Научная статья на тему 'Социальная ценность правового образования'

Социальная ценность правового образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапенко Наталия Анатольевна

Исследована правовая регуляция отношения в сфере правового образования, осуществляемая законами Украины и подзаконными актами. Выделены составные элементы системы правового образования Украины. Авторской идеей является термин «национальное правовое сознание» как форма правового сознания. Особенное внимание уделено ученической молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная ценность правового образования»

Потапенко Наталия Анатольевна,

преподаватель кафедры теории и истории государства и права Института политологии и права Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова (г. Киев)

СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Среди актуальных проблем нашего общества весомой была и остается именно проблема правового образования и правового воспитания ученической молодежи. Одним из важных заданий национального законодательства в сфере правового образования является подготовка гражданина новой генерации. Провозгласив в августе в 1991 года независимость, Украина избрала новый суверенный путь своего политического, экономического и социального развития, формирования собственной правовой системы. С одной стороны, должны учитываться традиции отечественной системы образования и наличие Национальной рамки квалификаций, с другой - тенденции развития мировой системы образования, процессы создания европейского образовательного пространства, участницей которых представляется Украина.

После провозглашения независимости Украины вопросы, связанные с изучением непосредственно правового образования, рассматривались отечественными научными работниками, среди которых отметим работы Б. Андрусишина, Л. Горбуновой, М. Городицкого, А. Гуза, М. Подберезского, Ю. Шемшученка и других. Однако ими проблемы правового образования исследовались по большей части фрагментарно.

В данной статье поставлен ряд заданий, а именно: выделить составные элементы системы правового образования Украины и выяснить место правового образования ученической молодежи в контексте развития правового сознания населения страны.

Формально, как вид образования Украины, правовое образование закреплено в следующих нормативно-правовых актах: Постановление Кабинета Министров Украины от 29 мая 1995 г. «О Программе правового образования населения Украины» [11], Указ Президента Украины от

18 октября 2001 г. «О Национальной программе правового образования населения» [10], Указ Президента Украины от 17 апреля 2002 г. «О Национальной доктрине развития образования» [9] и других подзаконных нормативно-правовых актах.

Проанализировав правовое основание по вопросу правового образования, автором выделены составные элементы системы правового образования Украины, а именно: правовая регуляция правового образования в контексте структуры образования Украины; образовательные правоотношения; международные и региональные акты о защите прав человека в сфере образования в целом и правового образования в частности.

Касательно составных элементов системы правового образования выяснено, что правовая регуляция правового образования осуществляется, во-первых: законами в контексте структуры образования Украины; во-вторых: подзаконными нормативно-правовыми актами.

Следует отметить, что кроме национального законодательства правовые отношения регулируются международными актами, ратифицированными Верховным Советом Украины. Международными актами о защите прав человека в сфере образования являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о правах ребенка, Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека и другие документы.

Образовательные правоотношения состав-

ляют содержание, объект и субъекты правового образования. Сосредоточим внимание на субъектах образовательных правоотношений. По нашему мнению, субъектов процесса правового образования уместно разделить на виды, критерием разделения взяв их функциональные показатели. Субъектами относительно распространения, организации и выполнения вопросов правового образования выступают органы государственной власти: высший орган государственной власти - Кабинет Министров Украины, и, соответственно, центральные и местные органы государственной исполнительной власти, а именно: министерства (Министерство образования и науки Украины, Министерство юстиции Украины, Министерство внутренних дел Украины, Министерство обороны Украины, Министерство культуры Украины, Государственное агентство по вопросам науки, инноваций и информации Украины, Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины) и другие органы государственной исполнительной власти, Президент Украины, Всеукраинский межведомственный координационно-методический совет по правовому образованию населения, Правительство Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, органы самоуправления, предприятия, учреждения и организации.

Субъектами относительно исследования проблем правового образования является Институт государства и права имени В.М. Корецкого Национальной академии наук Украины, Национальная юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого, учебные заведения, государственные заведения культуры (центры культуры и досуга, дома культуры, кинотеатры, библиотеки и другие), общество «Знание», непосредственное участие юристов.

Субъектами относительно приобретения и использования правовых знаний являются широкие слои населения, а именно: дети дошкольных воспитательных заведений, ученики общеобразовательных учебно-воспитательных заведений (где объем и содержание дисциплины «Основы правоведения» определяется потребностью общества в подготовке пра-восознательного гражданина); ученики профессиональных учебно-воспитательных заведений, студенты высших учебных заведений, учебных заведений повышения квалификации и переподготовки кадров (где объем и содержание

дисциплины «Правоведение» обусловлен высокими требованиями к квалификации работников); работники предприятий, учреждений и организаций разных форм собственности.

Следовательно, для всего населения страны, независимо от национальности, пола, социального происхождения и имущественного состояния, вероисповедания, местожительства и состояния здоровья, обеспечивается равный доступ к качественному правовому образованию. Реализация этого права предусматривает прозрачность, гибкий учет демографических, социальных и экономических изменений.

Таким образом, правовая система страны отводит значительное место правовому статусу человека и гражданина, центральным элементом которого являются права, свободы и обязанности в сфере правового образования, поскольку именно в правах, свободах и обязанностях юридически оформляются стандарты поведения человека и гражданина.

Прежде чем выделить место правового образования в контексте развития правового сознания населения, исследуем влияние национального фактора на правовое сознание личности.

Проблема правового сознания нашла свое отображение в научных работах H.H. Алексеева, H.A. Бердяева, Ю.С. Гамбарова, И.А. Ильина, М.М. Ковалевского, Э.В. Кузнецова, И.В. Михайловского, С.А. Муромцева, П.И. Нов-городцева, Л.И. Петражицкого, A.B. Полякова, Д.А. Потопейк, B.C. Соловьева, E.H. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича. и многих других.

При современных условиях развития украинского общества «Большой энциклопедический юридический словарь» характеризует термин «правосознание» в системе, а именно: как форма общественного сознания, которая отображает отношение субъектов правоотношений к действующему праву; как идейный источник объективного юридического права; как средство толкования норм права, их воплощения, в фактическом правовом поведении субъектов права, соблюдения законности; как инструмент обеспечения уважения к праву [4, с. 696]. Как видим, правосознание является сложным образованием, при исследовании которого следует использовать комплексные методики, которые применяют для раскрытия сложных общественных структур и систем.

Современная практика национальной жизни

и междунациональных отношений подтверждает тот факт, что влияние национальных особенностей на правовое развитие и на правовое сознание личности является существенным. В связи с ростом роли национального фактора в системе общественного развития изучение проблемы влияния национальных особенностей на становление и развитие правосознания населения, особенно ученической молодежи, становится сегодня одной из актуальных. Практический и научный интерес относительно влияния национальных особенностей обусловлен процессами демократизации общественной жизни и государственно-правовым реформированием.

Авторской идеей является существование термина «национального правового сознания» как формы правового сознания, которое объединило характерные черты двух видов сознания: правового сознания и национального сознания. Известно, что одним из структурных компонентов правосознания есть взаимосвязь правовой идеологии и правовой психологии. Ядром правовой идеологии является знание о праве, о его элементах - нормах и ценностях. Правовая психология охватывает совокупность правовых чувств, переживаний, отражает жизненные отношения, характерные для конкретного человека, разных групп населения, нации, народности. Правосознание в целом является объективно существующим набором национальных идей и взглядов, которые отображают критику права, отношения общественной группы и индивидов к праву как целостному социальному институту, его системе и структуре, отдельным законам и другим элементам правовой системы [5, с. 701]. Национальное же сознание возникает и развивается как отображение, как зеркало национальной идеи относительно жизнедеятельности нации, ее ценностей и стремления к усовершенствованию своей государственности, осознания себя самобытным народом [6, с. 21]. Именно национальная идея народа заложена непосредственно в содержании права.

По нашему мнению, фундаментальное значение для становления и развития национального правового сознания имеют духовность, мораль, религия соответствующего этноса [7, с. 114]. Относительно субъектов процесса правового образования особенное внимание следует уделить именно ученической молодежи, так как одновременно с учебой в

общеобразовательном учебном заведении у ребенка формируются мировоззрение, система ценностей, интеллект, культура. Как известно, целью правового образования есть не только практическая реализация образовательной функции, но и воспитательное направление правового сознания и правовой культуры. Исходя из этого, главным заданием учебно-воспитательных заведений должно быть обеспечение надлежащих условий для получения правовых знаний, формирования умений и навыков, жизненной позиции, системы ценностей, компетентности, от которых зависит развитие гражданского общества и правового государства [12, с. 77].

В современное время систему правового образования учеников общеобразовательных учебных заведений составляют: Правоведение. Практический курс. Программа для общеобразовательных учебных заведений. 9 класс, что введена с 2009-2010 учебного года; Основы правоведения. Программа для общеобразовательных учебных заведений. 10 класс, которая преподается в старшей школе; Правоведение. Программа для профильных классов общеобразовательных учебных заведений, что изучается в 10-11 классах [8, с. 231].

Одним из субъектов относительно подготовки учителя новой генерации для учеников общеобразовательных учебно-воспитательных заведений есть Институт политологии и права (дальше Институт) Национального педагогического университета имени М.П. Драго-манова. Актуальным в создании Института было обеспечение эффективной организации учебного процесса в сфере правоведения, а именно учебно-воспитательной, научно-методической и организационной работы.

В своей работе учебное заведение руководствуется законами Украины «Об образовании», «О высшем образовании», «Об общем среднем образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О научной и научно-технической деятельности», приказами Министерства образования и науки Украины, решениями Ученого совета университета и ректората. Главным заданием Институту является подготовка высокопрофессиональных специалистов в отрасли правоведения. Исходя Закону Украины «О высшем образовании», Институт осуществляет подготовку для разных типов учебно-воспитательных и высших учебных

заведений специалистов образовательно-квалификационных уровней «бакалавр» специальность 6.060100 - «Правоведение», «специалист» специальность 7.060101 «Правоведение» «магистр» специальность 8.060101 «Правоведение» базового и высшего уровней высшего образования за профессиональным направлением «Право», присваивая выпускникам квалификацию «Бакалавр права», «Специалист права. Преподаватель правоведения», «Магистр права. Преподаватель права» [1, с. 5].

Структурными единицами Института являются кафедры: теории и истории государства и права (заведующий - Б.И. Андрусишин); политических наук (заведующий - О.В. Бабкина); гражданского и трудового права (заведующий - С.И. Шимон); криминального права и процесса (заведующий - В.П. Микулин); методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин (заведующий - А.А. Булда); экономической теории (заведующий -В.В. Радченко); политологии и государственного управления (заведующий - К.О. Ващенко); правоведения (заведующий - И.О. Салтовский); образовательной политики (заведующий - Е.М. Сулима) [3, с. 101].

Кроме того, учебный процесс обеспечивают вспомогательные подразделы: Библиотека и читальный зал общественно-политической литературы; Центр правовой помощи; Центр правового образования и науки; Криминалистическая лаборатория; Центр политического анализа и прогнозирования; Кабинет инновационных технологий социально-гуманитарного образования; Учебно-методическая лаборатория «Зал судебных заседаний» [2, с. 293].

В контексте развития системы правового образования учеников общеобразовательных учебных заведений, особенное внимание дирекции Института направлено на работу методических семинаров на кафедрах института, как важного методического звена

усовершенствования учебно-воспитательного процесса, учета современных тенденций относительно развития национального правового сознания, связанных с внедрением новаций Болонского процесса.

Следовательно, обмен опытом, обсуждение актуальных вопросов на методических семинарах позволяют руководству Института найти эффективные пути организации учебной деятельности,научнойработы,профессионально-ориентационной направленности.

Теоретико-правовой анализ системы правового образования Украины позволил автору прийти к выводу о том, что развитие правового образования возможно только с учетом многофакторности изменений, происходящих в современном обществе и правовом государстве. При этом главной задачей для руководства страны является обеспечение приоритета именно развития правового образования ученической молодежи, наиболее гибкого субъекта воспитания.

По мнению автора, изменения, происходящие в общественном сознании и правосознании в частности, основаны на трансформации как структуры социальных связей между членами информационного общества, так и системы ценностей. Существование национального правового сознания обусловлено, во-первых: утверждением через правовое сознание национальной идеи, культурно-исторических ценностей народа, его традиций и духовности, во-вторых: содействием национальной самоидентификации. Важной особенностью нации является то, что она владеет особенным идейно мировоззренческим и нормативным составом, стилем мышления, менталитетом, ощущением собственного приличия.

Подытоживая изложенное, приведено собственное определение, а именно: национальное правовое сознание - это форма правового сознания, концептуальным выражением которой представляется объективное и субъективное право.

Список литературы

1. Андрусишин Б. Правознавщ для освгги // Освгга. - 2013. - 15-22 травня. - С. 4-5.

2. Андрусишин Б.1. Загальш засади оргашзацп навчального процесу з правознавства у ВНЗ у процес гармошзацп втизняно1 осв^ньо! системи до стандарт болонського процесу // Шосп юридичш читання: Матерiали Мiжнародноl науково! конференци, 22-23 кв^ня 2010 р.: зб.тез доповщей. - Т. 1. - К.: Вид-во НПУ iм. М.П. Драгоманова, 2010. - С.291-294.

3. Андрусишин Б.1. Кадри для освггньо! галузк проблеми тдготовки // Науковий часопис НПУ

iMeHi М.П. Драгоманова. CepiH № 18. Економша i право: зб. наукових праць. - Випуск 2. - К.: Вид-во НПУ iMeHi М.П. Драгоманова, 2005. - С. 96-105.

4. Великий енциклопедичний юридичний словник / За ред. акад. НАН Укра!ни Ю.С. Шемшученка. - К.: ТОВ „Вид-во „Юридична думка", 2007. - 992 с.

5. Дмирпенко Ю.М. Чому укра!нська правова свщомють - укра!нська? // Держава i право: Збipник наукових праць. Юридичш i полiтичнi науки. - Випуск 44. - К.: 1н-т держави i права iм. В.М. Корецького НАН Укра!ни, 2009. - С. 699-708.

6. Зотова Т.В. Воспитание человечности у подростков и их родителей: Самоучитель родителю, учителю, студенту. - М.: «Ликбез», 2002. - 64 с.

7. Кот М.З. Теоpiя i методика виховно! роботи: Навчальний пошбник. - К.: Вид-во НПУ iменi М.П. Драгоманова, 2011. - 216 с.

8. Потапенко Н.А. Оpганiзацiйно-пpавовi засади розвитку правово! освгги у загальноосв^шх навчальних закладах Укра!ни // Альманах права. Основоположш принципи права як його щннюш вимipи. Науково-практичний юридичний журнал. Випуск 3. - К.: 1н-т держави i права iм. В.М. Корецького НАН Укра!ни, 2012. - С.229-233.

9. Про Нацiональну доктрину розвитку осв^и Укра!ни: Указ Президента Укра!ни вiд 17 квiтня 2002 року № 347/2002 [Електронний ресурс] // Законодавство Укра!ни. - Режим доступу: http:// zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg= 347%2F2002

10. Про Нацюнальну програму правово! осв^и населення: Указ Президента Укра!ни вщ 18 жовтня 2001 року № 992/2001 // Офщшний вiсник Укра!ни - К., 2001. - № 43. - С. 192.

11. Про Програму правово! осв^и населення Укра!ни: Постанова Кабшету Мшс^в Укра!ни вiд 29 травня 1995 року № 366 // 1ПС „Законодавство", верая 2.6.3.

12. Становлення та розвиток шкшьно! правово! освгги Укра!ни (1991 - 2007 роки): моногpафiя. / Гуз А.М. - К.: Видавничо-полiгpафiчний центр „Ки!вський ушверситет", 2009. - 431 с.

Украина зацдарымен жэне зацга тзуелдг актыергмен жузеге асырылатын щущыщтыщ бШм беру саласындагы щатынастардыц щущыщтыщ реттелу1 зерттелген. Украинаныц щущыщтыщ бтм беру жуйеашц щурама элементтер1 бвл1п корсеттген. «¥лттыщ щущыщтыщ сана» термит щущыщтыщ сана нысаныреттде авторлыщ идея болып табылады. Ощушы жастарга ерекше назар аударылган.

Ty^h свздер: щущыщтыщ бтм беру, щущыщтыщ басщару, бтм берудег1 щущыщтыщ щатынастар, улттыщ щущыщтыщ сана, щущыщтыщ сана, улттыщ идея, субъектi.

Исследована правовая регуляция отношения в сфере правового образования, осуществляемая законами Украины и подзаконными актами. Выделены составные элементы системы правового образования Украины. Авторской идеей является термин «национальное правовое сознание» как форма правового сознания. Особенное внимание уделено ученической молодежи.

Ключевые слова: правовое образование, правовая регуляция, образовательные правоотношения, национальное правовое сознание, правовое сознание, национальная идея, субъект.

The legal adjusting of relation in the field of legal education, carried out the laws of Ukraine and podzakonnymi acts is investigational. The component elements of the system of legal formation of Ukraine are selected. An author idea is a term „National legal consciousness" as forms of legal consciousness. The special attention is spared student's young people.

Keywords: legal education, legal adjusting, educational legal relationships, national legal consciousness, legal consciousness, national idea, subject.

Наталия Анатольевна Потапенко,

М.П. Драгоманов атындагы ¥лттьщ педагогикалыщ университет Саясаттану жэне институты мемлекет жэне тарихы мен теориясы кафедрасыныц о^ытушысы (Киев

^^кыктык; бiлiм берудщ элеуметтж к^ндыль^ы

Потапенко Наталия Анатольевна,

преподаватель кафедры теории и истории государства и права Института политологии и права Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова (г. Киев) Социальная ценность правового образования

Potapenko Natalia Anatolyevna,

teacher of department of theory and history of the state and right for Institute of political science and right for the National pedagogical university of the name of M.P. Dragomanov (Kiev). Social value of legal education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.