УДК 37.013
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Туркаева Л.В.,
Грозненский государственный нефтяной технический университет
им. акад. М.Д. Миллионщикова E-mail: [email protected]
На сегодняшний день в условиях низкого показателя правовой культуры российского общества проблема правовой социализации молодежи становится настолько актуальной, что затрагивает интересы многих специалистов в различных областях деятельности. Прежде всего такое повышенное внимание объясняется такими факторами, как социальная трансформация личности и модификация образовательной системы, которые в первую очередь способствуют определенным трудностям в процессе правовой адаптации подрастающего поколения к новым реалиям окружающего мира. В данной работе анализируются новейшие тенденции в развитии методики преподавания правовых дисциплин в высших учреждениях профессиональной системы образования. Кроме того, представлено влияние правовой культуры на поведение человека при реализации творческого потенциала в процессе правовой деятельности и социального взаимодействия.
Ключевые слова: правовая культура, личность, общество, социальная трансформация, институты социализации, профессиональное образование.
FORMATION OF LEGAL CULTURE FOR STUDENTS IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS
L.V. Turkaeva,
Grozny State Oil Technical University named after acad. M.D. Millionshchikova E-mail: [email protected]
Today, in the conditions of a low indicator of the legal culture of Russian society, the problem oflegal socialization of young people is becoming so urgent that it affects the interests of many specialists in various fields of activity. First of all, such increased attention is explained by certain factors such as the social transformation of the individual and the modification of the educational system, which, first of all, contribute to certain difficulties in the process oflegal adaptation of the younger generation to the new realities of the surrounding world. This paper analyzes the latest trends in the development of methods of teaching legal disciplines in higher institutions of the professional education system. In addition, the influence oflegal culture on human behavior in the implementation of creative potential in the process of legal activity and social interaction is presented.
Keywords: legal culture, personality, society, social transformation, institutions of socialization, professional education.
Введение
В условиях модернизации современного гражданского общества правовое воспитание подрастающего поколения является неотъемлемым атрибутом формирования полноценного социального института общества и нормативного поведения в социуме. Коренные преобразования, происходящие сегодня в современной России, заставляют задуматься о благополучии в завтрашнем дне. Такие факторы, как строительство правового государства, переход к рыночной экономике, социально-политический кризис, популяризация общественных организаций, совершенствование законодательства и многое другое актуализировали проблемы правового образования и правовоспитательного процесса. В настоящее время перед высшими учебными заведениями поставлена непростая задача, заключающаяся в подготовке не только высокопрофессиональных специалистов, но и нравственных людей с повышенным уровнем правовой культуры, способных самостоятельно и грамотно решать возникающие ситуации с применением правовых знаний.
Описание исследования
Насущность проблемы правового воспитания в учреждениях высшего профессионального образования с научной точки зрения обусловлена высокой значимостью правовой культуры в профессиональной подготовке и социализации личности в структуре целостного воспитательного процесса. В свою очередь ряд положительных изменений в обществе несут с собой и негативные последствия, в числе которых можно назвать правовой нигилизм, рост преступности и нравственную деградацию человека. Криминализация молодежной среды выступает весомым аргументом нравственно-правовой характеристики общества, что обусловливает остроту проблемы, стоящей перед федеральными и региональными органами государственной власти Российской Федерации при реализации государственной молодежной политики.
Говоря об исключительности и самосто-
ятельности правовой культуры как социального феномена, в первую очередь следует задуматься о том, что же она собой представляет. Можно рассматривать правовую культуру с двух позиций - широкой и узкой. Под правовой культурой в широком смысле этого слова принято понимать совокупность юридических компонентов в их действительной реализации, комплекс понятий человека и групп людей о праве, его воплощении, о деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Что касается понятия «правовая культура» в узком смысле, то здесь мы можем говорить о культуре правосознания человека, добросовестного и уважительного отношения к действующему законодательству, что в свою очередь создает уровень правового престижа в обществе.
На мой взгляд, такая интерпретация данного понятия определяет, во-первых, то, что правовая культура выступает неотъемлемой составляющей культуры в целом, которая включает в себя комплекс человеческих знаний относительно правовой действительности и норм законодательства. Во-вторых, это постоянное движение, стремление личности к совершенствованию своих познаний в области права, а также развитие отечественного государства и современного общества в русле правовых идей. В-третьих, правовая культура как результат сотрудничества внешних объективных факторов и внутренней необходимости (субъективные факторы) побуждает человека к правовой деятельности.
Нынче проблема правового образования личности студента и умение использовать возможности правовой системы государства приобретают практическое значение в механизме профессионального образования. В современном профессиональном образовании прослеживается тенденция ориентирования студентов на актуальные, востребованные работодателями профессиональные компетенции. Одной из таких компетенций является умение пользоваться правовыми знаниями для осуществления профессиональной деятельности. Действи-
тельно, будущий специалист должен иметь представление о нормативных актах, своих правах и обязанностях в рамках последующей профессиональной деятельности. Это представление позволит будущему бакалавру или магистранту соотносить свои действия с нормами права и осуществлять профессиональные функции в правовом поле. Кроме того, студент не только должен быть осведомлен о правовых нормах, но и обладать определенным качеством, которое будет свидетельствовать о стабильной реализации данной компетенции.
Проблема низкого уровня правовой культуры молодежи в сложившейся ситуации приобретает особую остроту, вследствие чего возрастает роль и значимость педагогических работников в данном направлении. Вполне очевидно, что в нынешних условиях современной молодежи не хватает:
- нравственно-правовой готовности адаптации к внешней среде;
- теоретических знаний, опыта и навыков, позволяющих достойно справляться с непростыми жизненными ситуациями;
- духовно-нравственных качеств и морально-этических установок, помогающих человеку принять верное решение.
Правовая культура, являясь важным компонентом общей культуры человека, оказывает неоценимое воздействие на развитие сознания людей в различных сферах жизнедеятельности. Если в недалеком прошлом для характеристики компетентности работника было достаточно заглянуть в его диплом и оценить степень знаний, то на сегодняшний день спектр требований, предъявляемых к уровню профессионализма, значительно расширился. Исходя из анализа теории и практики по проблеме правового воспитания будущего специалиста, можно определить всю важность правового просвещения в свете повседневной и профессиональной деятельности. Правовая грамотность способствует тому, что человек может свободно ориентироваться в потоке информации по вопросам государства и законодательства [1, с. 131-133].
С точки зрения известного социолога Ильинского И.М., определившего фундаментальное ядро содержания подлинного образования, это не что иное, как истинный процесс формирования целостного всестороннего познания окружающего мира, осмысления ее основ и содержания. Современные жизненные реалии побуждают человека к получению определенных знаний, чтобы понимать окружающую нас действительность. В этом и проявляется первостепенная задача по-настоящему образованного человека, обладающего личным мировоззрением и познаниями в основных сферах жизнедеятельности общества (политика, экономика, культура и т.д.). Человек становится специалистом, пройдя определенный путь обучения и развития [2, с. 69-70].
Рассматривая правовую культуру студентов, необходимо задуматься о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция» как с юридической точки зрения, так и в педагогическом осмыслении. По мнению выдающегося лингвиста, автора знаменитого толкового словаря русского языка Ожегова С.И., термин «компетенция» - это подготовленность, авторитетность в какой-либо конкретной области знаний, в то время как «компетентность» представляет собой совокупность знаний, позволяющие рассуждать о чем-либо, высказывать обоснованное, субъективное мнение. В связи с этим некоторые исследователи рассматривают понятия «компетенция» и «компетентность» в педагогическом плане как синонимы. Если с педагогической точки зрения образовательная компетенция - степень личностного развития обучающегося и качественного освоения содержательной стороны образования, то юридическая версия придерживается того, что образовательная компетенция - способность обучающегося внедрять в практику сложные виды деятельности культурной среды [3, с. 14].
По своему историческому происхождению понятия «правовая компетентность» и «правовая культура» очень тесно сочетаются друг с другом. Можно согласиться с та-
ким суждением, учитывая то, что правовая культура является разновидностью культуры в целом, сложившаяся под воздействием многочисленных экономических, политических, социальных и духовных факторов общественного развития. Кроме того, правовая культура как ориентир правового поведения и показатель правового развития личности способствует формированию, передаче и сохранению правовых ценностей [4, с. 10].
Содержательную базу правовой культуры студента, обучающегося в высшем учебном заведении, составляют, во-первых, комплекс правовых знаний, во-вторых, способность использования этих знаний для применения в различных сферах жизнедеятельности. Правовая компетентность в конкретной сфере деятельности подтверждается простым фактом присутствия в человеке определенного уровня правовой культуры, а за процессом правовой социализации лично сти можно наблюдать в течение всей жизни [5, с. 39].
В настоящее время актуальность проблемы правового образования диктует необходимость внедрения в высшие учебные заведения эффективной методики по формированию правового сознания и правовой культуры студенческой молодежи на протяжении всего периода их обучения. Применительно к рассматриваемой проблеме можно определить основополагающие подходы и методы решения:
- обогащение подрастающей молодежи (студентов) правовой информацией;
- развитие представлений относительно значимости права и правоприменительной практики с целью соблюдения и уважительного отношения к закону;
- формирование понимания о персональной ответственности в случае отступления от предписанных норм действующего законодательства;
- освоение стереотипов и принципов правового поведения в обществе;
- обучение привычке готовности активного участия в охране правопорядка и противостояния правонарушениям.
В первую очередь сами высшие учебные заведения должны быть заинтересованы в том, чтобы уже в первые годы обучения студентов направить учебную деятельность в русло изучения правовых дисциплин с целью формирования у них правосознания или закрепления имеющихся познаний. Знакомство с правоприменительной практикой можно начать, к примеру, с освоения азов внутреннего Устава данного образовательного учреждения. Студенты четко должны понимать, что в случае нарушения установленных правил внутреннего распорядка ответственность будет носить сугубо индивидуальный характер, причем особое внимание стоит акцентировать на некоторые формы аморального поведения, предусматривающие высшую меру наказания вплоть до исключения из вуза:
- злоупотребление наркотическими, токсическими и иными психотропными веществами в стенах высшего учебного заведения;
- причинение вреда государственному имуществу, в частности поломка и повреждение учебной мебели;
- хищение предметов, представляющих особую ценность;
- распитие спиртных напитков в учебных корпусах и общежитиях;
- злоупотребление инструкциями по технике пожарной безопасности.
При организации учебно-воспитательной деятельности по правовому обучению и просвещению студенческой молодежи, к примеру, открытые лекции, мастер-классы, встречи с известными представителями органов государственной власти, тематические вечера, просмотры познавательных видеороликов и т.д., педагоги вынуждены оказывать максимальное противодействие разрушительной идеологии некоторых современных средств массовой информации. В последнее время участились случаи, когда печатные издания, телевидение, радио, интернет-ресурсы посредством демонстрации неуважительного отношения к правовой действительности дестабилизируют обстановку в молодежной среде. К сожале-
нию, прежние нравственно-правовые ценности утратили былую славу, и о существовании нового законодательства многие молодые люди знают лишь понаслышке.
Высокий уровень правовой культуры характеризуется качественным показателем правового прогресса. Многие ученые, исследовавшие данную проблему, различают три разновидности правовой культуры в зависимости от ее носителя: правовая культура общества, личности и группы. Правовая культура общества представляет собой частичку общей культуры правового пространства социума, включающий в себя такие составляющие, как правосознание, режим правопорядка и состояние законодательства. Под правовой культурой личности следует понимать степень нравственно-правового развития человека, обеспечивающая ее правомерную деятельность. В научной литературе выделяют еще третью категорию правовой культуры, именуемую как «правовая культура социальной группы», определяющая коэффициент правового сознания данной группы и уровень правового поведения. Но при этом, учитывая то, что по своей правовой природе культуре социальной группы предшествует культура общества, рассматривать две эти культуры под разным углом целесообразно только при характеристике определенной социальной страты, а не правовой культуры в целом [6, с. 29-30].
Правовое воспитание способствует формированию у подрастающего поколения правовых потребностей, ценностного отношения к правовым нормам, что равным образом регламентирует показатель совершаемых ими действий и поступков. Вот, к примеру, если взять за образец степень правовой культуры выпускника высшего учебного заведения, обучавшегося как на факультете неюридического профиля, так и правовому направлению подготовки, то можно придти к такому мнению, что это есть целостное ядро его нравственно-правового развития, складывающийся на определенном уровне эволюции позитивного правосознания [7].
К сожалению, сегодня большинство ис-
следований демонстрируют низкий показатель правовой культуры среди подрастающего поколения, в частности будущих специалистов, порой приводящий к правовому нигилизму. Ильин О.Ю. отмечает, что дефицит чувства собственного достоинства в российском обществе есть следствие особенностей механизма правового мышления нынешней молодежи [8].
Правовая культура студента как будущего специалиста служит важной составляющей общей профессиональной культуры, которая во многом способствует формированию правовых установок и ценностных ориен-таций личности в сфере профессиональной деятельности. Кроме того, она отражает основные ее компоненты, благодаря которым элементарные правовые знания непосредственно воплощаются и реализуются на практике. Сама процедура развития правовой культуры представляет собой сложное, многогранное явление, в которой ведущее место отводится целостному педагогическому процессу. Благодаря популяризации и распространению правовых знаний, а также их реальной востребованности жизненными практиками возможно повышение потенциала правовой культуры. Если сделать более углубленный акцент на правовой курс в образовательной программе вузов, то можно достичь желаемого результата в плане правового просвещения подрастающей молодежи в лице студентов. Широкие потребности правовых знаний диктуют необходимость развивать и совершенствовать юридическое образование в системе учебной деятельности высших учебных заведений. Правовое развитие социума в большинстве своем определяют степень правовой культуры и ценность таких составляющих правовых феноменов, как:
- права и свободы человека и гражданина;
- значимость права и законодательства в целом при рассмотрении вопросов спорного характера;
- правовая информированность населения;
- эмоциональное отношение общества к
предписаниям норм действующего законодательства, судопроизводству и правовым процедурам юридической практики [9, с. 12].
Прежде всего методика правовоспитательной работы в учреждениях высшего образования заключается в формировании базовой правовой культуры у обучающихся, а также в разработке уникальной модели по типу индивидуального подхода. В целях получения эффективного результата в плане правового образования и воспитания предложенный вариант может быть внедрен в практику учебной деятельности посредством реализации творческого потенциала студенческой молодежи. Различные психолого-педагогические средства, методы взаимоотношений преподавателей и студентов, оснащенные достаточным содержанием, а также апробированные в различных ситуациях и получаемый при этом результат являются составляющими педагогического процесса. Гармоничное функционирование и взаимосвязь педагогических компонентов выступают залогом единства педагогического процесса [10, с. 192].
Заключение
Из этого следует, что проблема правового воспитания студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, рассматривается как одна из задач и значимый результат современного профессионально-педагогического образования. Существующие исследования демонстрируют различные подходы к формированию тех или иных норма-
тивно-правовых компетенций студентов. Вместе с тем недостаточно освещены вопросы повышения осведомленности и готовности студенческой молодежи высших учебных заведений в плане:
- применения правовых знаний;
- формирования ценностного отношения к правовым нормам;
- уточнения профессионального контекста реализации данных компетенций в содержании образования.
Информированность студентов о современных нормативно-правовых документах и умение их применять в различных условиях практической деятельности является важным условием повышения качества профессионального образования. При этом в современной практике профессиональной подготовки будущих педагогов более углубленный акцент делается на формировании ценностного отношения к законодательству и правоприменительной практике, что определяется той ролью, которую выполняют преподаватели в воспитании и обучении подрастающего поколения. В соответствии с современными реалиями образовательного процесса более детальное исследование требует определение путей целенаправленного сотрудничества преподавателей и руководства высших учебных заведений с обучающимися, а также разработки теоретического обеспечения учебно-воспитательного процесса в соответствии с будущей профессиональной деятельностью студента.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Киселева Т.В. Правовая культура современных студентов // Успехи новейшей науки. 2017. Т. 8. № 4. С. 131-133.
2. Ильинский И.М. Критерии оценки эффективности молодежной политики // Наша молодежь. 2019. № 1. С. 5-7.
3. Панова О.А. Аспекты формирования правовой компетентности педагогов высших учебных заведений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.
4. Правовая культура: Учебное пособие / Л.М. Блакина, А.М. Дроздова, Е.А. Терещенко, И.В. Жужгов и др. Ставрополь, 2015.
5. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996.
6. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс (проблемы теории): Автореф.дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1996.
7. Григорьева Е.И., Зайцева С.П. Особенности формирования правовой культуры студенческой молодежи // Социально-экономические явления и процессы, 2014. № 12.
8. Ильин О.Ю. Новейшие проблемы правосознания и правовой культуры в представлении студенческой молодежи // Власть. 2015. № 1.
9. Тягаенко И.Ю. Правовая культура и юридическая грамотность современного российского общества: Дис. канд. соц. наук. М., 2017.
10. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М.: Педагогика, 2012. 192 с.
REFERENCES
1. Kiseleva T.V. Pravovaya kul'tura sovremennyh studentov // Uspekhi novejshej nauki. 2017. T. 8. № 4. S. 131-133.
2. Il'inskij I.M. Kriterii ocenki effektivnosti molodezhnoj politiki // Nasha molodezh'. 2019. № 1. S. 5-7.
3. Panova O.A. Aspekty formirovaniya pravovoj kompetentnosti pedagogov vysshih uchebnyh zavedenij: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2015.
4. Pravovaya kul'tura: Uchebnoe posobie / L.M. Blakina, A.M. Drozdova, E.A. Tereshchenko, I.V. ZHuzhgov i dr. Stavropol', 2015.
5. Kir'yakova A.V. Orientaciya lichnosti v mire cennostej: Monografiya. Orenburg, 1996.
6. Semitko A.P. Razvitie pravovoj kul'tury kak pravovoj progress (problemy teorii): Avtoref.dis. ... dokt. yurid. nauk. Ekaterinburg, 1996.
7. Grigor'eva E.I., Zajceva S.P. Osobennosti formirovaniya pravovoj kul'tury studencheskoj molodezhi // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2014. № 12.
8. Il'in O.YU. Novejshie problemy pravosoznaniya i pravovoj kul'tury v predstavlenii studencheskoj molodezhi // Vlast', 2015. № 1.
9. Tyagaenko I.YU. Pravovaya kul'tura i yuridicheskaya gramotnost' sovremennogo rossijskogo obshchestva: Dis. kand. soc. nauk. M., 2017.
10. Babanskij YU.K. Problemy povysheniya effektivnosti pedagogicheskih issledovanij: didakticheskij aspekt. M.: Pedagogika, 2012. 192 s.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Туркаева Лаура Вахитовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Информатика и вычислительная техника», Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова, г. Грозный.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 26.02.2021