Колесниченко Т.И.
Старший следователь следственного отдела по г.Осинники Следственного управления Следственного Комитета РФ по Кемеровской области, майор юстиции
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация
По результатам проведенных исследований установлены педагогические условия, принципы, формы и методы правового образования несовершеннолетних правонарушителей в специальных профессиональных училищах закрытого типа.
Ключевые слова: правовое образование, несовершеннолетние
правонарушители, специальные профессиональные училища закрытого типа
Keywords: legal education, juvenile offenders, special vocational schools closed
type
Одной из главных задач правового государства является воспитание нового поколения, для которого правовая культура - неотъемлемая часть его жизни. В связи с этим возникает необходимость совершенствования всей системы правового образования как решающего фактора формирования правосознания, повышения правовой культуры.
Одним из эффективных средств, способствующих развитию правовой культуры, является реализация программы воспитания правовой культуры детей и подростков с девиантным поведением специального профессионального училища № 1 закрытого типа г. Калтана (далее Калтанского спец. ПУ). Цель програмы - снизить уровень правонарушений и преступлений среди воспитанников спец. ПУ путем воспитания у них правовой культуры и формирования законопослушного поведения. Основными задачами являются: воспитание уважения к законам,
1
правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам; развитие интереса у воспитанников к правам человека; повышение качества образования в области прав человека и законопослушного поведения среди воспитанников; формирование навыков избирательного права; развитие творческого потенциала воспитанников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
Технология эффективного воспитания правовой культуры и формирования законопослушного поведения среди несовершеннолетних является сложным процессом, который следует рассматривать как систему, к структурным элементам которой относится: знание системы основных правовых предписаний; понимание принципов права; глубокое внутреннее уважение к праву, законам; законности и правопорядку; убежденность в необходимости их соблюдения, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения. На «выходе» такой системы должно быть достигнуто такое положение, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением.
Рассматривая разработанную нами программу формирования правовой культуры воспитанников, мы пришли к необходимости выявления
педагогических условий, обеспечивающих реализацию потенциала социообразовательной среды и содействующих эффективной реализации программы.
Категория «условие» является общенаучной. Под условиями в логике понимается «среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы и явления; то, от чего зависит другое» [6, с. 628].
При разработке комплекса условий реализации программы воспитания, мы учитывали ведущие идеи системно-деятельностного, аксиологического и личностно-культурологического подходов. Разработанный нами комплекс педагогических условий должен обеспечить реализацию программы посредством использования потенциала социообразовательной среды. Категория «условие» является общенаучной.
2
К педагогическим условиям успешного формирования правовой культуры несовершеннолетних правонарушителей мы относим: актуализацию правовых, социально-этических в процессе учебно-воспитательной деятельности; сетевое взаимодействие субъектов социообразовательной среды; построение педагогическое сопровождение процесса воспитания правовой культуры несовершеннолетних подростков.
Проблема влияния среды на развитие личности не нова для педагогики. Значение среды в воспитании признавали А.С. Макаренко, М.М. Пистрак, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский и др. Большой вклад в разработку теории педагогической среды внесли Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, М. Монтессори, Д. Дьюи, С.Т. Шацкий. В педагогике существует понятие «среда воспитания», под которым понимаются «материальные, духовные, общественные условия существования и деятельности воспитанника; объекты природы, культуры, взаимоотношения между людьми. Включает в себя среду класса, школы, семьи» [4, с. 322].
М.В. Циулина социообразовательную среду определяет «как среду, представляющую собой многомерное пространство направлений, реализующих социальные функции, включающую в себя образовательные учреждения и различные социальные институты и обеспечивающую социализацию личности» [3, с. 190]. Возможности - это векторы, направления среды, они безграничны, поскольку непрерывно пополняются социумом.
Можно выделить следующие направления деятельности: содержательное направление: разработка образовательных, воспитательных, психосоциальных технологий и методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения; организация работы кружка правовых знаний «Я и мои права»; развитие деятельности самоуправления; социально-педагогическое направление: система
просветительских и психолого-педагогических мероприятий, адресованных воспитанникам, родителям, педагогам; социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и
3
личностном развитии воспитанника; а также социокультурное, социальнопсихологическое, трудовое, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, направления кадрового обеспечения и педагогического управления и т.д.
Социообразовательная среда - достаточно широкое понятие, поэтому в своем исследовании мы ограничили объем рассмотрения среды территорией учреждения для детей и подростков с девиантным поведением. Отметим, что воспитательную среду спец.ПУ рассматриваем как часть социообразовательной среды, которая включает: социально-культурную, учебно-воспитательную,
учебно-производственную, режимные ограничения и др.
Для достижения желаемого результата были проведены исследования, по результатам которых разработана Программа воспитания правовой культуры и формирования законопослушного поведения среди несовершеннолетних, ядром которой является усвоение ими правовой информации в ходе различного рода учебных занятий (лекций, семинаров, практикумов и др.), что на практике показало свою малоэффективность. Важно отметить, что доминирующее большинство таких Программ предназначено для учащихся школ.
Программы по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения среди несовершеннолетних, направленных по решению суда за мелкие и средней тяжести преступления в специальные учебновоспитательные учреждения закрытого типа (далее по тексту спец.ПУ) к настоящему времени отсутствуют, а процесс правового воспитания в этих учреждениях производится так же как для учащихся школ в общем контексте учебно-воспитательной работы, что как это было ранее отмечено, является малоэффективным и приводит к частым рецидивам правонарушений и преступлений (-25%). Это обстоятельство создает необходимость в разработке и внедрении отдельной Программы, учитывающей особенности социальнокультурной среды учреждения и направленной на снижение уровня правонарушений и преступлений воспитанников спец. ПУ путем воспитания правовой культуры и формирования законопослушного поведения.
4
Программа воспитания правовой культуры и формирования законопослушного поведения среди воспитанников Калтанского спец. ПУ разработана в полном соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Федеральных Законов Российской Федерации, нормативно-правовыми документами Калтанского спец.ПУ. Содержание
программы актуализировано автором с учетом обновления российского законодательства и специфики региона.
Принципы реализации Программы: безусловное уважение личности подростка; защита прав и законных интересов обучающихся; защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации; взаимодействие различных заинтересованных служб (отдел МВД России по г. Калтану; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Калтанского городского округа; уголовноисполнительная инспекция № 45 г. Калтана; уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства воспитанников; прокуратура г. Осинники; Калтанский районный суд; Управление пенсионного фонда России в г.Калтане; городские и областные медицинские учреждения; городские и областные учреждения культуры и искусства, физической культуры и спорта и др.).
Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующие этапы: целенаправленное формирование правовых знаний; выработка правовых убеждений; формирование этико-правовых установок; воспитание правовых чувств; формирование опыта законопослушного поведения; формирование активной социально-правовой позиции.
Анализ состояния практики формирования правосознания позволяет сделать вывод о том, что учреждения подобного типа не в полной мере реализует свои потенциальные возможности. Широ С.В. рассматривает «правосознание как интегративное, устойчивое, личностное образование, которое включает: правовое знание, оценочное отношение к правовым фактам и событиям, правовую установку и выражается в сознательном, добровольном исполнении правовых предписаний» [9, с. 5]. На наш взгляд, развитие правового сознания и правовой культуры
5
несовершеннолетних будет эффективным, если у наших воспитанников будет сформирован практический интерес к праву. Мы разделяем позицию Г.Я. Гревцевой [2], считаем, что практико-ориентированный характер социально-правовых дисциплин содействует повышению интереса приобретенного опыта правотворческой деятельности в процессе разработки и реализации социальных проектов. Используя полученные практические базовые задания и навыки социальной практики, подростки будут расширять свое правосознание, укреплять правовую культуру.
Ролевые и деловые игры, исследовательские проекты,
психотехнические игры, работа с юридическими документами и различными источниками правовой информации поддерживают интерес к праву. Изучение каждого раздела сопровождается диагностикой результативности правовой образованности подростка, самостоятельной творческой деятельностью
учащихся. Использование активных методов позволяют педагогам, воспитателям подвигнуть подростка к сотрудничеству, общению, поиску истины. Интерактивные методы, подразумевающие активное взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса, позволяют ученикам обогащать собственный социальный опыт, моделировать различные социальные ситуации, доказывать свою точку зрения, аргументировать собственное мнение, развивать навыки проектной деятельности. Под социальным проектированием понимается деятельность: социально значимая, имеющая социальный эффект, результатом которой является создание реального «продукта», имеющего для воспитанника практическое значение и качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная учащимся; в ходе которой учащийся вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со «взрослой» культурой, с социумом, через которую формируются его социальные навыки [7].
В педагогический арсенал входят инновационные технологии: обучение с использованием конкретных учебных ситуаций, рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинги, технология развития критического мышления и др. Нельзя
6
не согласиться с мнением Е.С. Корольковой, которая считает, что критическое мышление - мышление теоретическое, проблемное, рефлексивное. Д. Клустер, например, выделяет в определении понятия «критическое мышление» 5 признаков: критическое мышление- мышление самостоятельное; информация не конечный пункт, а отправной; критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить; критическое мышление стремится к убедительной аргументации; критическое мышление- мышление социальное [5, с. 36]. В любом случае способность критически мыслить поможет подростку свободно адаптироваться в новой среде. Критически мыслящим человеком практически невозможно манипулировать. Несомненно, критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет сильными аргументами, он способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, силе традиции и мнению большинства. Критическое мышление есть социальное мышление. Соглашаясь с мнением И. Г. Агапова, считаем, «чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, учащиеся должны просеивать информацию и сами принимать решение о том, что для них важно, а что нет» [1, с. 9]. Какое отношение критическое мышление имеет к правовому образованию? Критическое мышление в повседневной жизни станет лучшей агитацией в пользу правового образования, которое базируется на единстве правовой и нравственной культуры. «Нравственные качества личности, справедливо утверждает Е.С. Королькова, не только подразумевают критическое мышление, но, по сути своей, свидетельствуют о наличии важных элементов правового сознания» [8, с. 135].
Воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, в образовательном учреждении, в духовном общении, в том числе и в общении со своими сверстниками, друзьями. Система правового образования может стать главным звеном в решении задач воспитания правовой культуры несовершеннолетнего подростка/
Литература:
7
1. Агапов И.Г. Учимся продуктивно мыслить./Библиотека ж. «Вестник образования»; 2001. №2. 48с.
2. Гревцева Г.Я. Гражданственность и гражданская культура - результат становления гражданского общества личности // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология, Культурология. Вып. 25. - 2012. - №18 (272). - С. 55-57.
3. Гревцева, Г.Я., Циулина М.В. Воспитание гражданина и патриота: теория и практика [Текст]: учебное пособие / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2014. - 277 с.
4. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
5. Клустер Д. Что такое критическое мышление / Перемена. Международный журнал о развитии критического мышления через чтение и письмо. 2001. №4. С. 36-40.
6. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник [Текст] / Н.И. Кондаков. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 1975. - 718 с.
7. Курбатов, В.И., Курбатова, О.В. Социальное проектирование [Текст]: учеб. пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 416 с.
8. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М.: Изд.дом. «Новый учебник», 2002. - с.135. (Серия «Организация правового образования»).
9. Широ С.В. Формирование у студентов правосознания в обучении гуманитарных дисциплин. Автореф. на соиск. к.п.н. Волгоград,2000.-С.5
8