Научная статья на тему 'Особенности преподавания правовых знаний в медицинском ВУЗе'

Особенности преподавания правовых знаний в медицинском ВУЗе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
916
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовые знания / медицинское право / правовая культура / правосознание / legal knowledge / medical right / legal culture / sense of justice

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гецманова Ирина Васильевна

В данной статье обосновывается значение преподавания в медицинском ВУЗе не только правоведения, но и медицинского права, взаимосвязь правовых и нравственных аспектов профессиональной медицинской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHING LEGAL KNOWLEDGE IN MEDICAL SCHOOL

In this article value of teaching locates in medical school not only jurisprudence, but also the medical right, interrelation of legal and moral aspects of professional medical activity.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания правовых знаний в медицинском ВУЗе»

7

необходимо учитывать и некоторые индивидуальные особенности личности в их совокупности: пол, возраст, род занятий и т.д. Так, М.Д. Шаргородский писал, что «шрам на лице, который может обезобразить молоденькую балерину, может почти не испортить лицо отставного боцмана» [6]. В данном случае судом были взяты за основу лишь противоречивые выводы судебно-медицинской экспертизы о том, что «операции блефаропластика верхних век, установка золотых нитей, липосакция ... выполнены в соответствии с установленными методиками и отклонений не имеют; каких-либо существенных дефектов при проведении пластических оперативных вмешательств не было допущено». Размер заявленных исковых требований морального вреда - 1 500 000 рублей судом был существенно занижен до 100 000 рублей.

Таким образом, в сфере реализации информационных прав пациента основной проблемой выступает

недостаточное информирование пациентов о характере и особенностях предстоящих вмешательств, его рисках и последствиях для здоровья, являющиеся типичными нарушениями нормативных требований. Правильное определение объема такой информации и форм ее предоставления для разных категорий пациентов требует правового разрешения в целях устранения ущемления прав граждан. Преодоление формального подхода к получению информированного добровольного согласия видится в разработке и детализации бланков для отдельных видов вмешательств с участием в этой работе юристов, специалистов в области медицинского права, а также нормативном закреплении заблаговременного, а не в день проведения оперативного вмешательства, получения информированного согласия. Рассмотренные вопросы требуют целенаправленной работы на законодательном, отраслевом и локальном уровнях.

Литература:

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) //Российская газета. - N 263, 23.11.2011.

2. О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 (ред. 13.07.2015 //Российская газета. - N 8. - 16.01.1996.

3. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 //Российская газета. - N 233, 10.10.2012.

4. Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи: Приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2012 N 390н //Российская газета. - N 109, 16.05.2012.

5. Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства: Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н (ред. от 10.08.2015) //Российская газета. - N 145, 05.07.2013.

6. Шаргородский М.Д. Преступления против жизни и здоровья. — М., 1948. — С. 329.

© И.В. Гецманова, 2015 УДК 340.6

И.В. Гецманова

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Кафедра медицинской кибернетики (зав. кафедрой - проф. К.А. Виноградов) ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ

В данной статье обосновывается значение преподавания в медицинском ВУЗе не только правоведения, но и медицинского права, взаимосвязь правовых и нравственных аспектов профессиональной медицинской деятельности.

Ключевые слова: правовые знания, медицинское право, правовая культура, правосознание.

FEATURES OF TEACHING LEGAL KNOWLEDGE IN MEDICAL SCHOOL I.V. Getsmanova

In this article value of teaching locates in medical school not only jurisprudence, but also the medical right, interrelation of legal and moral aspects of professional medical activity.

Key words: legal knowledge, medical right, legal culture, sense of justice.

Правовое воспитание выступает составным компонентом идеологии любого государства. В соответствии с Концепцией правовой реформы изучение основ правовых знаний входит в программу обучения ВУЗов всех неюридических специальностей. Но для будущих врачей правовое обучение имеет особое значение. В этом убеждают многочисленные исследования гражданских и уголовных дел, связанных с неблагоприятными исходами медицинских вмешательств, нарушениями прав пациентов.

К сожалению, не наблюдается снижения числа таких конфликтов, а прослеживается тенденция к росту. При этом в российской правоприменительной практике по данной категории дел остаются неразрешенными многие вопросы, связанные с правовой и экспертной оценкой

медицинских происшествий, неправомерным и правомерным причинением вреда. Вовлеченные в конфликт медицинские работники, не имея достаточной юридической подготовки, а также финансовой возможности для оплаты квалифицированной юридической помощи, не могут отстоять свои законные права и интересы. К сожалению, не является редкостью случаи вынесения необоснованных судебных решений по уголовным и гражданским делам в сфере медицины, отсутствие единообразия правовой оценки по сходным ситуациям, что вызывает острые дискуссии среди юристов и врачей.

Профессиональная медицинская деятельность пронизана многочисленными правовыми нормами, входящими в состав законов, локальных и ведомственных

8

приказов, инструкций и т.д. Одна из непростых задач вузовского обучения - приобретение навыков ориентирования в этой иерархической системе, чтобы оперативно находить и правильно использовать нужную правовую информацию. Объём нормативных актов в сфере медицины растет не только за счет федеральных законов, но и значительного числа постановлений Правительства РФ, приказов и инструкций министерства здравоохранения РФ. Наше законодательство весьма динамично, постоянно изменяется и дополняется, что создает непростые условия для правоприменительной, научной и преподавательской деятельности. Все вышесказанное обосновывает необходимость дальнейшего совершенствования преподавания правовых дисциплин в медицинском ВУЗе и включения в программу, помимо правоведения, отдельной дисциплины, называемой «Медицинское право». Данная дисциплина призвана охватить нормативную основу медицинской деятельности и конфликтные ситуации в сфере медицины, требующие правовой и экспертной оценки.

В Красноярском медицинском университете им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого правовые знания по основным отраслям права даются в рамках дисциплины «правоведение», которая преподается в течение одного семестра на первом (втором) курсе основных факультетов. Программа рассчитана на десять лекционных и семнадцать семинарских занятий, включая итоговое зачетное занятие. За относительно небольшой промежуток времени необходимо изучить значительное количество нормативного материала, относящегося к разным юридическим наукам и отраслям права: теории государства и права, конституционному, гражданскому, семейному, трудовому, административному, уголовному и медицинскому праву. По изучаемым отраслям права нами разработано большое количество ситуационных задач, где студентам следует произвести правовую оценку ситуаций, приобретая навыки использования информационно-поисковых систем с нормативным материалом. При этом для темы «медицинское право» предусмотрено одно лекционное занятие, а также одно семинарское занятие. Не секрет, что временные возможности для изучения данной темы довольно ограничены. Отдельной дисциплины и кафедры с названием «Медицинское право», к сожалению, нет, поэтому приходится преломлять в тематике изучения отдельных отраслей права вопросы, связанные с медицинской деятельностью. Для этого, начиная с прошлого года, мы начали активно использовать размещаемые в сети «Интернет» тексты реальных судебных решений о конфликтах в сфере медицины, анализ и обсуждение которых занимает значительную часть учебного времени. Это, наряду с решением ситуационных задач, способствует погружению студентов в реальные условия судебного процесса, позволяет быстрее овладевать юридической терминологией, а также получать определенные практические навыки применения правовых знаний для разрешения конфликтных ситуаций.

В подавляющем большинстве студентами 1 курса являются выпускники школ, почти не имеющие правовых знаний и жизненного опыта. На первом занятии большинство студентов на вопросы: «Какие законы Российской Федерации Вы читали?», «Какие ветви власти Вам известны?» дают отрицательные ответы. Больших усилий требуется убедить некоторых студентов, что изучение правовых основ для будущего врача не менее важно, чем постижение специальных медицинских дисциплин, и без знания норм, регулирующих профессиональную медицинскую деятельность, врач не сможет надлежащим образом выполнять свои профессиональные обязанности.

Опыт показывает, что наиболее оптимальным периодом усвоения правовых знаний являются старшие курсы обучения, с использованием метода погружения. К этому времени студенты, как правило, приобретают некоторый опыт работы в медицинских учреждениях. По своему уровню развития они, в отличие от первокурсников, способны более четко осознать необходимость для будущего врача освоения правовых знаний, проявляя большую заинтересованность в изучении материала.

В сложных условиях развития современного общества, когда произошел слом нравственных ориентиров, высшая школа должна готовить не только профессионалов своего дела, но и нравственно чистоплотных людей с высоким уровнем правосознания.

Моральный самоконтроль нравственной личности, ее самооценка осуществляется совестью, благодаря которой осознается долг и ответственность перед обществом. Совесть заставляет человека мучительно разбираться в причинах, мотивах своих неправильных действий, отвечать на вопросы: «Что я сделал не так?», «Почему я сделал не то?», творить собственный внутренний суд над своими мыслями, желаниями, словами, поступками, проступками. Ф.М. Достоевский писал: «Вот, например, человек образованный, с развитой совестью, с сознанием, сердцем. Одна боль собственного его сердца, прежде всяких наказаний, убьет его своими муками. Он сам себя осудит за свое преступление беспощаднее, безжалостнее самого грозного закона» [1].

Правовая культура включает в себя два понятия: правосознание и правовую психологию. Если правосознание - это объем правовой информации, содержащийся в сознании, то правовая психология - это внутреннее отношение человека к нормам права. И отношение это в рамках правомерного поведения может быть различным - от уважения к закону и желания исполнять его до правового нигилизма.

Правосознание во многом ориентируется на рационально-нравственные оценки. Между нравственностью и правом существует теснейшая связь: право в самом себе имеет и нравственный смысл. Различие между ними состоит, в частности в неограниченности чисто нравственных состояний и норм и ограниченности правовых требований [2]. Каждую правовую ситуацию можно и нужно рассматривать и с нравственных позиций. Если акушер-гинеколог в корыстных целях убеждает бесплодную женщину в том, что та беременна, затем в необходимости проведения дорогостоящего обследования, после чего имитирует аборт [3], это говорит не только о преступном характере действий врача, но и о чудовищной моральной деградации, недостаточном внимании в процессе становления такого «профессионала» к нравственным аспектам. Криминогенная деформация личности выступает следствием нравственной деформации.

Откровенные материальные приоритеты, недостаток внимания к пациентам некоторые наиболее откровенные медицинские работники пытаются оправдать низкими размерами зарплат (по принципу: государство делает вид, что нам платит, а мы делаем вид, что работаем). Но недостаточный уровень зарплаты не освобождает от нравственных ориентиров.

Развитие технического прогресса, создание все новых материальных ценностей само по себе, к сожалению, не способно духовно возвысить человека. Технический прогресс не сделал человека нравственно совершеннее. В нагрузку к новым благам цивилизации часто приходят потребительское отношение к жизни, равнодушие, отчужденность людей, пораженных вирусом стяжательства. Жизненный

9

успех сводится к потреблению и обладанию вещами. Моральные нормы заменяются целесообразностью, успех немыслим без оттеснения противника. Ложь, двойная и тройная бухгалтерия в делах, в международных отношениях становятся привычным поведением человеческих сообществ. Обыденно-практический уровень правосознания стремится оценить действующие законы с позиции их соответствия нравственным требованиям, а теоретическое правовое мышление рассматривает действующее право с позиции его социального и политического смысла, его соответствия рациональным требованиям, объективно обусловленным реальным процессом общественной и политической жизни. Понимание права предполагает понимание того, что законно или незаконно, и осознание того, что исполнение его обязательно. По словам Ф.М. Достоевского, подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, есть только свинство [4].

Если высокий уровень правовой культуры и нравственности необходимы рядовому гражданину, то еще более высокий уровень требуется для тех, кто осуществляет вмешательства в человеческое тело и душу. Ведь здоровье - это самая большая ценность и благо, позволяющее человеку пользоваться всеми остальными благами.

Вышеизложенные рассуждения обосновывают неразрывную связь правового обучения с правовым воспитанием студентов медицинского вуза. Нужно стремиться не только давать студентам правовые знания, но и формировать как можно более добродетельный образ мышления, повышать уровень правосознания, правовой культуры, используя примеры бескорыстного, святого служения делу добра и помощи страждущим. Примером святого служения больным людям был профессор и

священник, причисленный к лику святых, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, чье имя носит Красноярский медицинский университет.

Нельзя не отметить наметившуюся тревожную тенденцию, отражающую критическую ситуацию с состоянием правосознания в студенческой среде: определенная часть студентов пытается отстаивать мнение о ненужности нравственной составляющей в работе врача. Задача представителей данной профессии, по их убеждению - устранять неполадки в организме путем правильного применения лекарственных средств и проведения медицинских вмешательств. В основе такой позиции лежит упрощенное понимание человека лишь как биологического существа без какой-либо духовной составляющей (следствие недостаточного внимания к моральным аспектам школьного и домашнего воспитания). Тем более тревожно, когда такие взгляды разделяют студенты, выросшие в семьях врачей.

В целом это является отражением состояния организации медицинской помощи в России, не позволяющей полноценно уделить внимание каждому пациенту, что само по себе требует отдельных исследований и «оздо-равливающих» систему здравоохранения продуманных и серьезных мер.

Таким образом, уровень правовой культуры врача во многом определяет его профессиональный уровень, поэтому дисциплины «Правоведение» и «Медицинское право» должны иметь существенное значение в профессиональном обучении в медицинском ВУЗе. При этом одной из задач обучения должно стать пробуждение трепетного отношения к чужим страданиям, привитие милосердия, чувства долга, жажды нравственности.

Литература:

1. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 12 т. — М., 1982. Т. 3. — С. 53-54.

2. Спиркин А.Г. Философия. — М.: Гардарики, 1999.— С. 725.

3. Гибадуллина Л.Т. Пациент как слабая сторона в обязательствах по оказанию медицинских услуг //Медицинское право. — 2015. - Ns

3. — С. 19-24.

4. Букреев В.И. Человек агрессивный. (Истоки международного терроризма). — М.: Флинта: МПСИ, 2007. — С. 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.