филологические Титова Оля Зокировна
науки ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ...
УДК 811.161.1
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ ФКОУ ВО СЮИ ФСИН РОССИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ»
© 2017
Титова Оля Зокировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и общегуманитарных дисциплин, подполковник внутренней службы Самарский юридический институт ФСИН России» (443022, Россия, Самара, ул. Рыльская 24 В, e-mail: [email protected]) Аннотация. В данной статье кратко показана эволюция взглядов на понятие «языковая компетенция» в науке. Отмечена важная роль дисциплины «Русский язык в деловой документации» в формировании языковой компетенции курсантов неязыковых вузов. Также в статье затронута проблема низкого уровня развития языковой компетенции абитуриентов и первокурсников ФКОУ ВО СЮИ ФСИН и других неязыковых вузов в целом. Одним из основных и наиболее эффективных подходов к формированию языковой компетенции курсантов в процессе преподавания дисциплины «Русский язык в деловой документации» указывается профессионально ориентированный подход. Автор подробно анализирует особенности формирования языковой компетенции у курсантов профильных образовательных учреждений при изучении учебной дисциплины «Русский язык в деловой документации». Проблема успешного формирования языковой компетенции, а, следовательно, умения использовать русский язык для своей профессиональной деятельности в настоящее время является весьма актуальной в сфере языкового образования, так как её решение будет способствовать более глубокому усвоению курсантами профессиональных дисциплин. Однако прежде, чем исследовать специфику формирования языковой компетенции у курсантов, следует изучить сущность самого понятия «языковая компетенция».
Ключевые слова: общепрофессиональные компетенции, языковая компетенция, формирование языковой компетенции, русский язык в неязыковых вузах, профессионально ориентированный подход, русский язык в деловой документации, юридическая речь.
LINGUISTIC COMPETENCE FORMATION AMONG CADETS OF THE FEDERAL GOVERNMENT EDUCATIONAL ESTABLISHMENT OF HIGHER EDUCATION OF THE SAMARA LAW INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN THE PROCESS OF TEACHING ACADEMIC DISCIPLINE «RUSSIAN IN BUSINESS DOCUMENTS»
© 2017
Titova Olya Zokirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associated Professor of the Philosophy and All Humanities department, Lieutenant Colonel of the Internal Service
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (443022, Russia, Samara, Rylskaya 24 V, e-mail: [email protected]) Abstract. This article briefly examines the evolution of views on the concept of "linguistic competence" in science. An important role of the teaching of the discipline «Russian in business documents» which is necessary for the formation of the linguistic competence of cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia was noted. The article also touches upon the problem of the low level of development of the linguistic competence of applicants and first-year students of the Faculty of Nonbudgetary Training of the Federal Government Educational Establishment of Higher Education Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia and other non-linguistic universities in general. One of the basic and most effective approaches to the formation of the linguistic competence of students in the process of teaching the academic discipline "Russian in business documents" demonstrates a professionally oriented approach. The author analyzes in detail the peculiarities of the formation of linguistic competence among cadets of specialized educational institutions when studying the academic discipline "Russian in business documents." Nowadays the problem of the successful formation of the linguistic competence and the ability to use the Russian for its professional activities as well is really relevant in the sphere of language education because its solution will contribute to deeper acquisition of the professional disciplines by cadets. However, before studying the specifics of the formation of linguistic competence among cadets, it is necessary to study the essence of the "linguistic competence" concept.
Keywords: general professional competence, linguistic competence, linguistic competence formation, Russian in non-linguistic high schools, professionally oriented approach, Russian in business documents, law speech.
Принятием действующего Федерального государ- профессиональных дисциплин. Однако прежде, чем ис-
ственного образовательного стандарта, вступившего следовать специфику формирования языковой компе-
в силу в 2011 г., был фактически завершен переход на тенции у курсантов, следует изучить сущность самого
новую систему высшего образования. В связи с этим в понятия «языковая компетенция».
настоящее время от высших учебных заведений требуют Данный термин впервые был использован в конце
дальнейшего совершенствования подготовки специали- 50-х гг. XX в. американским ученым Н. Хомским [20].
стов, которые должны обладать не только общепрофес- В трактовке исследователя языковая компетенция - это
сиональными компетенциями, но и коммуникативными, «всеобщность лингвистических знаний родного языка,
языковыми, культурологическим, которые обладают которая делает возможным «производить» все важней-
важной социализирующей составляющей, и необходи- шие предложения языка, а также образовывать новые,
мы будущему специалисту. ранее не принадлежащие предложения, согласно грам-
В рамках данного исследования мы более подробно матике и правилам» [20, с. 5]. Под языковой компетен-
остановимся на особенностях формирования языковой цией ученый понимал знание носителя языка о своём
компетенции у курсантов ФКОУ ВО СЮИ ФСИН при языке. Н. Хомский семантически противопоставил язы-
изучении дисциплины «Русский язык в деловой доку- ковую компетенцию термину «использование языка».
ментации». Различие значений данных понятий раскрывалось как
Проблема успешного формирования языковой ком- разница между знанием говорящего или слушающего о
петенции, а, следовательно, умения использовать рус- языке и применением языка в практике общения и дея-
ский язык для своей профессиональной деятельности тельности человека.
в настоящее время является весьма актуальной в сфере К концу 60-х - началу 70-х гг. последователи Н.
языкового образования, так как её решение будет спо- Хомского начинают трактовать данные понятия как
собствовать более глубокому усвоению курсантами «языковую способность», т. е. потенциальное знание
Титова Оля Зокировна philological
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ... sciences
языка и о языке его реального носителя, и «языковую активность», т. е. реальную речь в реальных условиях. Точную формулировку данным терминам дал Д. Слобин, отметивший различие «между тем, что человек теоретически способен говорить и понимать, и тем, что он на самом деле говорит и понимает в конкретных ситуациях» [19, с. 23].
Как видно, за непродолжительный промежуток времени в процессе развития понятия «языковая компетенция» произошел сдвиг в сторону так называемого человеческого фактора.
С. Муаран языковую компетенцию трактовала как знание фонетических, лексических, грамматических и текстуальных моделей языковой системы, а также умение использовать их в высказываниях. У французского исследователя С. Савиньона под языковой компетенцией понимается грамматическая компетенция - способность узнавать лексические, морфологические, синтаксические и фонологические особенности языка и манипулировать ими [5, с. 335].
Отечественные ученые также исследовали понятие языковой компетенции. Так, по мнению М. Н. Вятютнева, языковая компетенция - «это приобретенное интуитивное знание небольшого количества правил, которые лежат в основе построения глубинных структур языка, преобразуемых в процессе общения в разнообразные высказывания, т. е. в поверхностные структуры. Знание правил не означает обязательного умения формулировать их» [4, с. 58]. С точки зрения ученого, языковая компетенция - это только звено в процессе овладения языком. Развитие исключительно языковой компетенции недостаточно для речевой практики.
Г.В. Колшанский понимает языковую компетенцию шире. По мысли исследователя, оно означает «способность любого человека усваивать любую языковую систему на основе единого логического мыслительного аппарата, свойственного человеку и его мышлению как отражению закономерностей единого материального мира» [11, с.11].
В данной статье мы будем придерживаться определения, сформулированного Н.Ю. Русовой: языковая компетенция - это «конкретные умения, являющиеся основой коммуникативной культуры личности, которые предусматривают знание языковых норм и владение правилами их применения, помогающими осуществить выбор языковых средств, адекватных цели, условиям общения» [18, с. 23].
Важно понимать, что языковая компетенция не ограничивается только знанием грамматических правил и лексики. Она является сложной совокупностью знаний языка, включающих ряд навыков и способностей, таких как: активирование словарного запаса и выражений, верное применение знаний грамматических правил, приспособление к многочисленным речевым, социальным, культурным и профессиональным нормам в контексте интерактивной коммуникации [7, с. 399].
Большим потенциалом в формировании языковой компетенции курсантов обладает дисциплина «Русский язык в деловой документации». Умение грамотно писать, оформлять деловые бумаги (служебные документы) в соответствии с нормами стилистики и делового этикета, умение грамотно выражать свои мысли в ситуациях делового общения - необходимое требование времени. Кроме того, правоведческая деятельность во многом зависит от понимания многих языковых сторон и от умения ими пользоваться, и, следовательно, повышается значимость дисциплины «Русский язык в деловой документации» для профессиональной подготовки будущих юристов.
Целью данной дисциплины в ФКОУ ВО СЮИ ФСИН является формирование комплекса коммуникативных умений и навыков в области профессионально ориентированной культуры письменной речи для практического использования в работе при создании и оформлении де-102
ловой документации, а также формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Эффективность формирования языковой компетенции посредством названной дисциплины изначально обусловлена её направленностью на развитие языка.
Юридическая речь - сложное функционально-стилевое образование, для которого важны и монолог, и диалог, и полилог; одинаково значимы и устная, и письменная формы речи; принципиально необходимо соответствие нормам литературного языка и использование ресурсов различных стилей речи.
Очевидно, что формирование у курсантов языковой компетенции требует огромной работы. Грандиозность масштабов этой работы становится понятной, если учитывать, что речь подавляющего большинства абитуриентов относится в лучшем случае к среднелитературному типу речевой культуры, для которого характерно соблюдение норм литературного языка при недостаточности знаний, приводящей к орфографическим и пунктуационным ошибкам в письменной речи, к нарушениям произносительных норм в устной речи, к грамматическим и лексическим ошибкам. Устные и письменные тексты свободно создаются только в стандартных ситуациях, строго регламентированных инструкциями или известными образцами; культурные, исторические и научные феномены осмыслены на уровне отдельных значительных фактов или событий. Все это приводит к неумению свободно мыслить и самостоятельно продуцировать идеи, к заимствованию чужих идей. Стремление изменить обиходно-бытовой характер самостоятельных высказываний приводит к обилию штампов, необоснованному использованию заимствованных слов, неуместному включению книжных оборотов речи. Проявление коммуникативных качеств речи не носит комплексный характер [2].
Дисциплина «Русский язык в деловой документации» призвана вырабатывать у курсантов навыки самостоятельного, сознательного выбора и организации языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Среди задач, стоящих перед данной дисциплиной, следует отметить следующие:
- овладение ресурсами русского языка;
- формирование умения отбирать языковые средства для осуществления оптимальной профессиональной коммуникации;
- овладение нормами современного русского языка;
- формирование навыков поисково-аналитической работы со справочными изданиями, навыков грамотного письма и грамотной устной речи;
- изучение особенностей функциональных стилей и жанров, значимых для правовой коммуникации;
- изучение особенностей создания текста публичного выступления в различных сферах правовой коммуникации и др.
В юридическом вузе дисциплина «Русский язык в деловой документации» выступает в качестве профессионально ориентированного курса, основная цель которого заключается в том, чтобы помочь обучающимся овладеть языком официальной документации и подготовить их к общению в профессиональной сфере с учетом конкретной специальности [3].
Профессиональная направленность содержания как учебных материалов, так и в целом всей учебной деятельности лежит в основе профессионально ориентированного обучения на занятиях русского языка в ФКОУ ВО СЮИ ФСИН. Именно данный фактор позволяет формировать профессиональные умения курсантов юридических вузов как будущих специалистов соответствующего профиля._
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
филологические науки
Титова Оля Зокировна ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ...
История подготовки специалистов в системе российского профессионального образования наглядно демонстрирует направленность на профессионализацию обучающихся, на привитие им не только необходимых профессиональных знаний и умений, но и норм поведения и ценностных ориентиров, на развитие у них способностей к решению профессиональных задач в любых ситуациях общения.
Анализ основных этапов становления и развития профессионально ориентированного подхода в обучении русскому языку курсантов, разноаспектный обзор научно-методической литературы по указанной проблематике свидетельствуют о том, что несколькими поколениями отечественных русистов накоплен огромный опыт организации этого процесса обучения, разработки учебно-методических и учебных материалов. И дальнейшее развитие всей целостной системы обучения курсантов с необходимостью предполагает обобщение и использование этого теоретико-практического опыта.
В современном мире профессионально ориентированное обучение русскому языку приобретает особую актуальность, поскольку предусматривает формирование у курсантов языковой компетенции, позволяющей им осуществлять профессиональную деятельность на русском языке в различных ситуациях общения избранной сферы деятельности.
Традиционно профессионально ориентированный подход к формированию языковой компетенции осуществляется на материале текстов по профилю, который курсанты выбрали в качестве будущей специальности. Во время работы над текстом происходит многоаспектное обучение языку специальности: изучение терминологической лексики, овладение грамматическими конструкциями научного стиля речи и т.д. [15]
Важную роль здесь играет правильный отбор учебного материала, обусловленный профессиональной направленностью. Учет специфики профилирующих специальностей целесообразно проводить по следующим направлениям: работа над юридическими текстами, изучение специальных тем для развития устной речи, разработка методических пособий для развития грамматического и лексического уровней языковой компетенции курсантов. Особое внимание следует уделять орфографии профессиональных терминов, правильному использованию номенклатурных названий органов, учреждений и должностей, а также особенностям синтаксических конструкций (однотипности конструкций, а также уместности/неуместности употребления определенных синтаксических конструкций), неуместности эмоционально-окрашенных слов и выражений.
Важно учитывать, что профессионально ориентированный подход к формированию языковой компетенции курсанта юридического вуза подразумевает совокупность познания «юридического» русского языка с формированием и развитием его личностных качеств.
Сформированная языковая компетенция курсантов ФКОУ ВО СЮИ ФСИН будет способствовать развитию их чувства собственного достоинства и формированию позитивного облика сотрудника правоохранительных органов среди гражданских институтов и общества в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова Н.А. Русский язык в деловой документации. М.: Проспект, 2017. 192 с.
2. Андреева Г.Б., Кашинцева И.Л. Потенциал дисциплин «Иностранный язык», «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой коммуникации», «Русский язык в деловой документации» в процессе формирования общекультурных компетенций обучающихся образовательных учреждений ФСИН России // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-3. С. 453-457.
3. Василенко Т.Н. Проблема междисциплинарной интеграции учебной дисциплины «Русский язык в деловой документации» в юридическом вузе // Актуальные
проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2017. № 15-2. С. 184-185.
4. Вятютнев М. Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков // ИЯШ. № 6. 1975. С. 55-64.
5. Гализина Е.Г. Формирование общекультурной языковой компетенции при обучении профессиональной лексике студентов специальности «Юриспруденция» // В сборнике: Язык и коммуникация в современном поликультурном социуме. Сборник научных трудов. М., 2014. С. 333-339.
6. Домбровская И.И. Лингвистическая компетенция как часть языкового сознания и способы оценки уровня ее сформированности // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (10). С. 89-91.
7. Еськина О.А. Методика уровневой оценки сфор-мированности языковой компетенции курсанта военного технического вуза // Педагогический журнал. 2017. Том 7. № 2А. С. 399-412.
8. Иванова А.Ю., Шувалова Н.Н. Русский язык в деловой документации. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2016. 159 с.
9. Ильичева Л.И. Языковая компетенция как составляющая общекультурных компетенций в свете новых ФГОС // Иностранные языки в науке и образовании.
2016. № 11. С. 55-58.
10. Килина О.А. Особенности формирования профессионально-ориентированной языковой компетенции студентов юридического вуза // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2016. № 3 (24). С. 92-96.
11. Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // ИЯШ. № 1. 1985. С. 10-14.
12. Краснобаева Н.С. Формирование и развитие языковой и коммуникативной компетенций студентов // Наука и культура России. 2014. Т. 1. С. 348-350.
13. Кудасова Н.В. Компетентностный подход при обучении русскому языку курсантов неязыкового вуза // В сборнике: Проблемы преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в вузе материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. 2015. С. 58-61.
14. Марченко С.В. Способы формирования профессионально-языковой компетенции сотрудника УИС // Вестник Самарского юридического института. 2010. № 1 (1). С. 199-202.
15. Морохова О.А. Преподавание дисциплины «Русский язык в деловой документации» в юридическом вузе: теория и практика // Современная педагогика.
2017. № 3 (52). С. 131-133.
16. Морохова О.А. Преподавание дисциплины «Русский язык в деловой документации» в юридическом вузе: теория и практика // Современная педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika. snauka.ru/2017/03/6951 (дата обращения: 28.08.2017).
17. Рахмонов С.Х. Формирование языковой компетенции студентов в процессе обучения русскому языку // Вестник Таджикского национального университета. 2016. № 3-3 (202). С. 255-259.
18. Русова Н.Ю. Современные технологии в науке и образовании. Н. Новгород: НГПУ, 2002. 28 с.
19. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. 350 с.
20. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 129 с.
21. Шагбанова Х.С., Саламов Р.А. Профессионально-языковые компетенции специалистов в области юриспруденции // В сборнике: Научные основы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Сборник статей. 2013. С. 168.
Статья поступила в редакцию 18.07.2017.
Статья принята к публикации 23.09.2017.