Научная статья на тему 'Преподавание дисциплины "Правоведение" в СПбГМУ им. Акад. И. П. Павлова'

Преподавание дисциплины "Правоведение" в СПбГМУ им. Акад. И. П. Павлова Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
112
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЕДЕНИЕ / JURISPRUDENCE / МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО / MEDICAL LAW / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / ПРАВОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / LEGAL THINKING

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Ягмуров О.Д., Зарафьянц Г.Н., Русанова А.И.

Рассмотрены основные задачи, стоящие перед преподавателями дисциплины «Правоведение» в медицинских вузах в соответствии с новым государственным образовательным стандартом. Представлены наиболее оптимальные и целесообразные, по мнению авторов, пути решения данных задач с учетом медицинской специфики вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Ягмуров О.Д., Зарафьянц Г.Н., Русанова А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching of jurisprudence in I. P. Pavlov St-Petersburg State Medical University

The paper deals with the main problems facing the jurisprudence lecturers of medical universities in view of the new State Educational Standard. The most optimal ways to solving the problem the authors present the most optimal and appropriate ways to solving the problems, taking into account specifics of medical universities.

Текст научной работы на тему «Преподавание дисциплины "Правоведение" в СПбГМУ им. Акад. И. П. Павлова»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XIX • №2 • 2012

© О. Д. Ягмуров, Г. Н. Зарафьянц, А. И. Русанова, 2012 г. УДК 34:378.961(470.23-2)

О. Д. Ягмуров, Г. Н. Зарафьянц, А. И. Русанова

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВЕДЕНИЕ» В СПбГМУ им. акад. И. П. ПАВЛОВА

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова

Преподавание дисциплины «Правоведение» по новым федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по специальностям «Лечебное дело», «Стоматология», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», вступившим в силу в 2011-2012 учебном году, дает возможность установить тесную взаимосвязь между, казалось бы, непрофильной для вуза дисциплиной «Правоведение» и клиническими дисциплинами. Это позволит повлиять на воспитание нового поколения современных врачей в правовом государстве, где регулирование отношений в сфере охраны здоровья предоставлено закону.

В мае 2011 г. Президент РФ утвердил «Основы госполитики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», в которых говорится, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

В указанном документе подчеркивается, что к факторам, оказывающим влияние на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания, в том числе, относится качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у обучающихся основ правосознания [2].

Осознание важности этого вопроса, по-видимому, и обусловило увеличение количества часов, отведенных для преподавания правоведения по ФГОС ВПО 3-го пересмотра, в 2 раза [1]. По 2-му образовательному стандарту, общая трудоемкость дисциплины на стоматологическом факультете составляла 54 часа, на лечебном факультете - 57 часов. Согласно 3-му образовательному стандарту, учебная нагрузка составляет по 108 часов на обоих факультетах.

В соответствии с введенным ФГОС ВПО, правоведение в основнык образовательный программах (ООП) отнесено к базовой (обязательной) части подготовки специалиста. При этом преподавание дисциплины предус-

мотрено на первых трех курсах обучения студентов в вузе. На стоматологическом факультете обучение будет осуществляться в два этапа во II и V семестрах (I и III курсы); на лечебном факультете - в один этап в III семестре (II курс) [1].

Такое распределение учебной нагрузки, по нашему мнению, не является оптимальным.

С одной стороны, правовая подготовка будущих врачей перед изучением клинических дисциплин дает возможность более осознанно овладеть профессиональными знаниями, исходя, в том числе, из правового регулирования оказания медицинской помощи в соответствии с действующим законодательством. В последние годы в РФ многое делается для правового регулирования медицинских вопросов. Ведется активная разработка и внедрение стандартов оказания медицинской помощи. 21 ноября 2011 г. быт принят Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым подробно разъясняет и усиливает правовую позицию как медицинского персонала, так и пациента. До настоящего времени не сложились единые взгляды на правила разрешения правовых споров, связанных с качеством оказания медицинской помощи. Если в недалеком прошлом в правоприменительной практике ведомственная точка зрения на ту или иную проблему в здравоохранении была приоритетной, то в современных условиях приоритетными являются права личности. Для разрешения возникающих споров медицинского характера необходимо, исходя из законных интересов субъектов права, принимать решения правовыми средствами, с учетом медицинской специфики.

В соответствии с новыми ФГОС ВПО, предусмотрены следующие требования к освоению ООП подготовки специалиста: выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК), в том числе способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем и процессов, значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, оценке политики государства, а также обладать профессиональными с точки зрения права компетенциями (ПК), в том числе способностью и готовностью реализовать этические и деонто-логические аспекты врачебной деятельности, нормативную правовую базу деятельности медицинского работника соответствующей специальности (знать основы законодательства РФ, основные нормативно-технические документы по охране здоровья населения, основы страховой медицины в РФ и т. п.) [1].

На основе вышесказанного представляется целесообразным разделить преподавание дисциплины «Правоведение» на два этапа: первый, включающий усвоение об-щекультурнык компетенций будущим врачом, в том числе правовой культуры, и второй, касающийся достижения им профессиональных компетенций.

На первом этапе до изучения студентами основных клинических дисциплин быто бы предпочтительнее дать им понимание теоретических положений современной

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

теории права и государства, публичного и частного отраслей права. Привить навыки работы с учебной и научной литературой, ориентирования в сложной системе действующего законодательства, самостоятельного подбора нормативных правовых актов к конкретной практической ситуации, развить способность анализировать современные государственно-правовые и экономико-правовые процессы, что неоспоримо способствовало бы осмыслению права как одного из важнейших социальных регуляторов общественных отношений.

Следующим этапом стало бы освоение правовых вопросов оказания медицинской помощи при изучении конкретных клинических дисциплин, а также организации здравоохранения. И как резюмирующая часть правового образования молодого врача выступило бы обобщение всех полученных ранее знаний, умений и навыков по вопросам правовой культуры гражданина РФ и медицинского права, а также изучение юридической ответственности медицинских учреждений и медицинских работников на старших курсах университета при изучении второй части дисциплины «Правоведение».

И хотя в новом государственном стандарте изучение дисциплины «Правоведение» на стоматологическом факультете запланировано в два этапа, к сожалению, оно предусмотрено только на младших курсах (I и III).

Содержанием педагогики права должны быть не только конкретные нормы закона, а, прежде всего, основные юридические понятия и конструкции, способы и формы их практического использования в различных правовых системах. Право должно преподаваться как наука (система научных знаний), а не как комментарий к действующему законодательству [4].

Широкая связь правовых и сугубо медицинских проблем подтверждает мнение о том, что преподавание права только на НП курсах медицинского института не дает желаемого результата. На этом этапе обучения студенты еще не имеют достаточного профессионального кругозора и соответствующего социального опыта, чтобы понять необходимость правовых знаний в практической деятельности врача [5].

В ходе реализации образовательной программы по правоведению, согласно ФГОС ВПО, задачей преподавателя является не только дать знания, несомненно являющиеся ядром правовой идеологии, но и сформировать эмоционально-волевую сторону личности, правовоззре-ние студента как гражданина РФ.

При этом особое значение приобретает введение и развитие на кафедре инновационных методов в преподавании правоведения (проведение деловых игр в виде организации судебных процессов с участием студентов в качестве судей и сторон процесса, с использованием, в том числе, комиссионных судебно-медицинских экспертиз по «врачебным делам»; контроль знаний методом тестирования с удаленным доступом, что является не только средством контроля, но и средством обучения и служит развитию и закреплению системного подхода к изучению правовых понятий, категорий, явлений; проведение те-

матических круглых столов, лекций-дискуссий, использование дистанционного обучения, системы Internet обеспечения учебного процесса и т. д.), а также проведение элективов по правоведению. Педагогический эффект от данных инноваций связан с развитием у студентов правосознания, выработкой у них логического мышления, развивающегося в процессе выбора правовых норм, их адаптацией в использовании российского законодательства в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.

Большое количество часов по ФГОС ВПО отводится на самостоятельную подготовку студентов, что является важной составляющей процесса обучения и формирования у студентов элементов самостоятельного правового мышления. Для реализации этой задачи в рамках самоподготовки на кафедре разработано выполнение контрольной работы по правоведению, включающей в себя четыре вида заданий: 1) ответы на вопросы (пять вопросов) по предложенному нормативно-правовому акту отрасли права, изучаемой по образовательной программе; 2) решение ситуационной задачи по медицинскому праву; 3) составление перечня законов и подзаконных актов, регулирующих предложенные преподавателем правоотношения; 4) анализ случая из судебной практики по предложенным преподавателем правоотношениям. Выполнение данной работы требует от студентов умения использовать правовые нормы, проводить правовой анализ нормативно-правовых актов, развивает навыки поиска и использования информации с электронных правовых сайтов.

Правовая педагогика, как отмечали ряд ученых правоведов (Н. С. Алексеев, Н. В. Дыбовская, В. Н. Бурлаков и др.), сможет стать самостоятельной областью знания и обрести собственный методический потенциал лишь при условии, если будет опираться на прочный фундамент знаний об объекте воздействия правового воспитания [3].

В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, преподаватели правоведения в медицинских вузах должны иметь два высших образования - не только юридическое, но и медицинское. Так, например, на кафедре судебной медицины и правоведения СПбГМУ преподаватели данной дисциплины имеют два высших образования: профильное (лечебное дело, со специализацией по судебной медицине, и стоматология) и юридическое, что позволяет освещать правовые вопросы, в том числе в области здравоохранения, в более широком и глубоком объеме с осознанием взаимосвязей и опытом личной практической реализации права.

Немаловажным фактором успешного усвоения дисциплины, особенно профессиональных компетенций, по нашему мнению, должно стать ее преподавание на кафедре судебной медицины и правоведения, так как вопросы медицинского права и юридической ответственности медицинских организаций и медицинских работников неразрывно связаны с профессиональной деятельностью врачей - судебно-медицинских экспертов. Существует и обратная связь - все аспекты деятельности

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XIX • N02 • 2012

в судебно-медицинской экспертизе базируются на процессуально закрепленной основе, т. е. неразрывно связаны с российским законодательством.

ВЫВОДЫ

1. Преподавание дисциплины «Правоведение» на всех факультетах целесообразно разделить на два этапа: первый, включающий усвоение общекультурных компетенций будущим врачом, в том числе правовой культуры, и второй, касающийся обучения и достижения профессиональных компетенций.

2. Изучение медицинского права и юридической ответственности медицинских учреждений и медицинского персонала на всех факультетах целесообразно проводить со студентами старших курсов (2-й этап) после изучения ими основных клинических дисциплин.

3. Для успешной реализации учебного процесса по дисциплине «Правоведение» в медицинских вузах оптимальным является наличие у преподавателя, наряду с юридическим, и медицинского образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по направлению Подготовки (специальности) 060101 лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»): Приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1118 // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис» Послед. обновление 19.12.11.

2. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология (квалификация (степень) «специалист»)»: Приказ Министерства образования и науки Российской Федера-

ции от 14 января 2011 г. № 16 // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». Послед. обновление 19.12.11.

3. «Основы госполитики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утв. Президентом Российской Федерации 4 мая 2011 г. // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». Послед. обновление 19.12.11.

4. Егоров В. В. Правовое образование в неюридических вузах: некоторые проблемы в педагогике права // URL: www/viperson.ru.

5. Бабаханян, Р. В., Волкова С. В. О методах преподавания курса «Правоведение» // Правоведение. 1994. № 1. С. 120-122.

РЕЗЮМЕ

О. Д. Ягмуров, Г. Н. Зарафьянц, А. И. Русанова

Преподавание дисциплины «правоведение» в СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова

Рассмотрены основные задачи, стоящие перед преподавателями дисциплины «Правоведение» в медицинских вузах в соответствии с новым государственным образовательным стандартом. Представлены наиболее оптимальные и целесообразные, по мнению авторов, пути решения данных задач с учетом медицинской специфики вузов.

Ключевые слова: правоведение, медицинское право, правовая культура, правовое мышление.

SUMMARY

O. D. Yagmurov, G. N. Zarafians, A. I. Rusanova

Teaching of jurisprudence in I. P. Pavlov St-Petersburg State Medical University

The paper deals with the main problems facing the jurisprudence lecturers of medical universities in view of the new State Educational Standard. The most optimal ways to solving the problem the authors present the most optimal and appropriate ways to solving the problems, taking into account specifics of medical universities.

Key words: jurisprudence, a medical law, legal culture, legal thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.