Научная статья на тему 'Повышение уровня речевой культуры обучающихся ведомственных вузов ФСИН России в процессе преподавания дисциплины «Русский язык в деловой документации»'

Повышение уровня речевой культуры обучающихся ведомственных вузов ФСИН России в процессе преподавания дисциплины «Русский язык в деловой документации» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
568
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / SPEECH CULTURE / FORMATION / ORACY DEVELOPMENT / PRACTICAL EXERCISES / AN EFFECTIVE METHOD / LANGUAGE COMPETENCE / CREATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Титова Оля Зокировна

В статье анализируются способы повышения речевой культуры обучающихся ведомственных вузов ФСИН России при преподавании дисциплины «Русский язык в деловой документации». Автор обосновывает необходимость развития речевой грамотности у будущих сотрудников в сфере юриспруденции. Курсанты образовательных организаций ФСИН России имеют невысокий уровень языковой культуры, что недопустимо для специалистов с высшим образованием. Автор предлагает упражнения, направленные на повышение речевой культуры на практических занятиях по дисциплине «Русский язык в деловой документации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF STUDENTS’ SPEECH CULTURE DEVELOPMENT AT THE DEPARTMENTAL UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN THE PROCESS OF TEACHING THE DISCIPLINE «RUSSIAN IN BUSINESS DOCUMENTS»

The article analyzes the ways of the speech culture development of students at departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia while teaching the discipline «Russian in business documents». The author explains the necessity of developing the oracy of future employees in the field of jurisprudence. Cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia are having an insufficient level of language culture which is unacceptable for specialists with higher education. The author suggests exercises for the speech culture development while practical classes on the discipline «Russian in Business Documents».

Текст научной работы на тему «Повышение уровня речевой культуры обучающихся ведомственных вузов ФСИН России в процессе преподавания дисциплины «Русский язык в деловой документации»»

УДК 811.161.1

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ»

О.З. Титова

Аннотация. В статье анализируются способы повышения речевой культуры обучающихся ведомственных вузов ФСИН России при преподавании дисциплины «Русский язык в деловой документации». Автор обосновывает необходимость развития речевой грамотности у будущих сотрудников в сфере юриспруденции. Курсанты образовательных организаций ФСИН России имеют невысокий уровень языковой культуры, что недопустимо для специалистов с высшим образованием. Автор предлагает упражнения, направленные на повышение речевой культуры на практических занятиях по дисциплине «Русский язык в деловой документации».

Ключевые слова: речевая культура, формирование, повышение речевой грамотности, практические занятия, эффективный метод, языковая компетенция, творческий подход.

THE LEVEL OF STUDENTS' SPEECH CULTURE DEVELOPMENT

AT THE DEPARTMENTAL UNIVERSITIES OF THE FEDERAL

PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN THE PROCESS OF TEACHING

THE DISCIPLINE «RUSSIAN IN BUSINESS DOCUMENTS»

O. Titova

Abstract. The article analyzes the ways of the speech culture development of students at departmental universities of the Federal Penitentiary Service of Russia while teaching the discipline «Russian in business documents». The author explains the necessity of developing the oracy of future employees in the field of jurisprudence. Cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia are having an insufficient level of language culture which is unacceptable for specialists with higher education. The author suggests exercises for the speech culture development while practical classes on the discipline «Russian in Business Documents».

Keywords: a speech culture, a formation, oracy development, practical exercises, an effective method, a language competence, a creative approach.

Подготовка специалистов на современном этапе предполагает готовность к успешной профессиональной деятельности, что, в свою очередь, невозможно без соответствующего владения необходимыми профессиональными компетенциями. При этом, коммуникативная компетенция обучающегося становится целью и средством эффективного развития личности в образовательном процессе [1]. Высокий уровень речевой культуры является обязательной составляющей будущего специалиста в сфере юриспруденции в нашей стране. Владение богатым словарным запасом, грамматически правильно оформленной устной и письменной речью, умение четко и лаконично отвечать на поставленные вопросы - задача, которая ставится перед профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений, готовящих специалистов для правоохранительных органов [2]. Будущие выпускники с высоким уровнем речевой подготовки будут более эффективно решать задачи, связанные с профессиональной деятельностью.

При этом преподавание русского языка в профильных образовательных организациях не в полной мере ликвидирует речевые пробелы в процессе подготовки будущих сотрудников для уголовно-исполнительной системы и,

соответственно, не происходит формирование необходимых знаний, умений и навыков, именно как целостной языковой компетенции [3]. В итоге выпускники ведомственных вузов ФСИН России имеют недостаточно высокий уровень речевой грамотности. Мы говорим о несоблюдении существующих языковых норм на всех уровнях системы языка: от орфоэпии до синтаксиса. Сотрудники в своей профессиональной деятельности совершают ошибки как в письменной речи - при составлении процессуальных документов, - так и в устной. В последнем случае мы имеем в виду не только выступление на оперативных совещаниях с руководством ФСИН России, но и устную коммуникацию на местном уровне, а также неформальное общение сотрудников уголовно-

исполнительной системы между собой, где безграмотная речь абсолютно недопустима.

Повышение уровня речевой культуры обучающихся в профильных вузах ФСИН России осуществляется в процессе преподавании учебной дисциплины «Русский язык в деловой документации». Преподаватели используют методики обучения с учетом

практикоориентированного подхода на основе интеграции русского языка и содержания профилирующих дисциплин [4].

При проведении практических занятий обучающиеся комплексно изучают такие разделы курса русского языка, как грамматика, лексика, словообразование, орфография, стилистика. Существует множество различных способов повышения уровня речевой культуры обучающихся при проведении практических занятий. На наш взгляд, самыми эффективными, являются следующие [5]:

1. Формирование речевой культуры происходит за счет получения новых знаний, включая различные направления науки и техники; получение и анализ информации из СМИ; работу с художественной, научной, публицистической, литературой.

2. Повышение речевой грамотности также осуществляется через расширение языкового кругозора, знаний о языке.

3. Обогащение тезауруса русского языка способствует формированию речевой грамотности обучающихся.

4. Развитие слухового восприятия необходимо для совершенствования навыков речевого общения. Необходимо слушать грамматически правильную речь, обращать внимание на произношение слов и их употребление. Обучающимся следует стремиться к содержательности речи, совершенствованию языкового мастерства, ораторским приемам.

5. Осуществление вербальной коммуникации (организация и проведение бесед и переговоров различной тематики, публичные выступления перед учебной аудиторией, участие в дебатах и дискуссиях и т.п.).

6. Изучение основ ораторского искусства позволяет развивать красноречие, дикцию и речевую импровизацию.

7. Работа с текстами. Чтение и анализ текстов разных функциональных стилей и документации способствуют формированию языковой компетенции.

9. Изучение языковых норм русского языка является приоритетным направлением в совершенствовании речевой грамотности.

10. Ознакомление и овладение технологиями коммуникативного общения формирует

коммуникативную грамотность обучающихся, необходимую в их дальнейшей

профессиональной деятельности.

При проведении практических занятий преподаватель организовывает и проводит разные по стилю беседы, презентации, переговоры, телефонные разговоры, интервью, дебаты с целью совершенствования языковой компетенции обучающихся [6]. Не менее эффективными являются упражнения, направленные на развитие письменной речи. Овладение эпистолярным жанром и написание писем позволяют снизить количество ошибок, отточить слог, найти собственный стиль. Работа со словарями на занятиях по учебной дисциплине «Русский язык в деловой документации» направлена на обогащение тезауруса обучающихся, формирование представления о языковом богатстве и языковой структуре русского языка.

Выполнение исследовательской работы и самостоятельного поиска нужного учебного материала способствует становлению речевой личности обучающегося. Участникам образовательного процесса предлагаются проблемные ситуации и ролевые игры, необходимые для активизации учебного процесса

[7].

В ситуации повышенной коммуникативной ответственности язык выступает механизмом получения и обработки информации. Важными задачами при проведении практических занятий являются: увеличение коммуникативной активности обучающихся, обогащение их языковой культуры, совершенствование навыков и умений воспроизведения профессиональной речи в различных ситуациях [8].

Мы считаем, что одним из эффективных методов изучения теоретического материала для увеличения профессионального словарного запаса являются тексты, подобранные в различных функциональных стилях русского языка. При работе с такими текстами преподаватель учитывает профессионально значимые сведения, необходимые для дальнейшей служебной деятельности

обучающихся, познавательные факты из области культуры, истории языка и др. [9].

Анализируя тексты профессионального и общего содержания, будущие сотрудники уголовно-исполнительной системы усваивают языковые правила, отрабатывают лексические, морфологические, синтаксические и

фонетические навыки. Практические задания для обогащения речевой культуры разрабатываются с учетом языковых уровней, способствующих совершенствованию устной и письменной речи выпускника ведомственного вуза.

Не менее интересным является использование творческого подхода в процессе преподавания учебной дисциплины «Русский язык в деловой документации» как средство формирования языковой культуры. Такой подход предполагает педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающегося. Творческий подход чаще всего реализуется при организации и проведении научных дискуссий, коллективного обсуждения и решения языковых задач; проведения ролевых игр и иных форм коммуникативного взаимодействия. Курсанты познают и моделируют разнообразные ситуации общения, отрабатывают речевые коммуникации, связанные

с будущей профессиональной деятельностью, принимают участие в языковых играх.

Важно помнить, что преподавание дисциплины «Русский язык в деловой документации» в ведомственном вузе должно быть организовано с учетом формирования языковой компетенциями на принципе культуросообразности [10]. Использование данного принципа разрешает противоречия между классическими подходами к профессиональной подготовке специалистов с юридическим образованием и современными тенденциями развития юридического

образования.

Литература:

1. Ильичева Л.И. Языковая компетенция как составляющая общекультурных компетенций в свете новых ФГОС / Л.И. Ильичева // Иностранные языки в науке и образовании. - 2016. - № 11. - С. 55-58.

2. Андреева Г.Б., Кашинцева И.Л. Потенциал дисциплин «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой коммуникации», «Русский язык в деловой документации» в процессе формирования общекультурных компетенций обучающихся образовательных учреждений ФСИН России / Г.Б. Андреева, И.Л. Кашинцева // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 2-3. - С. 453-457.

3. Абрамова Н.А. Русский язык в деловой документации / Н.А. Адрамова. - М.: Проспект, 2017. -192 с.

4. Гализина Е.Г. Формирование общекультурной языковой компетенции при обучении профессиональной лексике студентов специальности «Юриспруденция»: сборник научных трудов / Е.Г. Гализина // Язык и коммуникация в современном поликультурном социуме. - М., 2014. - С. 333-339.

5. Морохова О.А. Преподавание дисциплины «Русский язык в деловой документации» в юридическом вузе: теория и практика / О.А. Морохова // Современная педагогика. - 2017. - № 3(52). - С. 131133.

6. Еськина О.А. Методика уровневой оценки сформированности языковой компетенции курсанта военного технического вуза / О.А. Еськина // Педагогический журнал. - 2017. - Том 7. - № 2А. - С. 399-412.

7. Иванова А.Ю., Шувалова Н.Н. Русский язык в деловой документации: Учебник и практикум / А.Ю. Ивнова, Н.Н. Шувалова. - М.: Юрайт, 2016. - 159 с.

8. Домбровская И.И. Лингвистическая компетенция как часть языкового сознания и способы оценки уровня ее сформированности / И.И. Домбровская // Вестник Омского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1(10). - С. 89-91.

9. Василенко Т.Н. Проблема междисциплинарной интеграции учебной дисциплины «Русский язык в деловой документации» в юридическом вузе // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями / Т.Н. Василенко. - 2017. - № 15-2. - С. 184-185.

10. Шагбанова Х.С., Саламов Р.А. Профессионально-языковые компетенции специалистов в области юриспруденции: сборник статей / Х.С. Шагбанова, Р.А. Саламов // Научные основы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. - 2013. - С. 168.

Сведения об авторе:

Титова Оля Зокировна (г. Самара, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и общегуманитарных дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, email: olya-titova-2012@mail.ru

Data about the author:

O. Titova (Samara, Russia), Candidate of Pedagogic Sciences, Associated Professor of philosophy and all humanities department, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service, e-mail: olya-titova-2012@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.