УДК 340:378.01
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА*
Муртазалиев А.М., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,
Мирзаев М.А., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,
В статье рассматривается проблема развития актуального профессионально-личностного качества будущего бакалавра - его правовая компетентность - на основании "Закона об образовании в РФ". Так как правовая компетентность педагога выступает качеством субъекта, обеспечивающим регулирование образовательных отношений на основе правовых норм, ее формирование начинается с усвоения основных правовых норм, отраженных в учебно-правовых дисциплинах. Целью статьи является определение путей и средств формирования правовой компетентности в системе высшего и дополнительного профессионального образования. Анализируется сущность формирования правовой компетентности личности, реализуемого под влиянием различных факторов, включающих не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, носящие непреднамеренный характер воздействия на сознание личности. Обосновываются методологические подходы: компетентностный (базовый), прогностический и контекстный (дополняющие). Представлены условия развития данной компетентности в вузе. В основе идеи авторов лежит применение проблемных ситуаций как развивающего педагогического средства, что и составляет новизну работы. Делается вывод о том, что изучение процессов развития правовой компетентности будущего бакалавра и решение этой проблемы станет предпосылкой повышения качества педагогического образования, реализации подлинно демократических правовых основ образовательных отношений.
Ключевые слова: проблемная ситуация, правовая компетентность, развитие образования, педагог, бакалавр, Закон об образовании в РФ.
DOI: 10.21779/2224-0241-2016-19-3-13-17
UDC 340:378.01
LEGAL COMPETENCE OF A FUTURE PEDAGOGUE *
Murtazaliev A^., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected] Mirzayev M.A., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
This article deals with the problem of development of contemporary professional and personal qualities of the future Bachelor's degree-its legal competence - based on of the Education Act. Since the legal competence of the teacher stands by the quality of the subject providing regulation of educational relations on the basis of legal rules, its formation begins with the assimilation of basic legal norms, reflected in the educational and legal disciplines. The aim of this paper is to identify ways and means to establish a legal competence in higher and additional vocational education. Analyses the essence of legal competence, personality, which is influenced by various factors, including not only the process of legal education of the individual, but also other processes that are unintentional impact on the consciousness of the individual. Methodological approaches are justified: competence (base), prognostic and contextual (complementary). Presented the development conditions of competence at the University. The idea of the authors lies the application of problematic situations as developing pedagogical tools, which is the novelty of the work. Concludes that the study of the processes of development of legal competence of future Bachelor and the solution to this problem will be a prerequisite for improving the quality of teacher education, implementation of the truly democratic legal bases of educational relations.
Key words: problem situation, legal competence, education, teacher, Bachelor of Education Act in Russian Federation.
DOI: 10.21779/2224-0241-2016-19-3-13-17
* Статья подготовлена в рамках проекта №16-13-05003 «Правовая компетентность работников образования» (региональный конкурс «Северный Кавказ: традиции и современность» 2016 - Республика Дагестан).
The article was prepared within the project No. 16-13-05003 "The Legal competence of educators" (regional competition "the North Caucasus: traditions and modernity" 2016 - Republic of Dagestan).
Правовая компетентность специалистов сегодня приобрела актуальность в силу определенных изменений, происходящих в России. Демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека актуализируют проблему готовности будущего специалиста к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической и культурной жизни. Данные тенденции развития требуют переосмысления целей и результатов образования [1, с. 203].
При исследовании проблемных вопросов развития образования в Российской Федерации необходимо руководствоваться, в первую очередь, Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Основные идеи закона определяют новый правовой статус педагогического работника, характеризующий «...совокупность прав и свобод, гарантированных государством, в том числе академических свобод, трудовых и социальных прав и гарантий, а также ограничений, обязанностей и ответственности, установленных законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации» [2, с. 3]. На наш взгляд, «степень осознания и принятия этого почётного и ответственного статуса, степень соответствия ему процесса и результата педагогической деятельности, очевидно, и будут в ближайшем будущем определять уровень развития правовой компетентности педагога» [3].
Что же такое правовая компетентность? По мнению ряда ученых, правовая компетентность -это «системно-личностное качество специалиста сферы образования, отражающее единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности реализовать правовые нормы при решении вариативных задач в сфере профессиональной деятельности, осуществлять правовое воспитание и защиту детей» [4, с. 25]. Другие считают, что правовая компетентность - это «составляющая профессиональной компетентности, определяющая правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности, которая является характеристикой, отражающей способность решать социально-правовые проблемы субъектов образовательного процесса на основе ценностей, знаний, опыта деятельности, в соответствии с этическими принципами, приоритетом прав человека, социальными стандартами, профессиональными обязанностями будущего педагога, нормативными рамками деятельности» [5, с. 246]. Третьи под правовой компетентностью понимают «интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в правовой области знаний; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения» [6, с. 97]. С нашей точки зрения, правовая компетентность - это результат овладения правовыми компетенциями, который включает
и знание права, и практические умения как опыт правоприменения в профессиональной деятельности.
Надо подчеркнуть, что к современному педагогу предъявляются требования «сформирован-ности ключевых компетенций для эффективного осуществления учебного процесса, организации результативного взаимодействия с участниками образовательных отношений, успешного управления своей педагогической деятельностью». Поэтому принципиально важным аспектом компетентности педагога современного типа является представление о нормативно-правовом обеспечении учебно-воспитательного процесса вуза, содержании правового регулирования системы образования [7]. В настоящее время правовая компетентность педагога определяется Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией прав защиты ребенка, Национальной доктриной образования РФ, Федеральным законом «Об образовании в РФ», а также целым рядом документов регионального, муниципального уровня и локальными нормативными актами. Базовыми и концептуальными положениями указанных выше документов определяется необходимость овладения педагогами специальными компетенциями, которые обеспечивают качество образования и сопровождения различных категорий детей [8, с. 70] . Вместе с тем, их применение в образовательной практике является проблемным, потому что обуславливается субъективным выбором, личной оценкой и собственным поступком, совершаемым каждый педагогом как основным участником образовательного процесса.
Сегодня на повестке дня стоит вопрос о необходимости «опережающего» развития правовой компетентности, о методах и технологиях, освоив которые педагог сможет и в новых условиях самостоятельно добиться правомерности и корректности образовательных отношений. Надо отметить, что при всех положительных моментах подготовки будущего педагога, следует отметить и негативные моменты. Значительным препятствием к изменению образовательных отношений является, в первую очередь, недостаточная готовность педагога к профессиональному росту, однако проблема гораздо серьезнее. Из анализа материалов СМИ можно сказать об увеличении числа конфликтных ситуаций в образовательной среде, растущем недовольстве родительского сообщества состоянием высшего образования, напряженном эмоциональном климате. Причины этих негативных тенденций разнообразны и лежат как в области образовательных отношений, так и за ее пределами. Считаем, что одной из причин является отставание динамики развития правовой компетентности педагогического работника от скорости изменения образовательных отношений. Результат стагнации в развитии правовой компетентности определяется тем, что педагоги, как правило, не знают содержания новых государственных актов в сфере образования, решают проблемные вопросы в образовательной сфере на основе интуиции или устаревших правовых
норм, не владеют умением предотвращения правонарушений и конфликтных ситуаций в системе образования, не учитывают изменения факторов социально-экономического характера, не осознают риска поступков участников образовательного процесса [9, с. 170]. Насколько значимыми можно считать эти тенденции? В этом смысле показательными следует считать результаты исследований ассоциативных реакций 11000 студентов с 1-го по 3-й курс российских вузов, рассмотренные Н.Ю. Русовой [10, с. 110]. Выпускниками школ демонстрируется поток отрицательных откликов на слово «учитель»: «18,6 % отрицательных против 14,7 % позитивных. Реакция «учитель» появилась в ответ на 21,7 % негативно окрашенных вербальных стимулов (против 12,1 % положительно окрашенных), а реакция «учительница» возникла уже на 63,6% негативных (против 18,2 % позитивных) вербальных стимулов». Несомненна потребность в изменении таких отношений. С выходом на рынок образовательных услуг педагогических работников со степенью «бакалавр» особая актуальность придается вопросу о развитии правовой компетентности педагога. В частности, согласно данным исследований журнала «Обучение и карьера» [11] более 80 % экспертов полагают, что бакалавриат - это неполное высшее образование. Однако в Европе он является полноценным высшим образованием. Специалистами по трудоустройству востребованность бакалавров работодателями оценивается как высокая (46 % прогнозируют 75 % трудоустройство). Но 18 % респондентов считают, что только 10% выпускников с таким дипломом быстро найдут место. Такие же выводы мы видим в «Учительской газете»: большинство руководителей (90 %) школ столицы предпочитают взять на работу специалистов (60 %) или магистров (30 %). Из всех возможных претендентов сознательно выбрали бы бакалавра лишь 3 % опрошенных [12]. Видимо, правовой статус бакалавра, круг его должностных обязанностей в некоторых случаях непонятен работодателю, коллегам и выпускнику вуза.
Специфика предмета настоящей статьи определяет использование в качестве методологии компетентностного подхода и дополняющих его контекстного и прогностического подходов.
Особенностью использования контекстного подхода в этом случае является идентичность образовательной среды (где обучается будущий бакалавр) и профессиональной среды, где будет работать бакалавр. Как считают Л.З. Кувандыкова и И.Д. Белоновская, с которыми мы солидарны, «необходимо рассматривать целостный процесс подготовки будущего бакалавра к решению правовых задач в образовательных отношениях, интегрируя этап формирования правовой компетентности и преемственный этап ее развития, что в наибольшей степени отвечает прогностическому подходу в бакалавриате» [3, с. 4].
Уточнение понятийно-терминологического аппарата исследования предполагает генезис таких понятий, как образовательные отношения, право-
вой статус педагога, правовая компетентность и развитие правовой компетентности бакалавра.
На основе компетентностного подхода (А.П. Тряпицына, А.В. Кирьякова) правовая компетентность бакалавра педагогики определяется «как его интегративное профессионально-личностное качество, характеризующее готовность к решению профессиональных задач педагогической деятельности в соответствии с требованиями закона, ответственным отношением будущего бакалавра к взаимодействию с участниками образовательного процесса на основе правовых норм».
В структуре правовой компетенции И. Д. Белоновская и Е.О Филиппова выделяют четыре компонента: мотивационный, когнитивный, операциональный, статусный [13, с. 163]. Другие ученые, например, Д. А. Микаилов, выделяют три основных компонента: когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий [14, с. 130]. Когнитивный компонент представляет собой «систему правовых знаний, юридической информации. Применительно к правовой компетенции этот компонент включает такие правовые знания, как: знания основных положений теории права; знания законов страны, своих прав и обязанностей, свободы и ответственности; знания различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного) как гарантов обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации; знания правовых основ профессиональной деятельности; знания прав и обязанностей работников, основных юридических механизмов их обеспечения». Мотивацион-но-ценностный компонент - это «превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения; включает в себя отношение к праву как к ценности, уважение к закону, позитивные правовые установки, ориентацию на законопослушное, правомерное поведение». Поведенческий компонент предполагает «готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т. е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения» [14, с. 131].
Выбирая методы и средства, способствующие развитию правовой компетентности бакалавра педагогики, надо учитывать, что в педагогическом образовании эффективно реализуются разные учебные педагогические ситуации, которые, как представляется, нужно применять и для развития правовой компетентности. В таком случае, в соответствии с контекстным подходом, содержание образования должно носить «проблемный профессионально-ориентированный характер, связанный с педагогическими и правовыми аспектами образовательных отношений».
Исследования ученых подтвердили, что тип реализуемых в учебном процессе профессионально-ориентированных проблемных ситуаций должен соответствовать этапам развития компонентов
ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 19. 2016. № 3.
компетентности [13, с. 165]. Учитывая выделение этапов формирования и развития правовой компетентности, можно сказать, что «типология проблемных ситуаций включает актуальные и перспективные проблемные ситуации. Актуальные проблемные ситуации создают условия формирования правовых компетенций, необходимых в процессе обучения будущего бакалавра на основе моделирования различных обстоятельств вузовской жизни. В свою очередь, перспективные проблемные ситуации обеспечивают развитие правовых компетенций будущей профессиональной деятельностью педагога, взаимодействия педагога и других участников образовательного процесса (учащихся, их родителей, коллег, руководства). Перспективные проблемные ситуации формируют определенный ресурс прогностических методик, который позволяет в будущем действовать адекватно правовой ситуации» [14, с. 165].
В педагогическую модель развития правовой компетентности бакалавра педагогики включены цели, задачи, методологические подходы, принципы их реализации, организационно-педагогические условия, этапы процесса развития, обеспечивавшие его методику и технологию, це-ночные средства и результат процесса.
К организационно-педагогическим условиям следует относить такие позиции: процесс развития правовой компетентности будущего бакалавра педагогики направлен на освоение актуальных и перспективных компетенций в системе образовательных отношений; в учебном процессе используется комплекс профессионально-ориентированных проблемных ситуаций, различавшихся по проблем-ности, «содержательной направленности, средствам реализации и виду самостоятельной деятельности бакалавра; осуществлять проектирование правовых ситуаций, определяющих профессиональный контекст правового образования студентов на основе интеграции содержания дисциплин базовых и вариативных частей учебных планов подготовки будущего бакалавра педагогики, ресурсов Центра
образовательного законодательства и правовых Интернет-ресурсов» [3, с. 6].
В методику развития правовой компетентности входит комплексное освоение правовых компетенций путем реализации профессионально-ориентированных проблемных ситуаций. В качестве средств реализации комплекса проблемных ситуаций служат «самостоятельный информационный поиск правовой информации, мини-кейсы, профессионально-ориентированные диалоги, деловые игры, сетевые интернет-взаимодействия, технология адаптивного проектирования» [15, с. 192]. Следует подчеркнуть, что в связи с внедрением результатов исследования в практику педагогического образования может снизиться острота противоречий в развивающемся демократическом обществе, что, в свою очередь, будет способствовать снижению уровня криминогенности в образовании, степени рисков конфликтных ситуаций, повышению правовой культуры молодежи.
Следовательно, изучение процессов развития правовой компетентности бакалавра - это важная и современная проблема профессионального образования; предполагающая универсальные научно-исследовательские процедуры. Ее решение станет предпосылкой повышения качества педагогического образования, реализации подлинно демократических правовых основ образовательных отношений. Процесс развития интенсифицируется при реализации в учебном процессе, самостоятельной работе и педагогической практике бакалавров проблемных ситуаций актуального и перспективного характера.
В заключение надо отметить, что при подготовке педагога и его адаптации в образовательном учреждении правовая компетентность как ин-тегративное качество субъекта формируется как результат осуществления комплекса мер в образовательной сфере: аттестации, повышении квалификации и переподготовки, каждый из которых имеет свои особенности.
Литература
1. Абдуразакова Д.М., Даудов М.Г. Сущность и структура правовой компетентности будущего педагога // Психология и педагогика: методология, теория и практика: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (10 марта 2016 г., г. Челябинск): в 2 ч. Ч. 1. / отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа: АЭТЕРНА, 2016.
2. Кувандыкова Л.З. Проблемные ситуации как фактор развития правовой компетентности будущего бакалавра педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2012.
3. Кувандыкова Л.З., Белоновская И.Д. Развитие правовой компетентности будущего бакалавра педагогики как актуальная проблема педагогического исследования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. №4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6768 (дата обращения: 15.07.2016).
4. Аникина А.С. Профессионально-ориентированные правовые задачи как средство формирования правовой компетентности будущего педагога // Образование и наука. 2011. № 8 (87).
5. Даудов М.Г. Практико-ориентированная образовательная среда как условие формирования правовой компетентности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57).
6. Даудов М.Г. К вопросу о развитии правовой компетентности у бакалавров // Мир науки, культуры, образования. 2015. №5 (54).
7. Бауэр Е.А. Роль дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования» в системе профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т.4. № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/08PDMN216.pdf (дата обращения: 05.07.2016).
В. Мёдова Н.А. Формирование у студентов педагогического факультета профессиональной готовности к реализации инклюзивного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 5 (170). С. 70-73.
9. Аникина А . С. Формирование правовой компетентности будущего педагога с использованием комплекса профессионально-ориентированных правовых задач: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2011.
10. Русова Н. Ю. Российское образование в зеркале ассоциативных реакций // Высшее образование в России. 2011. №2. С. 110-115.
11. Бакалавр на рынке труда. Экспертная оценка «О&К». URL: http://www.zarplata.ru/a-id-7512.htm (дата обращения: 11.06.2016).
12. Круглова И. Трудоустройство педагогов - задача наиважнейшая // Учительская газета. 27 марта. 2012. № 12.
13. Белоновская И. Д., Филиппова Е. О. Моделирование проблемных ситуаций в прогностической подготовке будущего юриста // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2. С. 163-169.
14. Микаилов Д. А. Сущность формирования правовой компетентности будущего бакалавра педагогики // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2016. Т. 22. № 1. С. 12В-131.
15. Кувандыкова Л.З., Федякова А.И. Адаптивная школа в региональном контексте // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 6. С. 192-197.
References
1. Abdurazakova D.M., Daudov M.G. Sushchnost' i struktura pravovoi kompetentnosti budushchego pedagoga // Psikhologiya i pedagogika: metodologiya, teoriya i praktika: sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (10 marta 2016 g., g. Chelyabinsk): v 2 ch. Ch. 1. / otv. red. A.A. Sukiasyan. Ufa: AETERNA, 2016.
2. Kuvandykova L.Z. Problemnye situatsii kak faktor razvitiya pravovoi kompetentnosti budushchego bakalavra pedagogiki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2012.
3. Kuvandykova L.Z., Belonovskaya I.D. Razvitie pravovoi kompetentnosti budushchego bakalavra pedagogiki kak aktual'naya problema pedagogicheskogo issledovaniya [Elektronnyi resurs] // Sovremennye proble-my nauki i obrazovaniya. 2012. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6768 (data ob-rashcheniya: 15.07.2016).
4. Anikina A.S. Professional'no-orientirovannye pravovye zadachi kak sredstvo formirovaniya pravovoi kompetentnosti budushchego pedagoga // Obrazovanie i nauka. 2011. № В (В7).
5. Daudov M.G. Praktiko-orientirovannaya obrazovatel'naya sreda kak uslovie formirovaniya pravovoi kompetentnosti studentov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016. № 2 (57).
6. Daudov M.G. K voprosu o razvitii pravovoi kompetentnosti u bakalavrov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015. № 5 (54).
7. Bauer E.A. Rol' distsipliny «Normativno-pravovoe obespechenie obrazovaniya» v sisteme profes-sional'noi podgotovki bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya // Internet-zhurnal «Mir nauki». 2016. T. 4. № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/08PDMN216 .pdf (data obrashcheniya: 05.07.2016).
В. Medova N.A. Formirovanie u studentov pedagogicheskogo fakul'teta professional'noi gotovnosti k realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016. № 5 (170). S. 70-73.
9. Anikina A.S. Formirovanie pravovoi kompetentnosti budushchego pedagoga s ispol'zovaniem kom-pleksa professional'no-orientirovannykh pravovykh zadach: dis. ... kand. ped. nauk. Tyumen', 2011.
10. Rusova N. Yu. Rossiiskoe obrazovanie v zerkale assotsiativnykh reaktsii // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. №2. S. 110-115.
11. Bakalavr na rynke truda. Ekspertnaya otsenka «O&K». URL: http://www.zarplata.ru/a-id-7512.htm (data obrashcheniya: 11.06.2016).
12. Kruglova I. Trudoustroistvo pedagogov - zadacha naivazhneishaya // Uchitel'skaya gazeta. 27 marta. 2012. № 12.
13. Belonovskaya I. D., Filippova E. O. Modelirovanie problemnykh situatsii v prognosticheskoi podgo-tovke budushchego yurista // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 2. S. 163-169.
14. Mikailov D.A. Sushchnost' formirovaniya pravovoi kompetentnosti budushchego bakalavra pedagogiki // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2016. T. 22. № 1. S. 12В-131.
15. Kuvandykova L.Z., Fedyakova A.I. Adaptivnaya shkola v regional'nom kontekste // Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. № 6. S. 192-197.
Поступила в редакцию 18 июля 2016 г.
Received 18 July, 2016