УДК 377+ 340
Туркаева Л.В.
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
В эпоху строительства в Российской Федерации демократического правового государства, выбранная тема обусловлена особой актуальностью, которая просматривается через призму проблемы современного правового образования и воспитания студентов (будущих специалистов) высших учебных заведений в условиях модернизации образовательной системы, а также необходимостью более глубокого аналитического исследования тенденций в данной сфере. Первоначальное значение понятия «правовая культура» сводится к тому, что это общественное явление, определяющее традиционное правовое состояние человека и социума, кроме того демонстрирующий показатель эффективности правовой деятельности, нормативно-правовых актов и уровня правового сознания личности.
Ключевые слова: правовая культура, правосознание, высшее образовательное учреждение, правовое образование, образовательные стандарты, подготовка специалистов.
* * *
Turkaeva L.V.
LEGAL EDUCATION AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF CIVIL SOCIETY AND THE RULE OF LAW
During the construction of a democratic legal state in the Russian Federation, the chosen topic is particularly relevant, which is viewed through the prism of the problem of modern legal education and education of students (future specialists) of higher educational institutions in the context of modernization of the educational system, as well as the need for a deeper analytical study of trends in this area. The original meaning of the concept of "legal culture" is that it is a social phenomenon that defines the traditional legal status and human society, also demonstrate the increased efficiency of the legal activities, legal acts and level of legal consciousness of the individual.
Keywords: legal culture, legal awareness, higher educational institution, legal education, educational standards, training of specialists.
AAA
В современном обществе выросло понимание того, что необходимым условием формирования гражданского общества в России является ликвидация правовой неграмотности населения. Становление новейшей степени правовой культуры и правосознания общества являются доминирующим фактором строительства правового государства и гармоничного процветания гражданского общества. И огромную роль в этом играют правовое воспитание и правовое образование, поскольку именно благодаря сильным знаниям в области юрисп-
руденции возможно социальное эволюционирование. Помимо этого именно благодаря правовым знаниям можно свободно ориентироваться как в профессиональной деятельности, так и в сфере промышленности, управления. Неотъемлемой составляющей общей подготовки выпускников высших учебных заведений выступают правовые знания и правовая культура.
Правовая культура всего государства и каждой личности - политический механизм просвещения общества как внутри страны, так и представительство в международном
сообществе. Эти понятия взаимосвязаны между собой и переплетены в некую формулу: правовой культуре общества предшествует правовая культура отдельного человека. Для всех не секрет, что каждый человек как биологически развитое существо совершенно по-разному воспринимает знания в области права, но зато все несут ответственность по единому законодательству. И главной ступенью в реализации установленной программы являются общеобразовательные и высшие учебные заведения, которые и занимаются правовым обучением и воспитанием подрастающего поколения.
Социально-культурная обстановка в странах современного пространства, в частности в России, обусловлена отсутствием абсолютной ценности права в массовом сознании людей. Несмотря на то, что в течение двадцати пяти лет происходят значительные изменения в действующем законодательстве, что, в свою очередь, служит основой накопления соответствующей правоприменительной практики, разрыв между новейшей системой права и ослабленным уровнем общественного правосознания становится весьма очевидным. Именно поэтому проблема правового развития молодежи является приоритетной задачей государственной политики страны, в том числе и в образовательной сфере.
По мнению ученого-правоведа Д.А. Яго-фарова сущность и значение словосочетания «правовое образование» можно свести к следующему определению: правовое образование - это совокупность нормативно-правовых, организационно-управленческих, духовно-нравственных, культурных, педагогических, научно-методических и иных мер, посредством которых происходит процесс формирования и развития у подрастающего поколения позитивного правосознания и правовой культуры [ 1].
В теории правовых дисциплин выделяют общее и специальное правовое образование. Специальное правовое образование делает особый акцент на подготовку высококвалифицированных юристов, и, к со-
жалению, лишь определенный процент от общего количества обучающихся в полной мере усваивают эти знания. В то время как общее правовое образование направлено на обучение представителей школьного, среднего и высшего профессионального образования в формате различных познавательных семинаров по основам правовых знаний. И в отличие от специального азами общего правового образования должны овладеть практически все поголовно, ибо это является доминирующим фактором повышения образовательного уровня общественности [2].
Ни для кого не секрет, что именно со школьной скамьи абитуриент в последующем оказывается студентом высшего учебного заведения. На сегодняшний день в основном учебном плане российских школ право так и не утвердилось как самостоятельная дисциплина. Конечно, в школах изучаются основы права, но лишь в пределах учебного предмета «обществознание», что отнюдь не достаточно для полноценности правового образования. В итоге с аттестатом о среднем образовании школы выпускают подопечных без первоначальных знаний о праве и законе. Хотя что говорить об учениках, когда уровень правовой подготовки самих учителей оставляет желать лучшего. Казалось бы, правовое образование - такая важная составляющая в повседневной и профессиональной жизнедеятельности человека, но на практике довольно часто можно столкнуться с тем, что раздел правоведения в системе курса об-ществознания ведет учитель истории без соответствующего юридического образования. И это как минимум не правильно, учитывая, какой многосторонней дисциплиной является обществознание. Здесь изучаются правоведение, основы экономической теории, политология, философия, но никак не история. Следовательно, давать школьную нагрузку по обществознанию было бы логично специалисту с правовым уклоном и практическим опытом работы. Вот поэтому и конечный результат слабой правовой подготовки студентов [3].
Правовое образование в высшем учебном заведении имеет свое предназначение помимо оснащения фондом знаний. Необходимо также достичь той цели, когда уважительное отношение к праву, закону станет индивидуальным убеждением каждого студента. Возникает вопрос, а возможно ли свести эту непростую задачу к реальности, учитывая тот возраст после 17-ти лет, что человек начинает «знакомиться» с основами законодательства. И о какой правовой культуре и о каком правовом сознании может идти речь в данном случае? Правовое образование, как мною выше было упомянуто, представляет собой одну из разновидностей воспитания, которое может быть достигнуто не только в процессе передачи правовых знаний человеку, но и путем эволюции внутренней устойчивой силы в сознании и психологии каждого человека, благодаря которой можно безошибочно ориентироваться в правовой сфере. При этом в работе по внедрению правовых знаний в систему индивидуального человеческого мировоззрения с учетом особенностей его интеллекта, эмоционального состояния немаловажную роль играет стимулирующий фактор [4].
Для создания идеального образца законопослушного гражданина, по мнению Н.А. Александрова, необходим симбиоз трех составляющих условий:
- устойчивые законы;
- высокий уровень судебной системы;
- фактическое исполнение судебных решений.
На мой взгляд, этого еще недостаточно. Наряду с этими тремя условиями крайне важно сделать акцент на бесперебойное правовое образование, начиная с учреждений дошкольного образования и воспитания, в целях совершенствования правовой культуры и правосознания. Чтобы достичь максимального результата в освоении программы по изучению правовых дисциплин, отнюдь, одного семестра недостаточно. Кроме того, необходимо применить такую методику прививания правовой культуры,
чтобы процесс внедрения показался не занудной мерой должного поведения, а полезным стимулом для внутреннего убеждения. Для педагогических работников первостепенной задачей в решении данного вопроса выступает как обучение, так и воспитание гражданина в рамках действующего законодательства. Хотя знания и представляют собой фундаментальную основу правовой культуры, но нельзя также забывать и про правовое мировоззрение человека [5].
Многими исследователями правовая культура воспринимается как преобладающее состояние правовой жизни общества, определяемое достигнутым уровнем развития правовой системы, законности и правопорядка, правового образования и информированности различных слоев населения с правом, а также степенью гарантирован-ности государством основных прав и свобод человека.
Безусловно, образование, получаемое студентами юридических факультетов, и те правовые знания, предоставляемые в иных не юридических образовательных учреждениях, имеют кардинальные отличительные особенности. Необходимо заметить, что учебная дисциплина «правоведение» даже при огромном желании не может позволить себе такой масштаб знаний, с помощью которых студенты вполне самостоятельно смогут адаптироваться в правовой атмосфере и юридически грамотно применить соответствующий закон. Все вышеуказанные знания и навыки важны, но нельзя ими ограничиваться.
В наше непростое время нужно обладать максимальным багажом знаний во избежание ситуаций нарушения неотъемлемых личных прав и свобод. Вот, например, в нашей республике с нашим менталитетом и традициями многие граждане, положившись на порядочность людей, могут совершенно спокойно одолжить приличную сумму денег, при этом не требуя взамен расписку. И если случится так, что ситуация приобретет неприятный характер, в судебном порядке практически невозможно бу-
дет доказать свою правоту (отсутствие письменных доказательств). Подобных историй в мире цивильного права, к сожалению, достаточно много, когда на момент возникновения гражданско-правовых отношений обязательно требуется письменный документ (договор, чек, расписка, платежные документы и т.д.).
По российскому законодательству на момент наступления возраста 18-ти лет человек считается совершеннолетним, следовательно, приобретает полную дееспособность. Дееспособность, как мы с вами знаем, - способность человека иметь права и нести обязанности. Правовые знания всегда пригодятся человеку в жизни независимо от профессиональной деятельности. Часто в быту мы сталкиваемся с трудовыми отношениями (поступление на работу по трудовому договору, обжалование незаконного увольнения, защита потребительских прав) или с семейными (вступление в брак, получение имущества по завещанию). Именно навыки действия в реальных ситуациях, которые не всегда получают нормативное закрепление, должны получить студенты на занятиях по правоведению, следовательно, студент, который согласно стандарту должен быть способен только использовать нормативно-правовые документы, в своей деятельности будет иметь недостаточное количество знаний для реальной жизни.
В ходе анализа некоторых работ учебно-воспитательного процесса можно сформулировать следующее определение правовой культуры - это целенаправленная, беспрестанная деятельность органов государственной власти и общественных объединений, благодаря которой происходят правовое оснащение человека знаниями, расширение круга мировоззрения и создание личного идеологического пространства человека, а также формирование на этой основе ответственного отношения к собственным деяниям [6].
Процесс формирования правовой культуры в высшем учебном заведении довольно часто сталкивается с рядом затруднений [7]:
- отсутствие системного подхода в решении проблем правовой культуры, к примеру, недоброжелательное отношение к правовой культуре обучающихся, привитой еще в годы учебы в общеобразовательных учреждениях, нежелание считаться с правовым сознанием, этикой и т.д.;
- дефицит инновационных технологий в разработке научно-методических подходов к формированию правовой культуры в целом;
- необходимость научно-практического обогащения правового образования;
- слабая практика взаимодействия студентов с будущими потенциальными работодателями (профессиональная деятельность), из чего следует недостаток правовой информированности.
Правовая культура, как и норма права, имеет свое структурное строение. И неотъемлемой частицей в этой композиции выступает правосознание, представляющее собой общность взглядов, идей, чувств, демонстрирующих отношение студентов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или недопустимым. Но, увы, одними знаниями и предположениями существующую на сегодняшний день проблему не решить. Помимо этого имеется острая необходимость в активных действиях, уважительном отношении к законодательству как одном из важнейших элементов правовой культуры и беспрекословном выполнении всех предписаний [8].
А что значит проявить уважительное отношение к праву? На мой взгляд, это выработанная привычка блюсти правопорядок, почитать закон и помнить простейшее правило человеческих взаимоотношений: «Право одного человека заканчивается там, где начинается право другого человека». Право есть мера возможного поведения, и каждый человек рождается уже правоспособным существом. Поэтому нужно уважать чувства, личное пространство другого человека, чтобы такое взаимное отношение было и к тебе.
Человеческие поступки, волевая деятельность, принимаемые им решения, способность противостоять ложным суждениям и не совершать противоправных деяний есть не иначе, как правовые взгляды. Правовой взгляд относительно справедливости правовых норм заставляет впасть в особое состояние нетерпимости к правонарушениям, позволяет критически оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Правовая уверенность, пробуждающая в человеке социально-правовую активность, служит веским критерием правовой культуры профессионала (специалиста) [9].
Формирование всесторонне развитого человека, гармонично сливающийся с обществом, возможно лишь в том случае, когда студент будет оснащен не только профессиональной подготовкой, но также эрудирован и в правовом плане (гуманитарное направление). Стало быть, речь идет о комплексном подходе к системе вузовского образования. Социально-активной позиции студента следует его правосознание, вследствие чего, именно на преподавателях лежит прямая ответственность за прививание уважительного отношения к праву и любви к Отчизне.
В целях повышения уровня правовой культуры студенческой молодежи высшие учебные заведения в первую очередь сами должны быть заинтересованы в модернизации структуры воспитательной работы, поскольку специалист с высшим образованием должен характеризоваться качествами человека высокой нравственно-правовой культуры.
Рассмотрим наиболее благоприятные варианты для создания и развития правовой культуры наряду с более детальным и практическим изучением правовых дисциплин, применимые в ВУЗе:
- слаженное сотрудничество с органами государственной и местной властями, с социальными учреждениями, например, открытые практические занятия с привлечением, как представителей данных учреждений, так и выездные практические часы;
- мастер-классы с блиц опросом с целью сближения с аудиторией по интересующим их правовым вопросам;
- внутривузовские и межвузовские викторины, конференции, олимпиады и другие научные мероприятия для более углубленного изучения, анализа и закрепления правовых знаний;
- кураторские часы с тренингами и просмотром правовых передач, сюжетов со СМИ с последующей дискуссией.
Первостепенной задачей учреждений высшего профессионального образования является формирование и развитие правовой культуры студентов. На сегодняшний день современное российское образование в ВУЗах не в состоянии в полной мере сформировать правовое сознание студента. К несчастью, учебная дисциплина «правоведение» не располагает тем объемом информации, необходимой для теоретической и практической подготовки будущих высококвалифицированных кадров, адаптирующиеся к суровым законам жизни. В связи с этим соразмерно предложить идею внедрения системы правового образования в учреждения не только юридического профиля. Для начала можно предложить ввести тематический раздел с правовой направленностью в курсы изучения гуманитарных наук и иностранных языков с последующим внесением дополнений в структуру содержания. При этом не просто текстовый формат документа, а дополнительные сопроводительные файлы с тестовыми заданиями, умственными головоломками, чтобы развить и усовершенствовать творческий потенциал студентов касательно правовой системы России или другого государства.
Правовое воспитание личности определяет уровень его правовой культуры, формирующаяся благодаря симбиозу приобретенных правовых знаний и условий, способствующие их реализации. В последующем складываются убеждения, привычки, навыки, перевоплощаемые в мотивы правомерного поведения. Совокупность правовых знаний, юридической грамотности,
нравственной воспитанности, социальной и психологической зрелости, уровень правосознания, правомерное поведение являются основой правовой культуры человека как важный эталон жизнедеятельности. В свою очередь, образованный в правовом смысле индивид не должен, а обязан поделиться своими знаниями, опытом с представителями подрастающего поколения и самое главное не останавливаться на достигнутом, а с каждым днем совершенствоваться дальше. Правовая культура не имеет смысла без таких неотъемлемых понятий, составляющие ее сущность, как право, закон, правопорядок, ответственность, правосознание, правовые отношения.
Какая методика, средства и способы правового воспитания будут наиболее эффективными, находятся во власти определенных целей и задач, стоящих перед ней. Наиболее уязвимой ячейкой в социальной среде является студенческая молодежь, которая в силу природного происхождения находится в постоянном активном движении, тем самым развивает и совершенствует полу-
ченные знания. Поэтому воспитательная работа должна быть поставлена с учетом уже имеющихся у молодежи правовых знаний и убеждений. И от того, насколько грамотно, продуктивно и целеустремленно проводится воспитательный процесс, зависят показатели правового воспитания.
И в завершение хотелось бы подчеркнуть, что именно целенаправленная активная профессиональная деятельность студента является залогом высшей степени его правовой культуры, вызванная внутренней осознанностью, уважением к праву, а также наблюдаемая в его поступках посредством использования прав и исполнения обязанностей. Дальнейшего исследования требует определение путей функционального взаимодействия преподавателей и администрации учебного заведения с участниками образовательного процесса, создание информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса в соответствии с будущей профессиональной деятельностью студента. Сегодня правовое воспитание молодежи - это путь возрождения России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Государство и право: Крат. слов.-справ. / Авт.-сост. Д.А. Ягофаров. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. С. 101.
2. Щедрин А.С. Правовое воспитание и формирование позитивного правосознания у граждан пореформенной России // Общество и право. 2008. № 3. С. 80.
3. Николаева Л.Н. Некоторые проблемы формирования правовой культуры российского общества // Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания. М., 2001. С. 16.
4. Обыденова Т.В. Некоторые проблемы правового воспитания студентов // Административное и муниципальное право. 2008. № 11. С. 99.
5. Александров В.А. Формирование законопослушного гражданина - приоритетное направление правовой политики современной России // Правоведение. 1998. № 1. С. 156.
6. Киселева Т.В. Правовая культура студентов // Успехи современной науки. 2017. Т. 8. № 4. С. 131-133.
7. Росенко Н.И. Общие положения об организации педагогического эксперимента по формированию экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей // Молодежная наука: тенденции развития. 2017. № 1. С. 25-33.
8. Нестеров Н.В. Формирование и развитие правовой культуры студентов // Молодежная наука в развитии регионов. 2017. Т. 2. С. 304-306.
9. Матосян М.Г. Студент как субъект правовой культуры // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 3. С. 35-38.
REFERENCES
1. State and law: Times. Words.-on the right. / Author-comp. D. A. Yagofarov. Yekaterinburg: Publishing house of Ural state prof. red. un-ta , 2001. P. 101.
2. Shchedrin A. S. Legal education and formation of positive legal awareness among citizens of post-reform Russia // Society and law. 2008. No. 3. P. 80/
3. Nikolaeva L. N. Some problems of formation of legal culture of the Russian society // Criminological and psychological-pedagogical problems of legal education, Moscow, 2001, P. 16.
4. Obydenova T. V. Some problems of legal education of students / / Administrative and municipal law. 2008. No. 11. P. 99.
5. Aleksandrov V. A. Formation of a law-abiding citizen - a priority direction of legal policy in modern Russia // Jurisprudence. 1998. No. 1. S. 156.
6. Kiseleva T. V. Legal culture of students // Advances in modern science. 2017. Vol. 8. No. 4. Pp. 131-133.
7. Rosenko N. I. General provisions on the organization of pedagogical experiment on the formation of economic and legal culture among students of legal specialties // Youth science: development trends. 2017. no. 1. Pp. 25-33.
8. Nesterov N. V. Formation and development of students ' legal culture // Youth science in regional development. 2017. Vol. 2. Pp. 304-306.
9. Matosyan M. G. Student as a subject of legal culture // Economic and humanitarian research of regions. 2017. no. 3. Pp. 35-38.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ТУРКАЕВА Лаура Вахитовна, старший преподаватель, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова, г. Грозный.
E-mail: [email protected]
Дата поступления:
03.08.2020