Научная статья на тему 'Основные положения Программы воспитания правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников специальных профессиональных училищ закрытого типа'

Основные положения Программы воспитания правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников специальных профессиональных училищ закрытого типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВА ПОДРОСТКА / СОЦИООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА ЗАКРЫТОГО ТИПА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесниченко Т. И.

Одним из направлений исследований в России является проблема правовой культуры и ее воспитание у несовершеннолетних подростков. Однако проблема воспитания правовой культуры у несовершеннолетних правонарушителей недостаточно освещена в научных публикациях. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, посвященной исследованию правовой культуры, разработана Программа воспитания правовой культуры несовершеннолетних правонарушителей в специальных профессиональных училищах закрытого типа. Выявлены и научно обоснованы педагогические условия, принципы, формы и методы эффективного решения обозначенной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения Программы воспитания правовой культуры и законопослушного поведения воспитанников специальных профессиональных училищ закрытого типа»

Теория и методика обучения и воспитания

111

Если количество информации на занятии превышает возможности студента переработать ее, то мотивация и интерес к изучению химии, да и других дисциплин, снижается. Избыточная информация приводит к снижению способности студентов с нарушением слуха, отбирать, оценивать и сохранять информацию. Поэтому преподаватель должен отбирать и выдавать на каждом занятии такое количество информации и в такой последовательности, которое студенты могут переработать без ущерба для себя.

Профессор Бент [3] отмечает, что учащиеся первого года обучения при изучении химии должны усвоить около 7 тысяч единиц информации, что превышает объем информации, полученный при изучении иностранного языка на том же году обучения, а язык химии, созданный для разговора о веществах и их превращениях, является иностранным вдвойне. Поэтому при обучении химии необходимо нужные сведения давать в нужном порядке и в свое время. Язык химии должен использоваться для объяснения окружающего нас мира, а не для отпугивания обучающихся.

Список литературы:

1. Филатова О.В. Химическая символика как средство развития творческой деятельности школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Филатова; Рос. гос. пед. ун-т. - СПб., 2000. - 18 с.

2. Кашкуревич Л.Г. Формирование универсальных умений билингва / Л.Г. Кашкуревич. - М.: Высшая школа, 1988. - 142 с.

3. Bent H.A. Uses and Abuses of Models in Teaching Chemistry // J. Chem. Educ. - 1984. - Vol. 61. - № 9. - P. 774-777.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗАКОНОПОСЛУШНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩ ЗАКРЫТОГО ТИПА

© Колесниченко Т.И.*

Челябинская государственная академия культуры и искусства, г. Челябинск

Одним из направлений исследований в России является проблема правовой культуры и ее воспитание у несовершеннолетних подростков. Однако проблема воспитания правовой культуры у несовершеннолетних правонарушителей недостаточно освещена в научных публикациях.

* Старший следователь Следственного отдела по г.Осинники Следственного управления Следственного Комитета РФ по Кемеровской области, майор юстиции, аспирант кафедры Педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусства.

112

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, посвященной исследованию правовой культуры, разработана Программа воспитания правовой культуры несовершеннолетних правонарушителей в специальных профессиональных училищах закрытого типа. Выявлены и научно обоснованы педагогические условия, принципы, формы и методы эффективного решения обозначенной проблемы.

Ключевые слова: правовая культура, правовое образование, девиантное поведение, права подростка, социообразовательная среда, несовершеннолетние правонарушители, специальные профессиональные училища закрытого типа.

Тенденция возрастания уровня криминогенности в обществе, изменения в структуре и характере преступности, а главное в ее «омоложении», все это способствует тому, что в настоящее время на первое место выдвинут вопрос о радикальном изменении форм и методов работы с несовершеннолетними правонарушителями. При этом, по мнению большинства исследователей, основное внимание должно уделяться воспитанию у них правовой культуры. Практика показывает, что, как правило, именно недостаток правовой культуры сводит на нет все положительные качества подростков и приводит их к совершению преступления.

Воспитание правовой культуры у такой специфической категории, как несовершеннолетние правонарушители, представляет собой сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований права и морали в личные убеждения несовершеннолетнего правонарушителя и на этой основе развития у него способности к саморегуляции своих действий и поступков. Несовершеннолетний правонарушитель должен научиться задумываться над своими поступками, оценивать их, сдерживать в необходимых случаях свои порывы с отрицательной направленностью, противостоять негативным влияниям, проводить различия между шалостями и противоправным поведением.

Процесс воспитания правовой культуры у несовершеннолетних правонарушителей характеризуется рядом психологических особенностей. К ним относятся прежде всего индивидуальные и групповые возрастные особенности, наличие противоречия между ограниченным жизненным опытом, не сложившимся еще пониманием социальных последствий своих действий, ограниченным правовым статусом и обычно завышенными правовыми притязаниями.

Исследованиям в области воспитания правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних правонарушителей посвящено большое число работ, по результатам которых разработаны соответствующие Программы. Основной направленностью этих Программ является либо профилактика правонарушений путем правового обучения в рамках учебновоспитательной работы, проводимой в школах, учреждениях НПО и СПО,

Теория и методика обучения и воспитания

113

либо предотвращение повторных правонарушений несовершеннолетних, совершивших тяжкие умышленные преступления (убийства, разбои, изнасилования и др.) и отбывающих наказание в воспитательных колониях. Исследований, посвященных вопросам воспитания правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних правонарушителей в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением (далее по тексту спец. ПУ), к настоящему времени нет. Такие учреждения обладают отличительной от перечисленных выше учреждений социообразовательной средой, что требует обязательного ее учета при разработке Программы воспитания правовой культуры и законопослушного поведения. В связи наметившейся тенденцией к повышению доли спец. ПУ в общем объеме учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей проблема воспитания правовой культуры и законопослушного поведения является актуальной. Приведем их краткую характеристику спец. ПУ.

Спец. ПУ (всего 13) в Российской Федерации имеют статус Федерального государственного бюджетного специального учреждения для детей и подростков с девиантным поведением и подчинены Министерству образования и науки. В эти учреждения помещаются несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в «особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода (п. 2 ст. 92 УК РФ)» за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобожденных судом от наказания.

Основной целью деятельности спец. ПУ является психологическая, медицинская и социальная реабилитация детей и подростков с девиантным поведением. Для достижения цели решаются следующие задачи: создание необходимых условий для психологической, медицинской и социальной реабилитации воспитанников; создание необходимых условий для удовлетворения потребности личности в получении общего и профессионального образования, интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии; формирование у воспитанников гражданской позиции и трудолюбия, развития ответственности, самостоятельности и творческой активности; сохранение и преумножение нравственных и культурных ценностей общества и др.

Режимные условия содержания воспитанников спец. ПУ значительно «свободнее» чем в воспитательных колониях и полностью соответствуют положениям международной Конвенции о правах ребенка. Это обстоятельство создает возможности для воспитания правовой культуры и законопослушного поведения педагогическими мерами.

В основе процесса воспитания в спец. ПУ лежит личностно-ориентированный подход к воспитанникам. Исходя из этого, под воспитанием понимается создание условий для успешной реабилитации и адаптации воспи-

114

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

танника в обществе, т.е. для реализации им познавательного, ценностного, творческого потенциала. Цель воспитания, согласно Положению о воспитательной работе Калтанского спец. ПУ ориентирована на «формирование у воспитанника творческого, нравственного отношения к собственной жизни, соотнесения её с жизнью других людей, развитие самостоятельной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни в обществе без нарушения законов», что позволяет прийти к заключению о ее практически полной направленности на воспитание правовой культуры и законопослушного поведения. Отдельной Программы для достижения указанной цели нет, поэтому процесс воспитания правовой культуры и законопослушного поведения происходит, так же как и в школах, учреждениях НПО и СПО, в общем контексте учебно-воспитательной работы, что, по мнению, специалистов малоэффективно.

Разработке Программы предшествовали многочисленные теоретические и экспериментальные исследования, проводившиеся на базе спец. ПУ № 1 г. Калгана. По результатам исследований определены педагогические условия, направления воспитательной работы, принципы, формы и методы эффективного воспитания правовой культуры и законопослушного поведения.

При определении комплекса педагогических условий учитывались ведущие идеи системно-деятельностного, аксиологического и личностно-культурологического подходов. Разработанный комплекс педагогических условий должен обеспечить реализацию Программы посредством использования потенциала социообразовательной среды.

К педагогическим условиям успешного формирования правовой культуры воспитанников спец. ПУ следует отнести: актуализацию правовых, социально-этических в процессе учебно-воспитательной деятельности; тесное взаимодействие субъектов социообразовательной среды; построение и педагогическое сопровождение процесса воспитания правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних правонарушителей.

Выделены следующие направления воспитательной работы в спец. ПУ Стартовой точкой воспитательной работы является психолого-педагогическое изучение личности воспитанника. Воспитатель изучает личные дела воспитанников, рекомендации педагогов-психологов и намечает пути коррекции.

В дальнейшем воспитатель отслеживает динамику их воспитанности, межличностные отношения в отряде, классе, группе по профессиональному обучению, ведёт записи в дневнике индивидуального изучения воспитанника, готовит информацию для выпускной характеристики.

Приоритетными направлениями в воспитательном процессе являются:

- социально-педагогическое;

- духовно-нравственное;

- гражданско-патриотическое;

- физкультурно-оздоровительное;

Теория и методика обучения и воспитания

115

- художественно-эстетическое;

- туристско-краеведческое.

Важнейшим принципом воспитания правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних правонарушителей является принцип согласованности правовоспитательной деятельности всех субъектов правового воспитания, к числу которых в рассматриваемом случае относятся: педагоги, мастера производственного обучения, воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, социальные партнеры (например, социальными партнерами Калтанского спец. ПУ являются: отдел МВД России по г. Калгану; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Калтанского городского округа; уголовно-исполнительная инспекция г. Калтана; уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства воспитанников; прокуратура; Калтанский районный суд; городские медицинские учреждения; городские учреждения культуры и искусства, физической культуры и спорта и др.), медицинские работники и работники службы режима, воспитанники, родители. Следует отметить, что воспитанник является не только объектом, но и субъектом воспитания. Только единая линия и согласованные усилия всех участников правовоспитательного процесса придают правовому воспитанию целенаправленность и действенность. Макаренко А.С. говорил: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса» [1].

Дополнительно можно выделить следующие принципы воспитания правовой культуры и законопослушного поведения несовершеннолетних правонарушителей.

1. Принцип целенаправленности, который предполагает подчинение всей правовоспитательной деятельности основной цели - формированию юридически грамотного и социально-активного в правовом отношении человека, а в конечном счете - формирование высоко грамотной, разносторонне развитой личности.

2. Принцип связи правового воспитания с практической деятельностью, требующий широкого ознакомления воспитуемых с жизнью общества, правовой действительностью и активного привлечения их к участию в жизнедеятельности общества в правовой сфере.

3. Принцип опоры на положительные качества воспитуемых. Действие в соответствии с этим принципом позволяет стимулировать рост самосознания, веру в собственные возможности, увидеть перспективу дальнейшего самосовершенствования и развития.

4. Принцип использования примера других. Ни какие слова не могут дать такого ясного представления о том, как следует себя вести, как поступки, поведение окружающих.

116

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

5. Принцип правового воспитания подрастающего поколения в коллективе. Воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием воспитателя на воспитуемого. Представленный сам себе он трудно поддаётся воспитанию. Лишь в коллективе создаются условия для всестороннего, в том числе правового, развития личности. Здесь формируется у подростка чувство ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи. Чем шире и богаче у молодого человека практика общения с коллективом, тем богаче его знания, умения, навыки.

6. Принцип систематичности, последовательности и непрерывности правового воспитания, требующий преемственности в правовоспитательной работе, опоры на уже полученные знания, сформированные убеждения, постепенное усложнение содержания и форм правовоспитательной работы. Правовоспитательная работа должна вестись не эпизодически, а непрерывно, последовательно, изо дня в день.

7. Принцип сочетания воспитательного воздействия с самостоятельностью и инициативой подростка. Правовоспитательная работа предполагает постоянное руководящее воздействие воспитателя на воспитуемого. Но в тоже время она не должна сковывать инициативу и самостоятельность вос-питуемых.

8. Принцип учета возрастных особенностей и индивидуальных различий воспитуемых. Содержание, формы и методы правовоспитательной работы различны в зависимости от возраста воспитуемых. В процессе правового воспитания должны учитываться не только возрастные особенности, но и индивидуальный уровень развития, темперамент, характер, потребности, склонности. Но учет индивидуальных особенностей - это не приспособление к ним, а активный поиск подходящих форм и методов воспитательного воздействия.

10. Принцип взаимосвязи воспитания и самовоспитания. Воспитание подрастающего поколения немыслимо без самовоспитания, которое определяется, как систематическая и сознательная деятельность, способствующая формированию и совершенствованию положительных и преодоление отрицательных качеств. Формирование и развитие личности приводит к тому, что уже в подростковом возрасте у человека появляются навыки самоконтроля и самоанализа. Они пытаются разобраться в своих поступках, стремятся быть похожими на взрослых, своих героев, предъявляют к себе все больше и больше требований, то есть у них появляется установка на самовоспитание. Практика показывает, что эффективность право воспитательного процесса значительно возрастает, когда общественное воспитание сочетается с самосовершенствованием личности. Самовоспитание не только подкрепляет, но и дополняет воспитание.

Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующие этапы: целенаправленное формирование правовых знаний; выработка правовых убеждений; формирование этико-правовых

Теория и методика обучения и воспитания

117

установок; воспитание правовых чувств; формирование опыта законопослушного поведения; формирование активной социально-правовой позиции.

Анализ состояния практики формирования правовой культуры позволяет сделать вывод о том, что учреждения подобного типа не в полной мере реализует свои потенциальные возможности. Широ С.В. рассматривает «правосознание как интегративное, устойчивое, личностное образование, которое включает: правовое знание, оценочное отношение к правовым фактам и событиям, правовую установку и выражается в сознательном, добровольном исполнении правовых предписаний» [2]. На наш взгляд, развитие правового сознания и правовой культуры несовершеннолетних будет эффективным, если у наших воспитанников будет сформирован практический интерес к праву. Мы разделяем позицию Г.Я. Гревцевой [3], считаем, что практико-ориентированный характер социально-правовых дисциплин содействует повышению интереса приобретенного опыта правотворческой деятельности в процессе разработки и реализации социальных проектов. Используя полученные практические базовые задания и навыки социальной практики, подростки будут расширять свое правосознание, укреплять правовую культуру. Ролевые и деловые игры, исследовательские проекты, психотехнические игры, работа с юридическими документами и различными источниками правовой информации поддерживают интерес к праву. Изучение каждого раздела сопровождается диагностикой результативности правовой образованности подростка, самостоятельной творческой деятельностью учащихся. Использование активных методов позволяют педагогам, воспитателям подвигнуть подростка к сотрудничеству, общению, поиску истины. Интерактивные методы, подразумевающие активное взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса, позволяют ученикам обогащать собственный социальный опыт, моделировать различные социальные ситуации, доказывать свою точку зрения, аргументировать собственное мнение, развивать навыки проектной деятельности. Под социальным проектированием понимается деятельность: социально значимая, имеющая социальный эффект, результатом которой является создание реального «продукта», имеющего для воспитанника практическое значение и качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная учащимся; в ходе которой учащийся вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со «взрослой» культурой, с социумом, через которую формируются его социальные навыки [4].

В педагогический арсенал входят инновационные технологии: обучение с использованием конкретных учебных ситуаций, рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинги, технология развития критического мышления и др. Нельзя не согласиться с мнением Е.С. Корольковой, которая считает, что критическое мышление - мышление теоретическое, проблемное, рефлексивное. Клустер Д., например, выделяет в определении понятия «критическое мышление» пять признаков: критическое мышление -

118

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

мышление самостоятельное; информация не конечный пункт, а отправной; критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить; критическое мышление стремится к убедительной аргументации; критическое мышление - мышление социальное [5]. В любом случае способность критически мыслить поможет подростку свободно адаптироваться в новой среде. Критически мыслящим человеком практически невозможно манипулировать. Несомненно, критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет сильными аргументами, он способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, силе традиции и мнению большинства. Критическое мышление есть социальное мышление. Соглашаясь с мнением И.Г Агапова, считаем, «чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны просеивать информацию и сами принимать решение о том, что для них важно, а что нет» [6]. Какое отношение критическое мышление имеет к правовому образованию? Критическое мышление в повседневной жизни станет лучшей агитацией в пользу правового образования, которое базируется на единстве правовой и нравственной культуры. «Нравственные качества личности, справедливо утверждает Е.С. Королькова, не только подразумевают критическое мышление, но, по сути своей, свидетельствуют о наличии важных элементов правового сознания» [7].

Воспитание правовой культуры начинается с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, в образовательном учреждении, в духовном общении, в том числе и в общении со своими сверстниками, друзьями. Система правового образования может стать главным звеном в решении задач воспитания правовой культуры несовершеннолетнего правонарушителя.

Список литературы:

1. Макаренко А.С. Цель воспитания / А.С. Макаренко // Сочинения: в 7-ми т. - М., 1958. - С. 345-347.

2. Широ С.В. Формирование у студентов правосознания в обучении гуманитарных дисциплин: автореф. дис. ... к. п. н. - Волгоград, 2000. - С. 5.

3. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Воспитание гражданина и патриота: теория и практика: учебное пособие / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2014. - 277 с.

4. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учеб. пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. - 416 с.

5. Клустер Д. Что такое критическое мышление // Перемена. Международный журнал о развитии критического мышления через чтение и письмо. -2001. - № 4. - С. 36-40.

6. Агапов И.Г. Учимся продуктивно мыслить // Библиотека ж. «Вестник образования». - 2001. - № 2. - 48 с.

7. Королькова Е.С. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М.: Изд. дом. «Новый учебник», 2002. -С. 135. (Серия «Организация правового образования»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.