Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LEGAL COMPETENCE / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / LEGAL TRAINING / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ЗАЩИТА ПРАВ / PROTECTION OF THE RIGHTS / ОБРАЗОВАНИЕ / SCHOOLING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бекишиева С.Р.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием правовой компетентности педагога с учетом проводимых реформ в образовательной сфере современной России. Автор считает исследование правовой компетентности педагога междисциплинарной проблемой, в решении которой должны принимать участие представители юридической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL COMPETENCE OF THE MODERN TEACHER AS THE ACTUAL DIRECTION OF LEGAL STUDIES

The article deals with issues related to the formation of the legal competence of the teacher, taking into account the ongoing reforms in the educational sphere of modern Russia. The author considers the legal competence of the teacher study interdisciplinary problem whose solution must involve representatives of legal science.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

НАУКИ

УДК 340.1

ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПРЕДМЕТ ЮРИДИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ*

Бекишиева С.Р., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,

bekishieva@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием правовой компетентности педагога с учетом проводимых реформ в образовательной сфере современной России. Автор считает исследование правовой компетентности педагога междисциплинарной проблемой, в решении которой должны принимать участие представители юридической науки.

Ключевые слова: правовая компетентность, правовое обучение, правовое воспитание, защита прав, образование.

UDC 340.1

PROBLEMS OF LEGAL COMPETENCE OF THE MODERN TEACHER AS THE ACTUAL

DIRECTION OF LEGAL STUDIES

Bekishieva S.R., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, bekishieva@mail.ru

The article deals with issues related to the formation of the legal competence of the teacher, taking into account the ongoing reforms in the educational sphere of modern Russia. The author considers the legal competence of the teacher study interdisciplinary problem whose solution must involve representatives of legal science.

Keywords: legal competence, legal training, legal education, protection of the rights, schooling.

Действующая Конституция РФ декларировала правовое государство и закрепила его основные начала. Но формирование правового государства не ограничивается конституционным закреплением его признаков и принципов. Этот длительный процесс предполагает ряд взаимосвязанных направлений развития, наиболее сложным из которых в нашей стране можно признать повышение уровня правосознания и правовой культуры населения. В юридической науке отмечается: «Построение гражданского общества и правового государства невозможно без создания развитой системы правового обучения и воспитания, обеспечивающей формирование правового сознания, правовой культуры подрастающего поколения, во многом определяющих гражданские качества личности - инициативность, способность к самостоятельному нравственно-правовому выбору и ответственность за самореализацию в жизни, защите своих

* Статья подготовлена в рамках проекта №16-13-05003 «Правовая компетентность работников образования» (региональный конкурс «Северный Кавказ: традиции и современность» 2016 - Республика Дагестан).

конституционных прав и свобод, - необходимые в условиях переходного этапа развития общества» [1, с. 58]. Таким образом, в современных условиях повышается значимость правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня, а также повышения уровня правовой компетентности педагогов, осуществляющих деятельность по правовому воспитанию.

С правовой компетентностью педагогов связывается реализация потребности общества в становлении основ правовой культуры учащихся. Осуществление педагогической деятельности требует не только неукоснительного соблюдения прав участников образовательного процесса, защиты их интересов, но и понимания в целом правовых основ регулирования общественных отношений. Таким образом, повышение уровня правовой компетентности педагогов обусловлено потребностями развития современного российского общества.

Правовая компетентность педагогов является междисциплинарной проблемой, находящейся на стыке юриспруденции и педагогики. Большую

роль в таких исследованиях играет также социология, поскольку исследования правовой компетентности предполагают ее постоянный мониторинг, осуществляемый при помощи социологических опросов представителей данной профессиональной группы. В то же время проведенный анализ исследований правовой компетентности педагога позволил нам сделать вывод о том, что данная проблема не получила в юридической науке должного отражения. Исследованием правовой компетентности как элемента в структуре профессиональной компетентности педагога занимаются в нашей стране пока только представители педагогической науки. Вместе с тем значение педагога в правовой социализации учащихся, необходимость организации образовательного процесса на правовой основе, выстраивание отношений между педагогами и учащимися на основе приоритета соблюдения прав и защиты интересов ребенка делают необходимым участие юридической науки в исследовании правовой компетентности педагогов.

В настоящее время сложились различные подходы к пониманию правовой компетентности.

В некоторых определениях можно заметить, что представители педагогической науки не всегда пытаются разобраться в терминологии юридической науки, отождествляя, например, правоприменение и непосредственную реализацию права: «это результат овладения правовыми компетенциями, который включает и знание права, и практические умения как опыт правоприменения в профессиональной деятельности» [2, с. 129].

Встречаются и определения довольно общего характера, без указания конкретных правовых компетенций в структуре правовой компетентности педагога: «совокупность социально-

психологических характеристик, способствующих формированию таких знаний, умений, навыков, установок, личностных качеств, которые позволяют личности успешно осуществлять социальную деятельность в правовом поле» [3, с. 10].

Более полным представляется определение правовой компетентности педагога как интегрированного личностного качества специалиста сферы образования, отражающего единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности к правомерной реализации профессиональной деятельности, осуществлению правового воспитания, защите прав и интересов детей [4, с. 25]. Приведенное определение можно дополнить тем, что правовая компетентность педагога позволяет также реализовывать и защищать его собственные профессиональные права.

В Профессиональном стандарте педагога (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н) перечисляются следующие компоненты правовой компетентности педагогических работников: «знание приоритетных направлений развития образовательной системы

Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; соблюдение законодательства о правах ребенка, законов в сфере образования и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и трудового законодательства; понимание истории, теории, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роли и места образования в жизни личности и общества; соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики; умение общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их; способность защитить достоинства и интересов обучающихся, оказать помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях; следование нормативно-правовым, руководящим и инструктивным документам, регулирующим организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций); взаимодействие с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами в интересах ребенка».

В педагогической науке можно отметить различные подходы и к структуре правовой компетентности педагога.

Учитывает междисциплинарный характер рассматриваемой категории точка зрения, согласно которой в качестве структурных элементов правовая компетентность включает содержательные компоненты (ценностно-смысловой, содержательно-правовой, функционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный) и правовые компетенции (правоориентационную, правореализационную, правовоспитательную, правозащитную) [4, с. 25]. К ней примыкает точка зрения о структуре правовой компетентности, включающей мотивационный, содержательный, деятельностный и личностный компоненты [5, с. 56].

Подход к структуре правовой компетентности на основе выделения законодательной, нормативной, этической, социальной, информационной и психологической составляющих [6, с. 157] с точки зрения юристов имеет погрешности, поскольку в законодательстве закрепляются нормы права и нет оснований для того, чтобы различать законодательную и нормативную составляющие. Этические правила, надо отметить, тоже представляют собой нормативные регуляторы поведения.

Существуют научные позиции, учитывающие в основном педагогический компонент и рассматривающие в модели компетентности педагога знания, умения решать практические профессиональные задачи [7, 19]; знания, умения, мышления, общения, личностной зрелости [8, с. 147].

СР. БЕКИШИЕВА

Наиболее интересным с точки зрения юриспруденции является выделение в структуре правовой компетенции трех основных компонентов: когнитивного, мотивационно-ценностного, поведенческого [2, с. 129]. Когнитивный компонент представляет собой систему правовых знаний, юридической информации. Мотивационно-ценностный компонент предполагает превращение правовых знаний в правовые убеждения и позитивные правовые установки. Поведенческий компонент показывает готовность педагога действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями. Следует отметить, что перечисленные структурные элементы правовой компетентности перекликаются с элементами правосознания (правовая идеология, правовая психология, поведенческие элементы) и правовой культуры личности (знание и понимание права, уважение права в силу личного убеждения, правомерное поведение и правовая активность).

Правовые знания являются ядром правового сознания, поскольку без них невозможно выбрать верный, с точки зрения права, вариант поведения, особенно в конфликтных ситуациях. Применительно к правовой компетенции этот компонент включает знание основных положений теории права; знание законов страны, своих прав и обязанностей, свободы и ответственности; знание различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, образовательного, трудового, семейного, уголовного) как гарантов обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации; знание правовых основ профессиональной деятельности; знание прав и обязанностей работников, основных юридических механизмов их обеспечения.

Педагог должен быть убежден в необходимости соблюдения законов, уважения прав своих воспитанников и других участников образовательного процесса, а также чувствовать ответственность за их жизнь и здоровье учеников. Правовая компетентность педагога включает в себя отношение к праву и правам человека как к ценности, уважение к закону, ориентацию на законопослушное поведение, то есть характеризует наличие ценностных ориентаций и мотивов правомерного поведения. В юридической науке отмечается: «Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, определяющим соответствие поведения (деятельности) нормам права, является ценностное отношение к

закону» [9, с. 35].

Правовая компетентность педагога выражается в его практических действиях по использованию своих прав, исполнению обязанностей, соблюдению запретов, а также в защите своих прав в случае их нарушения. Поведенческий компонент правовой компетентности педагога предполагает навыки и умения использования юридических ме-

ханизмов защиты своих прав и законных интересов, умение принимать правомерные решения в конкретной ситуации, возникающей при осуществлении профессиональной педагогической деятельности, умение дать юридическую оценку профессиональным правонарушениям педагогического персонала и определять возможные правовые последствия таких деяний, пути их профилактики.

Как видим, в структуре правовой компетентности знания, умения и навыки педагога закономерно связаны в первую очередь с правами, свободами и законными интересами участников образовательного процесса, что вытекает из смысла и содержания Конституции Российской Федерации, признающей человека, его права и свободы высшей ценностью.

Развивая свою правовую компетентность педагоги в первую очередь должны познать свой правовой статус, состоящий, во-первых, из общего правового статуса, основой которого являются гражданские права и свободы индивида; во-вторых, специального статуса, состоящего из прав и обязанностей социальной группы, к которой принадлежит индивид, в том числе и профессиональных прав и обязанностей; в-третьих, индивидуального статуса, отражающего конкретные социально-демографические характеристики отдельной личности. Познание правового статуса педагога предполагает обязательное изучение норм конституционного, административного, гражданского, образовательного и трудового права.

Важное значение в профессиональной деятельности педагога имеет правовой статус ребенка, выступающего его воспитанником, учеником, познание которого предполагает дополнение знаний педагога по указанным отраслям права также изучением семейного и уголовного права, нормы которых направлены помимо прочего на защиту прав детей.

Таким образом, при осуществлении профессиональной деятельности педагогам важно иметь навыки эффективной реализации правовых норм, закрепляющих правовой статус личности, гражданина, педагога, знать правовой статус своих партнеров и воспитанников (обучающихся) и уметь разъяснять его, быть убежденным сторонником правовой модели построения важнейших отношений с остальными участниками образовательного процесса.

Осуществление педагогами активной правовой деятельности предопределяет необходимость целенаправленного правового обучения и воспитания членов педагогических коллективов, во-первых, посредством организации правовых курсов, обеспечивающих непрерывность правовой подготовки педагогов, получение ими соответствующих правовых знаний и позитивных правовых установок, во-вторых, обеспечения участия педагогов в конкретных правовых ситуациях в первую очередь в самих образовательных учреждениях,

поскольку поведенческий компонент правовой компетентности педагога должен проявляться не только в его правомерном поведении, но и в правовой активности через выражение своей гражданской позиции, которая закрепляется через причастность к делам гражданского общества.

Образование занимает важное место в развитии человечества, определяя уровень культуры и общего развития человека и общества. Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволяет государству оказывать влияние на мировые процессы [10, с. 42]. Но в современный период анализ материалов периодической печати, судебной практики, результатов прокурорских проверок свидетельствует о многочисленности правонарушений в сфере образования. Анализ этих материалов показывает, что многие педагоги недостаточно разбираются в нормативно-правовых и организационных основах деятельности образовательных организаций различного уровня, не имеют достаточных знаний о формах государственно-общественного управления, не понимают правовых основ финансирования современной школы, не владеют информацией о регулировании труда педагогических работников, не знают содержания правовых норм, определяющих правовой статус ребенка, действуют в юридически значимых ситуациях интуитивно, не замечая правонарушений и не осознавая противоправности своих поступков. Например, в Махачкале органы прокуратуры в 2016 г. выявили существенные нарушения требований трудового законодательства в деятельности образовательных учреждений. На официальном сайте Прокуратуры Республики Дагестан дается информация о результатах надзорных

проверок деятельности образовательных учреждений: «Установлено, что работники учреждений в установленном порядке не ознакамливаются с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью, с составными частями заработной платы за проработанный период времени, с приказами о приёме на работу и отпусках, с правилами внутреннего трудового распорядка. Заработная плата работникам выплачивается всего лишь один раз в месяц. Работодателями допускаются нарушения правил ведения и хранения трудовых книжек, не утверждены формы расчетных листков. Кроме того, руководители и специалисты не прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда. В нарушение требований закона работники допускаются к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований».

Указанные материалы свидетельствуют о несформированности правовых компетенций педагогов, что требует серьезного внимания к данной проблеме при прохождении ими курсов повышения квалификации. Изучение данной проблемы убеждает в необходимости диверсификации содержания правовых дисциплин при прохождении курсов повышения квалификации за счет акцентуации внимания педагогов на реализации норм права в сфере их профессиональной деятельности. Немаловажное значение имеет также введение в учебные планы подготовки бакалавров педагогических направлений дополнительных правовых курсов, обеспечивающих полноту правовой подготовки будущих педагогов.

Литература

1. Муртазалиев А.М., Газимагомедова Н.А. Проблемы правового образования школьников // Вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 2. С. 58-63.

2. Микаилов Д.А. Сущность формирования правовой компетентности будущего бакалавра педагогики // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. Т. 22. № 1. С. 128-131.

3. Серяева И.Ю. Формирование правовой компетентности студентов университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2005.

4. Аникина А.С., Постников П.Г. Правовая компетентность как планируемый результат профессиональной подготовки педагога // Педагогическое образование и наука. 2012. № 2. С. 24-28.

5. Ничагина А.В. Содержание и структура нормативно-правовой компетентности учителя // Наука XXI века: сб. науч. ст. по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 55-58.

6. Московцев Д.В. Теоретико-методологический подход к формированию правовой компетентности у будущих педагогов профессионального образования // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2015. № 3. С. 155-163.

7. Нуриахметова Н.Р. Модель формирования нормативно-правовой компетентности будущих педагогов и учителей в образовательном процессе учреждений высшего и дополнительного профессионального образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. Т. 6. № 2. С. 13-20.

8. Бабаева А.Д., Жусупова Н.Ы. Правовая культура как составная часть профессиональной компетентности будущего учителя // Известия вузов Кыргызстана. 2014. № 2. С. 146-148.

9. Магомедов М.А., Муртазалиев А.М. Проблемы теории и практики правового воспитания молодежи // Вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 2. С. 34-38.

С Р. БЕКИШИЕВА

10. Бекишиева С.Р. Функция государства по поддержке науки и образования в современной России // Закон и право. 2014. № 12. С. 42-44.

References

1. Murtazaliev A.M., Gazimagomedova N.A. Problemy pravovogo obrazovaniya shkol'nikov // Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 2. S. 58-63.

2. Mikailov D.A. Sushchnost' formirovaniya pravovoi kompetentnosti budushchego bakalavra pedago-giki // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Ser.: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2016. T. 22. № 1. S. 128-131.

3. Seryaeva I.Yu. Formirovanie pravovoi kompetentnosti studentov universiteta: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg, 2005.

4. Anikina A.S., Postnikov P.G. Pravovaya kompetentnost' kak planiruemyi rezul'tat professional'noi podgotovki pedagoga // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. № 2. S. 24-28.

5. NichaginaA.V. Soderzhanie i struktura normativno-pravovoi kompetentnosti uchitelya // Nauka XXI veka: Sbornik nauchnykh statei po itogam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2016. S. 55-58.

6. Moskovtsev D.V. Teoretiko-metodologicheskii podkhod k formirovaniyu pravovoi kompetentnosti u budushchikh pedagogov professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Ser.: Pedagogika. 2015. № 3. S. 155-163.

7. Nuriakhmetova N.R. Model' formirovaniya normativno-pravovoi kompetentnosti budushchikh peda-gogov i uchitelei v obrazovatel'nom protsesse uchrezhdenii vysshego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazo-vaniya // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. T. 6. № 2. S. 13-20.

8. Babaeva A.D., Zhusupova N.Y. Pravovaya kul'tura kak sostavnaya chast' professional'noi kompetentnosti budushchego uchitelya // Izvestiya VUZov Kyrgyzstana. 2014. № 2. S. 146-148.

9. Magomedov M.A., Murtazaliev A.M. Problemy teorii i praktiki pravovogo vospitaniya molodezhi // Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 2. S. 34-38.

10. Bekishieva S.R. Funktsiya gosudarstva po podderzhke nauki i obrazovaniya v sovremennoi Rossii // Zakon i pravo. 2014. № 12. S. 42-44.

Поступила в редакцию 11 мая 2016 г.

Received 11 May, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.