Научная статья на тему 'ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / КОМПОНЕНТ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СПОСОБ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ФОРМА РЕЧИ / ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗДЕЛ ЯЗЫКОЗНАНИЯ / ТЕРМИНОВЕДЕНИЕ / ДОКУМЕНТНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА / ЯЗЫКОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / LEGAL COMPETENCE OF STUDENTS / COMPONENT OF LEGAL COMPETENCE / METHOD OF LINGUISTIC IMPLEMENTATION OF LEGAL COMPETENCE / FORM OF SPEECH / TYPE OF SPEECH ACTIVITY / SECTION OF LINGUISTICS / TERMINOLOGY / DOCUMENTAY LINGUISTICS / LEGAL LINGUISTICS / LANGUAGE INDICATORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белоус Елена Сергеевна, Завражин Владимир Викторович

Авторы статьи предпринимают попытку лингвистического анализа правовой компетентности обучающихся. Выявляются способы лингвистической реализации правовой компетентности, соответствующие ее компонентам. К таким способам относятся: построение высказываний в правовой сфере, анализ правовой информации, интерпретация правовой информации, толкование и комментирование правовых норм, составление и редактирование документов в правовой сфере (юридических, официально-деловых), составление правовых запросов, поиск правовой информации. Данные способы характеризуются с точки зрения формы речи и вида речевой деятельности. Определяются разделы языкознания и смежные дисциплины, познания в которых позволят обучающимся продемонстрировать высокий уровень языковой подготовки. Устанавливаются языковые показатели сформированности правовой компетентности. Предлагаются варианты заданий и упражнений, позволяющих наглядно представить и зафиксировать наличие / отсутствие / степень употребления языковых показателей в речи обучающихся. Изучение способов лингвистической реализации правовой компетентности обучающихся позволит разработать эффективную методику определения уровня ее сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белоус Елена Сергеевна, Завражин Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINGUISTIC IMPLEMENTATION OF STUDENTS LEGAL COMPETENCE

The authors of the article make linguistic analysis of students’ legal competence and try to reveal the ways of linguistic implementation of the legal competence corresponding to its components. Such methods include: construction of statements in the legal sphere, analysis of legal information, interpretation of legal information, interpretation and commenting on legal norms, drafting and editing of documents in the legal sphere (legal, official business), drafting legal requests, search for legal information. These methods are characterized in terms of form of speech and type of speech activity. The sections of linguistics and related disciplines are defined, the knowledge of which will allow students to demonstrate a high level of language training. Linguistic indicators of the formation of legal competence are established. Variants of tasks and exercises are proposed to visualize and record the presence / absence / degree of use of language indicators in students’ speech. The study of the ways of linguistic implementation of students’ legal competence will allow developing an effective method of defining the level of its formation.

Текст научной работы на тему «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 81.42:34.02+37 ББК 81.1

DOI: 10.31862/2073-9613-2020-3-190-200

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

I Е.С. Белоус, В.В. Завражин

Аннотация. Авторы статьи предпринимают попытку лингвистического анализа правовой компетентности обучающихся. Выявляются способы лингвистической реализации правовой компетентности, соответствующие ее компонентам. К таким способам относятся: построение высказываний в правовой сфере, анализ правовой информации, интерпретация правовой информации, толкование и комментирование правовых норм, составление и редактирование документов в правовой сфере (юридических, официально-деловых), составление правовых запросов, поиск правовой информации. Данные способы характеризуются с точки зрения формы речи и вида речевой деятельности. Определяются разделы языкознания и смежные дисциплины, познания в которых позволят обучающимся продемонстрировать высокий уровень языковой подготовки. Устанавливаются языковые показатели сформированности правовой компетентности. Предлагаются варианты заданий и упражнений, позволяющих наглядно представить и зафиксировать наличие / отсутствие / степень употребления языковых показателей в речи обучающихся. Изучение способов лингвистической реализации правовой компетентности обучающихся позволит разработать эффективную методику определения уровня ее сформированности.

Ключевые слова: правовая компетентность обучающихся, компонент правовой компетентности, способ лингвистической реализации правовой компетентности, форма речи, вид речевой деятельности, раздел языкознания, терминоведение, документная лингвистика, юридическая лингвистика, языковые показатели.

© Белоус Е.С., Завражин В.В., 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

LINGUISTIC IMPLEMENTATION OF STUDENTS LEGAL COMPETENCE | E.S. Belous, V.V. Zavrazhin

Abstract. The authors of the article make linguistic analysis of students' legal competence and try to reveal the ways of linguistic implementation of the legal competence corresponding to its components. Such methods include: construction of statements in the legal sphere, analysis of legal information, interpretation of legal information, interpretation and commenting on legal norms, drafting and editing of documents in the legal sphere (legal, official business), drafting legal requests, search for legal information. These methods are characterized in terms of form of speech and type of speech activity. The sections of linguistics and related disciplines are defined, the knowledge of which will allow students to demonstrate a high level of language training. Linguistic indicators of the formation of legal competence are established. Variants of tasks and exercises are proposed to visualize and record the presence / absence / degree of use of language indicators in students' speech. The study of the ways of linguistic implementation of students' legal competence will allow developing an effective method of defining the level of its formation.

Keywords: legal competence of students, component of legal competence, method of linguistic implementation of legal competence, form of speech, type of speech activity, section of linguistics, terminology, documentay linguistics, legal linguistics, language indicators.

На протяжении всей своей жизни человек получает, обрабатывает, усваивает большое количество информации, но не всякая информация будет способствовать его успешной социализации и реализации себя как личности. Современное общество живет по определенным правилам — нормам. Знание и соблюдение этих правил, способность давать правовую оценку ситуации, принимать решение на основе норм и предшествующего опыта правовых действий составляет сущность правовой компетентности специалиста в любой сфере. Востребованные специалисты обладают знаниями нормативно-правовых актов, регулирую-

щих профессиональную деятельность, используют в работе необходи- 191 мые нормативные документы, могут защитить свои права.

Правовая компетентность начинает формироваться еще в процессе получения дошкольного, начального и основного общего образования обучающимися. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», к обучающимся, в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации, относятся воспитанники, учащиеся, студенты (курсанты), аспиранты, адъ-

192

юнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры, слушатели и экстерны.

Сегодня государство уделяет большое внимание формированию правовой компетентности у обучающихся. Знакомство с правовыми нормами происходит в рамках отдельных школьных предметов, на дополнительных и внеклассных занятиях. Средние специальные и высшие учебные заведения составляют свои образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в которых в качестве обязательного компонента успешного овладения любой профессией прописана правовая компетенция. Однако исследования показывают [1-4 и др.], что на данный момент правовая компетентность обучающихся формируется в недостаточной степени. В последующем это может привести к массовым проявлениям правового нигилизма, настроениям социально-правовой незащищенности.

Существует достаточное количество методик оценивания результатов сформированности правовой компетентности обучающихся [5-8], однако в большей степени данные методики связаны с проверкой знания правовых актов либо с констатацией наличия у школьников и студентов правовых убеждений.

Реализация правовой компетентности предполагает комплекс определенных действий, а именно: составление разнообразных документов в правовой сфере; толкование и комментирование правовых норм; анализ официальных документов (текстовый анализ); ведение деловой переписки; редактирование письменного правового текста; построение высказывания с соблюдением норм делового этикета

и культуры профессионального общения в правовой сфере. В основу каждого из данных действий положены определенные лингвистические знания и навыки, следовательно, уровень сформированности правовой компетентности может быть установлен по конкретным языковым признакам. Выделение таких признаков возможно с учетом современных достижений документной лингвистики и юридической лингвистики, изучающих официальную сферу общения.

Исследователи выделяют основные компоненты правовой компетентности [8]. К ним относятся:

• умение принимать юридически грамотные решения в конкретной ситуации, возникающей при осуществлении учебной и/или профессиональной деятельности;

• умение осуществлять анализ нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека;

• умение применять полученные правовые знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

• умение использовать юридические механизмы защиты прав и законных интересов;

• умение составлять необходимые нормативные документы;

• умение ориентироваться в правовой базе;

• умение самостоятельно осуществлять поиск, анализ и применение полученной правовой информации.

Каждому из этих компонентов соответствует определенный способ лингвистической реализации правовой компетентности обучающихся. Наглядно компоненты и способы представле-

ны в таблице 1. Например, умение принимать юридически грамотные решения в конкретной ситуации, возникающей при осуществлении учебной и/или профессиональной деятельности на практике, может реализовы-ваться через построение высказываний в правовой сфере (диалогических, монологических, полилогических); умение применять полученные правовые знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях связано с интерпретация правовой информации и т.д.

Анализ компонентов правовой компетентности обучающихся позволил выделить следующие способы лингвистической реализации этой компетентности:

• построение высказываний в правовой сфере (диалогических, монологических, полилогических);

• анализ правовой информации;

• интерпретация правовой информации;

• толкование и комментирование правовых норм;

• составление и редактирование документов в правовой сфере (юридических, официально-деловых);

• составление правовых запросов;

• поиск правовой информации.

Эти способы могут реализовы-

ваться обучающимися разных возрастов с разным уровнем подготовки. В нашей работе мы не рассматриваем отдельно способы лингвистической реализации правовой компетентности, характерные для профессиональной деятельности, так как они будут отличаться и по видам, и по языковым показателям.

Для каждого выявленного способа лингвистической реализации пра-

вовой компетенции можно определить преобладающую форму речи (устную или письменную), а также преобладающие, на наш взгляд, виды речевой деятельности (письмо, говорение, аудирование, чтение). Например, для составления и редактирования документов в правовой сфере преобладающей формой речи будет письменная, вид речевой деятельности — письмо; для анализа правовой информации преобладающая форма речи — устная, вид речевой деятельности — чтение, и т.д. (см. табл. 1).

Каждый способ лингвистической реализации правовой компетентности мы проанализировали с точки зрения языковых уровней и выявили разделы языкознания и смежные дисциплины, познания в которых позволят обучающимся продемонстрировать высокий уровень языковой и правовой подготовки. Например, для успешного построения высказываний в правовой сфере обучающимся нужны хорошие познания в лексикологии, грамматике, орфоэпии, стилистике, культуре речи. Грамотное составление и редактирование документов в правовой сфере (юридических, официально-деловых) невозможно без знаний в сфере лексикологии, грамматики, стилистики, культуры речи, документной лингвистики, юридической лингвистики. Результативное толкование и комментирование правовых норм возможно, если обучающиеся владеют основами грамматики, лексикологии, орфоэпии, культуры речи, стилистики и т.д.

На наш взгляд, правовая компетентность обучающихся может быть сформирована в большей или меньшей степени, поэтому представляется целесообразным выделение уровней

193

Таблица 1

Компоненты правовой компетентности и способы ее лингвистической реализации

Компонент правовой компетентности Способ лингвистической реализации правовой компетентности Преобладающая форма речи Виды речевой деятельности

умение принимать юридически грамотные решения в конкретной ситуации, возникающей при осуществлении учебной и / или профессиональной деятельности построение высказываний в правовой сфере (диалогических, монологических, полилогических) устная говорение

умение осуществлять анализ нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека анализ правовой информации устная чтение

умение применять полученные правовые знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях интерпретация правовой информации устная, письменная говорение, письмо, чтение

умение использовать юридические механизмы защиты прав и законных интересов толкование и комментирование правовых норм устная, письменная говорение, письмо

умение составлять необходимые нормативные документы составление и редактирование документов в правовой сфере (юридических, официально-деловых) письменная письмо

умение ориентироваться в правовой базе составление правовых запросов письменная письмо

умение самостоятельно осуществлять поиск, анализ и применение полученной правовой информации поиск правовой информации письменная, устная письмо, чтение

194

ее сформированности (к примеру, порогового, достаточного, повышенного). Уточнить количество данных уровней и дать им точное наименование позволит проведение лингвистического эксперимента, что является перспективным направлением нашей работы.

Для проведения такого эксперимента необходимо установить показатели, по которым будут производится подсчеты. Мы предполагаем, что некоторые правовые знания, умения и навыки обучающихся можно определить по ряду процессов речемысли-тельной деятельности. В частности, речь обучающихся, продуцируемая по поводу решения какой-либо правовой задачи, отражает их способность думать, рассуждать, анализировать, оценивать правовую информацию.

Мы выделили языковые показатели, соотносящиеся с разными уровнями языка, наличие / отсутствие / степень употребления которых в речи обучающихся послужит основой для характеристики каждого способа лингвистической реализации правовой компетентности.

Например, для оценки способа лингвистической реализации правовой компетентности «построение высказываний в правовой сфере» применимы следующие языковые показатели:

• употребление книжной лексики, употребление юридических терминов, употребление фразеологизмов (правовая тематика), отсутствие профессионализмов, отсутствие сниженной лексики, разграничение паронимов (лексикология);

• отсутствие грамматических ошибок, отбор грамматических конструкций, соответствующих выбранному стилю (грамматика);

• соблюдение норм произношения русского литературного языка (орфоэпия);

• выбор определенного стиля (официально-делового, разговорного, публицистического, научного), отсутствие грамматических ошибок, правильное наименование документов, употребление терминов, использование разнообразных языковых средств, использование тропов и фигур (стилистика);

• употребление формул уважительного отношения к собеседнику, формул приветствия и прощания, владение средствами логической связи, умение идентифицировать жанр текста, подтекст (иронию, пародию) (культура речи).

Для оценки способа лингвистической реализации правовой компетентности «интерпретация правовой информации» мы используем следующие языковые показатели:

• отсутствие сниженной лексики, отсутствие эмоционально-оценочной лексики, употребление слов в прямом значении, употребление юридических терминов (лексикология);

• отсутствие грамматических ошибок, отбор грамматических конструкций, соответствующих выбранному стилю (грамматика);

• соблюдение норм произношения русского литературного языка (орфоэпия);

• выбор стиля, соответствующего ситуации (стилистика);

• употребление формул уважительного отношения к собеседнику (культура речи).

И так для каждого способа (см. табл. 2).

Выявленные языковые показатели послужат для качественной оценки способов лингвистической реализации правовой компетентности при дальнейшем изучении данной темы. Качественная характеристика всех способов лингвистической реализации позволит сделать вывод об уровне сформирован-ности правовой компетентности конкретного обучающегося.

Необходимо также отметить, что грамотное построение высказываний в правовой сфере (диалогических, монологических, полилогических) невозможно без некоторых познаний в теории коммуникации, входящей в систему современной коммуникативисти-ки. В частности, обучающиеся должны осуществлять правильный выбор лингвистической формы и способа выражения, которые являются адекватными ситуации общения, в соответствии с коммуникативными целями и намерениями, с учетом социальной и функциональной ролей коммуникантов, а также иметь навыки эффективного речевого поведения в различных социально-коммуникативных ситуациях. Данные показатели можно также учитывать при определении сформи-рованности лингвистической компетентности обучающихся.

Для выявления лингвистических показателей в речи обучающихся мы предлагаем следующие виды заданий и упражнений. Например, процесс построения высказываний в правовой сфере можно смоделировать при помощи интервью, обсуждения, беседы, устного сообщения, ролевой игры, описания ряда картинок, схем, формуляров документов, восстановления недостающей информации, ответов на открытые

195

вопросы. Выделение показателей в процессе интерпретации правовой информации возможно с помощью таких заданий и упражнений, как собеседование, беседа на определенную тему, устное сообщение, ролевая игра, составление аннотации, написание реферата. Поиск правовой информации можно осуществлять в соответствии с

запросом в научно-правовой, периодической литературе, информационно-правовых базах данных, сети Интернет и т.д. по каждому языковому показателю. (см. табл. 3). Задания позволят осуществить сбор фактического материала для анализа.

Минимальное представление об уровне сформированности правовой

Таблица 2

Языковые показатели сформированности правовой компетентности

196

Способ лингвистической Разделы

реализации правовой языко- Показатели

компетентности знания

построение высказываний лексикология употребление книжной лексики;

в правовой сфере (диалогических, монологических, употребление юридических терминов (а также терминов, соответствующих выбранному стилю); употребление фразеологизмов (правовая тематика);

полилогических) отсутствие профессионализмов; отсутствие сниженной лексики; разграничение паронимов

грамматика отсутствие грамматических ошибок; отбор грамматических конструкций, соответствующих выбранному стилю

орфоэпия соблюдение норм произношения русского литературного языка

стилистика выбор определенного стиля (официально-делового, разговорного, публицистического, научного); использование разнообразных языковых средств; использование тропов и фигур

культура речи употребление формул уважительного отношения к собеседнику; формул приветствия и прощания; владение средствами логической связи, умение идентифицировать жанр текста, подтекст (иронию, пародию)

анализ правовой лексикология знание правовой лексики (терминов, номенов)

информации грамматика восприятие сложных грамматических конструкций; владение средствами логической связи

интерпретация правовой лексикология отсутствие сниженной лексики;

информации отсутствие эмоционально-оценочной лексики; употребление слов в прямом значении; употребление юридических терминов

грамматика отсутствие грамматических ошибок; отбор грамматических конструкций, соответствующих выбранному стилю

орфоэпия соблюдение норм произношения русского литературного языка

стилистика выбор стиля, соответствующего ситуации

культура речи употребление формул уважительного отношения к собеседнику

толкование и лексикология знание правовой лексики (терминов, номенов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

комментирование правовых употребление слов в прямом значении

норм грамматика отсутствие грамматических ошибок в устном или письменном комментарии

орфоэпия соблюдение норм произношения русского литературного языка

стилистика выбор стиля, соответствующего ситуации

культура речи употребление этикетных формул

Язык и образование Окончание таблицы 2

составление и редактирование документов в правовой сфере (юридических, лексикология выбор лексических средств (книжная лексика, термины, номены, аббревиатуры, сложносокращенные слова); употребление слов в прямом значении; отсутствие слов со значением субъективной оценки

официально-деловых) грамматика отсутствие грамматических ошибок; употребление отглагольных существительных; переход причастий в существительные; преобладание инфинитивов; употребление сложных предлогов; употребление слов, обозначающих должности, звания, процессуальное положение, в мужском роде; использование пассивных конструкций, возможность нанизывания падежей; использование распространенных предложений; использование составных сказуемых

стилистика выбор определенного стиля (официально-делового); использование разнообразных языковых средств

культура речи правильное употребление обращений, этикетных формул; уместное употребление клише и штампов

документная лингвистика выбор формы документа, соответствующей деловой ситуации; правильное оформление реквизитов (в соответствии с нормативно-правовыми актами); правильное оформление структуры текста (наличие частей, рубрикация, абзацное членение); уместное использование невербальных компонентов

юридическая лингвистика употребление латинизмов; использование побудительных, императивных предложений; отсутствие личных местоимений и личных форм глаголов в определенных документах

составление правовых запросов лексикология использования разнообразных лексем с целью формулирования запроса (юридических терминов, синонимов)

грамматика использования разнообразных грамматических конструкций с целью формулирования запроса (естественного языка и ИПЯ)

поиск правовой информации лексикология выделения релевантной информации по ключевым лексемам

197

компетентности может дать наблюдение за использованием обучающимися юридической терминологии, оценка качества составляемых ими официально-деловых и правовых документов, а также анализ способности находить требуемую правовую информацию, преимущественно в информационно-правовых базах данных и в сети Интернет.

Точное и уместное употребление юридических терминов в речи свиде-

тельствует о том, что обучающийся хорошо ориентируется в правовой сфере, имеет обширные систематизированные знания, хорошо формулирует мысли, может общаться на профессиональном уровне. Выявление особенностей функционирования официальных терминов в речи обучающихся возможно с использованием методик, разработанных в рамках документной лингвистики [9].

Таблица 3

Виды заданий для определения языковых показателей сформированности правовой компетентности

198

Компонент правовой компетентности Способ лингвистической реализации правовой компетентности Вид задания

умение принимать юридически грамотные решения в конкретной ситуации, возникающей при осуществлении учебной и / или профессиональной деятельности построение высказываний в правовой сфере (диалогических, монологических, полилогических) устное сообщение / рассказ; ролевая игра; интервью / собеседование; обсуждение / беседа; описание картинок, схем, формуляров документов; восстановление недостающей информации; ответы на открытые вопросы

умение осуществлять анализ нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека анализ правовой информации множественный выбор; нахождение соответствия; дополнение с элементами выбора

умение применять полученные правовые знания для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях интерпретация правовой информации рассказ; собеседование; кейс-стади; обсуждение / беседа; составление аннотации, написание реферата

умение использовать юридические механизмы защиты прав и законных интересов толкование и комментирование правовых норм написание обзора; написание аннотации; написание эссе; обсуждение / беседа; подготовленное сообщение; ролевая игра

умение составлять необходимые нормативные документы составление и редактирование документов в правовой сфере (юридических, официально-деловых) составление / редактирование организационно-распорядительного документа; составление / редактирование информационно-справочного документа; составление / редактирование юридического документа

умение ориентироваться в правовой базе составление правовых запросов составление запроса в виде связанного текста или в ИПЯ

умение самостоятельно осуществлять поиск, анализ и применение полученной правовой информации поиск правовой информации поиск информации в соответствии с запросом в научно-правовой, периодической литературе, информационно-правовых базах данных, сети Интернет

Дальнейшее изучение способов лингвистической реализации правовой компетентности обучающихся связано с разработкой корпуса заданий для определения уровня ее сформированности. Единицами изучения в данном случае станут выде-

ленные нами для каждого способа языковые показатели. Такое исследование будет способствовать уточнению и конкретизации понятия правовой компетентности обучающихся, введению эффективной оценки уровня ее сформированности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ваганова, О.И., Булаева, М.Н., Седых, Д.В. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 53-56.

2. Завражин, В.В. Правовая компетентность детей и молодежи: сравнительный анализ // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4 (49). С. 395-400.

3. Колдина, М.И., Сундеева, М.О., Татаренко, М.А. Теоретические основы формирования правовых компетенций педагога профессионального обучения // Международный студенческий научный вестник. Пенза, 2018. № 2. С. 76-79.

4. Микаилов, Д.А. Содержание и программное обеспечение формирования правовой компетентности бакалавра педагогического образования // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 309-314.

5. Жигулин, А.А. Сущность правовой компетентности будущего бакалавра-юриста // Форум молодых ученых. 2019. № 2 (30). С. 682-684.

6. Махрова, М.В., Махрова, Е.И. Роль коммуникативных средств в формировании информационно-правовой компетентности студентов университета // Образование. Наука. Карьера. Сборник научных статей Международной научно-методической конференции. В 2-х т. / отв. ред. А.А. Горохов. Курск, 2018. С. 87-91.

7. Сергушин, Е.Г., Сергушин, С.Е. Формирование социально-правовой компетентности у подростков во внеурочной деятельности как педагогическая проблема // Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых / под ред. Т.И. Шукшиной, В.И. Лаптуна. Саранск. 2018. С. 121-126.

8. Соболева, М.А. Современные методы формирования правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения в процессе профессионального образования // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). Пермь: Меркурий, 2013. С. 127-129.

9. Белоус, Е.С. Лексико-семантическая характеристика терминов управления документацией // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2010. № 2 (12). С. 13-18.

199

REFERENCES

1. Belous E.S. Leksiko-semanticheskaya kharakteristika terminov upravleniya dokumentatsiei, Vest-nik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya 2: Yazykoznanie, 2010, No. 2 (12), pp. 13-18. (in Russian)

2. Koldina M.I., Sundeeva M.O., Tatarenko M.A. Teoreticheskie osnovy formirovaniya pravovykh kompetentsii pedagoga professionalnogo obucheniya, Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik, Penza, 2018, No. 2, pp. 76-79. (in Russian)

3. Makhrova M.V., Makhrova E.I. "Rol kommunikativnykh sredstv v formirovanii informatsionno-pravovoi kompetentnosti studentov universiteta", in: Obrazovanie. Nauka. Karera. Sbornik nauch-nykh statei Mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii, 2 volumes, otv. red. A.A. Gorokhov. Kursk, 2018, pp. 87-91. (in Russian)

4. Mikailov D.A. Soderzhanie i programmnoe obespechenie formirovaniya pravovoi kompetentnosti bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2018, No. 4 (71), pp. 309-314. (in Russian)

5. Sergushin E.G., Sergushin S.E. "Formirovanie sotsialno-pravovoi kompetentnosti u podrostkov vo vneurochnoi deyatelnosti kak pedagogicheskaya problema", in: Sbornik nauchnykh statei po ma-terialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s elementami nauchnoi shkoly dlya molodykh uchenykh, pod red. T.I. Shukshinoi, V.I. Laptuna. Saransk, 2018, pp. 121-126. (in Russian)

6. Soboleva M.A. Sovremennye metody formirovaniya pravovoi kompetentsii budushchikh spetsial-istov sfery zdravookhraneniya v protsesse professionalnogo obrazovaniya, Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy III Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Perm, January, 2013. Perm, Merkurii, 2013, pp. 127-129. (in Russian)

7. Vaganova O.I., Bulaeva M.N., Sedykh D.V. Pravovaya kompetentnost studentov: sushchnost, pod-khody k formirovaniyu i otsenivaniyu, Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2018, No. 58-2, pp. 53-56. (in Russian)

8. Zavrazhin V.V. Pravovaya kompetentnost detei i molodezhi: sravnitelnyi analiz, Biznes. Obra-zovanie. Pravo, 2019, No. 4 (49), pp. 395-400. (in Russian)

9. Zhigulin A.A. Sushchnost pravovoi kompetentnosti budushchego bakalavra-yurista, Forum molodykh uchenykh, 2019, No. 2 (30), pp. 682-684. (in Russian)

Белоус Елена Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка,

Волгоградский государственный технический университет, belousdok@list.ru Belous E.S., PhD in Philology, Associate Professor, Russian Language Department, Volgograd State Technical University, belousdok@list.ru

Завражин Владимир Викторович, магистрант, кафедра русской филологии и журналистики,

Волгоградский государственный университет, newobr-info@mail.ru Zavrazhin V.V., Master Student, Russian Philology and Journalism Department, Volgograd State University, newobr-info@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.