Научная статья на тему 'Формирование правовой культуры студентов'

Формирование правовой культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
498
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовое просвещение / правовая культура / правовое воспитание / студент. / legal education / legal culture / legal education / student.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А Х. Куршев

В статье изучен процесс формирования правовой культуры студентов. Сделан вывод о том, что правовое просвещение в вузе – это процесс передачи правовых знаний в рамках учебной и внеучебной деятельности, призванный повысить уровень правового сознания, правовой культуры и грамотности студентов, сформировать у них установку на уважительное отношение к закону и законопослушное поведение. К традиционным формам правового просвещения относятся: лекции и беседы; экскурсии; кинопросмотры по правовой проблематике; тематические вечера и диспуты; обсуждение книг и статей, посвященные правовым темам; наглядная агитация. Новые стандарты обучения дают новые возможности для внеурочного правового просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF LEGAL CULTURE IN STUDENTS

The article studies the process of formation of legal culture among students. It is concluded that legal education at the university is a process of transferring legal knowledge in the framework of educational and extracurricular activities, designed to increase the level of legal awareness, legal culture and literacy of students, to form their attitude towards respect for the law and law-abiding behavior. The traditional forms of legal education include: lectures and discussions; excursions; film screenings on legal issues; theme nights and disputes; discussion of books and articles on legal topics; visual agitation. New training standards provide new opportunities for extracurricular legal education. Legal education must be consistent with the principles of continuity, systemicity, integration, partnership and prevention. One of the basic competences of legal education at the university is readiness and ability to apply the system of legal knowledge and skills.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой культуры студентов»

Библиографический список

1. Кольцова Е.А., Паллотта В.И. Проблемы дизайн-образования в вузе. Многоуровневая система художественного образования и воспитания: современные подходы в научных исследованиях: сборник научных трудов. Краснодар, 2013: 329 - 335.

2. Буслаева Е.М., Зубкова А.С. Теория обучения: учебное пособие. Саратов: Научная книга, 2019.

3. Паллотта В.И. Современные подходы к дизайн-образованию по программам прикладного и академического бакалавриата. Успехи современной науки и образования. 2016; Т. 1. № 12: 168 - 171.

4. Alekseeva I.V., Barsukova N.I., Pallotta V.I., Skovorodnikova N.A. The innovation blaze-method of development professional thinking designers in the modern higher education. European Journal of Contemporary Education. 2017; № 6 (4): 615 - 626. Available at: www.ejournal1. гот. DOI: 10.13187/ejced.2017.4.615

5. Лопасова Е.В. Педагогические условия развития композиционного мышления учащихся в системе дополнительного образования (актуальность проблемы исследования). Теория и практика общественного развития. 2012. № 8: 152 - 155.

6. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение, 2007.

7. Тузова Н.Л., Смирнова М.А. Модернизация образования, проблемы и перспективы экологического будущего. Зеленая инфраструктура городской среды: современное состояние и перспективы развития. Воронеж, 2018: 164 - 166.

8. Кузин В.С. Психология живописи: учебное пособие для вузов. Москва: ООО ОНИКС 21 век, 2005.

9. Кравченко К.А. Организация учебно-изобразительного процесса младших школьников. Инновации в науке: научный журнал. 2017; № 2 (63): 33 - 35.

10. Ракова Н.А. Педагогика современной школы: учебно-методическое пособие. Витебск: Издательство УО «ВГУ имени П.М. Машерова», 2009.

11. Пилясов Ю.И. Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

12. Савельева Е.В. Проблемы и перспективы образовательной области «технология». Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы. Тула, ТГПУ имени Л.Н. Толстого, 2017: 157 - 160.

13. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Москва, 1998.

14. Паллотта В.И., Кольцова Е.А. К вопросу о современных подходах к инновационным процессам в сфере высшего дизайна - образования. Модернизация гуманитарного художественного образования: инновационный стратегии развития: материалы Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Под редакцией

B.П. Гриценко, И.В. Алексеевой, С.С. Зенгина, А.А. Еникеева. Краснодар, 2014: 115 - 122.

15. Севостьянова О.Н., Смирнова М.А. Развитие творческого мышления студентов в рисунке архитектурного пространства. Пространства городской цивилизации: идеи, проблемы, концепции. УрГАХУ 2017: 410 - 413.

16. Демкина Е.В., Лопасова Е.В. Формирование композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования: состояние, проблемы и перспективы. Майкоп, 2016: 55 - 67.

17. Василенко Е.В., Василенко П.Г, Фурсов А.И. Академический рисунок - основа образования в сфере дизайна и изобразительного искусства. Modern Science. 2019; № 9-2: 14 - 16.

18. Фурсов А.И. Основные закономерности восприятия формы предметов в рисовании натюрморта с натуры. Модернизация гуманитарного художественного образования: инновационный стратегии развития: материалы Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Под редакцией В.П. Гриценко, И.В. Алексеевой,

C.С. Зенгина, А.А. Еникеева. Краснодар, 2014: 285 - 294.

19. Василенко П.Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности. Теория и практика общественного развития. 2012; № 8: 148 - 151.

20. Бегидова С.Н., Василенко П.Г. Стилизованное рисование как особый вид художественного творчества. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016; № 3 (183): 15 - 21.

References

1. Kol'cova E.A., Pallotta V.I. Problemy dizajn-obrazovaniya v vuze. Mnogourovnevaya sistema hudozhestvennogo obrazovaniya i vospitaniya: sovremennye podhody v nauchnyh issledovaniyah: sbornik nauchnyh trudov. Krasnodar, 2013: 329 - 335.

2. Buslaeva E.M., Zubkova A.S. Teoriya obucheniya: uchebnoe posobie. Saratov: Nauchnaya kniga, 2019.

3. Pallotta V.I. Sovremennye podhody k dizajn-obrazovaniyu po programmam prikladnogo i akademicheskogo bakalavriata. Uspehi sovremennojnaukiiobrazovaniya. 2016; T. 1. № 12: 168 - 171.

4. Alekseeva I.V., Barsukova N.I., Pallotta V.I., Skovorodnikova N.A. The innovation blaze-method of development professional thinking designers in the modern higher education. European Journal of Contemporary Education. 2017; № 6 (4): 615 - 626. Available at: www.ejournal1. som. DOI: 10.13187/ejced.2017.4.615

5. Lopasova E.V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya kompozicionnogo myshleniya uchaschihsya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya (aktual'nost' problemy issledovaniya). Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2012. № 8: 152 - 155.

6. Nemenskij B.M. Pedagogika iskusstva. Moskva: Prosveschenie, 2007.

7. Tuzova N.L., Smirnova M.A. Modernizaciya obrazovaniya, problemy i perspektivy 'ekologicheskogo buduschego. Zelenaya infrastruktura gorodskoj sredy: sovremennoe sostoyanie iperspektivy razvitiya. Voronezh, 2018: 164 - 166.

8. Kuzin V.S. Psihologiya zhivopisr uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: OOO ONIKS 21 vek, 2005.

9. Kravchenko K.A. Organizaciya uchebno-izobrazitel'nogo processa mladshih shkol'nikov. Innovacii v nauke: nauchnyj zhurnal. 2017; № 2 (63): 33 - 35.

10. Rakova N.A. Pedagogika sovremennoj shkoly: uchebno-metodicheskoe posobie. Vitebsk: Izdatel'stvo UO «VGU imeni P.M. Masherova», 2009.

11. Pilyasov Yu.I. Didakticheskie i metodicheskie aspekty deyatel'nosti prepodavatelya po sozdaniyu i ispol'zovaniyu uchebnyh naturnyh postanovok po risunku na HGF. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

12. Savel'eva E.V. Problemy i perspektivy obrazovatel'noj oblasti «tehnologiya». Tehnologo-'ekonomicheskoe obrazovanie: dostizheniya, innovacii, perspektivy. Tula, TGPU imeni L.N. Tolstogo, 2017: 157 - 160.

13. Rostovcev N.N. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva v shkole. Moskva, 1998.

14. Pallotta V.I., Kol'cova E.A. K voprosu o sovremennyh podhodah k innovacionnym processam v sfere vysshego dizajna - obrazovaniya. Modernizaciya gumanitarnogo hudozhestvennogo obrazovaniya: innovacionnyj strategii razvitiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Pod redakciej V.P. Gricenko, I.V. Alekseevoj, S.S. Zengina, A.A. Enikeeva. Krasnodar, 2014: 115 - 122.

15. Sevost'yanova O.N., Smirnova M.A. Razvitie tvorcheskogo myshleniya studentov v risunke arhitekturnogo prostranstva. Prostranstva gorodskoj civilizacii: idei, problemy koncepcii. UrGAHU, 2017: 410 - 413.

16. Demkina E.V., Lopasova E.V. Formirovanie kompozicionnogo myshleniya u obuchayuschihsya izobrazitel'nomu iskusstvu v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya: sostoyanie, problemy i perspektivy. Majkop, 2016: 55 - 67.

17. Vasilenko E.V., Vasilenko P.G., Fursov A.I. Akademicheskij risunok - osnova obrazovaniya v sfere dizajna i izobrazitel'nogo iskusstva. Modern Science. 2019; № 9-2: 14 - 16.

18. Fursov A.I. Osnovnye zakonomernosti vospriyatiya formy predmetov v risovanii natyurmorta s natury. Modernizaciya gumanitarnogo hudozhestvennogo obrazovaniya: innovacionnyj strategii razvitiya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Pod redakciej V.P. Gricenko, I.V. Alekseevoj, S.S. Zengina, A.A. Enikeeva. Krasnodar, 2014: 285 - 294.

19. Vasilenko P.G. Pedagogicheskie usloviya razvitiya tvorcheskih sposobnostej uchaschihsya k izobrazitel'noj deyatel'nosti. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2012; № 8: 148 - 151.

20. Begidova S.N., Vasilenko P.G. Stilizovannoe risovanie kak osobyj vid hudozhestvennogo tvorchestva. VestnikAdygejskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2016; № 3 (183): 15 - 21.

Статья поступила в редакцию 12.05.20

УДК 378

Kurshev A.Kh, Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studie, Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]

FORMING OF LEGAL CULTURE IN STUDENTS. The article studies the process of formation of legal culture among students. It is concluded that legal education at the university is a process of transferring legal knowledge in the framework of educational and extracurricular activities, designed to increase the level of legal awareness, legal culture and literacy of students, to form their attitude towards respect for the law and law-abiding behavior. The traditional forms of legal education include: lectures and discussions; excursions; film screenings on legal issues; theme nights and disputes; discussion of books and articles on legal topics; visual

agitation. New training standards provide new opportunities for extracurricular legal education. Legal education must be consistent with the principles of continuity, systemicity, integration, partnership and prevention. One of the basic competences of legal education at the university is readiness and ability to apply the system of legal knowledge and skills.

Key words: legal education, legal culture, legal education, student.

А.Х. Куршев, преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик,

Е-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

В статье изучен процесс формирования правовой культуры студентов. Сделан вывод о том, что правовое просвещение в вузе - это процесс передачи правовых знаний в рамках учебной и внеучебной деятельности, призванный повысить уровень правового сознания, правовой культуры и грамотности студентов, сформировать у них установку на уважительное отношение к закону и законопослушное поведение. К традиционным формам правового просвещения относятся: лекции и беседы; экскурсии; кинопросмотры по правовой проблематике; тематические вечера и диспуты; обсуждение книг и статей, посвященные правовым темам; наглядная агитация. Новые стандарты обучения дают новые возможности для внеурочного правового просвещения.

Ключевые слова: правовое просвещение, правовая культура, правовое воспитание, студент.

Знание правовых норм необходимо для полноценной реализации человека в гражданском обществе и защите своих прав и интересов. Кроме того, действующее законодательство перманентно пребывает в состоянии доработки, внедрения новых законодательных норм, таким образом, появляется необходимость в непрерывном правовом просвещении граждан всех возрастов.

Однако в настоящей работе рассматривается не весь круг вопросов непрерывного правового просвещения, а только проблема правового просвещения обучающихся вузов.

Этот аспект чрезвычайно важен, поскольку именно во внеурочной деятельности открывается широкий круг возможностей для реализации систем-но-деятельностного подхода для достижения различных личностных целей образования. Кроме того, очевидно, что именно на уровне основного вузовского образования человек получают необходимые знания о правовой системе и нормах взаимодействия с обществом.

Правовая грамотность на национальном уровне в нашей стране практически не изучается, однако существуют исследования отношения некоторых групп населения к правовым институтам, правовой системе, их оценки соблюдения прав и защиты свобод населения.

В большинстве таких исследований констатируется низкий уровень правовой грамотности, что еще раз подчеркивает необходимость и значимость правового просвещения. Во многих исследованиях и статьях в качестве одной из черт российского общества отмечается правовой нигилизм, для которого характерно отрицание права в качестве регулятора взаимоотношений людей.

Ещё одним проявлением правового нигилизма является соблюдение законов, исходя из своекорыстных побуждений или под угрозой наказания и принуждения. Стоит отметить, что правовой нигилизм имеет свои исторические корни, о его наличии так или иначе упоминали писатели-классики, нигилистический посыл содержится во многих пословицах и поговорках. Однако это часть народной культуры, которую не всегда можно трактовать как одобрение такого нигилизма, довольно часто в пословицах содержится осуждения такого поведения [1].

В современной России правовой нигилизм стал особенно заметен: граждане не всегда доверяют действующим законам, не верят в возможность правового урегулирования конфликтных ситуаций.

Таким образом, право как система и институт обесценивается. Одной из причин правового нигилизма, как отмечается в исследованиях, является правовая неграмотность граждан.

Ещё одна причина распространенности нигилизма заключается в отсутствии уважения к государству и праву, в непринятии всеобщности, обязательности и принудительности права.

Необходимо прививать правовые ценности, формировать правовую культуру и повышать уровень юридической компетентности населения.

Повышение правовой грамотности предусмотрено «Основами государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» [2]. В данном нормативном документе отражены цели и задачи государственной политики в сфере развития правосознания населения, принципы её реализации и основное содержание, в соответствии с его положениями организовывается педагогическая деятельность по правовому просвещению и правовому информированию обучающихся и их родителей посредством внедрения в образовательный процесс особых учебных курсов, программ и иных форм взаимодействия.

Задача по правовому воспитанию студентов заключается в формировании человека с устойчивыми знаниями о законодательстве, правах, обязанностях, уважающего закон как непреложную ценность, ориентированного на правомерное поведение и нетерпимого к правонарушениям. По оценке Е.А. Певцовой, в настоящий момент в правовом образовании доминирует информационный подход, нацеленный исключительно на трансляцию правовых знаний и оставляющий в тени воспитательный процесс. В то время как приоритетом просвещения должно быть духовно-нравственное становление личности, иными словами, именно воспитание [3].

Целостную систему воспитания подрастающего поколения, ориентированную на формирование у воспитанников умений взаимодействовать с окружающими людьми, быть полезным и значимым членом общества, обосновал один из педагогов-новаторов Л.С. Макаренко. В рамках гражданского образования решают проблему правового воспитания В.А. Сухомлинский, И.В. Следзевский, Е.Е. Вяземский, Н.А. Савотина, Г.Н. Филонов, Я.В. Соколов, М.А. Шкробова, Е.А. Казаева и др.

Одной из проблем правового просвещения является решение конфликта между традиционными и современными точками зрения относительно отбора форм, содержания, методов и задач развития гражданского правосознания. Весьма эффективно, на наш взгляд, правовое просвещение может реализовы-ваться в рамках внеучебной деятельности.

Наше исследование посвящено правовому просвещению. Данное ключевое понятие необходимо уточнить и дать ему определение. Слово просвещение многозначно, оно может трактоваться как образовательная деятельность, нацеленная на распространение знаний и иных достижений культуры, или как пропаганда определенных идей [4].

Таким образом, результатом просвещения является при первом толковании - некоторый культурный уровень, при втором - определенный уровень грамотности.

Просвещение может осуществляться в разных областях. Не является исключением и правовая сфера. Под правовым просвещением ряд авторов понимает особую деятельность государства и общества по формированию правового сознания и повышению правовой грамотности в целях противодействия правовому нигилизму [5].

Некоторые исследователи определяют правовое просвещение как целенаправленную деятельность по распространению знаний о гражданских правах и обязанностях человека, способах их реализации, формированию представлений и установок, способствующих соблюдению норм права.

В нашем исследовании мы будем придерживаться понимания правового просвещения как целенаправленной деятельности государства и некоторых иных субъектов по пропаганде знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека, повышению уровня правовой грамотности. К функциям правового просвещения относят: информационную - по повышению уровня осведомленности учащихся в правовых вопросах; разъяснительную, обеспечивающую единство понимания правовых норм; идеологическую - по распространению и пропаганде просоциальных идей; гражданского воспитания.

Наиболее актуальными задачами просветительской работы с учащимися являются создание условий для становления и развития у учащихся гражданской позиции, правового самосознания, установок на самореализацию в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом направлениях.

Содержание правового просвещения определяется возрастными особенностями и возможностями обучающихся, а также целями воспитательного процесса. Правовое просвещение необходимо для формирования правового государства и гражданского общества.

Правовое просвещение - длительный процесс, начинающийся ещё в дошкольном возрасте и разворачивающийся на разных этапах обучения и деятельности. Однако стоит заметить, что целостная система правового просвещения и воспитания не разработана до настоящего момента, несмотря на принятые ещё в 2011 году «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан».

Значимость правового просвещения определяется его способностью содействовать формированию социально активной личности, которая может самостоятельно ориентироваться в жизни, обеспечивая потребность общества в таких гражданах.

К результатам правового просвещения относят:

- овладение студентами знаний об основах права и законодательстве Российской Федерации, правопорядке, способах его охраны;

- формирование у студентов просоциальных ценностей, положительного отношения к закону, установки на законопослушное поведение и неприятие правонарушений;

- формирование готовности и способности в различных жизненных ситуациях руководствоваться существующими законами;

- снижение количества правонарушений, совершаемых студентами образовательных учреждений.

Правовое воспитание в вузе носит организованный, систематический, целенаправленный характер. Под правовым воспитанием понимается система воспитательных и обучающих действий, нацеленных на выработку у обучающихся уважения к праву, формирование у них установок и представлений, соответствующих правовым ценностям, повышение их правовой культуры и грамотности до уровня, достаточного для защиты собственных прав, свобод и интересов.

Эффективно сформировать правовую культуру студентов возможно лишь в тесной взаимосвязи учебно-познавательной и внеучебной деятельности посредством индивидуальных, групповых и коллективных форм.

Результаты работы, представленные в диссертационных исследованиях О.С. Демко, О.Н. Репиной и Т.Н. Ловничевой, позволяют говорить о следующих условиях, необходимых для успешного формирования правовой культуры учащихся [6]:

- готовность педагогического коллектива к правовому воспитанию;

- планирование задач правового воспитания;

- реализация правого воспитания в рамках учебной и внеучебной деятельности;

- формирование нравственно-правовой среды в учебном заведении;

- мониторинг процесса и результатов педагогической деятельности по формированию правовой культуры студентов.

Формы и методы правового воспитания и просвещения должны соответствовать требованиям студенческого возраста. Могут проводиться викторины, турниры, акции, социологические исследования, реализовываться проекты. Весьма эффективно могут проводиться специально подготовленные квесты. Для студентов характерно формирование глубоких убеждений, ценностей, привычек и потребностей, касающихся правомерного поведения.

Специалисты рекомендуют переходить от коллективной творческой деятельности к индивидуальной работе, от практикумов и деловых игр - к дискуссиям и дебатам.

Современная система образования позволяет весьма широко трактовать понятие внеучебная деятельности. В настоящий момент есть возможность разрабатывать не только программы факультативов или кружков, но и целых внеу-чебных курсов.

Внеучебная деятельность строится на основе принципов добровольности, массовости, связи с занятиями и жизнью, предполагает учёт индивидуальных особенностей и интересов студентов, их возрастных особенностей и возможностей [7].

Последовательное внедрение в образовательную программу дополнительных курсов вне основного обучения призвано способствовать нравственно-лич-

Библиографический список

ностному, духовному и патриотическому развитию личности. Хорошо методически продуманная и простроенная работа с высокой вероятностью на выходе даст мотивированную на добросовестное исполнение должностных обязанностей и уважающую закон личность.

Отсюда вытекает настоятельная необходимость рассмотреть основные принципы и подходы к формированию и развитию правовой грамотности студентов.

При реализации правового просвещения следует исходить из общих принципов образовательной политики современного демократического общества и ориентироваться на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма, привлекать максимальное количество категорий населения, учитывая региональные особенности.

Правовое воспитание должно соответствовать принципам преемственности, системности, комплексности, интегрированности, партнерства и превентив-ности. Одной из базовых компетенций правового просвещения в вузе является готовность и способность применять систему правовых знаний и умений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правовое обучение стоит подавать в ключе практической деятельности, при этом следует избегать антирекламы противоправного поведения в юношеской группе в силу их возрастных особенностей.

В структуре правовой культуры можно выделить несколько составляющих:

- интеллектуальный компонент,

- эмоционально-психологический компонент,

- поведенческий компонент.

Интеллектуальный компонент формируется за счет освоения знаний о праве, овладения навыками критического осмысления правовой информации.

Эмоционально-психологическая составляющая правовой культуры включает правовое самосознание, внутреннее уважение к праву, установки на законопослушное поведение и отрицательного отношения к правонарушениям.

Важным элементом является и поведенческий компонент. Он предполагает накопление опыта применения полученных правовых знаний и умений в области социальных отношений, использования своих прав, исполнения обязанностей, соблюдения правовых норм.

Итак, правовое просвещение в вузе - это процесс передачи правовых знаний в рамках учебной и внеучебной деятельности, призванный повысить уровень правового сознания, правовой культуры и грамотности студентов, сформировать у них установку на уважительное отношение к закону и законопослушное поведение. К правовому просвещению в образовательной организации предъявляется ряд требований: быть информативным и содержательным, соответствовать практическим и общеобразовательным целям образовательного учреждения, быть направленным на коммуникацию и активное взаимодействие с учащимися, иметь связь с реальной жизнью, содержание должно быть эмоционально окрашено. К традиционным формам правового просвещения относятся: лекции и беседы; экскурсии; кинопросмотры по правовой проблематике; тематические вечера и диспуты; обсуждение книг и статей, посвященные правовым темам; наглядная агитация. Новые стандарты обучения дают новые возможности для внеурочного правового просвещения.

1. Смоленский М.Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа. Ростов-на-Дону, 2002.

2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Указ Президента РФ от 14 июля 2011 года. Available at: http://www.rg.ru/2011/07/14/ pravosoznanie -dok.html

3. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию. Журнал российского права. 2004; № 3: 70 - 81.

4. Обухов В.М. Как воспитать гражданскую активность. Москва: Просвещение, 1986.

б. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути из решения. Мониторинг правоприменения. 201б; № 1 (14): 6б - 68.

6. Страхова Н.В. Развитие правовой грамотности участников образовательного процесса во внеурочной деятельности: методические рекомендации. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018.

7. Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности. Пермский педагогический журнал. 2014; № б: 21 - 26. References

1. Smolenskij M.B. Pravovaya kul'iura: opyi sociokul'iurnogo analiza. Rostov-na-Donu, 2002.

2. Osnovy gosudarsivennoj poliiiki Rossijskoj Federacii v sfere razviiiya pravovoj gramoinosii i pravosoznaniya grazhdan. Ukaz Prezidenta RF ot 14 iyulya 011 goda. Available at: http://www.rg.ru/2011/07/14/ pravosoznanie -dok.html

3. Pevcova E.A. Sovremennye definitivnye podhody k pravovoj kul'ture i pravovomu soznaniyu. Zhurnalrossijskogo prava. 2004; № 3: 70 - 81.

4. Obuhov V.M. Kak vospiiai'grazhdanskuyu akiivnosi'. Moskva: Prosveschenie, 1986.

б. Atagimova 'E.I., Makarenko G.I. Pravovoe prosveschenie: problemy i puti iz resheniya. Moniioringpravoprimeneniya. 201б; № 1 (14): 6б - 68.

6. Strahova N.V. Razviiie pravovoj gramoinosii uchasinikov obrazovaiel'nogo processa vo vneurochnoj deyaiel'nosii: metodicheskie rekomendacii. Yaroslavl': GAU DPO YaO IRO, 2018.

7. Rozhkova E.M. Osnovnye polozheniya organizacii vneurochnoj deyatel'nosti. Permskijpedagogicheskijzhurnal. 2014; № б: 21 - 26.

Статья поступила в редакцию 17.05.20

УДК 378

Kuchmezov R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training, Branch of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: [email protected]

FORMATION OF LEGAL LITERACY OF STUDENTS AS AN ACTUAL PEDAGOGICAL PROBLEM. The article studies the process of forming students' legal literacy as an urgent pedagogical task. It is concluded that legal literacy is a system of knowledge, skills, competencies, opportunities for a student's consciously reasonable behavior in the field of law, which he will be able to build throughout his life and in accordance with constantly changing legal relations. In the process of

1б9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.