Научная статья на тему 'Модель формирования правовой культуры несовершеннолетних правонарушителей в специальных профессиональных училищах закрытого типа средствами социально-культурной деятельности'

Модель формирования правовой культуры несовершеннолетних правонарушителей в специальных профессиональных училищах закрытого типа средствами социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / JUVENILE OFFENDERS / ПОДРОСТОК / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ / ADOLESCENT SOCIALIZATION PROCESS OF EDUCATION / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / ДОСУГ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА ЗАКРЫТОГО ТИПА / SPECIAL PROFESSIONAL CLOSED-END SCHOOL / LEISURE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исакова Татьяна Игоревна

На основе результатов теоретических исследований и обобщения практического опыта разработана педагогическая модель формирования правовой культуры несовершеннолетних правонарушителей в специальных профессиональных училищах закрытого типа. Приведено содержательное описание структурных элементов модели и их взаимосвязей. Отличительной особенностью построенной модели от существующих является широкое внедрение в воспитательный процесс инновационных технологий социально-культурной деятельности. Установлены критерии, показатели и уровни сформированности правовой культуры. На базе модели разработана Программа воспитания правовой культуры и законопослушного поведения «Правовая культура дорога в будущее», практическая апробация которой выявила большой потенциал в формировании правовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исакова Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMING LEGAL CULTURE IN JUVENILE OFFENDERS AT SPECIAL CLOSED VOCATIONAL SCHOOLS VIA SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

On the basis of the results of theoretical research and generalization of practical experience pedagogical model of formation of legal culture of young offenders in special closed vocational schools is developed. Meaningful description of the structure of model elements and their relationships is presented. A distinctive feature of the model constructed from the existing is a broad introduction to the educational process of innovative technologies of social and cultural activities. The criteria, indicators and levels of formation of legal culture are established. On the basis of the model program of education of legal culture and law-abiding behavior «legal culture the way forward» is developed, which is the practical testing has revealed to have the great potential in the formation of the legal culture

Текст научной работы на тему «Модель формирования правовой культуры несовершеннолетних правонарушителей в специальных профессиональных училищах закрытого типа средствами социально-культурной деятельности»

DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-2-49-56

УДК 37.017+376.58 ББК 74.005.26+74.474.7

Т.И. Исакова

(Следственный комитет Российской Федерации по Кемеровской области, г. Новокузнецк, Россия)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧИЛИЩАХ ЗАКРЫТОГО ТИПА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На основе результатов теоретических исследований и обобщения практического опыта разработана педагогическая модель формирования правовой культуры несовершеннолетних правонарушителей в специальных профессиональных училищах закрытого типа. Приведено содержательное описание структурных элементов модели и их взаимосвязей. Отличительной особенностью построенной модели от существующих является широкое внедрение в воспитательный процесс инновационных технологий социально-культурной деятельности. Установлены критерии, показатели и уровни сформированности правовой культуры. На базе модели разработана Программа воспитания правовой культуры и законопослушного поведения «Правовая культура - дорога в будущее», практическая апробация которой выявила большой потенциал в формировании правовой культуры.

Ключевые слова: правовая культура, несовершеннолетние правонарушители, подросток, социализация, процесс воспитания, социально-культурная деятельность, досуг, специальные профессиональные училища закрытого типа.

MODEL OF FORMING LEGAL CULTURE IN JUVENILE OFFENDERS AT SPECIAL CLOSED VOCATIONAL SCHOOLS VIA SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

о о x

_0 ц

ф

н

к ф

ч

£

^ £

н го

ср °

го S

х 2

§ ГС

го Р

CP о

1= ч

<u

T.I. Isakova

(Investigative Committee of the Kemerovo region Russian Federation? | & Novokuznetsk, Russia)

i 2

Ф о

Э b

CP .0

<u CP

ш m

о ГО

о ^

<u x

x го

3 ?

CP s

^ c;

H *

- X -ü X

_0

On the basis of the results of theoretical research and generalization of practical experience pedagogical model offormation of legal culture of young offenders in special closed vocational o schools is developed. Meaningful description of the structure of model elements and their S | relationships is presented. A distinctive feature of the model constructed from the existing is a broad introduction to the educational process of innovative technologies of social and cultural activities. The criteria, indicators and levels of formation of legal culture are established. On the basis of the model program of education of legal culture and law-abiding behavior «legal culture - the way forward» is developed, which is the practical testing has revealed to have the great potential in the formation of the legal culture. l ^ |

Keywords: legal culture, juvenile offenders, adolescent socialization process of education, 5 socio-cultural activities, leisure activities, special professional closed-end school.

S. о

c g

К о

s <u

ro

m о

о ß-

CP !=

S X

S 2

CP x

о -0

.0 _ J <u 4 1=

о о

Развитие в обществе таких негативных явлений, как правовой нигилизм, инфантилизм, увеличение числа правонарушений среди подростков актуализировало проблему воспитания правовой культуры подрастающего поколения. Правительство Российской Федерации издало ряд законов и нормативных актов, предусматривающих воспитание граждан, обладающих высокой правовой культурой. Законы Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др. способствуют решению проблемы воспитания правовой культуры личности.

Роли и значению правовой культуры для общечеловеческой культуры и образования посвящены исследования Н.Л. Гранат, И.Ф. Рябко, Н.Н. Вопленко, А.В. Малько, Н.И. Мазутов и др. Результаты наиболее значимых исследований в области формирования правовой культуры, правового воспитания, правосознания несовершеннолетних правонарушителей представлены в работах К.В. Мазняка, В.А. Рыбакова, Ф.Г. Сазонова, О.Б. Пановой, А.И. Сычева и др.

Социально-педагогические и психологические возможности социально-культурной деятельности изучали А.Д. Жарков, Ю.А. Стрельцов, A.A. Сукало, В.Я. Сурта-ев, Б.А. Титов, В.Е. Триодин, В.М. Чижиков и др. Особое значение для нашей работы имеют труды теоретиков в области социально-культурной деятельности: М.А. Ари-арского, Т.И. Баклановой, Г.М. Бирженю-ка, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.В. Литовкина, Ю.Д. Стрельцова, В.В. Ту-ева, H.H. Ярошенко и др.

Правовая культура - часть культуры, совокупность ценностей, созданных человеком, это культура общества. И.Ф. Габидуллин рассматривает право-g вую культуру «как качество, присущее | человеку как субъекту исторического 31 процесса. Правовая культура личности -и знание и понимание права и действие со-

гласно предписаниям» [1, с. 152]. Правовое воспитание, по мнению Г.Я. Грев-цевой [2], может быть фактором социализации личности.

Однако в исправительных учреждениях этот процесс приобретает специфические формы, в зависимости от особенностей объекта социализации (осужденных) и его правового положения, иногда его называют ресоциализаци-ей. В связи с этим, нравственная ресоци-ализация осужденного - это накопление и овладение социально-нравственным опытом личной и общественной жизни. «Правовая социализация - процесс усвоения человеком знаний, ценностей, социальных норм, навыков и овладение ими социальных ролей, позволяющих ему осуществлять гражданскую деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества» [2, с. 47]. Мы согласны с мнением ученого в том, что правовая культура - это и культура чувств, и культура мышления, и идеи, и мировоззрение, и культура поведения.

Исследование Н.Н. Соловьева [10] посвящено решению важнейшей проблемы: изучению возможностей социально-культурной деятельности в формировании правовой культуры молодежи. Автор работы правовую культуру понимает «как совокупность знаний, ценностей и установок личности относительно собственных прав и возможностей их практического осуществления в процессе взаимодействия субъектов правовых отношений. Она представляет собой сложный комплекс явлений правовой жизни: правовой системы, правосознания, правоотношения, правового поведения и возможностей реализации собственных прав» [там же, с. 11]. По мнению А.Р. Хисамова, правовая культура личности - это духовный феномен, система правовых знаний, норм, ценностей, отражающая восприятие правовой реальности в сознании людей и осуществляющая социальную функцию взаимодействия личности и общества в правовом поле [12]. Представляет ин-

терес для нашего исследования работа О.Ю. Мацукевич [6], которая определяет условия использования технологий социально-культурной деятельности в организации процесса ресоциализа-ции, а также принципы, определяющие специфику социально-культурной ресо-циализации. М.В. Циулина [13] уделяет особое внимание воспитанию личности в социообразовательной среде. Заслуга Е.Б. Скачковой [9] в том, что она выявила педагогический потенциал досугово-го объединения как среды профилактики девиантного поведения подростков и разработала методику его реализации в условиях социозащитного учреждения интернатного типа.

Моделирование процесса формирования правосознания несовершеннолетних осужденных позволило О.Б. Пановой [7] выделить позитивную и негативную тенденции. Позитивная тенденция связана с реализацией развивающей, личностно-ориентированной, ресоциализирующей модели формирования правосознания несовершеннолетних осужденных. К негативным тенденциям она относит: влияние отрицательных социально-психологических явлений, характеризующих среду осужденных; отсутствие необходимой согласованности в действиях воспитателей исправительного учреждения и родителей несовершеннолетних; недостаточную информативность по организации процесса формирования правосознания воспитанников. Особенностью исследования К.П. Иголкиной [4; 5] является исключительная направленность на несовершеннолетних, находящихся в условиях воспитательной колонии.

Наше исследование посвящено воспитанию правовой культуры воспитанников специального профессионального учреждения закрытого типа средствами социально-культурной деятельности, которое имеет ряд существенных отличительных особенностей по сравнению с воспитательными колониями. Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних с делинквентным

поведением, т.е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным. Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно-полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательного и профессионального обучения и привлечением их к труду. При этом проведение воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы сочетается с определенным режимом содержания. Формирование правовой культуры воспитанников Учреждения - это целенаправленный процесс, обращенный на качественное изменение правового сознания молодого человека.

Модель (от латинского modulus) -мера, образец, норма; в логике и методологии науки - аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной и социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического обоснования, оригинала модели. Модель выступает средством объяснения, предсказания, эвристики. Под моделью, - пишет В.А. Штофф, - подразумевается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [14, с. 19]. Построенная модель рассматривается с позиций системного, деятельностного, социально-культурного и средового подходов как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов. Исходя из логики педагогического процесса, модель воспитания правовой культуры подростков в социально-культурной среде включает: во-первых, общественные потреб-

ф ц

0

1

1

ф

Э

ф m о

о ф

х

2

to £

о ш о ш го

О

0

1

_0 ц

ф

н

к ф

ч

£

_0 го

S

J

о о

го m н о

ч

ф

О

ГО С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.0

X ГО

о

_0 ц

ф

ч

о

о

о ф

-&

0

С

X _0

1 .0

го

S

J

ф

с

о

го со

о ^

го о

ности в законопослушных гражданах, т.е. социальный заказ; во-вторых, направленность процесса на воспитание правовой культуры подростков в социально-культурной среде; в-третьих, структуру процесса, включая содержательно-процессуальную составляющую; в-четвертых, этапы и методику воспитания правовой культуры, критерии и результаты.

Воспитание правовой культуры подростков в социально-культурной среде - это педагогический процесс и, как элемент целостной педагогической системы, имеет аналогичную структуру и включает следующие компоненты: нор-мативно-ориентационный, содержащий в себе социальный заказ, цель, принципы формирования правовой культуры воспитанников учреждения; организационно-содержательный, включающий в себя содержание деятельности: формы, средства, виды и методы социально-культурной деятельности, используемые в процессе формирования правовой культуры воспитанников Учреждения; процессно-методический - обеспечивает сопровождение процесса воспитания правовой культуры воспитанников учреждения; оценочно-коррекционный, характеризующий критерии и уровни сформированности правовой культуры воспитанников учреждения. Выделение данных компонентов обеспечивает возможность более отчетливо представить целенаправленный процесс по воспитанию правовой культуры воспитанников учреждения, а также структурную взаимосвязь его основных компонентов.

Рассмотрим наиболее подробно содержательно-смысловое наполнение выделенных нами компонентов. Норматив-но-ориентационный компонент модели включает в себя цель, задачи и принципы формирования правовой культуры воспитанников учреждения. Особенностью воспитания правовой культуры является тесная связь с государственной политикой. Воспитание правовой культуры строится на системе общеобязательных правовых норм.

Основанием к моделированию процесса формирования правовой культуры является социальный заказ. По нашему мнению, он отражен в выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2010 г. на пресс-конференции в Кремле, в котором глава государства отметил важность воспитания правовой культуры граждан «....начиная с детского сада, и это обоснованно, нужно использовать соответствующие средства, методы работы с детьми, прививать правовую культуру так же, как в детских садах учат элементарной грамоте, начинают приобщать к культуре. Если уровень правовой грамотности у нас еще не очень высокий, то в этом виноваты не граждане, а само государство: значит, мы не уделяли должного внимания этой стороне деятельности, и это наша недоработка, наши ошибки.».

Целью формирования правовой культуры воспитанников учреждения является формирование творческого, нравственного отношения к собственной жизни; соотнесения её с жизнью других людей; развитие самостоятельной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни в обществе без нарушения законов. Главным результатом воспитательной работы в учреждении следует считать положительную динамику в дальнейшей социальной адаптации выпускников, выраженную в снижении уровня повторных правонарушений.

Формирование правовой культуры воспитанников учреждения основывается на принципах, определяющих содержание методов, средств и форм социально-культурной деятельности. Это принципы:

1) систематичности и последовательности - обеспечивает целенаправленное упорядочение знаний и умений;

2) гуманно-личностной ориентации -основывается на уважительном отношении к личности молодого человека, к обеспечению его прав и свобод, а также свободы совести, вероисповедания и мировоззрения;

3) индивидуального подхода - заключается в учете возрастных, половых и иных индивидуальных особенностей воспитанника;

4) положительной ориентации - предполагает выработку поведения, ориентированного на положительные примеры, одобряемые в обществе;

5) согласованности деятельности всех субъектов воспитания правовой культуры - заключается в совместных согласованных усилиях всех участников процесса воспитания правовой культуры;

6) исправимости личности правонарушителя - подразумевает, что все участники процесса воспитания должны верить в исправимость каждого воспитанника Учреждения;

7) принцип целостности процесса исправления и перевоспитания личности несовершеннолетнего правонарушителя в учреждении - заключается в одновременном искоренении негативных, неправомерных и формировании положительных, законопослушных качеств личности;

8) социализации и гуманизации личности правонарушителя - заключается в возвращении поведения личности к социальной норме, усвоения им требований общества и нарушенного взаимодействия между личностью и социальной средой. Использование педагогических технологий формирования правовой культуры воспитанников возможно при соблюдении комплекса социально-культурных условий: включение воспитанника в до-суговую деятельность; использование инновационных технологий социально-культурной деятельности; создание благоприятной социально-психологической обстановки и т.д.

Организационно-содержательный компонент модели включает находящиеся во взаимосвязи направления воспитательной работы, методы, формы и средства социально-культурной деятельности. Приоритетными направлениями

процесса воспитания правовой культуры

являются следующие:

1) гражданско-патриотическое воспитание - заключается в формировании у воспитанников учреждения гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к законам страны, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения;

2) духовно-нравственное воспитание -осуществляется с целью формирования личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познания себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования; формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира; осознание ценности человеческой жизни, воспитание бережного отношения к собственной жизни; утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе и т.д.;

3) трудовое воспитание - направлено на развитие у воспитанников общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду;

4) социально-педагогическое воспитание - осуществляется с целью наиболее успешной адаптации и социализации воспитанников в ученическом коллективе, позволяет воспитанникам проявить свою индивидуальность, развить творческое мышление, формировать познавательную установку.

ф ц

0

1 I

ф

Э

ф

со о

0 ф

1

2

£

о со о со го

о

0

1

_0 ц

ф

н

к ф

ч

£

.0 го

о о

го со н о

ч

ф

о

го с

.0

X го

о -&

л ц

ф

ч

о

о

о ф

-&

0 с X .0

1 .0

го ^

ф

с

о

го со

о ^

го о

5) художественно-этетическое воспитание производится с целью формирования у воспитанников художественного восприятия окружающего мира, способности видеть его красоту, создавать прекрасное.

Информационным ядром организационно-содержательного компонента нашей модели является разработанная нами в свете решения данной задачи практи-ко-ориентированная программа воспитания правовой культуры и формирования законопослушного поведения среди воспитанников Федерального государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище №1 закрытого типа г. Калтан», состоящая из четырех разделов: ситуационно-практический; практико-тренинговый; ситуационно-тренинговый; творчески-практический. Цель - снизить уровень повторных правонарушений и преступлений среди воспитанников.

Этапно-методический компонент модели характеризует дидактические процедуры, в ходе реализации которых у воспитанников формируются знания, умения, личностно-значимые качества и ценностные ориентации. Выбор методов, форм и средств определяется содержанием программы воспитания правовой культуры воспитанников.

Оценочно-коррекционный компонент модели связан с формированием методики профессионального мастерства на основе установки на воспитание правовой культуры подростков в социально-культурной среде, а также с анализом полученных результатов, их оценкой, разработкой кор-рекционных действий по совершенствованию процесса для достижения целей воспитания правовой культуры подростков в социально-культурной среде специального училища закрытого типа. Основу данного компонента составляют педагогическая диагностика и коррекция. Оце-ночно-коррекционный компонент модели содержит в себе критерии оценки сформи-

рованности правовой культуры воспитанников учреждения и результат, к которому предположительно должен прийти каждый из них. Апробирование разработанной модели проходило посредством опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в условиях учебно-воспитательного процесса Учреждения как констатирующая, устанавливающая реальное состояние дел по сформированности правовой культуры его воспитанников. Библиографический список:

1. Габидуллин И.Ф. Проблема формирования гражданско-правового сознания личности в современном мире: монография. - М.: Дрофа, 2013. - 276 с.

2. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников: автореф. дисс. ... д.п.н. -Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2006. - 46 с.

3. Гревцева Г.Я. Социализация школьников средствами гражданского воспитания: монография, 2011. - 345 с.

4. Иголкина К.П. Подростки - правонарушители в воспитательной колонии: по материалам эмпирического исследования // Перспективы науки. 2015. №6 (69). С. 38-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Иголкина К.П. Теоретические аспекты социализации личности в исследовании подростков-правонарушителей, отбывающих наказание в воспитательной колонии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. Вып. 4. С. 116-121.

6. Мацукевич О.Ю. Педагогика ресо-циализации личности: от средового подхода к ситуативному подходу // Вестник Челяб. гос. акдемии культуры и искусств. 2012. №1. С. 81-83.

7. Панова О.Б. Формирование правосознания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: автореф. дисс. ... к.п.н. - Архангельск: 2004. - 185 с.

8. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педа-

гогики // Челябинский государственный педагогический университет; Южно-Уральский научно-образовательный центр Российской академии образования; под ред. Н.Н. Тулькиба-евой, Л.В. Трубайчук. - М., 2003.

9. Скачкова Е.Б. Досуговые объединения как среда профилактики девиант-ного поведения подростков группы риска в условиях специализированного учреждения: автореф. дисс. ... к.п.н. - СПб., 2014.- 23 с.

10. Соловьев Н.Н. Социально-культурная деятельность как средство формирования правовой культуры молодежи: дисс. ... к.п.н. - Тамбов, 2010. - 132 с.

11. Сычев А.И. Формирование право-послушного поведения несовершен-

нолетних осужденных в воспитательных колониях: автореф. дисс. ... к.п.н. - Уфа, 2004. - 195 с.

12. Хисамов А.Р. Формирование правовой культуры как фактор развития личностного потенциала современной студенческой молодежи: авто-реф. дисс. ... к.соц.н. - Казань, 2015.

13. Циулина М.В. Использование возможностей социообразовательной среды в патриотическом воспитании школьников // Воспитательная работа в школе. 2013. №1. С. 19-29.

14. Штофф В.Я. Моделирование и философия. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966. - 278 с.

Поступила 22.04.16

Об авторе:

Исакова Татьяна Игоревна, следователь по особо важным делам следственного отдела по Новокузнецкому району следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области (Россия, г. Новокузнецк, ул. Пирогова, д. 5), майор юстиции, [email protected]

о

0

1 _0

с; ф н

к ф

ч

!5

Для цитирования: Исакова Т.И. Модель формирования правовой культуры несовершеннолетних правонарушителей в специальных профессиональных училищах закрытого типа средствами социально-культурной деятельности // Современная высшая школа:

инновационный аспект. 2016. Т. 8. № 2. С. 49-56. DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-2-49-56

References:

1. Gubaidullin I.F. The problem of formation of a civil law of personal consciousness in the modern world. M.: Drofa, 2013. [in Russian]

2. Grevtseva, G.Y. Civic education as afactor of socialization of schoolboys: Abstract. diss. Dr. Sci. (Education). Chelyabinsk State Pedagogical University. Chelyabinsk, 2006 [in Russian]

3. Grevtseva, G.Y. The socialization of schoolboys by means of civic education, 2011. [in Russian]

4. Igolkina K.P. Teens - offenders in the juvenile correctional facility: Based on empirical research // Perspektivy nauki. 2015. №6 (69). P. 38-43. [in Russian]

5. Igolkina K.P. Theoretical aspects of socialization of adolescents in the study of offenders serving sentences in juvenile correctional facility // Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 2014 Vol. 4. P. 116-121. [in Russian]

6. Matsukevich O.J. Re-socialization of the individual pedagogy: from environmental approach to the situational approach // Vestnik Chelyabinskoi gosudarstvennoi akademii kultury i ikusstvs. 2012. №1. P. 81-83. [in Russian]

7. Panova O.B. Formation ofjustice for juvenile offenders in the juvenile correctional facility: аbstract. diss. cand. sci. (Education). Arkhangelsk, 2004. [in Russian]

8. Educational Encyclopedia: current concepts of modern pedagogy. Chelyabinsk State Pedagogical University; South Ural Education and Research Center of the Russian Academy of Education; ed. N.N. Tulkibaevoy, L.V. Trubaychuk. Moscow, 2003. [in Russian]

ф ц

о x x ф

Э ü ф m о

о ф

x

2

^

to

о m о m ro ü

_o

co s J о о

со

cg

н о

ч

ф

о

со с

.0

X со

о

_0 ц

ф

ч

о

о

о ф

-&

о с x _0 x _0

со

s

j

ф

с

о

9. Skachkova E.B. Leisure associations as a deviant behavior prevention among risk groups of teenagers in the conditions of a specializedfacility: Abstract. diss. cand. sci. (Education). St. Petersburg, 2014. [in Russian]

10. Soloviev N. Welfare activity as means offormation of legal culture of youth: diss. cand. sci. (Education). Tambov, 2010. [in Russian]

11. Sychev A.I. Formation of law-abiding behavior of juvenile offenders in juvenile correctional facilities: Abstract. diss. cand. sci. (Education). Ufa, 2004. [in Russian]

12. Khisamov A.R. Formation of legal culture as a factor in the development of personal potential of today's college students: Abstract. diss. cand. sci. (Sociology). Kazan, 2015. [in Russian]

13. Tsiulina M.V. Harnessing the power of sotsioobrazovatelnoy environment in patriotic education of pupils // Vospitatelnaia rabota v shkole. 2013. №1. P. 19-29. [in Russian]

14. Stoff V.Y. Modeling and philosophy. M.: APN RSFSR, 1966. [in Russian]

About the author:

Isakova Tatiana Igorevna, the investigator for particularly important cases of the investigation department at Novokuznetsk district of the Russian Federation Investigative Department of the Investigative Committee of the Kemerovo region (Russia, Novokuznetsk, Pirogova Str., 5), major of Justice Russia, [email protected]

For citation: Isakova T.I. Model of forming legal culture in juvenile offenders at special closed vocational schools via social and cultural activities // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. Vol. 8. No. 2. P. 49-56. DOI 10.7442/2071-9620-2016-8-2-49-56

co m о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.