Английский). Дата обращения 13.03.2021.

Балакирева А.В. Пенза. ПГУ ПИ им. В.Г. Белинского. «Дошкольное образование, 2017 г.

Педагогика

УДК 37.035

старший преподаватель Ендовицкая Елена Анатольевна

Борисоглебский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный университет» (г. Борисоглебск); кандидат педагогических наук, доцент Попова Татьяна Валерьевна Борисоглебский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный университет» (г. Борисоглебск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования правовой компетентности в подростковом и старшем школьном возрасте в условиях дополнительного образования. Подчеркивается актуальность формирования правовой компетентности в целях профилактики противоправного поведения несовершеннолетних и воспитания законопослушного гражданина. Авторы, анализируя подходы современных авторов по обозначенной проблеме, характеризуют сущность, особенности и структуру правовой компетентности и содержание педагогической деятельности по её формированию у подростков и старших школьников в условиях дополнительного образования. Обозначены педагогические условия формирования правовой компетентности подростков и старших школьников, выявленные в ходе реализации дополнительной образовательной программы объединения «Фемида», показана их эффективность в работе по формированию правовой компетентности обучающихся в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова: подросток, старший школьник, правовое воспитание, правовое просвещение, правовая компетентность, правовое сознание, социально-правовой опыт.

Annоtation. The article is devoted to the problem of legal competence formation in adolescence and high school age in the conditions of additional education. The article emphasizes the relevance of the formation of legal competence in order to prevent the illegal behavior of minors and the education of a law-abiding citizen. The authors, analyzing the approaches of modern authors on the indicated problem, characterize the essence, features and structure of legal competence and the content of pedagogical activity for its formation in adolescents and senior schoolchildren in the conditions of additional education. The pedagogical conditions for the formation of legal competence of adolescents and high school students, identified during the implementation of the additional educational program of the association "Themis", are identified, and their effectiveness in the work on the formation of legal competence of students in the conditions of additional education is shown.

Keywords: teenager, high school student, legal upbringing, legal education, legal competence, legal consciousness, social and legal experience.

Введение. В современных условиях востребованности в обществе самостоятельной, социально и нравственно зрелой личности, живущей в соответствии с нормами, правилами и ценностями гражданского правового общества, способной вести законопослушный образ жизни возрастают требования к системе образования, обеспечивающей выполнение данного социального заказа. Вместе с тем, современная социокультурная ситуация характеризуется дезинтеграцией институтов и агентов социализации, множественными десоциализирующими влияниями на подрастающее поколение, что служит фактором роста различных негативных явлений в обществе. Особую тревогу вызывают асоциальное, антисоциальное и деструктивное поведение несовершеннолетних, эпизоды проявлений вандализма и экстремизма в подростковой и молодежной среде, агрессия и буллинг. Реальную проблему для общества и подрастающего поколения представляет высокий уровень преступности несовершеннолетних.

В свете приоритетов модернизации системы образования России формирование правовой компетентности подрастающего поколения является одним из актуальных направлений педагогической теории и практики деятельности образовательных организаций. Несмотря на достигнутые результаты в сфере правового воспитания и просвещения, общество остро нуждается в научном подходе к проблеме формирования правовой компетентности обучающихся с учетом современных реалий и научно обоснованных рекомендациях по проектированию и сопровождению данного процесса в различных типах образовательных организаций.

Целью исследования является обоснование условий формирования правовой компетентности подростков и старших школьников в контексте деятельности учреждений дополнительного образования.

Изложение основного материала статьи. Признанными целевыми ориентирами современного образования являются формирование у обучающихся определенных личностных качеств: коммуникабельности, толерантности, готовности к самоизменению и личностному росту, а также способности к сознательному и ответственному жизненному выбору. Общество заинтересовано в успешной групповой, гендерной, профессиональной и правовой социализации подрастающего поколения. Как показывает анализ психологических закономерностей подросткового и юношеского возраста, подростки и старшие школьники наиболее склонны к противоправным необдуманным действиям в силу возрастных особенностей: стремления к взрослости, поиску острых ощущений, влиянию группы сверстников и др. С другой стороны, причины противоправного поведения в обозначенных возрастных группах связаны с недостаточно эффективной педагогической деятельностью в сфере правового образования в целом и правового воспитания и правового просвещения в частности. Как показывает практика, основной причиной противоправных действий несовершеннолетних является отсутствие или недостаток знаний о нормах закона,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.