Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. - 2015.- № 1. - С. 89 - 93.
УДК 340
ПРАВОВЕДЕНИЕ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕЮРИДИЧЕСКОГО
ПРОФИЛЯ
Поддубняк А. А.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
Одной из обязательных дисциплин для большинства специальностей неюридического профиля в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами является учебная дисциплина «Правоведение». Включение данной дисциплины в образовательные стандарты подтверждает актуальность ее преподавания, не вызывает сомнения в необходимости ее преподавания, что, в свою очередь, обусловлено стремлением к формированию правовой реальности и повышению правовой культуры у студента, к уважению к законам и другим нормативным актам Российской Федерации. От образовательных учреждений требуется уточнение подходов к содержанию правовых дисциплин и процесс правового воспитания студентов. Основная задача курса «Правоведение» — выработка у студентов законопослушания, дать знания норм права, регулирующих правоотношения, в которые будут вступать выпускники вузов в процессе трудовой деятельности, участия в политической жизни страны, реализации личных прав и свобод. Становление гражданского общества, государственной правовой системы, демократизация общественных отношений способствует активности личности как субъекта этих отношений. Это предопределяет необходимость получения учащимися знаний о государственно-правовых явлениях, которые являются одним из ведущих средств упорядочения общественных отношений, без которых сегодня не может обойтись ни один человек.
Ключевые слова. Правоведение, закон, правовая культура, студент неюридического вуза, нигилизм, правовое государство.
Государственная политика Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, курс на которую был провозглашен в 2011 году, определяет, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов [2].
Построение правового государства, кризис в политической, социальной сферах, обновление законодательства обусловливают необходимость особого внимания к проблемам правового образования. Для России проблема наличия правового нигилизма, как у взрослых, так и у подростков, является довольно-таки актуальной, так как одной из целей нашей государственной политики является построение правового государства и развитие гражданского общества. Российское государство определяется Конституцией РФ как правовое. Правовым государством называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах. Главное в идее правового государства -
89
связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов. Смысл правового государства раскрывается в статьях 1 и 2 Конституции РФ, согласно которым Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства [1].
Реализация конституционного положения об обеспечении и защите прав и свобод человека является важнейшим направлением государственной политики и надежной базой формирования гражданского общества. Применительно к подготовке специалиста это означает формирование поколения, уважительно относящегося к законам, умеющего использовать правовые знания в профессиональной деятельности и защищать свои права, формирование у граждан убеждения в абсолютной ценности права, в его универсальном характере. Воспитывать правовое сознание людей государство должно не только при помощи всей системы эффективного механизма правового регулирования и применения правовых норм, но и через правовое образование.
Современные концепции правового государства основаны на идеях Канта (1724-1804 гт.), Монтескье (1689-1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и XIX вв., таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Еще в Древней Греции античные мыслители - Сократ, Платон, Аристотель -сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона. Аристотель, например, утверждал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя», что закон должен властвовать над всем.
Жить в правовом государстве - значит подчиняться нормам и принципам права, господству закона. Построение правового государства невозможно без уважения к его законам. Поэтому каждый человек должен быть юридически грамотным, образованным, знать, понимать свои права и обязанности, уметь ими пользоваться. Существование правовой культуры предполагает не только существование у человека информации о законодательстве, принципах и нормах права, но и наличие внутренней потребности неукоснительного соблюдения требований закона. Воспитание уважительного отношения к праву реализуется только при наличии благоприятных условий для человека: уровня общей культуры, традиций, воспитания, направленного на недопущение агрессивного отношения к праву, к проявлениям правового нигилизма. Недостатки в правовом воспитании в учебных заведениях, малорезультативная деятельность по профилактике правового нигилизма приводят к неуважительному отношению студентов к праву, к несостоятельности образовательных учреждений в формировании у молодого поколения высокой правовой культуры. Вместе с тем отсутствие у молодых людей полноценного жизненного и социального опыта, неумение в полной мере реализовывать свои возможности и способности, отстаивать свои права и интересы законным способом, рационально использовать свои силы и свободное время диктуют необходимость вмешательства взрослых в процесс личностного и профессионального роста молодых людей, создания нравственной и культурной среды, информационных, кадровых и материальных условий
90
образовательного и воспитательного процесса и досуга [5, с. 296-297]. Именно для этих целей существует дисциплина «Правоведение». Цель правоведения - дать первичное представление о государственно-правовых явлениях; сформулировать базовые юридические определения и понятия, с которыми можно столкнуться в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Сегодня во многих российских вузах студенты должны изучать дисциплину «Правоведение» независимо от того, какую специальность они выбрали: гуманитарно-социальную, здравоохранение, экономику и управление или иную. Начиная со школы все россияне овладевают основами знаний о российской правовой системе, о важнейших законах, регулирующих права и свободы граждан, о содержании российской Конституции. В непростых условиях современного развития российского общества высшая школа должна готовить специалистов не только как профессионалов своего дела, но и как высоконравственных людей со сформированным правосознанием. Основная цель дисциплины - введение студента в контекст российской и мировой правовой культуры, передача комплекса знаний и навыков, позволяющих ориентироваться в современной государственной и правовой действительности, самостоятельно оценивать явления общественной и политической жизни, формировать в отношении них личную нравственно-правовую позицию, успешно продвигаться в профессиональной деятельности.
Учебная дисциплина «Правоведение» является одной из обязательной для многих неюридических специальностей в соответствии с ФГОС - 3. Включение данной дисциплины в общие образовательные стандарты подтверждает актуальность ее преподавания, что, в свою очередь, обусловлено стремлением к формированию правовой культуры у студента и уважения к законам и другим нормативным актам Российской Федерации.
Термин «Правоведение» имеет немало терминологических характеристик. В общем смысле данным термином обозначают деятельность по изучению, исследованию и освоение права, «систему специальных общественных знаний, в пределах и посредством которой осуществляется теоретико-прикладное освоение правовой действительности» [4, с. 114]. Как учебная дисциплина правоведение имеет более узкий смысл. Он сводится к тому, что студентам неюридических направлений подготовки даются знания о праве и государстве, их основах, а также освещается современное состояние российской правовой системы.
У большинства студентов неюридических вузов зачастую отсутствует четкое понимание того, зачем им нужно изучать дисциплину «Правоведение». На первых занятиях со студентами их мнение обычно сводится к тому, что данную дисциплину должны изучать юристы, а они - студенты неюридических вузов - в случае необходимости всегда смогут обратиться за помощью в юридическую консультацию. Наша задача как преподавателей состоит в том, чтобы донести студентам, насколько необходимо, важно, интересно изучать действующее законодательство, как личности, как гражданину, чтобы знать свои права и обязанности, уметь ими пользоваться, быть способными защитить себя от нарушений как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Ведь каждый из студентов — это будущий экономист, врач, руководитель производства, в подчинении у которого будут находиться люди, который должен знать, что можно требовать от своих подчиненных, иметь четкое представление о своих обязанностях, воздерживаться от нарушения прав других граждан и организаций и т. д. Известные фразы гласят: «Незнание за-
91
кона не является оправданием, незнание факта является оправданием», или «Незнание законов не освобождает от ответственности». Необходимо каждому студенту быть вооруженным в правовом поле, ибо четкое знание закона — один из методов предупреждения правонарушений.
В качестве педагогических рекомендаций по совершенствованию процесса преподавания дисциплины «Правоведение» в неюридических вузах можно выделить следующие:
- в процессе преподавания основной упор делать на правовоспитательную работу со студентами: на формирование уважительного отношения к праву в целом, к системе действующих в обществе законодательных норм, законопослушание, ориентацию в повседневной жизни и профессиональной деятельности на осознанное соблюдение требований законов, стремление к их реализации;
- стимулировать приобретение студентами социально-профессионального опыта в период их обучения, для чего увеличить долю активных форм обучения, традиционные лекции и практические занятия должны сочетаться с проведением тематических дискуссий, деловых игр, учебно-практических конференций, решением практических задач в соотвествии со специализацией студентов;
- следует более тесно увязывать преподавание данной дисциплины со специализацией студентов, правовыми вопросами, решаемыми в ходе их будущей профессиональной деятельности.
Система высшего образования с помощью курса правовых дисциплин, в том числе и «Правоведения», должна удовлетворить потребность студентов в квалификации высокого уровня и обеспечить его конкурентоспособность в сфере приложения труда, необходимо информировать студентов о положении на рынке труда и их правах в этой сфере, готовить специалистов, умеющих самостоятельно правовыми средствами разрешать конфликтные ситуации.
Разработка научно-методических основ преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах требует учета возрастных особенностей студентов, которые рассмотрены в работах Б.Г. Ананьева, И.С .Кона, А.В. Мудрика и др. В контексте изучения научно-методических основ преподавания правовых дисциплин в вузах культуры и искусств большой интерес представляют исследования А. А. Аронова, Т.И. Баклановой, М. Г. Данильченко, А.Д.Жаркова, Л.С.Жарковой, Е.И.Ждановой, В.И.Закутского, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Н.В.Кротовой, В.С. Садовской, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова и др.
Государство должно учитывать все социально-экономические факторы, влияющие на правосознание молодежи, решать все ее проблемы, ставя в ряду важнейших задач совершенствование процесса гражданского, патриотического, нравственного и правового воспитания молодого поколения. Формирование правосознания студентов является настоятельной потребностью развития общества, фактором стабилизации и выживания России и целью преподавания правовых дисциплин.
Имеющиеся «пробелы», недостатки тех или иных правовых норм в российском законодательстве не должны перерасти в нигилистическое отношение к праву. На конкретных примерах надо убедить студентов в том, что право справедливо, что оно выражает общественные потребности, интересы подавляющего большинства людей.Основная задача курса «Правоведение» — выработка у студентов законопос-лушания, передача знания норм права, регулирующих правоотношения, в которые будут вступать выпускники вузов в процессе трудовой деятельности, участия в политической жизни страны, реализации личных прав и свобод.
Согласимся с положениями, характеризующие систему взглядов на научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридическом вузе, обозначенными в своем исследовании Болониной С. В.:
92
1. Целью преподавания в неюридических вузах должно быть формирование положительно ориентированного правового сознания будущих специалистов (системы юридических знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, правовых установок, регулирующих поведение личности в юридически значимых ситуациях).
2. Содержание курса правовых дисциплин базируется на концепции естественных неотчуждаемых прав человека и включает знания правового положения личности в обществе, знания отдельных отраслей права и законодательства, которые непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов.
3. Оптимизация преподавания правовых дисциплин в неюридическом вузе может быть достигнута в процессе использования информационных компьютерных технологий и оригинальных учебно-профессиональных заданий [3, с. 24].
Право — это важное достижение человеческой цивилизации, которое возникло еще в древности и в течение длительного времени влияет и будет влиять на жизнь общества в целом и каждого человека в частности.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан//Российская газета. № 151. 14.07.2011.
3. Болонина С.В. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2000. - 45 с.
4. Алексеев С.С. Общая теория права. 3 изд. перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009.
5. Кабакович Г. А., Хамитова Г.Ш. Модель правового образования и воспитания российской молодежи как способ решения социальной проблемы правового нигилизма// Вестн. Башкирского ун-та. -2012. - Т.17. - №1.
Poddubniak A. Jurisprudence: relevance of teaching in educational institutions of higher education of the nonlegal profile // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical science. - 2015. - № 1.- Р. 89 - 93.
One of the compulsory discipline for the majority of non-legal professions profile in accordance with the federal state educational standards is an academic discipline "Law". The inclusion of this discipline in the educational standards confirms the relevance of its teaching, there is no doubt of the necessity of teaching, which, in turn, motivated by the desire to create a legal reality and improving the legal culture of the student, to respect the laws and other normative acts of the Russian Federation. The main objective of the course "Law" - to develop the students' law-abiding, to give knowledge of the law regulating the legal relationship in which graduates will be joining in the course of employment, participation in the political life of the country, the implementation of individual rights and freedoms. The formation of civil society, the state legal system, democratization of public relations contributes to activity of the individual as the subject of the relationship. This predetermines the need for students knowledge of state-legal phenomena, which are one of the leading means of ordering social relations, any one person can not do without it.
Keyword: Jurisprudence, law, legal culture, student of Extralegal education, nihilism, legal state.
93