Научная статья на тему 'НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ'

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
267
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LEGAL COMPETENCE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / REGULATORY LEGAL ACTS / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PROFESSIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азизова В.Т.

Целью данной статьи является определение пределов нормативных основ правовой компетентности работников образования. Определяется неоднозначность трактовки нормативных основ правовой компетентности работников образования в связи с различными подходами к пониманию правовой компетентности. Основными методами достижения результатов являются формально-юридический, системный, сравнительно-правовой, отдельные логические приемы. Презюмируется положение, согласно которому отдельные аспекты нормативного регулирования правовой компетентности работников образования закрепляются в значительном количестве нормативно-правовых актов, в числе которых как международные, так и внутригосударственные и локальные документы. Анализируются отдельные положения международных конвенций и деклараций, входящих в качестве структурного элемента в правовую компетентность работников образования. На внутригосударственном уровне особое внимание уделено федеральным государственным образовательным стандартам, а также профессиональным стандартам, разработанным Министерством труда и социального развития РФ. Основным выводом является то, что нормативная основа правовой компетентности работников образования охватывает правовое регулирование на международном, внутригосударственном законодательном и подзаконном уровнях, причем на современном этапе развития образовательного законодательства приоритет отдается преимущественно федеральным государственным стандартам и профессиональным стандартам в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARD BASES OF LEGAL COMPETENCE OF EDUCATORS

The purpose of this article is determination of limits of standard bases of legal competence of educators. Ambiguity of an interpretation of standard bases of legal competence of educators in connection with various approaches to understanding of legal competence is determined. The main methods of achievement of results are legallistic, system, comparative and legal, separate logical acceptances. The provision according to which separate aspects of standard regulation of legal competence of educators are fixed in a significant amount of regulatory legal acts, among which both the international, and interstate and local documents is presumed. Separate provisions of the international conventions and declarations entering as a structural element legal competence of educators are analyzed. At the interstate level special attention is paid to federal state educational standards, and also the professional standards developed by the Ministry of Labour and social development of the Russian Federation. The main conclusion is that the standard basis of legal competence of educators covers legal regulation at the international, interstate legislative and subordinate levels, and at the present stage of development of the educational legislation the priority is given mainly to federal state standards and professional standards in education.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И

НАУКИ

УДК 340.038

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ*

Азизова В.Т., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, vik_aziz@mail.ru

Целью данной статьи является определение пределов нормативных основ правовой компетентности работников образования. Определяется неоднозначность трактовки нормативных основ правовой компетентности работников образования в связи с различными подходами к пониманию правовой компетентности. Основными методами достижения результатов являются формально-юридический, системный, сравнительно-правовой, отдельные логические приемы.

Презюмируется положение, согласно которому отдельные аспекты нормативного регулирования правовой компетентности работников образования закрепляются в значительном количестве нормативно-правовых актов, в числе которых как международные, так и внутригосударственные и локальные документы. Анализируются отдельные положения международных конвенций и деклараций, входящих в качестве структурного элемента в правовую компетентность работников образования. На внутригосударственном уровне особое внимание уделено федеральным государственным образовательным стандартам, а также профессиональным стандартам, разработанным Министерством труда и социального развития РФ. Основным выводом является то, что нормативная основа правовой компетентности работников образования охватывает правовое регулирование на международном, внутригосударственном законодательном и подзаконном уровнях, причем на современном этапе развития образовательного законодательства приоритет отдается преимущественно федеральным государственным стандартам и профессиональным стандартам в сфере образования.

Ключевые слова: правовая компетентность, образование, нормативные правовые акты, федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональные стандарты.

DOI: 10.21779/2224-0241-2016-19-3-7-12

ИБС 347.965.1

STANDARD BASES OF LEGAL COMPETENCE OF EDUCATORS* Azizova V.T., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, vik_aziz@mail.ru

The purpose of this article is determination of limits of standard bases of legal competence of educators. Ambiguity of an interpretation of standard bases of legal competence of educators in connection with various approaches to understanding of legal competence is determined. The main methods of achievement of results are legallistic, system, comparative and legal, separate logical acceptances.

The provision according to which separate aspects of standard regulation of legal competence of educators are fixed in a significant amount of regulatory legal acts, among which both the international, and interstate and local documents is presumed. Separate provisions of the international conventions and declarations entering as a structural element legal competence of educators are analyzed. At the interstate level special attention is paid to federal state educational standards, and also the professional standards developed by the Ministry of Labour and social development of the Russian Federation. The main conclusion is that the standard basis of legal competence of educators covers legal regulation at the international, interstate legislative and subordinate levels, and at the present stage of development of the educational legislation the priority is given mainly to federal state standards and professional standards in education.

* Статья подготовлена в рамках проекта №16-13-05003 «Правовая компетентность работников образования» (региональный конкурс «Северный Кавказ: традиции и современность» 2016 - Республика Дагестан).

The article was prepared within the project No. 16-13-05003 "The Legal competence of educators" (regional competition "the North Caucasus: traditions and modernity" 2016 - Republic of Dagestan).

Key words: legal competence, education, regulatory legal acts, federal state educational standards, professional standards.

Б01: 10.21779/2224-0241-2016-19-3-7-12

Правовая компетентность является составной частью внедренного в сфере образования ком-петентностного подхода, при этом исследователи неоднозначно трактуют содержание именно правовой компетентности как составного элемента общей компетентности педагога. В этом плане поиску единого содержания данного явления может в значительной степени способствовать нормативно-правовая база, закрепляющая основы правовой компетентности в сфере образования.

Правовая компетентность как обязательное требование является составной частью правового статуса работника образования независимо от уровня образования, индивидуальных и возрастных особенностей, стажа работы в указанной сфере. В этом плане усиливается проблема приобретения правовой компетентности преподавателями и учителями, имеющими солидный стаж профессиональной деятельности и не желающими в условиях кардинальной перестройки системы образования следовать требованиям времени. В значительной степени теоретические и нормативные положения, касающиеся правовой компетентности, расходятся с практикой их реализации, что обусловлено выявленными противоречиями между нормативно закреплёнными требованиями об обязательности правовой компетентности работников образования и фактически неразработанными механизмами обучения основам правовой компетентности, отсутствием разработанных методик и технологий обучения основам правовой компетентности как в рамках подготовки педагогических кадров, так и в условиях их переподготовки.

Помимо указанной проблемы, как справедливо отмечает С.Р. Бекишиева, анализируя различные подходы к пониманию правовой компетентности, «можно заметить, что представители педагогической науки не всегда пытаются разобраться в терминологии юридической науки» [1, с. 8], что влечет неточности в трактовке и последующей реализации исследуемого явления. Общим в различных подходах к определению правовой компетентности можно назвать то, что она является профессиональной характеристикой, определяющей «готовность и способность работника образования использовать в своей деятельности нормативные правовые документы органов власти для решения соответствующих профессиональных задач на базовом и профессиональной уровнях» [2, с. 14].

Отдельные аспекты нормативного регулирования правовой компетентности работников образования закрепляются в значительном количестве нормативно-правовых актов, в числе которых как международные, так и внутригосударственные и локальные документы.

Среди международных нормативно-правовых актов следует особо отметить Деклара-

цию прав ребенка, принятую резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959 г., и Конвенцию о правах ребёнка, принятую резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г., ратифицированную Верховным советом СССР 13.06.1990 г.

В частности, Декларация прав ребенка, среди прочих, закрепляет следующие принципиальные положения:

- в преамбуле обусловлена необходимость специальной охраны и заботы, включая надлежащую правовую защиту;

- принцип 2 закрепляет обеспечение необходимых для ребенка условий именно законодательно, указывая при этом, что «при издании законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка» [4];

- принцип 7 фиксирует право каждого ребенка на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным.

Принципиальными в рамках правовой компетенции работников образования в числе прочих являются положения статей 12, 28 и 29 упомянутой выше Конвенции о правах ребёнка [5]. Так, согласно ст. 12 государство обязано обеспечить ребенку «право свободно выражать ... взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка». Статья 28 закрепляет право ребенка на образование, гарантии которого также закреплены в виде бесплатного и обязательного начального образования, поощрения развития общего и профессионального среднего образования, обеспечения доступности высшего образования, а также доступности информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей.

Статья 29 данной Конвенции определяет цели образования, среди которых можно отметить:

«а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

Ь) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

е) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

&) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

е) воспитание уважения к окружающей природе».

В Т. АЗИЗОВА

Наибольший объем нормативного регулирования правовой компетентности работников образования сосредоточен в законах и подзаконных актах, регулирующих образовательный процесс в России.

К законодательным источникам относятся отдельные положения Конституции РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" от 2 июня 1999 г. и др.

К подзаконным нормативным актам, в той или иной степени затрагивающим проблемы правовой компетентности работников образования, относится целый пласт нормативных актов (по оценкам отдельных исследователей, более 200 актов), в числе которых наиболее важными представляются приказы Минобрнауки России об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов различных уровней образования.

Самостоятельный блок в нормативно-правовом регулировании правовой компетентности работников образования составляют документы, регулирующие деятельность работника образования как педагогического работника. Сюда могут быть отнесены Трудовой кодекс РФ, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 года; Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия»; Постановление Правительства Российской Федерации № 724 от 01.10.2002 года «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений»; Приказ Минобразования РФ от 07.12.2000 года №3570 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года"; Приказ Министерства образования и науки РФ от № 209 24.03.2010 года "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений", Письмо Минобразования РФ №03-515/59 от 15.08.2011 г. "Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений", Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 276 от 07.04.2014 года «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 761 н от 26 августа 2010 года «Об утверждении единого квалификационного справочника

должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"; Постановление Правительства Российской Федерации № 191 от 03.04.2003 года «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»; Постановление Правительства Российской Федерации № 678 от 08.08.2013 года «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

Особое место в нормативной основе правовой компетентности работников образования занимают профессиональные стандарты. В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ под профессиональным стандартом понимается «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности» [3, с. 17]. Данные стандарты разработаны в отношении представителей практически всех профессий (например, программистов, специалистов по подбору персонала, официантов и др.). Однако в настоящее время работодатель обязан применять профстандарты только тогда, когда такое требование прямо предусмотрено в законе - например, в отношении педагогических работников (ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

На сегодняшний день приняты четыре профессиональных стандарта в сфере образования.

Так, в Приказе Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" [7] в рамках общепедагогической функции обучения в числе необходимых знаний педагога в рамках правовой компетенции отмечается освоение приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства; нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; Конвенции о правах ребенка и трудового законодательства. Кроме того, в числе других характеристик законодатель отмечает соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики. Аналогичные иные характеристики выделяются и при реализации воспитательной функции.

Вместе с тем при реализации воспитательной функции, указанной в рассматриваемом профессиональном стандарте, в числе необходимых знаний указаны освоение Основ законодательств о правах ребенка, законов в сфере образования и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а также нормативных правовых, руководящих и инструктивных документов, регулирующих организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций).

В Приказе Минтруда России от 24.07.2015 г. № 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" [8] в рамках правовой компетенции работников образования в целом и педагога-психолога, в частности, указывается в качестве цели профессиональной деятельности в рамках данного стандарта - психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ (первая обобщенная трудовая функция), оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления (вторая обобщенная трудовая функция). Отметим, что стандарт относится не только к педагогам-психологам, но и к психологам, выполняющим в образовательном учреждении указанные функции.

В числе обязательных знаний указаны в качестве объекта освоения международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей, трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка, а также нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования для реализации обобщённой трудовой функции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ», охватывающей семь трудовых функций, и обобщенной трудовой функции «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в по-

рядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления», охватывающей пять трудовых функций. В отличие от предыдущего профессионального стандарта, от сотрудника не требуется соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики. Отметим, что отсутствие этой характеристики наблюдается и во всех остальных стандартах.

Приказ Минтруда России от 08.09.2015 г. № 613н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" [9] в рамках первой обобщённой трудовой функции «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» варьирует содержание правовой компетенции в зависимости от выполняемых трудовых функций.

Так, в рамках трудовой функции «Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы» в числе необходимых знаний указаны освоение требований охраны труда в избранной области деятельности, требований охраны труда при проведении учебных занятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях), мер ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством, нормативно-правовых актов в области защиты прав ребенка, включая международные. Трудовая функция «Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы» требует освоения этих же нормативных актов, за исключением требований охраны труда в избранной области деятельности. Функция по разработке программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы обязывает знать все перечисленные нормативные акты с добавлением законодательства Российской Федерации об образовании и персональных данных и локальных нормативных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные. В рамках трудовой функции «Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания» в качестве обязательных знаний указано только знание нормативных правовых актов в области защиты прав ребенка, включая международные. Трудовая функция «Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы» предполагает освоение законодательства Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей контроль и оценку освоения дополнительных общеобразова-

В.Т. АЗИЗОВА

тельных программ (с учетом их направленности), а также нормативно-правовых актов в области защиты прав ребенка, норм педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания.

Вторая обобщенная функция данного профессионального стандарта «Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» охватывает три трудовые функции, которые применительно правовой компетентности характеризуются следующими обязательными знаниями:

- законодательство Российской Федерации и субъекта Федерации об образовании и о персональных данных (для всех трех трудовых функций);

- законодательство Российской Федерации и субъекта Федерации в части, регламентирующей реализацию дополнительных предпрофессиональ-ных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, реализующих соответствующие программы) (для второй и третьей функций);

- локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные (для второй и третьей функций);

- требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях) (для второй и третьей функций);

- меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством (для второй и третьей функций).

Специфическим содержанием правовой компетентности в рамках реализации первой трудовой функции «Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых» являются нормативные правовые акты организации образовательного процесса по программам дополнительного образования детей и (или) взрослых.

Третья обобщенная функция «Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ» также охватывает три трудовые функции, для воплощения которых необходимо знание следующих нормативных актов:

- законодательства Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования

детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных) (все три функции);

- локальных нормативных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные (за исключением функции «Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности»).

Приказ Минтруда России от 08.09.2015 г. № 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" [10] устанавливает самый объемный стандарт - в нем 10 обобщенных трудовых функций и 31 трудовая функция. Применительно к правовой компетентности работников образования особое внимание в соответствующих ситуациях уделяется и обязательности прохождения педагогическими работниками обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда. Значительное число трудовых функций расширяет правовую компетентность работников профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования, однако наиболее общими содержательно являются законодательство Российской Федерации об образовании и о персональных данных; меры ответственности за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под руководством педагогического работника; основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные и др.

Таким образом, нормативная основа правовой компетентности работников образования охватывает правовое регулирование на международном, внутригосударственном законодательном и подзаконном уровнях, причем на современном этапе развития образовательного законодательства приоритет отдается преимущественно федеральным государственным стандартам и профессиональным стандартам в сфере образования.

Литература

1. Бекишиева С.Р. Правовая компетентность педагога как предмет юридических исследований // Юридический вестник ДГУ. 2016. № 2.

2. Нуриахметова Н.Р. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогов как условие кадровой поддержки модернизации современной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2012.

3. Чагин К.Г. Обзор профессиональных стандартов в сфере образования // Руководитель бюджетной организации. 2016. № 3.

4. Декларация прав ребенка, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 нояб. 1959 года // Официальный сайт Организации объединённых наций. Декларации. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/childdec.shtml

5. Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г. // Официальный сайт Организации объединённых наций. Конвенции. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon

6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

7. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): Приказ Минтруда России от 18 окт. 2013 г. № 544н : с изм. от 25 дек. 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" : приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых": приказ Минтруда России от 8 сент. 2015 г. № 613н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования": приказ Минтруда России от 8 сент. 2015 г. № 608н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. Bekishieva S.R. Pravovaya kompetentnost' pedagoga kak predmet yuridicheskikh issledovanii // Yuridi-cheskii vestnik DGU. 2016. № 2.

2. Nuriakhmetova N.R. Formirovanie normativno-pravovoi kompetentnosti pedagogov kak uslovie kadro-voi podderzhki modernizatsii sovremennoi shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tomsk, 2012.

3. Chagin K.G. Obzor professional'nykh standartov v sfere obrazovaniya // Rukovoditel' byudzhetnoi or-ganizatsii. 2016. № 3.

4. Deklaratsiya prav rebenka, prinyataya rezolyutsiei General'noi Assamblei OON ot 20 noyab. 1959 goda // Ofitsial'nyi sait Organizatsii ob"edinennykh natsii. Deklaratsii. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (data obrashcheniya: 30.08.2016).

5. Konventsiya o pravakh rebenka, prinyataya rezolyutsiei 44/25 General'noi Assamblei ot 20.11.1989 g. // Ofitsial'nyi sait Organizatsii ob"edinennykh natsii. Konventsii. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (data obrashcheniya: 30.08.2016).

6. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tant Plyus».

7. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere dosh-kol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchi-tel'): Prikaz Mintruda Rossii ot 18 okt. 2013 g. № 544n : s izm. ot 25 dek. 2014 g. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

8. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog-psikholog (psikholog v sfere obrazovaniya)" : prikaz Mintruda Rossii ot 24 iyulya 2015 g. № 514n. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

9. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog dopolnitel'nogo obrazovaniya detei i vzroslykh": prikaz Mintruda Rossii ot 8 sent. 2015 g. № 613n. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

10. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya": prikaz Mintruda Rossii ot 8 sent. 2015 g. № 608n. Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul'tantPlyus».

Поступила в редакцию 3 сентября 2016 г.

Received 3 September, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.