Научная статья на тему 'ТИПОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТИПОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / СТАРШИЙ ШКОЛЬНИК / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ендовицкая Елена Анатольевна, Ермакова Ольга Евгеньевна

В статье обосновывается актуальность профилактики противоправного поведения и формирования правовой компетентности в подростковом и старшем школьником возрасте; анализируются работы современных авторов по обозначенной проблеме, на основе которых представлена структура правовой компетентности. Авторы характеризуют психологические особенности подростков и старших школьников, которые необходимо учитывать при организации работы по формированию правовой компетентности обучающихся этого возраста, рассматривают возможность формирования правовой компетентности подростков и старших школьников средствами дополнительного образовании. Применение активных форм и методов обучения выступает в качестве одного из условий, обеспечивающих эффективность данного процесса. Формирование правовой компетентности обучающихся в условиях дополнительного образования определяется как целенаправленный процесс, включающий когнитивный, мотивационно- ценностный и рефлексивно-деятельностный этапы. Представлены формы и методы, применяемые в ходе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) модифицированной программы объединения «Фемида» для обучающихся подросткового и старшего школьного возраста, показана их эффективность в работе по формированию правовой компетентности обучающихся в условиях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF FORMATION OF LEGAL COMPETENCY OF TEENAGERS AND SENIOR SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

The article substantiates topicality of the prevention of illegal behaviour and the formation of legal competency in adolescence and high school age; we analyse the works of modern authors on this problem, on the basis of which the structure of legal competency is presented. The authors characterise the psychological characteristics of adolescents and teenagers, which must be taken into account when organising work on the formation of legal competency of children of this age, we consider the possibility of forming the legal competency of adolescents and teenagers by means of additional education. The use of active forms and methods of teaching is one of the conditions that ensure the effectiveness of the process of forming the legal competency of adolescents and senior schoolchildren in the system of additional education. The formation of legal competency of pupils in the conditions of additional education is defined as a purposeful process that includes cognitive, motivational- value and reflexive-activity stages. The forms and methods used in the implementation of the additional general education (general development) in the modified programme of the association “Themis” for pupils of adolescent and high school age are presented, their effectiveness in the work on the formation of legal competency of pupils in the conditions of additional education is shown.

Текст научной работы на тему «ТИПОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 143-148. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 1, pp. 143-148. ISSN 2073-1426 Научная статья УДК 374

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-143-148

ТИПОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ендовицкая Елена Анатольевна, Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, Борисоглебск, Россия, endovitskaya_e_a@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2038-7129

Ермакова Ольга Евгеньевна, кандидат психологических наук, Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, Борисоглебск, Россия, ermakova@bsk.vsu.ru, https://orcid.org/0000-0001-7441-9427

Аннотация. В статье обосновывается актуальность профилактики противоправного поведения и формирования правовой компетентности в подростковом и старшем школьником возрасте; анализируются работы современных авторов по обозначенной проблеме, на основе которых представлена структура правовой компетентности. Авторы характеризуют психологические особенности подростков и старших школьников, которые необходимо учитывать при организации работы по формированию правовой компетентности обучающихся этого возраста, рассматривают возможность формирования правовой компетентности подростков и старших школьников средствами дополнительного образовании. Применение активных форм и методов обучения выступает в качестве одного из условий, обеспечивающих эффективность данного процесса. Формирование правовой компетентности обучающихся в условиях дополнительного образования определяется как целенаправленный процесс, включающий когнитивный, мотивационно-ценностный и рефлексивно-деятельностный этапы. Представлены формы и методы, применяемые в ходе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) модифицированной программы объединения «Фемида» для обучающихся подросткового и старшего школьного возраста, показана их эффективность в работе по формированию правовой компетентности обучающихся в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова: подросток, старший школьник, правовое воспитание, правовая компетентность, активные методы обучения, социально-правовой опыт

Для цитирования: Ендовицкая Е.А., Ермакова О.Е. Типология и методы формирования правовой компетентности подростков и старших школьников в условиях дополнительного образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 143-148. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-143-148

Research Article

FORMS AND METHODS OF FORMATION OF LEGAL COMPETENCY OF TEENAGERS AND SENIOR SCHOOLCHILDREN IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Elena A. Endovitskaya, Borisoglebsk Branch of Voronezh State University, Borisoglebsk, Russia, endovitskaya_e_a@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2038-7129

Olga E. Ermakova, Candidate of Psychological Sciences, Borisoglebsk Branch of Voronezh State University, Borisoglebsk, Russia, ermakova@bsk.vsu.ru, https://orcid.org/0000-0001-7441-9427

Abstract. The article substantiates topicality of the prevention of illegal behaviour and the formation of legal competency in adolescence and high school age; we analyse the works of modern authors on this problem, on the basis of which the structure of legal competency is presented. The authors characterise the psychological characteristics of adolescents and teenagers, which must be taken into account when organising work on the formation of legal competency of children of this age, we consider the possibility of forming the legal competency of adolescents and teenagers by means of additional education. The use of active forms and methods of teaching is one of the conditions that ensure the effectiveness of the process of forming the legal competency of adolescents and senior schoolchildren in the system of additional education. The formation of legal competency of pupils in the conditions of additional education is defined as a purposeful process that includes cognitive, motivational-value and reflexive-activity stages. The forms and methods used in the implementation of the additional general education (general development) in the modified programme of the association "Themis" for pupils of adolescent and high school age are presented, their effectiveness in the work on the formation of legal competency of pupils in the conditions of additional education is shown.

© Ендовицкая Е.А., Ермакова О.Е., 2021

Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 1 143

Keywords: teenager, senior school pupil, legal education, legal competency, active teaching methods, social and legal experience

For citation: Endovitskaya E.A., Ermakova O.E. Forms and methods of formation of legal competency of teenagers and senior schoolchildren in the conditions of additional education. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, №> 1, pp. 143-148 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-143-148

Современная образовательная политика Российской Федерации направлена на воспитание нравственно зрелой личности, способной занимать активную гражданскую позицию, жить в соответствии с нормами права. Однако произошедшие в последнее время в нашем обществе политические, социальные и экономические преобразования не могли не отразиться на духовно-нравственной сфере подрастающего поколения. Как следствие в молодежной среде отмечается девальвация нравственных ценностей, снижение регулирующей функции моральных норм и рост преступности. Из-за сложной социально-экономической обстановки у определенной части молодежи возникают чувства безысходности, утраты жизненной перспективы, отчаяния.

Детская преступность, несущая в себе серьёзную угрозу для здоровья, безопасности, жизни людей, в настоящее время представляет реальную проблему. Отмечается не только рост преступности среди детей, но и ужесточение и омоложение правонарушителей, увеличение среди них числа лиц женского пола. Современное общество всё чаще сталкивается с явлениями экстремизма и киберэк-стремизма в молодёжной среде, фактами привлечения детей и подростков к террористической деятельности, а также к участию в незаконных акциях. Так, по данным СМИ, на акциях протеста, прокатившихся по многим городам России 23 января 2021 года, правоохранительными органами было задержало около 300 несовершеннолетних.

Как показывает практика, причинами правонарушений и противоправных действий, совершаемых подростками и старшими школьниками, являются отсутствие или недостаток знаний об административной и уголовной ответственности и опыта в сфере социально-правовых отношений.

Специфика профилактики противоправного поведения несовершеннолетних заключается в том, что она не может осуществляться только лишь мерами правового регулирования. Своевременная профилактика должна создавать условия для правового воспитания несовершеннолетних, результатом которого является формирование у них правовой компетентности. Особое внимание при этом, на наш взгляд, следует уделять подросткам и старшим школьникам.

Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этом возрасте закладываются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходят значительные изменения в самосознании, возникает

стремление ощутить себя и стать взрослым. В данный период начинает формироваться критическое отношение к себе и своим поступкам, возникает ответственность перед другими людьми за последствия совершаемых действий и поступков.

Необходимость организации работы по формированию правовой компетентности в подростковом и старшем возрасте обусловлена, прежде всего, физической, умственной и социальной незрелостью несовершеннолетних. По сравнению с подростками старшие школьники представляют собой в целом уже сформированные личности, однако их ценностные ориентации остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям.

Следует отметить, что и у подростков, и у старших школьников небогат жизненный опыт, окончательно не сформированы представления о морально-этических ценностях. Представители этой возрастной группы наиболее подвержены негативному информационно-психологическому воздействию, к которому зачастую прибегают лица экстремистской направленности и организаторы незаконных протестных акций. Ситуация осложняется, если в семье подростков и старших школьников отсутствует должное воспитание, и они, не имея достаточного жизненного опыта, становятся на путь противоправного поведения. Поэтому среди путей решения данной проблемы можно выделить психолого-педагогические меры по правовому воспитанию подростков и старших школьников, пропаганде правовых знаний, развитию ответственности за свои поступки, готовности дать оценку поведения других людей с точки зрения правовых норм. Т.В. Балуева в качестве мер профилактики противоправного поведения подростков предлагает организацию досуга, создание кружков и секций в целях вовлечения их в общественно-полезные занятия [Балуева: 41].

Различные подходы к вопросу определения правовой компетентности содержатся в педагогических исследованиях А.С. Аникиной, И.К. Денисенко, А.В. Коротун, С.А. Куприяновой, О.Ю. Назаровой, С.А. Рудых, Н.Н. Сапрыкиной, Н.М. Шибановой и др. В рамках нашего исследования будем придерживаться следующего определения: правовая компетентность - это «система правовых знаний, позволяющая ориентироваться в правовом поле, способность человека оптимально использовать эти знания, а также собственный внутренний потенциал (убеждения) для наиболее эффективного взаимодействия человека с обществом и правом» [Ен-довицкая: 126].

Типология и методы формирования правовой компетентности подростков и старших школьников..,

В научной педагогической литературе нет однозначного мнения относительно структуры правовой компетентности. Так, М.Г. Даудов отмечает следующие структурные компоненты правовой компетентности: мотивационно-ценностный, когнитивный и практический [Даудов: 10]. Д.А. Микаилов в структуре правовой компетентности выделяет следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, деятель-ностный и рефлексивный [Микаилов: 10]. Структура правовой компетентности, по мнению В.В. Завражи-на, содержит когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты [Завражин: 395]. В структуре правовой компетентности нами выделяются следующие компоненты: мотивационный, личностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, оценочный [Ендовицкая: 127].

А.А. Черемисиной были выявлены особенности процесса формирования правовой компетентности старших школьников, обусловленные спецификой возрастного развития. Среди возрастных закономерностей отмечается включение обучающихся в различные виды деятельности: учебную, внеурочную, общение со сверстниками, стимулирующее познание, установление неформальных отношений, развитие потребностей в социально-правовой деятельности [Черемисина: 7].

И.Я. Эльмурзаев подчёркивает необходимость учёта возрастных особенностей подростков и старших школьников при организации работы по правовому воспитанию. В подростковом возрасте, когда закладывается базис правового самосознания, педагог должен делать акцент на формировании у обучающихся уважительного отношения к закону, привычки соблюдать нормы права. В старшем школьном возрасте, когда происходит переход от самосознания своей личности к самоутверждению, целью правового воспитания должно выступать формирование правовых убеждений [Эльмурзаев: 124].

Большую роль в формировании правовой компетентности подростков и старших школьников играет семья и другие социальные институты: средства массовой информации, общественные организации, правоохранительные органы, учреждения социальной защиты населения. Однако основным социальным институтом формирования правовой компетентности обучающихся выступают общеобразовательные организации. При всей значимости изучения учебной дисциплины «Обществознание» и проведения внеурочных мероприятий по праву в школе необходимо отметить, что одной этой дисциплины недостаточно для формирования правовой компетентности подростков и старших школьников. Кроме того, её изучение способствует, прежде всего, формированию когнитивного компонента правовой компетентности и в меньшей степени - формированию мотивацион-ного, деятельностного, рефлексивного и оценочного компонентов.

На современном этапе развития системы образования деятельность организаций дополнительно-

го образования в решении проблемы формирования правовой компетентности подростков и старших школьников приобретает особый смысл, так как именно в дополнительном образовании для обучающихся создаются возможности для того, чтобы стать активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию умения применять правовые знания на практике, строить своё поведение в соответствии с правовыми нормами, проявлять правовую активность в различных сферах деятельности. И большую роль в этом процессе играют педагоги, имеющие опыт работы в правоохранительных органах.

Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что проблема формирования правовой компетентности подростков и старших школьников в условиях дополнительного образования пока не получила целостного исследования. На наш взгляд, формирование правовой компетентности подростков и старших школьников в условиях дополнительного образования возможно через специальную организацию образовательного процесса. Поэтому особого рассмотрения требуют педагогические условия, основополагающие принципы, а также формы и методы, обеспечивающие эффективность её формирования в условиях дополнительного образования.

В ходе теоретического анализа в качестве одного из условий, обеспечивающих эффективность процесса формирование правовой компетентности подростков и старших школьников в условиях дополнительного образования, нами выделяется применение активных форм и методов обучения. Как указывает Е.М. Хохлова, использование активных методов обучения «формирует творческий подход к пониманию права, развивает самостоятельность мышления и умение принимать оптимальные правовые решения в сложных правовых ситуациях» [Хохлова: 89]. Д.А. Микаилов также отмечает эффективность активных форм и методов обучения в работе по формированию правовой компетентности у студентов. Автор для усвоения правовых знаний, умений и навыков предлагает применять следующие активные методы: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, социально-психологический тренинг, деловые и ролевые игры и др. [Ми-каилов:15]. О.А. Лукаш экспериментально доказала эффективность таких активных методов обучения, как ролевые игры, метод мозгового штурма, дискуссии, метод конкретной ситуации в работе по формированию правовой компетентности студентов колледжа [Лукаш: 19].

Исходя из предлагаемой нами структуры, были выделены следующие взаимосвязанные этапы процесса формирования правовой компетентности подростков и старших школьников в условиях дополнительного образования: когнитивный, мотива-ционно-ценностный и рефлексивно-деятельностный.

Целью когнитивного этапа является расширение объёма правовых знаний, а также готовность и способность к овладению этими знаниями.

Мотивационно-ценностный этап направлен на формирование у обучающихся ценностного отношения к праву, позитивных правовых установок, а также мотивации на законопослушное, правомерное поведение.

Рефлексивно-деятельностный этап предполагает приобретение и расширение социально-правового опыта, контроль и оценку своего поведения и поведения других людей с позиции правовых норм.

С целью формирования правовой компетентности была разработана и апробирована дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) модифицированная программа объединения «Фемида», предназначенная для обучающихся подросткового и старшего школьного возраста. Данная программа реализовывалась на базе МКУДО «ЦВР», г. Поворино Воронежской области. Остановимся подробнее на рассмотрении форм и методов обучения, применяемых нами в процессе реализации этой программы.

Занятия, предусмотренные дополнительной об-щеразвивающей программой, включают в себя теоретическую и практическую части. Изложение нового материала строится на объяснительно-иллюстративных, дискуссионных и игровых методах. Освоение учебного материала программы в основном происходит в процессе практической деятельности, непосредственных встреч с сотрудниками силовых структур и системы правосудия, экскурсий, так как ценность теоретических знаний осознается лишь через применение их на практике.

Лекционные занятия ориентированы на расширение имеющихся у подростков и старших школьников знаний в области государства и права, повышение уровня их осведомленности в области права, формирование у них готовности к овладению этими знаниями. На практических занятиях с подростками и старшими школьниками проводятся беседы, организуются встречи с сотрудниками силовых структур и системы правосудия.

При проведении занятий мы отдавали предпочтение использованию активных и интерактивных форм и методов обучения, построенных на диалоге, в ходе которого формируется позитивное, ценностное отношение к правовым явлениям, обогащается социально-правовой опыт обучающихся при их активном участии.

В качестве приоритетного средства реализации когнитивного этапа формирования правовой компетентности подростков и старших школьников мы выбрали дискуссию, также мы использовали диалог, беседу. Применение на практических занятиях таких методов интерактивной технологии, как дискуссия, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, кейс-стади (анализ конкретных ситуаций), моральная дилемма, обеспечивает реализацию мотиваци-

онно-ценностного и рефлексивно-деятельностно-го этапов формирования правовой компетентности подростков и старших школьников.

Решение проблемных ситуаций способствует развитию у подростков и старших подростков способности выбирать средства и способы правомерного поведения, адекватного обстоятельствам. Так, анализ ситуаций правовой направленности позволяет обучающимся смоделировать соответствующие формы правомерного поведения, спрогнозировать возможные последствия противоправного поведения. При моделировании ситуаций правовой направленности целенаправленно создаются условия, требующие от подростков и старших школьников умения применять полученные знания на практике. Возникающие у обучающихся в процессе анализа конкретных ситуаций сложности способствуют осознанию необходимости пополнения имеющихся правовых знаний, умений и навыков, укрепления правовой позиции, расширения социально-правового опыта.

Эффективным методом формирования социально-правового опыта, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам является моральная дилемма. Моральная дилемма - это метод обучения, направленный на разрешение ситуации, ставящий обучающегося в условия нравственного выбора. Рассматривая ситуацию, обучающийся всесторонне её исследует: оценивает нравственную и правовую составляющие, прогнозирует возможные последствия; затем он осуществляет выбор, приняв ответственное решение, опираясь на правовые нормы. При этом важно, чтобы обсуждаемые с подростками и старшими школьниками моральные дилеммы содержали нравственные проблемы, максимально приближенные к реальной жизни и значимые для обучающихся данного возраста.

Игровое моделирование является универсальным средством воспроизведения правовой ситуации, обеспечивающим принятие обоснованных решений в заданных условиях и овладение обучающимися умением применять полученные знания на практике.

Деловые и ролевые игры правовой направленности способствуют развитию и закреплению у обучающихся умения оперировать правовыми знаниями, принимать верные решения и строить своё поведение, исходя из правовых норм. Г. С. Уразакова, рассматривая деловую игру как эффективное средство формирования правовой компетентности подростков, отмечает такую её особенность, как возможность смоделировать правомерное поведение в сложившемся проблемном вопросе [Уразакова: 198].

В ходе проведения деловых и ролевых игр («Суд идёт», «Права ребёнка» и др.) обучающиеся приобретают умения аргументированно доказывать свою точку зрения, исходя из заданной роли (судьи, адвоката, сторон и других участников). Обмен ролями по ходу игры способствует критическому восприятию участниками ситуаций правового характера

Типология и методы формирования правовой компетентности подростков и старших школьников..

и приобретению социально-правового опыта. Деловые и ролевые игры также направлены на развитие у подростков и старших школьников таких коммуникативных и социальных качеств, как способности убеждать оппонентов, строить своё поведение в соответствии с установленными в обществе правовыми нормами и законами.

Социально-правовой опыт подростки и старшие школьники приобретают в процессе ролевого проигрывания ситуаций, которое способствует не только актуализации имеющихся у обучающихся правовых знаний, но и формированию навыков оценивания поведения других людей с точки зрения норм права.

Реализация цели рефлексивно-деятельностного этапа формирования правовой компетентности подростков и старших школьников обеспечивалась также их участием в коллективно-творческих делах, социальных проектах, что содействует активизации их субъектной позиции, приобретению опыта правового взаимодействия с социумом. Подростки и старшие школьники приобретают умение осуществлять сознательный контроль своей деятельности в соответствии с нормами права, а также самооценку и критическое осмысление её результатов.

На рефлексивно-деятельностном этапе формирования правовой компетентности нам представляется целесообразным привлечение подростков и старших школьников к участию в волонтёрской (добровольческой) деятельности. Возможность использования данной формы работы с подростками и старшими школьниками обусловлена такими их возрастными особенностями, как желание «экспериментировать», стремление к неизвестному, необычному, рискованному. Как отмечает Л.Е. Сикорская, участие молодых людей в добровольческой деятельности не только позволяет реализовать возрастные потребности, но и даёт возможность приобрести социальный опыт [Сикорская: 7].

Опытно-экспериментальная работа показала эффективность апробированной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Фемида» в решении проблемы формирования правовой компетентности подростков и старших школьников.

Таким образом, формирование правовой компетентности подростков и старших школьников - это сложный и длительный процесс, в который вовлечены все социальные институты. Формирование правовой компетентности подростков и старших школьников в условиях дополнительного образования возможно через специальную организацию образовательного процесса. Эффективными методами формирования правовой компетентности обучающихся в совокупности её структурных компонентов выступают методы интерактивной технологии.

Список литературы

Балуева Т.В. Проблемы правового сознания и воспитания подростков // Новая наука и фор-

мирование интегративно-целостного мышления / под ред. С.В. Кузьмина. Казань: ИП С.В. Кузьмин, 2017. С. 38-42.

Даудов М.Г. Формирование правовой компетентности студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2017. 22 с.

Ендовицкая Е.А. К проблеме формирования правовой компетентности у подростков и старших школьников в системе дополнительного образования // Вестник научной сессии факультета философии и психологии / под. ред. Ю.А. Бубнова. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2020. Вып. 20. С. 125-131.

Завражин В.В. Правовая компетентность детей и молодежи: сравнительный анализ // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4 (49). С. 395-400.

Лукаш О.А. Формирование правовой компетентности студентов колледжа культуры в процессе подготовки к профессиональной деятельности: автореф. дис ... канд. пед. наук. Тула, 2013. 24 с.

Микаилов Д.А. Педагогические условия формирования правовой компетентности будущего бакалавра педагогического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2019. 24 с.

Сикорская Л.Е. Добровольческая деятельность как показатель социального благополучия современного общества // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 1. С. 6-10.

Сыпачева Г.Ш. Формирование правовой компетентности студентов педагогических направлений на интерактивной основе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2015. 25 с.

Уразакова Г.С. Деловая игра как способ формирования правовой компетентности подростков // Перекрестки истории. Актуальные проблемы исторической науки: материалы XV Междунар. науч. конф. 2019. С. 197-198.

Хохлова Е.М. Преподавание дисциплин «право» и «правоведение» с применением традиционных и инновационных методов обучения // Социально-политические науки. 2017. № 1. С. 88-90.

Черемисина А.А. Формирование правовой компетентности старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2000. 22 с.

Эльмурзаев И.Я. Правовое воспитание школьников в процессе учебной деятельности // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2018. Т. 19. № 2 (22). С. 119-131.

References

Balueva T.V. Problemy pravovogo soznaniia i vos-pitaniia podrostkov [Problems of legal consciousness and education of adolescents]. Novaia nauka i formi-rovanie integrativno-tselostnogo myshleniia [New science and the formation of integrative holistic thinking], ed. by S.V. Kuz'mina. Kazan, IP S.V. Kuz'min Publ., 2017, pp. 38-42. (In Russ.)

Daudov M.G. Formirovanie pravovoi kompetent-nosti studentovpedagogicheskogo vuza [The formation of the legal competence of students of pedagogical universities]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Makhachkala, 2017, 22 p. (In Russ.)

Endovitskaia E.A. K probleme formirovaniia pravovoi kompetentnosti u podrostkov i starshikh shkol'nikov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniia [On the problem of formation of legal competence in adolescents and high school students in the system of additional education]. Vestnik nauchnoi sessii fakul'teta filosofii i psikhologii [Bulletin of the scientific session of the Faculty of Philosophy and Psychology], ed. by. Iu.A. Bubnova. Voronezh, Izdatel'skii dom VGU Publ., 2020, vol. 20, pp. 125-131. (In Russ.)

Zavrazhin V.V. Pravovaia kompetentnost' detei i molodezhi: sravnitel'nyi analiz [Legal competence of children and young people: comparative analysis]. Biz-nes. Obrazovanie. Pravo [Business. Education. Right], 2019, № 4 (49), pp. 395-400. (In Russ.)

Lukash O.A. Formirovanie pravovoi kompetentnosti studentov kolledzha kul'tury v protsesse podgotov-ki kprofessional'noi deiatel'nosti: avtoref. dis ... kand. ped. nauk [Formation of legal competence of students of the College of Culture in the process of preparation for professional activity]. Tula, 2013, 24 p. (In Russ.)

Mikailov D.A. Pedagogicheskie usloviia formirovaniia pravovoi kompetentnosti budushchego baka-lavra pedagogicheskogo obrazovaniia: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the formation of the legal competence of the future Bachelor of pedagogical Education]. Makhachkala, 2019, 24 p. (In Russ.)

Sikorskaia L.E. Dobrovol'cheskaia deiatel'nost'kak pokazatel' sotsial'nogo blagopoluchiia sovremennogo obshchestva [Voluntary activity as an indicator of the social well-being of modern society]. Vestnik Kostrom-skogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekra-sova. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsial'naia rabota. Iuvenologiia. Sotsiokinetika [Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekra-sov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Ju-

venile science. Sociogenetic], 2015, T. 21, № 1, pp. 6-10. (In Russ.)

Sypacheva G.Sh. Formirovanie pravovoi kompetentnosti studentov pedagogicheskikh napravlenii na in-teraktivnoi osnove: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of legal competence of students of pedagogical directions on an interactive basis]. Nizhny Novgorod, 2015, 25 p. (In Russ.)

Urazakova G.S. Delovaia igra kak sposob formirovaniia pravovoi kompetentnosti podrostkov [Business game as a way of forming legal competence of teenagers]. Perekrestki istorii. Aktual'nye problemy istori-cheskoi nauki. Materialy XVMezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Crossroads of history. Actual problems of historical science: malzemeler XV uluslararasi bilimsel konferans], 2019, pp. 197-198. (In Russ.)

Khokhlova E.M. Prepodavanie distsiplin «pravo» i «pravovedenie» s primeneniem traditsionnykh i inno-vatsionnykh metodov obucheniia [Teaching the disciplines of "Law" and "Jurisprudence" using traditional and innovative teaching methods]. Sotsial'no-politi-cheskie nauk [Social and political sciences], 2017, № 1, pp. 88-90. (In Russ.)

Cheremisina A.A. Formirovanie pravovoi kompetentnosti starshikh shkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The formation of the legal competence of senior pupils]. Orenburg, 2000, 22 p. (In Russ.)

El'murzaev I.Ia. Pravovoe vospitanie shkol'nikov v protsesse uchebnoi deiatel'nosti [Legal education of schoolchildren in the course of educational activities]. Izvestiia Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [Proceedings of the Chechen State Pedagogical Institute], 2018, vol. 19, № 2 (22), pp. 119-131. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 04.12.2020; одобрена после рецензирования 13.01.2021; принята к публикации 26.02.2021.

The article was submitted 04.12.2020; approved after reviewing 13.01.2021; accepted for publication 26.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.