Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LEGAL EXPERTISE / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / LEGAL TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MANAGEMENT COMPETENCE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / EDUCATIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазалиев А.М., Бекишиева С.Р.

Статья посвящена вопросам формирования нормативно-правовой компетентности работников образования, которая предполагает использование в педагогической деятельности официальных документов, обеспечивающих обучение и воспитание учащихся в современных условиях. В статье рассматриваются проблемы нормативно-правовой компетентности работников образования, выявленные в результате социологического исследования по различным аспектам соответствующей проблемы с помощью ряда анкетных и тестовых методик в рамках реализации проекта «Правовая компетентность работников образования» в Дагестанском институте развития образования совместно с Дагестанским государственным университетом. Полученные результаты позволили выявить потребность и основные трудности в нормативно-правовой компетентности работников образования, а также определить недостаточный уровень владения знаниями и умениями. Делается вывод о необходимости развития нормативно-правовой компетентности на двух образовательных этапах: вузовском и послевузовском.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL COMPETENCE WORKERS EDUCATION

The article is devoted to the formation of the legal competence of educators, which involves the use of pedagogical activity of official documents, providing education and training students in modern conditions. The article deals with the problems of the legal competence of educators, identified as a result of sociological research on various aspects of the relevant issues through a series of questionnaires and test methods within the framework of the project "Legal competence of educators" in Dagestan Institute of Education Development, together with the Dagestan State University. The results revealed the need and the main difficulties in the legal competence of educators, as well as to determine the level of lack of knowledge and skills. This suggests the need to develop regulatory competence in the two stages of education: university and graduate.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

НАУКИ

УДК 340.1

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ*

Муртазалиев А.М., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, amus-lim@mail.ru

Бекишиева С.Р., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,

bekishieva@mail.ru

Статья посвящена вопросам формирования нормативно-правовой компетентности работников образования, которая предполагает использование в педагогической деятельности официальных документов, обеспечивающих обучение и воспитание учащихся в современных условиях. В статье рассматриваются проблемы нормативно-правовой компетентности работников образования, выявленные в результате социологического исследования по различным аспектам соответствующей проблемы с помощью ряда анкетных и тестовых методик в рамках реализации проекта «Правовая компетентность работников образования» в Дагестанском институте развития образования совместно с Дагестанским государственным университетом. Полученные результаты позволили выявить потребность и основные трудности в нормативно-правовой компетентности работников образования, а также определить недостаточный уровень владения знаниями и умениями. Делается вывод о необходимости развития нормативно-правовой компетентности на двух образовательных этапах: вузовском и послевузовском.

Ключевые слова: правовая компетентность, правовое обучение, образовательная деятельность, управленческая компетентность, образовательное законодательство.

DOI: 10.21779/2224-0241-2016-20-4-9-12

UDC 340.1

LEGAL COMPETENCE WORKERS EDUCATION

Murtazaliyev A.M., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, amuslim@mail.ru Bekishieva S.R., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, bekishieva@mail.ru

The article is devoted to the formation of the legal competence of educators, which involves the use of pedagogical activity of official documents, providing education and training students in modern conditions. The article deals with the problems of the legal competence of educators, identified as a result of sociological research on various aspects of the relevant issues through a series of questionnaires and test methods within the framework of the project "Legal competence of educators" in Dagestan Institute of Education Development, together with the Dagestan State University. The results revealed the need and the main difficulties in the legal competence of educators, as well as to determine the level of lack of knowledge and skills. This suggests the need to develop regulatory competence in the two stages of education: university and graduate.

Key words: legal expertise, legal training, educational activities, management competence, educational legislation.

DOI: 10.21779/2224-0241-2016-20-4-9-12

Современные условия общественного развития предъявляют новые требования к подготовке специалистов для различных сфер профессиональной деятельности. Особое внимание Российского государства и общества приковано к изменениям в сфере образования. Сегодня от работников образования зависит воспитание поколений, умеющих использовать правовые

* Статья подготовлена в рамках проекта №16-13-05003 «Правовая компетентность работников образования» (региональный конкурс «Северный Кавказ: традиции и современность» 2016 - Республика Дагестан).

знания в жизни и в профессиональной деятельности, реализовывать свои права, соблюдающих требования правовых норм, уважительно относящихся к законодательству и правам других людей.

В нынешних условиях происходит интенсивное обновление образовательного законодательства, осуществляется диверсификация образовательных программ, происходят изменения в правовом статусе работников образования [1, с. 9]. В этих обстоятельствах педагог не только участвует в формировании правосознания и правовой культуры подрастающего поколения, но и должен сам активно осваивать правовое про-

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 20. 2016. № 4.

странство. Актуальная проблема рассогласования запросов общества к уровню правовой компетентности педагога и имеющейся практикой подготовки учителя (независимо от его «предметной» специализации) до сих пор решается недостаточно продуктивно.

Анализ результатов социологических исследований показывает, что работники образования плохо разбираются в нормативно-правовых и организационных основах деятельности образовательных учреждений, не владеют информацией о регулировании труда педагогических работников [2, с. 24]. Анализ материалов СМИ свидетельствуют об увеличении количества конфликтных ситуаций в образовательной среде, уходе молодых педагогов из школы, растущем недовольстве родительского сообщества состоянием общего образования, напряженном эмоциональном климате [3, с. 14]. Причины этих негативных тенденций различны и лежат как в сфере образовательных отношений, так и за ее пределами. Одной из важнейших причин проблем развития современной образовательной сферы в России выступает отставание динамики развития правовой компетентности педагогического работника от скорости изменения образовательных отношений в современной школе. «Результат стагнации в развитии правовой компетентности определяется тем, что педагоги подчас не знакомы с содержанием новых государственных актов в сфере образования, решают проблемные вопросы в образовательной сфере на основе интуиции, житейского опыта или устаревших правовых норм» [4, с. 170].

В педагогической науке используется категория «нормативно-правовой компетентность педагога», под которой понимается «способность и готовность его к нормативно-правовой (документационной) деятельности, выраженная в личностно-осознанном позитивном отношении, в наличии глубоких, прочных знаний и умений, направленных на решение профессиональных задач» [5, с. 55]. Нормативно-правовая компетентность педагога предполагает использование в педагогической деятельности официальных документов, обеспечивающих обучение и воспитание учащихся в современных условиях. В современных исследованиях отмечается, что «нормативно-правовая компетентность учителя является составной частью управленческой компетентности, будь то управление ресурсами, управление людьми (обучающимися), управление информацией, управление деятельностью, управление качеством» [6].

Целью формирования нормативно-правовой компетентности в педагогической науке признается «готовность специалиста, при которой он: умеет обеспечить организацию образовательного процесса в соответствии нормами законодательства и права, взаимодействовать с родителями, коллегами и руководством по вопросам обеспечения образовательного процесса, управления образовательным учреждением в целях соблюдения государственных гарантий и прав граждан на доступное и качественное образование; владеет знаниями организационных основ структуры управления образованием, механизмов и процедур управления качеством образования, а также знаниями и умениями для работы в образовательно-правовом пространстве» [7, с. 14].

Структурные компоненты правовой компетентности выделены с учетом того, что данная проблема получает отражение в юридической науке [8, с. 9]:

1. Правовые знания являются ядром правового сознания, поскольку без них невозможно выбрать верный, с точки зрения права, вариант поведения, особенно в конфликтных ситуациях. Применительно к нормативно-правовой компетенции этот компонент включает знание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности; знание различных отраслей законодательства (конституционного, административного, гражданского, образовательного, трудового, семейного, уголовного); знание правовых основ профессиональной деятельности; знание прав и обязанностей работников, основных юридических механизмов их обеспечения.

2. Педагог должен быть убежден в необходимости соблюдения законов, уважения прав своих воспитанников и других участников образовательного процесса, а также чувствовать ответственность за их жизнь и здоровье учеников. Правовая компетентность педагога включает в себя отношение к праву и правам человека как к ценности, уважение к закону, ориентацию на законопослушное поведение, то есть характеризует наличие ценностных ориентаций и мотивов правомерного поведения.

3. Правовая компетентность педагога выражается в его практических действиях по использованию своих прав, исполнению обязанностей, соблюдению запретов, а также в защите своих прав в случае их нарушения. Поведенческий компонент правовой компетентности педагога предполагает навыки и умения использования юридических механизмов защиты своих прав и законных интересов, умение принимать правомерные решения в конкретной ситуации, возникающей при осуществлении профессиональной педагогической деятельности.

В педагогических исследованиях подчеркивается при исследовании правовой компетентности работников образования использование разнообразных научно-исследовательских процедур [9], важное значение среди которых имеют социологические исследования, позволяющие обеспечивать ее постоянный мониторинг. С учетом этого, на основе рассмотренных теоретических положений в рамках реализации проекта «Правовая компетентность работников образования» в данной статье проанализированы результаты проведенного нами в мае-сентябре 2016 года в Дагестанском институте развития образования социологического опроса 1554 работников образования (руководителей образовательных организаций и педагогов разной «предметной» специализации всех 52 административных районов и городов Республики Дагестан) по вопросам нормативно-правовой компетентности.

Исследование показало, что 40 % опрошенных работников образования (85 % руководителей в сфере образования) в значительной степени нуждаются в использовании законодательных и иных нормативных правовых актов органов власти для решения своих профессиональных задач. Это показывает, что более половины педагогов в настоящее время имеют уровень правовой компетентности ниже среднего, поскольку в образовательной деятельности к нормативно-правовым документам необходимо обращаться систематически, начиная от составления урока по требованиям ФГОС и заканчивая проведением аттестации педагогических работников.

Результат опроса руководителей в сфере образования также представляется довольно низким, де-

А.М. МУРТАЗАЛИЕВ, С Р. БЕКИШИЕВА

монстрирующим недопонимание руководителями своих профессиональных задач, поскольку его нормативно-правовая компетентность является составной частью управленческой компетентности, и управленческая деятельность руководителя самым тесным образом связана с реализацией действующего законодательства, регулирующего образовательные, трудовые и управленческие отношения.

Таким образом, ответы работников образования показывают существенные недостатки в поведенческом компоненте их нормативно-правовой компетентности.

79 % участников социологического опроса в целом и 98 % руководителей в сфере образования, в частности, считают знание законодательства необходимой частью своей компетенции как работника образования, причем с учетом постоянных изменений в системе российского законодательства только 54 % педагогов (94 % руководителей) испытывают необходимость постоянного повышения своей квалификации по вопросам правовой компетентности. Последние показатели несколько разошлись с результатами подсчета ответов на следующий вопрос, из которых следует, что 66 % педагогов (87 % руководителей) оказывались в ситуациях, когда они ощущали недостаток правовых знаний. Данное расхождение можно объяснить отсутствием в вопросе уточнения, указывающего, что речь в данном случае идет о проблемных ситуациях, возникающих в сфере профессиональной образовательной деятельности. Поэтому некоторые участники опроса могли иметь в виду все жизненные ситуации, с которыми человеку ежедневно приходится сталкиваться не только на работе.

Как видим, результаты социологического исследования по данному блоку вопросов продемонстрировали, во-первых, что работники образования сами признают свои правовые знания недостаточными для осуществления профессиональной деятельности, во-вторых, непризнание правовых знаний необходимой частью своей компетенции как работника образования пятой частью опрошенных наглядно показывает недостатки мотивационного компонента компетентности педагогов.

На вопрос о том, как преимущественно работники образования повышают свою квалификацию -знания в сфере законодательства, педагоги ответили следующим образом: 73 % - используя Интернет, 56 % - на курсах повышения квалификации, 26 % - самостоятельно, 12 % - традиционно, изучая книги и статьи, 11 % - используя справочные правовые системы, 7 % -используя газеты и другую прессу. Организационно-педагогические условия развития правовой компетентности работников образования включают использование в вузовском учебном процессе и послевузовском повышении квалификации законодательства, составляющего нормативную основу правовой компетентности работников образования, с обращением к ресурсам Центра образовательного законодательства и правовым Интернет-ресурсам. Ответы работников образования на последний вопрос анкеты соцопроса доказывает тесную взаимосвязь различных видов их профессиональной компетентности. Для обеспечения профессиональной компетентности работников образования, образованности населения, развитости образовательной инфраструктуры «ведущими ресурсами в этих процессах должны выступать новое знание, инновационная деятельность, новые технологии» [10, с. 157].

Полученные результаты позволили выявить потребность и основные трудности в нормативно-правовой компетентности работников образования, определить недостаточный уровень владения знаниями и умениями в этой сфере, а также выработать соответствующие меры по повышению эффективности принятых мер в этой сфере. Это позволяет сделать вывод о необходимости развития нормативно-правовой компетентности на двух образовательных этапах: вузовском и послевузовском.

Таким образом, изучение проблем правовой компетентности работников образования является важной и современной проблемой профессионального педагогического образования; предполагает разнообразные научно-исследовательские процедуры; ее разрешение может стать предпосылкой повышения качества педагогического образования, реализации подлинно демократических правовых основ образовательных отношений и реформировании отечественной системы образования.

Литература

1. Азизова В. Т. Нормативные основы правовой компетентности работников образования // Юридический вестник ДГУ. 2016. № 3.

2. Аникина А. С., Постников П.Г. Правовая компетентность как планируемый результат профессиональной подготовки педагога // Педагогическое образование и наука. 2012. № 2.

3. Муртазалив А.М., Мирзаев М.А. Правовая компетентность будущего педагога // Юридический вестник ДГУ. 2016. № 3.

4. Аникина А.С. Формирование правовой компетентности будущего педагога с использованием комплекса профессионально-ориентированных правовых задач: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2011.

5. Ничагина А.В. Содержание и структура нормативно-правовой компетентности учителя // Наука XXI века: сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2016.

6. Микаилов Д.А., Алижанова Х.А. Содержание и структура правовой компетентности будущего бакалавра педагогики // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. № 10. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 20.10.2016).

7. Нуриахметова Н.Р. Модель формирования нормативно-правовой компетентности будущих педагогов и учителей в образовательном процессе учреждений высшего и дополнительного профессионального образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. Т. 6. № 2.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК ДГУ. Т. 20. 201б. № 4.

8. Бекишиева С.Р. Правовая компетентность педагога как предмет юридических исследований // Юридический вестник ДГУ. 201б. № 2.

9. Кувандыкова Л.З., Белоновская И.Д. Развитие правовой компетентности будущего бакалавра педагогики как актуальная проблема педагогического исследования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=б7б8 (дата обращения: 20.10.201б).

10. Московцев Д. В. Теоретико-методологический подход к формированию правовой компетентности у будущих педагогов профессионального образования // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2015. № 3.

References

1.Azizova V.T. Normativnye osnovy pravovoi kompetentnosti rabotnikov obrazovaniya // Yuridicheskii vestnik DGU. 201б. № 3.

2. Anikina A.S., Postnikov P.G. Pravovaya kompetentnost' kak planiruemyi rezul'tat professional'noi podgotovki pedagoga // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. № 2.

3. Murtazaliv A.M., Mirzaev M.A. Pravovaya kompetentnost' budushchego pedagoga // Yuridicheskii vestnik DGU. 201б. № 3.

4. Anikina A.S. Formirovanie pravovoi kompetentnosti budushchego pedagoga s ispol'zovaniem kompleksa pro-fessional'no-orientirovannykh pravovykh zadach: dis. ... kand. ped. nauk. Tyumen', 2011.

5. Nichagina A.V. Soderzhanie i struktura normativno-pravovoi kompetentnosti uchitelya // Nauka XXI veka: sbornik nauchnykh statei po itogam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Sankt-Peterburg, 201б.

6. Mikailov D.A., Alizhanova Kh.A. Soderzhanie i struktura pravovoi kompetentnosti budushchego bakalavra ped-agogiki // Novyi vzglyad. Mezhdunarodnyi nauchnyi vestnik. 2015. № 10. URL: http://cyberleninka.ru (data obrashcheni-ya: 20.10.201б).

7. Nuriakhmetova N.R. Model' formirovaniya normativno-pravovoi kompetentnosti budushchikh pedagogov i uchitelei v obrazovatel'nom protsesse uchrezhdenii vysshego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. T. б. № 2.

8. Bekishieva S.R. Pravovaya kompetentnost' pedagoga kak predmet yuridicheskikh issledovanii // Yuridicheskii vestnik DGU. 201б. № 2.

9. Kuvandykova L.Z., Belonovskaya I.D. Razvitie pravovoi kompetentnosti budushchego bakalavra pedagogiki kak aktual'naya problema pedagogicheskogo issledovaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6768 (data obrashcheniya: 20.10.201б).

10. Moskovtsev D. V. Teoretiko-metodologicheskii podkhod k formirovaniyu pravovoi kompetentnosti u budush-chikh pedagogov professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Ser.: Pedagogika. 2015. № 3.

Поступила в редакцию 29 октября 2016 г.

Received 29 October, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.