УДК 376.58 ББК 74.247.8
DOI 10.7442/2071-9620-2015-1-136-144
Т.И. Колесниченко
(Следственный комитет Российской Федерации по Кемеровской области, г. Осинники, Россия)
ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Одним из направлений исследований в России является проблема правовой культуры и ее воспитание у несовершеннолетних подростков. Однако проблема воспитания правовой культуры у несовершеннолетних правонарушителей недостаточно освещена в научных публикациях. Рассматриваются методы, формы и средства воспитания правовой культуры у несовершеннолетних правонарушителей. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, посвященной исследованию правовой культуры, разработана программа воспитания правовой культуры подростков с девиантным поведением в специальных профессиональных училищах закрытого типа. Выявлены и научно обоснованы принципы, формы и методы эффективного решения обозначенной проблемы. Выявлены условия воспитания правовой культуры подростков с девиантным поведением в специальных профессиональных училищах закрытого типа. Разработанная программа может быть использована в практике воспитания правовой культуры в профессиональных учреждениях закрытого типа, а также в детских колониях.
Ключевые слова: правовая культура, правовое образование, девиантное поведение, права подростка, социообразовательная среда, несовершеннолетние правонарушители, специальные профессиональные училища закрытого типа.
T.I. Kolesnichenko
(The Investigative Committee of the Russian Federation in Kemerovo Region, city of Osinniki, Russia)
EDUCATION IN LEGAL CULTURE FOR TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR
The problem of legal culture and educating teenagers in it is a research trend in Russia. However, this problem is not well covered in publications. Methods, forms and means of legal culture education for juvenile offenders are discussed. A program of educating teenagers with deviant behavior in legal culture at special closed vocational schools has been developed on the basis of the analysis psychological, educational and methodological literature. The principles, forms and method how to effectively solve the above problem have been exposed and scientifically proved. The conditions of I educating teenagers with deviant behavior in legal culture at special closed vocational schools have I been revealed. The developed program can be used in practical education of legal culture at closed | professional institutions and juvenile prisons.
5 Key words: legal culture, legal education, deviant behavior, teenager's rights, social ¡5 educative environment, juvenile offenders, special closed vocational schools.
Одной из главных задач правового государства является воспитание нового поколения, для которого правовая культура - неотъемлемая часть его жизни. В связи с этим возникает необходимость совершенствования всей системы правового образования как решающего фактора формирования правосознания, повышения правовой культуры.
В современных психолого-педагогических исследованиях, а также в практике организации правового воспитания несовершеннолетних подростков накоплен значительный опыт, необходимый для постановки и решения проблемы формирования правовой культуры личности. Базовыми для ее разработки являются исследования В.И. Абрамова, Т.В. Болотиной, А.Ф. Никитина, В.М. Обухова, Л.В. Соколова, Н.Г. Суворовой, З.К. Шне-кендорфа и др.
Вопросы правовой культуры личности и ее роли в гражданском обществе поднимались в трудах С.А. Желановой, И.Ю. Новичковой, АН. Бабенко, B.C. Грачева. Исследование С.В. Широ [18] посвящено формированию у студентов правосознания в обучении гуманитарных дисциплин; для нашего исследования имеет особое значение работа И.А. Корчагина о правовом воспитании учащихся в образовательном процессе профессионально-технических училищ, труды А.С. Гаязо-ва, Г.Я. Гревцевой, Э.П. Стрельниковой, Ю.А. Танюхина, М.А. Шкробовой и др., посвящены ее воспитанию гражданственности, формированию политических взглядов и убеждений; исследования С.В. Григорьевой, А.С. Сунцовой, М.Н. Филиппова о работе с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями, в работе Н.И. Эли-асберга рассматриваются вопросы эти-ко-правового воспитания и т.д.
К настоящему времени сложились различные научные школы правового обучения и воспитания, которые нуждаются в грамотном анализе и систематизации.
Одной из главных задач правового государства является воспитание нового
поколения, для которого правовая культура - неотъемлемая часть его жизни. В связи с этим возникает необходимость совершенствования всей системы правового образования как решающего фактора формирования правосознания, повышения правовой культуры. Одним из условий построения правового государства является сформированная правовая культура граждан, а средство формирования правовой культуры - правовое воспитание.
Одним из эффективных средств, способствующих развитию правовой культуры, является реализация программы воспитания правовой культуры детей и подростков с девиантным поведением специального профессионального училища № 1 закрытого типа г. Калтана (далее Калтанского спец. ПУ). Цель программы - снизить уровень правонарушений и преступлений среди воспитанников спец. ПУ путем воспитания у них правовой культуры и формирования законопослушного поведения. Основными задачами являются: воспитание уважения к законам, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам; развитие интереса у воспитанников к правам человека; повышение качества образования в области прав человека и законопослушного поведения среди воспитанников; формирование навыков избирательного права; развитие творческого потенциала воспитанников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
Контингент учащихся в спец. ПУ крайне разнороден по степени педагогической запущенности и устойчивости антисоциальной направленности. В них находятся лица, совершившие преступления, но по различным основаниям освобожденные от уголовной ответственности.
Состав учащихся спец. ПУ отличается большой сложностью, различной степенью педагогической запущенности, асоциальным и криминальным опытом, своеобразием отношения к применявшимся к ним воспитательно-правовым
<u
<u m о
1
го s m
<u
о со
о ^
н о о
ч о с
2
ü ^
о m о m го ü
I
го
о о m
ф т
о ф
^ о
мерам. Именно это в значительной степени диктует содержание и задачи процесса исправления и перевоспитания в спец. ПУ. На первый план выдвигаются задачи: преодоления и снятия внутреннего сопротивления учащихся воспитательным воздействиям; восстановления эмоциональных контактов с семьей; преодоление отставания в учебе и умственном развитии; самоутверждения в окружающей среде на основе социально-полезной деятельности; разрушения асоциальных связей, формирование социально-позитивных связей и др.
Все это требует дифференцированного подхода к организации перевоспитания с учетом не только возраста учащихся, но и устойчивости антисоциальной направленности.
Технология эффективного воспитания правовой культуры и формирования законопослушного поведения среди несовершеннолетних является сложным процессом, который следует рассматривать как систему, к структурным элементам которой относятся: знание системы основных правовых предписаний; понимание принципов права; глубокое внутреннее уважение к праву, законам; законности и правопорядку; убежденность в необходимости их соблюдения, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения. На «выходе» такой системы должно быть достигнуто такое положение, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением [17].
Рассматривая разработанную программу формирования правовой культуры воспитанников, мы пришли к необходимости выявления педагогических условий, обеспечивающих реализацию потенциала социообразовательной среды и содействующих эффективной реализации программы.
Категория «условие» является общенаучной. Под условиями в логике понимается «среда, в которой пребывают и
без которой не могут существовать предметы и явления; то, от чего зависит другое» [6, с. 628].
При разработке комплекса условий реализации программы воспитания мы учитывали ведущие идеи системно-де-ятельностного, аксиологического и лич-ностно-культурологического подходов. Разработанный нами комплекс педагогических условий должен обеспечить реализацию программы посредством использования потенциала социообра-зовательной среды. Категория «условие» является общенаучной.
К педагогическим условиям успешного формирования правовой культуры несовершеннолетних правонарушителей мы относим: актуализацию правовых, социально-этических норм в процессе учебно-воспитательной деятельности; сетевое взаимодействие субъектов соци-ообразовательной среды; построение педагогического сопровождения процесса воспитания правовой культуры несовершеннолетних подростков.
Проблема влияния среды на развитие личности не нова для педагогики. Значение среды в воспитании признавали А.С. Макаренко, М.М. Пистрак, В.Н. Со-рока-Росинский, К.Д. Ушинский и др. Большой вклад в разработку теории педагогической среды внесли Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, М. Монтессори, Д. Дьюи, С.Т. Шацкий. В педагогике существует понятие «среда воспитания», под которым понимаются «материальные, духовные, общественные условия существования и деятельности воспитанника; объекты природы, культуры, взаимоотношения между людьми. Включает в себя среду класса, школы, семьи» [5, с. 322].
М.В. Циулина социообразовательную среду определяет «как среду, представляющую собой многомерное пространство направлений, реализующих социальные функции, включающую в себя образовательные учреждения и различные социальные институты и обеспечивающую социализацию личности» [3, с. 190]. Возможности - это векторы, направления
среды, они безграничны, поскольку непрерывно пополняются социумом.
Можно выделить следующие направления деятельности: содержательное направление: разработка образовательных, воспитательных, психосоциальных технологий и методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения; организация работы кружка правовых знаний «Я и мои права»; развитие деятельности самоуправления; социально-педагогическое направление: система просветительских и психолого-педагогических мероприятий, адресованных воспитанникам, родителям, педагогам; социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии воспитанника; а также социокультурное, социально-психологическое, трудовое, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, направления кадрового обеспечения и педагогического управления и т.д.
Социообразовательная среда - достаточно широкое понятие, поэтому в своем исследовании мы ограничили объем рассмотрения среды территорией учреждения для детей и подростков с девиантным поведением. Отметим, что воспитательную среду специального профессионального училища закрытого типа рассматриваем как часть социообразовательной среды, которая включает: социально-культурную, учебно-воспитательную, учебно-производственную, режимные ограничения и др.
Как утверждает Е.А. Певцова [13], взгляды, идеи, представления, чувства несовершеннолетних относительно содержания норм и принципов права формируются, в первую очередь, при взаимодействии с той социальной средой, в которой находится индивид.
Таким образом, основным фактором воспитания в процессе социализации личности выступает социокультурная среда, с которой личность взаимодействует.
Само взаимодействие осуществляется в нескольких формах:
1) совокупности социальных статусов и ролей, предлагаемых обществом и государственной властью;
2) участия в работе социальных институтов, общественных организаций, социумов, позволяющих личности реализовать свои социальные функции;
3) приобщения личности к ценностям социокультурной среды и, исходя из потребностей общества, исполняет свою социальную роль;
4) включения личности в процесс по созданию и передаче культурных образцов, ценностей, норм;
5) ориентации личности в социокультурных ценностях, способствующих развитию общественной активности;
6) социальной адаптации личности, проявляющейся как взаимодействие с социокультурной средой, как согласование поведения и отношений для выполнения личностью своих социальных ролей.
Воспитание выступает одной из целенаправленных форм социализации, осуществляется обществом с целью обеспечения большой надежности, гаранти-рованности процесса, включения личности в социальные связи [16, с. 363].
Реализация поставленной в Программе цели предполагает систему работы.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий: выпуск и распространение информационно-методических материалов для воспитанников, родителей, педагогов по вопросу формирования законопослушного поведения воспитанников. Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для воспитанников, родителей, педагогов с участием представителей социальных партнеров.
Диагностическая работа предполагает использование ряда специальных методов: проведение социологических опросов среди воспитанников по вопросам правового воспитания, изучение их
ф ч ф ш о
1
го ^
со ф
Ч
о со
о ^
н о о
ч о с
2
^
о со о со го
I
го
о о со
личностных особенностей, влияющих на формирование правового самосознания.
Создание базы данных о воспитанниках с отклонениями в личностном развитии на основе анализа результатов диагностического исследования.
Практическая работа предусматривает проведение обучающих семинаров, лекториев, круглых столов, внеучебных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для воспитанников, родителей и педагогов с привлечением представителей социальных партнеров.
В логике исследования был проведен эксперимент, по результатам которого разработана Программа воспитания правовой культуры и формирования законопослушного поведения среди несовершеннолетних, ядром которой является усвоение ими правовой информации в ходе различного рода учебных занятий (лекций, семинаров, практикумов и др.), что на практике показало свою малоэффективность. Важно отметить, что доминирующее большинство таких Программ предназначено для учащихся школ [17].
Программы по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения среди несовершеннолетних, направленных по решению суда за мелкие и средней тяжести преступления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (далее по тексту спец. ПУ) к настоящему времени отсутствуют, а процесс правового воспитания в этих учреждениях производится так же, как для учащихся школ в общем контексте учебно-воспитательной работы, что, как это было ранее отмечено, является малоэффективным и приводит к частым рецидивам правонарушений и преступлений (-25%). Это обстоятельство создает необходимость о в разработке и внедрении отдельной | Программы, учитывающей особенности | социально-культурной среды учрежде-| ния и направленной на снижение уровня ^ правонарушений и преступлений вос-I- питанников спец. ПУ путем воспитания
правовой культуры и формирования законопослушного поведения.
Программа воспитания правовой культуры и формирования законопослушного поведения среди воспитанников Калтанского спец. ПУ разработана в полном соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Федеральных Законов Российской Федерации, нормативно-правовыми документами Калтанского спец. ПУ Содержание программы актуализировано автором с учетом обновления российского законодательства и специфики региона.
Принципы реализации Программы: безусловное уважение личности подростка; защита прав и законных интересов обучающихся; защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации; взаимодействие различных заинтересованных служб (отдел МВД России по г. Калтану; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Калтанского городского округа; уголовно-исполнительная инспекция № 45 г. Калтана; уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства воспитанников; прокуратура г. Осинники; Калтанский районный суд; Управление пенсионного фонда России в г. Калтане; городские и областные медицинские учреждения; городские и областные учреждения культуры и искусства, физической культуры и спорта и др.).
При разработке Программы целепо-лагание играет особую роль в деятельности педагога в силу ее изначальной ориентации на будущее и выступает в разных формах. Например, умение посмотреть вперед, представить своих воспитанников взрослыми, увидеть окружающую их новую социальную действительность, разгадать пока еще дремлющие или только пробивающиеся на свет способности, А.С. Макаренко считал, что должна быть общая программа человеческой личности и «индивидуальный корректив» к ней [9, с. 118-119]. Здесь речь идет о конкретном проекте личности каждого вос-
питанника. Такое целеполагание можно назвать педагогическим макропредвидением. А.С. Макаренко говорит о дальних, средних и ближних перспективах в жизни коллектива. По аналогии можно говорить о дальнем, среднем и ближнем целеполагании. Все виды целеполагания взаимосвязаны. Без целеполагания на длительную перспективу не может быть и целеполагания на завтра. Ведь именно общие цели на перспективу дают возможность спроектировать сдвиги в развитии интеллекта, эмоций, интересов, поведении обучающихся. Именно осознанное предвосхищение будущего результата действия и называют целью [10].
Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующие этапы: целенаправленное формирование правовых знаний; выработка правовых убеждений; формирование этико-правовых установок; воспитание правовых чувств; формирование опыта законопослушного поведения; формирование активной социально-правовой позиции.
Анализ состояния практики формирования правосознания позволяет сделать вывод о том, что учреждения подобного типа не в полной мере реализуют свои потенциальные возможности. С.В. Широ рассматривает «правосознание как интегративное, устойчивое, личностное образование, которое включает: правовое знание, оценочное отношение к правовым фактам и событиям, правовую установку и выражается в сознательном, добровольном исполнении правовых предписаний» [18, с. 5]. На наш взгляд, развитие правового сознания и правовой культуры несовершеннолетних будет эффективным, если у наших воспитанников будет сформирован практический интерес к праву. Мы разделяем позицию Г.Я. Гревцевой [2], считаем, что практи-ко-ориентированный характер социально-правовых дисциплин содействует повышению интереса приобретенного опыта правотворческой деятельности в процессе разработки и реализации соци-
альных проектов. Используя полученные практические базовые задания и навыки социальной практики, подростки будут расширять свое правосознание, укреплять правовую культуру.
Ролевые и деловые игры, исследовательские проекты, психотехнические игры, работа с юридическими документами и различными источниками правовой информации поддерживают интерес к праву. Изучение каждого раздела сопровождается диагностикой результативности правовой образованности подростка, самостоятельной творческой деятельностью учащихся. Использование активных методов позволяет педагогам, воспитателям подвигнуть подростка к сотрудничеству, общению, поиску истины. Интерактивные методы, подразумевающие активное взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса, позволяют ученикам обогащать собственный социальный опыт, моделировать различные социальные ситуации, доказывать свою точку зрения, аргументировать собственное мнение, развивать навыки проектной деятельности. Под социальным проектированием понимается деятельность: социально значимая, имеющая социальный эффект, результатом которой является создание реального «продукта», имеющего для воспитанника практическое значение и качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная учащимся; в ходе которой учащийся вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со «взрослой» культурой, с социумом, через которую формируются его социальные навыки [8].
В педагогический арсенал входят инновационные технологии: обучение с использованием конкретных учебных ситуаций, рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинги, технология развития критического мышления и др. Нельзя не согласиться с мнением Е.С. Корольковой, которая считает, что критическое мышление - мышление теоретическое, проблемное, рефлексивное.
ф ч ф ш о
1
го ^
со ф
Ч
о со
о ^
н о о
ч о с
2
^
о ш о ш го
I
го
о о со
I
ф
т ^
I
о ф
ц
о ^
Д. Клустер, например, выделяет в определении понятия «критическое мышление» пять признаков: критическое мышление-мышление самостоятельное; информация - не конечный пункт, а отправной; критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить; критическое мышление стремится к убедительной аргументации; критическое мышление -мышление социальное [4, с. 36]. В любом случае способность критически мыслить поможет подростку свободно адаптироваться в новой среде. Критически мыслящим человеком практически невозможно манипулировать. Несомненно, критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет сильными аргументами, он способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, силе традиции и мнению большинства. Критическое мышление - есть социальное мышление. Соглашаясь с мнением И.Г. Агапова, считаем, «чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны просеивать информацию и сами принимать решение о том, что для них важно, а что нет» [1, с. 9]. Какое отношение критическое мышление имеет к правовому образованию? Критическое мышление в повседневной жизни станет лучшей агитацией в пользу правового образования, которое базируется на единстве правовой и нравственной культуры. «Нравственные качества личности, справедливо утверждает Е.С. Королькова, не только подразумевают критическое мышление, но, по сути своей, свидетельствуют о наличии важных элементов правового сознания» [11, с. 135].
Воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, в образовательном учреждении, в духовном общении, в том числе, и в общении со своими сверстниками, друзьями. Система правового образования может стать главным звеном в решении задач воспитания правовой культуры несовершеннолетнего подростка.
Мы разделяем позицию Е. Певцовой [14] о том, что повышению мировоззренческого уровня правосознания молодежи в будущем будет, несомненно, способствовать дальнейшее углубление его научных основ, теоретического содержания, укрепление связи с жизнью. Это предполагает совершенствование образовательного процесса, углубление его правового содержания. В дальнейшем улучшении будет нуждаться и постановка воспитательной работы с педагогическими кадрами. Библиографический список:
1. Агапов И.Г. Учимся продуктивно мыслить // Вестник образования. 2001. №2. 48 с.
2. Гревцева Г.Я. Гражданственность и гражданская культура - результат становления гражданского общества личности // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология, Культурология. 2012. Вып. 25. №18 (272). С. 55-57.
3. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Воспитание гражданина и патриота: теория и практика: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2014. - 277 с.
4. Клустер Д. Что такое критическое мышление // Перемена. Международный журнал о развитии критического мышления через чтение и письмо. 2001. №4. С. 36-40.
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
6. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975. - 718 с.
7. Корчагина И.А. Правовое воспитание учащихся в образовательном процессе профессионально-технических училищ: дис. ... канд. пед. н. - М., 1997. - 158 с.
8. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учеб. пособие. - Ростов н/Д., 2001. - 416 с.
9. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / собр. соч. в 7 т., т. 4. - М., 1957. - С. 361-367.
10. Макаренко А.С. Цель воспитания // Сочинения: в 7-ми т. - М., 1958. -С. 345-347.
11. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М.: Изд. дом. «Новый учебник», 2002. - С. 135.
12. Морозова С.А. Правовое обучение: деятельностный подход // Преподавание истории в школе. 1996. №4. С. 75-76.
13. Певцова Е.А. Образовательное право и формирование правосознания обучающихся: монография. - М.: АП-КиППРО, 2006. - 356 с.
14. Певцова Е.А. Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества: монография. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 195 с.
15. Проблемы воспитания и социализации молодежи: монография / науч. ред. Н.О. Яковлевой, общ. ред. Г.Я. Гревцевой. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 204 с.
16. Социальная педагогика / под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2000.
17. Хасанова С.А. Гендерные факторы социализации девиантных подростков // Актуальные проблемы высшего педагогического образования: сб. науч. статей. Ч. 2. - Шадринск: ШГПИ, 2006. - С. 116-120.
18. Широ С.В. Формирование у студентов правосознания в обучении гуманитарных дисциплин: автореф. ... канд. пед. н. - Волгоград, 2000. - С. 5.
Поступила 23.03.15
Об авторе:
Колесниченко Татьяна Игоревна, старший следователь следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области (Россия, г. Осинники, ул. Победы, д. 13), майор юстиции, [email protected].
Для цитирования: Колесниченко Т.И. Воспитание правовой культуры подростков с девиантным поведением // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 1. С. 136-144
References:
1. Agapov I.G. Learning the productive thinking. Vestnik obrazovania. 2001. №2. [in Russian]
2. Grevtseva G.Ya. Civic consciousness and civic culture - an outcome of the achievement of the society of civic personality. Vestnik Novosibirskogo universiteta. Filosofia. Sotsiologia, Kulturologia. 2012. Vyp. 25. №18 (272). C. 55-57. [in Russian]
3. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. Educating a patriotic citizen: theory and practice. ^ Chelyabinsk, Izd-vo "Tsitsero", 2014 [in Russian]
4. Kluster D. What is critical thinking. Peremena. Mezhdunarodhyi zhurnal o razvitii o kriticheskogo myshlenia cherez chtenie i pismo. 2001. №4. p. 36-40. [in Russian]
5. Kodzhasparova G.V., Kodzhasparov A.Yu. The Dictionary on Pedagogy. M.: IKTs "MarT"; Rostov-on-Don, Izdatelskii tsentr "MarT", 2005 . [in Russian]
6. Kondakov N.I. Reference dictionary on Logics. M.: Nauka, 1975 . [in Russian] |
7. Korchagina I.A. Legal education of students in the educational process of vocational technical schools. Dis. ... Cand. Sci. (Education), M. 1997 [in Russian]
8. Kyrbatov V.I., Kurbatova O.V. Social projecting. Rostov-on-Don, Fenix, 2001. [in Russian]
9. Makarenko A.S. Lectures on education of children. Sel. Works, Vol. 7. M.: 1957 p. 361-367. [in Russian]
10. Makarenko A.S. The objective of education. Sel. Works, Vol. 7. M.: 1958 p. 345-347. [in Russian] m
11. Methodological guide in interactive methods of teaching Law at schools. M.: Izd. Dom. "Novyi uchebnik", 2002 [in Russian]
12. Morozova S.A. Teaching Law: an activity approach. Prepodavanie istorii v shkole. 1996. №4. P.75-76 [in Russian].
13. Pevtsova E.A. Educational law and the formation of student's legal awareness. M.: APKiPPRO, 2006 [in Russian]
14. Pevtsova E.A. Legal education in Russia: the formation of legal culture in modern society. M.: APK i PRO, 2002 [in Russian]
15. Problems of educating the young people. Chelyabinsk, Tsitsero, 2014. [in Russian]
16. Social pedagogy. M.: Vlados, 2000 [in Russian]
17. Khasanova S.A. Gender factors of socializing the deviant teenagers. Actualnyie problem vysshego pedagogicheskogo obrazovania. Part 2. Shadrinsk: ShGPI, 2006 , P. 116-120. [in Russian]
18. Shiro S.V. Forming Student's legal awareness when teaching humanity subjects. Author's transcript. Dis. ... Cand. Sci. (Eduaction), Volgograd, 2000 [in Russian]
About the author:
Kolsnichenko Tatiana Igorevna, senior investigator of the Investigation Department of the city of Osinniki Office of Investigation of the Investigative Committee of the Russian Federation in the Kemerovo Region (13, Str. Victory, Osinniki, Russia), Major of Justice, [email protected]
For citation: Kolesnichenko T.I. Education in legal culture for teenagers with deviant behavior // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 1. P. 136-144
о ^
x <D T S X
о <D
I-